Домой

Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования философское осмысление феноменов культуры по научной специальности: 24. 00. 01 теория и история культуры




Скачать 364.87 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования философское осмысление феноменов культуры по научной специальности: 24. 00. 01 теория и история культуры
Дата27.12.2012
Размер364.87 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Рассмотрена и одобрена
Рабочая программа учебной дисциплины
Форма обучения очная/заочная
Раздел 1. основы философского анализа культуры
Форма обучения
Аудиторные занятия
Аудиторные занятия
Содержание учебной дисциплины
Раздел 1. основы философского анализа культуры
Раздел 2. типология феноьенов культуры и их философский анализ
Подобные работы:


Министерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра философии, культурологии и социально-гуманитарных наук.



УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом АГПА

протокол № ___ от «___» _______20__ года






^ РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании кафедры философии, культурологии и социально-гуманитарных наук

«» ___________ 20___ _года

(протокол № ____)

Зав.кафедройд.филос.наук проф.

_____________В.И. Гамов





^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ФЕНОМЕНОВ КУЛЬТУРЫ


по научной специальности: 24.00.01 – теория и история культуры


^ Форма обучения очная/заочная


Составители:

д.филос.н., проф. Гамов В.И.

к.филос. н., доцент Семенюк Е.Ю.


Армавир

2012 г.

АННОТАЦИЯ

рабочей программы учебной дисциплины

Цель учебной дисциплины – содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного исследователя и преподавателя;

углубленное изучение феноменов культуры с философских позиций;

расширить их представления о феноменах культуры ;

познакомить с разнообразными способами их философского осмысления;

приобрести навыки философского анализа культуры, умение за внешними проявлениями объектов культуры и культурных процессов и отношений видеть их внутренне содержание, их сущностные характеристики, что обеспечивает подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки и образования;

формирование умений и навыков научно-исследовательской работы и научно-педагогической деятельности;

оказание помощи аспирантам и соискателям в подготовке к сдаче зачета по данной дисциплине.

Задачи курса:

рассмотреть многообразие подходов к изучению культуры и ее феноменов;

выявить специфика философского анализа культуры;

исследовать понятие «феномен культуры»;

выявить многообразие феноменов культуры;

раскрыть философский взгляд на окультуренные природные феномены;

проанализировать понятие информации как феномена культуры;

выполнить философский анализ повседневности как феномена культуры;

осуществить философский взгляд на хозяйственные, организационные и материальные феномены культуры;

предпринять философский анализ языка и текста как феноменов культуры;

рассмотреть феномен человека в качестве главного феномена культуры.

ознакомить с обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований к уровню знаний по данной дисциплине, существующими на современном ее уровне развития.


Место учебной дисциплины в структуре ООП: Программа курса по выбору «Философское осмысление феноменов культуры» - расширить, углубить профессиональные знания о культуре в сфере послевузовского образования по специальности.Тем самым появляется возможность глубже понять историю и современное состояние феноменов культуры, представить их эволюцию как элемент общего социокультурного процесса освоения мира. Это позволяет ставить и решать исследовательские задачи на современном уровне.


Дисциплина относится к курсам по выбору образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.


В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

Знать:

    • содержание понятия «феномены культуры», многообразие подходов к их изучению;

    • основные философско-методологические концепции феноменов культуры;

    • строение и классификацию культурных феноменов;

    • историю и современное состояние философского анализа феноменов культуры;

    • современные философские дискуссии по проблемам науки;

    • понятийный аппарат, принципы и методы философско-методологического подхода к анализу феноменов культуры, сформировавшиеся в рамках современной культурологии;

    • специфику философского анализа культуры и ее феноменов;

    • сущностные характеристики основных феноменов культуры.



Уметь:

  • осмысливать и оценивать на философско-методологическом уровне состояние и проблемы развития различных феноменов культуры;

  • самостоятельно исследовать факты и события, выявлять тенденции и социокультурные закономерности развития в качестве феноменов культуры;

  • использовать знания, полученные в результате изучения курса не только в исследовательской практике, но и в преподавательской деятельности.

  • применять философский анализ феноменов культуры ко всему богатству культурных феноменов прошлого и настоящего;

  • выявлять специфику различных культурных феноменов и их культурную

  • взаимосвязь;

  • распознавать аксиологическое содержание феноменов культуры;

  • выявлять знаковые, главные феномены культуры.


Владеть:

  • современными методологическими концепциями в области феноменологии культуры;

  • методологическим инструментарием анализа феноменов культуры;

  • знаниями об эволюции феноменологии культуры как самостоятельного вида культурологической мысли;

  • классификацией основных феноменов культуры и знанием их места в социокультурном процессе;

  • технологией анализа феноменовкультуры с философских и культурологических позиций;

  • методикой применения практических навыков анализа и оценки многообразных феноменов культуры в своей профессиональной деятельности.

  • обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований к уровню знаний поданной дисциплине, а также основными философско-методологическими подходами, существующими на современном уровне развития данной дисциплины.


Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет _2___зачётных единицы (72часа).


Основные разделы учебной дисциплины:

^ РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА КУЛЬТУРЫ

РАЗДЕЛ 2. ТИПОЛОГИЯ ФЕНОМЕНОВ КУЛЬТУРЫ И ИХ ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ


Авторы РПУД: Гамов В. И., доктор философских наук, профессор

Семенюк Е.Ю., кандидат философских наук, доцент


СТРУКТУРА

рабочей программы учебной дисциплины


1. Цель учебной дисциплины – содействие формированию всесторонне образованного, методологически грамотного исследователя и преподавателя;

углубленное изучение феноменов культуры с философских позиций;

расширить их представления о феноменах культуры ;

познакомить с разнообразными способами их философского осмысления;

приобрести навыки философского анализа культуры, умение за внешними проявлениями объектов культуры и культурных процессов и отношений видеть их внутренне содержание, их сущностные характеристики, что обеспечивает подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для науки и образования;

формирование умений и навыков научно-исследовательской работы и научно-педагогической деятельности;

оказание помощи аспирантам и соискателям в подготовке к сдаче зачета по данной дисциплине.


Задачи курса:

рассмотреть многообразие подходов к изучению культуры и ее феноменов;

выявить специфика философского анализа культуры;

исследовать понятие «феномен культуры»;

выявить многообразие феноменов культуры;

раскрыть философский взгляд на окультуренные природные феномены;

проанализировать понятие информации как феномена культуры;

выполнить философский анализ повседневности как феномена культуры;

осуществить философский взгляд на хозяйственные, организационные и материальные феномены культуры;

предпринять философский анализ языка и текста как феноменов культуры;

рассмотреть феномен человека в качестве главного феномена культуры.

ознакомить с обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований к уровню знаний по данной дисциплине, существующими на современном ее уровне развития.


2. Место учебной дисциплины в структуре ООП: Программа курса позволяет глубже понять феноменологию культуры и ее различных объектов как способа человеческой жизнедеятельности и ее результатов. Тем самым появляется возможность глубже понять историю и современное состояние феноменологии культуры, как элемента культурологического освоения мира. Это позволяет ставить и решать исследовательские задачи в сфере анализа феноменов культуры. Дисциплина относится к курсам по выбору образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.


3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

Знать:

    • содержание понятия «феномены культуры», многообразие подходов к их изучению;

    • основные философско-методологические концепции феноменов культуры;

    • строение и классификацию культурных феноменов;

    • историю и современное состояние философского анализа феноменов культуры;

    • современные философские дискуссии по проблемам науки;

    • понятийный аппарат, принципы и методы философско-методологического подхода к анализу феноменов культуры, сформировавшиеся в рамках современной культурологии;

    • специфику философского анализа культуры и ее феноменов;

    • сущностные характеристики основных феноменов культуры.

Уметь:

  • осмысливать и оценивать на философско-методологическом уровне состояние и проблемы развития различных феноменов культуры;

  • самостоятельно исследовать факты и события, выявлять тенденции и социокультурные закономерности развития в качестве феноменов культуры;

  • использовать знания, полученные в результате изучения курса не только в исследовательской практике, но и в преподавательской деятельности.

  • применять философский анализ феноменов культуры ко всему богатству культурных феноменов прошлого и настоящего;

  • выявлять специфику различных культурных феноменов и их культурную

  • взаимосвязь;

  • распознавать аксиологическое содержание феноменов культуры;

  • выявлять знаковые, главные феномены культуры.

Владеть:

  • современными методологическими концепциями в области феноменологии культуры;

  • методологическим инструментарием анализа феноменов культуры;

  • знаниями об эволюции феноменологии культуры как самостоятельного вида культурологической мысли;

  • классификацией основных феноменов культуры и знанием их места в социокультурном процессе;

  • технологией анализа феноменов культуры с философских и культурологических позиций;

  • методикой применения практических навыков анализа и оценки многообразных феноменов культуры в своей профессиональной деятельности.

  • обязательным для каждого соискателя ученой степени кандидата наук единым минимумом требований к уровню знаний поданной дисциплине, а также основными философско-методологическими подходами, существующими на современном уровне развития данной дисциплины.



4. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:

Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет _2_зачётных единицы (72часа).


^ Форма обучения

Курс

Семестр

Трудоёмкость дисциплины в часах

Форма итогового контроля

всего часов

ауд.

часов

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

самост. работа

Очная

1




72

18

18







54

Зачет

Заочная

2




72

4

4







68



5. Структура и содержание учебной дисциплины:


Очно

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

^ Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Основы философского анализа культуры

24

4







20

зачет

2.

Типология феноменов культуры и их философский анализ

48

14







34




ИТОГО

72

18







54





заочно

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

^ Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Основы философского анализа культуры

18

2







16

Зачет

2.

Типология феноменов культуры и их философский анализ

54

2







52




ИТОГО

72

4







68






^ Содержание учебной дисциплины

(Тематической планирование)




п/п

Тема

Виды учебной работы

Форма текущего контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

Самост.работа




^ РАЗДЕЛ 1. ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА КУЛЬТУРЫ

4/4







20/16




1

Тема 1. Многообразие подходов к изучению культуры. Культура как объект философского исследования.

2/1







10/8







Культура как выражение глубины и неизмеримости человеческого бытия. Многообразие представлений о культуре и ее феноменах в обыденном сознании. Исторические концепции культуры. Пайдейя, политейя, технэ древних греков. Теологическая концепция культуры в Средние века.Теолого-спири-туалистическая концепция культуры Августина.Теологоэкклезиастическая концепция культуры Боссюэ. Креативно – творческое понимание культуры в эпоху Возрождения. Внутренние законы истории общества и культура в эпоху Про-свещения Лейбниц, Вико, Вольтер и Монтескьё. И.Г.Гердер и И. Х. Аделунг. Множественность определений куль-туры и многообразие подходов к ее осмыслению в общественной мысли: социологии, истории, культурологии, культурной антропологии, этнологии, религии, теологии, морали.

Исторический анализ культуры.Культура как механизм порождения, возникновения самой человеческой истории.Феноменологическая исто-рия культуры Геродота. Теоло-гическая концепция истории культу-ры в работе Августина «О граде Божьем». Концепция философии истории как "история духа", духов-ного развития человечества в эпоху Просвещения (Аделунг, Гердер, Кант).

Социологический подход. Культура как фактор организации и образования жизни какого либо общества.(У. Бекет, Б. Малинов-ский, А. Радклифф - Браун, К. Юнг,Э.Дюркгейм, В.Парето, М.Вебер.А. де Токвиля).

Культурологический и культурноантропологический анализ культурных феноменов. Франц Боас и его ученики. Культурная специфика, культурная типология и антропология. Культурфилософская антропология Арнольда Гелена и ее понимание культуры как культи-вирования человечности.

Эволюционная теория Э. Тайлора. Морально – этические концепции культуры. Необходимость нраственных доминант в культурном развитии в воззрениях Ж.Ж. Руссо иЖак Маритена.

Философский взгляд на культуру как раскрытие ее сущностных характеристик. Выработка общей "идеи культуры", объясняющей смысл и направленность человече-ской истории" И. Г. Гердер, И. Кант, Г. Гегель, И. Фихте, Л. Фейербах. Марксистская трактовка культуры.Филоссофский анализ культуры в современной западноевропейской мысли. Иррациональное понимание культуры в Философии жизни». Экзистенциональные представления о культуре. Культура в воззрениях структуралистов (Леви – Стросс). Понятие о дискурсе в постструк-турализме. Анализ социокультурных феноменов.Знание и власть как основные категории дискурсивной концепции М. Фуко. Переосмысление информационных процессов в работах М. Мак-Люэна, Д. Белла, Э. Тоффлера, М. Кастельса, Э. Гидденса, Ю. Хабермаса и др. Нарративная концепция культуры (Р. Рорти и др.). Деконструктивизм и культура (Ж. Делез).

Отечественная философская мысль о культуре. Аксиологически идеятельностные подходы. Фило-софско-антропологическая, философ-ско-историческую, либо социоло-гическую трактовка культуры. С.С.Аверинцев, В.Д.Губин, В.В.Ива-нов, Л.Е.Кертман, М.С.Каган, Ю.М.Лотман, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, Г.О.Нодиа, В.И.Полищук, Н.З. Чав-чавадзе, В.Н.Топоров. В. С. Степин о культуре как геноме социальной жизни.













Конспект лекций

Собеседование




Тема 2. Понятие «феномен культуры». Многообразие феноменов культуры.

2/1







10/8







Феномен как нечто являющееся, существующее. Феномен культуры как понятие, охватывающее все сферы жизнедеятельности человека и общества: объекты, процессы и отношения, наделенные семантико - семиотическим и аксиологическим значением. Феномены культуры как социокультурные феномены. Культура ка система феноменов. Многогранность, многоаспектность культуры и ее феноменов.

Взаимосвязь феноменов культуры: пространственно – временная, генетическая, структурно – функциональная, системная. П.А. Сорокин скоплениях феноменов культуры и их комбинациях (1 чистые социокультурные скопления; 2 полускопления, объединенные косвенными (или внешними) причинными узами; 3 причинные единства или системы; 4 смысловые системы и 5 причинно смысловые системы или единства 6 автономная культура).

Классификация феноменов культуры. Объекты, процессы, явления.взаимоотношения, статичные и динамичные феномены культуры. Личностные, групповые, общества и человечества в целом. Массовая и элитарная культуры как феномены общественной жизни. Материальные и духовные. Феномены хозяйственно – организационной культуры. Феномены политической культуры. Феномены правовой культуры. Феномены религиозной культуры. Феномены научной культуры. Феномены с сферы образования. Информационные феномены. Феномены моральной культуры. Феномены физической культуры. Феномены художественной культуры. Феномены этнической культуры. Гендерная культура и семья как феномен культуры. Феномены повседневной культуры. Типологические феномены: тип культуры, культурная картина мира и ментальность. Структурные феномены культуры: язык, текст, памятник, знак, код. Человек как феномен культуры.













Конспект лекций

Собеседование




^ РАЗДЕЛ 2. ТИПОЛОГИЯ ФЕНОЬЕНОВ КУЛЬТУРЫ И ИХ ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

14/2







34/52







Тема 3. Философский взгляд на окультуренные природные феномены.

2/







4/8







Границы противопоставления культурного и природного и их взаимосвязь в социокультурном генезисе, развитии социума и человека. «Широкое» и «узкое» понимание природы. Природа как источник естественных благ для удовлетворения витальных потребностей людей и как пространство человеческой предметно-преобразующей общественно-организованной деятельности. Человек, общество и среда их жизнедеятельности как вторая, искусственная природа, как окультуренная природа.

П.А. Флоренский о сосуществовании природы и культуры друг с другом. Природа и ее феномены как среда и материя культуры. Культурные феномены как преобразование стихийных феноменов культуры. Э. Эйбесфельдт, К. Лоренц о природных предпосылках формирования культуры («социальное» поведение у животных, животная предмораль и т. п.). Э. Леруа и П. Т. де Шарден и В. И. вернадский о взаимодействии биосферных и ноосферных, социосферных,техносферных феноменов.

Окультуренные природные феномены (среда, растения и животные, природные богатства и материалы) и их роль в формировании и передаче социокультурного опыта и творении новых культурных феноменов. Природные и культурные феномены в конкретно – историческом контексте.

Закономерности природных феноменов и феномены культуры. Природные законы как условия жизнедеятельности человека и создания феноменов культуры. Опасность игнорирования природных закономерностей и бездумной эксплуатации природных феноменов. Экологическая культура и ее феномены.

Природа человека и культура.













Конспект лекций

Собеседование




Тема 4. Философский анализ духовных феноменов культуры.

2/







6/8







Духовная культура как система знаний, информации, представлений, верований, правил и норм, идеалов. «Широкая» (отождествление с культурой вообще, цивилизацией, социумом) и «узкая» (рациональная деятельность и ее феномены) трактовка духовноой культуры. Наука, религия, художественная и эстетическая культура, мораль и нравственность, мифосознание и эзотерика, правовая и политическая культура, культурные картины мира и ментальность как феномены духовой культуры.

Специфика феноменов научной культуры. Религиозная культура и ее феномены. Феномены художественной культуры. Проблема творчества. Эстетическая культура и ее феномены. Феномены морали и нравственности. Феномены политической культуры. Правовая культура и проблема формирования ее феноменов. Феномены мифосознания. Эзотерические феномены. Пространственно - временные феномены культурной картины мира и модель человека. Архетипы и ментальные представления как феномены ментальности.

Философская значимость духовой культуры и ее феноменов как сферы человеческой жизнедеятельности, воспроизводящей и создающей «методологию» генезиса, существования и развития человека и общества. Институциональные феномены духовной культуры.

Феномен свободы в духовой культуре. Свобода как аксиологическая проблема. Религиозное понимание свободы. Свобода совести. Свобода и ответственность. Свобода и желание (психоаналитическое понимание свободы). Свобода в художественной культуре (свобода творчества). Свобода в условиях унификации культуры (свобода и массовая культура).













Конспект лекций

Собеседование




Тема 5. Понятие информации как феномена культуры.

2/1







4/8







Понятие информации как феномена культуры. Виды, уровни, каналы и средства информации. Роль информации и ее феноменов в сохранении, создании, воспроизводстве мира культуры человека. Информация и коммуникация. Информация и трансляция культурного опыта. Институализация информации.

Изменение представления о пространственно-временной картине мира в контексте развития информационных технологий. Переосмысление информационных процессов в работах М. Мак-Люэна. Вопросы информационной среды как одна из центральных проблем современности. Анализ информационных технологий как причины изменения способов фиксации опыта, характера деятельности, и коммуникативных возможностей человечества (Д. Белл, Э. Тоффлер, М. Кастельс, Э. Гидденс, Ю. Хабермас и др.).

Роль средств массовой информации в современном обществе: насаждение стереотипов и паттернов мышления и поведения, идеологизация и аксиологизация информационного процесса. Информация как ценность. Информация и прибыль, благосостояние, воровство информации, «информационные войны».

Виртуальные средства информации и коммуникация. Виртуальная реальность и симулякры культуры и реальности.













Конспект лекций

Собеседование




Тема 6. Философское рассмотрение повседневности как феномена культуры.

2/







6/8







Повседневность как феномен культуры. Мир повседневности и формирование, воспроизводство человека, общества, феноменов культуры. Многогранность феноменов повседневной культуры. Образ жизни, традиции и обычаи, паттерны и нормы поведения, общения и деятельности как феномены повседневной культуры.

«Здравый смысл» и повседневность. Мир повседневной жизни в феноменологической антропологии. Концепция «жизненного мира» (Э. Гуссерль) как феноменологическая основа философской интерпретации повседневности. «Здравый смысл» как основная форма донаучного знания в работах А. Шюца. Роль «здравого смысла» в феноменологической социологии Т. Лукмана.

Феномены образования и повседневность. Здоровье и физическое воспроизводство человека и повседневность. Телесность как феномен культуры.Тело как источник и носитель культурных значений. Семья как феномен культуры. Значение и проблемы семьи в современной культуре. Производственно – деловая сфера и повседневность. Сфера досуга. Отдых и туризм как феномены культуры. Игра как феномен культуры.

Элитарная и массовая культуры как феномены повседневности. Элитарная культура как совокупность специфических форм, создаваемых в сферах искусства, литературы, моды, а также предметов индивидуального производства и потребления, роскоши, для небольшой группы людей – элиты. Проблема элит в современной культуре. Массовая культура (или поп-культура) как феномен, охватывающий многообразные и разнородные явления культуры, получившие распространение в связи с научно-технической революцией, развитием коммуникационных и репродуктивных систем, глобализацией информационного обмена и пространства. Массовое производство культурных образцов, массовое их потребление. Массовая культура и проблемы деградации современной культуры.

Проблема социокультурной самоидентификации на уровне повседневности. Субкультуры и контркультуры. Маргинальность как феномен повседневности. Девиантная и деликвентная культура иеефеномены в обыденном сознании и в контексте повседневности.













Конспект лекций

Собеседование




Тема 7. Философский взгляд на хозяйственные, организационные и материальные феномены культуры.

2/







4/8







Первичность феноменов материальной культуры по отношению к другим культурным феноменам. Материальная культура, экономическая, организационная культура как основания жизнедеятельности и жизнеобеспечения общества, феномены социальной организации и регуляции культуры.

Хозяйственная культура (на специализированном уровне – экономика, торговля, финансы и т. п.; на обыденном уровне – домашнее и приусадебное хозяйство). Организационная культура. Феномен предпринимательской деятельности: культурный аспект. Культурное измерение (пространство) предприятий, технологий, системы управления (руководителей и подчиненных). Ценности, правила и традиции предпринимательской деятельности.

Элементы персонификации в предпринимательской деятельности. Культура предприятий как специфическая, характерная для данной организации система связей, действий, взаимодействий и отношений, осуществляющихся в рамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки и ведения Дела.

Организационная культура как набор приемов и правил решения проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, как отправной момент в выборе сотрудниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений. Семантико – семиотическое значение организационных феноменов для деятельности предприятия.Культура предприятия как выражение определенных коллективных представлений о целях и способе предпринимательской деятельности данного предприятия и метод гармонизации коллективных и индивидуальных интересов.

Ценности как феномены хозяйственной и организационной культуры, как предметы, явления и процессы, направленные на удовлетворение потребностей членов организации и признающиеся в качестве таковых большинством членов организации. Общие и внутриорганизационные ценности. Порядок, трудовая и технологическая дисциплина как внутриорганизационные ценности. Высокая культура труда: исполнительность, высокое чувство ответственности за выполнение своих профессиональных и статусных обязанностей, стабильность поведения как отдельного работника, так и целых коллективов.

Феномены предпринимательской кульутры и культура окружающей среды.

Определяющая роль национально-государственного и этнического фактора на культуру организаций, важнейших ценностных ориентаций и верований.,

Р. Блейк и Ж. Мутон о векторах ценностных ориентации: ориентация на продукцию, эффективность и экономический результат или ориентация на личность, удовлетворение ее потребностей, реализацию ее возможностей и способностей и типах организационных культур (сильная ориентация на личность с сильной ориентацией на экономическую эффективность; слабая ориентация на личность со слабой ориентацией на экономическую эффективность; сильная ориентацию на личность и слабая на экономическую эффективность; сильная ориентация на экономическую эффективность и слабая ориентация на личность).

Материальные феномены культуры. Феномены материальной культуры как объективированные результаты социокульутрной деятельности и носители культурных смыслов. Культурное измерение природных феноменов.














Конспект лекций

Собеседование




Тема 8. Философский анализ языка как феномена культуры. Языки и тексты культуры.

2/1







6/6







Язык как семантико – семиотическая система, способ коммуникации и форма существования человеческого сознания. Язык как важнейший феномен культуры, способ постижения мира и человека, а также способ осмысления этого постижения. Язык культуры и культурное развитие, самореализация.

Естественные и искусственные языки. Вербальные и невербальные. Формы поведения, обладающие информационно – ценностной значимостью как язык культуры. Образы и язык художественной культуры. Язык театра. Язык кино. Язык цирка. Эстрадный язык. Язык танца. Язык фотографии и плаката. Языки архитектуры и скульптуры. Смех как язык культуры. Литературный язык как феномен культуры. Культурологические основания трансформации литературного языка.Произведения литературы в контексте миропонимания и эстетических воззрений той или иной культурной картины мира. Религиозный язык как система символов веры. Специфика религиозных языковых феноменов. Языки молодежной культуры. Язык попкультуры.

Диалектика общечеловеческого и специфического в языках культуры (этно – национальная самобытность, религиозная идентификация, влияние менталитета, типа хозяйствования, исторических традиций и т. д.).

Язык и текст культуры. Культурные тексты как совокупность объектов, форм, черт, смыслов, выраженных в знаково-символической форме. К культурным текстам относятся материальные, интеллектуальные и художественные продукты, акты поведения и типы, формы взаимоотношений с другими людьми, способы коммуникации, социализации и аккультурации. Культурные тексты как носители информации о мире, времени, обществе, о самих себе, мировоззрении и типе культуры. Культура в целом как текст. Памятники культуры как ценностно значимые тексты, как культурные ценности.

Понятие «текста», «контекста» и «интертекста» в современных культурологических исследованиях.Текст: история понятия в лингвистике и литературоведении. Структуралистские понимания текста (Р. Барт и Ю. Лотман). Понятие культурного контекста (Ю. Лотман). Семиотический подход – условие рассмотрения биографии как текста культуры, понятие текста и контекст и их соотношение. Текстовые и внетекстовые семантические отношения. Бытовое поведение как семиотическая система. Проблема диалога и понятие интертекстуальности (М.Бахтин, Ю. Кристева).














Конспект лекций

Собеседование




Тема 9 Человек как феномен культуры.

2/







4/6

Конспект лекций

Собеседование




Взаимодействие коллективного и индивидуального в культуре как способе человеческой жизнедеятельности. Человек как главный феномен культуры. Культура как мир человека. Культура и развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей. Человек во всем богатстве его способностей как содержание культуры.

Человек как «продукт» культуры. Процессы инкультурации и социализации и формирование человека: усвоение культурных норм и ценностей, обучение технологиям деятельности, этическим нормам взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми.

Культурные средства и формы «становления» человека: воспитание и образование, индивидуальный опыт общения и взаимодействия с другими людьми ближайшего окружения (семья, друзья, коллеги). Повседневные феномены культуры (сферы досуга, художественные феномены, моральные и нравственные аспекты жизненного опыта и т. д.) как средство процесса формирования адекватной личности тому или иному типу культуры. Корректировка этого процесса на протяжении всей жизни человека.

Человек как «потребитель» и носитель культуры. Использование человеком усвоенных культурных феноменов, норм и правил в социокультурной деятельности и во взаимодействиях с другими людьми. Использование человеком готовых феноменов культуры как инструментов и способов личной самоидентификации и самореализации в данном типе общества. Использование языков и символов коммуникации. Использование знаний. Использование оценочных стандартов и типовых этических форм.

Человек как «производитель» и творец культуры. Порождение человеком новых культурных форм и феноменов. Интерпретативное воспроизводство и оценка существующих культурных форм и феноменов.

Человек как «транслятор» культуры. Воспроизводство человеком культурных феноменов, образцов в своей деятельности и суждениях как передача информации о них другим людям.

Человек, культура, общество и проблема свободы. Свобода и степень информированности человека о природных и культурных детерминантах и индетерминантах (культурная компетентность).

Социокультурная солидарность, лояльность, зависимость, личные интересы, религиозный долг и проблема социокультурной самоидентификации личности. Полная интегрированность личности и социальная автономия как границы социокультурной самоидентификации личности. Уровень образованности, высокий профессионализм, высокая степень индивидуальной культуры и потребность в свободе.

Феномены духовной культуры: традиции, нормы, ценности и идеалы и культурная «защищенность» человека в хаосе социокультурного бытия.

Нестандарные формы поведения человека и культурные табу. Творчество, девиантное поведение, протест и проблемы адаптации человека в культуре. Кризис культуры и кризис идентичности в произведениях персоналистов, психоаналитиков и социологов. Идентичность как совокупность частных социокультурных идентификационных форм. Коллективная идентичность. Частные модели социокультурной идентификации: этнические, конфессиональные, профессиональные, «досуговые», возрастные, гендерные и т.д. Модели идентичности. Глобальность общечеловеческих масштабов как угроза для целостности позиции индивида.

















6. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

Литература к первому разделу:


Основная литература

Антология исследований культуры. Т.1 - 2. Интерпретации культуры. – СПб.,

1997 - 2000.

Гуревич С. П. Культурология. М., 2007.

Дианова В. Культурология. Основные концепции. СПб 2005

Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М.: Аспект Пресс, 2000

Иконникова С. История культурологических теорий. СПб 2001

Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2009.

Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М.: ЮНИТИ, 1999.


Дополнительная литература

Барт Р. Империя знаков. - М., 2004.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990

Ионин Л. Социология культуры. М.,1996

Каган М.С. Философия культуры, СПб., 1995.

Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры, СПб., 1997.

Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М., 2003.

Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995.

Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 1-2, СПб. , 1998.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб., 1998.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

Мангейм К. Проблема интеллигенции. Демократизация культуры. М., 1993.

Маркузе Г. Человек в постиндустриальном мире. М., 1993.

Петров М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы. – М., 2004

Райх В. Психология масс и фашизм. - М., 2004.

Сорокин П. Социокультурная динамика //Человек.Цивилизация.Общество. М., 19 1992.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1983.

Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.

Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004.

Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

ХейзингаЙ. Homo ludens. М., 1997.

Шевляков Е.Г., Заковоротная М.В. Субкультура // Культурология: Краткий

тематический словарь. – Ростов н/Д, 2001.

Юнг К.Г. Проблема души современного человека // Юнг К.Г. Архетип и

символ. - М., 1991.

Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение ис-

тории. - М., 1991.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


Литература ко второму разделу


Основная:

Антология исследований культуры. Т.1 - 2. Интерпретации культуры. – СПб.,

1997 - 2000.

Гуревич С. П. Культурология. М., 2007.

Дианова В. Культурология. Основные концепции. СПб 2005

Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М.: Аспект Пресс, 2000

Иконникова С. История культурологических теорий. СПб 2001

Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование, 2009.

Скворцова Е.М. Теория и история культуры. – М.: ЮНИТИ, 1999.

Дополнительная литература

Барт Р. Империя знаков. - М., 2004.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990

Ионин Л. Социология культуры. М.,1996

Каган М.С. Философия культуры, СПб., 1995.

Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры, СПб., 1997.

Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М., 2003.

Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995.

Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 1-2, СПб. , 1998.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М.-СПб., 1998.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

Мангейм К. Проблема интеллигенции. Демократизация культуры. М., 1993.

Маркузе Г. Человек в постиндустриальном мире. М., 1993.

Петров М.К. История европейской культурной традиции и ее проблемы. – М., 2004

Райх В. Психология масс и фашизм. - М., 2004.

Сорокин П. Социокультурная динамика //Человек.Цивилизация.Общество. М., 19 1992.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1983.

Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.

Уайт Л. Избранное: Наука о культуре. М., 2004.

Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994.

Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

ХейзингаЙ. Homo ludens. М., 1997.

Шевляков Е.Г., Заковоротная М.В. Субкультура // Культурология: Краткий

тематический словарь. – Ростов н/Д, 2001.

Юнг К.Г. Проблема души современного человека // Юнг К.Г. Архетип и

символ. - М., 1991.

Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение ис-

тории. - М., 1991.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


Интернет ресурсы:

http://fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/istoriya_i_filosofiya_nauki_uchebnoe_pos/

http://www.piter-press.ru/attachment.php?barcode=978546900773&at=exc&n=0

http://rudocs.exdat.com/docs/index-90765.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-74552.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-27755.html

http://www.mirknig.com/knigi/guman_nauki/1181468872-istoriya-i-filosofiya-nauki.html


7. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

  • Учебная база, методический кабинет, наличие научной, учебно-методической литературы по дисциплине.

  • Наличие компьютеров и программ компьютерного обеспечения.



Вопросы к зачету:


Вопросы к первому разделу:

Культура как выражение глубины и неизмеримости человеческого бытия.

Исторические концепции культуры.

Исторический анализ культуры.

Социологический подход. Культура как фактор организации и образования жизни какого либо общества.

Культурологический и культурноантропологический анализ культурных феноменов.

Эволюционная теория Э. Тайлора.

Морально – этические концепции культуры. Необходимость нраственных доминант в культурном развитии в воззрениях Ж.Ж. Руссо и Жак Маритена.

Философский взгляд на культуру как раскрытие ее сущностных характеристик.

Отечественная философская мысль о культуре.

Взаимосвязь феноменов культуры. Классификация феноменов культуры.

Массовая и элитарная культуры как феномены общественной жизни.


Вопросы ко второму разделу:

Границы противопоставления культурного и природного и их взаимосвязь в социокультурном генезисе, развитии социума и человека.

Человек, общество и среда их жизнедеятельности как вторая, искусственная природа, как окультуренная природа

Окультуренные природные феномены. Природные и культурные феномены в конкретно – историческом контексте.

Экологическая культура и ее феномены.

Духовная культура как система знаний, информации, представлений, верований, правил и норм, идеалов.

Специфика феноменов научной культуры.

Религиозная культура и ее феномены.

Феномены художественной культуры.

Эстетическая культура и ее феномены.

Феномены морали и нравственности.

Феномены политической культуры.

Правовая культура и проблема формирования ее феноменов.

Феномены мифосознания.

Эзотерические феномены.

Пространственно - временные феномены культурной картины мира и модель человека. Архетипы и ментальные представления как феномены ментальности.

Феномен свободы в духовой культуре.

Понятие информации как феномена культуры.

Изменение представления о пространственно-временной картине мира в контексте развития информационных технологий.

Роль средств массовой информации в современном обществе.

Виртуальные средства информации и коммуникация.

Повседневность как феномен культуры. Многогранность феноменов повседневной культуры.

«Здравый смысл» и повседневность.

Феномены образования и повседневность.

Здоровье и физическое воспроизводство человека и повседневность.

Телесность как феномен культуры.

Семья как феномен культуры.

Производственно – деловая сфера и повседневность.

Сфера досуга. Отдых и туризм как феномены культуры.

Игра как феномен культуры.

Элитарная и массовая культуры как феномены повседневности.

Проблема социокультурной самоидентификации на уровне повседневности.

Субкультуры и контркультуры.

Маргинальность как феномен повседневности.

Девиантная и деликвентная культура иее феномены в обыденном сознании и в контексте повседневности.

Первичность феноменов материальной культуры по отношению к другим культурным феноменам.

Хозяйственная культура.

Организационная культура. Феномен предпринимательской деятельности

Культура предприятий.Семантико – семиотическое значение организационных феноменов для деятельности предприятия.

Ценности как феномены хозяйственной и организационной культуры.

Феномены предпринимательской культуры и культура окружающей среды.

Материальные феномены культуры.

Язык как важнейший феномен культуры.

Естественные и искусственные языки. Вербальные и невербальные.

Диалектика общечеловеческого и специфического в языках культуры

Язык и текст культуры.

Понятие «текста», «контекста» и «интертекста» в современных культурологических исследованиях.

Человек как «продукт» культуры

Человек как «потребитель» и носитель культуры.

Человек как «производитель» и творец культуры.

Человек как «транслятор» культуры.

Человек, культура, общество и проблема свободы.


Скачать 364.87 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты