Домой

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и его реализация на уровне регионального закон




НазваниеПослание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и его реализация на уровне регионального закон
страница1/7
Дата27.12.2012
Размер1.62 Mb.
ТипЗакон
Содержание
Глава 2. Программные документы, определяющие приоритеты осуществления правотворческой деятельности
Глава 3. Правовое обеспечение основных сфер жизни области
Глава 4. Правотворческая деятельность Администрации Новгородской области
Глава 5. Некоторые итоги законодательной деятельности Новгородской области за 2005 год
Глава 7. Некоторые проблемные вопросы в правотворческой деятельности
Глава 1. Конституционные основы правотворческой
Глава 2. Программные документы, определяющие приоритеты
1. Органы государственной власти области
2. Местное самоуправление
3. Реформа государственной службы
4. Областное законодательство о выборах и референдумах
Новгородской области
Глава 5. Некоторые итоги законодательной деятельности
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7



Межрегиональная научно-практическая конференция


«Актуальные проблемы правотворчества
субъектов Российской Федерации
Северо-Западного федерального округа
(к 100-летию Государственной Думы)»



ДОКЛАД


«О состоянии законодательства
Новгородской области
в 2005 году»



Великий Новгород

2006

СОДЕРЖАНИЕ


Глава 1. Конституционные основы правотворческой деятельности Новгородской области как субъекта Российской Федерации

3

^ Глава 2. Программные документы, определяющие приоритеты осуществления правотворческой деятельности

5

§ 1. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и его реализация на уровне регионального законодательства

5

§ 2. Концепция социально-экономического развития области как основа формирования базовых направлений правотворческой деятельности в Новгородской области

9

§ 3. Программа законопроектной работы областной Думы - залог единой и непротиворечивой системы нормативных правовых актов области

11

^ Глава 3. Правовое обеспечение основных сфер жизни области

15

§ 1. Государственное управление и местное самоуправление

15

1. Органы государственной власти области

15

2. Местное самоуправление

16

3. Реформа государственной службы

20

4. Областное законодательство о выборах и референдумах

22

§ 2. Бюджетное и налоговое законодательство

23

§ 3. Экономическое и хозяйственное развитие области

26

§ 4. Правовое обеспечение в области социальной поддержки населения

31

§ 5. Разграничение полномочий между областной Думой и Администрацией области

35

^ Глава 4. Правотворческая деятельность Администрации Новгородской области

36

§ 1. Принятие нормативных правовых актов Администрации области во исполнение федеральных законов

36

§ 2. Принятие постановлений и распоряжений Администрации области в целях реализации нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации

38

^ Глава 5. Некоторые итоги законодательной деятельности Новгородской области за 2005 год

39

Глава 6. Контроль и мониторинг в системе законодательного регулирования

42

^ Глава 7. Некоторые проблемные вопросы в правотворческой деятельности

46

§ 1. Приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством

46

§ 2. Методическое и консультативное содействие федеральных органов государственной власти

50

§ 3. Кадровое обеспечение правотворческой деятельности

51

Приложение





^ Глава 1. Конституционные основы правотворческой

деятельности Новгородской области как субъекта

Российской Федерации

Конституцией Российской Федерации установлены основы федеративного устройства Российской Федерации, основанного на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации. В статье 72 Конституции Российской Федерации закреплен перечень вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Статья 76 Конституции Российской Федерации устанавливает двухуровневость российского законодательства, а именно порядок и пределы действия федеральных законов, их основные виды и соотношение между собой, а также регламентирует взаимодействие федеральных законов, их верховенство по предметам совместного ведения и принимаемых в соответствии с федеральными законами законодательных и иных актов субъектов Российской Федерации. В развитие норм Конституции Российской Федерации был принят ряд федеральных нормативных правовых актов, устанавливающих модель разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. В настоящее время Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации») содержит перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, что ограничивает самостоятельность регионов в рамках совместной компетенции, так как за пределами перечня полномочий, перечисленных в статье 26.3 вышеназванного Федерального закона, субъекты утратили право комплексного правового регулирования.

Модель разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, установленная в результате принятия федеральных законов от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 29 декабря 2004 года
№ 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» и от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с совершенствованием разграничения полномочий» отличается от ранее существовавшей, поскольку не соединяет рамочного федерального регулирования вопросов по предметам совместного ведения и детального регулирования субъектами Российской Федерации, а содержит конкретный перечень полномочий органов государственной власти регионов, которые они осуществляют самостоятельно и за свой счет. Тем самым сокращена сфера правовых возможностей субъектов Российской Федерации в рамках совместной компетенции, а в области собственных полномочий субъектов Федерация оставляет за собой право правового регулирования, которое нельзя теперь назвать, как ранее, рамочным.

Федеральный законодатель в статье 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определил 62 полномочия субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.

В таких условиях сфера совместного ведения за рамками названного перечня (62 полномочия), по сути превратилась в придаток исключительных федеральных полномочий, а регионы потеряли право комплексного правового регулирования.

Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации регионы обладают всей полнотой государственной власти.

Федеральное законодательство не исключает право субъектов Российской Федерации на так называемое «опережающее» законотворчество, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. «Опережающее» нормотворчество позволяет мобильно решать на региональном уровне возникающие проблемы, используя механизм законодательного регулирования.

Например, в 2004 году органам государственной власти Новгородской области удалось правовыми методами разрешить сложную политическую ситуацию, связанную с выборами в органы местного самоуправления. Областной закон от 14.07.2004 № 301-ОЗ «О совмещении выборов и продлении срока полномочий органов местного самоуправления» был принят в отсутствие соответствующего федерального закона, однако в пределах полномочий, установленных по предметам совместного ведения Конституцией Российской Федерации (подпункт «н» части 1 статьи 72 Конституции). После принятия Федерального закона от 12 августа 2004 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в статью 82 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и в статью 84 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вышеназванный областной закон утратил силу и был принят новый областной закон уже на основании прямого предписания федерального закона. Следует отметить, что в данном случае позиции федерального и регионального законодателей совпали в вопросе совмещения проведения выборов.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что по предметам совместного ведения законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Однако необходимо отметить, что установленный законом трехмесячный срок для приведения нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством недостаточен для осуществления качественного и своевременного законотворчества на региональном уровне.


^ Глава 2. Программные документы, определяющие приоритеты

осуществления правотворческой деятельности

§ 1. Послание Президента Российской Федерации

Федеральному Собранию Российской Федерации

и его реализация на уровне регионального

законодательства

Деятельность Новгородской областной Думы и Администрации Новгородской области в 2005 году была направлена на реализацию задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (далее также - Послание) и в Концепции социально-экономического развития области, и была ориентирована на развитие положительных тенденций в экономике и социальной сфере, привлечение инвестиций, совершенствование межбюджетных отношений, повышение жизненного уровня и социальной защищенности населения области.

Послание Президента Российской Федерации в силу статьи 80 Конституции Российской Федерации является одной из форм определения основных направлений внутренней и внешней политики нашей страны.

Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации является важнейшим документом для определения приоритетных направлений нормотворческой деятельности не только федеральных органов государственной власти, но и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В Послании на 2005 год были определены следующие основные задачи:

меры по развитию государства;

укрепление закона и развитие политической системы;

развитие личности и гражданского общества в целом.

К мерам по развитию государства Президентом России, прежде всего, было отнесено повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение государственными служащими законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению. Проведение в связи с этим общероссийской административной реформы затронуло субъекты Российской Федерации, так как был изменен порядок наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также был принят Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), повлекшие принятие новых, а также внесение ряда изменений в действующие нормативные правовые акты Новгородской области.

В рамках задачи по развитию государства в Послании было выделено проведение активной политики либерализации предпринимательского пространства, в частности, заинтересованность России в масштабном притоке инвестиций. Президент Российской Федерации поставил задачу разработки и закрепления на законодательном уровне стабильных и понятных «правил игры» для инвесторов. Новгородская область, как один из лидеров по установлению на своей территории благоприятного инвестиционного климата, не осталась в стороне от общероссийской тенденции. В соответствии с внесенными изменениями в областной закон от 11.06.98 № 29-ОЗ «Об инвестиционной деятельности в Новгородской области» положение инвесторов было улучшено (изменены условия льготного налогообложения в части налогов, предусмотренных областными законами о налогах и сборах, для организаций, реализующих инвестиционные проекты, на фактический срок окупаемости инвестиционного проекта).

Годом ранее, в Послании от 26 мая 2004 года, Президент Российской Федерации, затрагивая вопрос о бюджетной реформе, отметил, что основой формирования бюджета должны стать четко заданные цели проводимой политики и ожидаемые результаты, а само бюджетное планирование приобрести долговременный характер.

Очевидно, что в сфере бюджетной политики программно-целевой подход играет важную роль, причем как на федеральном уровне, так и на уровне области.

Без стабильного функционирования бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР), на федеральном уровне невозможно выстроить эффективную систему на уровне области, поскольку действующие принципы разграничения полномочий оставляют субъектам Российской Федерации незначительное поле для маневра.

Задача субъектов Российской Федерации в деле внедрения БОР в настоящее время сводится к осознанию направлений деятельности и системы целей регионального уровня и апробации отдельных элементов БОР.

Учитывая, что процесс разграничения полномочий не завершен до настоящего времени, остается подвижной система направлений деятельности Правительства Российской Федерации и, соответственно, система целей. Следовательно, региональные направления деятельности и цели также не могут быть зафиксированы и положены в основу планирования социально-экономического развития территории на среднесрочную перспективу.

В числе задач социально-экономического развития регионов продолжает оставаться важнейшей повышение эффективности механизмов разграничения полномочий между уровнями власти и реформирование межбюджетных отношений. Результатом работы, направленной на осуществление перехода от управления затратами к управлению результатами, должны стать повышение открытости власти перед обществом и создание ясной системы оценки планов и показателей работы всех органов исполнительной власти, чтобы на этой основе стали возможными подведение итогов и корректировка государственной политики по отдельным направлениям.

Однако говорить о программно-целевом подходе следует не только с точки зрения его применения в сфере бюджетных отношений, поскольку данный подход может быть эффективно использован для решения комплекса проблем как на федеральном, так и региональном уровнях.

Важность данного процесса требует регламентирования, нормативной упорядоченности и унификации. В целях повышения социальной и экономической эффективности программного развития области, рационального расходования бюджетных средств, унификации способов и технологии формирования областных программ, обеспечения единства методических подходов, а также осуществления контроля за выполнением программных мероприятий Администрацией области была проведена работа по подготовке Методических указаний по разработке и реализации областных целевых программ, которые были утверждены постановлением Администрации области от 12.01.2006 № 7. Методические указания устанавливают общий порядок, правила создания и реализации областных целевых программ, отражают последовательный способ разработки программ, содержат набор принципов и критериев для их применения.

Целью Методических указаний является внесение большей стабильности и прозрачности в процесс принятия решений в области. В них содержатся правила отбора проблем для областного программирования; порядок формирования программ; процесс оформления документации.

При разработке Методических указаний учтены некоторые положения «Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594, Российско-Канадского проекта «Оценка эффективности федеральных и региональных целевых программ», конструктивно использующего опыт других стран.

Задача развития гражданского общества в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2005 года была связана в первую очередь с обязанностью государства обеспечить право граждан на объективную информацию. В связи с этим был принят областной закон от 11.05.2004 № 273-ОЗ «О порядке предоставления информации органами государственной власти Новгородской области», в котором предусмотрены три способа предоставления информации:

1) обнародование информации о деятельности органов государственной власти области;

2) обеспечение доступа заинтересованных граждан к заседаниям областной Думы и открытому перечню документов, образующихся в процессе деятельности органов государственной власти области;

3) предоставление информации заинтересованным гражданам на основании их запроса.

Укреплению гражданского общества в Новгородской области способствовало принятие в 2005 году областных законов от 05.08.2005 № 531-ОЗ «О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления Новгородской области» (далее - областной закон «О порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления Новгородской области») и от 03.11.2005 № 552-ОЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Новгородской области» (далее - областной закон «Об Уполномоченном по правам человека в Новгородской области»).

В целях реализации задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а именно: обеспечения высоких темпов развития, удвоения валового регионального продукта, привлечения инвестиций в экономику, качества и доступности медицинского обслуживания, улучшения здоровья населения, качества и доступности образования, обеспечения доступности жилья, преодоления бедности, совершенствования системы государственного, регионального и муниципального управления, проведения налоговой реформы, проведения бюджетной реформы, создания безопасных условий жизни, снижения преступности, развития гражданского общества, совершенствования транспортной инфраструктуры, эффективного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды, качества услуг, их доступности большинству граждан, - распоряжением от 25.07.2005 № 311-рг Администрацией области был утвержден план мероприятий по реализации на территории области задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года.

§ 2. Концепция социально-экономического развития

области как основа формирования базовых

направлений правотворческой деятельности в

Новгородской области

Концепция социально-экономического развития области на очередной финансовый год (далее также - Концепция), разработанная с учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, представляет собой комплексный, прогнозно-аналитический документ, обеспечивающий гармоничное развитие Новгородской области, принятый в целях выработки эффективной социально-экономической политики области и определяющий направления деятельности органов государственной власти области по следующим сферам:

бюджетная и налоговая политика;

производственная сфера;

недропользование, земельные отношения, охрана природы;

инвестиционная деятельность;

социальная сфера;

государственная гражданская служба и местное самоуправление;

взаимодействие власти и общественных институтов.

В развитие названных сфер деятельности Новгородской областной Думой и Администрацией Новгородской области и строилась нормотворческая деятельность.

В Концепции социально-экономического развития области на 2005 год предусматривалось, что бюджетная политика области будет строиться на основе продолжающейся на федеральном уровне налоговой реформы и перераспределения налоговых доходов в пользу центра. Так, отчисления в федеральный фонд обязательного медицинского страхования увеличатся с 0,2 до 0,8 процента при общем уменьшении отчислений с 3,6 до 2,8 %. Зачисление налога на прибыль (2 процента) в бюджеты городов и районов с 2005 года отменяется, и данный налог по ставке 17,5 % будет зачисляться в областной бюджет.

С 2005 года на уплату единого налога на вмененный доход были переведены налогоплательщики, оказывающие услуги по распространению и размещению наружной рекламы и по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (указанный перевод был осуществлен в соответствии с областным законом от 05.11.2004 № 325-ОЗ «О внесении изменений в областной закон «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененных доход для отдельных видов деятельности»).

В то же время в Концепции указывалось, что земельный налог в размере 100 % будет зачисляться в местные бюджеты, что и было установлено положениями областного закона от 09.08.2005 № 532-ОЗ «О межбюджетных отношениях в Новгородской области» (далее - областной закон «О межбюджетных отношениях в Новгородской области»). Данным областным законом были установлены единые методики расчета дотаций из областного фонда финансовой поддержки поселений, областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа), что также предусматривалось в Концепции социально-экономического развития области.

Кроме того, в полном объеме продолжается эксперимент по особым условиям финансового содействия развитию Батецкого, Волотовского, Маревского и Поддорского муниципальных районов. Областным законом от 09.12.2005 № 587-ОЗ «О зонах экономического благоприятствования на территориях Батецкого, Волотовского, Маревского и Поддорского муниципальных районов» в указанных муниципальных образованиях законодательно были созданы зоны экономического благоприятствования с целью обеспечения благоприятных условий притока и размещения отечественного и иностранного капитала, экономического и социального развития, становления рыночной инфраструктуры.

В целях инвестирования капитала в экономику области в 2005 году было запланировано внесение изменений в областное инвестиционное законодательство в части уточнения и расширения категорий налогоплательщиков по видам экономической деятельности, имеющих право на получение налоговых льгот при осуществлении инвестиционных проектов, одобренных Администрацией области. Соответствующие изменения были внесены в областной закон от 11.06.98 № 29-ОЗ «Об инвестиционной деятельности в Новгородской области».

В рамках внешнеэкономической деятельности в Концепции социально-экономического развития области на 2005 год предусматривалось внесение на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в главу 21 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации по вопросу уплаты НДС и таможенной пошлины ввозимого на территорию России высокотехнологичного оборудования, не имеющего российских аналогов, что будет соответствующая законодательная инициатива Новгородской областной Думы «О внесении изменения в статью 172 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» была направлена в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

В социальной сфере было запланировано внесение изменений в областное законодательство, направленных на улучшение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также увеличение финансирования региональных целевых программ в области социальной политики.

В соответствии с Концепцией в рамках проведения реформы местного самоуправления намечалась разработка и принятие областных законов «Об установлении численности депутатов представительных органов вновь образованных муниципальных образований области первого созыва», «Об установлении сроков полномочий представительных органов вновь образованных муниципальных образований и определении порядка их формирования», «Об установлении сроков полномочий Глав вновь образованных муниципальных образований области», «О назначении даты выборов в представительные органы и Глав вновь образованных муниципальных образований области», «О наименовании представительных органов и Глав вновь образованных муниципальных образований области». Указанные областные законы были приняты областной Думой в сроки, установленные Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Одним из запланированных в Концепции направлений законодательного развития области была разработка нормативных правовых актов в связи с изменениями федерального законодательства о государственной службе. Были приняты областные законы от 11.04.2005 № 452-ОЗ «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы государственными гражданскими служащими Новгородской области», от 11.04.2005 № 453-ОЗ «Об отпусках государственных гражданских служащих Новгородской области», внесены соответствующие изменения в областной закон «О государственной службе Новгородской области».

§ 3. Программа законопроектной работы областной Думы

- залог единой и непротиворечивой системы

нормативных правовых актов области

Новгородской областной Думой ежегодно принимается Программа законопроектной работы с целью установления единой системы нормативных правовых актов области. Данная Программа формируется в соответствии с обозначенными приоритетами на принципах партнерства и равноправия субъектов права законодательной инициативы и призвана координировать деятельность правотворческих органов.

Порядок формирования Программы определяется следующими нормативными правовыми актами:

Уставом Новгородской области (статья 34), устанавливающим перечень субъектов права законодательной инициативы. Ими являются депутаты областной Думы, Губернатор Новгородской области, представительные органы местного самоуправления, прокурор области, председатель областного суда, председатель арбитражного суда области, избирательная комиссия области (по вопросам подготовки и проведения выборов и референдумов);

областным законом от 06.01.95 № 9-ОЗ «О нормативных правовых актах законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Новгородской области» (далее - областной закон «О нормативных правовых актах законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Новгородской области»). Данный областной закон, помимо определения перечня нормативных правовых актов области, устанавливает основные принципы планирования и подготовки проектов нормативных правовых актов, их экспертизы, требования к оформлению и порядок их официального опубликования. Кроме того, в указанном областном законе для субъектов права законодательной инициативы предусматривается возможность внесения на рассмотрение областной Думы проектов нормативных правовых актов, не включенных в Программу законопроектной работы;

регламентом областной Думы, утвержденным постановлением областной Думы от 25.04.2001 № 658-ОД, который подробно описывает законодательную процедуру.

Программа законопроектной работы областной Думы формируется с учетом необходимости законодательного урегулирования как вопросов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, так и вопросов, отнесенных к исключительному ведению субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации ежегодно принимаются областные законы о Концепции социально-эконо-мического развития области, об областном бюджете, бюджете Новгородского областного фонда обязательного медицинского страхования и областные законы об исполнении указанных бюджетов.

В последнее время федеральным законодателем достаточно часто вносятся изменения по вопросу разграничения полномочий между федеральным центром и регионами. В связи с изменением редакции подпункта 27 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части определения субъектом Российской Федерации порядка предоставления компенсаций расходов адвокату, оказывающему бесплатную юридическую помощь гражданам, в Программу законопроектной работы был включен проект областного закона «О внесении изменений в областной закон «О мерах по реализации Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на территории области». Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 122-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», на основании которых субъекты Российской Федерации были лишены полномочий по принятию собственных нормативных правовых актов в области экологической экспертизы, что также потребовало уточнения Программы законопроектной работы.

В последнее время, как правило, федеральный законодатель, разграничивая полномочия по вопросам совместного ведения между Федерацией и субъектами Российской Федерации, не определяет, какие именно органы государственной власти региона - законодательный (представительный) или исполнительный орган, реализуют данные полномочия. Так, например, в Федеральном законе от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» перечислены полномочия регионов (часть 2 статьи 4). Необходимо было принятие областного закона об организации архивного дела в Новгородской области с целью более детального определения полномочий Новгородской области в данной сфере и их разграничения между областной Думой и Администрацией области.

Достаточно большое внимание в Программе законопроектной работы областной Думы на 2005 год было уделено реализации проводимых в Российской Федерации реформ.

Наиболее объемной по числу принятых нормативных правовых актов в 2005 году являлась реформа местного самоуправления. В 2004 году распоряжением Администрации области была создана совместная рабочая группа из представителей областной Думы и Администрации области, в которую вошли председатели комитетов области или их заместители, руководители структурных подразделений аппарата областной Думы. Решение всех вопросов местного самоуправления, вносимых на рассмотрение областной Думы и Администрации области, предварительно прорабатывалось и согласовывалось на заседаниях данной рабочей группы. Рабочая группа, кроме того, осуществляла комплексное методическое и консультационное сопровождение реализации положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории области и являлась, по своей сути, координационным центром проводимой реформы. При активной работе данной рабочей группы, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в 2005 году планировалось рассмотреть областные законы о наименовании представительных органов муниципальных образований, Глав муниципальных образований и администраций муниципальных образований Новгородской области, об установлении срока полномочий Глав вновь образованных муниципальных образований, об установлении численности, срока полномочий и порядка формирования представительных органов первого созыва вновь образованных муниципальных образований и другие законопроекты. В общей сложности в соответствии с Программой законопроектной работы были приняты 11 областных законов.

В рамках административной реформы в связи с принятием Федерального закона от 11 декабря 2004 года № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предусматривающего процедуру наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), было запланировано приведение областного законодательства в соответствие с указанными изменениями законодательства федерального.

Кроме того, планировалось внести изменения в областной закон от 17.06.2003 № 166-ОЗ «О местном референдуме» по вопросу реализации новым субъектом инициативы выдвижения местного референдума (глава муниципального образования совместно с представительным органом муниципального образования) указанной инициативы. Однако при принятии данного проекта областного закона произошли значительные изменения федерального законодательства о выборах и референдумах, в связи с чем данный законопроект был направлен на доработку разработчику с учетом норм Федерального закона от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации». Рабочая группа по подготовке областных законов, связанных с подготовкой и проведением выборов, созданная в соответствии с постановлением областной Думы от 28.08.2002 № 191-III ОД, разработала с учетом положений Федерального закона от 12 июня 2003 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» для рассмотрения областной Думой проекты следующих областных законов в новой редакции: «О выборах депутатов Новгородской областной Думы», «О выборах Глав муниципальных образований», «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Новгородской области», «О местном референдуме» и «О референдуме Новгородской области».

В Программу законопроектной работы областной Думы на 2005 год был включен вопрос собственного ведения Новгородской области - рассмотрение законопроекта «Об административно-территориальном устройстве области». Данный областной закон был принят в новой редакции, в его тексте учитываются нормы Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и изменения, возникшие при его практическом применении (областной закон в предыдущей редакции был принят 5 июля 1995 года).

В областной Думе с сентября 2002 года работает Комиссия по систематизации нормативных правовых актов, принятых представительными органами государственной власти области, созданная постановлением областной Думы от 25.09.2002 № 211-III ОД. В рамках работы по систематизации областного законодательства в Программу законопроектной работы был включен проект областного закона «О признании утратившим силу областного закона «О порядке наделения органов местного самоуправления области отдельными государственными полномочиями Новгородской области». Статьей 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлены обязательные для включения в текст отраслевого закона положения о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, которые должны содержаться в каждом законодательном акте. В связи с этим было принято решение вышеназванный областной закон признать утратившим силу, а действующие и принимаемые областные законы приводить в соответствие с требованиями статьи 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


  1   2   3   4   5   6   7

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты