Домой

Конституция Российской Федерации, Основы закон




НазваниеКонституция Российской Федерации, Основы закон
страница1/4
Дата27.12.2012
Размер0.57 Mb.
ТипЗакон
Содержание
Стратегические цели управления здравоохранения области
Стратегическими целями управления здравоохранения области в 2012-2014 годах являются
Тактические задачи управления здравоохранения области
Повышение качества и доступности медицинской помощи
Обеспечение лекарственными средствами льготных категорий больных.
Предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.
Улучшение состояния здоровья детей и матерей.
Улучшение качества диагностики заболеваний и лечения детей.
Раздел 2. БЮДЖЕТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ.
Подпрограмма «Сахарный диабет»
Подпрограмма «О мерах по развитию онкологической помощи населению Тамбовской области»
Подпрограмма «Вакцинопрофилактика»
Подпрограмма «Анти-Вич-Спид»
Подпрограмма «Предупреждение распространения в Тамбовской области инфекций, передаваемых половым путем»
Подпрограмма «Профилактика артериальной гипертонии и ее осложнений»
Защита населения от вирусных гепатитов»
Подпрограмма «Развитие психиатрической службы Тамбовской области»
Целевая программа Тамбовской области «Дети Тамбовщины» подпрограмма «Здоровое поколение»
Целевая программа Тамбовской области «Формирование и развитие кадрового потенциала Тамбовской области на 2009-2012 годы»
Долгосрочная целевая программа «Снижение смертности и инвалидности от сосудистых заболеваний мозга и инфаркта миокарда в Тамбовс
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4


ВВЕДЕНИЕ

Проект доклада о результатах и основных направлениях деятельности управления здравоохранения Тамбовской области на 2012-2014 годы (далее – Доклад) подготовлен с целью дальнейшего развития системы программно-целевого управления, расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результат, в соответствии с Положением о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, утвержденным постановлением администрации области от 26.06.2009 № 748 «Об утверждении Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования».

Управление здравоохранения Тамбовской области как региональный орган исполнительной власти осуществляет функции в сфере здравоохранения области.

Сфера деятельности управления здравоохранения области определена Положением, утвержденным постановлением администрацией области от 02.02.2006 № 69.

Управление также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении государственных учреждений здравоохранения и государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Тамбовской области.

Правовым основанием деятельности управления являются: Конституция Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5489-I (в ред. от 02.02.2006), законы Российской Федерации: от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», от 29.12.2004 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», постановление администрации области от 25.12.2009 № 1557 «О Программе государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи на 2010 год», Постановление администрации Тамбовской области от 22.12.2010 № 1508 «О Программе государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи на 2011 год», постановление администрации области от 01.03.2010 № 186 «О порядке бесплатного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях отдельных групп населения Тамбовской области за счет средств областного бюджета на 2010 год», постановление администрации области от 28.04.2009 № 482 «Об утверждении областной целевой программы «Формирование и развитие кадрового потенциала Тамбовской области на 2009-2012 годы», от 28.04.2009 № 481 «Об утверждении областной целевой программы «Дети Тамбовщины», от 24.03.2009 № 306 «Об утверждении областной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2009-2011 годы», от 28.04.2009 № 482 «Формирование и развитие кадрового потенциала Тамбовской области на 2009 - 2012 годы», от 30.03.2009 № 337 «Об утверждении областной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения на 2009-2011 годы», от 3.04.2009 № 365 «Об утверждении областной целевой программы «О мерах по противодействию терроризму и экстремизму на 2009-2011 годы», от 04.03.2010 № 235 «Снижение смертности и инвалидности от сосудистых заболеваний мозга и инфаркта миокарда в Тамбовской области на 2010-2012 годы», от 29.07.2009 № 893 «Формирование здорового образа жизни у граждан Тамбовской области, включая сокращение потребления алкоголя и табака, на 2009 - 2011 годы», от 30.06.2009 № 774 «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Тамбовской области на 2009-2011 годы».



Раздел 1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
^

Стратегические цели управления здравоохранения области

Главной целью управления здравоохранения является повышение уровня здоровья и качества жизни населения области.

^

Стратегическими целями управления здравоохранения области в 2012-2014 годах являются:


Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения.

Обеспечение приоритетного развития охраны материнства и детства.

^

Тактические задачи управления здравоохранения области


Для достижения стратегической цели 1 «Повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения» необходимо решить три тактические задачи:


1. Обеспечение доступности и качества медицинской помощи.

2.Обеспечение лекарственными средствами льготных категорий больных.

3. Предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.


^ Повышение качества и доступности медицинской помощи

Выполнение задачи обеспечивается на основе законодательного установления государственных гарантий медицинской помощи населению по видам, объемам, порядку и условиям ее оказания. Ежегодно постановлением администрации области утверждается Программа государственных гарантий оказания населению Тамбовской области бесплатной медицинской помощи.

Основные меры по сохранению и укреплению здоровья граждан направляются на обеспечение доступности качества профилактической и медицинской помощи на амбулаторном этапе, проведение диспансерного наблюдения, коррекцию имеющихся нарушений состояния здоровья. Существенная поддержка данного направления получена в рамках реализации мероприятий национального проекта «Здоровье».

Повышение доступности для населения высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет внедрения новых технологий, развития высокотехнологичных медицинских услуг в областных государственных учреждениях здравоохранения, снижения сроков ожидания данных видов медицинской помощи.

В рамках решения данной задачи проводится реструктуризация учреждений здравоохранения, внедрение стационарозамещающих технологий, преобразование учреждений в другие организационно-правовые формы.

В 2010 году реорганизованы 5 участковых больниц (2 в ФАП – Кирсановский район, 3 во врачебные участки - Моршанский район, 2 врачебных амбулатории (2 в филиалы в форме присоединения к участковой больнице - Кирсановский район, 1 поликлиника и 1 диспансер путем присоединения к городской больнице – г.Мичуринск) и ФАПы центральных районных больниц (18 ФАПов закрылись, 3 созданы).

На 1 января 2011 года в стационарах ЛПУ области развернуто 10064 круглосуточных койки, в т.ч. 943 койки сестринского ухода (2009г. - 10125 коек, из них 280 коек сестринского ухода). В 2010 году проведена большая работа по реструктуризации и оптимизации коечного фонда. Несмотря на то, что за год сокращено 724 лечебных койки, сохранялась проблема неэффективного использования финансовых средств в здравоохранении в связи с наличием коек сестринского ухода. Вопрос передачи подразделений сестринского ухода центральных районных больниц в сферу социального обслуживания решён Законом Тамбовской области от 7 февраля 2011г. № 742-З «О наделении органов местного самоуправления Тамбовской области отдельными государственными полномочиями по стационарному социальному обслуживанию населения».

В 2010 году уровень госпитализации в стационарах снизился на 5,2% и составил 21,7 случая на 100 человек населения (2006г. - 24,1, 2007г. – 23,0, 2008г. - 23,1, 2009г. - 22,9), что позволило сэкономить более 118 млн. рублей, которые были направлены на увеличение тарифов на медицинские услуги в части оплаты труда, приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря. Однако данный показатель всё ещё превышает федеральный норматив (19,6).

Среднеобластной показатель работы круглосуточной койки в 2010г. приближен к н

ормативному и составляет 324 дня (2006г. - 330; 2007г. - 321; 2008г. – 323, 2009г. - 324).

В отчетном году показатель средней длительности круглосуточного пребывания больного в стационаре (без коек сестринского ухода) составил за 12,5 дней (в 2009г. – 12,8), что на 12,6% ниже федерального норматива (норматив - 14,3 дня).

В ЛПУ области развернуто 1770 койки дневного пребывания при больничных и амбулаторно-поликлинических учреждениях. Работа койки дневного пребывания в 2010 году составила всего 306 дней, несмотря на то, что функционирование койки увеличилось по сравнению с 2009 годом на 8,9% (2006г. - 281; 2007г. - 276; 2008г. - 276; 2009г. - 281).

Число посещений амбулаторно-поликлинических подразделений увеличилось на 2,4% и в расчете на одного жителя составило 8,4 (2008г. – 8,0, 2009г. – 8,2), тем не менее, это на 12% ниже нормативного (9,5) (в 2008г. – 8,0; 2009г. – 8,2). осещения поликлинических учреждений с профилактической целью увеличились на 10% и составили 30,9% (2008г. – 27,7%, 2009г. – 27,9%).

Число выездов скорой медицинской помощи сохраняется на уровне прошлых лет и составляет 306 на 1000 населения.

В проекте федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» выстроена модель оказания медицинской помощи: каждый из трех видов медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь, включая первичную специализированную помощь, специализированная помощь, в том числе высокотехнологичная, и скорая медицинская помощь – должны решать свои специфические задачи.

В первичном звене здравоохранения необходимо развивать все элементы первичной специализированной помощи, а также создавать специальные структуры по оказанию неотложной помощи с переадресацией части вызовов со скорой медицинской помощи через единую диспетчерскую службу. В качестве необходимой составной части амбулаторного лечения должны развиваться стационарозамещающие технологии, дневные стационары и стационары на дому. Целевая задача - повысить эффективность медицинских услуг за счет увеличения объемов первичной медико-санитарной помощи и сокращения затрат на дорогостоящие виды стационарной медицинской помощи.


^ Обеспечение лекарственными средствами льготных категорий больных.


В рамках данной задачи управлением здравоохранения проводится работа:

- разработка и утверждение порядка лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях отдельных групп населения Тамбовской области за счет средств областного бюджета (порядок утверждается ежегодно постановлением администрации области);

- совершенствование перечня лекарственных средств, рекомендуемых к амбулаторному отпуску отдельным категориям граждан (перечень утверждается ежегодно постановлением администрации области);

- организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи  62 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О  государственной социальной помощи», лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в рамках переданных полномочий;

- контроль за рациональностью назначения лекарственных средств и выпиской рецептов.

В целом в 2010 году льготную лекарственную помощь за счёт всех источников финансирования жители Тамбовской области получили на сумму более 657,5 млн. рублей, что на 5,6% больше чем в 2009г.

Около 33 тыс. больных пользуются социальным пакетом в части лекарственного обеспечения. На эти цели получены средства из федерального бюджета в размере 338,6 млн. рублей.

За счет средств областного бюджета лекарственную помощь получили около 25 тыс. пациентов на сумму 75 млн. руб. В структуре отпущенных лекарственных средств 68% занимают сахароснижающие препараты и средства контроля уровня сахара в крови. За счет средств муниципальных бюджетов в 2010 году была оказана лекарственная помощь в объеме 4,9 млн. руб., что на уровне 2009 года. В основном это анальгетики для онкобольных, лекарства детям до 3-х лет, больным бронхиальной астмой.


^ Предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью состояний.

В соответствии с указанной задачей управлением здравоохранения осуществляются мероприятия, направленные на предупреждение и снижение уровня заболеваемости неинфекционными и инфекционными болезнями.

Задача реализуется путем проведения профилактических мероприятий по снижению заболеваемости инфекционными болезнями, в первую очередь наиболее массовыми управляемыми инфекциями, ликвидация кори, поддержания статуса территории, свободной от полиомиелита.

Достижение программных показателей обеспечивается за счет:

- реализации областных целевых программ по предупреждению заболеваний социального характера;

- повышения охвата населения, в первую очередь детского, профилактическими прививками до уровня 95-98% от общей его численности;

- реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», предусматривающих вакцинацию населения от наиболее опасных болезней;

- пропаганды здорового образа жизни, гигиенического и нравственного воспитания подрастающего поколения, предупреждение вредного влияния на здоровье населения негативных факторов социальной среды (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ) во взаимодействии с различными ведомствами, органами исполнительной власти, учреждениями;

- организации работы Центров здоровья.


Для достижения стратегической цели 2 «Обеспечение приоритетного развития охраны материнства и детства» необходимо решить 2 тактические задачи:


^ Улучшение состояния здоровья детей и матерей.

Пути решения данной задачи: создание условий для рождения здоровых детей, сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, сохранение и укрепление здоровья женщин, в том числе беременных, снижение показателей материнской, младенческой смертности.

Предусмотрена реализация следующих мероприятий:

- разработка законодательных нормативных правовых актов по приоритетным направлениям службы материнства и детства;

- организация подготовки, повышения квалификации специалистов, оказывающих медицинскую помощь детям и матерям;

- расширение профилактической деятельности, включая диспансеризацию детей;

- организация обследования беременных женщин и новорожденных детей с целью выявления внутриутробных инфекций и наследственных заболеваний.


^ Улучшение качества диагностики заболеваний и лечения детей.

Для решения данной задачи необходимо:

- укрепление материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения и обеспечение их специализированным автотранспортом;

- внедрение новых технологий реанимации новорожденных и выхаживания недоношенных детей, улучшение качества лечения в отделениях патологии новорожденных;

- разработка нормативно-правовых и ведомственных актов по приоритетным направлениям развития службы материнства и детства, охраны репродуктивного здоровья;

- расширение и интенсификация профилактической деятельности, включая диспансеризацию детей, медико-генетическую помощь, а также массовое обследование новорожденных детей на наследственные заболевания, пренатальную диагностику врожденных и наследственных заболеваний;

- подготовка, переподготовка и повышение квалификации акушеров-гинекологов, педиатров, неонатологов, терапевтов, детских хирургов и других специалистов, оказывающих медицинскую помощь матерям и детям;

- информационно-аналитическое обеспечение мероприятий, направленных на сохранение и улучшение состояния здоровья детей и матерей.


На протяжении последних лет показатель младенческой смертности в Тамбовской области сохраняется ниже среднероссийского благодаря целенаправленным мерам по улучшению организации оказания медицинской помощи беременным и детям и снизился до 4,1% ( в 2009 – 6,2) – это в 1,8 раза ниже, чем по РФ. Кроме того, в 2010 году отмечено снижение смертности детей на дому в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом.

В структуре младенческой смертности на первом месте болезни перинатального периода – 38,1%, на втором - врождённые пороки развития – 31,0%, на 3 – болезни органов дыхания – 11,9%.

Основное место в причинной структуре младенческой смертности 69% составляют неуправляемые причины – отдельные состояния, возникшие в перинатальном периоде, и врожденные аномалии. Среди детей, умерших до года, 43% - это глубоко недоношенные дети.

Результатом работы службы родовспоможения стало отсутствие в 2010 году случаев материнской смертности от акушерских причин, показатель материнской смертности на уровне 2009 года.

Результатом работы службы родовспоможения стало отсутствие в 2009 году случаев материнской смертности от акушерских причин, показатель материнской смертности на уровне 2008 года (2006г. - 43,4, 2007г. - 40,6, 2008г. - 19,6, 2009г. – 19,7, по РФ 2008г. – 22,6 на 100 тыс. родившихся живыми).

Этому способствовала реализация мероприятий областной целевой программы «Дети Тамбовщины» подпрограммы «Здоровое поколение»:

- улучшение пренатальной диагностики патологии плода;

- организация работы отделений реанимации ГУЗ «Тамбовская областная детская больница» по оказанию ургентной помощи детям первого года жизни,

- обеспечение специализированным лечебным питанием детей, страдающих фенилкетонурией.

Для определения уровня достижения поставленных целей и оценки эффективности деятельности управления разработана система показателей, перечень которых приведен в приложении № 1.


^ Раздел 2. БЮДЖЕТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ.


Достижение намеченных стратегических целей управления здравоохранения области достигается так же за счет реализации и долевого финансирования федеральных целевых программ и реализации мероприятий областных и ведомственных целевых программ.

В настоящее время действуют следующие целевые программы области:

Целевая программа Тамбовской области «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2009-2011 годы», которая включает в себя подпрограммы:

«Защита населения Тамбовской области от туберкулеза»

Решение проблем, связанных с туберкулезом, наносит значительный материальный ущерб бюджету области. Продолжительность лечения первичных больных туберкулезом и сроки временной нетрудоспособности составляют от 9 до 12 месяцев, больные с хроническими формами туберкулеза лечатся пожизненно.

Эпидемическая ситуация по туберкулезу в Тамбовской области остается напряженной. Уровень заболеваемости в течение трех лет колеблется, составляя в 2008 году – 65,7 на 100 тыс. населения, в 2009 году – 68,9, в 2010 году – 67,5 (РФ 2008 г. – 85,1, 2009 г. – 82,6, 2010 г. - 77,4).

Ежегодно выявляются крайне тяжелые клинические формы туберкулеза, приводящие к смерти больных в течение первого года диспансерного наблюдения. В 2008 году умерло от туберкулеза 115 больных туберкулезом, из них в течение первого года диспансерного наблюдения - 20 человек (17,4%), в 2009 году из 106 умерших от туберкулеза – 23 в течение первого года диспансерного наблюдения (21,7%), в 2010 году соответственно из 97 умерших от туберкулеза - 11 в течение первого года диспансерного наблюдения (11,3%).

Более 80% лиц, заболевших туберкулезом, регистрируется среди трудоспособного возраста. Туберкулез является основной причиной смерти среди летальности от инфекционных заболеваний.

30% больных являются инвалидами в связи с заболеванием туберкулезом.

В области зарегистрировано 440 очагов туберкулезной инфекции. В очагах туберкулеза проживают 4301 человек, в том числе 910 детей и подростков.

Реализация мероприятий областной целевой Подпрограммы «Защита населения Тамбовской области от туберкулеза на 2009-2011 годы» позволила:

снизить уровень смертности от туберкулеза на 3% (с 14,1 на 100 тыс. населения в 2008 году до 11,3 на 100 тыс. населения в 2010 году);

повысить эффективность лечения больных туберкулезом: более, чем в 42% случаях достигнуто клиническое излечение туберкулеза;

уменьшить распространенность туберкулеза. С 2007 по 2010 год на 200 человек сократилось количество больных всеми клиническими формами туберкулеза.

Тем не менее, остаются проблемы: недостаточный охват флюорографическими осмотрами, особенно сельского населения, рост лекарственно резистентного туберкулеза, увеличение количества больных с сочетанной патологией ВИЧ-инфекция и туберкулез.

Необходимо пролонгирование и расширение мероприятий Подпрограммы, что позволит снизить заболеваемость, инвалидизацию и смертность населения от туберкулёза, как социально значимого заболевания, стабилизировать эпидемиологическую ситуацию, увеличить продолжительность жизни населения, и как следствие улучшить демографическую ситуацию в Тамбовской области.

^ Подпрограмма «Сахарный диабет»

Сахарный диабет - одна из самых острых медико-социальных проблем мирового масштаба. Лечение и профилактика сахарного диабета является приоритетом национальных систем здравоохранения большинства стран мира, в том числе России, в связи с высоким уровнем инвалидности и смертности.

За 2008-2010 годы в Тамбовской области отмечается увеличение распространенности сахарного диабета с 27261 в 2008 году до 28364 человек в 2010 году (на 3,9%). На 01.01.2011 в области состоит на диспансерном учете 1953 больных сахарным диабетом типа 1 (6,9% от общего количества больных сахарным диабетом) и 26411 больных сахарным диабетом типа 2 (93,1%). Из общего количества больных сахарным диабетом типа 1, состоящих на диспансерном учёте, дети и подростки составляют 9,8%. Сахарный диабет типа 2 в детском возрасте зарегистрирован в 5 случаях (2008г. - 3; 2009г. - 2).

Реализация Подпрограммы за 2008-2010 годы позволила добиться снижения смертности с 5,7 до 4,4 на 100 тыс. населения (на 22,8%).

Регулярное применение больными сахарным диабетом современных сахароснижающих препаратов, использование средств самоконтроля повышает эффективность лечения и снижает уровень развития сосудистых осложнений до 50-70%.

Реализация Подпрограммы предусматривает, в первую очередь, обеспечение больных сахароснижающими препаратами. Реализация данного мероприятии будет способствовать достижению основной цели Подпрограммы.

Реализация мероприятий подпрограммы позволит снизить заболевамость сахарным диабетом, инвалидизацию, смертность и развитие тяжелых осложнений при сахарном диабете, улучшить качество проводимого лечения, а также увеличит продолжительности жизни больных сахарным диабетом, сохранить трудовой потенциал больных.


^ Подпрограмма «О мерах по развитию онкологической помощи населению Тамбовской области»

В структуре причин инвалидности и смертности злокачественные новообразования занимают третье место после болезней системы кровообращения и травм. Смертность населения от новообразований по области остается на достаточно высоком уровне. Всего лишь 47% онкологических больных выявлены на 1-2 стадиях заболевания. Именно поэтому в области такой низкий процент пятилетней выживаемости больных – 46,1%, который ниже среднероссийских значений; одногодичная летальность составляет 33,3%, что на 13% выше показателя РФ

Ежегодно в Тамбовской области регистрируется более 4200 случаев заболевания раком. На долю новообразований в 2010 году приходится 13,9% всех причин смерти. В её структуре большой удельный вес имеют такие локализации как новообразования трахеи, бронхов и легких, желудка, молочной железы. В структуре онкологической заболеваемости первые места занимают рак легких, молочной железы и кожи. Наблюдается рост первичной инвалидности среди онкологических больных.

Одной из причин высоких показателей онкологической заболеваемости над средне российскими является тот факт, что область является одной из самых «старых» по возрастному составу населения. В 2010 году 26 % населения области составляли люди старше трудоспособного возраста.

Одной из главных проблем остается позднее выявление онкологических заболеваний в амбулаторно-поликлинических учреждениях общей лечебной сети.

В 2010 году завершено строительство четырехэтажного хирургического корпуса с операционным и реанимационным блоками в ГУЗ «Тамбовский областной онкологический диспансер». Произведена специализация хирургических отделений диспансера, организовано химиотерапевтическое отделение.

Реализация подпрограммы на областном уровне способствовала вступление области в Национальную онкологическую программу в 2011 году, которая позволит укрепить региональный онкологический центр и первичные онкологические кабинеты для лечения больных злокачественными новообразованиями, укомплектовать их высококвалифицированным персоналом, обеспечить необходимым медицинским оборудованием.

Дооснащение лечебных учреждений, оказывающих стационарную онкологическую помощь в соответствии с табелем за счёт средств федерального бюджета на сумму 430,6 млн. рублей и областного бюджета на сумму 18,3 млн. рублей позволит оказывать медицинскую помощь в соответствии с утвержденными стандартами.

В 2011 году планируется завершить строительство четырехэтажного корпуса лучевого отделения с каньоном для высокоэнергетического лучевого ускорителя, помещениями для радиоизотопной лаборатории, компьютерного томографа, аппарата близкофокусной рентгенотерапии. Будут осуществлены закупка и монтаж высокотехнологичного медицинского оборудования в данные помещения, проведен капитальный ремонт 1 онкологического отделения, начата реконструкция корпуса для поликлинического отделения.

В целях совершенствования оказания паллиативной медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями планируется дооснастить хосписное отделение МЛПУ «Городская больница №4» г.Тамбова в соответствии с табелем оснащения и провести обучение врачей-специалистов и среднего медицинского персонала.

В 2012 году запланировано создание системы телемедицинской связи Тамбовского областного онкологического диспансера с межрайонными подразделениями, а также с федеральными центрами, оказывающими онкологическую помощь.

Онкологический диспансер будет оснащён оборудованием для выполнения высокотехнологичных видов медицинской помощи.

В результате реализации комплекса мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями, ожидается к 2013 году:

снижение смертности населения трудоспособного возраста от онкологических заболеваний на 12%;

снижение смертности в течение года с момента установления диагноза злокачественного новообразования на 4,6%;

увеличение пятилетней выживаемости больных со злокачественными новообразованиями с момента установления диагноза на 5,3%.


^ Подпрограмма «Вакцинопрофилактика»


Проблема борьбы с инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики (иммунизации), является одной из самых актуальных как в Российской Федерации в целом, так и на территории Тамбовской области.

На протяжении последних 3 лет эпидемиологическая обстановка в Тамбовской области остается стабильной. Однако, за данный период отмечается увеличение общего числа зарегистрированных инфекционных заболеваний до 235084 случаев и показатель общей заболеваемости в 2010 году составил 20516,8 на 100 тысяч населения, что на 18 % выше уровня 2008 года (194062 случая, показатель общей заболеваемости 17390,7 на 100 тысяч населения). В структуре инфекционной заболеваемости 95% составляют острые респираторные вирусные инфекции, в том числе грипп - 223937 случаев (2008 год – 174794 случаев).

Благодаря проведению комплекса организационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий в рамках Целевой программы области «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2009-2011 годы» подпрограммы «Вакцинопрофилактика» улучшены качественные показатели иммунопрофилактической работы: снижен уровень заболеваемости по ряду инфекций, управляемых средствами специфической профилактики (краснухой в 4 раза, вирусным гепатитом В в 3 раза, эпидемическим паротитом в 6 раз, гриппом в 6 раз), не регистрировались случаи кори, полиомиелита, столбняка, дифтерии, достигнут высокий уровень охвата профилактическими прививками в рамках национального календаря профилактических прививок (96%). В течение последних 3-х лет в области не регистрируются случаи заболевания природно - очаговыми инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики: брюшного тифа, туляремии, сибирской язвы, бешенства. Вместе с тем сохраняется эпидемиологическое неблагополучие по коклюшу - отмечается увеличение заболеваемости в 1,5 раза.

Вспышечная инфекционная заболеваемость в 2010 году представлена 4 очагами острых кишечных инфекций (2008 год – 15), 2 очагами коклюша среди непривитого цыганского населения, очагом гнойно-септических инфекций среди новорожденных, а также вспышкой вирусного гепатита А (2008 год – 3), вспышек менингококковой инфекции зарегистрировано не было (2008 год – 1). Противоэпидемические мероприятия, проводимые в полном объеме, в том числе иммунопрофилактика, позволили своевременно локализовать и предотвратить вспышечную заболеваемость в организованных коллективах.

В настоящее время в области созданы условия для соблюдения «холодовой цепи». Однако, часть имеющегося холодильного оборудования в лечебно-профилактических учреждениях выработало свой ресурс и подлежит списанию. Кроме того, 20% учреждений здравоохранения, осуществляющие транспортировку иммунобиологических препаратов, не имеют термоиндикаторы.

Требуется продолжить работу по подготовке кадров медицинских работников по вопросам  вакцинопрофилактики.

Реализация мероприятий Подпрограммы на территории Тамбовской области позволяет поддерживать благополучную эпидемиологическую обстановку, предупредить массовые инфекционные заболевания, управляемые средствами специфической вакцинопрофилактики, а также добиться дальнейшего снижения заболеваемости и сокращения уровня инвалидизации от инфекционных заболеваний.


^ Подпрограмма «Анти-Вич-Спид»

Благодаря реализации подпрограммы «Анти-ВИЧ/СПИД» в Тамбовской области наметились позитивные результаты в борьбе с ВИЧ-инфекцией, такие как увеличение охвата лечением антиретровирусными препаратами больных ВИЧ-инфекцией, нуждающихся в терапии, увеличение охвата профилактикой передачи ВИЧ от матери ребенку. Вместе с тем, современная эпидемическая ситуация по ВИЧ-инфекции, обусловленная изменением основного пути передачи инфекции, представляет угрозу решению приоритетных задач социально-экономического развития Тамбовской области.

По состоянию на 31.12.2010 в Тамбовской области выявлено 962 больных ВИЧ-инфекцией. Показатель пораженности населения с 2008 года вырос на 20%. Число женщин репродуктивного возраста в общей структуре заболевших составило 42%. Из 66 детей, рожденных от ВИЧ-инфицированных матерей в 2008-2010 годах, четверо детей с диагнозом ВИЧ-инфекция. В 2008-2010 гг. умерло 86 больных ВИЧ-инфекцией, в том числе 12 человек от ВИЧ-инфекции.

В настоящее время в Тамбовской области сложились качественно новые объективные условия, резко снижающие уровень безопасности (в экономическом, демографическом, социальном и медицинском аспектах) населения в связи с развитием эпидемии ВИЧ-инфекции. К ним относятся:

постоянный рост числа ВИЧ-инфицированных и больных СПИД, распространение заболевания на всей территории Тамбовской области;

увеличение числа женщин репродуктивного возраста в общей структуре заболевших и детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей;

отсутствие до настоящего времени средств и методов специфической профилактики ВИЧ-инфекции (вакцины);

влияние социальных факторов, способствующих распространению ВИЧ-инфекции и усугубляющих ситуацию (наркомания, проституция, рост числа бездомных и беспризорных и т.п.). Так, из всех заболевших в Тамбовской области при парентеральном употреблении наркотиков заразилось более 37,5% больных ВИЧ-инфекцией;

ежегодное увеличение частоты полового пути распространения ВИЧ, который в 2010 году в Тамбовской области составил более 80%, вследствие этого ВИЧ-инфекция все более поражает людей наиболее трудоспособного возраста;

преждевременная смерть взрослых и детей, больных ВИЧ-инфекцией, способствует снижению рождаемости и продолжительности жизни, тем самым усугубляя нарастающий в Тамбовской области демографический кризис;

ежегодное увеличение числа больных ВИЧ-инфекцией, которым показано лечение, что приводит к росту затрат системы здравоохранения и социального обеспечения;

увеличение частоты развития у этой категории больных ряда других тяжелых заболеваний, включая туберкулез, вирусные гепатиты В и С, что, в свою очередь, увеличивает смертность и инвалидизацию населения;

увеличение бремени общества по обеспечению детей, ставших сиротами в результате преждевременной смерти одного или обоих родителей или в результате социального сиротства детей, рожденных ВИЧ-положительными матерями;

рост социального напряжения в результате стигматизации и дискриминации людей, больных ВИЧ-инфекцией, и их семей, а также представителей групп высокого риска заражения ВИЧ.

Решение данных проблем требует длительного системного многоуровнего и мультисекторального подходов, осуществление которых возможно при решении поставленных задач программно-целевыми методами.


^ Подпрограмма «Предупреждение распространения в Тамбовской области инфекций, передаваемых половым путем»

Необходимость принятия Подпрограммы обусловлена социальной значимостью инфекций, передаваемых половым путем, их отрицательным влиянием на организм человека, в первую очередь на репродуктивное здоровье и, как следствие, на социально- экономическое состояние страны и человеческий потенциал.

За последние 5 лет уровень заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, в Тамбовской области значительно снизился, но считать обстановку стабильной нельзя. Заболеваемость сифилисом, несмотря на снижение, приобрела вспышечный характер, изменилась структура заболевших - увеличилась доля сельских жителей при снижении заболеваемости городских.

Для части сельского населения области специализированная дерматовенерологическая помощь доступна не в полном объеме. Снижение заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, привело к некоторому снижению прямых затрат на лечение, но пока не позволяет снизить затраты на диагностику, которую необходимо в ближайшие годы расширять и совершенствовать, т.к. несвоевременно и неправильно диагностированные инфекции, передаваемые половым путем, приводят к осложнениям, нарушающим репродуктивную функцию человека, что в конечном итоге сказывается на демографической ситуации, которая пока в области остается сложной.

В результате проводимых в области целенаправленных мероприятий в ходе реализации областной целевой подпрограммы «Предупреждение распространения инфекций, передаваемых половым путем, на 2009-2011годы», аналогичных подпрограмм предыдущих лет и федеральной целевой подпрограммы «Инфекции, передаваемые половым путем, на 2007-2011годы» удалось улучшить материально-техническую базу специализированных кожно-венерологических диспансеров области, обеспечить диагностику инфекций, передаваемых половым путем, современными методами, улучшения эпидемиологической ситуации в области.

Заболеваемость сифилисом в 2010 году сократилась на 38% по сравнению с 2008 годом и составила 28,6 на 100 тыс. населения (по Российской Федерации в 2010 г.- 44,9 на 100 тыс. населения) заболеваемость гонореей составила в 2010 году 17,3 на 100 тыс. населения (по Российской Федерации в 2010 г.- 42,17 на 100 тыс. населения), что на 44,1% ниже, чем в 2008 году.

Заболеваемость трихомониазом в 2010 году снизилась на 6,8% по сравнению с 2008 годом и составила 108,5 на 100 тыс. населения (по Российской Федерации в 2010 году - 126,8 на 100 тыс. населения).

В 2010 году значительно снизилась заболеваемость сифилисом и гонореей у детей и подростков по сравнению с предыдущими годами, установленные целевые индикаторы выполнены. Снизилась доля впервые выявленного сифилиса у беременных. Все это свидетельствует об эффективности программно-целевых методов решения проблемы заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, в области и необходимости продолжения работы в этом направлении.

Увеличение доли сельского населения в структуре заболеваемости сифилисом диктует необходимость укрепления материально-технической базы всей дерматовенерологической службы, включая специализированные кабинеты центральных районных больниц, где отсутствуют условия для оказания медицинской помощи пациентам с инфекциями, передаваемыми половым путем, на современном уровне.

Проведение в достаточном объеме внешнего и внутреннего контроля качества диагностики инфекций, передаваемых половым путем, способствует улучшению выявления возбудителей и повышению качества проводимой терапии больным. Эту работу необходимо продолжить, так как качество диагностики является гарантом верного диагноза.

Решение задач целевой подпрограммы позволит повысить эффективность расходов бюджетов всех уровней на профилактику распространения инфекций, передаваемых половым путем, оказание качественной медицинской помощи больным с данными инфекциями.


^ Подпрограмма «Профилактика артериальной гипертонии и ее осложнений»

Повышение артериального давления является мощным и независимым фактором риска развития фатальных и не фатальных сердечно - сосудистых заболеваний, таких как острое нарушение мозгового кровообращения (далее - ОНМК), цереброваскулярные болезни (далее - ЦВБ), инфаркт миокарда, ишемическая болезнь сердца (далее - ИБС), хроническая сердечная и почечная недостаточность.

Эпидемический характер распространенности артериальной гипертонии и влияние ее на демографические показатели страны – сохраняющийся высокий уровень смертности от сердечно - сосудистых заболеваний, определяет социальную значимость раннего выявления и лечения артериальной гипертензии.

По данным эпидемиологических исследований распространенность артериальной гипертензии у взрослого населения составляет 40% и занимает с 2008 года первое место в структуре сердечно - сосудистых заболеваний, по Тамбовской области этот показатель за 2010 г. составил 41,2% (Российская Федерация (далее - РФ) -34,8%). Второе и третье место в структуре сердечно - сосудистых заболеваний занимают ассоциированные с артериальной гипертонией - ИБС – 24% (РФ - 24,4%) и ЦВБ – 19,5% (РФ - 23,5%).

По данным исследований, снижение артериального давления у больных с артериальной гипертонией на 20 мм рт. ст. приводит к снижению заболеваемости инфарктом миокарда на 23%, общей смертности – на 18,4%.

По данным Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины одномоментное снижение артериального давления и уровня холестерина в популяции на 10% снижает общую смертности на 45%.

Количество больных с артериальной гипертонией, состоящих на диспансерном учете, составило в 2010 году 111317 человек, (увеличилось с 2008 г. по. на 1,4%).

Количество «школ для больных с артериальной гипертонией» с 2008 г. по 2010 г. в Тамбовской области увеличилось в 2 раза. За указанный период в них было обучено 65900 пациентов. Ежегодный прирост количества пациентов, обученных в «школах для больных с артериальной гипертонией», составляет 2%. Данная работа способствует снижению риска развития сердечно - сосудистых осложнений у больных артериальной гипертонией, сокращению числа госпитализаций по поводу дестабилизации артериальной гипертонии.

Первичная заболеваемость ЦВБ с 2009 по 2010 гг. снизилась на 16% и составила – 992,1 на 100 тыс. взрослого населения (2009г. – 1150 на 100 тыс. взрослого населения, РФ 2009г. - 710 на 100 тыс. населения).

Несмотря на проводимые мероприятия, в Тамбовской области сохраняется высокий уровень заболеваемости ОНМК: 2008г. – 4,88; в 2009г. – 4,86; в 2010г. – 5,0 на 1000 взрослого населения (РФ - 3,0 на 1000 населения).

Уровень смертности от сердечно - сосудистых заболеваний в 2010г. составил 1127,7 на 100 тыс. населения (РФ - 801 на 100 тыс.населения).

Для достижения поставленных задач необходим комплексный подход к проблеме и их решение программно-целевыми методами. Это сочетание популяционной стратегии – работа с населением, обеспечивающая информированность о возможности коррекции модифицируемых факторов риска, и стратегии высокого риска, позволяющей на ранних стадиях заболевания выявить пациентов наиболее угрожаемых по развитию сердечно - сосудистых смертельных осложнений.

Реализация мероприятий Подпрограммы позволит сделать оказание помощи больным с сердечно-сосудистой патологией на территории области более доступной, решить проблему оказания неотложной помощи пациентам с острыми осложнениями артериальной гипертонии, снизить показатель выхода на инвалидность, а в конечном итоге - смертность от сердечно-сосудистых заболеваний.


«^ Защита населения от вирусных гепатитов»

Вирусные гепатиты человека являются серьезной социально-экономической и клинико-эпидемиологической проблемой здравоохранения всех стран мира. На долю вирусных гепатитов (В, С, Д) в общей структуре хронических поражений печени приходится около 70%.
  1   2   3   4

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты