Домой

Законы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению




НазваниеЗаконы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению
страница1/3
Дата26.12.2012
Размер0.96 Mb.
ТипЗакон
Содержание
2. Воспитательные цели личностно-ориентированного образования
3. Методы обучения в личностно-ориентированном обучении.
4. Инструментарий учителя личностно-ориентированной педагогики.
5.Предметная и метапредметная основа личностно-ориентированного обучения.
Цель личностно-ориентированного обучения
Законы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению
1.3. Принципы личностно-ориентированного обучения
В электронном приложении №1
2.1. Нравственное воспитание на уроках биологии через личностно ориентированный подход к образованию
Педагогика сотрудничества как выражение гуманно-личностного подход к ребенку.
3. Методы обучения в личностно-ориентированном обучении.
3.1.Когнитивные методы обучения
Метод эмпатии (вживания)
Методы смыслового видения.
Метод образного видения
Методы символического видения
Метод сравнения
Метод эвристического наблюдения.
Метод фактов
Метод исследования
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3

Структурно-функциональная модель реализации личностно-ориентированного подхода к преподаванию биологии в сельской средней школе.


Содержание

Введение

2

1. Теоретические основы личностно-ориентированного подхода к обучению

5

1.1. Условия реализации личностно-ориентированного подхода к обучению

5

1.2. Законы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению

6

1.3. Принципы личностно-ориентированного обучения


8

^ 2. Воспитательные цели личностно-ориентированного образования

15

2.1. Нравственное воспитание на уроках биологии через личностно ориентированный подход к образованию

16

2.2. Повышение учебной мотивации как цель личностно ориентированного образования.

17

2.3.Педагогика сотрудничества как выражение гуманно-личностного подход к ребенку.

18

^ 3. Методы обучения в личностно-ориентированном обучении.

20

3.1.Когнитивные методы обучения

22

3.2. Креативные методы обучения

24

3.3. Методы организации учения

26

3.4.Исследовательские и проектные технологии в личностно-ориентированном обучении.

30

^ 4. Инструментарий учителя личностно-ориентированной педагогики.

34

4.1. ИКТ

36

4.2. Технология ТОГИС

37

4.3. Использование ЦОР в личностно-ориентированном обучении.

39

^ 5.Предметная и метапредметная основа личностно-ориентированного обучения.

40

5.1. Предметная основа

40

5.2. Метапредметные основы личностно-ориентированного обучения.

43

Выводы:

44

Литература

45



Введение

Каждый педагог решает для себя четыре главных вопроса: зачем учить, чему учить, как учить, чем учить. Первый вопрос – самый важный и самый смысловой. Вопрос «чему учить» относится к содержанию образования, «как учить» - к методам обучения, «чем учить» - к инструментарию учителя.

В данной работе, которая является обобщением опыта учителя биологии, осуществляется попытка создания структурно-функциональной модели реализации личностно-ориентированного подхода к преподаванию биологии в сельской средней школе.

Актуальность и перспективность опыта.

^ Цель личностно-ориентированного обучения – создание условий для формирования познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не произойдет.

Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию. Системно-деятельностный подход позволяет систематизировать, выявить взаимосвязи, выявить затруднения, увидеть перспективу работы учителя.

Цель работы: создание структурно-функциональной модели реализации личностно-ориентированного подхода к преподаванию биологии в сельской средней школе.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы личностно-ориентированного подхода к образованию.

  2. Разработать структурно-функциональной модель реализации личностно-ориентированного подхода к преподаванию биологии в сельской средней школе.

  3. Апробировать модель реализации личностно-ориентированного подхода к преподаванию биологии в сельской средней школе.



Область применения: 5 – 11 классы

Продуктивность:

  1. Повышение качества знаний учащихся.

  2. Успешность учебной деятельности.

  3. Формирование личностного смысла ученика.

  4. Эмоциональное благополучие ребенка в классе.

  5. Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.

Внедрение: работа ведется в течение 5 лет во всех классах, где я работаю.

Система работы: в основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.

Результативность работы.

Трудно говорить о результативности подобной работы. Если учитывать итоги учащихся на ЕГЭ, ГИА, результаты стабильны. Однако я глубоко убеждена, что настоящая оценка учительского труда имеет долговременную перспективу. А в настоящее время создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

Основой реализации новых образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.





  1. Теоретические основы личностно-ориентированного подхода к обучению


  • Теоретические основы

личностно-ориентированного подхода


1.1. Условия реализации личностно-ориентированного подхода к обучению


Хуторской А.В. и его студенты провели многолетний педагогический эксперимент, в котором в общей сложности участвовало более пяти тысяч учащихся школ, студентов педагогических вузов, педагогов и администраторов1. Приведем формулировки закономерностей, полученных эмпирически, то есть из непосредственного опыта обучения детей с опорой на их личностный потенциал:

  • Образовательная продуктивность учащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его форм и содержания.

  • Первичность получения учеником личного образовательного продукта по отношению к аналогичным внешним образовательным стандартам ведёт к повышению учебной мотивации и продуктивности образования.

  • Увеличение в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначно предопределённых решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств учащихся.

  • Включение в учебный процесс метапредметного содержания образования выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностно значимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содержания его образования.

  • Личностное познание учеником фундаментальных образовательных объектов закономерно приводит к выстраиванию им личностной системы знаний, адекватной изучаемой действительности и образовательным стандартам.

  • Образовательные результаты учеников зависят не от объема изучаемого материала, а от содержания создаваемой ими образовательной продукции.

  • Творческая результативность обучения в большей мере влияет на развитие личностных качеств учащихся, чем на уровень усвоения ими образовательных стандартов.

  • Диагностика личностных образовательных приращений ученика оказывает более эффективное влияние на качество образования, чем диагностика и контроль его образовательных результатов по отношению к внешне заданным стандартам.

Чтобы дидактические закономерности получили статус законов обучения, должны соблюдаться следующие условия:

- определены и зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь;

- исследованы особенности этой связи (вид, форма, содержание, характеристики);

- установлены границы применимости проявления связи.

1.2. ^ Законы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению

Многие ученые формулировали законы обучения в отношении природных и личностных особенностей ученика. Так, немецкий педагог Э.Мейман сформулировал три закона:

  1. Развитие индивидуума с самого начала определяется в преобладающей степени природными задатками.

  2. Ранее всего всегда развиваются те функции, которые являются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементарных потребностей ребенка.

  3. Душевное и физическое развитие ребенка происходят неравномерно.

На основе анализа работ отечественных дидактов: В.И.Андреева, Ю.К.Бабанского, В.И.Загвязинского, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, М.Н.Скаткина, В.И.Сластенина, А.В.Хуторского и др. нами выделены следующие законы обучения, в которых в качестве объектов связи фиксируются личностные параметры ученика:

Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образовательной среды. По своей природной и духовной сущности человек есть творец. Недаром в Библии говорится, что человек создан по образу и подобию Бога-творца. Степень реализации творческого потенциала ученика зависит от условий, средств и технологий, включаемых в обеспечение образовательного процесса. Возможность выбор учеником целей обучения, открытое содержание образования, природосообразные технологии обучения, введение индивидуальных траекторий, темпа и форм обучения – эти условия повышают творческую самореализацию ученика.


Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в ученике его личностных качеств, с его воспитанием как члена общества. Даже если учитель считает себя "узким предметником" и не ставит явных воспитательных или развивающих целей, он все равно оказывает влияние на формирование соответствующих качеств учеников. Результативность обозначенной в законе взаимосвязи определяется наличием в образовательном процессе специальных целей воспитания и развития, а также проработанностью измерителей по диагностике и оценке уровня их достижения.


Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности учащихся.

Результат обучения выражается образовательными продуктами ученика. От того, насколько активна, продуктивна и личностна организуемая деятельность ученика, зависит и ее результативность. Наибольшее влияние на результаты обучения оказывают применяемые технологии, формы и методы обучения. Эффективнее усваивается не то, что изучается, а то, как это делается.

Перечисленные законы имеют прямое отношение к личностной ориентации в обучении, поскольку они определяют особенности конструирования дидактической системы и соответствующей практики.

^ 1.3. Принципы личностно-ориентированного обучения


Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса.

Система принципов строится на определенной методологической или мировоззренческой основе, исключающей внутренние противоречивая. Например, Я.А.Коменский осно­вой обучения считал принцип природосообразности, с которым согласовывались остальные принципы его дидактики.

Известны классические для отечественной дидактики принципы (научности, доступности, наглядности и др.), которые определяют общие целевые установки обучения. В то же время, данные принципы не позволяют полно описывать и регламентировать личностно-ориентированный образовательный процесс. Поэтому требуются принципы, определяющие специфику образовательной деятельности ученика в личностно-ориентированном обучении. Перечислим эти принципы, которые были выявлены нами в ходе исследования, направленного на отыскание резервов повышения креативности, продуктивности и индивидуализации обучения. А также сопроводим данные принципы мнениями учителей-практиков.


1.3.1. Принцип личностного целеполагания ученика: Образование каждого учащегося происходит на основе и с учётом его личных учебных целей.


Данный принцип опирается на глубинное качество человека - способность постановки целей своей деятельности. Независимо от степени осознанности своих целей ребёнок живёт с врождённой потребностью и возможностью ставить и достигать их. Великий русский учёный И.П.Павлов рассматривал постановку человеком целей на уровне его инстинктов.

Самоопределение ученика по отношению к конкретному учебному вопросу или всему курсу позволяет ему поставить для себя конкретные цели и задачи, на основе которых осуществлять затем индивидуальную образовательную траекторию: участвовать в выборе форм и методов обучения, в определении содержания и темпа занятий. Ученик обозначает интересующие его проблемы, консультируется по этому поводу с учителем, согласовывает индивидуальную программу занятий с общей образовательной программой.

Принцип личностного целеполагания предусматривает необходимость осознания целей обучения как учеником, так и учителем. Когда их цели различны, учитель не добивается изменения целей ученика, а помогает ему осознать свою цель и достичь ее в сопоставлении с иными целями.

Предметные цели учителя, например, по словесности или математике, следуют по значимости за целями педагогическими: научить ученика выстраивать собственную траекторию в этих образовательных областях.

Навыки целеполагания постепенно расширяются: вначале ученикам предлагается поставить цель на один урок или его часть, затем осознать её достижение и сделать выводы; такое задание многократно повторяется. Индивидуальные цели учеников постепенно занимают всё больше места в системе их образования; любая образовательная ситуация или технологический этап обучения выступают поводом для первичного целеполагания ученика, определяющего характер и содержание его дальнейших действий. В результате дети научаются соотносить свои желания с реальными возможностями, индивидуальными способностями и интересами, у них формируется навык грамотного целеполагания.


1.3.2. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории: Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания образования, системы контроля и оценки результатов.


Личностная самореализация ученика в образовании возможна лишь в условиях свободы выбора элементов образовательной деятельности; для этого учитель обеспечивает ученика правом выбора целей занятия, способов их достижения, темы творческой работы, форм ее выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ученика на проблему, его аргументированные выводы и самооценки.

Данный принцип устанавливает рядоположность создаваемого учеником личностного содержания образования и задаваемого ему извне содержания, имеющего характер образовательных стандартов. Практически любой элемент образования реализуется с помощью собственного выбора или поиска ученика. Ученик может не только выбирать образовательные компоненты из предлагаемого ему набора, но и создавать собственные элементы своей образовательной траектории.

Свобода творческого самовыражения и выбора образовательной траектории ученика предполагает организационно-технологическую заданность методологии его деятельности. Школьник создаёт образовательный продукт и получает образовательное приращение тогда, когда овладевает основами креативной, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому учитель не только предоставляет ученикам свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием. Чем большую степень включения ученика в конструирование собственного образования обеспечивает учитель, тем полнее оказывается его индивидуальная творческая самореализация.

Принцип свободы выбора образовательной траектории относится не только к ученикам, но и к учителям. Каждый ученик и учитель имеют право, и даже обязанность быть самоценными людьми с собственной жизненной позицией и мировоззрением; изучение любого школьного предмета предполагает возможность личной точки зрения по всем ключевым вопросам предмета, как у учителя, так и у ученика.

Для реализации данного принципа учитель должен уметь, с одной стороны, понимать и обозначать собственный смысл образования по предмету, с другой - допускать и поддерживать иные смыслы образования, которые могут быть у учеников. Обсуждение на занятиях разных точек зрения и позиций, защита альтернативных творческих работ на одну тему учат толерантному отношению учеников к иным позициям и результатам, помогают им понять закон многообразия путей постижения истины.

1.3.3. Принцип метапредметных основ образовательного процесса: Основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, обеспечивающие возможность субъективного личностного познания их учениками.


Познание реальных образовательных объектов приводит учеников к выходу за рамки обычных учебных предметов и переходу на метапредметный уровень познания (греч. meta - означает "стоящее за"). На метапредметном уровне многообразие понятий и проблем сводится к относительно небольшому количеству фундаментальных образовательных объектов - категорий, понятий, символов, принципов, законов, теорий, отражающих определённые области реальности. Такие фундаментальные образовательные объекты, как слово, число, знак, традиция выходят за рамки отдельных учебных предметов и оказываются метапредметными.

Для конструирования целостной образовательной системы, включающей в себя метапредметное содержание, требуются особые учебные дисциплины – метапредметы, или отдельные метапредметные темы, которые охватывают определенную связку фундаментальных образовательных объектов.

Метапредмет позволяет ученику и учителю реализовать свои возможности и устремления в большей мере, чем обычный учебный предмет, поскольку обеспечивает возможность субъективного разнонаправленного подхода к изучению единых фундаментальных объектов, открывает ученикам выход в смежные темы других учебных курсов.

При конструировании учебного метапредмета учитывается возможность субьективного отбора методов познания одного и того же фундаментального образовательного объекта каждым учеником. Учащимся даётся право на созерцательный, интуитивный, нелогический подход к познанию. Такой подход предусматривает получение продуктов познания, имеющих индивидуальные смысловые или чувственные ударения. Единая для всех учеников логическая схема как результат обучения в данном случае не используется, поскольку сужает границы проявления их творческой индивидуальности.

1.3.4. Принцип продуктивности обучения: Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.


Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на приращение к нему нового, на сотворение учениками образовательного продукта. В процессе создания внешних образовательных продуктов в изучаемых дисциплинах у ученика происходит развитие внутренних навыков и способностей, которые свойственны специалистам в соответствующей науке или области деятельности. Внешнее образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных качеств ученика, соответствующих не только изучаемой образовательной области, но и её "взрослого" прообраза деятельности.

Продукты учебной деятельности ученика могут выходить за рамки индивидуальных или общешкольных приращений и переходить в приращения общекультурные: первоклассники могут сочинять оригинальные загадки или считалки, вполне сопоставимые с фольклорными аналогами; пятиклассники - составлять родословную славянских богов; шестиклассники - находить математические доказательства теорем; десятиклассники - писать философские эссе. В детских образовательных продуктах могут содержаться самобытные и оригинальные мысли, достойные пера профессионалов2.

К образовательной продукции учеников относятся творческие работы не только по учебным предметам, но и по методологии их деятельности. Например, работа шестиклассницы на тему "Индивидуальная программа по математике" посвящена не столько данному предмету, сколько разработке собственного плана её занятий; аналогичный смысл заключён в творческой работе ученицы 3 класса "Экзаменационная работа самой себе".

Оргдеятельностные образовательные продукты методологического типа, выполненные учениками на предметном материале, выставляются на творческую защиту наряду с работами по самим предметам. Сформулированные учениками цели обучения, составленные планы, алгоритмы деятельности, найденные способы деятельности, рефлексивные суждения и самооценки являются продуктами их образовательной деятельности наряду с исследованиями, сочинениями и поделками.


1.3.5. Принцип первичности образовательной продукции учащегося: Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.


Этот принцип конкретизирует личностную ориентацию и природосообразность обучения, приоритет внутреннего развития ученика перед усвоением внешней заданности. Ученик, которому дана возможность проявить себя в изучаемом вопросе прежде, чем он будет ему изложен, шире раскрывает свои потенциальные возможности, овладевает технологией творческой деятельности, создаёт образовательный продукт, подчас, более оригинальный, чем общепризнанное решение данного вопроса.

Чтобы быть "включенным" в культурно-исторический процесс, ученик должен знать, понимать и осваивать общечеловеческий опыт, чувствовать свое место в нем, иметь личностный взгляд на фундаментальные достижения человечества в каждой из наук, искусств и других областей деятельности. Знание фундаментальных общечеловеческих достижений не может быть отчуждено от личностных знаний и опыта ученика, но знакомство с ними происходит после получения учащимся собственных результатов в аналогичном направлении, что позволяет ему мотивированно воспринимать классические образцы без потери личностного "Я" и опираясь на свой опыт.

Например, после собственной версии происхождения жизни на Земле ученик знакомится с подобными версиями ученых; после создания музыкальных или поэтических сочинений ученик с помощью педагога отыскивает близкие своему творению произведения. В результате образовательная деятельность ученика носит продуктивный личностный характер, а усвоение общеобразовательных стандартов происходит через сопоставление с собственными знаниями.


1.3.6. Принцип ситуативности обучения: Образовательный процесс строится на ситуациях, предполагающих самоопределение учеников и поиск их решения. Учитель сопровождает ученика в его образовательном движении.


Чтобы организовать творческую деятельность ученика, учитель создаёт или использует возникшую образовательную ситуацию. Её цель - вызвать мотивацию и обеспечить деятельность ученика в направлении познания образовательных объектов и решения связанных с ними проблем. Чтобы ученик создал свою таблицу сложения чисел, он должен заинтересоваться этой проблемой; ему нужно помочь выяснить смысл чисел, их связь друг с другом, дать возможность почувствовать взаимосвязь чисел; затем - предложить составить числовые ряды и столбцы, научиться выявлять закономерности расположения чисел, придумать несколько числовых таблиц; лишь вооружившись средствами математического творчества, ученик сконструирует собственную таблицу сложения. Роль учителя на перечисленных этапах - организационно-сопровождающая, так как он обеспечивает личное решение учениками созданного образовательного затруднения.

Эффективна образовательная ситуация, когда ученику в качестве культурного аналога его продукта предоставляется возможность знакомства не с одним, а с несколькими аналогичными образцами человеческого творчества. Возникает образовательная напряженность, в которой ученик входит в многообразное культурное пространство, обеспечивающее динамику его дальнейших образовательных процессов, помогая вырабатывать навыки самоопределения в поливариантных ситуациях.

Любое положительное проявление творчества ученика находит поддержку и сопровождение учителя. Сопровождающее обучение связано с ситуативной педагогикой, смысл которой состоит в обеспечении образовательного движения ученика, когда педагог внимательно анализирует возможности ученика и особенности складывающегося образовательного процесса для того, чтобы действовать всякий раз исходя из текущей ситуации, обеспечивать те образовательные условия, которые необходимы на данный момент прохождения учеником своей образовательной траектории.


1.3.7. Принцип образовательной рефлексии: Образовательный процесс сопровождается его рефлексивным осознанием субъектами образования.


Рефлексия - не припоминание главного из урока или формулирование выводов, это осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений ученика или учителя. Учащийся не просто осознает сделанное, он еще осознает способы деятельности, т.е. то, как это было сделано.

Формы образовательной рефлексии различны - устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений. Учащимся обычно нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, например, график изменения их интереса (самочувствия, уровня познания, личной активности, самореализации и др.) на протяжении урока или всего дня. Рефлексивные ученические записи - бесценный материал для анализа и корректировки учителем образовательного процесса. Чтобы ученики понимали серьезность рефлексивной работы, учитель впоследствии делает обзор их мнений, отмечает тех, у кого глубина самоосознания повышается. Через несколько дней подобной работы у учеников, как правило, появляется особый вкус к рефлексивному самоанализу.

^ В электронном приложении №1 к данной работе дана подборка материалов по теоретическим основам личностно-ориентированному обучению.

  1. Воспитательные цели личностно-ориентированного образования




Цели личностно-ориентированного образования состоят в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми и природой. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения, перестраивают содержание образования. Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

^ 2.1. Нравственное воспитание на уроках биологии через личностно ориентированный подход к образованию


Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий, отсутствия у школьников элементарного уважения к старшим, к их опыту, достижениям. Существуют мнения, что молодежь выходит в жизнь стяжателями, потребителями, не имеющими ни малейшего желания что-либо делать самостоятельно.

Наши дети, дети XXI века, обделены любовью со стороны родителей, взрослых, сверстников. Ни в этом ли причина наших бед?

Можно сказать, что цель личностно ориентированного образования состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией»


Реализация личностно ориентированной модели взаимодействия учителя с учащимися предполагает опору на так называемое правило трех «П»: понимание, принятие, признание.

Понимание означает умение видеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – своей собственной и ребенка.

Принятие – положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности. Очень важно умение взрослого прощать.

Признание по сути своей тождественно наличию у ребенка права голоса в решении тех или иных проблем.

Именно биология имеет широкие возможности формирования у школьников таких качеств, как нравственность, духовность и патриотизм.

Для этого использую различные технологические приемы, предусмотренные личностно ориентированным обучением.

Диалог

В диалоге ученик чувствует себя равноправным партнером учителя, не только ведомым, но и ведущим. Он приобретает жизненно необходимый навык делового общения. Наиболее расположенными к ведению диалога являются такие виды деятельности, как организация диспутов и дискуссий, семинаров, групповой и исследовательской работы.

Обратимся к конкретным примерам.

Генетическое родство человека и других биологических членов экосистем проявляется сейчас в стремлении олицетворения природы. Оно породило традиционные антропоморфические характеристики ее объектов и явлений: снег «идет», земля «дышит», заяц «труслив», медведь «добродушен». Это нашло отражение в сказках, стихах, легендах, притчах. Ученики с удовольствием слушают отрывки из произведений и вступают в обсуждение полученной информации. Аналогично вызывает огромный интерес изучение жизни великих биологов. Из года в год верой и правдой мне служит прекрасная книга «Три великих жизни» Островской. Высокий нравственный потенциал имеет интегрированный урок с литературой «Что есть любовь», разработанный совместно с учителем литературы Ивановой В.А., он также представлен в приложении 2.

В электронном приложении 2 к данной работе представлена коллекция интересных примеров и вопросов нравственного содержания по материалам сайта Е.В. Бетехтиной, учителя СКОШ №565 Санкт – Петербурга.

2.2. Повышение учебной мотивации как цель личностно ориентированного образования.

Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы.

Некоторые теоретические аспекты способов повышения мотивации учащихся к учебе.

Т. И. Шамова в книге «Активизация учения школьников» пишет, что эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика в познавательной деятельности, степени его самостоятельности в этом процессе. Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей, навыков познавательной деятельности.

Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения.

Система средств активизации учения школьников будет обеспечивать организацию учения как мотивированного, целенаправленного, самоуправляемого процесса, если она будет отвечать следующим требованиям:

• возбуждать и развивать внутренние мотивы учения школьников на всех его этапах;

• стимулировать механизм ориентировки учащихся, обеспечивающей целеполагание и планирование предстоящей деятельности;

• обеспечивать формирование учебных и интеллектуальных умений школьников по переработке учебной информации;

• стимулировать их физические и нравственно-волевые силы по достижению учебно-познавательных целей;

• обеспечивать самооценку учебно-познавательной деятельности в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.

Конкретные средства активизации учения школьников отбираются учителем в соответствии с указанными требованиями, и в этом плане предоставляется широкая возможность для варьирования, позволяющего учесть возрастные особенности и реальные учебные возможности учащихся данного класса.

Калмыкова З. И. в своей работе «Зависимость уровня усвоения знаний от активности учащихся в обучении» констатирует, что оптимальный уровень активности учения школьников обусловлен внутренней взаимосвязью деятельности учителя и учащихся, которая наиболее полно может быть реализована именно личностно-ориентированным обучением.


    1. ^ Педагогика сотрудничества как выражение гуманно-личностного подход к ребенку.

Технология сотрудничества является одной из педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.Ж. Руссо, К. Роджерс, Э, Берн) психолого-педагогической школы.

Педагогика сотрудничества - особого типа «приникающая» технология, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Целевые ориентации данной технологии:

  1. Переход от педагогики требований к педагогике отношений;

  2. Гуманно-личностный подход к ребенку;

  3. Единство обучения и воспитания.

Особенности содержания и методики.

В педагогике сотрудничества выделяются 4 направления:

1. Гуманно-личностный подход к ребенку.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.

3. Концепция воспитания.

4. Педагогизация окружающей среды.

Новая трактовка индивидуального подхода – отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность), учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, прогнозирование развития личности, использование систем В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Л.В. Занкова, Е.Н. Ильина.

Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике известный грузинский педагог Ш.А. Амонашвили.

Итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», построенная на принципах гуманно-личностной педагогики.


Целевые ориентации гуманно-личностной педагогики:

- Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

- Развитие и становление познавательных сил ребенка.

- Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений.

- Идеал воспитания – самовоспитание.

Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики». В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.


Основными принцами технологии разноуровневого обучения является следующее:

- Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.

- Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.

- Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

^ 3. Методы обучения в личностно-ориентированном обучении.




Из всего их многообразия выделим наиболее продуктивные методы, которые мы называем эвристическими (греч. «heuzisko означает» отыскиваю», «нахожу», открываю»). Такое название эти методы получили потому, что результатом их применения всегда является создаваемая учащимися субъективно или объективно новая образовательная продукция: идея, гипотеза, закономерность, знаковое или тестовое произведение, картина, поделка, план своих учебных знаний, рефлексный анализ и т.п. Разумеется, это не отрицает и систематическое применение традиционных методов обучения.

^ 3.1.Когнитивные методы обучения

Задачей когнитивных методов, или методов учебного познания, является познание изучаемого объекта. Заметим, не информации об объекте, а именно самого объекта.

^ Метод эмпатии (вживания) означает «вчувствование» человека в состояние другого объекта. Опираясь на древнейшую идею соответствия макро- и микрокосма, познание человеком окружающего мира есть общение подобного с подобным. Миссия человека здесь – вселение в свой дом, во вселенную. Метод эмпатии вполне применим для «вселения» учеников в изучаемые объекты окружающего мира. Посредством чувственнообразных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Вживаться в сущность дерева, камня, кошки, облака, свечи и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: «Представьте себе, что вы то растение, которое стоит перед вами, ваша голова – это цветок, туловище – стебель, руки – листья, ноги – корни.. «В моменты наилучшего «вживания» ученик задает вопросы объекту – себе, пытается на чувственном уровне воспринять, понять, увидеть ответы. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме. Наблюдение объекта в данном случае переходит в самонаблюдение ученика, которому удается отождествить себя с объектом.

Ученики обычно отмечают, что подобные упражнения развивают способность мыслить и понимать явления с различных точек зрения, учат включать в познание не только разум, но и чувства.

Условием успешного применения метода эмпатии является определенное состояние учеников, создаваемый учителем настрой. С начала это может быть игра, на которую дети реагируют, как правило, с некоторым весельем. Затем, когда будут получены и осознаны образовательные результаты, ученики перестают относиться к данному методу несерьезно и примут его в разряд действительно учебных методов.

Данный метод оказывается необычно эффективным, поскольку включает неиспользуемые обычно возможности детей. Детям младшего школьного возраста свойственна способность переживать наблюдаемое, чувственно познавать окружающие объекты, используя методы их «очеловечивания».

Некоторым вариантом данного метода является составление синквейна, что я использую особенно часто на уроках биологии в 8 классе. Обычно это позволяет «обежать взглядом» весь материал урока и осмыслить его результаты.

^ Методы смыслового видения. Этот продолжение и углубление предыдущего метода. Одновременная концентрация учеников на образовательном объекте своего зрения и «пытливо настроенного» разума позволяет им понять (увидеть) первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, то есть внутреннию сущность объекта. Так же, как и в методе эмпатии, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Учитель может предложить ученикам следующие вопросы для смыслового «вопрошания»: Какова причина этого объекта, его происхождения? Как он устроен, что происходит у него, что происходит у него внутри? Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся таких качеств, как интуиция, озарение, инсайт.

^ Метод образного видения – эмоциональное - образное исследование объекта. Предлагается, например, глядя на число, фигуру, слово, знак или реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать, на что они похожи. Образовательный продукт как результат наблюдения учеников выражается в словесной или графической образной форме, то есть ученики проговаривают, записывают или рисуют результаты своего исследования.

^ Методы символического видения. Символ, как глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности. Метод символического видения заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. После выяснения характера отношении отношений символа и его объекта (например, свет – символ добра, спираль – символ бесконечности, голубь – символ мира, блин – символ Масленицы) учитель предлагает ученикам наблюдать какой – либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной или иной форме. Важное место занимает объяснение и толкование детей созданных «символов». Некоторые опорные конспекты урока представляют собой «поле символического видения». Для примера привожу схему урока природоведения в 5 классе



  1   2   3

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты