Домой

Объект, предмет, задачи психологии труда




НазваниеОбъект, предмет, задачи психологии труда
страница1/9
Дата26.12.2012
Размер1.48 Mb.
ТипДокументы
Содержание
Задачи психологии труда
Исследовательские задачи психологии труда
Место психологии труда в системе наук
Основные направления изучения человека в трудовой деятельности
Основные методологические принципы психологии труда.
Принцип – это
2. Принцип единства сознания и деятельности –
3. Принцип развития психики в деятельности
4. Принцип системности
5. Принцип антропоцентризма
6. Принцип специфичности
Период «Промышленная революция
Период «Энергетическая революция
Период «Интеллектуализация машин»
История развития Российской и Советской психологии труда (1 этап).
История развития Советской и Российской психологии труда (2 этап).
3. Эксплуатационное направление –
Организация исследования методом анкетирования
Метод экспертных оценок
Метод критических инцидентов
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Объект, предмет, задачи психологии труда.


Одной из важнейших задач, стоящих перед человеческим обществом, актуальной на всех этапах его развития является совершенствование способов и форм, которыми оно производит необходимые для своего существования и развития средства, продукты.

В современном обществе насущной проблемой выдвигается задача совершенствования процесса труда. Если раньше, прежде всего, уделялось внимание технической или технологической стороне, то сейчас не менее важна организационная сторона трудовой деятельности, т.е. познание особенностей самого субъекта труда – человека, обладающего физиологическими, биологическими, социальными, психологическими свойствами и использующий различные технические средства. Организация труда, базирующаяся на учете особенностей человека, оказывается наиболее эффективной.

Человеческий фактор трудового процесса – весь спектр субъективных особенностей человека, включая его психологические характеристики.

Психология трудаэто отрасль психологической науки, изучающая трудовую деятельность человека и ее психологические особенности в зависимости от используемых орудий труда, организации производственного процесса, конкретных функций человека и его индивидуально-психологических характеристик.

Сокращенно, психология труда – это отрасль психологии, изучающая закономерности формирования и проявления психической деятельности человека (процессы и состояния, особенности личности) в процессе его труда.

Психология труда – это конкретизация всей психологической науки по отношению к важнейшей стороне человеческого бытия – труду. Психология труда использует в этих целях всю систему психологических знаний, которой располагает современная психология.

Объектом изучения психологии труда является трудовая деятельность человека.

Предметом психологии труда являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. (т.е. психологические аспекты трудовой активности).

^ Задачи психологии труда:

В основе стоят 2 задачи:

- повышение производительности, эффективности трудовой деятельности;

- гуманизация трудовой деятельности и содействие развитию личности в ней.

^ Исследовательские задачи психологии труда:

  • исследование особенностей психических процессов и свойств субъекта труда (ощущения, восприятия, внимания, представления, памяти, мышления) как регуляторов трудовой деятельности и их развития в трудовой деятельности;

  • изучение особенностей и структуры функциональных состояний в трудовой деятельности, а также их связи с динамикой трудового процесса и его эффективностью;

  • раскрытие особенностей взаимной обусловленности личности и профессии;

  • изучение проблемы мотивации трудовой деятельности;

  • исследование социально-психологических факторов «организационной среды» деятельности, которая влияет на эффективность деятельности и удовлетворенность трудом.

Практические (прикладные) задачи психологии труда:

  • разработка психологических процедур профессионального отбора;

  • разработка психологических основ профессиональной ориентации личности;

  • оптимизация процедур профессиональной подготовки, проблема профессионального обучения в целом;

  • проведение процедур профессиональной аттестации;

  • разработка оптимальных режимов труда и отдыха для разных видов и типов трудовой деятельности.

^ Место психологии труда в системе наук:

Каковы предпосылки возникновения новой отрасли психологических знаний – психологии труда?

Кризисы управления, экономические депрессии 1930-х г.г., и современный экономический кризис привлекли внимание к социально-психологическим факторам производства и управления людьми и стимулировали развитие социологии и психологии управления. Вторая мировая война вскрыла множество новых проблем управления человеком техникой в экстремальных условиях. Прежде всего, они касались подготовки кадров для авиации, связи, флота. Совокупность научно-практических задач привела к становлению инженерной психологии, которая в последующем нашла активное применение и в других важных областях (энергетика, машиностроение, точное приборостроение, оборонная промышленность).

Научно-техническая революция 1960-х г.г., быстрая смена и обновление технологий и оборудования в промышленности и на транспорте сделали остро актуальными решение проблемы адаптации человека к технике, к функциональным особенностям новых рабочих мест, к самой необходимости неоднократно в продолжении профессиональной карьеры проходить переподготовку, к изменениям содержания профессиональной деятельности работника, структуры рабочих бригад и т.д. Все это способствовало развитию организационной психологии.

Решение конструкторских задач в системе «человек-техника» выявило в 1960-1980-х г.г. повсеместное неэффективное использование человеческих ресурсов, а порой и «конфликт» человека и техники (не ожидаемые разработчиками явления монотонии, депрессии, аварийности, травматизма, брака). Остро встала проблема гуманизации труда, гибкого управления трудовой деятельностью, что привело к развитию эргономики, эргодизайна, инженерной психологии.

Повышение роли и активности человека в производстве, равно как и его ответственности и масштаба последствий за принимаемые решения, в последние десятилетия 20-21 в. потребовало нового понимания самого человека – уже не только как субъекта труда, но и как активного субъекта своей жизни. Профессиональная деятельность уже не может рассматриваться узко – как исключительно производственная активность. Жизнь потребовала пересмотра многих устоявшихся парадигм социальных наук, образования, управления, подготовки персонала, карьеры людей. Воплощением нового подхода к профессиональной деятельности является научная дисциплина «психология труда».

^ Основные направления изучения человека в трудовой деятельности:

1. Инженерная психология изучает взаимодействие человека с техникой, а также различные характеристики и функциональные состояния человека-оператора.

2. Психология управления (организационная психология) изучает иерархические взаимоотношения работников в условиях организации, условия оптимизации этих отношений в целях повышения производительности труда, личностного развития работников и трудовых коллективов.

3. Эргономикаизучение различных аспектов трудовых процессов с целью их оптимизации.

4. Эргодизайн.

Сложные взаимосвязи психологии труда с другими ветвями психологии во многом обусловлены запросами социальной практики.

Психология труда развивается в тесном контакте с другими науками. Прежде всего, развитие психологии труда происходит в тесной связи с развитием психологической науки в целом. Психология труда опирается на методологические принципы, теоретические концепции и схемы, разработанные в общей психологии. Она использует знания о закономерностях восприятия, вниман ия, памяти и мышления, посредством которых человек принимает и перерабатывает информацию.

Большое значение для психологии труда имеют данные психофизиологии, раскрывающие физиологическое обеспечение психических процессов, а также физиологические основы индивидуальных различий между людьми. Психология труда обращается к проблемам социальной психологии, изучающей закономерности формирования коллективов, совместную деятельность, общение и взаимоотношение людей.

Психология труда тесно связана с науками об управлении: экономикой, организацией труда, социологией. Она координирует свои усилия с физиологией и гигиеной труда, эргономикой, технической эстетикой, математической логикой.

Границы психологии труда и указанных наук подчас размыты. Они не обязательно должны быть четкими, а области знания – полностью взаимоисключающими. Часто бывает, что «стыки» наук – это точки, зоны их роста или развития новых направлений.

^ Основные методологические принципы психологии труда.

Связь психологии труда со всеми отраслями психологии опирается на психологическую теорию деятельности и общие закономерности психики человека, которые выражены в принципах психологии.

^ Принцип – это основное правило, центральное понятие, которым руководствуются в познании и практике.

Основные методологические принципы:

1. Принцип детерминизма – заключается в том, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Способ производства и материальные условия жизни влияют на психику человека, т.е. психика человека, ее особенности обусловлены общественно-историческими условиями, а также условиями и характером его трудовой деятельности.

^ 2. Принцип единства сознания и деятельности – раскрывает взаимосвязь между сознанием и деятельностью: с одной стороны, сознание развивается в деятельности, с другой – сознание определяет характер и содержание деятельности, т.к. деятельность создается человеком, и он может ее совершенствовать. Этот принцип выделяет деятельность как психологическую категорию.

^ 3. Принцип развития психики в деятельности – раскрывает поступательную закономерность формирования и совершенствования психических функций, процессов и свойств личности при овладении человеком различными видами деятельности: трудом, игрой, учебной, спортивной, художественной деятельностью, общением. В процессе освоения любой деятельности человек осваивает опыт человечества, под его влиянием развивается психика.

^ 4. Принцип системности – психическое явление рассматривается как система, не сводимая к сумме элементов, обладающая ценностной структурой и новыми качествами. Каждая система является элементом другой, более сложной системы. Принцип системности требует всестороннего изучения того или иного предмета с помощью структурных, функциональных, генетических исследований.

^ 5. Принцип антропоцентризма – фиксирует центральное, главное положение человека в структуре деятельности, его активную позицию по отношению к окружающей среде. При активном взаимодействии человека со средой происходят взаимные преобразования и человека и среды. Посредством своей активности человек преодолевает внешние и внутренние ограничения и способен подняться над ситуацией, найти эффективный способ преобразования среды в условиях дефицита информации, времени и возможностей.

^ 6. Принцип специфичности – предполагает учитывать особенности характера и форм различных видов деятельности, которые обусловлены специфическими для каждой деятельности условиями и требованиями к человеку.


Научно-технический прогресс сопровождается непрерывным повышением роли человека как субъекта труда в достижении высокой эффективности и качества деятельности. Современное производство предъявляет все новые быстрорастущие требования не только к машинам и технике, но и к самим работникам.

На протяжении многих десятилетий изменялись и совершенствовались орудия труда, менялись формы взаимодействия человека и техники. Труд был в основном физическим. Характерным для такого труда был сложный двигательный процесс, требующий расхода значительных физических сил, согласованности движений и их координации. В условиях современного производства преобладающими в деятельности человека становятся не энергетические, как раньше, а информационные функции, то есть функции программирования, контроля и управления производственными процессами. Они требуют учета как анатомических и физиологических, так и психологических качеств работника. К ним относятся такие, как скорость реакции, особенности памяти и внимания, эмоциональная устойчивость и др.

Постепенно меняется отношение к самому труду. Труд начинает осознаваться в качестве средства, которое дает ровно такую отдачу, насколько хорошо или плохо это средство будет использовано. Тем самым психологические знания о труде способствуют повышению профессиональной компетентности. Знания о психологических основах профессиональной деятельности рассматривается сегодня как необходимый компонент общей культуры личности специалиста любого профиля.


История развития зарубежной и отечественной психологии труда.


История развития зарубежной психологии труда.

Прогрессивное развитие общества связано с повышением роли человеческого фактора в системе профессиональной деятельности. Совершенствование труда за счет технических и технологических преобразований не обеспечивает в полной мере требуемого уровня эффективности. В то же время повышение информационной, психической, социальной нагрузки на человека-труженика предъявляет особые требования к организации процесса труда и к субъекту трудовой деятельности. Это ставит перед наукой задачу исследования особенностей психических и личностных факторов человека.

Формирование знаний по психологическим особенностям трудовой деятельности уходит в глубокое прошлое. По мнению американского исследователя Ж.Кристенсена, понятие о взаимодействии человека и орудия столь же древнее, как и само человечество. В древнейшие времена люди уже поняли, что, видоизменяя объекты окружающей среды, с которыми им приходится взаимодействовать, можно повысить эффективность своей деятельности. Напр., когда австралопитек отбил край гальки, чтобы усилить режущую поверхность камня, он создал не только первое орудие, но и первое знание о связи орудия и возможностей человека в удобстве его использования.

Ж.Кристенсен выделяет 2 этапа развития знания о взаимодействии человека и орудия (о человеческом факторе):

1. «Век ручных орудий»: исторически длительный период с медленным накоплением примитивных знаний о взаимодействии человека и простого орудия.

2. «Век машин»: переход к пониманию когнитивного аспекта взаимодействия человека и орудия труда. Этот исторический период начинается с середины 18 века и продолжается до настоящего времени. Он включает несколько периодов революционных преобразований в развитии знания о человеке в труде:

* ^ Период «Промышленная революция»- приходится на 1750-1870 гг, связан с появлением первых промышленных предприятий (мануфактур) и оформлением профессии инженера. Интерес к технике переносится и на изучение человека как системы, аналогичной технической. В 1748 г. вышла полемическая книга Ж.Ламетри «Человек-машина». Автор пытался рассмотреть человека по аналогии с устройством машины. Человек чувствовал себя элементом внешней среды, которую необходимо было улучшать для удобства работника.

* ^ Период «Энергетическая революция» - охватывает приблизительно 1870-1945 гг. Широкое использование силовых двигателей перевернуло представление людей о возможностях орудий труда. Активизировался вопрос об адаптации человека к трудовому процессу и оборудованию. Возникает идея о «наилучшем пути». Акцент делается на исследования в области профотбора, профобучения, тренировки. Происходит научное оформление системы знаний о человеке в трудовом процессе.

* ^ Период «Интеллектуализация машин» - начался в 1945г., после окончания Второй мировой войны. Научные достижения в физике, химии, математике, биологии, психологии поставили вопрос о создании искусственного интеллекта, экспертных и прогнозирующих систем, компьютеров. Это вывело на на принципиально новый уровень трудовую деятельность в целом. Основной тезис новейшего времени – творческий аспект взаимодействия человека и орудия. Личностный и психологический уровни становятся центральным объектом внимания в трудовом коллективе, остро встает проблема безопасности производства, рассматриваются аспекты профессиональной подготовки, управления. Все это обусловливает необходимость глубокого развития специальной науки, занимающейся вопросами человеческого фактора в труде, какой и явилась психология труда.

Психология труда возникла на рубеже 19 и 20 века как дисциплина, изучающая организацию и управление трудовой деятельностью человека.

Первая научная система организации трудовой деятельности – тейлоризм - была предложена американским инженером, а впоследствии крупным бизнесменом Ф.Тейлором (1856-1915). По его мнению, рост производительности труда возможен лишь путем стандартизации методов, приемов, орудий труда. Стандартизация касалась, прежде всего, отдельных операций, временного режима работы и орудий труда. Важнейший аспект организации труда - стимулирование по принципу материальной заинтересованности. По мнению Тейлора, в производственной системе нет места благотворительности. Каждый труд должен иметь свою цену и оплачиваться соответственно ей (принцип разумного эгоизма). Только при таких условиях возможно развитие и расширение производства.

Тейлор выявил ряд социально-психологических феноменов, влияющих на трудовую деятельность (напр., феномен «работы с прохладцей» - сознательное снижение выработки при работе малой группой).

Принципы менеджмента по Тейлору:

  • цель производства заключается в постоянном увеличении комфорта и благосостояния человечества;

  • миссия научного управления состоит в конструктивном вкладе в экономический и социальный прогресс общества;

  • ответственность лидеров бизнеса за соблюдение интересов частного капитала будет возрастать по мере развития цивилизации;

  • ядром менеджмента является управляющий.

Тейлоризм заложил основы современного менеджмента и научной организации труда.

Научное оформление первых психологических исследований трудовой деятельности получили в начале 20 в. в рамках психотехники. Термин «психотехника» был предложен в 1903 г. немецким психологом В.Штерном. Он попытался свои экспериментальные психологические разработки применить в условиях реальной трудовой деятельности. Напр., он разработал наиболее оптимальную схему расположения букв на пишущей машинке с учетом времени реакции человека.

Основателем психотехники является Г.Мюнстенберг (1863-1916). Он занимался: вопросами профотбора, профориентации, профобучения, теорией управления, эргономикой, профессиографией и др.

В 1914 г. в первой монографии о психологии труда «Основы психотехники» Мюнстенберг обосновал 3 основные проблемы, которыми должна заниматься психотехника:

* профессиональный подбор (выбор подходящих людей);

* анализ трудовой деятельности с целью ее оптимизации;

* изучение психологических качеств личности, активизированных в труде.

Активно психотехническое направление развивалось наряду с Германией и в США и в России.

В 1927 г. Мэйо Элтон провел Хотторнский эксперимент. Он изучал влияние различных факторов на повышение производительности труда на промышленном предприятии в Чикаго. Впервые внимание было сконцентрировано на условиях и организации труда, заработной плате, межличностных отношениях. Мэйо показал особую роль человеческого и группового факторов в трудовой деятельности и развил основы социального менеджмента.

Концепция Э.Мэйо:

  • Человек представляет собой социальное животное, ориентированное и включенное в рамки групповых взаимоотношений;

  • Жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организация несовместимы с природой человека и его свободой;

  • Руководители промышленности должны ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию.

В 1940 г. американская Ассоциация прикладной психологии насчитывала более 3000 человек, треть из которых занималась прикладными исследованиями в военной сфере. Разрабатывались тестовые программы.

Вторая мировая война сильно подорвала развитие психологической науки в Европе. С середины 20 века лидерство в изучении трудовой деятельности перешло к США. Американская научная литература до сих пор остается наиболее авторитетным источником по психологии труда для большинства стран Европы.


^ История развития Российской и Советской психологии труда (1 этап).

Возникновение нового научного направления – психотехника- было активно поддержано в России, а затем в СССР.

Однако исследования в области психологии труда имели в СССР и отечественную базу:

  • с середины 19 в. исследования на стыке физиологии и психологии труда проводил И.М.Сеченов;

  • подобными вопросами занимались рефлексологи под руководством В.М.Бехтерева. Развивая идеи «социальной наследственности», Бехтерев рассматривает проблемы деятельности и действий, психологических состояний в труде, личности и мотивации.

  • Г.В.Чепланов, представитель идеалистического направления развивал энергетический подход к проблеме труда. Он определил следующие основные задачи психотехники в России:

- исследование волевого компонента в труде;

- приспособление машины к человеку;

- исследование психологии рабочего;

- определение профпригодности.

Особо выделялся вопрос об исследовании работоспособности и утомления, развития способностей и стимуляции труда.

Подлинный расцвет психотехническое направление в России получило после 1917г.

Первым организатором и руководителем психотехнического направления в СССР был И,Н.Шпильрейн, профессор психологии. Он получил психологическое образование в Германии, сотрудничал с В.Штерном. В своих работах он уделял основное внимание методологическому аспекту психотехники. Им была сформулирована задача: «на основе марксистско-ленинской теории создать систему советской психологической науки» с использованием законов человеческого поведения для обеспечения наиболее эффективной работы.

Организационное оформление психотехники приходится на 1921 г. – по инициативе Бехтерева была созвана Первая Всероссийская конференция по научной организации труда и производства. В Москве создан Центральный институт труда (ЦИТ), под руководством А.К.Гастева. В ЦИТе концентрировались исследования по проблемам организации трудовых движений, разработке методов профессионального обучения. В «сенсорной лаборатории» исследовались проблемы утомления, волевые компоненты трудовой деятельности, упражняемость двигательных функций.

Создан Всеукраинский институт труда, в котором сотрудничали М.Ю.Сыркин, М.М.Рубинштейн. Создаются психотехнические лаборатории при Московском психологическом институте, Институте охраны труда, Институте профессиональных болезней.

В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое общество.

В 1931 г. в Москве проходила Международная психотехническая конференция.

Проблемы, которыми занимались психотехники в СССР:

  • общие вопросы рационализации физического и умственного труда;

  • профессиографический анализ профессий;

  • гигиена труда;

  • диагностика профессиональных способностей;

  • исследование функциональных состояний личности в трудовом процессе;

  • разработка схем профотбора и профконсультации.

В развитии этого направления наблюдались и сложности. Следующие моменты привели к кризису психотехники:

- эклектический подход к пониманию основных закономерностей и механизмов развития личности;

- чрезмерное увлечение тестами;

- механическая трактовка профессионального поведения.

В середине 30-х г.г. 20 в. психотехническое направление вошло в противоречие с господствующей в стране идеологией. Наука, ставящая в центр своего внимания самостоятельную и свободную личность труженика, не согласовывалась с базовой государственной установкой на человека как винтика в государственной производственной системе. Она, по мнению руководителей партии, не имела права на существование. Многие психотехники были репрессированы. На долгие годы было приостановлено изучение вопросов психологии трудовой деятельности, был прерван научный информационный обмен с зарубежными учеными.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты