Домой

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности менеджмент организации 080507 Объем занятий: всего




Скачать 437.42 Kb.
НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности менеджмент организации 080507 Объем занятий: всего
страница1/2
Дата26.12.2012
Размер437.42 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие
Содержание
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: Учебно-методическое пособие.
Пояснительная записка
Задачи курса
Форма проведения занятий
Тематический план
Лекционный курс
Тема 2. Основные этапы развития теории государственного управления.
Тема 3. Методологические основы теории государственного управления.
Тема 4. Основные категории в теории государственного управления.
Тема 6. Разработка государственной политики: синергетическая модульная стратегия.
Тема 8. Государственная служба в Российской Федерации.
Тема 9. Стратегический государственный менеджмент.
Тема 11. Перспективные тенденции административных реформ в современном мире.
Планы семинарских занятий
Личные права и свободы –
Социально-экономические права и свободы
Культурные права и свободы
Политические права и свободы личности
Власть — право отдавать распоряжения и сила, принуждающаяих подчиняться. Иерархия
Принцип универсализма
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

В.С. Белозеров

__________________

«____»_______________2008 г.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

для студентов, обучающихся по специальности менеджмент организации - 080507


Объем занятий: всего

Изучается во 2 семестре

Разработана:

к.п.н. Рыбасова М.В.

__________________________

Дата разработки:

«_____» ____________ 2008г.

Согласована:

Декан экономического факультета

(факультет)

/___________/ Акинин П.В.

«____» ____________ 2008 г.


Зав. кафедрой

/_________/ Новикова И.В. Рассмотрено УМК ЭФ

ФМФ

«_____» _________ 2008 г.

протокол № 6

Председатель УМК ___________

(подпись)


Ставрополь, 2008 г.


Печатается по решению

редакционно-издательского совета

Ставропольского государственного

университета


^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – 41 с.


Пособие содержит тематический план, основные разделы курса, планы семинарских занятий, литературу, вопросы для самоконтроля знаний. Предназначено для студентов экономической специальности 080507 – Менеджмент организации.


Составители:

канд. полит. наук, доц. М.В. Рыбасова


Рецензенты:

д-р экон. наук, профессор П.В. Акинин

д-р соц. наук, проф. И.В. Новикова


Издательство Ставропольского

государственного университета, 2008


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебными программами, отвечающими требованиям Государственного образовательного стандарта.

Дисциплина «Государственное и муниципальное управление» включает в себя основы современных знаний в области государственного и муниципального управления с учетом мирового и российского опыта.

Образование экономической базы местного самоуправления должно происходить в пределах бюджетного федерализма, который охватывает коммуникации между формирующими федеративное государство субъектами, а также отношения, субъектом которых выступает местное самоуправление. Одной из важнейших задач является переориентация бюджетной системы на закрепление за муниципальными бюджетами источников доходов, обеспечивающих устойчивое поступление финансов.

Учебно-методическое пособие подготовлено с учетом требований к уровню подготовки специалистов с высшим образованием, в нем основательно подобрана рекомендуемая литература, отражающая многообразие концептуальных подходов, мировоззренческие ориентации, методологические обоснования.

Целью курса является изучение системы государственного и муниципального управления. Курс знакомит студентов с особенностями государственного и муниципального управления

^ Задачи курса

Изучить особенности организации и функционирования органов государствен­ной власти на федеральном и региональном уровнях, а также органов муниципально­го управления. Курс ориентирован на формирование у студентов навыков и умений аналитической деятельности в данной области.

В результате изучения данного курса студент должен:

– знать основные интерпретации понятий «государственное управление», «муници­пальное управление», «административное управление», содержание политическо­го механизма, государственного управления, общие принципы организации со­временного государственного и муниципального управления.

– получить системное представление об экономических проблемах, связанных с государственным и муниципальным управлением;

– уметь применять системный подход при изучении основных проблем развития территориальных образований различных типов (страна, регион, муниципальное образование), со­относить общие принципы управления и принципы организации государственного управления, выделять внешние и внутренние факторы организационной среды го­сударственного и муниципального управления;

– иметь представление об объектах, субъектах, целях и методах управления на центральном, региональном, муниципальном уровнях, об основных функциях органов государственной и муниципальной власти.

Программа курса предусматривает лекционные и семинарские занятия, а также самостоятельную работу студента. Структура курса вызвана необходимостью овладения будущими специалистами системных знаний в области управления. Курс построен на основе классической методики преподавания базовых дисциплин, предполагающей сочетание последовательного изложения теоретической части на лекциях с последующим закреплением и углублением материала, наряду с получением практических навыков и умений на семинарских занятиях. В данном учебно-методическом пособии предложен большой перечень основной и дополнительной литературы для всех форм работы студентов, что облегчит работу на первых этапах изучения курса. Стремительно меняющаяся нормативная база в области налогообложения, бюджетного регулирования, управления государственным долгом, казенными и муниципальными предприятиями требует постоянного изучения изменений, используя дополнительную литературу.

^ Форма проведения занятий: лекции, семинары, анализ конкурсных ситуаций, игровое моделирование с использованием компьютеров. Курс предполагает необходимость систематического освоения студентами достаточно сложного теоретического материала и приобретения навыков решения отдельных задач и проблем, а также применения комплекса полученных знаний и приобретенных навыков при подготовке рефератов. Это предопределяет значительный удельный вес самостоятельной работы студентов, включая изучение необходимой литературы, умение осмыслить существующие подходы к исследуемой проблеме, сформировать собственную точку зрения и применить полученные знания анализа конкретных практических ситуаций. Форма контроля – зачет.

После изучения курса студент должен уметь:

– применять полученные знания в области решения управленческих проблем;

– иметь представление об особенностях государственного и муниципального управления.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Всего

часов

В том числе

лекции

Семинары

РАЗДЕЛ I. История государственного управления: традиции и новации.

Тема 1. Становление и развитие системы знаний в области государственного управления.

12

6

6

Тема 2. Основные этапы развития теории государственного управления.

12

6

6

Тема 3. Методологические основы теории государственного управления.

12

6

6

Тема 4. Основные категории в теории государственного управления.

12

6

6

РАЗДЕЛ II. Современная система государственного и муниципального управления.

Тема 5. Структурные уровни государственного управления: система разделения властей.

12

6

6

Тема 6. Разработка государственной политики: синергетическая модульная стратегия.

12

6

6

РАЗДЕЛ III. Государственная служба в современном государственном управлении.

Тема 7. Государственная служба как специализированный институт.

10

6

4

Тема 8. Государственная служба в Российской Федерации.

12

6

6

Тема 9. Стратегический государственный менеджмент.

10

6

4

РАЗДЕЛ IV. Взаимодействие государственного управления с муниципальным самоуправлением.

Тема 10. Организация муниципального самоуправления.

10

5

5

Тема 11. Перспективные тенденции административных реформ в современном мире.

12

6

6

ЗАЧЕТ










ИТОГО

126

65

61


^ ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

РАЗДЕЛ I. История государственного управления: традиции и новации.

Тема 1. Становление и развитие системы знаний в области государственного управления.

Предмет исследования системы государственного управления. Античная политическая традиция о роли и значении государственного управления. Основные представители государственной власти в период Средневековья. Формирование технологического отношения к государственному управлению в эпоху Возрождения. Теория общественного договора. Концепция либерального государственного управления. Формирование в России общественной теории самоуправления государственной теории самоуправления. Управление как социальное явление. Государственная теория самоуправления в России. Возникновение отрасли знаний о государственном управлении, крупнейшие государственные системы древности: постановка и решение основных проблем управления. Организационные формы и методы обеспечение устойчивости государственного управления. Становление основных направлений научного исследования государственного управления. Государственное управление как дисциплина специализации.

^ Тема 2. Основные этапы развития теории государственного управления.

Системные исследования в управлении обществом. Основные подсистемы государственного управления. Государственное управление как объект исследования. Классическая школа и школа человеческих отношений. Воз­можности, методологические и политические ограничения исследования, основные проблемы государственного и муниципального управления Проблемы преодоления отраслевой методологической ограниченности исследований с использованием принципов и методов системного подхода. Принципы управления. Первый этап в теории государственного управления (1880-1920). «Поколение предшественников» - В. Вильсон, Ф. Гуднау, М. Вебер. Возникновение первого в истории Института правительственных исследований и появление аналогических исследовательских центров в Западной Европе. Второй этап в развитии теории государственного правления (1920-1950). Основные научные направления этого периода: «классическая школа», «школа человеческих отношений». Третий этап в развитии государственного управления (1950-2000). Четвертый этап в развитии теории государственного управления (начался в 2000 г.). Сетевой принцип организации государственного управления и его преимущества перед традиционной вертикалью государственного управления. Идеи кейнсианства в сфере государственного управления. Модель антикризисной государственной политики. Поведенческий, системный и ситуационный подходы. Статическая стратегия управления. Системный подход. Принцип универсализма, принцип партикуляризма. Концепция социального государства. Основные постулаты монетаризма. Информационный сектор экономики. Информационное государство.

^ Тема 3. Методологические основы теории государственного управления.

Объект теории государственного управления. Взаимодействие теории государственного управления с административным правом, теорией организации. Государственное управление как междисциплинарная наука. Функции государственной власти. Теория государственного управления. Системно-функциональная методология в государственном управлении. Ситуационный анализ. Государственное управление в рамках синергетики. Основные элементы организационной структуры государственного управления. Общие принципы организации современного государственного управления. Политические, экономические, технологические, правовые принципы органи­зации государственного управления. Соотношение об­щих принципов управления и принципов организации государственного управ­ления. Состав функциональных принципов государственного управления. Спе­цифика принципов функционирования по отношению к принципам организа­ции государственного управления. Взаимосвязь теории государственного управления с административным правом, теорией организации. Государственное управление как междисциплинарная наука.

^ Тема 4. Основные категории в теории государственного управления.

Понятия «государство», «государственное управление», «политическое управление», «государственное администрирование», «административно-государственное управление», «бюрократия». Средства и методы управления. Признаки государства. Внутренние и внешние функции (задачи) государства. Современная концепция государственного управления. Информационная система государственного управления. Основные характеристики государственного управления. Деятельность классической бюрократии. Деятельность политической бюрократии. Сетевой принцип организации. Разделение процесса принятия решений. Информационное государство и перспективы развития теории государственного управления: смена парадигм. Переосмысление роли и значения государства. Информационное государство. Техногенные риски.

РАЗДЕЛ II. Современная система государственного и муниципального управления.

Тема 5. Структурные уровни государственного управления: система разделения властей.

Структурные уровни государственного управления. Понятие «структура». Система разделения властей. Три уровня – центральный, региональный, местный. Горизонтальное разделение государственного управления. Высший законодательный орган – парламент. Исполнительная ветвь государственной власти. Властная вертикаль в государственном управлении: унитаризм, федерализм, конфедерализм. Унитарное государство. Федеральное государство. Союз независимых государств. Причины, приведшие в истории к формированию государственных структур. Специфика российского федерализма: взаимодействие федерального центра и регионов. Особенности Российской Федерации. Политическая властная вертикаль. Функции административных органов государства. Политическая стратегия (политический курс). Основные направления деятельности государственного администрирования. Правительственная бюрократия. Функции правительственной бюрократии.

^ Тема 6. Разработка государственной политики: синергетическая модульная стратегия.

Проблема государственного регулирования общественного развития. Основные принципы: концептуальное мышление в стратегических масштабах с упором на реалистические цели, приоритетное внимание к ключевым вопросам, открывающим возможность альтернативного выбора, широкий творческий подход к разработке новых альтернативных вариантов, достаточная степень понимания глобальных исторических процессов, учет долгосрочной перспективы, ценностный подход использование административных структур. Стратегия комплексного (системного) долгосрочного планирования. Системный подход. Ценностный подход. Формирование современных структур, отвечающих за выработку государственной политики. Система политического управления. Формирование структур, отвечающих за выработку государственной политики.

РАЗДЕЛ III. Государственная служба в современном государственном управлении.

Тема 7. Государственная служба как специализированный институт.

Понятие государственной службы в современном государственном управлении. Государственная служба как социально-правовой институт. Механизм государственной службы. Принципы и правила организации института государственной службы. Методологические предпосылки концепции государственной службы. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». Государственная служба зарубежных стран. Государственная служба в Германии. Понятие «публична служба». Соединенные Штаты Америки. Федеральные агентства. Федеральные корпорации. Независимые постоянные агентства. Система званий Л. Джонсона. Французская система государственной службы.

^ Тема 8. Государственная служба в Российской Федерации.

Федеральный закон «Об основах государственной службы». Государственная должность. Основные принципы организации государственной службы. Профессиональный состав государственных служащих. Снижение престижа государственных служащих. Основные ограничения, связанные с государственной службой. Современное состояние института государственной службы. Программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации». Механизм «внутреннего контроля». Государственная служба как фактор укрепления целостности Российского государства. Государственная служба как политико-административная власть. Перспективы развития института государственной службы. Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации. Права и обязанности государственного служащего.

^ Тема 9. Стратегический государственный менеджмент.

Основные принципы стратегического государственного менеджмента. Менеджмент в государственных организациях. Три этапа стратегического государственного менеджмента Дж. Страссмена. Принятие решений в административно-государственном управлении: основные этапы и факторы эффективности. Проблема оптимизации государственных решений: правила рациональной дискуссии, ловушка группового мышления. Политическая власть как многоаспектный феномен. Легитимность власти в современном демократическом государстве. Задачи стратегического государственного менеджмента. Принятие решений в государственном управлении. Фазы в процессе принятия управленческих решений. Правило постановки проблемы. Правило реплики в дискуссии. Правило согласования смыслового значения многозначных терминов. Переговорный процесс. Управление инновационной деятельностью. Разработка и реализация инновационных проектов. Инновационные риски. Современные организационные формы по внедрению инноваций. Цели и задачи государственных служб по связям с общественностью. Организация информационных служб при правительственных структурах. Организация информационных служб при местных органах власти. Связь со средствами массовой информации. Связь с местным населением. Организация информационных центров.

РАЗДЕЛ IV. Взаимодействие государственного управления с муниципальным самоуправлением.

Тема 10. Организация муниципального самоуправления.

Три базовые модели местной власти. Местное самоуправление как самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения в решении вопросов местного значения. Самоуправляющая община. Модели организации местной власти. Континентальная модель. Англосаксонская модель. Советская модель. Местное самоуправление. Две формы местного самоуправления – негосударственная и государственная. Земское и городское самоуправление. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Местное самоуправление, как выражение власти народа. Совет муниципальных образований. Регулирование взаимоотношений местного самоуправления и органов государственной власти. Административная реформа: основные цели и инструменты. Сравнительный анализ административных реформ в ведущих странах мира (Великобритания, Франция, Германия, Китай, Соединенные Штаты Америки).

^ Тема 11. Перспективные тенденции административных реформ в современном мире.

Административная реформа6 основные цели и инструменты. Административная реформа как процесс структурных изменений в работе государственного аппарата, направленных на повышение его эффективности и совершенствование качества принимаемых решений. Ведущие государственные институты, принимающие участие в организации реформ. Подготовка административных реформ в современной России. Электронное государственное управление. Окианская хартия глобального информационного общества. Причины современных административных реформ. Модели повышения административной эффективности. Административная реформа: основные цели и инструменты. Административная реформа как процесс структурных изменений в работе государственного аппарата. Ведущие государственные институты. Принимающие участие в организации реформ.


^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ I. История государственного управления: традиции и новации.

Тема 1. Становление и развитие системы знаний в области государственного управления.

  1. Античная политическая традиция о роли и значении государственного управления.

  2. Основные представители государственной власти в период Средневековья.

  3. Формирование технологического отношения к государственному управлению в эпоху Возрождения.

  4. Идеи Ф. Ницше. Критика концепции фашистского государства Б. Муссолини.

  5. Теория разделения властей, общественного договора. Концепция либерального государственного управления.

  6. Формирование в России общественной теории самоуправления.

  7. Государственное управление как дисциплина специализации.


Тема 2. Основные этапы развития теории государственного управления.

  1. Первый этап в развитии государственного управления (1880-1920).

  2. Второй этап (1920-1950).

  3. Третий этап в развитии теории государственного управления (1950-2000).

  4. Четвертый этап (начался в 2000 г.).


Тема 3. Методологические основы теории государственного управления.

  1. Объект и предмет государственного управления.

  2. Основные проблемы теории государственного управления.

  3. Методология государственного управления.

  4. Ситуационный подход в методологии анализа государственных задач.


Тема 4. Основные категории в теории государственного управления.

  1. Понятие «государство», государственное управление.

  2. Административно-государственное управление.

  3. Современная концепция государственного управления.

  4. Структура государственных служащих (государственный аппарат).

  5. Информационное государство и перспективы развития теории государственного управления.


РАЗДЕЛ II. Современная система государственного и муниципального управления.

Тема 5. Структурные уровни государственного управления: система разделения властей.

  1. Уровни государственного управления.

  2. Властная вертикаль в государственном управлении.

  3. Функции административных органов государства.

  4. Взаимодействие законодательной и исполнительной власти.


Тема 6. Разработка государственной политики: синергетическая модульная стратегия.

  1. Проблема государственного регулирования общественного развития.

  2. Принципы государственных программ.

  3. Формирование современных структур.


РАЗДЕЛ III. Государственная служба в современном государственном управлении.

Тема 7. Государственная служба как специализированный институт.

  1. Государственная служба как специальный институт.

  2. Государственная служба Германии.

  3. Государственная служба США.

  4. Государственная служба Франции, Великобритании.


Тема 8. Государственная служба в Российской Федерации.

  1. Проблемы создания современной системы государственной службы.

  2. Государственные должности.

  3. Обязанности государственных служащих.

  4. Программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации».


Тема 9. Стратегический государственный менеджмент.

  1. Менеджмент в государственных организациях.

  2. Принятие решений в государственном управлении.

  3. Переговорный процесс.

  4. Управление инновационной деятельностью.

  5. Инновационные риски.

  6. Связь с общественностью в государственных организациях.

  7. Организация информационных служб при правительственных структурах.

  8. Организация информационных служб при местных органах власти.


РАЗДЕЛ IV. Взаимодействие государственного управления с муниципальным самоуправлением.

Тема 10. Организация муниципального самоуправления.

  1. Муниципальное (местное) самоуправление.

  2. Регулирование взаимоотношений местного самоуправления и органов государственной власти.

  3. Структура органов местного самоуправления.

  4. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


Тема 11. Перспективные тенденции административных реформ в современном мире.

  1. Административная реформа: основные цели и инструменты.

  2. Административные реформы в Великобритании.

  3. Реформы во Франции, Германии.

  4. Соединенные Штаты Америки.

  5. Электронное государственное управление.



ЛИТЕРАТУРА


Основная

  1. Глазунова, Н. И. Государственное и муниципальное (административное) управление [Текст] / Н. И. Глазунова. – М. : Проспект, 2006. – 67 с.

  2. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления [Текст] / Н. И. Глазунова. – М. : Проспект, 2006. – 87 с.

  3. Граждан В. Теория управления [Текст] / В. Граждан. – М., 2004. – 231 с.

  4. Грицюк, Т. В. Система государственного и муниципального управления [Текст] / Т. В. Грицюк. – М. : РДЛ, 2004. – 489 с.

  5. Маршалова, А. Система государственного и муниципального управления [Текст] / А. Грицюк. – М. : Омега-Л, 2006. – 297 с.

  6. Мухаев Р. Т. Система государственного и муниципального управления [Текст] / Р. Т. Мухаев. – М. : ЮНИТИ, 2007. – 576 с.

  7. Пикулькин, А. В. Система государственного управления [Текст] / А. В. Пикулькин : Учебник для вузов. – 3-е издание, – М. : Юнити-Дана, 2004. – 379 с.

  8. Рой, О. М. Система государственного и муниципального управления [Текст] / О. М. Рой. – СПб : «Питер», 2006. – 198 с.

  9. Система муниципального управления [Текст] : Учебник для вузов / Под ред. В. Б.Зотова. – М. : «ОЛМА-ПРЕСС», 2006. – 67 с.

  10. Стародубровская, И., Славгородская, М., Миронова, Н. Проблемы реформирования местного самоуправления: структурные и финансовые аспекты [Текст] / И. Стародубровская, М. Славгородская, Н. Миронова. – М. : ИЭПП, 2005. – 81 с.

  11. Чиркин, В. Е. Система государственного и муниципального управления [Текст] / В. Е. Чиркин. – М. : Юристъ, 2006. – 456 с.

  12. Якушев, А. В. Государственное и муниципальное управление [Текст] / А. В. Якушев. – М. : ПРИОР, 2006. – 467 с.


Дополнительная

  1. Велихов, Л. А. Основы городского хозяйства [Текст] / Л. А. Велихов. – М. : Госиздательство, 1928. – 34 с.

  2. Старцев, Я. Ю. Система государственного управления [Текст] / Я. Ю. Старцев : Учебное пособие / Урал. акад. гос. службы. – Екатеринбург : УРАГС, 2000. – 326 с.

  3. Холлис, Г, Плокер, К. На пути к демократической децентрализации: перестройка региональных и местных органов власти в новой Европе [Текст] / Г. Холлис, К. Плокер. – М., 1995. – 46 с.

  4. Чиркин, В. Е. Государственное и муниципальное управление [Текст] / В. Е. Чиркин. – М., 2003. – 462 с.

  5. Шугрина, Е. С. Муниципальное право [Текст] / Е. С. Шугрина : Учебник для вузов. – М. : ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004. – 87 с.

  6. Шахматов Ф.И. Теория государственного управления [Текст] / Ф.И. Шахматов. – М., – 134 с.



ГЛОССАРИЙ

Свобода – это право делать то, что позволяют законы. В правовом государстве законы имеют равную силу для всех членов общества без исключения.

^ Личные права и свободы – это возможности человека, ограждаю­щие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

^ Социально-экономические права и свободы — это возможности лич­ности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека.

^ Культурные права и свободы — это возможности человека пользо­ваться духовными, культурными благами и достижениями, прини­мать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного, технического и художественного творчества.

^ Политические права и свободы личности — это возможности человека, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом.

^ Власть — право отдавать распоряжения и сила, принуждающая
их подчиняться.

Иерархия — ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими, тот путь, по которому, проходя все ступени, следуют бумаги, идущие от высшей власти или адресуемые ей.

^ Принцип универсализма предполагает, что люди будут оцениваться согласно стандартам, применяемым ко всем (например, образование, профессиональная квалификация, стаж работы и т.д.).

^ Информационное государство – государство нового типа, использующее преимущественно информационные технологии для завоевания и удержа­ния своего господства.

Синергетика — наука о саморазвитии сложных сис­тем.

^ Сетевая структура — это децентрализованный комплекс взаимосвя­занных узлов открытого типа, способный неограниченно расширяться путем включения все новых и новых звеньев, что придает сети гибкость и динамичность.

^ Системно-функциональная методология в государ­ственном управлении — это рассмотрение государственного управле­ния в целом и его отдельных сфер как взаимозависимых элементов, каж­дый из которых действует как функция целого.

^ Ситуационный анализ — это не про­стой набор предписываемых правил, а способ мышления об ор­ганизационных проблемах и их решениях.

Государство — это политическая целостность, созданная нацио­нальной или многонациональной общностью людей на определенной тер­ритории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право на применение насилия.

^ Государственное управление — это система принятия политических и административных решений, которые проводятся в жизнь с помощью административно-государственного аппарата.

^ Государственная администрация — это рациональная сис­тема или организованная структура, предназначенная для квалифициро­ванного, эффективного исполнения общественной политики.

^ Административно-госу­дарственное управление — это осуществление государственной полити­ки через систему административных учреждений при котором, ответ­ственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз.

^ Государственное администрирование — это деятельность профес­сиональных государственных служащих по осуществлению обществен­ной политики.

Политический курс — это общее направление деятельности государства, определение целей, задач и прин­ципов общественного развития на длительный исторический период.

^ Государственная служба – профессиональная дея­тельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Управление – функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т. е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

^ Социальное управление – воздействие на общество в целом или на его отдельные звенья с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, развитие, успешное движение к заданной цели.

Менеджмент – совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством и сбытом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыли.

Регулирование – процесс, посредством которого осуществляется удержание колебаний характеристик системы в определенном диапазоне.

Регулятор – та часть системы, которая осуществляет регулирование. Блок управления системой состоит из регулятора и блока постановки целей.

^ Имитационное моделирование – процесс создания модели и ее экспериментального применения для определения изменений реальной ситуации. Используется в ситуации с большим числом переменных.

Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или системы объектов путем построения и изучения их моделей.

Модель – единственный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнить.

^ Социальная организация – искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения каких-либо функций (социальный институт).

^ Задача управления – максимально расширить управляющий спектр, усилить его скрепляющую роль.

Самоуправление – наилучший способ согласования целей и решения этой задачи.

Бюджет – метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения целей, также представленных в количественном выражении.

Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.

Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

^ Принятие решения – процесс, начинающийся с возникновения проблемной ситуации и заканчивающийся выбором решения, т. е. это действие по устранению проблемной ситуации.

Мотивация – это процесс такой ориентации побудительных стимулов работника, при которой он стремится к достижению целей организации.

Функция – неотъемлемое свойство системы, специфический вид управленческой деятельности, предназначенный для достижения системой своих целей.


^ КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ-СРЕЗ

по курсу «Государственное и муниципальное управление»


1. Функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность:

а) управление;

б) субъект;

в) природа.

2. Субъект:

а) управляющий элемент;

б) внешний эффект;

в ) вода.

3. Управляющее воздействие:

а) прерогатива субъекта управления;

б) инвестиции;

в) единство социальных процессов.

3. Воздействие на общество в целом или на его отдельные звенья с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование:

а) социальное управление;

б) движение к заданной цели;

в) совместная деятельность людей.

4. Социальное управление имеет главной целью:

а) упорядочивающее воздействие на участников деятельности;

б) согласованность индивидуальных действий людей;

в) планирование.

5. Социальное управление базируется:

а) на определенной соподчиненности воль людей;

б) на управленческих отношениях;

в) на социальных отношениях.

6. Управление, понимаемое в широком смысле:

а) как механизм организации общественных связей;

б) как государственное управление;

в) как специфический вид государственной деятельности.

7. Совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством и сбытом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыли:

а) менеджмент;

б) маркетинг;

в) лизинг;

г) инвестиции.

8. Наука о целесообразном и оптимальном управлении сложными системами:

а) кибернетика;

б) информатика;

в) биология;

г) география.

9. Процесс, посредством которого осуществляется удержание колебаний характеристик системы в определенном диапазоне:

а) регулирование;

б) регулятор;

в) фактор.

10. Регулятор:

а) та часть системы, которая осуществляет регулирование;

б) блок управления системой;

в) состояния равновесия.

11. Исследование каких-либо явлений, процессов или системы объектов путем построения и изучения их моделей:

а) моделирование;

б) планирование;

в) изображение.

12. Любой образ какого-либо объекта, процесса или явления, используемый в качестве его заместителя в виде физической копии или абстрактной формы:

а) модель;

б) образ;

в) эксперимент.

13. Искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе:

а) социальная организация;

б) социальный институт;

в) социальное общество.

14. Факторы, влияющие на жизнедеятельность организации:

а) общественный уклад;

б) государственная система;

в) консерватизм.

15. Систематизированное сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей:

а) организация;

б) сообщество;

в) клан.


^ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ


  1. Античная политическая традиция о роли и значении государственного управления.

  2. Основные представители государственной власти в период Средневековья.

  3. Формирование технологического отношения к государственному управлению в эпоху Возрождения.

  4. Идеи Ф. Ницше. Критика концепции фашистского государства Б. Муссолини.

  5. Теория разделения властей, общественного договора. Концепция либерального государственного управления.

  6. Формирование в России общественной теории самоуправления.

  7. Государственное управление как дисциплина специализации.

  8. Первый этап в развитии государственного управления (1880-1920).

  9. Второй этап (1920-1950).

  10. Третий этап в развитии теории государственного управления (1950-2000).

  11. Четвертый этап (начался в 2000 г.).

  12. Объект и предмет государственного управления.

  13. основные проблемы теории государственного управления.

  14. Методология государственного управления.

  15. Ситуационный подход в методологии анализа государственных задач.

  16. Понятие «государство», государственное управление.

  17. Административно-государственное управление.

  18. Современная концепция государственного управления.

  19. Структура государственных служащих (государственный аппарат).

  20. Информационное государство и перспективы развития теории государственного управления.

  21. Уровни государственного управления.

  22. Властная вертикаль в государственном управлении.

  23. Функции административных органов государства.

  24. Взаимодействие законодательной и исполнительной власти.

  25. Проблема государственного регулирования общественного развития.

  26. Принципы государственных программ.

  27. Формирование современных структур.

  28. Государственная служба как специальный институт.

  29. Государственная служба Германии.

  30. Государственная служба США.

  31. Государственная служба Франции.

  32. Великобритания.

  33. Проблемы создания современной системы государственной службы.

  34. Государственные должности.

  35. Обязанности государственных служащих.

  36. Программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации».

  37. Менеджмент в государственных организациях.

  38. Принятие решений в государственном управлении.

  39. Переговорный процесс.

  40. Управление инновационной деятельностью.

  41. Инновационные риски.

  42. Связь с общественностью в государственных организациях.

  43. Организация информационных служб при правительственных структурах.

  44. Организация информационных служб при местных органах власти.

  45. Муниципальное (местное) самоуправление.

  46. Регулирование взаимоотношений местного самоуправления и органов государственной власти.

  47. Структура органов местного самоуправления.

  48. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  49. Административная реформа: основные цели и инструменты.

  50. Административные реформы в Великобритании.

  51. Реформы во Франции.

  52. Соединенные Штаты Америки.

  53. Электронное государственное управление.



^ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

      1. Сходство и различие понятий «менеджмент» и «управление» применительно к управлению страной.

      2. «Государственное управление» и «государственная экономическая политика».

      3. Основные понятия современного государственного управления: уровни, ветви власти, принципы, функции.

      4. Признаки взаимодействия властей.

      5. Социальные функции государство в развитии общества.

      6. Экономические функции государства.

      7. Основные элементы в экономической подсистеме государственного управления.

      8. Факторы, влияющие на развитие государственного управления.

      9. Проблемы местного управления.

      10. Основные требования к построению системы регионального управления.

      11. Принципы, определяющие организацию системы высших органов власти в стране.

      12. Пропорции в развитии региона и муниципального образования.

      13. Способы организации местного самоуправления.

      14. Оптимальность управленческих решений в субъекте федерации, регионе, муниципальном образовании.

      15. Совершенствование местное управления.



^ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ РЕФЕРАТОВ


Самостоятельная работа студентов является основным способом овладения учебным материалом в свободное от обязательных учебных занятий время. Одной из форм самостоятельной деятельности студента является написание рефератов.

Приступать к написанию можно тогда, когда студент абсолютно ясно и отчетливо представляет себе тему своей работы.

Далее необходимо подобрать литературу по теме.

Текст реферата обязательно должен быть оформлен в соответствии с требованиями вуза и согласно соответствующему стандарту.

^ Оформление элементов текста

Текст работы разбивается на разделы (главы), подразделы (параграфы) и, возможно, пункты, которые должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа.

Подразделы (параграфы) должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела (главы). Номер подраздела (параграфа) состоит из номеров раздела (главы) и подраздела (параграфа), разделенных точкой. В конце номера подраздела (параграфа) точка не ставится, например, 2.3 (второй раздел (глава), третий подраздел (параграф). Подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов при этом их нумерация должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.

Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов (глав), подразделов (параграфов). Их следует печатать с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая жирным шрифтом. Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Каждый раздел (главу) текстового документа рекомендуется начинать с нового листа (страницы). Это же правило относится к другим основным структурным частям работы: введению, заключению, списку использованных источников. Параграфы на отдельные страницы работы не выносятся. Заголовки параграфов пишутся обычным шрифтом на середине страницы.

^ Нумерация страниц

Нумерация станиц работы должна быть сквозной, включая список использованных источников. Первой страницей является титульный лист. На титульном листе номер страницы не ставится. Второй страницей является содержание работы и т.д.

Номера страниц проставляются арабскими цифрами в центре нижней части листа без точки и без буквы «с». Рисунки и таблицы, расположенные на отдельных страницах, включаются в общую нумерацию.

^ Оформление иллюстраций

Все иллюстрации (схемы, графики, диаграммы, чертежи и пр.) именуются рисунками, в тексте они изображаются словом «Рисунок» с соответствующим номером и подписью к нему. Нумерация рисунков – сквозная по всему тексту работы.

Рисунки помещаются сразу же после первого упоминания о них в тексте или в начале следующей страницы. Слово «Рисунок» пишется через 1,5 межстрочных интервала после самой иллюстрации, далее проставляется номер рисунка арабскими цифрами, далее – дефис, далее наименование рисунка без переноса слов в наименовании, без точки в конце наименования. Слово «Рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рисунок 1.1.

Наименование рисунка записывается строчными буквами (кроме первой – прописной). Если наименование не умещается в одну строку, то следующая строка наименования рисунка располагается через одинарный межстрочный интервал.

На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. При ссылках на иллюстрации следует писать «... в соответствии с рисунком 2» при сквозной нумерации и «… в соответствии с рисунком 1.2» при нумерации в пределах раздела.

Например:


Динамика объемов иностранных инвестиций в экономику Ставропольского края в 1993-2003 гг. представлена на рисунке 6.




Рисунок 6 - Динамика объемов иностранных инвестиций Ставропольского края в 1993-2003 гг., млн. долл.


Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Например, Рисунок А.3.

При графическом изображении каких-либо процессов, данные охватывающие различные периоды времени на графиках должны быть пропорциональны величинам продолжительности периодов. Проценты на графиках наносятся с точностью до одной десятой. Цифры в миллионах, а также рубли, тонны, килограммы, кубометры и другие показатели отражаются на графиках с точностью до одной десятой.


^ Оформление таблиц

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Оформление таблиц отличается следующими моментами от оформления иллюстраций: название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (без точки). Точка после названия таблиц не ставится. Заголовки граф и строк таблицы следует писать кратко и понятно, не допуская сокращений слов. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. К каждой таблице дается примечание со ссылкой на источник, откуда взяты цифровые данные. Пример оформления таблицы приведен ниже. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. В графах таблицы нельзя оставлять свободные места. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Шапка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф.

Нумерация таблиц, за исключением таблиц приложений, также как и у рисунков – арабскими цифрами и сквозная. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения, например:


  1   2

Скачать 437.42 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты