Домой

Автореферат диссертации на соискание ученой степени




НазваниеАвтореферат диссертации на соискание ученой степени
страница1/4
Дата27.12.2012
Размер0.74 Mb.
ТипАвтореферат диссертации
Содержание
Официальные оппоненты
Общая характеристика диссертационной работы
Степень научной разработанности проблемы.
Объектом исследования
Предметом исследования
Цель диссертационной работы
Методологическая и теоретическая основы исследования.
Научная новизна
Основные положения, выносимые на защиту
Теоретическая и практическая значимость
Апробация результатов исследования.
Объем и структура работы.
Во «Введении»
В первой главе
Во второй главе
В первом параграфе «Фанатизм как феномен психики»
Во втором параграфе «Фанатизм как особый способ поведения»
В третьей главе «Фанатизм и религия»
В первом параграфе «Философский аспект проблемы соотношения религии и фанатизма»
Во втором параграфе
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4



На правах рукописи


Яхьяев

Мухтар Яхьяевич


РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ

КАК СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН


09.00.13 – Религиоведение, философская антропология,

философия культуры


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук


Махачкала

2006


Работа выполнена на кафедре философии Дагестанского государственного университета


Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Вагабов Михаил Вагабович


^ Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Капустин Николай Стратонович;


доктор философских наук, профессор

Алиев Абдул-Гамид Курбанович;


доктор философских наук, профессор

Абакарова Райганат Магомедовна


Ведущая организация – кафедра общественных дисциплин Дагестанской государственной медицинской академии


Защита состоится 8 декабря 2006 г. в 14.00 часов на заседании Диссертационного совета Д-212.053.04 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук при Дагестанском государственном университете по адресу: 367025, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Батырая, 1.


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Дагестанского государственного университета


Автореферат разослан «……» ……………… 2006 г.


Ученый секретарь

Диссертационного совета,

канд. филос. наук, доцент А.Ш.Исмаилов


^ Общая характеристика диссертационной работы


Актуальность темы исследования. События последней трети ХХ века заставляют ученых, политиков, общественных и религиозных деятелей искать объяснения таким социально-историческим феноменам, как фундаментализм, радикализм, терроризм, экстремизм и фанатизм, которые дестабилизируют современный мировой порядок, характеризуются разрушительностью по отношению к социальным явлениям. Отечественными и зарубежными учеными в последние десятилетия исследованы экзогенные общественно-политические и идеологические условия и факторы, порождающие многие из этих феноменов. Среди причин называются и разочарование в ценностях Запада, и конфликт культур и цивилизаций, и провал социалистического эксперимента, и специфика международного разделения труда, и особенности процессов глобализации, и т. п. Тем не менее, сегодня нельзя считать окончательными и исчерпывающими существующие объяснения указанных проблем. Особенно это касается такого феномена, как фанатизм, и в частности религиозный фанатизм.

Фанатизм был и остается сегодня сложным и противоречивым социально-историческим феноменом, который всегда вызывал живой интерес у философов, богословов, политиков, деятелей культуры, рядовых обывателей. В многообразных формах и разновидностях фанатизм проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества и человека. Религиозный фанатизм как исторически первая форма фанатизма занимает особое место среди других его разновидностей. Он потенциально содержится в любой религии, может развиться в определенных исторических условиях и может быть использован различными религиозными и политическими группировками как средство достижения своих социально-политических целей.

Большинство мыслителей в истории ошибочно полагали, что при условии преодоления монополии религиозной идеологии и распространения научных знаний религиозный фанатизм прекратит свое существование. Но, как показывают последние события, на рубеже ХХ – ХХI вв. религиозный фанатизм не только не исчез окончательно, но и приобрел новый социальный статус. Несмотря на то, что для постиндустриального общества характерен относительно высокий уровень образованности населения, а церковь давно не является господствующим социальным институтом, рели­гиозный фанатизм имеет многообразные формы проявления. Потому, по нашему мнению, на­зрела потребность изменить традиционное представление о религиозном фанатизме только как о следствии низкого интеллекта и слепой религиоз­ной веры. История доказала, что увеличение в обществе числа образован­ных людей не оказывает существенного влияния на решение проблемы преодоления религиозного фанатизма.

В современных условиях религиозный фанатизм обретает особую актуальность не только потому, что данный феномен характеризуется деструктивной направ­ленностью. Достижения современной цивилизации и обусловленный ими феномен социальной отчужденности личности способствуют формированию социально активного и мобильного религиозного фанатика, чьи социально-политические настроения реализуются уже не столько в форме традиционного религиозного ожидания, сколько в стремлении собствен­ными деструктивными усилиями преобразовать нетерпимую социальную среду. Повышенная опасность религиозного фанатизма заключается в том, что он может быть использован как фактор манипуляции сознанием и поведением верующих.

Религиозный фанатизм как сложное и противоречивое явление нуждается в современных условиях в научном осмыслении. Проблема изучения религиозного фанатизма предстает как междисциплинарная проблема в силу того, что она связана с особенностями и психологии человека, и поведения социальных общностей, и с конфликтогенной ситуацией в социуме, и с политическими установками социальных институтов общества, и с нравственными нормами гражданского общества. Потому исследование феномена религиозного фанатизма предполагает соединение усилий философов, религиоведов, богословов, политологов, социологов, историков, психологов, юристов и т. д. И это обусловлено не только многообразием видов и форм религиозного фанатизма, их конкретно-исторической природой, но и самой многомерностью фанатизма как социально-исторического феномена.

Актуальность изучения религиозного фанатизма связана и с тем, что эта проблема в современную эпоху обрела общечеловеческую значимость, в силу того, что фанатизм лежит в основе такой глобальной угрозы человечеству, как международный терроризм. Этнические конфликты, которые наблюдаются в разных регионах мира, и особенно в современной России, показывают, какую роль в их разжигании играет религиозный фанатизм. В силу этого изучение феномена религиозного фанатизма имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. В этом плане анализ природы и специфики религиозного фанатизма напрямую смыкается с проблематикой социальной конфликтологии.

^ Степень научной разработанности проблемы. При всей актуальности рассмотрения феномена фанатизма, особенно религиозного фанатизма, его изучению не посвящено ни одной серьезной научной работы, если не считать диссертаций на соискание ученой степени кандидатов философских наук Т.Н. Санаевой «Социальный фанатизм» (2002) и М.Н. Кузнецовой «Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления» (2003). Проблематика религиозного фанатизма фрагментарно, мимоходом затрагивается и в ряде работ, посвященных фундаментализму, экстремизму, терроризму, деструктивной психологии и деятельности и т. д. Каждый исследователь, затрагивая один из аспектов этого многомерного социального феномена, предлагает свою интерпретацию сущности, специфики, истоков и причин проявления религиозного фанатизма в современных условиях. Но, как правило, эти интерпретации оказываются поверхностными, построенными преимущественно на этимологии слова «фанатизм», не затрагивающими его конкретно-исторической природы и сущности.

Определить сущность религиозного фанатизма, указать на его связь с религиозным сознанием, осмыслить его воздействие на поведение отдельного верующего или религиозных групп пытались многие философы и богословы в истории развития религиозно-философского знания. Ценные идеи, касающиеся природы и истоков религиозного фанатизма, содержатся в работах К. Тертуллиана, Гр. Богослова, Иоанна Златоуста, Л. Валлы, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Г. Лейбница, П. Бейля, Ф. Вольтера, К. Гельвеция, П. Гольбаха, Д. Дидро, Ж. Мелье, М. Монтеня, Н. Мальбранша, Д. Юма, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, К. Юнга, З. Фрейда, Э. Фромма, Х. Ортеги-и-Гассета, К. Ясперса, Б. Рассела, Б. Лоренса, Г.Ч. Ли, Э. Тоффлера, С. Канерва и др. В отечественной религиозно-философской и богословской литературе следует отметить произведения Г.В. Плеханова, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, П.А. Кропоткина, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, Л. Тихомирова,  П.А. Флоренского, С.Л. Франка.

Для уяснения сущности, специфики и форм проявления религиозного фанатизма несомненное значение имеют идеи, высказанные такими отечественными философами и религиоведами, как М.А. Абдуллаев, В.Х. Акаев, А.К. Алиев, З.С. Арухов, В.В. Бартольд, М. Бахтин, С.Е. Бережной, Л. Буев, М.В. Вагабов, А.М. Васильев, Р.Г. Гаджиев, П.А. Грязневич, В.И. Гараджа, Н.С. Гордиенко, А.Я. Гуревич, И.Р. Григулевич, Х.В. Дельмаев, Л.М. Дмитриева, И.П. Добаев, А. Дудченко, Н.В. Жданов, И.В. Журавлев, А.А. Игнатенко, Н.С. Капустин, Г.М. Курбанов, Р.Г. Ланда, З.И. Левин, И.И. Лысак, М.Ю. Лотман, Е.Г. Ляхов, А.В. Малашенко, Д.Б. Малышева, С.А. Мельников, А. Мец, Л.Н. Митрохин, Н.И. Мартишина, А.Т. Москаленко, В. Мясищев, В.И. Немчина, Д.В. Ольшанский, А. Панарин, В. Панасюк, Б. Парыгин, М.Г. Писманик, К.И. Поляков, Е.М. Примаков, В. Рогожин, Р.Е. Рубинштейн, А.В. Сагадеев, Ф.М. Султанов, З.А. Тажуризина, П.А. Тревогин, Г.П. Федотов, А.О. Филоник, К.М. Ханбабаев, Л.И. Чинакова, В.В. Шалин, Л.И. Шершнев, И.Н. Яблоков, А.И. Яковлев, А.А. Ярлыкапов и др.

Для нашего исследования важными являются идеи философов и социологов религии, исследовавших специфику религиозного сознания в целом и фанатического сознания в частности, а также особенности взаимосвязи уровней развития сознания и типов религии. Среди них можно отметить таких мыслителей как М. Вебер, В. Джеймс, У. Джемс, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Дж. Фрезер, Э. Фромм, К. Юнг, К. Мангейм, В.И. Красиков, В.М. Бехтерев, Д.М. Угринович, А.А. Ухтомский, Д.М. Федяев и др.

Феномен нетрадиционных религиозных движений, старообрядческих и экстатических сект, еретических движений, имеющих непосредственное отношение к проблеме религиозного фанатизма, рассматривается в работах Е.Г. Балагушкина, В.В. Бонч-Бруевича, А.К. Бороздина, И.А. Крывелева, С.Г. Лозинского, Н.М. Никольского и др. Анализ проблемы связи религиозного фанатизма и экстремизма содержится в работах В.Н. Арестова, А.А. Игнатенко, А.А. Нуруллаева, Э.Г. Филимонова и др.

Сложность и многомерность объекта исследования определяет и необходимость обращения к материалам смежных областей научного знания: культурологии, психологии, психопатологии, конфликтологии, этики, истории, этнологии и др. Большое значение при исследовании феномена религиозного фанатизма имели работы из области психиатрии, лежащие вне философии, но дополняющие теоретическое исследование проблемы. Религиозный фанатизм в контексте психологии и психопатологии рассматривается в работах Г.М. Андреевой, А.В. Брушлинского, А.О. Бухановского, Ф.Е. Василюка, А.И. Воробьева, Н.В. Дмитриевой, Ю.А. Кутявина, М.Е. Литвака, А.В. Петровского, Ю.И. Полищука, А.А. Портнова, В.Ф. Чижа, М.Г. Ярошевского и др. Исследования в области социальной психологии, обращенной на массовое сознание, на изучение психологии формальных и неформальных групп, сугубо психологические исследования глубинных установок личности, анализ механизмов манипулирования общественным сознанием, осуществлены в работах А.А. Бодалева, А.С. Грачева, Б.А. Грушина, А.Г. Здравомыслова, К. Изарда, В.И. Ибрагимова, И.С. Кона, Г. Лебона, Д. Майерса, Е.И. Степанова и др.

В целом степень разработанности проблемы может быть охарактеризована следующим образом. На данном этапе проблема религиозного фанатизма не имеет общего выражения в форме единой социально-философской концепции. Исследователи, как правило, обращаются лишь к отдельным ее аспектам. Можно констатировать, что существует ряд противоположных друг другу интерпретаций феномена религиозного фанатизма, обусловленных той гранью проблемы, которая оказывается предметом рассмотрения в конкретных исследованиях.

^ Объектом исследования является религиозный фанатизм как социальный феномен, имеющий конкретно-историческую природу, специфику, формы и причины проявления.

^ Предметом исследования выступает социально-историческая природа религиозного фанатизма, его сущностные характеристики и многообразные формы проявления, специфика, структура и наиболее значимые его разновидности в современном обществе.

^ Цель диссертационной работы – выявить на понятийном уровне природу религиозного фа­натизма как феномена религиозного сознания и формы социальной практики.

Исходя из указанной цели, были определены следующие задачи:

– выявить социально-историческую природу феномена фанатиз­ма, сформулировать его категориальное определение;

– установить критерии классификации форм и разновидностей фанатизма;

– определить философский аспект рассмотрения проблемы соотношения религии и фанатизма;

– раскрыть сущность и специфику религиозного фанатизма, проанализировать его структуру;

– выявить формы и разновидности религиозного фанатизма, обозначить принципы их философского познания;

– рассмотреть особенности проявления религиозного фанатизма в современных условиях;

– исследовать специфику исламского фанатизма, установить его идеологические и социально-политические истоки, рассмотреть причины проявления фанатизма в исламе в современных условиях;

– проанализировать проблему диагностики и профилактики фанатизма, осветить правовые основы борьбы с религиозным фанатизмом в современной России.

^ Методологическая и теоретическая основы исследования. Анализируя феномен религиозного фанатизма, диссертант в качестве методологической основы использует диалектико-материалистическую методологию, такие апробированные отечественной философской и религиоведческой наукой ее принципы, как историзм, объективность рассмотрения, конкретность, противоречивость, системность, всесторонность и др. Вместе с тем многомерность объекта исследования потребовала использования и более широкого набора методологических установок и принципов из арсенала феноменологического, системно-структурного, функционального и сравнительного анализа социальных явлений.

Социально-историческая природа религиозного фанатизма раскрывается с учетом всего многообразия теоретических идей, высказанных такими мыслителями прошлого и современности, как Дж. Локк, Д. Юм, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, М. Вебер, В. Джеймс, Э. Дюркгейм, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг, Х. Ортега-и-Гассет, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, В.М. Бехтерев, М.К. Мамардашвили и др. В диссертационной работе также использован материал (теоретического и эмпирического характера) научных исследований смежных с философией религии областей гуманитарного знания.

^ Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

– критически анализируются попытки выявления сущности фанатизма исключительно на основе этимологического изучения термина «фанатизм»;

– дается развернутая характеристика философских, религиоведческих и богословских подходов к определению понятий «фанатизм» и «религиозный фанатизм» с указанием на их значимость и слабые аспекты;

– обосновывается, что сущность фанатизма не может быть раскрыта без анализа специфики тех идей, которые завладевают сознанием, психикой и поведением фанатика;

– устанавливается, что первичным элементом и ключевой предпосылкой фанатизма, ядром фанатизма как особого психического склада личности является специфическая фанатическая идеология;

– проводится разграничение между фанатической направленностью личности и различного рода психическими отклонениями, которые по своим внешним проявлениям сходны с ней;

– дается характеристика специфических особенностей эмоциональных переживаний фанатика, рассматривается специфика фанатического поведения как целостного психологического феномена;

– обосновывается авторское понимание фанатизма как деструктивной формы иллюзорной социально-преобразовательной деятельности, разрушительной как для личности фанатика, так и для общества;

– исследуются различные аспекты соотношения религии и фанатизма, устанавливается, что религия может существовать без заметных форм фанатизма, а также то, что религия способна принимать фанатические формы;

– устанавливается природа религиозного фанатизма, характеризуются специфические особенности фанатического религиозного мировоззрения, отличающие его от нормального религиозного мировоззрения;

– освещаются особенности фанатической религиозной веры, отличающие ее от нормальной религиозной веры, анализируются причины превращения нормальной веры в фанатическую;

– объясняется специфика религиозной деятельности, которая формируется на основе фанатического религиозного сознания, устанавливаются различия между фанатическим религиозным поведением и нормальным религиозным поведением;

– дается классификация форм религиозного фанатизма, выделяются методологические принципы содержательного анализа конкретных форм фанатизма;

– устанавливаются объективные и субъективные причины появления современного религиозного фанатизма и его распространения в российском обществе;

– объясняются истоки и важнейшие особенности исламского фанатизма в целом и его ваххабитского варианта в частности;

– освещаются теоретические и правовые аспекты проблемы диагностики, профилактики и борьбы с религиозным фанатизмом.

^ Основные положения, выносимые на защиту:

1. Понятийное выражение сущности фанатизма не должно ограничиваться выделением формально общих для всех существующих определений фанатизма признаков (такой признак всего один – одержимость какой-то идеей), но нужно сформулировать эвристическую программу по созданию развернутой теоретической концепции фанатизма и определиться с методом ее разработки. Сущность фанатизма как социального феномена выявляется при рассмотрении во взаимосвязи друг с другом его характеристик как специфического состояния индивидуальной психики, как специфической формы индивидуального поведения, как специфической формы массового, коллективного сознания и поведения. Фанатизм определяется через выявление предметной сферы, т. е. круга явлений, относимых к фанатизму. Затем, с опорой на имеющиеся определения в литературе, выводится исходная (первичная) гипотетическая дефиниция, которая прилагается к выделенному кругу явлений. При этом не исключается социально-историческая конкретика, напротив, она анализируется с позиций гипотетического определения. Тем самым осуществляется практическая критика и соответственно уточнение и развитие первичной дефиниции в теоретическую концепцию фанатизма. Мы исходим из того, что есть круг явлений, относимых к фанатизму (объективный предмет исследования), и есть набор дефиниций этого круга явлений, предмета. Соответствие между предметом и дефинициями, отражение в дефинициях сущности предмета есть изменяющаяся в ходе теоретического познания и углубления в предмет величина.

2. Определяя фанатизм, мы исходим из того, что, во-первых, вне определенного мировоззрения и возникающей на его основе направленности личности говорить о фанатизме невозможно; во-вторых, не любые мировоззренческие представления следует связывать с фанатизмом, а только такие, которые включаются в состав «идеологии». Без наличия идеологии и без превращения ее в личные убеждения фанатизма не может быть. Но и не всякая идеология может быть названа фанатической, т. е. стать предметом личных убеждений и направленности личности фанатика. Именно специфическая фанатическая идеология выступает первичным элементом и ключевой предпосылкой фанатизма, ядром фанатизма как особого психического склада личности.

3. Убежденность фанатика складывается на почве «иррационального», мистического откровения или интуиции, заменяющих и рациональное познание реальности, и логическое рассуждение, т. е. на почве различного рода отклонений от нормальной логики рассуждения и познания реальности. Для фанатического способа мышления характерно нарушение основных законов формальной логики, причем это нарочитая, преднамеренная антитетичность, противоположность нормальной логике научного мышления, демонстративная «анормальность». На основе этой фанатической логики мир воспринимается через призму примитивного, бинарного, черно-белого разделения на хорошее и плохое, истину и ложь. Действительность относится большей частью ко лжи, а фанатическая идея – к истине. Мерой истины является не соответствие идеи действительности, а соответствие действительности фанатической идее. Естественно, что эта логика упрощает видение мира, она не способна отразить сложность, противоречивость действительности, диалектические переходы и связи явлений. Отсюда и враждебное отношение фанатической идеологии к любой критике.

4. Фанатическая направленность личности находит свое проявление в специфическом поведении. Фанатическое поведения как психологический феномен, включает в себя мотивы, действия, цели, результаты и оценку результатов, коррекцию поведения. Доминирующим мотивом поведения фанатика являются социальная агрессивность, активное стремление к разрушению существующего общества, к нанесению ему наибольшего ущерба. Фанатическое поведение является деструктивной формой иллюзорной социально-преобразовательной деятельности, разрушительной для личности фанатика и для общества. Мы определяем фанатизм как иллюзорно-деструктивный способ социального действия, основанный на фанатической идеологии и осуществляемый людьми фанатического склада психики, объединяющимися в фанатическое сообщество или организацию. Фанатизм характеризуется антигуманными целями, средствами и действиями, направлен на насильственное преобразование социальной действительности в соответствии с антигуманными и абсолютно утопическими идеалами. Он не считается с жертвами, ориентирован на притеснение, обращение в свою веру или истребление враждебных для фанатиков социальных групп и уничтожение социальной реальности, неприемлемой для фанатиков.

5. В определенные периоды развития общества создаются благоприятные ситуации для рождения религиозного фанатизма. Однако, как в развитии общества критические периоды составляют лишь отдельный момент его исторической жизни, так и в истории конкретной религии периоды существования фанатических ее форм являются отдельными моментами ее исторической эволюции. Религия может принимать фанатические формы, но может существовать и без заметных проявлений фанатизма. Во всяком случае, тайну рождения религиозного фанатизма следует искать не столько в самой религии, сколько в социально-исторических условиях ее существования. В самой религии мы можем обнаружить лишь потенциальные ростки, зародыши фанатизма. Основное догматическое содержание конкретной религии одинаково и в нормальной форме религии, и в фанатической ее форме. Различие состоит в идеологических акцентах, в мировоззренческих приоритетах, устанавливаемых соответствующей интерпретацией основного догматического содержания. Это различие мы проводим по четырем базовым пунктам религиозного мировоззрения: понимание природы человека, или статуса человека в религиозной картине мира; понимание видимого, реального мира, или статуса видимого мира в религиозной картине мира; отношение человека к видимому миру; отношение человека к миру трансцендентному.

6. Религиозный фанатизм – это одна из возможных форм или стадий развития религии, исторически обусловленная функционированием религии как особого социального института или подсистемы в социальной системе. Он возникает при соединении двух предпосылок: 1) историческая ситуация, для которой характерен острый конфликт старого и нового социально-полити­ческого укладов или острый кризис традиционного социально-политического уклада и рождение нового социально-политического уклада; 2) формирование внутри традиционной религии или из синтеза элементов нескольких различных традиционных религий фанатической интерпретации традиционного религиозного вероучения или же рождение нового фанатического религиозного мировоззрения. В результате фанатическое религиозное мировоззрение находит себе социальную почву, т. е. поклонников, и благоприятные условия для распространения. Религиозный фанатизм постепенно становится одной из форм социальной практики и приобретает организационные формы.

7. По своей сути религиозный фанатизм – это особая интерпретация религиозного мировоззрения и особый склад религиозных чувств. Фанатическое религиозное мировоззрение является ядром религиозного фанатизма и основой фанатических религиозных чувств. Религиозный фанатизм имеет четкое, простое и ясное мировоззрение, он не может быть слепым. Религиозный фанатизм обращен на видимый мир, нуждающийся, по мнению фанатика, в активном человеческом исправлении, рассматривает его как отклонение от истинного божественного установления, он концентрируется на отношениях верующего с видимым миром. Фанатичная вера беспокойна, агрессивна, она требует исправления видимого мира, проповедует нетерпимость к иноверцам и вражду к видимому миру, не соответствующему фанатическим идеалам. Фанатичная религиозная вера обращена не во внутренний духовный мир личности, а в реальный мир, некритична по отношению к самой себе настолько же сильно, насколько она критична по отношению к внешнему, видимому миру. Это вера с непомерным самомнением, выдающая себя за единственно истинную веру. Превращение нормальной религиозной веры в фанатическую веру происходит в конкретных условиях и обстоятельствах, зависит от уровня культуры и уровня нравственного развития носителей религиозной веры.

8. Фанатическое религиозное поведение формируется на основе фанатического религиозного сознания. Поведение верующего-фанатика следует отличать от нормального религиозного поведения по следующим критериям: 1) характер мотивации; 2) доминирующие цели; 3) способы и виды действий; 4) баланс культовых и внекультовых действий в структуре религиозного поведения; 5) баланс религиозных и нерелигиозных форм поведения в общей структуре поведения личности. В-целом в фанатическом религиозном поведении преобладают иллюзорно-деструктивные формы религиозного поведения, которые рассматриваются как основная форма богослужения. Оно ориентируется на враждебные Богу и «истинной вере» объекты – предметы культа иноверцев, самих иноверцев, на еретиков в своей собственной среде. Главным видом религиозного поведения становится не служение своему Богу, а борьба с иноверцами, защита истинной веры от врагов.

9. Объективными причинами распространения религиозного фанатизма в современных условиях являются: социальная ситуация тотального отчуждения и стремление высокоразвитых западных стран осуществить всемирную капиталистическую глобализацию путем создания всемирной системы транснациональной эксплуатации и политического и идеологического господства высокоразвитых стран Запада над всем остальным миром. Специфическими причинами развития религиозного фанатизма в российском обществе выступают духовная дезориентация и идеологический плюрализм, вызванные крушением социалистической системы и коммунистической идеологии. Весь этот комплекс факторов, порождающих благоприятную социальную почву для массового религиозного фанатизма, находит конечное выражение в социальном положении и психическом состоянии рядовых граждан, делая их крайне восприимчивыми к духовной «отраве» фанатичных религиозных движений. Это состояние индивидуального сознания рядовых граждан является психологической основой развития религиозного фанатизма.

10. В современной России фанатизм чаще всего связывается с исламской религией. Истоки исламского фанатизма обнаруживаются в культурной отсталости арабов в период возникновения ислама. Раннему исламу фанатизм был свойственен в большей степени, чем другим мировым религиям периода их формирования. В наши дни в России ваххабизм приобрел черты фанатической религиозной идеологии. В фанатической идеологической доктрине и социально-политической практике ваххабизма стержневой составляющей выступает идея защиты строгого единобожия как главного принципа исламской религии. Ваххабитский фанатизм коренится: 1) в особом понимании джихада как непримиримой борьбы не только против язычников, но и против мусульман, не разделяющих ваххабитские воззрения; 2) в специфическом понимании «обвинения в неверии и ухода от мира», в соответствии с которым мусульманин, лицемерно заявляющий о своей приверженности исламу, должен быть разоблачен и казнен.

11. Фанатический настрой современного исламского радикализма во многом объясняется неприятием мусульманской общиной западных ценностей. Вестернизация мусульманских стран вызывает мощный социальный протест, направленный не только вовне, но и против правящих режимов, лояльно настроенных к Западу. В тех регионах Востока, где модернизация и «вестернизация» (а значит – и глобализация) проходят менее болезненно по историческим, социокультурным и иным причинам (в том числе – религиозным), социальное недовольство проявляется в меньшей степени. Но в других регионах исламский фанатизм обрел почву под ногами. Заметное влияние на рост фанатичных настроений в мусульманском регионе оказывает и процесс «глобализации по-американски».

12. Решение проблемы диагностики, профилактики религиозного фанатизма и борьбы с ним связано с пониманием сущности фанатизма и квалификацией тех или иных явлений именно как фанатических. Борьба с религиозным фанатизмом включает в себя целый ряд этапов, и прежде всего теоретическое исследование сущности конкретной формы религиозного фанатизма, с которой мы имеем дело. Мы должны установить исторические причины и почву данной формы религиозного фанатизма, его социальную базу, его специфику. Далее определяются основные направления и задачи борьбы с религиозным фанатизмом. Затем мы должны найти позитивные социальные альтернативы фанатической религиозной идеологии и фанатическому психическому складу личности, после чего выбрать средства и способы внедрения в сознание людей идеологии, альтернативной фанатической религиозной. На последнем этапе нужно выбрать такие способы обращения с фанатическими религиозными организациями, чтобы минимизировать их социальный вред, а также перевоспитать религиозных фанатиков.

13. Бороться с уже существующим религиозным фанатизмом гораздо сложнее, чем предотвратить его появление. Поэтому особое значение приобретает профилактика фанатизма. Профилактика религиозного фанатизма предполагает решение следующих групп задач: устранение социальных причин, рождающих фанатизм; социальное перевоспитание религиозных фанатических организаций и сообществ; борьбу с фанатической религиозной идеологией; обеспечение условий, предотвращающих формирование религиозного фанатизма. Вторая группа задач включает в себя комплекс направлений: репрессивное подавление или ограничение деятельности фанатических религиозных организаций и сообществ; борьбу с фанатической религиозной идеологией за сознание людей, еще не попавших под влияние фанатизма; перевоспитание и переубеждение людей, уже зараженных фанатизмом; выработку позитивной альтернативы религиозной фанатической идеологии, создание социально-духовного климата, препятствующего рождению фанатизма; перестройку системы общественного воспитания, с тем чтобы она исключила формирование деструктивных и аномальных типов личности.

14. Борьба с религиозным фанатизмом – это деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению фанатической религиозной деятельности и минимизации ее последствий. Существующая в Российской Федерации правовая основа, позволяющая бороться с религиозным фанатизмом, включает в себя международные соглашения о правах человека, в частности о свободе совести, печати, публичных объединений; Конституцию РФ, устанавливающую общие принципы реализации свободы совести, слова и информации, а также публичных объединений; Уголовный кодекс РФ, совокупность федеральных законов, регулирующих практическую реализацию конституционных принципов в указанных выше областях, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативно-правовые акты, как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов федерации.

^ Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют системно, с конкретно-исторических позиций взглянуть на феномен религиозного фанатизма, установить возможность профилактики фанатизма и правовые основы борьбы с религиозным фанатизмом в Российском государстве.

Результаты исследования могут быть использованы в научных разработках проблем социальной философии и религиоведения, при принятии органами государственной власти политических решений, касающихся предотвращения деструктивной деятельности религиозных сообществ и организаций, а также в борьбе правоохранительных органов с религиозным терроризмом и экстремизмом. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании философии, истории и теории религии, культурологии, психологии, политологии, правоведения, они могут быть основанием для разработки специального курса для студентов высших учебных заведений.

^ Апробация результатов исследования. По теме диссертационного исследования автором опубликованы 2 монографии и … научных статей. Основные положения диссертации были доведены до сведения научной общественности в докладах и высту­плениях на Российских философских конгрессах (2002, 2005), на международных, региональных и межвузовских научно-практических конференциях в 2002 – 2006 гг. Общий объем публикаций по теме диссертации составляет – … п. л. Диссертация обсуждалась на совместном заседании кафедр философии, основ религиоведения и истории и теории культуры Дагестанского государственного университета.

^ Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения и библиографии. Данная структура определена целью исследования и отражает последовательность решения познавательных задач. Содержание диссертации изложено на … странице. Список использованной литературы включает … источников.

  1   2   3   4

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты