Законодательная Дума Хабаровского края
ИНФОРМАЦИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Законодательной Думы Хабаровского края в 2003 году
2003 год
Информация подготовлена аппаратом Думы под общей редакцией председателя Законодательной Думы Хабаровского края Оноприенко Ю.И.
ВВЕДЕНИЕ В 2003 году Законодательная Дума Хабаровского края третьего созыва (далее по тексту - Дума) осуществляла нормотворческую деятельность в соответствии с утвержденными годовым и квартальными планами работы. Выполняя свои полномочия, Дума совершенствовала краевое законодательство в различных областях общественных отношений. Внимание законодателей было направлено на реализацию главной задачи - создание правовых условий для экономического развития территорий края, улучшения социальной, политической и других сфер жизни общества. Активно велась работа над проектами федеральных законов, направленная на отражение в них интересов жителей края. Отличительной особенностью работы в 2003 году стало расширение контрольных функций, усиление внимания депутатов к исполнению ранее принятых нормативных правовых актов, что явилось эффективным инструментом в решении имеющихся в крае проблем. Дальнейшее развитие получили новые формы работы краевых законодателей по расширению взаимодействия с органами местного самоуправления городов и районов края. Наряду с положительно зарекомендовавшими себя семинарами по различным вопросам ведения комитетов Думы и учебными стажировками представителей муниципальных образований края в практику работы Думы впервые введено новое направление деятельности – информационные встречи председателя Законодательной Думы и ее депутатов с избирателями на округах. В настоящей информации подведены итоги деятельности Думы в 2003 году и определены задачи в законотворческом процессе на предстоящий период. ^ В 2003 году Законодательной Думой Хабаровского края проведено 27 заседаний, на которых принято 420 постановлений по рассмотренным вопросам. В отчетном периоде внесен в Думу 71 законопроект. Внесенные законопроекты распределены следующим образом (по сравнению с 2002 годом):
- по стадиям прохождения законопроектов:  - по субъектам права законодательной инициативы:  - по их характеру: 
-по областям правового регулирования: 
В 2003 году приняты Думой и вступили в силу 77 краевых законов, что на 11 законов меньше, чем в прошлом году. Принятые законы распределены следующим образом (в сравнении с 2002 годом):
- по субъектам права законодательной инициативы:
 - по их характеру:

- по областям правового регулирования:
 ^ В январе-ноябре 2003 года благодаря реализации органами государственной власти края мер, направленных на сохранение позитивных процессов в важнейших отраслях хозяйственного комплекса края, повышение уровня жизни населения, укрепление финансов, обеспечена относительно устойчивая тенденция к росту по основным показателям социально-экономической ситуации в крае. В январе-ноябре 2003 года промышленными предприятиями края произведено продукции (работ, услуг) в действующих ценах на сумму 82832,3 млн. рублей*, индекс промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 104,5%, что несколько выше, чем в январе-октябре 2003 года, и свидетельствует о положительной динамике в развитии промышленности края. Хабаровский край занимает второе место в Дальневосточном федеральном округе по объему производства промышленной продукции, на долю края приходится 25,9% от всего объема промышленной продукции, произведенной в округе (на долю Республики Саха (Якутия) – 28,3%, Приморского края – 16,2%). Следует отметить, что в Хабаровском крае основной удельный вес в объеме произведенной продукции приходится на продукцию машиностроения и металлообработки (40,5%), в то же время в Республике Саха (Якутия) на первом месте производство продукции в цветной металлургии, к которой относится добыча алмазов и драгоценных металлов (69,0%). Таким образом, объем промышленного производства в Республике Саха (Якутия) опережает объем в Хабаровском крае за счет использования богатых природных ресурсов. Хабаровский край лидирует среди регионов Дальневосточного федерального округа по уровню роста объемов производства в топливной промышленности – 122,4%, легкой промышленности – 156,0%. Высокий индекс промышленного производства в пищевой отрасли – 125,1%. По объемам произведенной тепловой энергии Хабаровский край занимает первое место среди регионов округа, опережая Республику Саха (Якутия) на 27,8%, Приморский край – на 42,5%. ^  Положительные темпы роста обеспечены в большинстве отраслей промышленности: в цветной металлургии – 116,6%; черной металлургии – 115,6%; лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности – 105,6%. Не достигнут уровень соответствующего периода прошлого года в электроэнергетике – 98,7%, машиностроении и металлообработке – 96,4%, мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности – 95,2%. Следует отметить, что отрасль промышленности строительных материалов в ноябре увеличила объемы производства, преодолела отставание и достигла 101,1% от уровня января-ноября 2002 года. Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда организациями всех форм собственности, составил 11948,4 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 18,2% больше соответствующего периода предыдущего года. Кроме того, организациями выполнено хозяйственным способом строительно-монтажных работ на 37,6% больше, чем в январе-ноябре 2002 года. Объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 1,2%. Оборот розничной торговли составил 34145,4 млн. рублей, увеличился на 4,4%. В структуре оборота розничной торговли доля продовольственных товаров составила 51,2%, непродовольственных товаров – 48,8%. При увеличении объемов реализации алкогольных напитков и пива к соответствующему периоду 2002 года на 13,1%, в натуральном выражении реализация водки и ликероводочных изделий снизилась на 9,5%, вина – на 7,6%, шампанского – на 7,1% в результате сокращения объемов производства алкогольной продукции предприятиями края. На улучшение показателей оказало влияние увеличение в 2,4 раза объемов производства и на 41,2% объемов реализации пива к уровню прошлого года. Объем платных услуг населению возрос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,0%. В то же время цены на платные услуги населению по отношению к декабрю 2002 года выросли на 25,5%. В структуре платных услуг основную долю занимают транспортные услуги – 40,5%, жилищно-коммунальные – 23,1%, услуги связи – 11,1%. Тарифы на услуги пассажирского транспорта в целом за отчетный период не изменились, а тарифы на услуги ЖКХ в ноябре 2003 года возросли к ноябрю 2002 года на 5-54,8%. Создание Думой и Правительством края благоприятного инвестиционного климата в крае, в частности установление льгот по налогу на прибыль, налогу на имущество предприятий и земельному налогу краевым законом о налогах и сборах, позволило привлечь дополнительные инвестиции в экономику края. Объем инвестиций на развитие экономики и социальной сферы в январе-ноябре 2003 года составил 17691,8 млн. рублей, что на 15,1% больше соответствующего периода предыдущего года. Денежные доходы населения в ноябре 2003 года возросли на 20,7% по отношению к ноябрю 2002 года и составили 5818,1 рубля в среднем на душу населения. Номинальная заработная плата в ноябре составила 8546,4 рубля и возросла по сравнению с ноябрем 2002 года на 35,7%. Индекс потребительских цен составил 113,6% по отношению к ноябрю 2002 года. Финансовое состояние предприятий различных отраслей экономики края в течение года оставалось недостаточно стабильным. В сравнении с соответствующим периодом прошлого года удельный вес убыточных предприятий увеличился на 0,1 процентных пункта и составил 62,7%. В то же время, при снижении доли прибыльных предприятий, прибыль за январь-октябрь текущего года увеличилась на 2,9% по отношению к показателям соответствующего периода прошлого года. Основной объем прибыли обеспечили предприятия промышленности – 77,9%, строительные предприятия – 7,4% общего объема прибыли. Наблюдается снижение прибыли на транспорте - на 59,1%, в жилищно-коммунальном хозяйстве – на 19,9% по отношению к соответствующему периоду прошлого года. Состояние расчетов предприятий в целом имеет положительные тенденции и характеризуется замедлением роста задолженностей. Однако, несмотря на положительные тенденции, характеризующиеся снижением объемов просроченной задолженности, состояние расчетов по-прежнему отражает недостаточный уровень платежеспособности и обеспеченности реального сектора экономики собственными средствами. По данным Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Хабаровскому краю, задолженность предприятий края во все уровни бюджетной системы на 1 декабря 2003 составила 7267,3 млн. рублей. По сравнению с началом года задолженность снизилась на 350,8 млн. рублей, или на 4,6%. В общей сумме задолженности недоимка составляет 2509,9 млн. рублей, или 34,5%, в течение года недоимка возросла на 197,3 млн. рублей, или на 8,5%. ^ *, по расходам – на 94,6%, с дефицитом в сумме 2495,1 млн. рублей, или 24,8% к общей сумме доходов краевого бюджета, за исключением поступлений из федерального бюджета. ^ (тыс. рублей)
Наименование показателей | 2003 год | Фактическое исполнение за 11 месяцев 2002 года | Процент исполнения 11 месяцев 2003 года к 11 месяцам 2002 года | План на 2003 год | Фактическое исполнение за 11 месяцев 2003 года | Процент исполнения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ДОХОДЫ |
|
|
|
|
| Налоговые доходы – всего из них: | 8137646 | 7215621 | 88,7 | 6128189 | 117,7 | Налог на прибыль организаций | 2360401 | 2119569 | 89,8 | 2113084 | 100,3 | Налог на доходы физических лиц | 3563000 | 3022345 | 84,8 | 2202666 | 137,2 | Налог на игорный бизнес | 38000 | 36487 | 96,0 | 29075 | 125,5 | Акцизы по подакцизным товарам, производимым на территории РФ | 673013 | 621583 | 92,4 | 366188 | 169,7 | Лицензионные и регистрационные сборы | 3700 | 4087 | 110,5 | 12132 | 33,7 | Налог на покупку иностранных денежных знаков | 353 | 346 | 98,0 | 26943 | 1,3 | Налог с продаж | 243170 | 221308 | 91,0 | 136212 | 162,5 | Налоги на совокупный доход | 61926 | 60521 | 97,7 | 104599 | 57,9 | Налог на имущество предприятий | 1005500 | 951574 | 94,6 | 896802 | 106,1 | Платежи за пользование природными ресурсами | 187783 | 176841 | 94,2 | 239322 | 73,9 | Прочие налоги, пошлины и сборы | 800 | 960 | 120,0 | 1166 | 82,3 | ^ | 1296273 | 1254373 | 96,8 | 235255 | в 5,3 раза | Финансовая помощь из федерального бюджета | 5249456 | 4972118 | 94,7 | 4337430 | 114,6 | Поступления от государственных организаций | х | х | х | 46894 | х | Остатки средств Фонда компенсаций по состоянию на 01.01.2003 | 47603 | х | х | х | х | Доходы краевых целевых бюджетных фондов | 1438652 | 1382742 | 96,1 | 1711182 | 80,8 | Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности | 188178 | 191708 | 101,9 | 68975 | в 2,8 раза | ^ | 16357808 | 15016562 | 91,8 | 12527925 | 119,9 | РАСХОДЫ | |
|
|
|
| Государственное управление и местное самоуправление | 818722 | 693896 | 84,8 | 529739 | 131,0 | Судебная власть | 78383 | 56983 | 72,7 | 29153 | 195,5 | Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства | 916725 | 735375 | 80,2 | 619710 | 118,7 | Промышленность, энергетика и строительство | 3319571 | 2581710 | 77,8 | 1809986 | 142,6 | Сельское хозяйство и рыболовство | 362710 | 385437 | 106,3 | 332982 | 115,8 | Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия | 34602 | 8033 | 23,2 | 8166 | 98,4 | Транспорт, связь и информатика | 144987 | 104022 | 71,7 | 82631 | 125,9 | Развитие рыночной инфраструктуры | 10500 | 6120 | 58,3 | 5038 | 121,5 | Жилищно-коммунальное хозяйство | 1505927 | 1145413 | 76,1 | 696538 | 164,4 | Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий | 273051 | 170184 | 62,3 | 26032 | в 6,5 раз | Образование | 667988 | 573247 | 85,8 | 430470 | 133,2 | Культура, искусство и кинематография | 257811 | 219275 | 85,1 | 151805 | 144,4 | Средства массовой информации | 68436 | 53588 | 78,3 | 28683 | 186,8 | Здравоохранение и физическая культура | 1692861 | 1450449 | 85,7 | 849212 | 170,8 | Социальная политика | 2343916 | 1910585 | 81,5 | 1397718 | 136,7 | Обслуживание государственного и муниципального долга | 256203 | 192441 | 75,1 | 23352 | в 8,2 раз | Финансовая помощь бюджетам других уровней | 3653878 | 3395427 | 92,9 | 2610519 | 130,1 | Дорожное хозяйство | 354859 | 331156 | 93,3 | 306735 | 108,0 | Прочие расходы | 239983 | 2138650 | в 8,9 раз | 1103847 | 193,7 | из них: бюджетные кредиты, бюджетные ссуды (предоставление минус возврат) | -88913 | 1975164 | в 23,2 раза | 707848 | в 2,8 раза | Расходы краевых целевых бюджетных фондов - всего | 1509371 | 1359708 | 90,1 | 1717297 | 79,2 | ^ | 18510484 | 17511699 | 94,6 | 12759613 | 137,2 | Дефицит краевого бюджета (превышение расходов над доходами) | -2152676 | -2495137 |
| -231688 | в 10,8 раз | Дефицит в процентах к общей сумме доходов, за исключением поступлений из федерального бюджета | 19,46 | 24,84 |
| 2,8 |
|
^ за 11 месяцев 2003 года исполнены в сумме 15016,6 млн. рублей с ростом к уровню аналогичного периода прошлого года на 19,9%. Структура доходов краевого бюджета в январе-ноябре 2003 года сформировалась следующим образом: - налоговые и неналоговые доходы – 56,4%; - доходы краевых целевых бюджетных фондов – 9,2%; - доходы от предпринимательской деятельности – 1,3%; - финансовая помощь из федерального бюджета - 33,1%. Собственные доходы краевого бюджета составили 10044,4 млн. рублей и возросли по отношению к прошлому году на 1900,8 млн. рублей, или на 23,3%.

Поступление налоговых доходов в краевой бюджет за 11 месяцев 2003 года составило 88,7% от годового плана. По сравнению с январем-ноябрем 2002 года поступления налоговых доходов возросли на 17,7%. Увеличение ставок акцизов и объема реализации подакцизных товаров позволило увеличить сбор акцизов на 69,7%. Налога с продаж поступило больше на 62,5%, чем в январе-ноябре 2002 года. Увеличение поступлений налога на доходы физических лиц (рост на 37,2% к уровню января-ноября 2002 года) обусловлено ростом денежных доходов населения. По итогам 11 месяцев в 2003 году удалось достичь уровня прошлого года по поступлениям налога на прибыль, несмотря на снижение объемов производства в машиностроительной отрасли края, которая обеспечивает наибольшие поступления налога на прибыль в крае. На 2003 год Законом Хабаровского края от 30.12.2002 № 75 «О внесении изменений и дополнений в Закон Хабаровского края «О налогах и сборах Хабаровского края» были установлены ставки налога на игорный бизнес, превышающие минимальные размеры, предусмотренные Федеральным законом «О налоге на игорный бизнес». Это позволило в 2003 году увеличить поступления налога в доход краевого бюджета по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25,5%. За январь-ноябрь 2003 года в краевой бюджет поступило 36,5 млн. рублей налога на игорный бизнес. В 2003 году значительно снизился объем поступлений налогов на совокупный доход – на 42,1% в сравнении с платежами соответствующего периода 2002 года, что связано с изменениями федерального налогового законодательства в рамках реформирования налоговой системы и направленными на снижение уровня налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса. Уровень базовой доходности, установленный Налоговым Кодексом Российской Федерации, ниже уровня, который был определен краевым законом о едином налоге на вмененный доход на 2002 год. Сокращение в Налоговом Кодексе Российской Федерации перечня видов деятельности, облагаемых единым налогом на вмененный доход, привело к снижению численности плательщиков данного налога с 19554 (в том числе 4109 юридических лиц) в 2002 году до 14671 (в том числе 2838 юридических лиц) в 2003 году. На 6,4 процентных пункта возросла в 2003 году доля неналоговых доходов в структуре доходов краевого бюджета. Плановые назначения 2003 года по неналоговым доходам исполнены на 96,8%. Поступления неналоговых доходов возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 5,3 раза и составили 1254,4 млн. рублей, из которых 94,0% приходится на поступления доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности. Поступления арендной платы за земли городов и поселков возросли в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К числу неналоговых платежей относятся доходы от использования лесного фонда по ставкам, превышающим минимальные, в соответствии с коэффициентами, установленными Законом Хабаровского края от 30.07.2003 № 129. Несмотря на короткий срок действия данного закона, в краевой бюджет дополнительно привлечено 6,5 млн. рублей. В 2003 году снизилась доля доходов краевых целевых бюджетных фондов в структуре налоговых доходов с 13,7% в январе-ноябре 2002 года до 9,2% в январе-ноябре 2003 года. Доходы целевого бюджетного территориального дорожного фонда исполнены в сумме 1382,7 млн. рублей, что составляет 96,1% от суммы, утвержденной краевым законом, и 81,4% от поступления доходов дорожного фонда за аналогичный период прошлого года. ^ занимают незначительный объем в доходах краевого бюджета, на их долю приходится 1,3%. За январь-ноябрь исполнение составило 191,7 млн. рублей, или 101,9% от запланированной на 2003 год суммы; рост по отношению к аналогичному периоду прошлого года обеспечен в 2,8 раза. Исполнение доходной части краевого бюджета характеризуется ростом собственных доходов и снижением доли финансовой помощи из федерального бюджета с 35,0% в январе-ноябре 2002 года до 33,1% в 2003 году. За текущий период 2003 года из федерального бюджета поступило 5028,7 млн. рублей, или 95,8% от плановой суммы. Исполнение расходной части краевого бюджета в 2003 году было направлено в первую очередь на содержание и развитие социальной сферы края, обеспечение занятости населения, адресности социальной поддержки малообеспеченным слоям населения, снижение уровня бедности. В 2003 году получила дальнейшее развитие инфраструктура социальной сферы, принимались меры по дальнейшему реформированию жилищно-коммунального хозяйства, повышению качества предоставляемых услуг медицинскими учреждениями, а также учреждениями образования, культуры, физкультуры и спорта.
^ в январе-ноябре 2003 года  Расходы краевого бюджета за январь-ноябрь 2003 года составили 17511,7 млн. рублей, или 94,6% от плана на 2003 год. По отношению к соответствующему периоду 2002 года расходы возросли на 37,2%. 
Ниже среднего сложившегося уровня профинансированы расходы на: охрану окружающей природной среды - 23,2%; развитие рыночной инфраструктуры – 58,3%; предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий - 62,3%; транспорт, связь и информатику – 71,7%; судебную власть – 72,7%; обслуживание государственного и муниципального долга - 75,1%; жилищно-коммунальное хозяйство – 76,1%; социальную политику - 81,5% от плановых назначений на 2003 год. Расходы на охрану окружающей природной среды, животного и растительного мира исполнены всего на 10% от годовых бюджетных назначений. Расходы на образование, культуру, здравоохранение и физическую культуру профинансированы в размере 85,8, 85,1 и 85,7% соответственно. В 23,2 раза превысили запланированную сумму на 2003 год расходы на предоставление бюджетных кредитов и бюджетных ссуд. ^ бюджетам муниципальных образований края исполнены в сумме 3395,4 млн. рублей, что составило 92,9 % от установленных годовых назначений и на 30,1% превышает уровень соответствующего периода прошлого года. ^ профинансированы в сумме 1359,7 млн. рублей, что составило 90,1% от плановой суммы, установленной Законом Хабаровского края от 27 ноября 2003 № 152 «О внесении изменений и дополнений в Закон Хабаровского края «О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год» (далее – Закон от 27.11.2003 № 152) и 79,6% от уровня января-ноября 2002 года. Превышение доходов над расходами территориального дорожного фонда составило 23,0 млн. рублей. Динамика доходов и расходов краевого бюджета в течение 2003 года  Расходы краевого бюджета в ноябре составили 1437,7 млн. рублей, что значительно ниже, чем в сентябре и октябре 2003 года, что обусловлено снижением поступления доходов в краевой бюджет. По сравнению с ноябрем 2002 года расходы краевого бюджета возросли на 21,7%. Более трети всех расходов в ноябре (36,6%) направлено на оказание финансовой помощи бюджетам муниципальных образований (18,4%) и на предоставление бюджетных кредитов и бюджетных ссуд (18,2%), в том числе муниципальным образованиям, что позволило профинансировать не только расходы краевых организаций, но и тех, которые финансируются из местных бюджетов. Дефицит краевого бюджета по состоянию на 1 декабря 2003 года сложился в размере 2495,1 млн. рублей и превысил дефицит, установленный краевым законом, на 342,4 млн. рублей, или на 5,4 процентных пункта. На покрытие дефицита направлены средства от выпуска ценных бумаг в сумме 300,0 млн. рублей, кредитные ресурсы в размере 643,0 млн. рублей, поступления от продажи имущества, находящегося в краевой собственности, в размере 1830,0 млн. рублей. Суммы погашенных бюджетных ссуд превысили суммы заимствования на 101,0 млн. рублей. Остатки средств краевого бюджета на 1 декабря 2003 года возросли на 176,8 млн. рублей. *Информация о макроэкономической ситуации в Хабаровском крае и об исполнении краевого бюджета за январь – ноябрь 2003 года подготовлена контрольно-бюджетной палатой Думы по данным сборников Хабаровского краевого комитета государственной статистики «Основные показатели социально-экономического положения регионов Дальневосточного федерального округа в январе-ноябре 2003 года»,№ 11, «Социально–экономическое положение Хабаровского края в январе-ноябре 2003 года», № 11 и отчета Правительства края об исполнении консолидированного бюджета Хабаровского края на 1 декабря 2003 года. Анализ исполнения краевого бюджета за 11 месяцев 2003 года произведен в сравнении с показателями, предусмотренными Законом от 27.11.2003 № 152.
|