Домой

Учебное пособие Пермь 2011 ббк уо1Я7 Э40




НазваниеУчебное пособие Пермь 2011 ббк уо1Я7 Э40
страница1/21
Дата02.01.2013
Размер3.46 Mb.
ТипУчебное пособие
Содержание
Список учебной литературы
Основы экономической теории
Экономическая теория
Функции экономической теории
Характерные черты экономической теории как науки
Этапы развития экономической науки
Основные положения
Основные положения
Английская классическая политэкономия
Основные положения
Основные положения
Основные положения
Основные положения
Основные положения
Основные положения
Основные положения
Предмет и метод экономической теории
Методы экономических исследований
Продолжение таблицы 2
Микро - и макроэкономика
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21


ЭКОНОМИКА









Высшее

образование

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АКАДЕМИКА Д.Н. ПРЯНИШНИКОВА»


Г.Г. Зорин, С.А. Чуклина, Г.И. Соболева, О.А. Черемных


ЭКОНОМИКА


Учебное пособие


Пермь 2011

ББК УО1Я7

Э40


Г.Г. Зорин, С.А. Чуклина, Г.И. Соболева, О.А.Черемных.


Экономика: учебное пособие. – Пермская государственная сельскохозяйственная академия, Пермь, ПРОКРОС: 2011. – с. 245


В учебном пособии изложены основные темы лекций учебного курса «Экономика», планы лекций, тесты, задачи и упражнения, вопросы для самопроверки.

Учебное пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации и УМКД.

Компактная подача и доступное изложение материала позволяет студентам сэкономить время и максимально быстро и качественно подготовится к семинарам, зачетам и экзаменам по данному предмету.

Издание предназначено для студентов высших учебных заведений неэкономических специальностей очной и заочной формы обучения.


Рецензенты: Н.А. Светлакова – д.э.н., профессор, кафедры организации производства и предпринимательства в АПК, ФГОУ ВПО Пермская ГСХА;

В.Г. Брыжко – д.э.н., профессор, зав. кафедрой землеустройства ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА».


Печатается по решению Ученого совета Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова протокол № ____ от ____________ 2010 г.


СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие …………………………………………………………………..…...8


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ………………………………………………………….…….9

    1. Общие основы экономики ……………..……………………………..9

    2. Этапы развития экономической науки ……………….……………11

    3. Предмет и метод экономической теории ……………..……………13

    4. Макро- и микроэкономика ……………………………..…………...14

    5. Вопросы для самопроверки ……………………………..…………..15


Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВТИЯ...16

2.1. Материальные потребности и экономические ресурсы. Основное экономическое противоречие ………………………………………16

2.2. Кривая производственных возможностей и экономический выбор………………………………………………………….………….19

2.3. Экономические системы и их классификация ………...……..…….22

2.4. Задачи и упражнения ………………..……………………….………25

2.5. Вопросы для самопроверки ………...……………………………..…32


Тема 3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ …33

3.1. Основные черты рыночной экономики ……………………..………33

3.2. Сущность и функции рынка. Инфраструктура рынка ………...…...34

3.3. Преимущества и недостатки рыночной экономики …..……..…….35

3.4. Классификация рынков. Характеристика моделей рынка в зависимости от степени конкуренции…………………..……………….…36

3.5. Участники рыночной деятельности ………...………………………43

3.6. Антимонопольное законодательство ………...……………………..44

3.7. Задачи и упражнения ………...………………………………………46

3.8. Вопросы для самопроверки ………...……..…………………………50


Тема 4. ТЕОРИЯ СПРОСА, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЦЕН ……………………..50

4.1. Теория спроса. Закон спроса. Эластичность спроса по цене ……...50

4.2. Теория предложения. Закон предложения. Эластичность предложения по цене ….………………………………………………………..54

4.3. Рыночное равновесие ………...………………………………………57

4.4. Задачи и упражнения …………………………………………...........60

4.5. Вопросы для самопроверки …...……………………………………..66


Тема 5. РЫНКИ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА ………………………....66

5.1. Общая характеристика и особенности рынков факторов производства …...….……………………………………………………..…….67

5.2. Рынок труда и заработная плата. Безработица и занятость. Государственное регулирование рынка труда …………….………………..71

5.3. Рынок земли. Рента и цена земли ……………………...……………77

5.4. Рынок капитала и процент …………...……………………………...84

5.5.Задачи и упражнения …………...………………………….…………87

5.6. Вопросы для самопроверки ……………………………….…………91


Тема 6. РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА: ПОВЕДЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЛЕЙ……………………………………………………………...……1

6.1. Теория фирмы и рыночные структуры …………...……………..….92

6.2. Издержки производства на предприятии и их виды ……….……....96

6.3. Экономическая и бухгалтерская прибыль ………………………...101

6.4. Условия максимизации прибыли и минимизации убытков ……...102

6.5. Задачи и упражнения ……………………...………………………..104

6.6. Вопросы для самопроверки ………………………………………...109


Тема 7. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА КАК ЦЕЛОЕ ………….…..109

7.1. Понятие макроэкономики, ее цели и инструменты анализа ……..109

7.2. Основные макроэкономические показатели и их содержание …..111

7.3. Проблемы измерения ВНП и ВВП ………...………………………115

7.4. Задачи и упражнения ……………………….…………………...….116 7.5. Вопросы для самопроверки ………………….……………………..121


Тема 8. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….....121

8.1. Совокупный спрос, факторы их определяющие...………………...121

8.2. Совокупное предложение, факторы их определяющие.….………124

8.3. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (AD=AS)……………………………………………………………..126

8.4.Задачи и упражнения …………………………………….………….128

8.5. Вопросы для самопроверки ………………………………………...133


Тема 9. ДЕНЬГИ, РЫНОК ДЕНЕГ. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА ………………………………………………………………...134

9.1. Деньги как категория товарного производства. Функции денег ...134

9.2. Денежная система. Денежная масса и ее измерение …………..…136

9.3. Рынок денег: спрос на деньги, предложение денег, равновесие на денежном рынке ……………………………………………………137

9.4. Кредитно-денежная политика и ее эффективность ……..………..145

9.5. Задачи и упражнения ………………………………………..……...148

9.6. Вопросы для самопроверки ………………………………………...151


Тема 10. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА …...152

10.1. Сущность, причины, измерение инфляции …….………………..152

10.2. Виды инфляции и их особенности ……………….………………154

10.3. Социально-экономические последствия инфляции ……………..157

10.4. Антиинфляционная политика ……………………….……………158

10.5. Задачи и упражнения ……………………………………………...159

10.6. Вопросы для самопроверки ……………………………………….163


Тема 11. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА……………………………………………………………………163

11.1. Финансовая система. Функции финансов …………..…………...163

11.2. Государственный бюджет: сущность и содержание ……………165

11.3. Налоги: сущность, структура и основные виды …………………167

11.4. Бюджетный дефицит и государственный долг ………………….172

11.5. Фискальная, бюджетно-налоговая политика государства ……...176

11.6. Задачи и упражнения ……………………………………………...181

11.7. Вопросы для самопроверки ……………………………………….185


Тема 12. ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ …………………………………..186

12.1. Внешнеэкономические связи. Теории международной торговли…………………………………………………………………...186

12.2. Торговый и платежный баланс. Протекционизм ………………..188

12.3. Открытая экономика. Модель Манделла-Флеминга. Формирование открытой экономики в России ………………………..………….189

12.4. Валютный рынок. Валютный курс и его составляющие ………..193

12.5. Задачи и упражнения …………………………………………...…197

12.6. Вопросы для самопроверки ………………………………..…...…201


Тема 13. ПЕРЕХОДНАЯ ЭКОНОМИКА: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ …202

13.1. Цель, предпосылки и закономерности переходной экономики ..202

13.2. Пути перехода к рыночной экономике ………………………......204

13.3. Основные задачи приватизации в переходной экономике России………..…………..…………………………………………206

13.4. Вопросы для самопроверки ………………...…………………..…210


Словарь основных понятий ……………………………………………………211

Указатель имен ………………………………………………………...………240

^ Список учебной литературы ………………………………………………….244


ПРЕДИСЛОВИЕ


Учебное пособие «Экономика» разработано на основе государственного образовательного стандарта и действующих УМКД для студентов неэкономических специальностей.

Цель учебного пособия – дать будущим специалистам неэкономических специальностей основательные знания по экономике, чтобы умело ориентироваться в профессиональной и повседневной жизни, а это означает – цивилизованно решать проблемы рыночной экономики: частной и смешанной собственности, свободы выбора и свободы предпринимательства, конкуренции, реализации личного интереса, государственного регулирования экономики. В нем, в форме лекционных курсов кратко и доступно излагаются все основные темы курса экономики, в том числе следующие вопросы:

- основные понятия экономики;

- микроэкономика;

- макроэкономика;

- мировая экономика;

- современная трансформационная экономика России.

Теоретические материалы лекционных курсов с примерами и ситуативными заданиями подкрепляются практическими задачами. В заключение темы сформулированы вопросы для самопроверки.

В итоге изучения настоящего учебного пособия студенты неэкономических специальностей приобретут современные качественные знания: по основам рыночной экономики, действиям экономических законов, конкуренции, занятости, безработицы, инфляции, денежно-кредитной и фискальной политики государства.


Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ.

^ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


    1. Общие основы экономики

    2. Этапы развития экономической науки

    3. Предмет и метод экономической теории

    4. Макро- и микроэкономика

    5. Вопросы для самопроверки




    1. Общие основы экономики



Экономическая теория



Предмет

Функции

Характерные черты








Методы экономических исследований









Основные этапы развития (теоретические школы)










Рисунок 1. Общие основы экономики

Экономика – законы хозяйствования, а также сфера жизни людей, связанная с удовлетворением их потребностей.

^ Экономическая теория - это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей с помощью ограниченных ресурсов, которые могут быть использованы для удовлетворения этих потребностей.

Различают:

- позитивную экономическую теорию, которая исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть, познает существующую реальность – то есть, что было, что может быть. Любое позитивное положение может быть проверено практикой;

- нормативную экономическую теорию, которая выносит оценки, утверждает, что должно быть, как должна развиваться экономическая жизнь общества. Объективные факты не могут доказать истинность или ложность нормативных утверждений.


Таблица 1. ^ Функции экономической теории


Познавательная

Экономическая теория объясняет, как функционирует хозяйство, в чем суть, причины и последствия тех или иных экономических явлений (например, как банки делают деньги, в чем суть инфляции, как уровень цен влияет на предложение).

Методологическая

Экономическая теория создает теоретическую и методологическую основу для других экономических наук:

- отраслевых (экономика промышленности, экономика торговли, экономика транспорта, экономика строительства и др.);

- функциональных (финансы и кредит, менеджмент, маркетинг, бухгалтерский учет, планирование и др.);

- смешанных (экономическая история, экономическая география, история экономических учений, экономическая статистика и др.).

Практическая

Раскрывает сущность экономических процессов и явлений, экономическая теория дает рекомендации для хозяйственной практики и экономической политики.


^ Характерные черты экономической теории как науки

Экономическая теория:

- общественная наука, изучающая хозяйственную (экономическую) сторону жизни общества;

- тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, психологией, юриспруденцией и т.д.;

- историческая наука, так как развивается и изменяется по мере развития человеческого общества;

- наиболее точная из всех общественных наук, так как при изучении своего предмета широко пользуется количественными методами исследования. рассматривая, например, такие понятия, как цена, прибыль, процент, спрос и т.д., экономисты наряду с качественным всегда применяют и количественный анализ;

- состоит из двух крупных разделов: микроэкономики и макроэкономики.


    1. ^ Этапы развития экономической науки

Экономическая наука имеет длительную и богатую историю. Первые представления об экономике мы находим в трудах Ксенофонта, Платона, Аристотеля и других мыслителей древности. Их интересовали принципы рационального ведения семейно-общинного хозяйства. Мыслители древнего Рима заложили основы правовых норм, регламентирующих хозяйственную деятельность. Они основали право частной собственности.

В период Великих географических открытий и бурного развития международной торговли возникает научное направление.

  1. Меркантилизм (от итал. слова «мерканте» – торговец XVI – XVII вв.)

Представители: Жан Батиста Кольбер, Томас Мен, А. Монкретьен.

^ Основные положения: Богатство нации - золото, источником богатства служит торговля. Отсюда практические рекомендации: ввозить в страну меньше товаров, а вывозить больше, тогда в страну будет поступать золото. Государство должно поощрять развитие производства.

  1. Физиократы (от греч. слова «физис» - природа и «кратос» - власть, т.е. власть природы) XVII в.

Представители: Франсуа Кенэ, Анн Робер Жак Тюрго 1727-1781 гг.

^ Основные положения: Источник богатства нации сельскохозяйственное производство. Именно в сельхозпроизводстве создается тот дополнительный продукт за счет которого и образуется богатство нации.

  1. ^ Английская классическая политэкономия XVII-XVIII вв.

Представители: Адам Смит, Уильям Петти, Давид Рикардо.

А.Смит написал трактат «Исследование о причинах и природе богатства народов» 1776 г.

^ Основные положения: Источник богатства общества – труд в сфере материального производства, результаты которого (произведенные товары) и составляют богатство нации. Рынок и конкуренция без вмешательства государства создают наиболее благоприятные условия для развития производства.

«Невидимая рука А.Смита» - стихийное действие объективных экономических законов (спроса и предложения, цены и конкуренции).


  1. Марксистская политэкономия, середина XIX в.

Представитель: К. Маркс.

^ Основные положения: Продукт создается только трудом наемного рабочего, а присваивается собственником капитала, что представляет собой эксплуатацию и социальную несправедливость.

Ликвидация частной собственности и замена ее общественной. Рынок следует заменить планом. Всей экономической жизнью общества должно управлять государство.

  1. Маржинализм (от лат. слова марго – край, предел XIX в.)

Представители: Уильям Стели Джевонс, Кларк Менгер, Леон Вальрас и др.

^ Основные положения: Предмет изучения экономической теории – поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. Последние руководствуются в своей деятельности прежде всего, собственными, субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности. Маржиналисты ввели в практику экономической деятельности (анализа) концепцию предельных величин широко используемую в современных экономических теориях.

  1. Неоклассическое направление конец XIX в.

Представитель: Альфред Маршалл («Принципы экономической науки» 1890 г.).

^ Основные положения: Развивая идеи маржиналистов, А Маршалл разработал современную теорию рынка. Он проанализировал: 1). механизм рыночного ценообразования; 2). взаимодействие спроса и предложения; 3). влияние различных факторов на спрос и предложение, в частности, влияние фактора времени на рыночное равновесие и др.

  1. Кейнсианство ХХ в.,

Представитель: Джон Майнард Кейнс («Общая теория занятости, процента и денег», 1936 г.).

^ Основные положения: Исследуя национальную экономику как целое, Д. Кейнс выявил такие негативные явления, как безработицу, инфляцию, монополизацию и т.д., внутренне присущие рынку и хотя рыночные механизмы могут самостоятельно справляться с этими явлениями, потери общества при этом могут быть очень велики. Чтобы их минимизировать, необходимо государственное вмешательство. Дж. М. Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым теорию смешанной экономики.

  1. Монетаризм ХХ в.

Представитель: Фридмен Милтон («Количественная теория денег», 1956г.).

^ Основные положения: Между темпами развития экономики и динамикой количества денег в обращении существует определенная связь. Следовательно, можно регулировать ход экономических процессов, изменяя количество денег в обращении, выпуск которых является прерогативой государства. Государство может влиять на темпы экономического развития, безработицу, уровень цен, регулируя количество денег в обращении. Равновесие в экономике наступает когда денежная масса соответствует товарной массе.

  1. Институциализм ХХ в.

Представители: Джон Гелбрейт и Уэсли Митчел американские ученые 1909 – 1993 гг.

^ Основные положения: Согласно этой теории характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов, где рынок лишь часть их.


    1. ^ Предмет и метод экономической теории

Во всех воззрениях экономистов – от древних мыслителей до современных ученых просматривается одна общая черта. Предметом их интереса всегда остается исследование путей рационального хозяйствования, которые должны привести к росту богатства общества. Отсюда выводится предмет экономической теории. Он заключается в исследовании проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.

В процессе изучения экономических явлений необходимо пользоваться способами, приемами их познавания, которые называются методами. Основные из них представлены ниже. (см. табл.).


Таблица 2. ^ Методы экономических исследований

№ п/п

Название методов

Содержание

1.

Метод научной абстракции

Исключение из экономического анализа не относящихся к делу экономических и внеэкономических факторов

2.

Анализ

Автономное рассмотрение частей единого целого

3.

Синтез

Соединение отдельных частей рассматриваемого явления в единое целое

4.

Индукция

Умозаключение, представляющее собой движение от фактов к обобщениям

5.

Дедукция

Умозаключение, представляющее собой движение от общих к реальным экономическим фактам

6.

Сравнение

Определение сходства и различия рассматриваемых явлений


^ Продолжение таблицы 2

7.

Аналогия

Перенесение одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное явление

8.

Допущение «при прочих равных условиях»

Допущение, согласно которому все факторы, за исключение исследуемых, принимаются за постоянные

9.

Экономико-математическое моделирование

Формализованное описание с помощью математических методов различных экономических явлений




    1. ^ Микро - и макроэкономика

Микроэкономика (от греч. «микрос» – маленький) рассматривает экономические явления (спрос, потребление, производство, предложение и др.), которые характерны для первичных ячеек хозяйственной системы (потребителей, фирм, наемных работников, собственников капитала, предпринимателей). Она объясняет, как и почему принимаются экономические решения на уровне этих ячеек. Например, она показывает, как фирмы распределяют свои ресурсы между альтернативными целями; как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать; как потребители принимают решения о покупках товаров и как на их выбор влияют изменения цен и доходов.

Это говорит о том, что в центре внимания микроэкономики находится некий рациональный, «экономический» человек, который стремится достичь наилучших результатов при существующих возможностях (ограничениях). Смысл микроэкономического анализа состоит в том, чтобы выяснить способы эффективного использования ограниченных ресурсов для наиболее полного удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов.

Внешним проявлением потребностей индивидов в товарах, услугах является спрос, который они предъявляют на рынке. Спрос – движущая сила производства, а, следовательно, и предложения. Поэтому ключевой момент микроэкономического исследования – анализ взаимодействия спроса и предложения и установления равновесной (рыночной) цены. Важный аспект микроэкономической теории – взаимодействие хозяйственных субъектов в процессе образования более крупных структур – рынков конкретных товаров, или, как их еще называют, отраслевых рынков (хлеба, автомобилей, туристических услуг и т.д.). В процессе исследования микроэкономика формулирует и объясняет целый ряд законов: редкости благ и ресурсов, спроса и предложения, рыночного равновесия, убывающей предельной полезности, снижающейся доходности переменного фактора производства и др.

Макроэкономика - (от греч. «макрос» – большой) – это наука об агрегированном поведении в экономике. Она изучает совокупные экономические явления, а не рыночные процессы на уровне фирм, отдельных потребителей или отраслей. Соответственно этому макроэкономика использует другую систему измерения результатов экономической деятельности: валовой национальный продукт (ВНП), норму потребления и норму сбережения, совокупный спрос, индекс цен, уровень занятости. Эти совокупные макроэкономические характеристики позволяют сосредоточить внимание на тенденциях развития народного хозяйства в целом, а не на деталях экономического поведения отдельных хозяйствующих субъектов.

В отличие от микроэкономики, изучающей рынки отдельных товаров и ресурсов, макроэкономика рассматривает национальную экономику в виде системы взаимосвязанных рынков, на которых взаимодействуют различные экономические агенты (домашние хозяйства, предприниматели, государство, иностранные фирмы). К таким рынкам относятся: рынок благ, где продаются и покупаются различные товары и услуги; рынок труда, на котором осуществляется купля-продажа рабочей силы; рынок денег, представляющий собой совокупность операций по созданию (предложению) денег и спросу на них; рынок ценных бумаг, где происходит купля-продажа акций и облигаций.

Задача макроэкономики состоит в том, чтобы выяснить макроэкономические аспекты функционирования каждого из этих рынков и определить взаимосвязь между ними. Кроме того, она уделяет большое внимание изучению места и роли государства в экономических процессах.

Особенность макроэкономического анализа – его прикладной характер. Он является не только инструментом теоретических изысканий, но и живой научной дисциплиной, тесно связанной с реальной жизнью, с ее неоднозначными противоречивыми тенденциями. Поэтому его выводы и рекомендации – основа экономической политики, разработки программ, направленных на оздоровление национальной экономики.


    1. Вопросы для самопроверки

  1. Что такое производственные отношения и какова их структура?

  2. Означает ли единство процессов производства, распределения, обмена и потребления, что перемена хотя бы в одном из них приводит к изменениям в остальных?

  3. Что вы понимаете под ограниченными ресурсами, рациональным, и эффективным их использованием?

  4. Какие вы знаете различные интерпретации предмета экономической теории?

  5. В какой связи с экономической теорией находятся общественные науки (философия, история, право, этика), а также прикладные экономические науки (финансы, статистика, демография)?

  6. Что выражают собой экономические категории и экономические законы?

  7. Что такое экономическое моделирование и в чем его специфика?

  8. Какое значение для познания экономических процессов имеет использование математических методов?

  9. Что является критерием истины в процессе познания процессов и явлений экономической жизни?

  10. Фундаментальное противоречие в экономике?

  11. Дайте понятие предмета экономической теории?

  12. Различия и единство микроэкономики и макроэкономики?



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты