Домой

Пятый курс дальнейшее углубление знаний студентов о современной системе правового образования в условиях общего и профессионального образования, особенностях протекания процессов правового обучения и воспитания




Скачать 194.3 Kb.
НазваниеПятый курс дальнейшее углубление знаний студентов о современной системе правового образования в условиях общего и профессионального образования, особенностях протекания процессов правового обучения и воспитания
Дата26.12.2012
Размер194.3 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Содержание программы
Методические рекомендации по организации
Вводный (адаптационный) этап
Апробационный этап.
Заключительный этап.
Проведение итоговой конференции.
Учебно-тематический план
Основные виды деятельности
Формы отчетности студентов о прохождении практики
План индивидуальной работы студента
График встреч студента и руководителя практики от учреждения
График встреч студента и преподавателя педагогики
График встреч студента и преподавателя психологии
Содержание практики
Задание по педагогике
Задание по психологии
Итоговый отчет студента
Подобные работы:

Основные цели и задачи практики:


Пятый курс

  • дальнейшее углубление знаний студентов о современной системе правового образования в условиях общего и профессионального образования, особенностях протекания процессов правового обучения и воспитания;

  • развитие и совершенствование основных компетенций, связанных с базовыми направлениями профессиональной деятельности учителя права по планированию, организации, осуществлению и оцениванию эффективности учебно-воспитательного процесса;

  • развитие учебно-исследовательских и научно-исследовательских компетенций в процессе выполнения дипломного исследования;

  • выбор и апробация традиционных и инновационных педагогических технологий, современных форм и методов обучения и воспитания.

  • развитие у студентов устойчивой мотивации к профессиональной деятельности учителя права, формирование потребности и готовности в непрерывном профессиональном самообразовании.


^ Содержание программы


Пятый курс

Учебно-воспитательный процесс как система. Основные направления модернизации образования в современной России.

Технологизация образования. Инновационные технологии в обучении: проблемно-поисковые, игровые, интерактивные, информационные и др. Традиционные и инновационные технологии.

Возможности использования традиционных и инновационных технологий в правовом обучении.

Технология дидактического моделирования. Принципы моделирования учебной темы (раздела) курса.

Моделирование одного из разделов правового курса (на основе базовой программы и учебников).

Проведение уроков различных типов и видов (на основе тематического планирования).

Система внеклассной воспитательной работы по праву. Цели, задачи, содержание, формы и методы организации правового воспитания. Планирование «Недели права» (на основе учета потребностей конкретного образовательного учреждения). Организация и проведение «Недели права» в конкретном образовательном учреждении.

Методическая работа в условиях образовательного учреждения как форма повышения квалификации педагогов. Особенности организации методической работы в конкретном образовательном учреждении. Знакомство с опытом работы лучших педагогов.

Особенности организации исследовательской работы по педагогическим и юридическим дисциплинам. Методы исследования. Возможности их использования в период прохождения практики.

Организация опытно-экспериментальной работы по теме дипломной работы.

Правовое просвещение. Проведение лектория для учащихся и их родителей.

Организация зачетных мероприятий, их анализ и самоанализ.

Выполнение заданий по методике преподавания права.

Презентация факультета юриспруденции. Проведение беседы (лекции) с учащимися старших классов о факультете юриспруденции, профессии учителя.


^ Методические рекомендации по организации

и проведению непрерывной педагогической практики


Преддипломная практика студентов пятого курса проходит во втором семестре в течение четырех недель на базе общеобразовательных учреждений г. Екатеринбурга и области.

Педагогическая практика студентов пятого курса включает вводный (адаптационный) этап: студенты знакомятся со школой, педагогическим и ученическим коллективами (первая неделя); этап апробации: под руководством учителей студенты проводят пробные уроки (не менее 4 - 6), посещают и анализируют уроки других практикантов, выполняют задания по методике преподавания предмета (вторая – третья недели); зачетный этап: подводятся итоги прохождения педпрактики, студенты дают открытые (зачетные) уроки (не менее двух), внеклассное мероприятие (четвертая неделя).

^ Вводный (адаптационный) этап Проведение установочной конференции (на базе факультета). В работе конференции принимают участие преподаватели вуза, учителя базовых школ, студенты. Факультетский руководитель знакомит практикантов с программой практики, определяет сроки ее прохождения, распределяет их по школам; разъясняют студентам суть предлагаемых заданий, групповые руководители знакомят студентов с содержанием их работы, назначают консультационные дни; характеризуют образовательные учреждения, на базе которых будет проходить практика;

«Ввод» студентов в школы. Данный этап педагогической практики ориентирован на знакомство студентов с конкретными условиями работы школы, а также на изучение коллектива своего класса и отдельных учащихся.

В ходе беседы с администрацией школы студенты получают представление о статусе данной школы, основных направлениях ее работы. Студенты изучают учебный план школы, планы методических объединений учителей и классных руководителей, знакомятся с кабинетами и их оборудованием. Одновременно они осуществляют психолого-педагогическое изучение учащихся и коллектива, используя при этом различные методы: беседы с классным руководителем, ознакомление с планом его работы; изучение документации (классный журнал, личные дела, медицинские карты); беседы с учителями-предметниками; наблюдения за учащимися своего класса во время учебных и внеучебных занятий; беседы с отдельными учащимися и т.д.

К концу первой недели студент составляет индивидуальный план своей работы на весь период практики (на основе программы практики, планов работы учителей и классных руководителей). Индивидуальный план студента отражает основные направления работы, предусмотренные программой педагогической практики: изучение учащихся, планирование и проведение учебно-воспитательной работы с учащимися, участие в методической работе. Кроме индивидуального плана, студенты составляют планы уроков и воспитательных мероприятий; самостоятельно планируют систему уроков по той или иной учебной теме.

Приступая к практической деятельности, студенты изучают учебные программы, учебники, учебные и методические пособия, по которым работает школа, анализируют разделы программы на период практики, актуализируют знания, приобретенные в процессе учебных занятий в вузе.

Ознакомление с работой учителей-предметников осуществляется в процессе бесед и путем посещения уроков, что позволяет выявить уровень знаний учащихся, систему и методы работы учителя.

Всю первую неделю студенты посещают уроки в своих классах, изучают учащихся. Целесообразно посещать уроки разных учителей, ведущих предметы гуманитарного и естественно-научного блока дисциплин, фиксируя в дневниках свои наблюдения. Цель этих наблюдений: на основе анализа и оценки опыта учителей осмыслить положительные стороны их работы, чтобы использовать лучшее в своей профессиональной деятельности.

^ Апробационный этап. Основная задача студентов на данном этапе - овладение методикой организации и проведения различных типов уроков и внеклассных занятий, их анализа и самоанализа.

В период практики студенты должны провести уроки разных типов с применением разнообразных форм и методов обучения. Подготовка к самостоятельному проведению уроков включает ряд этапов: а) студент консультируется с учителем-предметником и групповым руководителем по теме предстоящего урока; б) практикант самостоятельно разрабатывает конспект урока (систему уроков по теме) на основе изучения программы, учебников и учебно-методической литературы; в) конспект урока обсуждается с учителем (групповым руководителем); г) в него вносятся соответствующие коррективы.

Проведенные студентами уроки анализируются при участии всех практикантов, учителей и руководителей практики. Коллективное обсуждение начинается с самоанализа проведенных практикантами уроков, что очень важно для формирования профессиональной рефлексии будущего учителя.

Студенты пятого курса помимо уроков проводят и факультативные занятия. Они участвуют в работе семинаров, посвященных актуальным общедидактическим и методическим проблемам, включаются в работу школьных методических объединений и проблемных групп.

В период практики студенты ведут внеклассную работу по предмету, а также выполняют функции классного руководителя:

  • самостоятельно разрабатывают и проводят различные виды воспитательных занятий по праву (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии);

  • принимают участие в подготовке и проведении общешкольных дел: праздников, конференций, КВНов и т.д.;

  • участвуют в работе кружков, спортивных секций и т.д.;

  • проводят индивидуальную работу с учащимися;

  • проводят профориентационную работу.

Важной задачей учебно-воспитательной практики студентов является овладение методикой анализа и обобщения педагогического опыта. Студенты изучают и анализируют передовой опыт работы учителей, классных руководителей, обобщают личный опыт. Целенаправленное наблюдение, анализ учебно-воспитательного процесса, изучение педагогического опыта в действии помогают студентам более глубоко разобраться в вопросах педагогической теории.

В процессе педагогической практики студенты осуществляют опытно-экспериментальную работу по теме дипломной работы методического характера.

Групповые руководители организуют и проводят консультации и собеседования со студентами, привлекают к участию в работе учителей, посещают проводимые практикантами занятия, анализируют их. Они контролируют работу студентов, поддерживают постоянную связь с администрацией и учителями школ, руководителями студенческих групп. Факультетский руководитель практики координирует деятельность преподавателей вуза, осуществляет общий контроль за прохождением практики студентами.

^ Заключительный этап. «Выход» из школ. На данном этапе студенты проводят зачетные уроки и внеклассные мероприятия (участвуют в подготовке и проведении «Недели права»), анализируют их (какие цели были поставлены, какими путями и методами они решались, результативность), отчитываются о работе в базовой школе.

По окончании педпрактики студенты сдают в установленный деканатом срок: а) индивидуальный план работы с фиксацией всех видов выполненных работ, с отметками за два проведенных зачетных урока (выставляются групповым руководителем или учителем), за проведенный классный час (либо иное мероприятие в рамках «Недели права») (выставляется учителем или классным руководителем); б) выполненные задания по методике преподавания предмета; в) характеристику работы студента в период практики (составляется учителем и классным руководителем).

Групповые руководители представляют факультетскому руководителю в течение двух недель аналитический отчет по итогам практики.

^ Проведение итоговой конференции. В подготовке конференции принимают участие преподаватели вуза, студенты. В их выступлениях должны быть отражены как позитивные, так и негативные моменты прохождения практики, следует высказать предложения по улучшению ее проведения. Используются презентационные материалы. Групповые руководители отмечают работу лучших студентов, анализируют основные направления деятельности студенческих групп в период практики, характеризуют выполненные студентами задания. Факультетский руководитель практики подводит общие итоги практики, отмечает работу лучших школ и преподавателей вуза по руководству педагогической практикой студентов.


^ Учебно-тематический план

практики студентов пятого курса


Содержание

работы

^ Основные виды деятельности

1

2

Вводный

(адаптационный) этап


Проведение установочной конференции (на базе факультета).

Знакомство с образовательным учреждением, педагогическим и ученическим коллективами

Экскурсия по образовательному учреждению (предметные кабинеты, библиотека, музей и т.д.).

Знакомство с режимом работы образовательного учреждения, правилами внутреннего распорядка, уставом.

Беседа с администрацией о статусе образовательного учреждения, основных направлениях его развития, особенностях учебно-воспитательного процесса.

Знакомство

с классным коллективом

Знакомство с ученическим коллективом класса, закрепленного за студентом (изучение личных дел, успеваемости по праву и другим предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла, посещаемости кружков, спортивных секций и т.д.).

Беседа с классным руководителем об особенностях работы в данном коллективе учащихся (характеристика класса, отдельных учащихся).

Анализ плана классного руководителя (наставника), основных направлений плана.

Посещение уроков в закрепленном классе с целью изучения особенностей протекания учебно-воспитательного процесса в данном ученическом коллективе.

Изучение состояния преподавания права

в данном образовательном учреждении


Знакомство с кабинетом права (внешний вид, обеспеченность средствами наглядности, дидактическим материалом, библиотека, наличие перспективного плана развития кабинета, эффективность его использования)

Беседа с учителями права о состоянии преподавания данного предмета в школе

Посещение уроков права у нескольких учителей. Составление фотографии одного из уроков

Изучение состояния внеклассной работы по праву (просмотр журналов фа культативных кружковых занятий, беседа с руководителем кружка).

Посещение школьной библиотеки, беседа с библиотекарем об обеспеченности школы базовыми и альтернативными учебниками по праву, учебно-методической и художественной литературой по предмету.

Продолжение наблюдения за учащимися класса с целью составления психолого-педагогической характеристики.

Проведение семинара практикума.

Подведение итогов вводного этапа педагогической практики.

Основной

этап

Анализ учебного плана школы, программ, по которым работают учителя права, учебников и учебно-методических пособий

Составление методической разработки темы курса, планирование уроков, определение наиболее оптимальных форм и методов их проведения.

Проведение уроков права и их самоанализ

Посещение уроков у своих коллег, анализ уроков.

Организация воспитательной работы с учащимися в соответствии с планом классного руководителя, проведение открытого классного часа

Организация внеклассной работы по праву, проведение «Недели права»

Организация профориентационной работы.

Презентация факультета юриспруденции.

Проведение лекции (беседы) о с учащимися старших классов о факультете юриспруденции, профессии учителя.

Участие в методической работе школы (посещение предметной секции учителей ис, права, открытых уроков учителей)

Описание передового опыта работы одного из учителей

Проведение психолого-педагогического исследовния

Подготовка и оформление материалов по педагогической практике

Заключительный этап

Подготовка и проведение открытых (зачетных) уроков по истории и обществознанию (не менее 2-3), классного часа и внекласного занятия по предмету

Посещение и анализ уроков и внеклассных занятий у коллег

Проведение итоговой конференции в школе

Проведение итоговой конференции (на базе факультета)



^ Формы отчетности студентов о прохождении практики


Рабочей документацией студента-практиканта является программа непрерывной педагогической практики, которую он получает от факультетского руководителя и индивидуальный план работы. Индивидуальный план студента отражает основные направления работы, предусмотренные программой педагогической практики: изучение учащихся, планирование и проведение учебно-воспитательной работы с учащимися, участие в методической работе и т.д.

^ План индивидуальной работы студента


Студент а (ки)______________________________________________________

ф.и.о.

___________ курса____________группы факультета юриспруденции


Общая информация

Практика проводилась в _____________________, г. _____________________

Адрес учреждения __________________________ Телефон________________

Руководитель учреждения практики________________________

Факультетский руководитель _____________________________

(Ф.И.О., должность, звание) ______________________________

Групповой руководитель _________________________________

(Ф.И.О., должность, звание) ______________________________

Преподаватель педагогики_________________________________

(Ф.И.О., должность, звание)

Преподаватель психологии_________________________________

(Ф.И.О., должность, звание)

Начало практики__________________________________________

Завершение практики______________________________________


Характеристика учреждения


  1. Название (номер) образовательного учреждения, его профиль.

  2. Количество классов (начальное, среднее и старшее звено), общее количество учащихся.

  3. Приоритетные направления развития учреждения. Наличие профильных классов.

  4. Основные учебно-воспитательные задачи педагогического коллектива.

  5. Материальная база учреждения.

  6. Формы управления школой. Наличие органов самоуправления, их функции и направления работы.

  7. Виды связей образовательного учреждения с другими учреждениями (вузами, техникумами, домами творчества и т.д.) и организациями.

  8. Формы сотрудничества педколлектива с родителями.

  9. Наличие системы дополнительных услуг.

  10. Формы объединений учащихся.


График встреч студента и группового руководителя практики


Дата

Время

Место

Тема

(предмет

обсуждения)

Примечания

















«Согласовано» «Согласовано»

Групповой руководитель Студент


^ График встреч студента и руководителя практики от учреждения


Дата

Время

Место

Тема

(предмет

обсуждения)

Примечания

















«Согласовано» «Согласовано»

Групповой руководитель Студент


^ График встреч студента и преподавателя педагогики


Дата

Время

Место

Тема

(предмет

обсуждения)

Примечания

















«Согласовано» «Согласовано»

Групповой руководитель Студент

^ График встреч студента и преподавателя психологии


Дата

Время

Место

Тема

(предмет

обсуждения)

Примечания

















«Согласовано» «Согласовано»

Групповой руководитель Студент


^ Содержание практики


День 1.

Дата_________________

Время практики: с _______до_______


Содержание работы


Проблемы

Решение








Выводы


^ Задание по педагогике

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Преподаватель педагогики__________________


^ Задание по психологии

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Преподаватель психологии__________________


Группа, проходящая практику в одном образовательном учреждении, представляет факультетскому руководителю текст выступления (тезисы доклада) для итоговой конференции (по избранному вопросу, проблеме).

Групповой руководитель представляет факультетскому руководителю отчет о работе студентов (через две недели по окончании практики).


^ Итоговый отчет студента


Итоговый отчет о прохождении профессионально-педагогической практики студента ______ курса факультета юриспруденции в образовательном учреждении __________________________________________________________________________________

г. ________________________ с ____________________ по ____________________ 20__ г.


За время практики в ________ классе

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

(краткое перечисление дел, выполнение функциональных обязанностей учителя права, организатора внеклассной работы по предмету (организатора правового и семейного воспитания); характеристика посещенных уроков и мероприятий в других классах).

Результаты (с указанием причин успешности и неуспешности прохождения практики)

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Рекомендации и пожелания по дальнейшей организации практики


Дата ________________ Подпись ________________


Литература

Основная

  1. Певцова, Е. А. Теория и методика обучения праву [Текст]: учеб. для студентов вузов по спец. 032700 «Юриспруденция» /Е.А. Певцова. − М.: ВЛАДОС, 2003. (92 экз.)

  2. Введение в педагогическую деятельность [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по пед. спец. / А. С. Роботова [и др.] ; под ред. А. С. Роботовой. – 4-е изд., перераб. – М. : Академия, 2007.

  3. Голованова Н. Ф. Общая педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Н. Ф. Голованова. – СПб. : Речь, 2005. ( 5 экз.)

  4. Загвязинский В. И. Общая педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов по направлению 050700 «Педагогика» / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. – М. : Высш. шк., 2008. ( 10 экз.)

  5. Курбатов В.И. Юридическая психология [Текст] : учебное пособие /В.И.Курбатов. . – М.: «Дашков и К»; РнД: Наука-Пресс, 2007. (20 экз.)

  6. Левитан К.М. Юридическая педагогика [Текст]: учебник /К.М.Левитан. − М.: НОРМА, 2008. (30 экз.)

  7. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов вузов по пед. спец. / В. В. Краевский [и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Пед. о-во России, 2006. (12 экз.)

  8. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов вузов пед. спец. / Л. П. Крившенко [и др.] ; под ред. В. П. Крившенко. – М. : Велби : Проспект, 2007. – 432 с. (6 экз.)

  9. Правоведение [Текст]: учебник для юридических вузов /под ред. О.С.Кутафина. –М.: Юрист, 2008 (48 экз)

  10. Федорова М.Ю. Образовательное право [Текст]: учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2005 (35 экз.)

  11. Ювенальное право [Текст]: учебник для вузов /под ред. А.В.Зареева, В.Д.Малкова. – М: Юстиинформ, 2006 (47 экз.)


Дополнительная

  1. Алексеев, С. С. Право надежда наша: Научно-публицистические очерки [Текст] /С. С. Алексеев. − Екатеринбург: Сред.-урал. кн. изд-во, 1999. (20 экз.)

  2. Алексеев, С. С. Уроки. Тяжкий путь России к праву [Текст] /С.С.Алексеев. – М.: Юрист, 1997. (20 экз.)

  3. Морозова С.А. Методика преподавания права в школе [Текст] /С.А.Морозова. – М.: Новый учебник, 2004 (2 экз.)

  4. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе [Текст] / сост. Л.Н. Боголюбов, А.Т. Кинкулькин, Л.Ф. Иванова и др. // Преподавание истории и обществознания в шк. − 2003. − № 9. − С. 21 − 30. (1экз.)

  5. Королькова, Е. Человек среди людей: Три урока в 5-м кл. [Текст] : тема «Полит. права граждан» / Е Королькова // Граждановедение : прил. к «Учит. газ.» 2004. − 15 апр. (1экз.)

  6. Право [Текст] : сб. нормативных документов: Федерал. компонент гос. стандарта : Федерал. базис. учеб. план / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. − М. : Дрофа, 2004. (10 экз.).

  7. Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву. Базовый уровень [Текст] // Нар. образование. − 2005. − № 10. − С. 243 − 247. (1экз.)

  8. Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву. Профильный уровень [Текст] // Нар. образование. − 2005. − № 10. − С. 247 − 252. (1экз.)

  9. Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образования [Текст] : материалы Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 22-24 мая 2002 г. − М. : Изд. дом «Новый учеб.», 2002. (1экз.).

  10. Протасова И.А. Личность и общество: теории социализации в отечественной и зарубежной науке [Текст]: учебное пособие /И.А.Протасова.– Екатеринбург, 2007. Ч.1-2. (90 экз.)

  11. Протасова И.А. Личность и общество: теории социализации в отечественной и зарубежной науке [Текст]: учебное пособие /И.А.Протасова. – Екатеринбург, 2007. Ч. 3. Правовая социализация личности (90 экз.)

  12. Протасова И.А. Правовая социализация подростков в условиях школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [Текст]: учебное пособие /И.А.Протасова. – Екатеринбург, 2007. (10 экз.)

  13. Стандарт основного общего образования по обществоведению (включая экономику и право) [Текст] // Преподавание истории в шк. − 2004. − № 6. − С. 11 − 14. (1экз.)

  14. Стандарт основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) [Текст] // Преподавание истории и обществознания в шк. − 2004.− № 7. − С. 3 − 6. (1экз.)

  15. Стандарт среднего (полного) общего образования по общест­вознанию (включая экономику и право). Профильный уровень [Текст] // Преподавание истории и обществознания в шк. − 2004. - № 10. − С. 3 − 6. − Является продолж. : 2004. − № 6, № 7, № 8, № 9. (1экз.)

  16. Стандарт среднего (полного) общего образования по праву. Базовый уровень [Текст] // Преподавание истории и обществознания в шк. − 2004.− № 9.− С. 3 − 4. (1экз.)

  17. Стандарт среднего (полного) общего образования по праву. Профильный уровень [Текст] // Преподавание истории и обществознания в шк. − 2004. − № 9.− С. 5 − 7.(1экз.)

  18. Стандарт среднего (полного) общего образования по праву. Базовый уровень [Текст] // Преподавание истории в шк. − 2005. − № 5. − С. 43 − 44 (1экз.).

  19. Теоретические и методические основы преподавания права в школе [Текст] : курс лекций / науч. ред. В. В. Спасская. − М.: Изд. дом Новый учеб. 2002. (1экз.)

Шамова Т.И. Современные средства оценивания результатов обучения в школе [Текст]; учебное пособие / Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В. и др. – М.: Пед-общество,




Скачать 194.3 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты