Домой

Реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных нии сп в 2004 2007 годах




НазваниеРеферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных нии сп в 2004 2007 годах
страница1/10
Дата26.12.2012
Размер1.69 Mb.
ТипРеферат
Содержание
Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации
I. Повышение благосостояния различных групп населения и сокращение уровня бедности в Российской Федерации
II. Роль приоритетных национальных проектов в формировании активной социальной и демографической политики
III. Формирование единого социального пространства Российской Федерации и обеспечение равного доступа граждан к социальным права
IV. Оценки качества жизни населения и повышение конкурентоспособности рабочей силы
I. повышение благосостояния различных групп населения и сокращение уровня бедности
О научно-исследовательской работе
Анализа закономерностей пенсионного обеспечения
Цель работы
Практическая значимость.
О научно-исследовательской работе
По направлению государственной службы занятости, предусмотренных законом о занятости населения
Целью исследования
Результаты исследования.
Практическая значимость.
О научно-исследовательской работе
Ключевые слова
Целью работы
Научные результаты
Второй раздел
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ГОСУДАРСТВЕННОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ИНСТИТУТ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЕ УРОВНЯ БЕДНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных НИИ СП в 2004 - 2007 годах


ВЫПУСК № 2


Москва 2008


Печатается по решению Ученого совета НИИ СП


Редакционный совет:

д.ю.н. С.М.Шахрай (председатель)
к.э.н. Т.В. Ярыгина, И.В. Шалганова, Е.А.Чекорина


Научно-вспомогательная работа: В.И. Тесленко


Техническое оформление: В.П. Герасимов, В.С. Холзаков


^ Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации (Проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств, направленных на повышение качества жизни населения и сокращение уровня бедности в Российской Федерации. Реферативный сборник научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных НИИ СП в 2004-2007 годах).

М.: НИИ СП, 2008.- 118 стр.


Издание подготовлено к пятилетию создания Института и содержит регистрационные сведения, названия тем и рефераты выполненных НИР и НИОКР с указанием практической значимости и областей применения, полученных в ходе исследований результатов.


IS BN 5-9574-0020-3

Государственный научно-исследовательский институт системного анализа

Счетной палаты Российской Федерации


При перепечатке материалов ссылка обязательна

СОДЕРЖАНИЕ



Введение



4

^ I. Повышение благосостояния различных групп населения и сокращение уровня бедности в Российской Федерации


6

^ II. Роль приоритетных национальных проектов в формировании активной социальной и демографической политики


29

^ III. Формирование единого социального пространства Российской Федерации и обеспечение равного доступа граждан к социальным правам


55

^ IV. Оценки качества жизни населения и повышение конкурентоспособности рабочей силы


80

V. Становление эффективной социальной политики и общественный контроль: международный опыт

103









ВВЕДЕНИЕ



В Бюджетном послании Президента Российской Федерации В.В. Путина на 2007 год отмечается, что бюджетная политика должна формироваться исходя из необходимости улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

С этих позиций анализ эффективности использования бюджетных средств, направленных на повышение качества жизни населения, снижение социального неравенства и сокращение порога бедности в Российской Федерации представляет особую актуальность. Более того, продолжающийся процесс глобализации мировой экономики предъявляет новые требования к экономической и социальной политике отдельных государств, что выражается в необходимости формирования не только новой экономики, основанной на современном технологическом базисе, но и рынка труда конкурентоспособной рабочей силы, формирующей человеческий капитал, способный обеспечить экономические преимущества на долгосрочную перспективу.

Счетная палата Российской Федерации и НИИ СП уделяют большое внимание оценке эффективности исполнения социальных обязательств государства, исходя из того, что сохранение и увеличение человеческого капитала является в современных условиях не только показателем социального благополучия, но и важнейшим фактором экономического развития и укрепления суверенитета страны в целом.

Предлагаемый реферативный сборник, приуроченный к пятилетию НИИ СП, является вторым выпуском в серии публикаций, посвященных актуальным направлениям научно-исследовательской, методической и образовательной деятельности Института. Он охватывает период с 2004 года по 2007 год и объединяет научные работы, посвященные системным научным исследованиям, научно-методическому обеспечению контрольных и экспертных мероприятий в сфере социальной политики и проблемам оценки эффективности использования бюджетных средств, направляемых на обеспечение социальных прав граждан Российской Федерации. Авторами работ являются как сотрудники Института, так и его партнеры из столичных и региональных научных организаций.

Тематика исследований охватывает широкий спектр вопросов, поэтому авторы сочли целесообразным группировку научно-исследовательских работ по наиболее важным направлениям, отражающим стратегические задачи социального развития страны. В качестве таких задач в данном сборнике рассматриваются: повышение благосостояния различных групп населения и сокращение уровня бедности в Российской Федерации; роль приоритетных национальных проектов в формировании активной социальной и демографической политики; формирование единого социального пространства Российской Федерации и обеспечение равного доступа граждан к социальным правам; оценки качества жизни населения и повышение конкурентоспособности рабочей силы; становление эффективной социальной политики и общественного контроля на основе лучшей международной практики.

Авторы реферативного сборника надеются, что представленные в нем материалы заинтересуют специалистов, занимающихся вопросами формирования современной эффективной социальной политики на федеральном, региональном и местном уровнях, помогут определить приоритетные направления научных исследований и обеспечить научно- методическую поддержку контрольных и аналитических мероприятий в социальной сфере, расширить научные контакты, будут способствовать более полному и эффективному использованию на практике созданных НИИ СП научных заделов.


^ I. ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЕ УРОВНЯ БЕДНОСТИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


2004 год


Шифр «1.1.11-2»

Договор № 40 от 14.04.2004

Исполнитель: ЗАО «Авангард», руководитель темы к.э.н. Глебов А.Ф.

Научная экспертиза: первый заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Иванова Е.И.


ОТЧЕТ

^ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ


АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ РФ

в части

^ АНАЛИЗА ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЗА РУБЕЖОМ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ


РЕФЕРАТ


Отчет 154 страницы, 12 таблиц, 192 источника.

Ключевые слова: ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА, АНАЛИЗ ОПЫТА ПЕНСИОННЫХ РЕФОРМ, РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА, НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА, СТОИМОСТЬ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ, ФИНАНСИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ.

Объектом исследования является: мировой опыт и закономерности пенсионного обеспечения, а также пенсионная система Российской Федерации в части определения основных показателей пенсионной системы.

^ Цель работы - на основе всестороннего анализа основных закономерностей развития пенсионных систем оценить эффективность проведения пенсионной реформы в Российской Федерации в части определения статуса реформы.

В процессе работы были получены следующие результаты:

  • проанализирован мировой опыт пенсионных реформ, проводимых в развитых и развивающихся странах;

  • изучены принципы и задачи функционирования пенсионных систем различного типа;

  • дана оценка эффективности применения в Российской Федерации тех или иных подходов к реформированию пенсионной системы и способов осуществления пенсионной реформы.

^ Практическая значимость. Результаты проведенного исследования применимы в практической деятельности различных государственных структур при разработке методологии и законопроектов в области пенсионного обеспечения.

Разработка представляет интерес для органов государственного финансового контроля федерального и регионального уровней и может быть использована в работе контрольно-счетных органов Российской Федерации, связанной с модернизацией пенсионной системы Российской Федерации.

____________________


2005 год


Шифр «1.1.22»

Договор № 016 от 28.02.2005

Исполнитель: ФГУП «Всероссийский центр уровня жизни» (вцуж), руководитель темы к.э.н. Денисов Н.А.

Научная экспертиза: первый заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Иванова Е.И.


ОТЧЕТ

^ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ


АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, НАПРАВЛЕННЫХ НА

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ

^ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОМ О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РЕФЕРАТ


Отчет: 30 страниц, 9 таблиц, 11 приложений.

Ключевые слова: ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПЕРЕПОДГОТОВКА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ, ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.


^ Целью исследования является анализ эффективности использования средств федерального бюджета, выделяемых на профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан.

^ Результаты исследования. В процессе работы был составлен инструментарий исследования, проведен представительный опрос безработных граждан, прошедших профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости.

В результате исследования выявлена эффективность работы службы занятости в части повышения профессиональной пригодности обратившихся за помощью безработных, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, как по России в целом, так и по отдельным типам населенных пунктов, а также отдельным контингентам респондентов.

Получена информация об оплате труда бывших безработных, категории их занятости, трудоустройстве в государственных и частных организациях, а также их предложениях по улучшению работы службы занятости в аспекте профессиональной подготовки и переподготовки безработных россиян.

Исследование проведено на базе ряда регионов России. Полученные данные позволяют сделать выводы по рассматриваемой проблеме по Российской Федерации в целом.

В качестве типичного представителя центральных регионов России была выбрана Брянская область, где обследование проводилось в областном центре г. Брянске и промышленно развитых районных центрах г.г. Дятьково и Клинцы. Данные по Брянской области дополнялись информацией по Республике Карелии, где небольшое обследование было проведено в столице республики – г. Петрозаводске.

Для характеристики специфической ситуации в автономных республиках Северного Кавказа была выбрана Республика Дагестан.

Всего обследование было проведено по 811 респондентам. Такая численность респондентов достаточна для получения достоверной картины по исследуемой проблеме в конкретный момент времени.

Для проведения обследования была разработана специальная анкета, позволяющая идентифицировать и группировать исследуемый контингент по различным признакам (пол, возраст, категория занятости), а также получить объективную информацию об эффективности использования средств федерального бюджета, затраченных на их подготовку и переподготовку.

Территориальное построение выборки, охват ею граждан разного пола, возраста и категорий занятости, а также использованный инструментарий исследования позволяют получить по исследуемой проблеме достоверную информацию и сделать адекватные выводы.

Большинство респондентов до повышения своей профессиональной пригодности по направлению службы занятости имело низкий размер пособия по безработице. Это косвенно, наряду с другими фактами, выявленными обследованием, свидетельствует об остроте проблемы трудоустройства безработных, важности ее решения, как для этой категории граждан, так и для государства в целом.

Анализ итогов социологического опроса позволяет сделать вывод, что деятельность службы занятости по трудоустройству безработных путем их направления на профессиональную подготовку и переподготовку эффективна, как для мужчин, так и женщин всех возрастных категорий.

В то же время выявлен ряд фактов, снижающих эту позитивную оценку работы службы занятости:

  • оплата труда большинства респондентов ниже средней по представляемой территории;

  • наиболее низкую оценку получила удовлетворенность условиями труда. Это косвенно свидетельствует о неполной удовлетворенности респондентов полученной работой;

  • часть граждан, работавших ранее специалистами, трудоустроено рабочими, что закономерно вызывает их негативное моральное состояние и связано с неполным использованием ранее накопленного потенциала. Среди респондентов низка доля лиц, открывших после переподготовки собственное предпринимательское дело.

^ Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практической деятельности Счетной палаты и контрольно-счетных органов на местах при оценке эффективности расходования средств федерального бюджета, направленных на обеспечение прав безработных граждан на профессиональную подготовку и переподготовку.

____________________


Шифр «1.1.24»

Договор № 014 от 28.02.2005

Исполнитель: Фонд «Институт экономики и социальной политики», руководитель темы Сидоренко С.В.

Научная экспертиза: первый заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Иванова Е.И.


ОТЧЕТ

^ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ


АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН


РЕФЕРАТ


Отчет 116 страниц, 10 рисунков, 9 таблиц, 3 приложения.

^ Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ ТРУДОВЫХ ПРАВ ГРАЖДАН, ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН, СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ТРУДОВЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН, ПРАВА ГРАЖДАН НА БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА, СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН, ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

Объектом исследования является государственная политика занятости населения и обеспечения государственных гарантий трудовых прав граждан, в том числе механизм обеспечения трудовых прав граждан, прав граждан на безопасные условия труда, система обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, механизм обеспечения социальной поддержки безработных граждан, а также мероприятия по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан.

^ Целью работы является анализ эффективности мер по осуществлению государственной политики занятости населения и обеспечению государственных гарантий трудовых прав граждан.

^ Научные результаты, достигнутые в ходе выполнения научно-исследовательской работы.

В первом разделе представлено краткое описание государственной политики содействия занятости населения и обеспечения государственных гарантий трудовых прав граждан.

^ Второй раздел содержит тезисное описание существующего механизма обеспечения трудовых прав граждан, основные проблемные зоны данной области, а также рекомендации по их устранению.

Третий, четвертый и пятый разделы построены аналогичным образом.

В третьем разделе представлено краткое описание механизма обеспечения прав граждан на безопасные условия труда, основные проблемы и рекомендации по совершенствованию указанного механизма.

В четвертом разделе приведено, соответственно, описание системы обязательного социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, основные проблемы в данной сфере, рекомендации по совершенствованию данной системы.

^ Пятый раздел включает рассмотрение существующего механизма социальной поддержки безработных граждан.

Шестой раздел посвящен анализу эффективности мероприятий по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации безработных граждан и содержит описание существующей системы профессионального обучения безработных граждан, систему показателей и результаты оценки эффективности мероприятий по профессиональному обучению безработных граждан.

^ Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы в целях совершенствования реализуемой государственной политики занятости населения и обеспечения государственных гарантий трудовых прав граждан, в частности  при подготовке Счетной палатой Российской Федерации рекомендаций Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службе по труду и занятости по разработке системы мероприятий, направленных на повышение эффективности государственной политики занятости населения и обеспечения государственных гарантий трудовых прав граждан в условиях проводимой в настоящее время бюджетной реформы, направленной на повышение результативности расходования бюджетных средств.

____________________


2006 год


Регистрационный номер контракта по Единому

Реестру РНТД: 15051.7717107208.06.1.001.0

Дата регистрации: 30.10.2006

Интернет-номер документа: РФ11012165738

Шифр «1.3.1»

Государственный контракт № 14/гк от 27.06.2006

Исполнитель: ООО «Роуден», руководитель темы Андреев Л.А.

Научная экспертиза: первый заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Иванова Е.И.


ОТЧЕТ

^ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ


ВЫЯВЛЕНИЕ БЮДЖЕТНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ДИНАМИКУ БЕДНОСТИ.

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДИНАМИКИ БЕДНОСТИ С ЦЕЛЬЮ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ.


РЕФЕРАТ


Отчет 31 страница, 5 рисунков, 1 таблица, 6 нормативных ссылок, 7 источников.

^ Ключевые слова: БЕДНОСТЬ, СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО УРОВНЮ ДОХОДОВ, МИНИМАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА, ПРОГНОЗ ДОЛИ БЕДНОГО НАСЕЛЕНИЯ.

Объектом исследования являются социальное расслоение и бедность в Российской Федерации.

^ Цель работы – обеспечение методической поддержки Счетной палаты Российской Федерации для анализа и прогноза уровня бедности в Российской Федерации.

В процессе исполнения научно-исследовательской работы были получены следующие результаты:

  • проанализированы экономическое и математическое содержание понятий социального расслоения и бедности. Социальное расслоение является объективным экономическим явлением, поддающимся четкой экономической и математической интерпретации. Бедность представляет собой двуединое явление, основанное на одной субъективной основе – содержании потребительской корзины, и одной объективной – цены компонент этой корзины;

  • построена математическая модель для функции плотности распределения населения по доходам на основе системы интегро-дифференциальных уравнений для этой функции;

  • решена система этих уравнений при некоторых упрощающих предположениях, приблизительно справедливых для социально-экономических реалий России, и найдена модельная функция распределения населения по доходам;

  • построена модель, описывающая динамику доли бедного населения в общей численности населения России. Обнаружено, что эта динамика для России определяется в основном динамикой валового внутреннего продукта;

  • осуществлен прогноз доли бедного населения на период 2006-2009 годы, исходя из прогноза валового внутреннего продукта, осуществленного Министерством экономического развития и прогноза Российской Федерации. Для имеющего на сегодняшней день уровня технического прогресса в России, выражающегося в том, что производственная функция для нашей страны является функцией Леонтьева, рост валового внутреннего продукта неизбежно будет сопровождаться ростом доли бедного населения.

^ Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности Счетной палаты и контрольно-счетных органов на местах при оценке эффективности мероприятий по борьбе с бедностью населения.

____________________


Шифр «1.3.2»

Договор № 047 от 10.04.2006

Ответственный исполнитель: Ефимов Г.И.

Научная экспертиза: заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Ярыгина Т.В.


ОТЧЕТ

^ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ


АНАЛИЗ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, СВЯЗАННЫХ С СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


РЕФЕРАТ


Отчет 143 страницы, 10 таблиц, 15 рисунков.

^ Ключевые слова: ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА, ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА, ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ, ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ, РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ, ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ, ЛИЧНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ, УРОВЕНЬ НОМИНАЛЬНОЙ ПЕНСИИ, УРОВЕНЬ РЕАЛЬНОЙ ПЕНСИИ, БАЗОВАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ, СТРАХОВАЯ И НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТИ ПЕНСИИ, ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА ПЕНСИИ, БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПЕНСИОНЕРОВ, ДОХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ.

Объект исследования: доходы пенсионеров, работников бюджетного и частного секторов экономики.

^ Цель работы - анализ существующих и перспективных законодательных актов, связанных с совершенствованием пенсионного обеспечения граждан РФ.

Полученные научные результаты: В исследовании предложены критерии оценки состояния и перспективные пути реформирования ныне действующей пенсионной системы. Разработан новый алгоритм расчета величины выплачиваемой пенсии (пенсионная формула).

Декларируемыми целями последней (2002 года) пенсионной реформы должны были стать законодательные меры по формированию эффективных механизмов пенсионного страхования. На практике предложенный алгоритм решения данной задачи препятствует достижению этой цели. В последние годы правовые новации в налоговой и пенсионной сфере разрушают страховую пенсионную систему. Наметилась устойчивая тенденция к увеличению доли нестраховой (не связанной с заработком) части в структуре трудовой пенсии.

Финансовая сфера пенсионной системы становится все более неупорядоченной. Фактически отсутствуют актуарное обоснование страховых взносов по группам работающих с различными доходами, не обоснованы размеры страховых взносов по видам рисков, происходит блокирование законодательного процесса по принятию закона о профессиональных пенсиях.

Страховые платежи сохраняют налоговый характер, сохраняется недопустимый по пропорциям разрыв между уплачиваемым страхователями налогом и уровнем выплат застрахованным работникам.

Дефицит распределительной части бюджета ПФР в 2007 году составит 100 млрд. рублей и будет быстро возрастать в средне- и долгосрочной перспективе; в 2015 году он составит 2 трлн. рублей. В случае неблагоприятного развития цен на энергоносители весьма вероятен кризис пенсионной системы уже в 2009-2010 годах, когда дефицит бюджета ПФР может превысить половину доходной части пенсионного бюджета.

Остается незадействованным потенциал негосударственных пенсионных фондов и корпоративных пенсионных систем.

Разрешение создавшейся критической ситуации в пенсионной системе вызывает необходимость разработки новой стратегии ее развития с помощью государственной программы формирования цивилизованных пенсионных институтов, основу которых способны обеспечить - институт обязательного социального пенсионного страхования и институт корпоративных (отраслевых) пенсий.

Условиями (предпосылками) формирования эффективной национальной пенсионной системы России объективно выступают регулируемая государством система заработной платы и активная политика на рынке труда, а также учет интересов в формировании своих пенсионных прав различных по доходам групп работающих - с низкими, средними и высокими их уровнями.

Оперативными мерами по снятию социальной и финансовой напряженности пенсионной системы целесообразно определить следующие:

  • увеличить долю страховых взносов, выделяемых на текущие выплаты, на 6 процентных пунктов за счет части ЕСН, направляемой на базовые накопительные части пенсий, с тем, чтобы ее размер составлял не менее 16% от заработной платы застрахованных;

  • увеличить дотации государства на финансирование базовой части пенсий, с тем, чтобы в течение ближайших 2-3 лет ее размер составил 80% прожиточного минимума пенсионера;

  • принять безотлагательные меры по ускорению принятия проектов федеральных законов о профессиональных пенсиях и о финансировании профессиональных пенсий, в которых предусмотреть финансовые источники для решения вопроса о зачете в пенсионные права на досрочные пенсии за работу во вредных и опасных условиях труда периодов, в течение которых существовал правовой вакуум для зарабатывания прав на данные пенсии.

Среднесрочными программными мерами, направленными на формирование цивилизованного института обязательного социального пенсионного страхования, целесообразно определить:

  • участие застрахованных работников со средними и высокими доходами в финансировании своих пенсий;

  • формирование новых пенсионных институтов - дополнительного обязательного пенсионного страхования работающих в северных регионах и обязательного пенсионного страхования работающих на малых предприятиях и самозанятых работников.

^ Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы Федеральными органами исполнительной власти для корректировки критериев оценки эффективности функционирования пенсионных систем, а также для осуществления первоочередных мер реализации политики доходов населения, в том числе пенсионеров.

____________________


шифр «1.3.3»

Договор № 032 от 10.04.2006

Исполнитель: ФГУП «Всероссийский центр уровня жизни» (вцуж), руководитель темы д.э.н. Разумов А.А.

Научная экспертиза: заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Ярыгина Т.В.


ОТЧЕТ

^ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ


КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ УРОВНЕЙ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНЫХ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПЕНСИОНЕРОВ В СООТНОШЕНИИ С ПРОЖИТОЧНЫМ МИНИМУМОМ, УСТАНОВЛЕННЫМ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И В ЦЕЛОМ ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С 2000 ПО 2005 ГОД


РЕФЕРАТ


Отчет 164 страницы, 6 таблиц, 4 рисунка, 10 приложений.

Ключевые слова:^ ПЕНСИЯ, ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ЛЬГОТЫ, ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ВЫПЛАТЫ, МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ, ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ, УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ.

^ Цель работы - проанализировать динамику показателей, характеризующих уровень пенсионного обеспечения, в соотношении с прожиточным минимумом с учетом дополнительных мер социальной поддержки в регионах.

^ Результаты исследования. В результате исследования была изучена динамика покупательной способности пенсий, выплат и мер социальной поддержки, а также их совокупного значения в соотношении с прожиточным минимумом и со среднемесячной заработной платой по субъектам Российской Федерации в разрезе категорий получателей за период 2000-2005гг.

Проведенный анализ показывает, что за период с 2000 по 2004 гг. по всем субъектам Российской Федерации происходит увеличение размеров пенсий, выплат и мер социальной поддержки. Однако уровень покупательной способности выплат и мер социальной поддержки увеличивается незначительно. Уровень покупательной способности трудовых пенсий по старости не превысил 1,5 ПМ пенсионера. Коэффициент замещения в среднем остается на уровне 0,2 – 0,5 среднемесячной заработной платы. Хотя по международным нормам данный показатель должен составлять не менее 0,65-0,75 при страховой системе пенсионного обеспечения.

Существенным недостатком является то, что существуют категории пенсионеров размер пенсий, которых не достигает уровня прожиточного минимума пенсионеров. Следует отметить, что к данным категориям относятся наиболее социально «уязвимые» категории граждан: пенсионеры, получающие социальную пенсию по инвалидности и социальную пенсию по возрасту. Уровень их пенсионного обеспечения остается стабильно низким, на уровне 0,5 ПМ как до введения в действие пенсионной реформы, так и в периоды до 2005 так и после 2005 года.

Таким образом, перспективными направлениями должно стать доведение уровня пенсионного обеспечения до уровня прожиточного минимума пенсионера, как минимум.

^ Практическая значимость. Практическая значимость данной работы заключается в том, что данный аналитический материал позволяет оценить результаты проводимых реформ в сфере пенсионного обеспечения за указанный период. В таком качестве данная работа может быть использована в практической деятельности Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

____________________


Шифр «1.3.4.»

Договор № 051 от 10.04.2006

Ответственный исполнитель: д.э.н. Волгин Н.А.

Научная экспертиза: ученый секретарь НИИ СП, к.ю.н. Васильев А.А.


ОТЧЕТ

^ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ


АНАЛИЗ УРОВНЯ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ПЕНСИОНЕРОВ И ЕГО ДИНАМИКИ В 2000–2005 ГОДАХ ПО СРАВНЕНИЮ С ДРУГИМИ КАТЕГОРИЯМИ ГРАЖДАН, А ТАКЖЕ

^ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

НАКОПИТЕЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПЕНСИЙ

НА ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ ПЕНСИОНЕРОВ


РЕФЕРАТ


Отчет 35 страниц, 14 таблиц, 5 рисунков.

Ключевые слова: ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА, ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ, НАКОПИТЕЛЬНАЯ КОМПОНЕНТА, БАЗОВАЯ ЧАСТЬ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ, РЕФОРМИРОВАНИЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ, ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ; УРОВЕНЬ НОМИНАЛЬНОЙ ПЕНСИИ, УРОВЕНЬ РЕАЛЬНОЙ ПЕНСИИ, ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ, СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ, БАЗОВАЯ, СТРАХОВАЯ И НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТИ ПЕНСИИ; ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА ПЕНСИЙ; БЛАГОСОСТОЯНИЕ ПЕНСИОНЕРОВ.

Объект исследования: уровень благосостояния пенсионеров Российской Федерации по сравнению с другими категориями граждан.

^ Цель работы – анализ уровня благосостояния пенсионеров в долгосрочной перспективе по сравнению с другими категориями граждан.

Полученные научные результаты. Для достижения поставленной цели было исследовано влияние пенсий на повышение благосостояния пенсионеров в долгосрочной перспективе; проанализирован уровень благосостояния пенсионеров по сравнению с другими категориями граждан; дан анализ динамики накопительной составляющей трудовой пенсий за 2000–2005 гг.

Следствием пенсионной реформы должно стать улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране. Одной из основных задач пенсионной реформы было преодоление кризиса доверия населения к государственной социальной политике. Увы, она не решена в течение пройденного периода и, видимо, не будет решена, потому что фактически происходит обратный процесс, а именно подрыв доверия населения как к самой реформе, так и к государству в целом из-за его неспособности обуздать инфляцию. Это прежде всего происходит из-за того, что часть средств, позволяющих повысить пенсионное обеспечение нынешних пенсионеров, выведена из государственных ресурсов. Чего стоит только тот факт, что базовая часть пенсии составляет только 40% ПМ. Уже четвертый год социальная пенсия – 660 руб.

В результате проведенного исследования выявлено:

– увеличение степени дифференциации населения по доходам;

– что уровень доходов пенсионеров и бюджетников существенно отстает от среднего уровня доходов в экономике;

– внутри социальных групп пенсионеров и работников бюджетного сектора экономики также наблюдается высокая степень дифференциации по доходам.

^ Практическая значимость. Практическая значимость данного исследования состоит в обеспечении научно-методического содействия в деятельности региональных органов власти по совершенствованию мер социальной поддержки.

____________________


Регистрационный номер контракта по Единому

Реестру РНТД: 15051.7730001843.06.1.001.3

Дата регистрации: 30.10.2006

Интернет-номер документа: ОВ11012170524

Шифр «1.3.5»

Государственный контракт № 17/гк от 28.06.2006

Исполнитель: Ильенкова Н.Д.

Научная экспертиза: заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Ярыгина Т.В.


ОТЧЕТ

^ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ


ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ НА СОЦИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ ИНВАЛИДОВ


РЕФЕРАТ


Отчет 255 страниц, 12 таблиц, 13 приложений.

Ключевые слова:^ ИНВАЛИД, МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА, ОБЩАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЧАСТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ.


Данная работа посвящена проблемам повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на социальную поддержку инвалидов в соответствии с Программой, принятой постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 1998 г. № 1053 «О продлении сроков реализации федеральных целевых программ, входящих в федеральную комплексную программу «Социальная поддержка инвалидов».

Объект исследования – основные мероприятия, предусмотренные Федеральной целевой программой «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годы».

^ Цель работы – разработка системы показателей и методики их расчета, обоснование критериев их оценки при определении эффективности использования средств для достижения конечных результатов реализации мероприятий Программы, методика анализа результативности и эффективности использования средств, выделенных на реализацию Программы.

^ Полученные научные результаты. В ходе исследования были решены следующие задачи:

  • разработана методика анализа результативности мероприятий, проводимых в соответствии с Программой;

  • обоснованы критерии оценки результативности основных групп мероприятий;

  • сформирован информационный массив для анализа эффективного и целевого использования средств Программы на основе полученных данных из Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию и Федерального бюро медико-социальной экспертизы;

  • проведен анализ эффективного и целевого использования средств для обоснования мероприятий по достижению оптимальных конечных результатов реализации Программы;

  • разработаны предложения по повышению результативности мероприятий, включаемых в Программу, и оптимизирован их состав.

Разработанная методика анализа эффективности и целевого использования средств Программы и предложенные критерии оценки показателей являются надежным инструментарием для решения аналогичных задач при оценке эффективности реализации самой Программы и Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 – 2010 годы».

Проведенный анализ целевого и эффективного использования средств Программы показал, что многие цели не были достигнуты. Например:

– снижение уровня инвалидности на 10 – 15 процентов;

– создание сети учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов (около 4 тыс. учреждений;

- создание на базе 11 учреждений реабилитации, подведомственных Росздраву, реабилитационно-образовательных центров нового типа к концу 2001 года, за период с 2001 по 2005 годы;

– внедрения в практику работы государственных учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов единой информационной системы обработки и передачи данных (на что было потрачено 59,05 млн. рублей), по итогам 2005 года;

В соответствии с выбранной методологией и методикой анализа и оценки эффективности отдельных мероприятий и всей Программы в целом, полученной информацией для анализа и конечными результатами можно сделать следующие общие выводы:

  • федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годы» в условиях снижения численности населения и роста инвалидности в стране являлась необходимым и наиболее эффективным инструментом решения проблемы инвалидности в Российской Федерации;

  • общая эффективность реализации всего комплекса мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годы» была не высокой;

  • частная эффективность (в части отдельных мероприятий) федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годы» также была не высокой (не были внедрены стандарты и новые технологии, определяющие качество работы учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов в деятельность этих учреждений; не решенной остается кадровая проблема; не достаточно развита сеть учреждений медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов), но обеспечены основы для решения вышеназванных проблем, повышается конкурентоспособность российских протезно-ортопедических изделий на внутреннем российском рынке, к решению вышеназванных проблем привлекаются наиболее влиятельные организации инвалидов;

  • средства федеральной целевой программы «Социальна поддержка инвалидов на 2000 – 2005 годы» использовались целевым образом, но не всегда эффективно.

^ Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы подразделениями Счетной палаты Российской Федерации в ходе проведения контрольных мероприятий при оценке эффективности реализации Программы, а также Федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006 – 2010 годы».

____________________


Регистрационный номер контракта по Единому

Реестру РНТД: 15051.7717107208.06.1.001.0

Дата регистрации: 30.10.2006

Интернет-номер документа: РФ11012165738

Шифр «3.1.8»

Государственный контракт № 14/гк от 27.06.2006

Исполнитель: ООО «РОУДЕН», руководитель темы Андреев Л.А.

Научная экспертиза: первый заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Иванова Е.И.


ОТЧЕТ

^ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ


РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ (СОЦИАЛЬНЫХ) ПОСЛЕДСТВИЙ ПРОВОДИМЫХ ГОСУДАРСТВОМ РЕФОРМ – НАЛОГОВОЙ, СОЦИАЛЬНОЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ


РЕФЕРАТ


Отчет 44 страницы, 3 рисунка, 2 таблицы, 4 нормативных ссылки, 3 источника.

Ключевые слова: ^ КОНЦЕПЦИЯ «ПРИНЦИПАЛ – АГЕНТ», МАКСИМАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, АУДИТ РАЦИОНАЛЬНОСТИ, АЛГОРИТМ ВЫБОРА ЦЕЛЕЙ, РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ, ИЗМЕРЕНИЕ РИСКОВ.

Объектом исследования является взаимодействие государства с другими общественными институтами.

^ Цель работы – разработка методики качественной оценки поведенческих последствий управленческих решений, принимаемых на государственном уровне в ходе налоговой, образовательной, социальной реформ.

В ходе исследования получены следующие результаты:

  • сформулированы общетеоретические принципы взаимодействия государства с предприятиями, социальными группами и отдельными лицами в рамках институционалистской концепции «принципал – агент». Выяснено, что государство не может в полной мере прогнозировать поведенческие последствия агентов в силу асимметрии информации, располагаемой принципалом и агентом. Транзакционные издержки, требуемые государству для устранения указанной асимметрии могут оказаться непозволительно велики. Плохо предсказуемое поведение агентов требует введения на государственном уровне системы риск-менеджмента, а органы государственного финансового аудита должны шире использовать аудит эффективности и рациональности;

  • сформулированы и математически формализованы понятия деятельности, риска, плана, эффективности. В рамках этих формулировок и формализации аудит эффективности рассмотрен как оценка деятельности действующего субъекта с учетом поставленных целей и ограничений в рамках спрогнозированной динамики управляющих параметров внешней экономической, физической и политической среды и с учетом возможности неполноты и (или) неточности прогноза, в том числе не полного учета реакции предприятий и граждан на управленческие решения государства. Разработана методика расчета рисков. Аудит рациональности подразумевает наличие глобальных и долгосрочных целей. При этом подробного плана достижения этих целей может и не существовать, однако какие-то промежуточные ориентиры должны присутствовать. Этими ориентирами и являются промежуточные цели и ограничения, в рамках которых осуществляется подотчетная аудиту эффективности деятельность. Достоинства и недостатки этих локальных целей и ограничений исследуются как раз аудитом рациональности;

  • осуществлен модельный расчет эффективности на примере торгового предприятия. Основные стадии этого расчета применимы и к деятельности государства. Статистические данные, необходимые для исследования эффективности государственной деятельности это поквартальные сметы доходов и расходов на уровне главных распорядителей бюджетных средств и прогноз цен на товары и услуги;

  • проведен расчет воздействия материальных стимулов со стороны принципала на реакцию агента. Выяснено, что агент будет действовать таким образом, что ни при каких условиях функция полезности принципала (в нашем примере – его доход) не будет оптимальной с точки зрения принципала. Следовательно, эффективность деятельности государства не может быть оценена только с точки зрения достижения максимального результата самого государства. Следует сформулировать совместный и взаимозависимый принцип эффективности, учитывающий как интересы государства, так и интересы его агентов;

  • рассмотрены поведенческие последствия такого стратегического решения как удвоение ВВП в перспективе десяти и менее лет. Показано, что решение этой задачи, не подкрепленное реальными реформами по технологической перестройке экономики, может привести к недопустимому росту числа бедных и к вызванному этим нагнетанию социальной напряженности. Группой риска при этом являются незарегистрированные занятые в экономике.

^ Практическая значимость. Научно-исследовательская работа может быть использована в практической деятельности Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации при оценке поведенческих последствий управленческих решений, принимаемых на государственном уровне.

____________________


2007 год


Регистрационный номер контракта по Единому

Реестру: РНТД 15051.7709653147.07.1.002.8

Дата регистрации: 28.08.2007

Интернет-номер документа: ТА10813144351

Шифр «1.1.15»

Государственный контракт № 16/гк от 02.08.2007

Исполнитель: Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Международный институт бизнес тренинга», научный руководитель темы д.э.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ Гретченко А.И.

Научная экспертиза: первый заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Иванова Е.И.


ОТЧЕТ

^ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ


ОЦЕНКА ИЗМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ СОКРАЩЕНИИ РАЗМЕРОВ ПАССИВНОЙ ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА


РЕФЕРАТ


Отчет 90 страниц, 7 рисунков, 13 таблиц, 32 источника.

^ Ключевые слова: НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, НЕФТЕГАЗОВЫЙ ДЕФИЦИТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, НЕФТЕГАЗОВЫЙ ТРАНСФЕРТ, РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД, ФОНД БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ, СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД, ГОЛЛАНДСКАЯ БОЛЕЗНЬ.

^ Цель работы - оценка изменения основных показателей социально-экономического развития при сокращении размеров пассивной части федерального бюджета для повышения уровня методического обеспечения финансового контроля, аудита эффективности и результативности расходования средств федерального бюджета.

^ Результаты исследования. В процессе выполнения работы проводился комплексный анализ действующих нормативных правовых актов по обеспечению бюджетного процесса, основывающегося на положениях бюджетной стратегии на перспективу и учитывающих критерии эффективности и результативности бюджетных расходов; анализ действующей практики управления средствами, планируемыми к зачислению в Резервный фонд и в Фонд будущих поколений федерального бюджета.

В результате исследования, опираясь на федеральный закон от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» разработаны предложения по расширению законодательной базы по внедрению критериев результативности бюджетных расходов в пассивной части федерального бюджета и система критериев определения оценки изменения основных показателей социально-экономического развития; предложены концептуальные подходы к построению модели, отражающей зависимость параметров макроэкономических показателей социально-экономического развития от размеров сокращения пассивной части федерального бюджета.

^ Практическая значимость. Результаты НИР могут быть использованы при разработке нормативно-правовых документов, формирующих новую систему индикаторов развития и источников экономического роста, отражающих проектный подход и оценку по конечному результату; в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращение колебаний таких макроэкономических показателей, как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

____________________


Шифр «1.2.2»

Договор № 10 от 10.01.2007

Ответственный исполнитель: д.э.н., профессор Роик В.Д.

Научная экспертиза: начальник отдела НИИ СП, к.э.н. Чепляева О.К.


ОТЧЕТ

^ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ:


СОЦИАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ: ПРОБЛЕМЫ

ФОРМИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ


РЕФЕРАТ


Отчет 102 страницы, 27 таблиц, 24 источника.

^ Ключевые слова: СОЦИАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ, ФОРМИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ, МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ДИСПРОПОРЦИИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.

Объектом исследования является: современное состояние и перспективы развития социального бюджета, совершенствование методов и процедур контроля его исполнения.

^ Цель работы - анализ основных проблем и разработка предложений в сфере формирования и контроля исполнения социального бюджета.

В ходе исследования получены следующие результаты:

  • проанализированы ключевые проблемы и особенности формирования бюджета в сфере социальной политики, в том числе роль государства в определении и реализации стратегических целей экономического и социального развития страны и макроэкономические диспропорции бюджетной политики в социальной сфере;

  • дана характеристика социального (федерального) бюджета 2007 г. и финансового плана на период 2008-2010 гг., а также оценка современного состояния бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов;

  • разработаны предложения по совершенствованию финансового контроля исполнения федерального социального бюджета и государственных внебюджетных социальных фондов.

^ Практическая значимость. Подготовленные материалы могут быть использованы в государственных ведомствах, отвечающих за разработку и исполнение социальной политики. Кроме того, они могут быть полезны для работы контрольных финансово-экономических органов, в том числе Счетной Палаты Российской Федерации, при оценке адекватности и эффективности использования государственных средств на решение ключевых проблем социальной политики и социально-экономического развития России.

____________________


Регистрационный номер контракта по Единому

Реестру РНТД: 15051.7729004078.07.1.001.2

Дата регистрации: 04.07.2007

Интернет-номер документ: ИИ10629143349

Шифр «1.3.1»

Государственный контракт № 8/гк от 18.06.2007

Исполнитель: д.э.н., профессор Волгин Н.А.

Научная экспертиза: заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Ярыгина Т.В.


ОТЧЕТ

^ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ


АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ, СНИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА И СОКРАЩЕНИЕ ПОРОГА БЕДНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


РЕФЕРАТ


Отчет 140 страниц, 9 таблиц, 4 рисунка.

^ Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ, СНИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО НЕРАВЕНСТВА, АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ, МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

^ Цель работы - разработка предложений по совершенствованию государственного финансового контроля и повышению эффективности управления финансовыми потоками в области, направленной на повышение качества жизни населения, снижение социального неравенства и сокращение порога бедности в Российской Федерации.

^ Результатами проведенного исследования являются:

  • анализ источников финансирования государственной социальной политики;

  • определение институциональной специфики источников финансирования государственной социальной деятельности;

  • исследование распределения полномочий по исполнению социальных обязательств в рамках государственной социальной деятельности для выявления факторов влияния на эффективность использования бюджетных средств;

  • анализ сложившихся подходов к оценке эффективности использования бюджетных средств;

  • исследование проблем межбюджетных отношений и их влияния на эффективность использования бюджетных средств, предназначенных для осуществления государственной социальной деятельности;

  • разработка методических подходов к определению эффективности бюджетных расходов на целевые социальные программы и проекты;

  • разработка предложений по совершенствованию финансового государственного контроля и повышению эффективности управления финансовыми потоками в области государственной социальной деятельности.

На основе проведенного исследования, в интересах повышения результативности государственной социальной политики и обеспечения условий для аудита эффективности бюджетных средств, направленных на социальные цели, предлагается, в частности: уточнить бюджетную классификацию, расширив блок «Социальная политика» за счет включения в его состав всех разделов государственной социальной деятельности по конкретным направлениям финансирования за счет государственных средств; ориентировать методики контроля эффективности использования бюджетных средств на конечные социальные результаты деятельности, как отдельных учреждений, так и отрасли в целом, включив оценку упущенной выгоды из-за простоев учреждений, неадекватности использования мощностей и оборудования, нерешенности кадровых вопросов, не полного использования научного потенциала; минимизировать трансферты, направляемые на покрытие разрыва между доходами местных бюджетов и их расходами в целях недопущения дестимулирования экономических и фискальных усилий местных властей и снижения их ответственности за налоговую и расходную политику.

^ Практическая значимость. Результаты исследования представляют интерес для специалистов в области социальной политики, межбюджетных отношений и контрольно-счетной деятельности на федеральном уровне, региональном и местном уровне и могут быть использованы для повышения эффективности социальной политики, ориентированной на обеспечение единого социального пространства. Кроме того, предложенные в исследовании методические рекомендации могут быть реализованы в ходе аудита эффективности социальных проектов.

____________________


Шифр «1.3.4»

Договор № 055 от 27.02.2007

Ответственный исполнитель: к.т.н., доцент Шмелев Ю.Д.

Научная экспертиза: первый заместитель директора НИИ СП, к.э.н. Иванова Е.И.


ОТЧЕТ

^ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ


АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И ЭФФЕКТИВНОСТИ

СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА


РЕФЕРАТ


Отчет 89 страниц, 5 рисунков, 5 таблиц, 50 источников.

Ключевые слова: ^ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА, СОЦИАЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ, ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА, НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА, ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ.

Объектом исследования является система социальных платежей Российской Федерации в динамике ее развития в период налоговой и пенсионной реформы в 2001 – 2007 гг.

^ Цель работы – анализ практики реформирования системы социальных платежей в 2001 – 2007 гг., оценка эффективности и разработка рекомендаций по совершенствованию механизма социальных платежей в реализации социальной политики государства.

В процессе исследований получены следующие результаты:

  • рассмотрены методологические подходы и практика применения систем социальных платежей, их роль в реализации социальной политики развитых стран мира;

  • проанализирована практика реформирования социальных платежей и пенсионной системы в РФ в период налоговой и пенсионной реформ в 2001 – 2007 гг.;

  • выявлены положительные результаты и проблемы, мешающие реализации социальной политики государства;

  • разработаны и обоснованы предложения по повышению эффективности системы социальных платежей в реализации социальной политики государства;

  • разработаны рекомендации по внедрению результатов НИР в деятельность аудиторских направлений Счетной Палаты и контрольно-счетных органов субъектов РФ.

^ Практическая значимость. Полученные результаты могут быть применены специалистами Счетной палаты, федеральных и региональных органов государственного финансового контроля при проведении контрольных мероприятий по оценке эффективности социальной политики.

____________________


Регистрационный номер контракта по Единому

Реестру РНТД: 15051.7717010158.07.1.001.4

Дата регистрации: 04.07.2007

Интернет-номер документ: ДЫ10628133013
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты