Домой

Мониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Центральный федеральный округ Москва




НазваниеМониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры Центральный федеральный округ Москва
страница1/9
Дата27.12.2012
Размер1.59 Mb.
ТипДокументы
Содержание
Белгородская область
Брянская область
Владимирская область
Воронежская область
Ивановская область
Калужская область
Курская область
Липецкая область
Московская область
Рязанская область
Смоленская область
Тверская область
В 2011 году Советом адвокатской палаты Тверской области прекращен статус в отношении 2 (двух) адвокатов, в том числе
Тульская область
Ярославская область
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Мониторинг правоприменения в сфере деятельности адвокатуры

Центральный федеральный округ


Москва


1. Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее – Главное управление) в региональный реестр адвокатов г. Москвы внесены сведения о 10690 адвокатах. Количество адвокатов, имеющих действующий статус в 2011 году - 8383 (в 2010 году - 8080).

В 2011 году Главным управлением внесены в региональный реестр адвокатов г. Москвы сведения о прекращении статуса 135 (в 2010 году - 171) адвокатов.

Главным управлением внесены в региональный реестр адвокатов г. Москвы сведения о приостановлении статуса 120 (в 2010 году - 139) адвокатов.

В 2011 году выдано 600 (в 2010 году – 596) удостоверений адвоката, в том числе повторно в связи с утратой и порчей –120 (110). По всем случаям адвокатами представлены необходимые документы - объяснения, справки из органов внутренних дел. В связи с присвоением статуса адвокатам выдано – 133 (160) удостоверения, с возобновлением статуса адвоката – 36 (48), с изменением членства в адвокатской палате 289 (242), в связи с изменением имени – 22 (36).

2. За 2011 год проведено 20 (за 2010 год – 21) заседаний квалификационной комиссии Адвокатской палаты г. Москвы, в том числе с участием представителей Главного управления.

Количество лиц, подавших заявление о присвоении статуса адвоката в 2011 году - 370 (в 2010 году – 453).

Количество претендентов на присвоение статуса адвоката, допущенных к сдаче квалификационного экзамена в 2011 году 351 ( в 2010 году – 372).

Количество лиц, которым в отчетном периоде присвоен статус адвоката – 160 (в 2010 году – 158).

3. В 2011 году Главным управлением в соответствии с п. 6 ст. 17 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) в Адвокатскую палату г. Москвы направлено четыре представления о прекращении статуса адвоката:

- в связи с представленными Главным информационно-аналитическим центром Министерства внутренних дел Российской Федерации сведениями о наличии у адвоката судимости за совершение умышленного преступления (представление о прекращении статуса отозвано по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с представлением копии судебного постановления, вступившего в законную силу, о снятии судимости с адвоката);

- по обращению гражданина, представившего доказательства неисполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей перед ним как доверителем, а также в связи с представленной правоохранительными органами информацией о возбуждении в отношении адвоката уголовных дел и представленными Главным информационно-аналитическим центром Министерства внутренних дел Российской Федерации сведениями о нахождении адвоката в федеральном розыске (Советом Адвокатской палаты г. Москвы вынесено решение о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката, в связи с истечением годичного срока применения к адвокату мер дисциплинарной ответственности);

- на основании поступившей в Главное управление заверенной копии судебного приговора, вступившего в законную силу, в отношении адвоката признанного виновным в совершении умышленного преступления (Советом Адвокатской палаты г. Москвы вынесено постановление о прекращении статуса адвоката в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 17 Закона об адвокатуре);

- в связи с обращением гражданина, представившего заверенную копию судебного приговора, вступившего в законную силу, в отношении адвоката признанного виновным в совершении умышленного преступления (Советом Адвокатской палаты г. Москвы вынесено постановление о прекращении статуса адвоката в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 17 Закона об адвокатуре).

Представления о прекращении статуса адвоката в 2010 году Главным управлением не выносились.

Количество дисциплинарных производств, рассмотренных Адвокатской палатой г. Москвы в 2011 году –203 ( в 2010 году – 190).

В 2011 году внесены в региональный реестр адвокатов г. Москвы сведения о прекращении статуса 135 (в 2010 году – 171) адвокатов, в том числе:

- по двум основаниям: неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем и нарушение норм кодекса профессиональной этики адвоката – 6 (7);

- неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции – 11 (23);

- по двум основаниям: неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом решений органов адвокатской палаты, принятых в пределах их компетенции и отсутствие в адвокатской палате в течении четырех месяцев со дня наступления обстоятельств, предусмотренных п. 6 ст. 15 Закона об адвокатуре, сведений об избрании адвокатом формы адвокатского образования – 3 (0);

- установление недостоверных сведений, представленных в квалификационную комиссию за отчетные периоды 2010, 2011 гг. - 0.

4. В ведомственном реестре зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления на 15.12.2011 содержатся сведения о 660 зарегистрированных адвокатских образованиях, из них: Адвокатских бюро – 223, Коллегий адвокатов - 437.

За 2011 год в отношении адвокатских образований плановые документарные проверки соответствия деятельности адвокатских образований, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации не проводились.

В указанный период за нарушение требований пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) вынесены письменные предупреждения трем адвокатским образованиям, а именно: Некоммерческой организации Московской коллегии адвокатов «Град», Московской коллегии адвокатов «Эгида», Адвокатскому бюро «ВЕГАС-ЛЕКС». В установленные сроки выявленные нарушения законодательства Российской Федерации устранены.

За нарушение требований статьи 8 Федерального конституционного закона «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25.12.2000 № 2-ФКЗ вынесено письменное предупреждение Коллегии адвокатов г. Москвы «Военная коллегия адвокатов» с указанием срока устранения нарушения до 10.02.2012.

В 2010 году проведены плановые документарные проверки двух адвокатских образований, а именно:

- Некоммерческой организации Адвокатское бюро «Интеллект», по результатам которой направлено исковое заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации;

- Некоммерческого партнерства Адвокатское бюро «Профит», в ходе проверки нарушения устранены.

В аналогичном периоде 2010 года за нарушения законодательства Российской Федерации вынесены письменные предупреждения девяти адвокатским образованиям: Некоммерческому партнерству «Адвокатское бюро «Адвокат Сухарев и Партнеры», Коллегии адвокатов «Звезды Кремля» Адвокатской палаты г. Москвы, Коллегии адвокатов «ПРОФЕССИОНАЛ», Адвокатскому бюро «Сикайло, Габбасов, Ромахова и Партнеры» города Москвы, Адвокатскому бюро «Зелинский и партнеры», Адвокатскому бюро «ДОМИНУС групп», Адвокатскому бюро «Альбион», Московской независимой коллегии адвокатов «ВИОР». Адвокатскому бюро «ВЕГАС-ЛЕКС» г. Москвы. В установленные сроки выявленные нарушения устранены.

В 2010-2011 годах проверка адвокатской палаты г. Москвы Главным управлением не проводилась.

7. Сведения о количестве адвокатов, участвовавших в оказании бесплатной юридической помощи, отсутствуют.

8. Данных о сумме задолженности по оплате труда адвокатов, участвовавших в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, не имеется.

В 2011 году из предусмотренных в бюджете г. Москвы денежных средств на возмещение расходов по оказанию бесплатной юридической помощи в Адвокатскую палату г. Москвы со счета Департамента социальной защиты населения г. Москвы не поступали.

9. В 2011 году адвокаты не обращались за оплатой в Адвокатскую палату г. Москвы на основании справок из Департамента социальной защиты населения города Москвы.

10. В связи с тем, что в г. Москве на одного федерального судью приходится более двух адвокатов, сроки рассмотрения судами уголовных и гражданских дел не зависят от данного фактора.

11. Сведениями о несоблюдении законодательства Российской Федерации и правил профессиональной этики адвокатами, участвующими в судопроизводстве, влияющими на срок и качество осуществления правосудия, Главное управление не располагает.

По данным средств массовой информации в части представления сведений о вступлении в законную силу решения суда о признании адвоката недееспособным или ограниченно дееспособным, а также вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления, что в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 17 Закона об адвокатуре является основанием для прекращения статуса адвоката, Главным управлением проводится необходимая проверка подобных сведений – запрашиваются информационно-аналитические центры Министерства внутренних дел Российской Федерации, судебные и следственные органы, органы прокуратуры.


^ Белгородская область


В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) и в соответствии с подпунктом 28 пункта 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147 (далее – Положение об Управлении), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Белгородской области (далее – Управление) ведет Реестр адвокатов Белгородской области.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 и в соответствии с подпунктом 29 пункта 6 Положения об Управлении, Управление выдает адвокатам субъекта Российской Федерации соответствующие удостоверения, а также документы, подтверждающие статус адвоката (в случае изменения ими членства в адвокатской палате).

Ведение реестра адвокатов Белгородской области и выдача адвокатам удостоверений осуществляется сотрудниками отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния в соответствии с Административным регламентом исполнения государственной функции по ведению реестра адвокатов субъекта Российской Федерации и выдаче адвокатам удостоверений, утвержденного приказом Минюста России от 05.02.2008 № 20.

    1. По состоянию на 25.12.2011 общее количество адвокатов, сведения о которых внесены в Реестре адвокатов Белгородской области составляет 844 адвоката.

По состоянию на 31.12.2010 в Реестре адвокатов Белгородской области содержались сведения о 809 адвокатах.

    1. По состоянию на 25.12.2011 количество адвокатов, имеющих действующий статус, составляет 554 адвоката.

По состоянию на 31.12.2010 количество адвокатов, имеющих действующий статус, составляло 550 адвокатов.

    1. По состоянию на 25.12.2011 общее количество адвокатов, статус которых прекращен, составляет 213 адвокатов, из которых статус 26 адвокатов прекращен за 12 месяцев 2011 года.

За 12 месяцев 2010 года прекращен статус 22 адвокатов.

    1. По состоянию на 25.12.2011 общее количество адвокатов, статус которых приостановлен, составляет 30 адвокатов, из которых статус 7 адвокатов приостановлен за 12 месяцев 2011 года.

По состоянию на 31.12.2010 общее количество адвокатов, статус которых приостановлен, составляет 32 адвоката, из которых статус 16 адвокатов приостановлен за 12 месяцев 2010 года.

Таким образом, общее количество адвокатов возросло незначительно – на 0,3%. Вместе с тем произошло уменьшение количества адвокатов, приостановивших статус – на 6%. Основными причинами для приостановления статуса являются болезнь адвоката, либо отпуск по беременности и родам.

1.5. За 12 месяцев 2011 года адвокатам выдано 52 удостоверения, в том числе по причине порчи и утраты выдано 8 удостоверений адвоката.

За 12 месяцев 2010 года было выдано 72 удостоверения, по причинам порчи и утраты – 13 удостоверений.

Таким образом, за 12 месяцев 2011 года количество выданных удостоверений сократилось на 28% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

2. В соответствии со статьей 33 Закона об адвокатуре, Квалификационная комиссия при Адвокатской палате Белгородской области формируется на срок два года в количестве 13 членов комиссии для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов.

2.1. В состав Квалификационной комиссии при Адвокатской палате Белгородской области, сформированной в марте 2011 года, входят:

председатель квалификационной комиссии – президент Адвокатской палаты Белгородской области – Попов Василий Никитович;

секретарь квалификационной комиссии – адвокат – Чуб Владимир Иванович;

члены квалификационной комиссии:

- адвокаты – Наумкин Александр Сергеевич, Цира Алла Васильевна, Годуев Сергей Иванович, Деркун Юрий Алексеевич, Корнеев Иван Алексеевич;

- представители Управления – Лазарева Елена Евгеньевна, Колоша Ирина Евгеньевна;

- представители общественной организации – Корнев Виктор Николаевич, Губский Михаил Климентьевич;

- судья Арбитражного суда Белгородской области – Плотников Денис Олегович;

- судья Белгородского областного суда – Чесовской Евгений Иванович.

2.2. В состав Квалификационной комиссии при Адвокатской палате Белгородской области входят 2 представителя Управления: начальник Управления – Лазарева Елена Евгеньевна и начальник отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния – Колоша Ирина Евгеньевна.

2.3. Количество заседаний Квалификационной комиссии при Адвокатской палате Белгородской области, в том числе с участием представителей Управления, за отчетный период – 5.

2.4. За отчетный период подано 58 заявлений на присвоение статуса адвоката.

2.5. В отчетном периоде допущено к сдаче квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката 39 претендентов.

2.6. За 12 месяцев 2011 года статус адвоката присвоен 28 претендентам.

3. За отчетный период Управление направило в Адвокатскую палату Белгородской области 1 представление о прекращении статуса адвоката. По результатам рассмотрения которого президент Адвокатской палаты отказал в возбуждении дисциплинарного производства в отношении адвоката.

За 12 месяцев 2010 года направлено 3 представления. Количество представлений о прекращении статуса адвоката, направленных в Адвокатскую палату Белгородской области уменьшилось.

3.1. За отчетный период Адвокатской палатой Белгородской области рассмотрено 10 дисциплинарных производств.

3.2. За отчетный период прекращен статус 26 адвокатов. По представлениям о прекращении статуса адвоката, направленным Управлением в Адвокатскую палату Белгородской области в отчетном периоде, статус адвокатов не прекращался. Основная причина прекращения статуса в 2011 году – собственное желание адвоката.

За аналогичный период прошлого года прекращен статус 22 адвокатов. Общее количество адвокатов, прекративших статус, возросло на 14%.

По представлениям о прекращении статуса адвоката, направленным Управлением в Адвокатскую палату Белгородской области за 12 месяцев 2010 года, статус адвоката также не прекращался.

4. С 21 января по 17 февраля 2011 года Управлением проведена проверка деятельности Межтерриториальной коллегии адвокатов «Юридический центр» Адвокатской палаты Белгородской области. В ходе проверки установлено, что деятельность коллегии соответствует целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации.

В 2010 году проверки Адвокатской палаты Белгородской области и адвокатских образований Белгородской области в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не проводились.

5. На территории Белгородской области юридические консультации, предусмотренные статьей 24 Закона об адвокатуре, не создавались.

6. Руководствуясь частью 1 статьи 44 Закона об адвокатуре, Советом Адвокатской палаты Белгородской области 27.12.2002 принят Порядок оказания юридической помощи бесплатно и участия адвокатов в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда (далее – Порядок). На сегодняшний день действует в редакции от 08.08.2007.

Согласно подпункту 4.1 Порядка в оказании юридической помощи по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда в судебном районе Белгородской области и города Белгорода участвуют адвокаты, являющиеся членами адвокатских образований, либо работающие в филиалах адвокатских образований, расположенных на территории судебного района. Осуществление защиты по назначению на территории иного района или не в день дежурства допускается лишь по поручению либо с согласия представителя совета адвокатской палаты.

7. В оказании бесплатной юридической помощи на территории Белгородской области в 2010 году приняли участие 185 адвокатов, являющихся членами адвокатских образований, либо работающих в филиалах адвокатских образований, расположенных на территории Белгородской области

По сообщению Адвокатской палаты Белгородской области данная информация формируется по итогам года, в связи с чем, данные за 2011 год отсутствуют (будут сформированы в начале 2012 года).

8. Сумма задолженности по оплате труда адвокатов, участвовавших в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда по состоянию на 25.12.2011 составляет 742 156 рублей.

9. По сообщению Адвокатской палаты Белгородской области в настоящее время порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в порядке, установленном статьей 26 Закона об адвокатуре на территории Белгородской области не определен, в связи с чем, данная информация отсутствует.

10. Судебные районы на территории Белгородской области укомплектованы адвокатами полностью.

11. Сообщений о несоблюдении законодательства Российской Федерации и правил профессиональной этики адвокатами, участвующими в судопроизводстве, влияющее на срок и качество осуществления судопроизводства, из судов Белгородской области не поступало.

12. В Белгородской области в соответствии с частью 2 статьи 26 Закона об адвокатуре, закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, определяющий перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, и порядок их предоставления, не принят.

Также до настоящего времени не принят нормативный акт о компенсации расходов адвокатам, оказывающим юридическую помощь бесплатно.

13. В Белгородской области организовано оказание квалифицированной юридической помощи бесплатно, в соответствии с Порядком.

В Адвокатскую палату и адвокатские образования Белгородской области в 2010 году за оказанием бесплатной юридической помощи по гражданским делам обратилось 12022 гражданина, по которым адвокатами дано устных консультаций – 8912, составлено документов – 2633, принято участие по гражданским делам в судах – 477.

В 2009 году за оказанием бесплатной юридической помощи обратилось 12388 граждан (на 3% больше, чем в 2010 году), по которым адвокатами дано устных консультаций – 8900, составлено документов – 2963, принято участие по гражданским делам в судах – 525.

Количество дел, в которых адвокаты участвовали в соответствии со статьей 51 УПК РФ по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда за 2010 год – 12654, из них: по назначению судов – 6723, органов прокуратуры – 368, органов внутренних дел – 4694, органов дознания и следствия – 869. В 2009 году – 11744 (на 8% меньше, чем в 2010 году), из них: по назначению судов – 6490, органов прокуратуры – 274, органов внутренних дел – 4501, органов дознания и следствия – 479.

По сообщению Адвокатской палаты Белгородской области данная информация формируется по итогам года, в связи с чем, данные за 2011 год отсутствуют (будут сформированы в начале 2012 года).

Сообщений об отказах в оказании юридической помощи в Управление не поступало.

14. В отчетном периоде Управлением подготовлены и опубликованы объявления о приостановлении или возобновлении статуса адвокатов (газета «Белгородские известия» № 1-5 от 12.01.2011, № 23 от 12.02.2011, № 48 от 23.03.2011, № 67-68 от 23.04.2011, № 103 от 21.06.2011, № 105 от 24.06.2011, № 143 от 13.08.2011, № 207 от 20.11.2011, № 209-210 от 03.12.2011, № 212 от 07.12.2011), подготовлена и опубликована статья «Результаты мониторинга деятельности Управления Минюста России по Белгородской области в сфере адвокатуры за период с сентября 2002 года по июнь 2011 года» в журнале «Вестник Адвокатской палаты Белгородской области» № 2 от 23.12.2011.

Еженедельно на Интернет–сайте Управления размещалась и обновлялась информация в сфере адвокатуры (Реестр адвокатов Белгородской области, списки лиц, не сдавших квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката, списки адвокатов, приостановивших статус и прекративших статус).


^ Брянская область


1. В реестр адвокатов Брянской области внесены сведения о 507 адвокатах. За 2010 год в реестр адвокатов Брянской области были внесены сведения о 491 адвокате.

В 2011 году количество адвокатов, имеющих действующий статус, составило 319, в 2010 году – 312, что на 2 % меньше, чем в 2011 году. Увеличение количества действующих адвокатов связано, в основном, с исключением значительного числа адвокатов из регионального реестра в связи с изменением членства в Адвокатской палате Брянской области на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации в 2010 году.

В отчетном периоде Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области (далее – Управление) в реестр внесены сведения о прекращении статуса адвоката в отношении 7 лиц, за аналогичный период 2010 года – 10, что на 43 % больше показателя 2011 года.

В 2010 – 2011 гг. Управлением в реестр не вносились сведения о приостановлении статуса адвоката.

В отчетном периоде Управлением выдано адвокатам 22 удостоверений (за 2010 год – 28, что на 27 % больше, чем в 2011 году), в том числе в связи с порчей либо утратой удостоверения – 5 (за 2010 год – 5, то есть показатели за оба периода равны). О выдаче нового удостоверения взамен утраченного либо испорченного издавались соответствующие распоряжения Управления. Утраченное удостоверение объявлялось недействительным, о чем уведомлялись Управление Судебного департамента в Брянской области и правоохранительные органы.

2. Проведенный анализ рассмотренных квалификационной комиссией и советом адвокатской палаты жалоб граждан на действия (бездействие) адвокатов позволяет сделать вывод о нередко формальном подходе коллегиальных органов адвокатских образований к соблюдению действующего законодательства. В большинстве случаев дисциплинарное производство в отношении адвокатов либо не возбуждается, либо прекращается в связи с отсутствием в их действиях состава дисциплинарного проступка. В то же время, существенно ограниченные законодательством меры воздействия уполномоченного органа, а также недостаточное количество его представителей в составе Квалификационной комиссии не дают возможности изменить сложившуюся ситуацию.

За 2011 год состоялось 4 заседания квалификационной комиссии, в том числе с участием представителей Управления – 4 (за аналогичный период 2010 года – 4, в том числе с участием представителей Управления – 4).

В 2011 году в квалификационную комиссию подано 29 заявлений о присвоении статуса адвоката, за 2010 год – 38, что на 31 % больше, чем в 2011 году.

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона об адвокатуре квалификационной комиссией в отчетном периоде принято решение о допуске 29 претендентов к квалификационному экзамену, за аналогичный период 2010 года - 38.

В 2011 году квалификационной комиссией принято решение о присвоении 16 лицам статуса адвоката, за 2010 год решение о присвоении статуса адвоката было принято в отношении 16 человек.

В 2011 году Управлением вынесен отказ во внесении в реестр адвокатов Брянской области сведений о 2 адвокатах в связи с присвоением статуса адвоката по причине отсутствия у адвокатов двухлетнего стажа работы по юридической специальности после получения высшего профессионального образования.

За 2011 год Управлением в реестр адвокатов Брянской области внесены сведения о 14 адвокатах в связи с присвоением статуса адвоката.

3. Управлением за 2011 год, 2010 год в Адвокатскую палату Брянской области не направлялись представления о прекращении статуса адвоката в соответствии с пунктом 6 статьи 17 Закона об адвокатуре.

Советом Адвокатской палаты Брянской области за отчетный период рассмотрено 37 дисциплинарных производств в отношении адвокатов. По результатам рассмотрения дисциплинарных производств вынесены заключения:

о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности, Кодекса профессиональной этики адвоката (в отношении 10 адвокатов);

о прекращении дисциплинарного производства (в отношении 25 адвокатов);

о прекращении статуса адвоката - по 2 дисциплинарным производствам в отношении 1 адвоката.

В 2010 году Советом Адвокатской палаты Брянской области рассмотрено 40 дисциплинарных производств в отношении адвокатов, что на 8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.

По результатам рассмотрения дисциплинарных производств вынесены заключения:

о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности, Кодекса профессиональной этики адвоката (в отношении 7 адвокатов), что на 75% меньше показателя 2011 года;

о прекращении дисциплинарного производства (в отношении 24 адвокатов), что на 33 % больше показателя 2011 года,

о прекращении статуса адвоката (в отношении 2 адвокатов), что на 200 % больше показателя 2011 года;

о применении мер дисциплинарной ответственности в виде предупреждения (по 7 производствам).

3.2. В отчетном периоде 2011 года прекращен статус 7 адвокатов (основание: в связи со смертью – 1, по собственному желанию – 5, неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом решений органов адвокатской палаты – 1).

В аналогичном периоде 2010 года прекращен статус 10 адвокатов, что на 43% больше, чем в 2011 году (основание: по собственному желанию – 5, смерть адвоката – 3, неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом решений органов адвокатской палаты - 2).

4. Некоммерческая организация «Адвокатская палата Брянской области» (далее – Палата) включена в план проведения проверок на 2010 г. Приказом Управления определены сроки проверки и предоставления документов, однако документы для проверки представлены не были, что привело к невозможности проведения проверки. Руководствуясь подпунктом 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» 29.03.2010 Палате вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства и установлен срок для устранения нарушений – 2 месяца с даты получения предупреждения. Повторное предупреждение о недопустимости нарушения законодательства Палате вынесено 08.06.2010, в котором установлен двухмесячный срок для устранения нарушений.

Адвокатской палатой Брянской области документы для проведения проверки представлены не были. Палата ссылалась на решение Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации, согласно которому требования должностных лиц территориальных органов юстиции при осуществлении контрольных полномочий подлежат исполнению лишь в случаях, когда они основаны на положениях Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Палата указанные в предупреждении нарушения законодательства не устранила в установленный срок.

16.08.2010 в адрес Палаты было направлено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с предложением Президенту Палаты явиться в Управление 16.09.2010 для составления протокола.Президент Палаты для составления протокола не явился.

Кроме того, в 2010 году проведены проверки 3 адвокатских образований, в результате которых вынесено 1 предупреждение, принято решение в отношении 1 адвокатского образования о направлении искового заявления в суд о его ликвидации.

За период с 01.01.2011 по 23.12.2011 Управлением направлено в Сельцовский городской суд Брянской области исковое заявление о ликвидации Некоммерческого партнерства «Межрайонная коллегия адвокатов г. Брянска» (далее – Партнерство). В связи с решением, принятым Сельцовским городским судом Брянской области, сведения о Партнерстве исключены из Единого государственного реестра юридических лиц.

5. Для полноценного отправления правосудия и обеспечения населения адвокатской помощью согласно статье 24 Закона об адвокатуре общее число адвокатов на территории одного судебного района во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, должно составлять не менее двух на одного федерального судью. В случае несоблюдения данной нормы адвокатская палата по представлению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.

Согласно информации, представленной Палатой, на территории Брянской области в соответствии со статьей 24 Закона об адвокатуре юридические консультации не учреждались.

В отчетном периоде 2011 года Управлением проведен анализ численности адвокатов относительно количества федеральных судей по судебным районам Брянской области. Анализ показал, что на сегодняшний день, предусмотренная положениями статьи 24 Закона об адвокатуре, норма численности адвокатов соблюдается только на территории Советского, Фокинского районов города Брянска. В 28 (из 30) судебных районов области количество адвокатов не соответствует установленной норме.

В отчетном периоде 2010 года количество судебных районов Брянской области было уменьшено в соответствии с Федеральным законом от 25.11.2009 № 268-ФЗ «Об упразднении некоторых районных судов Брянской области».

Органами исполнительной власти Брянской области не вносились преставления в Совет Палаты о создании юридических консультаций в судебных районах, где на одного федерального судью приходится менее двух адвокатов.

По информации, предоставленной администрацией Брянской области, Палатой было выражено предложение о создании в качестве эксперимента юридических консультаций на территории Рогнединского и Красногорского судебных районов при полном финансировании их деятельности за счет средств областного бюджета.

Объем предполагаемых средств на эти цели составлял бы 2 470,0 тыс. рублей в год, в том числе:

заработная плата адвоката из расчета 20 тыс. рублей в месяц (1 920 тыс. рублей в год на 8 адвокатов, из расчета по 4 адвоката на район);

арендная плата за помещение, в котором будет размещаться юридическая консультация (192,0 тыс. рублей в год);

коммунальные услуги (108,0 тыс. рублей в год);

приобретение оргтехники (80,0 тыс. рублей в год);

приобретение мебели (120,0 тыс. рублей в год);

приобретение канцтоваров (20,0 тыс. рублей в год);

почтовые расходы (15,0 тыс. рублей в год);

хозяйственные расходы (15,0 тыс. рублей в год).

По заключению финансового управления Брянской области поддержать вопрос о принятии новых расходных обязательств и реализации указанного выше предложения не представляется возможным в связи с крайне ограниченной ресурсной возможностью областного бюджета.

В Управлении отсутствуют сведения о количестве адвокатов, работающих в юридических консультациях, материально-техническом обеспечении и финансировании деятельности юридических консультаций в связи с тем, что на территории Брянской области юридические консультации не созданы.

6. Во исполнение Закона об адвокатуре, по сведениям Палаты, разработано и в настоящее время действует Положение «Об оказании юридической помощи гражданам Брянской области бесплатно», утвержденное Советом Палаты 14.03.2003.

Процедура назначения защитника уголовно-процессуальным законодательством фактически не регламентируется и Закон об адвокатуре такой процедуры также не устанавливает. Вместе с тем статья 31 Закона об адвокатуре относит определение порядка оказания юридической помощи адвокатами по назначению органами дознания, предварительного следствия, прокурора или суда и контроль за его исполнением к числу полномочий совета адвокатской палаты субъекта РФ.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 31 Закона об адвокатуре принято Постановление Совета Палаты от 01.10.2008 «О порядке оказания юридической помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда на территории Почепского района Брянской области», определяющее порядок оказания юридической помощи, распределение поручений между адвокатскими образованиями Почепского района.

Советом Палаты принято новое Постановление от 25.06.2010 «О порядке оказания юридической помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда на территории г. Брянска», которое определяет порядок оказания юридической помощи, распределение поручений между адвокатскими образованиями г. Брянска, расширяет список органов, в которые будут направляться графики осуществления защиты по назначению.

Данное Постановлением Совета Палаты признает утратившим силу Постановление Совета Палаты от 11.06.2008 «О порядке оказания юридической помощи по назначению органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда на территории г. Брянска».

7. По сведениям Адвокатской палаты Брянской области за 2011 год 296 адвокатов участвовали в оказании бесплатной юридической помощи, за 2010 год – 202 адвоката, что на 32 % меньше показателя 2011 года.

8. Сумма задолженности по оплате труда адвокатов, участвовавших в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда за 2011 год составила 4 229 528 руб., за 2010 год – 3 326 265 руб., что на 21% меньше показателя 2011 года.

9. Сведения о задолженности за 2009 год, 2010 год по оплате компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в порядке, установленном статьей 26 Закона об адвокатуре, отсутствуют.

10. В адрес председателя областного суда Брянской области Управлением был направлен запрос о влиянии на сроки рассмотрения судами уголовных и гражданских дел проблемы, связанной с недостаточным количеством (отсутствием) адвокатов в судебных районах, о несоблюдении законодательства Российской Федерации и правил профессиональной этики адвокатами, участвующими в судопроизводстве, влияющем на срок и качество осуществления судопроизводства, о достаточности и качестве оказания юридической помощи гражданам адвокатами области, о доступности квалифицированной юридической помощи гражданам на территории Брянской области.

Для представления указанных сведений председателем областного суда Брянской области совместно с председателями районных и городских судов Брянской области и мировыми судьями-организаторами судебных участков Брянской области была проведена проверка достаточности оказания юридической помощи населению Брянской области.

По результатам проверки установлено, что в ряде судебных районов имеются проблемы, связанные с недостаточным количеством адвокатов, что существенно влияет на сроки рассмотрения судами уголовных и гражданских дел (Брасовский, Жуковский, Климовский, Комаричский, Мглинский, Новозыбковский, Почепский, Унечский районы, г. Новозыбков).

Судьями было отмечено, что по причине отсутствия адвокатов либо занятости адвокатов в других судебных процессах переносится время назначенных к слушанию дел, потерпевшие, свидетели по делу не всегда дожидаются начала судебного заседания, что приводит к нарушению сроков рассмотрения дел, в том числе в отношении лиц, содержащихся под стражей.

Проблема районных судов г. Брянска заключается в том, что адвокаты берут на себя осуществление защиты либо представление интересов сторон по значительно большему количеству дел, чем реально могут обеспечить. В связи с невозможностью одновременно участвовать в нескольких судебных заседаниях и в разных судах одновременно, адвокаты заявляют ходатайства об отложении рассмотрения дел, что также приводит к нарушению сроков рассмотрения дел.

11. Имеют место случаи несоблюдения законодательства Российской Федерации и правил профессиональной этики адвокатами, участвующими в судопроизводстве, влияющие на срок и качество осуществления судопроизводства.

Практически все суды указывают на то, что неявка адвокатов в судебные процессы стала нормой поведения адвокатов, что приводит к срыву судебных заседаний, необоснованному затягиванию рассмотрения дел, нарушению сроков их рассмотрения, нарушает конституционные права граждан на судебную защиту.

По сообщениям районных судов и мировых судей-организаторов, найти адвокатов для лиц, нуждающихся в реальной защите (подозреваемых, обвиняемых при решении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и о продлении срока содержания под стражей), за счет средств федерального бюджета нередко является проблемой суда. Чтобы не явиться в суд по назначению суда, адвокаты придумывают различные предлоги своей занятости, заявляют, что бесплатно защищать подсудимых не собираются, а оплата за счет средств федерального бюджета их не устраивает.

Такие случаи имели место в Дятьковском, Комаричском, Трубчевском, Почепском районах.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с пунктом 22 Постановления от 27.12.2007 № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» рекомендовал судам, рассматривающим дела по первой инстанции, в том числе, в случаях задержки судебного разбирательства дела по причинам неявки адвокатов в судебные заседания без уважительных причин, обращать внимание на указанные факты руководителей адвокатских палат.

Указанное информирование реализовывалось судьями Брянской области путем направления письменных сообщений в Палату и частного постановления в адрес адвокатской консультации (Почепский район).

Так, за 2010 год Палатой зафиксировано 4 случая несоблюдения законодательства Российской Федерации и правил профессиональной этики адвокатами, участвующими в судопроизводстве, влияющем на срок и качество осуществления судопроизводства.

Поводом для возбуждения дисциплинарного производства в отношении адвокатов послужили сообщения судей районных судов г. Брянска и Брянской области.

В отношении указанных адвокатов квалификационной комиссией Палаты и Советом Палаты были приняты меры дисциплинарной ответственности в виде замечания.

В указанных выше районах Брянской области юридическая помощь гражданам адвокатами оказывается в недостаточном количестве.

Большая загруженность адвокатов сказывается и на качестве оказания юридических услуг населению.

Суды указывают на низкий профессиональный уровень адвокатов. Практически все суды подтверждают низкое качество подготовленных адвокатами исковых заявлений, в связи с чем, судьи выносят определения об оставлении заявления без движения и устанавливают срок для исправления недостатков.

Однако сроки рассмотрения гражданских дел в тех случаях, когда дело рассмотрено после устранения заявителем в установленный срок недостатков искового заявления, оставленного без движения определением судьи на основании части 1 статьи 136 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ, исчисляются со дня первоначального представления искового заявления в суд.

Таким образом, некачественное оказание юридических услуг по составлению исковых заявлений заведомо влечет нарушение сроков рассмотрения дел.

При оказании юридической помощи по уголовным делам (Трубчевский суд) адвокаты своевременно не принимают мер к истребованию и приобщению к материалам дела документов, подтверждающих характер и объем причиненного ущерба. Исковые требования часто заявляются потерпевшими уже в ходе судебного разбирательства, что является причиной отложения слушания дел.

По сообщению судов, адвокаты по назначению по уголовным делам, присутствуя в суде, лишь формально исполняют свои обязанности, не осуществляя защиту на должном уровне.

12. В соответствии с пунктом 2 статьи 26 Закона об адвокатуре перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Необходимость нормативного регулирования в сфере оказания квалифицированной юридической помощи бесплатно на территории Брянской области, в частности, подтверждалась тем, что по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области (далее – Брянскстат) численность населения, уровень дохода которого ниже прожиточного минимума, в 2004 году составляла 25,3% от общей численности населения Брянской области, в 2005 году – 20,1%.

В целях решения задачи по оказанию квалифицированной юридической помощи, а также по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам на территории Брянской области приняты Закон Брянской области от 29.09.2005 № 69-З «Об оказании бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации на территории Брянской области», определяющий перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, порядок предоставления указанных документов, порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь бесплатно, а также Постановление администрации Брянской области от 16.03.2007 № 192 «О Порядке и размере компенсации расходов адвокатам, оказывающим бесплатную юридическую помощь гражданам Российской Федерации на территории Брянской области» (далее – Порядок). В соответствии со статьей 3 Порядка компенсация расходов адвокатам осуществляется в пределах средств, предусмотренных в бюджете Брянской области на соответствующий финансовый год на указанные цели.

По мнению судей, в интересах малоимущих граждан в районах следует организовать пункты для оказания бесплатной юридической помощи населению.

Судьи считают целесообразным внесение изменений в Закон об адвокатуре в части создания бесплатных государственных или муниципальных адвокатских образований, а также нормы о том, что в других адвокатских образованиях адвокат может осуществлять свою деятельность, лишь отработав определенный срок в бесплатной адвокатуре.

13. Для малоимущих жителей Брянской области вопрос доступности получения квалифицированной юридической помощи является одним из наиболее актуальных.

Все суды указывают на достаточно высокие расценки оказания юридической помощи адвокатами, что приводит к невозможности малоимущих слоев населения, в частности пенсионеров, воспользоваться услугами адвокатов.

У большинства адвокатов в районах Брянской области отсутствует оформленное для приема граждан рабочее место и установленный график работы. Фактически граждане лишены возможности своевременно обратиться за юридической помощью.

В указанных случаях граждане пользуются платными услугами представителей по доверенности. Зачастую, такие представители не обладают достаточными юридическими знаниями, затягивают рассмотрение дел, вводя граждан в заблуждение, чтобы получить большее вознаграждение, что негативно сказывается на сроках рассмотрения дел в судах.

На сегодняшний день из адвокатского сообщества Брянской области 71% адвокатов размещаются в адвокатских образованиях города Брянска.

По сведениям Палаты вопрос доступности юридических услуг населению районов области, не имеющих достаточного количества адвокатов, решается в основном путем выезда в такие районы для представительства в суде и осуществления защиты по уголовным делам адвокатов из близлежащих районов и городов области, в том числе из города Брянска.

На практике, адвокаты оказывают бесплатно устные юридические консультации инвалидам, престарелым гражданам, несовершеннолетним без истребования документов, подтверждающих статус малоимущих, без получения финансового возмещения понесенных затрат.

14. Управлением за 2010 год в средствах массовой информации опубликовано 1 объявление, в котором обнародованы сведения об адвокатах, чей статус был приостановлен либо возобновлен, за период с 01.01.2011 по 23.12.2011 отсутствуют адвокаты, в отношении которых бы статус был приостановлен или возобновлен, в связи с этим объявления в средствах массовой информации не размещались.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты