Домой

 Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально экономических условиях жизни




Скачать 117.03 Kb.
Название Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально экономических условиях жизни
Дата26.12.2012
Размер117.03 Kb.
ТипДокументы
Подобные работы:

 Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни?

        Какую роль должна играть школа и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Отсюда современное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

 Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными являются:

  • "обучение в сотрудничестве"

  • метод проектов

  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению

  • метод дистанционного обучения

  • личносто-ориентированное обучение

Таким образом, современная школа должна перейти к новым формам и методам обучения и воспитания, где во главу угла ставится личность человека. Для этого необходимо реформировать педагогическую технологию.

Педагогическая технология – направление в педагогике, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Самыми применяемыми приемами в педагогике являются:

  • Беседа

  • Лекция 

  • Практикум 

  • Рассказ 

  • Семинар

  • Проведение лабораторно-практических работ

  • Экскурсии  

В современном обществе педагогические приемы меняются, возникают новые, которые по-разному комбинируются между собой. Одним из таких педагогических приемов является личносто-ориентированное обучение. Автором данной методики является Ирина Сергеевна Якиманская — доктор психологических наук, профессор,

действительный член Международной педагогической академии и Нью-Йоркской

академии наук, руководитель отдела «Проектирование личностно-

ориентированного образования в средней школе» Института педагогических

инноваций РАО 20 декабря 2001 г.

Родилась Ирина Сергеевна в Астрахани в семье врачей. Она с золотой

медалью окончила среднюю школу ив 1950 г. поступила на отделение психологии

философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, которое в 1955 г. окончила

также с отличием. Именно в университете у И, С. Якиманской сложился

устойчивый интерес к научной работе, в основе которого соединились ее

уникальная исследовательская одаренность и безусловное влияние таких

выдающихся мастеров отечественной психологии, как С.Л. Рубинштейн, А.Н.

Леонтьев и другие.

По окончании аспирантуры И.С. Якиманская работала в НИИ ОПП АПН, где

прошла путь от лаборанта до заведующей лабораторией. Сферами научных

интересов молодого ученого стали проблемы психологии труда, а затем — и

педагогической психологии.

Результаты многолетних теоретических и экспериментальных исследований

были обобщены в докторской диссертации по теме «Развитие пространственного

мышления школьника» (1980). В ней описана авторская концепция

пространственного мышления, согласно которой основным содержанием данного

вида мышления являются создание пространственных образов и мысленно оперирование ими.

По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения она считает необходимым различать следующие понятия.

1. Разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику.

2. Дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения.

3. Индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности.

4. Субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости. В реализации этого подхода работа должна быть системной, охватывающей все ступени обучения.  Нужна особая образовательная среда в виде учебного плана, организации условий для проявления индивидуальной избирательности каждого ученика, её устойчивости, без чего невозможно говорить о познавательном стиле.  Нужен специально подготовленный учитель, который понимает и разделяет цели и ценности личностно-ориентированного образования.

Под личностно-ориентированным обучением следует понимать такой тип образовательного процесса, в котором:

  • личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты;

  • целью обучения является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости;

  • в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его «внутренняя модель мира», при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся 

  • отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора

Модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь, тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка.

Личностно — ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия " учитель — ученик". От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяется позиция ученика — от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В чём же различие личностно — ориентированного урока от традиционного?

1. Целеполагание. Цель — развитие учащегося., создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. На уроке постоянный диалог — учитель — ученик.

2. Деятельность учителя. Организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведёт самостоятельный поиск. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создаёт ситуацию успеха, сопереживает, поощряет.

3. Деятельность ученика. Ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идёт не от учителя, а от самого ребёнка. Используются методы проблемно — поискового и проектного обучения развивающего характера.

4. Отношения " учитель — ученик«. Субъектно — субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

При подготовке и проведении личностно ориентированного урока учитель должен выделить основополагающие направления своей деятельности, выдвигая на первый план ученика, а затем деятельность, определяя собственную позицию.

Важно отметить, что практически все ныне существующие образовательные технологии являются внешне ориентированными по отношению к личностному опыту учащихся.

В отечественной педагогике и педагогической психологии дидактика исторически строилась на основе разработок Л. С. Выгодского, базировавшихся на идее передачи знаний, умений и навыков по принципу «внешнее во внутреннее». Реализация данного принципа в педагогике и являлась основой для субъект-объектных отношений, где ученик получает, а учитель активно передает знания и опыт. При этом ученик должен был адаптироваться к формам, методам, способам и приемам работы учителя.

С. Л. Рубинштейн в своей работе «Бытие и сознание» предлагает иной подход к организации процесса познания — «внешнее через внутреннее» —  что, с нашей точки зрения, означает принципиально иную организацию обучения: создание условий, в которых ученик может выбирать собственный способ познания в соответствии со своими особенностями, личностными смыслами, познавательными предпочтениями.

К сожалению, реализация этого принципа все еще не нашла адекватного отражения в современной педагогике.

Традиционно способности связываются с успешностью в деятельности и, являются более высоким уровнем по отношению к действиям, представляя собой обобщение различного арсенала действий и поведенческого репертуара. Для того чтобы выйти на более высокий уровень, а не остаться на поведенческом уровне рассмотрения, необходимо ввести дополнительную поведенческую характеристику, которая позволяла бы качественно различать разнообразные аспекты действий. Для этого предлагается ввести промежуточное понятие между деятельностью и способностями. Образовательная модель строится на следующих принципах:

  • · Целью обучения должно быть развитие личности.

  • · Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения.

  • · Учитель прежде всего является партнером, координатором и советчиком в процессе обучения, а лишь затем лидером, образцом и хранителем «эталона».

  • · Обучение должно основываться на уже имеющемся личностном опыте ребенка.

  • · В процессе обучения ученики должны обучаться тому, КАК эффективно учиться.

  • · Презентация любой информации должна затрагивать как можно больше способов её переработки учеником. Особенно это касается сенсорных систем восприятия: визуальной (вижу), аудиальной (слышу), кинестетической (чувствую) и операций логического мышления

  • · Логика построения учебного предмета должна сначала исходить из закономерностей и особенностей восприятия ребенка, а лишь затем согласовываться с логикой построения конкретной области знания · Познавательный стиль ученика и обучающий стиль ребенка должны быть согласованы в процессе обучения.

  • · Система оценивания должна строиться на основе рефлексии и содержать как качественные, так и количественные способы оценивания.

  • · В творческой деятельности ребенок прежде всего является автором своей работы, и лишь затем приобщается к образцам мировой культуры.

  • · «Вектор направленности» воспитательных технологий должен исходить от личности к коллективу.

Личностно ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъектного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Но ведь дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности. Учителю при подготовке и проведении личностно ориентированного урока надо знать характеристики субъектного опыта учащихся, это поможет ему выбрать рациональные приёмы, средства, методы и формы работы индивидуально для каждого. Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить учащихся необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки — задания, дидактические тесты.

Педагогика, ориентированная на личность ученика, должна выявлять его субъектный опыт и предоставлять ему возможность выбирать способы и формы учебной работы и характер ответов. При этом оцениваются не только результаты, но и процесс их достижения.

Основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется в процессе его собственной деятельности, направленной на самостоятельное “открытие” новых знаний. Построение процесса обучения ориентировано на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика, существенное место занимает роль исследователя, творца, организатора своей деятельности.

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения меняются его функции, форма организации. На уроке необходимо выделить опыт каждого ученика, выявить индивидуальные возможности и, опираясь на это, вести отбор, который отвечает научному содержанию знаний, подлежащих усвоению. Уроки имеют такую структуру:

  • постановка учебной задачи (проблемная ситуация);

  • открытие детьми нового знания (решение проблемы, учебные действия);

  • первичное закрепление (комментирование);

  • самостоятельная работа (самоконтроль и самооценка, создание ситуации успеха);

  • закрепление и повторение;

  • творческое домашнее задание.

В такой работе необходимо ориентироваться на ученика. Главным в работе является вера в ребенка, стремление помочь ему в достижении цели. Уважение ученика, ориентировка на его возможности дают положительные результаты для индивидуального развития ребенка. Каждый учебный предмет выполняет свою роль.

Речь – основа умственной деятельности, средство коммуникации. Логически четкая, доказательная, образная речь (устная, письменная) – показатель умственного развития. Поэтому начиная с первого года обучения, особое место отводится развитию речи учащихся и урокам чтения, русского языка.

Для учителя в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни. В современном учебно-воспитательном процессе очень важны субъект-субъектные, партнерские отношения, взаимодействие учителя и ученика на основе взаимоуважения и взаимопонимания. Нельзя забывать о том, что не только учитель - личность, но и ученик тоже личность. Если ребенок что-то не понял из объяснения педагога, не стоит ругать, оскорблять его. В такой ситуации дети ведут себя по-разному. Одни мгновенно замыкаются в себе и от них уже ничего нельзя добиться; другие - отвечают на грубость и оскорбления тем же; третьи - постепенно привыкают к такому стилю взаимоотношений, становятся равнодушными и безучастными ко всему. В любом случае ни к чему, кроме как к негативным процессам такие взаимоотношения не приведут. Они только ограничивают творчество ребенка, его самовыражение, свободу личности.

Чтобы услышать от ребенка внятный ответ и не калечить его психику, нужно попросить его ответить на поставленный вопрос спокойно, без раздражения. Он должен увидеть в педагоге старшего друга, наставника, желающего ему только добра, а не наоборот. Далеко не все дети сразу включаются в урок, перестраиваются на разные виды деятельности. Ребенку важно чувствовать, что у него что-то получается, что он что-то умеет делать лучше, чем другие. Лучше, если учитель будет сравнивать ребенка не с другими детьми, а с ним самим, только на разных этапах его развития. Такой подход безусловно будет способствовать личностному росту ребенка, его стремлению к совершенствованию.

  • Когда ребенка оценивают по конкретному результату его действий (школьной отметке, экзамену и т.д.), он находится в постоянном стрессовом состоянии. Ребенок испытывает страх - "а вдруг не смогу?". Важно понять, что дети не делятся на "хороших" и "плохих". Все дети хорошие, лишь учатся они по-разному.

  • В работе с детьми, а особенно с неуверенными в себе, с заниженной самооценкой, тревожными и мнительными учитель должен стремиться к созданию для каждого ученика "ситуации успеха", благодаря которой ребенок сможет поверить в свои силы, способности, потенциальные возможности.

  • В работе с детьми также необходимо учитывать их возрастные особенности, что сказывается на эффективности педагогического труда и темпах развития личности ребенка.



Юрцовская средняя общеобразовательная школа


Доклад


Тема: «Педагогические технологии. Личносто-ориентированное обучение»


Автор: Копытина Е.С. (учитель биологии)


2010 г.




Скачать 117.03 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты