Домой

I. Регулирование государством внешнеэкономической деятельности 7 § 1




НазваниеI. Регулирование государством внешнеэкономической деятельности 7 § 1
страница1/4
Дата27.12.2012
Размер0.81 Mb.
ТипРеферат
Содержание
Регулирование государством внешнеэкономической деятельности
Виды мировых цен. Методология определения внешнеторговых цен и ценовая политика
Второе требование
Контрактные цены
Биржевые котировки
Справочные цены
Цены аукционов
Индексы цен
Статистические внешнеторговые цены
Установление цен на основе издержек производства
Установление цен в зависимости от экономических результатов использования товаров.
Установление цен на основе средних рыночных цен.
Виды ценовой политики
Анализ влияния тарифной политики государства на внешнеторговые цены
Анализ влияния тарифной политики государства на внешнеторговые цены на примере рынка нефти
Эволюция механизма ценообразования на мировом рынке нефти
Элемент механизма
Динамика среднемесячных цен на сырую нефть
Спрос на нефть и экономический рост
Зависимость спроса на нефть от экономического роста
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4


Содержание


Введение 3

Глава I. Регулирование государством внешнеэкономической деятельности 7

§ 1. Сущность тарифной политики государства 7

§ 2. Виды мировых цен. Методология определения внешнеторговых цен и ценовая политика 11

§ 3. Ценообразование различных типов мировых товарных рынков 24

Глава II. Анализ влияния тарифной политики государства на внешнеторговые цены 34

§ 1. Влияние политики государства на внешнеторговые цены 34

§ 2. Факторы воздействия на государственное регулирование внешнеторговых отношений 40

§ 3. Анализ влияния тарифной политики государства на внешнеторговые цены на примере рынка нефти 61

Заключение 74

Список литературы 76



Введение

В 90-е годы в переходных экономиках сформировалась и продолжает развиваться система государственного регулирования внешнеэкономических отношений, пришедшая на смену всеобъемлющему государственному контролю. Происходит не просто пересмотр инструментов торговой политики, а они фактически создаются заново. Следствием проводимых реформ явилось заметное воздействие на воспроизводственные процессы внешнеэкономических отношений. В итоге к настоящему времени экономика большинства постсоциалистических стран стала в значительной степени рыночной и в большой мере открытой для международной конкуренции.

Современная ситуация в России отражает как воздействие внешнеэкономической политики на структурную перестройку и экономический рост, так и значительное обратное влияние субъектов экономических отношений, выраженное в лоббировании интересов соответствующих групп, отстаивающих большую открытость экономики или жесткий протекционизм, как средство последующего распределения доходов между экспортными и импортозамещающими отраслями. Борьба позиций в значительной степени основывается на учете выгод в краткосрочном плане, без стратегических ориентиров на макроэкономическую эффективность.

В течение полутора века нефть находится постоянно в эпицентре международной политики, представляя собой надежный источник благосостояния и политической силы государств. Россия является одной из крупнейших мировых нефтедобывающих держав, удовлетворяющая за счет собственных природных ресурсов не только внутренние потребности в углеводородном сырье, но и экспортирующая значительные объемы нефти за рубеж. В сегодняшней России нефтяной сектор в целом оказался наиболее стабильным сектором экономики.

Для того чтобы определенная страна могла получать максимальный эффект от внешней торговли, необходимо осуществлять меры по ее регулированию. В международной торговле существенное место занимает обоснование деятельности в условиях различного рода ограничений со стороны государства (тарифов, квот, лицензий и т.д.), их влияние на торговые потоки и другие экономические изменения. Таможенный тариф является одним из главных инструментов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Посредством тарифного регулирования государство может, не вводя прямого запрета и используя косвенные экономические регуляторы в виде изменения ставок таможенных пошлин, сокращать или увеличивать потоки товаров из страны и в страну. Очевидно, что эффективность тарифного регулирования ВЭД резко снижается при заявлении недостоверных сведений о товаре и его таможенной стоимости. Этим определяется актуальность выбранного исследования.

Влияние государства на внешнеторговые цены проявляется через государственное регулирование внутренних цен, субсидирование экспорта, поддержку импорта, проведение таможенно-тарифной политики.

Внутреннее государственное регулирование цен, в конечном счете, оказывает существенное влияние и на мировые цены, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной страны на мировом товарном рынке. Государство регулирует цены внутреннего рынка в основном с помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек производства. Хрестоматийным является пример поддержки сельского хозяйства в США и сельскохозяйственная политика в странах ЕС. Протекционизм и усиленное регулирование сельскохозяйственных рынков могут применяться с целью укрепления этой сферы при общей ее отсталости или с временными кризисными явлениями. Совершенно естественно, что страны в качестве ответной меры на потоки субсидированного экспорта из других государств ужесточают таможенные барьеры. Таможенный тариф . это систематизированный перечень таможенных пошлин, ко­торыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случа­ях при экспорте из данной страны. Взимая таможенные пошлины при импорте, что является разновидностью налогооб­ложения, государство создает предпосылки для роста цен на иностранные товары, снижая тем самым их конкурентоспо­собность. Взимая таможенные пошлины при экспорте товаров, государство сдерживает вывоз из страны тех из них, на кото­рые не удовлетворен спрос среди собственных потребителей, либо вывоз которых по каким-либо причинам является неже­лательным.

В разработке основ внешнеэкономической деятельности особое значение имеют труды Л. Абалкина, А. Бузгалина, П. Бунича, А. П. Вершинина, С. Глазьева, Д. Кейнса, А. Козырина, В. Куликова, Х. Ламперта, А. Ливщица, Д. Львова, С. Митина, А. Петрова, С. Шаталина и других. Значительное число работ отечественных юристов и экономистов посвящено исследованию отдельных форм внешнеэкономической деятельности и механизмам их регулирования. К ним следует отнести труды Н. Артемова, Э. Батизи, Ю. Грачева, И. Дюмулена, Н. Завьялова, А. Козырина, В. Наумова, Ю. Петрова, В. Покровской, В. Преснякова, И. Устинова, А. Шишаева и других.

Цель дипломной работы – изучить влияние тарифной политики государства на внешнеторговые цены. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  • определить сущность тарифной политики государства;

  • рассмотреть множественность мировых цен;

  • изучить методологию определения внешнеторговых цен;

  • осветить ценообразование различных типов мировых товарных рынков;

  • выявить влияние политики государства на внешнеторговые цены;

  • описать факторы воздействия на государственное регулирование внешнеторговых отношений;

  • провести анализ влияния тарифной политики государства на внешнеторговые цены на примере рынка нефти.

Объект исследования – государственное регулирование внешнеэкономической деятельности. Предмет исследования – тарифная политика государства.

Теоретическую базу исследования составили нормы конституционного, административного и других отраслей права Российской Федерации, международные документы, нормативно-правовые акты Российской Федерации в области внешнеэкономической деятельности, статистическая экономическая отчетность и другие пособия.

В качестве источников информации исследования использовались статистические данные, опубликованные в статистических сборниках, периодических изданиях, распространяемых информационно-аналитическими агентствами, материалы судебной практики, научные труды отечественных и зарубежных ученых.


  1. ^ Регулирование государством внешнеэкономической деятельности

  1. Сущность тарифной политики государства

На современном этапе государственный уровень управления внешнеэкономической деятельностью представлен тремя властными структурами: законодательной, исполнительной и судебной.

Законодательная власть в лице Федерального Собрания принимает законы. Вопросы ВЭД регулируются законами: о таможенном тарифе, о валютном регулировании и валютном контроле, об иностранных инвестициях, о международном коммерческом арбитраже и др.

Исполнительная власть в лице Федеральных министерств и ведомств на основе законов, а также указов Президента, постановлений Правительства принимает нормативные акты в форме инструкций, правил, положений и т.д. В системе управления внешнеэкономической деятельностью главную роль выполняют: Министерство внешних экономических связей (МВЭС РФ), Министерство экономики РФ, государственный таможенный комитет (ГТК РФ), Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) и Центральный банк России (ЦБ, или Банк России).

Главная функция Министерства внешнеэкономических связей – это координация и регулирование внешнеэкономической деятельности в соответствии с решениями высших органов власти. Кроме того, специалисты МВЭС занимаются разработкой и реализацией государственной внешнеэкономической политикой, в т.ч. по иностранным инвестициям; принимают участие совместно с другими министерствами в разработке механизма валютно-кредитных отношений с иностранными государствами.

Министерство экономики, совместно с МВЭС, участвует в разработке предложений по внешнеэкономической политике и осуществляет государственную экономическую политику.

Единую общегосударственную политику по организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортно-импортных и других внешнеэкономических операциях осуществляет Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК).

Кроме МВЭС, Мин экономики и ВЭК в регулировании внешнеэкономической деятельности принимают участие Министерство иностранных дел (МИД РФ), Министерство по сотрудничеству со странами СНГ, Министерство науки и технической политики РФ, Государственная налоговая служба и др.

Тарифное регулирования внешней торговли (Tariff trade regulation) предполагает применение таможенной пошлины (customs duty) – государственного денежного налога, взимаемого с провозимых через границу данной страны товаров, имущества, ценностей. Таможенные пошлины можно классифицировать по следующим параметрам:

По товарному обращению:

Ввозная (импортная) (import tax) – пошлина, взимаемая при перевозке товаров в таможенную зону.

Вывозная (экспортная) (export tax) – пошлина, которой облагаются экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.

Провозная (транзитная) (transit duty) – пошлина, взимаемая с товаров, пересекающих национальную территорию транзитом. Международный транзит – это перевозки иностранных грузов, при которых пункты отправления и назначения находятся за пределами данной страны.

По основе начисления:

Адвалорная (ad valorem tariff) – взимается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара.

Специфическая (specific tariff) – взимается в установленном размере за единицу облагаемого товара.

Комбинированная (compound tariff) – сочетает оба вида таможенного обложения.

По происхождению:

Автономная (autonomous tariff) – пошлина, устанавливаемая на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Ее ставки могут быть изменены решением компетентного органа без согласования со странами – внешнеторговыми партнерами.

Договорная (conventional tariff) – пошлина, устанавливаемая на базе двустороннего или многостороннего торгового договора (соглашения). Она распространяется только на те товары, которые оговорены в этом документе. Ставки таких пошлин не могут быть изменены в одностороннем порядке; срок их применения определяется периодом действия соответствующего документа.

Преференциальная (preferential duty) – льготная пошлина, вводимая в пониженных размерах для поощрения импорта определенных товаров из конкретных стран.

По характеру применения:

Специальная (special duty) – пошлина, применяемая, во-первых, в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию страны в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; во-вторых, как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств или их союзов.

Компенсационная (countervailing duty) – пошлина, накладываемая на ввоз тех товаров, при производстве которых использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению их производства.

Антидемпинговая (untidumping duty) – пошлина, устанавливаемая для выравнивания цен на ввозимые товары до уровня, признанного нормальным.

Таможенные пошлины объединяются в таможенном тарифе (custom tariff). Он представляет собой установленный на законодательном уровне свод ставок таможенных пошлин в зависимости от вида товара, пропускаемого через таможенную границу страны в обоих направлениях. Понятие таможенного тарифа используется также для обозначения особого инструмента внешнеторговой политики и как конкретная ставка таможенной пошлины. В настоящее время распространены "многоколонные тарифы" (multilinear tariff), устанавливающие для каждой группы товаров две или большее количество ставок. Они позволяют использовать дифференцировать ставки таможенных пошлин в зависимости от торгово-политического режима, применяемого к конкретной стране (группе стран), т.е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами.



  1. ^ Виды мировых цен. Методология определения внешнеторговых цен и ценовая политика

Развитие МРТ и углубление международных экономических связей между странами обуславливают появление новых существенных особенностей в процессе ценообразования на мировых рынках, а именно: снижение стихийности формирования и движения цен, расширение и доступность информационной базы с учетом территориальной и коммерческой дифференциации. Необходимость в определении мировых цен возникает в связи с тем, что не все цены, по которым осуществляются внешнеторговые операции, можно считать мировыми.

Мировой рынок как сфера товарных отношений предполагает в отличие от внутренних рынков выступление на нем предпринимателей разных стран, а, следовательно, мировая цена должна удовлетворять двум основным требованиям:

  1. должна быть доступной для любого продавца или покупателя, желающего участвовать во внешнеторговых операциях;

  2. должна быть достоверной и представительной для мировой торговли данным товаром.

Первое требование означает, что в качестве мировых можно рассматривать только цены обычных торговых операций. К ним относятся сделки, характеризующиеся следующими признаками:

  • раздельность,

  • взаимная несвязанность экспортных и импортных поставок,

  • регулярность осуществления,

  • платеж в свободно конвертируемой валюте,

  • осуществление в условиях свободной торговли и политического режима.

Торговые сделки, совершаемые на перечисленных условиях, могут рассматриваться в качестве обычных, так как они типичны для мировой торговой практики и распространяется на значительную часть мирового товарооборота.

К категории специальных сделок относятся продажи на условиях товарного кредита, когда в результате участия правительства процентная ставка, сроки платежа и другие условия не соответствуют обычным торговым условиям, принятым на мировом рынке; когда платежи производятся за счет займа, предоставленного правительством экспортирующей страны; по торговым соглашениям, предусматривающим особые платежные условия. Кроме того, специальными операциями можно считать поставки в рамках внутрифирменных программ закупок, предоставление товаров в порядке даров, закупки, производимые из безвозмездно предоставленных с этой целью экспортирующей страной средств.

^ Второе требование. Определенным критерием для суждения о представительности отдельных видов цен в международной торговле является доля мирового экспорта конкретного товара, представленная той или иной ценой. На практике в качестве мировых цен используются экспортные или импортные цены основных поставщиков и покупателей соответствующих товаров. В международном товарообороте окончательное выравнивание цен и, следовательно, формирование конечной цены, осуществляется с ориентацией на покупателя, поэтому чтобы оценить приемлемость уровня цены и ее представительность следует пользоваться ценой наиболее крупных импортеров рассматриваемого товара. Однако, по ряду товаров (прежде всего, машинам и оборудованию) в качестве информации о мировых ценах используют данные по ценам основных экспортеров.

Таким образом, мировые цены – цены важнейших экспортеров или импортеров, либо цены основных центров мировой торговли, относящихся к обычным операциям, осуществляемых в условиях открытого политического и торгового режима с платежом в СКВ.

При формировании и движении мировых цен или цен в международной торговле складываются объективные условия для отклонения мировой цены от внутренних цен отдельных стран.

Цены мирового рынка базируются на интернациональной стоимости и основываются на затратах ведущих стран – экспортеров. Цены международной торговли отличаются от внутренних в силу разных объемов мирового и внутренних рынков, условий их функционирования, а также других ценообразующих факторов. Как правило, мировая цена ниже внутренней из-за наличия ряда инструментов (пошлины, налоги и др.), влияющих на формирование цен внутри страны, экономически ограждающих национальный рынок от иностранных поставщиков и в итоге смягчающих конкуренцию. Разрыв между мировыми и внутренними ценами может составлять до 1/3, при этом на готовые товары он значительнее, чем на сырьевые.

Дифференциация цен может вызываться следующими факторами:

  1. транспортный (территориальная дифференциация),

  2. характер торговой сделки (обычная и специальная),

  3. коммерческими условиями поставок (коммерческая дифференциация).

Территориальная дифференциация цен определяется удаленностью мест производства от мест потребления и наиболее ощутимо проявляется в ценах на сырьевые и сельскохозяйственные товары (доля транспортных расходов в цене – 20-25%), по готовым изделиям имеет меньшее значение.

Различия в характере сделок ведут к формированию следующих уровней цен на одни и те же товары:

  1. цены по обычным торговым сделкам,

  2. цены по клиринговым соглашениям,

  3. цены по сделкам с платежом не в СКВ,

  4. по программам помощи и другим специальным операциям.

Коммерческая дифференциация цен обуславливает выделение трех видов цен:

  1. цены долгосрочных контрактов,

  2. цены краткосрочных контрактов,

  3. цены внутрифирменной торговли, по которым компании покупают товары от производителей, являющихся их филиалами.

В зависимости от наличия промежуточных звеньев на пути от производителя к потребителю выделяют:

  • цены производителя,

  • оптовые цены,

  • розничные цены.

При переходе от цен производителя к оптовым цены возрастают за счет торговой надбавки, покрывающей расходы торговой сети и обеспечивающей ей определенную прибыль.

В зависимости от того, продается товар на внутреннем или внешнем рынке различают внутренние и экспортные цены.

При анализе динамики цен обычно используется ряд ценовых показателей – контрактные цены, биржевые котировки, справочные цены, прейскуранты, индексы цен и т.д.

^ Контрактные цены отражают действующий уровень цен на товар определенного качества при соответствующих условиях поставки и платежа. Однако, получить данные сведения непросто, так как они часто являются коммерческой тайной. Иногда данные о заключенных контрактах публикуются в прессе, специальных журналах, но без указания многих существенных деталей сделки.

^ Биржевые котировки – это цены на товары, торговля которыми производится на товарных биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырьё и полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают «в себе» другие инструменты международной торговли, как-то: условия поставки, платежа и т.д. Существует определенный регламент работы биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и котировочная комиссия регистрирует и публикует котировочные цены в специальных бюллетенях. Котировки бывают двух видов: срочные котировки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данный момент, с условиями поставки через определенное время и котировки на реализуемые товары. Как показывает практика, биржевые котировки, довольно остро реагируя на различные внешние «раздражители», все-таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен. Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно спекулятивный характер.

В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких, как Лондонская биржа металлов (LME – London Metal Ехсhаngе), Чикагская биржа (Chicago Board of Trade), занимающаяся котировками и продажами зерновых, или Нью-Йоркская биржа хлопка (NYCE – New York Cotton Exchange).

^ Справочные цены – это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). В настоящее время справочная литература по ценам на небиржевые товары получила очень большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктов ориентируется на ежедневные котировки цен потоварные и региональные – публикуемые в справочниках, которые можно получать ежедневно через систему компьютерной связи. Однако следует иметь в виду, что между ценами, публикуемыми в справочных изданиях, и фактическими ценами сделок существует определенный зазор. Как правило, справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируют быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические события, за исключением, может быть, цен на нефть – товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции.

^ Цены аукционов – показывают цены, полученные в результате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период. Аукционный вид торговли является достаточно специфичным. На аукционных торгах, например, продается и покупается пушнина, животные, предметы искусства.

Прейскуранты – показатели цен готовых изделий потребительского и производственного назначения. По сути они аналогичны справочным ценам сырьевых товаров и так же не отражают реальных цен на рынке.

^ Индексы цен – относительные показатели, отражающие динамику цен, но не дающие представления об их уровне. Они всегда приводятся с указанием базисного года, в котором значение индекса принимается, равным 100 или 1.

^ Статистические внешнеторговые цены – публикуются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара. С точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориентир. В процессе согласования цен экспортер и импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внешней торговли известно большое количество различных скидок. Ценовые скидки – метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около 40 различных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее распространенным относятся следующие:

- скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке. Может достигать 20-30% к первоначальной цене;

- скидка для эксклюзивного импортера, фирма- импортер является единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для продажи этого товара, по существу помогает экспортеру закрепиться на рынке данной страны. Достигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;

- скидка «сконто», в случае осуществления импортером предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и в случае прямого банковского перевода денег при оформлении товарных накладных;

- скидка традиционному партнеру (или бонусная), как правило, предоставляется импортеру, длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер уверен в своем партнере покупателе с точки зрения правильного и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара. Характерна, в первую очередь, для рынка совершенной конкуренции;

- скидки за покупку внесезонного товара, как правило, предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др.

- дилерская скидка, предоставляется оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли.

Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены. Безусловно, достигаются и более существенные скидки.

Различные виды цен мировой торговли, которые либо публикуют в отдельных источниках, либо получают на базе запросов у фирм-поставщиков, лишь при первом рассмотрении представляются разрозненными и несвязанными. На самом деле, более глубокий анализ позволяет выделить определенные закономерности ценообразования, взаимодополняемость и проверяемость цен. По возможности получения мировые цены делятся на 2 категории:

  • публикуемые (справочные, биржевые, аукционные, цены торгов, каталогов, проспектов),

  • цены, получаемые по специальным каналам путем особых запросов или подсчетов.

С точки зрения доступности цены можно расположить в следующей последовательности:

  • справочные, публикуемые в широко распространенных источниках;

  • биржевые, цены аукционов, торгов, каталогов и проспектов, информация о которых содержится в специальных изданиях, публикуемых открыто, но получение которых требует установления контактов с их издателями;

  • расчетные, определяемые на базе официальной таможенной статистики отдельных стран путем сопоставления стоимостных и физических объемов экспорта или импорта по конкретной товарной группе или отдельному товару;

  • ценовые прейскуранты, которые могут быть получены преимущественно путем специальных запросов у фирм-производителей или их агентов;

  • цены фактических сделок не являются общедоступными, их получение требует выступления на рынке и связано с определенными трудностями.

Справочные и биржевые цены публикуются, главным образом, на сырьевые товары; аукционные – на отдельные виды сельскохозяйственной продукции; прейскуранты – на машины и оборудование, а также товары широкого потребления. В ряде случаев по одному товару существует одновременно несколько видов цен. Цветные металлы – справочные и биржевые цены; черные металлы- справочные и прейскурантные цены.

Существуют 4 способа установления цены:

  • твердая,

  • с последней фиксацией,

  • подвижная,

фиксированная путем скольжения.

При выходе предприятия на зарубежный рынок возможны различные подходы к установлению внешнеторговых цен. Во-первых, экспортные цены могут определяться на основе собственных издержек производства. Во-вторых, для ряда товаров (в основном, машино-техническая продукция) установление цен может осуществляться в зависимости от экономических результатов использования товаров. В-третьих, цены могут устанавливаться на основе средних рыночных цен.

  1. ^ Установление цен на основе издержек производства. Данный метод означает, что экспортная цена на продукцию определяется как сумма издержек производства и средней прибыли. Издержки включают в себя стоимость сырья, материалов, топлива, заработную плату, амортизацию, часть стоимости машин и сооружений. Данный способ в современных условий широко используют ТНК, обладающие монопольным положением на ряде рынков, а также поставщики военной продукции.

  2. ^ Установление цен в зависимости от экономических результатов использования товаров. Данный метод предполагает сопоставление конкурирующих на рынке товаров путем определения периода окупаемости или нормы рентабельности, либо годовых издержек по эксплуатации или общей величины расходов на приобретение и эксплуатацию изделия в течение предполагаемого срока службы. Методика расчета экономических показателей часто рекомендуется потенциальным покупателям самими фирмами-изготовителями. Например, американские производители бытовых приборов обязаны снабжать некоторые выпускаемые ими изделия (холодильники, кондиционеры и т.д.) паспортами с указанием годовых расходов по их эксплуатации при различных режимах работы, что дает покупателям возможность сравнивать изделия конкурирующих фирм.

  3. ^ Установление цен на основе средних рыночных цен. Метод базируется на использовании конкурирующих материалов, полученных из различных источников. Такой подход предполагает систематическое изучение товарной конъюнктуры общеэкономического положения стран и основных изготовителей и поставщиков данного товара, а также положения в тех отраслях, которые являются потребителями данного товара. Определить цену сырьевых товаров, полуфабрикатов и серийных стандартных изделий на основе рыночных цен, как правило, несложно, т.к. цены таких товаров незначительно различаются по качеству, соответственно, они сопоставимы. Кроме того, по этим товарам имеется множество различных изданий, в которых систематически публикуются цены отдельных сделок, справочные цены, биржевые котировки.

В зависимости от фирмы, товара, конъюнктуры рынка главная цель при принятии решения о ценах может формулироваться по-разному. В одном случае ставится задача сохранить конкурентоспособность фирмы, в другом – цена должна способствовать сохранению или расширению существенной доли на рынке, в третьем – при помощи изменения уровня цен предполагается завоевать новый рынок сбыта. После определения цели разрабатывается ценовая политика.

^ Виды ценовой политики:

  1. политика уровня цен – разрабатывается для принципиально новых товаров. Один из вариантов этой ценовой политики предполагает установление цен на максимально высоком уровне, иногда во много раз превышающем издержки производства. Как правило, этот вариант используется в тех случаях, когда фирма выходит на рынок с товаром, надежно защищенным патентом и не имеющим конкурентов (политика снятия сливок). В тех случаях, когда новый товар не имеет достаточной патентной защиты или может быть воспроизведен конкурентами, он является заменителем какого-либо другого распространенного товара, и цены на такой товар устанавливаются на относительно низком уровне. Такая ценовая политика проникновения на рынок позволяет не только успешно преодолевать конкуренцию других фирм, но и способствует быстрому расширению спроса и продаж.

  2. политика целевой прибыли – проводится в тех случаях, когда на рынок выбрасывается не принципиально новый товар, а какая-либо массовая продукция, которая выпускается в течение многих лет, но время от времени модернизируется. Цены на такую продукцию устанавливаются на основе нормы прибыли, которая определяется, исходя из издержек производства, цен и объема продаж за ряд последующих лет.

  3. политика рыночной сегментации – применяется, когда рынок состоит из нескольких сегментов с разной ценовой эластичностью, и покупатели не могут переходить из одного сегмента в другой. В данном случае расширение объема продаж осуществляется путем продажи одних и тех же товаров по разным ценам на разных сегментах рынка.

  4. политика психологического ценообразования – разрабатывается при выступлении на рынках товаров потребительского назначения (розничная цена – 9,99, а не 10).

  5. политика следования за лидером – ориентация на уровень цен крупнейшей в данной отрасли компании. Такую политику проводят фирмы, не обладающие достаточно мощной производственной и научно-исследовательской базой, а также финансовыми ресурсами. Создавая различные модификации новых изделий, эти компании обходят патентную защиту, сокращают свои расходы на основании новой продукции и таким образом пытаются поддерживать свои цены на конкурентоспособном уровне.

Коммерческие поправки при определении контрактных цен:

  1. поправки на уторгование – скидки с первоначальной цены предложения, как правило, завышенной. Размер завышения, а, следовательно, и скидки зависит от множества факторов, в том числе от оценки поставщиком величины издержек произвосдтва и сбыта в период изготовления товара, включая покрытие коммерческих и валютных рисков. Объективные факторы, влияющие на размер скидки:

  • конъюнктура рынка товара, являющегося объектом контракта;

  • степень освоенности поставщиком производства, заказ оборудования и связанный с этим риск возможных ошибок в калькуляции издержек производства;

  • степень монополизации производства данного товара;

  • финансовое положение фирмы, ее статус на мировом рынке.

  1. поправки на сроки поставки – являются важным критерием, определяющим уровень производственных затрат, в особенности для уникальной малосерийной продукции машиностроительного производственного назначения. Величина данной поправки находится в прямой зависимости от длительности производственного процесса заказываемой продукции и темпов инфляции в стране поставщика.

  2. поправки на дату конкурентного материла – при определении уровня мировых цен, когда не хватает современных конкурентных материалов, привлекаются цены аналогов за предыдущие годы. Эти цены при помощи соответствующих индексов и с учетом изменений в покупательной способности валюты «подтягиваются» к уровню цен года установления внешнеторговой цены.

  3. поправки на серийность – сокращение издержек производства на единицу выпускаемой продукции при увеличении объема производства и реализации товара.

  4. поправки на условия платежа – авансовый платеж или платеж наличными, платеж в рассрочку, кредит, платежи в смешанной форме.

  5. поправка на скольжение – при размещении заказов на машины и оборудование с длительным сроком изготовления иногда применяются так называемые «скользящие цены». В этом случае цена определяется в зависимости от изменений в издержках производства, произошедших за период изготовления заказываемого оборудования. Под условиями скольжения подразумеваются условия перерасчета базисной цены в окончательную, по которой заказчик расплачивается с поставщиком. Обычно зависимость окончательной цены от изменения цен материалов и ставок заработной платы устанавливается в виде формулы:

P1 = P0 * (A * a1/a0 + B * b1/b0 + C), где

Р1 – окончательная цена,

Р0 – базисная цена,

А – доля в цене расходов на материалы ~ 45-55%

B – доля расходов на заработную плату ~ 30-45%

C – неизменная часть цены ~ 15-25%

a0, b0 – базисная цена материалов и базисная ставка з/п

b1, a1 – ставки з/п и цена материалов за период скольжения1



  1   2   3   4

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты