Домой

Совершенствование накопительной пенсионной системы в условиях модернизации экономики Республики Казахстан 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)




НазваниеСовершенствование накопительной пенсионной системы в условиях модернизации экономики Республики Казахстан 08. 00. 05 экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
страница1/2
Дата26.12.2012
Размер1.23 Mb.
ТипДиссертация
Содержание
Степень разработанности темы
Целью исследования
Объектом исследования
Теоретическую, методологическую и информационную базу
Научная новизна
Положения, выносимые на защиту
Практическая значимость результатов исследования
Апробация и внедрение результатов исследования.
Публикации по теме диссертации.
Структура и объем работы.
Основная часть
2 Анализ современного состояния пенсионной системы Республики Казахстан.
3 Основные направления совершенствования накопительной пенсионной системы в условиях модернизации экономики Республики Казахстан
Список опубликованных работ по теме диссертации
Елшібекова салтанат қабдыкәрімқызы
Зерттеу тақырыбының өзектілігі
Зерттеудің мақсаты
Зерттеу пәні.
З ерттеудің ғылыми құндылығы
Зерттеудің тәжірибелік маңызы
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2


УДК 336.72:336.25(574) На правах рукописи


ЕЛШИБЕКОВА САЛТАНАТ КАБДЫКАРЫМОВНА


Совершенствование накопительной пенсионной системы в условиях модернизации экономики Республики Казахстан


08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством

(по отраслям и сферам деятельности)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Республика Казахстан

Алматы, 2010

Диссертация выполнена в Евразийском национальном университете им. Л.Н. Гумилева



Научный руководитель


доктор экономических наук, профессор Сапарова Г. К.


Официальные оппоненты:




доктор экономических наук, профессор Сансызбаева Х. Н.




кандидат экономических наук, доцент Магай Т. П.








Ведущая организация

Казахский университет экономики, финансов и международной торговли



Защита диссертации состоится 25 декабря 2010 года, в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 20.01.07 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора экономических наук по адресу: 050010, г. Алматы, пр. Абая, 8А, к.208.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Университета международного бизнеса.


Автореферат разослан «24» ноября 2010 года


Ученый секретарь

диссертационного совета,

д


.э.н., профессор А.У. Мухаммедов

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы исследования. Современная практика государственного регулирования социально-экономического развития страны обусловливает необходимость перехода к формированию долгосрочных целевых ориентиров развития пенсионной системы. Пенсионное обеспечение в Республике Казахстан занимает ведущее место в системе социальной защиты населения, и затрагивает интересы более 1,6 миллионов пенсионеров и около восьми миллионов участников накопительной пенсионной системы страны.

Пенсионное обеспечение относится к числу тех социальных вопросов, которые постоянно находятся в поле зрения правительства любого государства.

В этом смысле не является исключением и Республика Казахстан, в которой право граждан на социальное обеспечение старости закреплено в Конституции.

Роль пенсионного обеспечения в индустриальной и постиндустриальной экономике постоянно возрастает, в то время как традиционные способы обеспечения старости, такие как внутрисемейные трансферты и продолжение трудовой деятельности, отходят на второй план. Пенсионная система является важным сектором государственного вмешательства в экономику, а затраты на поддержание пенсионной сферы составляют существенную часть государственных расходов. Накопительные пенсионные фонды входят в число важных социально-экономических институтов, распоряжающихся долгосрочными финансовыми ресурсами и являются наиболее активными институциональными инвесторами в экономике.

Система пенсионного обеспечения в РК интенсивно развивается в направлении совершенствования накопительных принципов. Особенностью пенсионной системы нашей страны является сочетание солидарного и накопительного механизма. Развитие накопительной пенсионной системы в РК осложняется серьезными проблемами в части неразвитости фондового рынка и неустойчивости динамики экономического развития страны. Эффективное решение стоящих проблем на основе использования мирового опыта пенсионных реформ возможно только при тщательном изучении сложившихся местных условий.

Научное решение проблем реформирования пенсионной системы РК в условиях модернизации экономики, многообразие и новизна связанных с этим задач требуют развития теории и методологии нового направления науки, которое должно формироваться на стыке социальной и экономической сфер жизни. Это определяет актуальность проведения научных исследований и обоснование новых направлений в разработке мероприятий по созданию системы пенсионного обеспечения, адекватной происшедшим и предстоящим изменениям в общественных отношениях.

Необходимость и важность научно обоснованных, социально ориентированных и экономически оправданных преобразований в пенсионной сфере обусловливает особую актуальность комплексного решения проблем пенсионной системы в условиях модернизации экономики страны.

^ Степень разработанности темы исходит из того, что система пенсионного обеспечения традиционно находилась в фокусе экономических исследований многих школ и ученых из разных стран мира.

В работах ученых практически всех экономических школ и направлений всегда отводилось значительное место вопросу содержания нетрудоспособных членов общества. Данную проблему рассматривают: А.Смит, В.Петти, Д.Рикардо, Д.Кейнс, А.Маршалл, М.Фридман и др.

В советский период теоретические исследования в области пенсионного обеспечения представлены через призму анализа общественных фондов потребления следующими авторами: А.В. Вихляевым, Н.В. Герасимовым, К.И. Микульским, Б.В. Ракитским, Г.И. Тамишиной, Ю.И. Хаустовым, Р.И. Хабиби, И.С. Шаршовым и др.

Проблемам социального обеспечения посвящены работы российских ученых: Н.С. Ветровой, А.Н. Егоровой, М.Л. Захарова, М.С. Ланцева, А.И. Соловьевой, Э.Г. Тучковой, Э. Чейре и др.

Различные аспекты пенсионного обеспечения поднимались в трудах Е.И. Астрахана, В.А. Ачаркана, В.Э. Гордина, Б.П. Гороховского, А.Д. Зайкина, Г.С. Кудрявцева, В.С. Михеева, Г.В. Миля, А.Г. Новицкого, И.М. Трофимова и др.

Современные тенденции и проблемы системы пенсионного обеспечения нашли отражение в работах А.Аникеевой, С.А. Афанасьева, А.Берга, Л.Вульфа, Л.Зубченко, А.В. Куртина, Л.Ф. Лебедевой, Л.Ржанициной, Е.М. Четыркина, Е.С. Шестаковой и др.

В отечественной научной литературе отсутствует четко представленная модель пенсионного обеспечения в рыночных условиях. В теоретическом плане слабо разработаны вопросы сущности пенсионного обеспечения, его функция, место в системе отношений, а также организационно-экономический механизм. Переход к рыночным отношениям требует более глубокого анализа современных тенденций развития системы пенсионного обеспечения, комплексного их анализа, научной проработки, в том числе с учетом зарубежного опыта.

В Казахстане значительный вклад в изучение вопросов теории и практики развития накопительной пенсионной системы внесли ученые-экономисты: У.Б. Баймуратов, Е.Л. Бахмутова, А.Б. Зейнельгабдин, У.М. Искаков, Н.А. Коржова, Г.А. Марченко, Т.П. Магай, Е.А.Никифорова, Х.Н. Сансызбаева, С.С. Сатубалдин, Г.К. Сапарова, К.Т. Тобатаев, К.М. Тулепбаев, Г.Н. Шалгимбаева и другие.

Современная экономическая ситуация в Казахстане вызывает необходимость поиска новых направлений совершенствования накопительной пенсионной системы на основе анализа причин и факторов, сдерживающих ее развитие. Все это говорит о том, что новый этап модернизации национальной экономики требует глубокого теоретического, практического и методологического исследования вопросов совершенствования накопительной пенсионной системы и ее стратегического планирования, которые не получили должного отражения в отечественной экономической литературе.

^ Целью исследования является разработка теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию накопительной пенсионной системы в условиях модернизации экономики Республики Казахстан.

Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:

- изучить теоретические аспекты формирования накопительной пенсионной системы в рамках современных подходов и понятий, более полно раскрыть ее экономическую природу;

- обобщить мировой опыт пенсионных реформ и выделить стратегические вопросы реформирования, виды и варианты пенсионных реформ;

- провести анализ современного состояния пенсионного сектора Республики Казахстан, выделив основные этапы и тенденции развития;

- исследовать вопросы государственного регулирования деятельности накопительных пенсионных фондов;

- обосновать направления стратегического развития пенсионной системы как основы для решения социально-экономических задач общества;

- предложить экономико-математическую модель прогнозирования пенсионных активов;

- разработать предложения по совершенствованию накопительной пенсионной системы РК.

^ Объектом исследования является накопительная пенсионная система Республики Казахстан.

Предметом исследования выступает совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе организации деятельности накопительных пенсионных фондов Казахстана.

^ Теоретическую, методологическую и информационную базу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области пенсионного обеспечения и управления пенсионными фондами.

Информационной базой исследования послужили статистические данные Министерства труда и социальной защиты РК, Министерства финансов РК, Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Национального банка РК, Агентства РК по статистике, статистические данные, опубликованные в отечественной и зарубежной литературе, финансовая отчетность казахстанских НПФ. В качестве правовой основы использованы законодательные акты и нормативные документы Правительства РК, официальные программные документы по развитию пенсионного обеспечения в стране.

В качестве основных методов исследования использованы эмпирические, статистические методы, системно-структурный, факторный и дискретный анализы, метод экспертных оценок, методы абстрагирования и обобщений, аналогий и сравнений, анализа и синтеза, методы экономико-математического моделирования и др.

^ Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и практических положений, совокупность которых дает системное решение проблем накопительной пенсионной системы РК в целях ее совершенствования с учетом мирового опыта пенсионного обеспечения и пенсионных реформ.

Наиболее существенные результаты, полученные в ходе исследования, и их научная новизна заключается в следующем:

- углублены теоретические основы формирования и развития пенсионной системы;

- определена система принципов функционирования казахстанской модели пенсионной системы и предложен комплекс мер по совершенствованию технологии пенсионных накоплений на основе изучения зарубежного опыта;

- выявлены негативные стороны действующей модели накопительной пенсионной системы и даны предложения по их устранению;

- предложена экономико-математическая модель прогнозных расчетов доходности пенсионных активов НПФ с учетом влияния внешних факторов;

- разработаны практические рекомендации, направленные на совершенствование накопительной пенсионной системы в условиях модернизации казахстанской экономики.

^ Положения, выносимые на защиту:

- авторский подход к определению понятий «пенсия», «пенсионное обеспечение», «пенсионная система» с учетом специфики развития казахстанской экономики и структурных изменений, обусловленных современным периодом развития;

- предложения по обеспечению системы гарантии сохранности и надежности пенсионных накоплений путем принятия ряда поправок в законодательные акты, специальных гарантирующих программ в условиях модернизации экономики;

- экономико-математическая модель формирования пенсионных активов накопительных пенсионных фондов;

- рекомендации по внедрению стратегического планирования развития пенсионной системы как основы для решения социально-экономических задач;

- основные направления совершенствования накопительной пенсионной системы в условиях модернизации экономики РК.

^ Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что результаты исследования позволяют:

- использовать результаты диссертационного исследования Агентством РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций, Министерством труда и социальной защиты населения РК, НПФ, ООИУПА при разработке стратегической государственной программы развития накопительной пенсионной системы в условиях модернизации экономики РК;

- применить практические рекомендации по совершенствованию накопительной пенсионной системы регулирующими органами, а также в деятельности накопительных пенсионных фондов.

Теоретические положения и выводы могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курса «Экономическая теория», «Финансы», «Социальный менеджмент», а также в разработке учебно-методических материалов по проблемам пенсионного обеспечения в условиях модернизации экономики.

^ Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на международных научно-практических конференциях: «Национальный интересы Казахстана и вызовы глобализации» (Алматы, 2004); «Проблемы развития мировой и казахстанской экономики в посткризисный период» (Кокшетау, 2010); «Тенденции и приоритеты развития мировой и казахстанской экономики в ХХI веке» (Астана, 2010); «Совершенствование финансово-экономической архитектуры в Казахстане в посткризисный период» (Караганда, 2010).

Практические рекомендации, сделанные в работе, были апробированы и внедрены в работе Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и накопительных пенсионных фондов Казахстана, что подтверждается актами внедрения.

Часть предложений по совершенствованию накопительной пенсионной системы прошли апробацию при работе автора на руководящих должностях в накопительных пенсионных фондах.

^ Публикации по теме диссертации. По результатам исследования опубликовано 8 научных работ, из которых 3 работы - в изданиях, рекомендованных Комитетом по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан.

^ Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений. Работа иллюстрирована рисунками и таблицами.

^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1 Теоретико-методологические основы формирования пенсионных систем. Ретроспективный анализ научного наследия обозначенной проблемы исследования обуславливает необходимость рассмотрения четырех основных подходов к исследованию теоретических аспектов пенсионного обеспечения, заложенных в трудах классиков политической экономии. Их историческая взаимосвязь составляет теоретическую основу действующих систем пенсионного обеспечения (таблица 1).

Отставание современных отечественных исследований в данной области свидетельствует о недооценке значимости пенсионного вопроса в жизни общества.

В рыночной экономике пенсионное обеспечение населения необходимо рассматривать как обязательную (принудительную) экономическую необходимость жизнеобеспечения пенсионеров, инвалидов и лиц, потерявших кормильца. При этом методологически важно выделить органически взаимосвязанные понятия «пенсия», «пенсионное обеспечение», «пенсионная система» и уточнить их экономическое содержание, так как в научной литературе этим понятиям уделено недостаточно внимания, а в некоторых случаях они приводятся как идентичные по содержанию.

Таблица 1 - Подходы и исследования теоретических аспектов пенсионного обеспечения


Подходы

Содержание

Представители



Первый подход

Исследование пенсионного обеспечения основано на трудовой теории стоимости. Выделяя труд как источник всякого богатства, основоположник классической английской политической экономии В.Петти определил национальное богатство как сумму имущества страны в денежном выражении и населения в тех же единицах измерения. Научная трактовка роли экономических факторов в воспроизводстве населения дана в трудах В.Петти, Адама Смита и Давида Рикардо.

В. Петти,

А. Смит,

Д. Рикардо



Второй подход

Переход общества к плановому ведению хозяйства внутренне, логически связан с характером производства как непосредственно общественного. При социализме обеспечение старости базируется на иных социальных основаниях, нежели потеря трудоспособности, имея в виду право на заслуженный отдых.

К. Маркс,

Ф. Энгельс, А.В.Вихляев, Н.В. Герасимов и др.



Третий подход

На протяжении всего XIX века, роль и место непроизводительных потребителей в общественном воспроизводстве не могла быть даже сформулирована в иной, менее мистифицированной форме, нежели у Мальтуса, в связи с крайней незначительностью такового слоя в народонаселении. Однако развитие экономической теории, прежде всего, формирование и распространение на все стороны экономической жизни макроэкономических взглядов, потребовало, на иной, более высокой платформе, изучения влияния непроизводительных потребителей на процессы воспроизводства. Центральным выводом теории Кейнса стало то, что объектом регулирования со стороны центральной власти должен стать эффективный спрос.

Дж.М. Кейнс,

Т.Р. Мальтус,

Дж. Милль


Четвертый подход

Использование понятия "цена равновесия", определяемой взаимодействием спроса и предложения для определения стоимости рабочей силы, практически исключало из рассмотрения факторы, влияющие на формирование этой стоимости.

Представители либеральной школы

Примечание – Составлена автором



По нашему мнению, пенсия - это определенная часть дохода человека, которая в период его трудовой деятельности отчисляется в виде страховых взносов в пенсионный фонд для капитализации и выплачивается в будущем при наступлении страхового случая (пенсионного возраста, инвалидности, потери кормильца и т.д.), она имеет денежную форму.

Пенсию как категорию наемного труда в рамках абстрактно-теоретического исследования следует рассматривать двояко:

1. Как механизм, обеспечивающий взаимосвязь между застрахованным и пенсионным фондом. В этом случае пенсия рассматривается только лишь как звено, обеспечивающее трудоспособному населению связь между пенсионным фондом и пенсионными отчислениями, сделанными им ранее.

2. Как самостоятельную научную категорию. При этом в рамках используемых методологических принципов пенсия - это имеющая свою объективную основу внешняя форма проявления одного из элементов стоимости наемной рабочей силы.

Использование методологических принципов трех теоретических парадигм обусловливает построение абстрактно-теоретических схем пенсионного обеспечения и определение пенсионного фонда с точки зрения каждой из теоретических концепций. Неоклассический подход рассматривает пенсию как одну из форм сбережений индивидов, сделанных еще в период трудоспособности, способствующих поддержанию определенного выработанного уровня потребления в период нетрудоспособности, когда трудовая деятельность индивидом не осуществляется, а значит, и доход от нее индивид не получает.

В рамках институциональной парадигмы, пенсия - это общественный институт, возникший в результате общественного договора между взаимодействующими друг с другом социальными группами –предпринимателями и работниками - на основе обмена правами собственности на совместно созданный результат труда.

Важнейший аспект характеристики пенсии как категории - функциональный. В связи с этим, можно выделить следующие ее функции:

- формирование платежеспособного спроса пенсионера;

- гарантия определенного уровня жизни в период прекращения трудовой деятельности, а, значит, и прекращения получения дохода от нее;

- обеспечение справедливой дифференциации в уровне дохода в период нетрудоспособности ввиду различия в размере отчисленных страховых средств;

- обеспечение солидарности поколений как неотъемлемого условия сосуществования в обществе различных возрастных групп населения;

- нивелирование неблагоприятных последствий от наступления социальных рисков, в первую очередь, утраты трудоспособности по возрасту;

- долгосрочное стимулирование трудовой деятельности застрахованного работника.

Таким образом, с институциональной точки зрения пенсионная система представляет собой комплекс формальных норм и правил, утвержденных официально для поддержания в обществе той части населения, которая в данный момент нетрудоспособна (мы ограничиваемся только трудовой пенсией в рамках наемного труда). Помимо этого у пенсионной системы есть ряд механизмов - налоговые, инвестиционные, контрольные - через которые она побуждает общество соблюдать эти нормы. Из всех элементов пенсионного дела именно пенсионная система по своему содержанию наиболее близко стоит к надстроечной части общества. Она выражает конкретную государственную организацию с присущими ей учреждениями, определенной иерархией между ними и т.д.

Объективные условия распределения средств пенсионного фонда приводят к необходимости разделить его на часть, которая идет на текущее потребление, и часть, которая сохраняется для потребления в будущем, а в настоящем – инвестируется в различные проекты. Одна из частей выступает как финансовая база для выплаты текущих пенсий, другая - это так называемый пенсионный капитал.

По нашему мнению, пенсионный капитал - это часть стоимости рабочей силы, созданная в прошлом периоде ее функционирования и сохраненная (отложенная) с целью дальнейшего потребления в будущем, в период нетрудоспособности застрахованного работника.

Эффективность институциональных преобразований в пенсионном обеспечении все больше зависит от того, на какие социальные институты и механизмы они опираются, какие социальные рычаги используют и к каким изменениям социальных индикаторов ведут.

Пенсионная система представляет собой сложный организм, объединяющий экономические, социальные и правовые институты, предназначенные для удовлетворения интересов различных слоев общества.

Особо следует подчеркнуть, что к основным институтам пенсионной системы, как показывает мировая практика, относятся:

- социальное страхование (с публично-правовым статусом);

- социальные пенсии, предоставляемые государством и местными органами власти;

- частная страховая инициатива и корпоративные пенсии, финансируемые предприятиями.

Для большинства национальных пенсионных систем характерны следующие признаки:

- роль институтов личного пенсионного страхования и социальной помощи является весьма скромной по сравнению с другими институтами;

- институт социального страхования в большинстве стран играет ключевую роль на протяжении последних 50-70 лет;

- сочетание (пропорции и формы) институтов социального пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования зависит от особенностей социальных доктрин устройства общества (либерального, консервативного, социал-демократического и т.д.) и развитости финансово-страховых институтов.

Рассматривая пенсионные фонды как систему, следует отметить структурную и функциональную составляющие пенсионной системы (рисунок 1).

В диссертации раскрыто содержание основных функций пенсионной системы (кумулятивная, учетная, доходообразующая, балансовая, перераспределительная, доходогарантирующая, мотивационная, страховая, инвестиционная, дифференцирующая, инвестиционно-стимулирующая, информационная) и выявлены системные недостатки, возникающие в результате неэффективного исполнения пенсионными фондами своих функций:

- существенный дефицит пенсионных отчислений в результате большой доли теневых доходов и непродуманной финансовой политики в пенсионной сфере;

- неудовлетворительно низкий уровень пенсии не соответствующий прожиточному минимуму пенсионера;

- отсутствие самодостаточности пенсионного фонда;

- существенная зависимость от бюджетных дотаций;

- крайне низкий уровень минимального обеспечения потребностей пенсионера;

- низкие доходы и непродуманный механизм сбора пенсионных отчислений, а значит, отсутствие мотивации к уплате пенсионных взносов как у индивидов, так и у организаций;

- недостаточное проявление страхового начала у современного пенсионного механизма;

- неэффективное инвестирование аккумулированной части, т.е. использования пенсионных средств как капитала;

- отсутствие масштабности выбора, несмотря на многоканальность вложения средств.





Рисунок 1 - Структурная и функциональная составляющая пенсионной системы

Примечание - Разработан автором


Следует подчеркнуть, что пенсионную систему необходимо рассматривать как часть финансовой системы страны и определять ее как с институциональной, так и функциональной позиций.

В мировой практике существуют две основные системы пенсионных фондов, использующих накопительные принципы:

1. Система установленных выплат (Defined Benefit – DB).

2. Система установленных взносов (Defined Contribution – DC).

Практически все существующие накопительные пенсионные фонды работают по одной из перечисленных схем. Вместе с тем структура фонда может в различных странах значительно отличаться. Анализ мирового опыта позволяет выделить три основные категории структуры государственных накопительных пенсионных фондов:

1. Частично накопительные DB фонды (partially funded DB) на данный момент являются наиболее распространенными.

2. Накопительные децентрализованные DC фонды (fully funded, decentralized) являются 100 % накопительными.

3. Третья категория включает так называемые “осторожные фонды” (provident fund), которые являются накопительными централизованными DC фондами.

Осторожные фонды распространены в странах, бывших британских колониях Африки и Азии. Данные фонды являются наиболее старыми. В тех странах, где они являются общенациональными, величина их активов достаточно высока. Крупнейший фонд - это индийский Employees’ Provident Fund (EPF), насчитывающий более чем 20 млн. клиентов. Вместе с тем, во многих странах данная схема охватывает лишь небольшую часть населения. Данные фонды инвестируют свой капитал преимущественно в государственные облигации своей страны, долговые обязательства государственных компаний, а также проекты социальной сферы. В таблице показаны средства, находящиеся в распоряжении государственных фондов трех типов (таблица 2).


Таблица 2 - Средства, находящиеся в распоряжении государственных фондов трех типов (% к ВВП)


1 тип

2 тип

3 тип

Египет

33.1%

Швейцария

117.0%

Малайзия

55.7%

Швеция

32.0%

Нидерланды

87.3%

Сингапур

55.6%

Япония

25.0%

Великобритания

74.7%

Шри-Ланка

15.2%

Иордания

16.9%

Австралия

61.0%

Кения

12.1%

Маврикий

13.1%

Чили

45.0%

Танзания

9.4%

Филиппины

11.2%

Дания

23.9%

Швейцария

6.6%

Замбия

11.1%

Аргентина

3.0%

Индия

4.5%

Канада

11.0%

Колумбия

2.9%

Непал

4.0%

Белиз

10.5%

Перу

2.1%

Индонезия

2.8%

Гана

9.4%

Польша

1.1%

Замбия

0.7%

Марокко

8.7%

Уругвай

1.0%

Уганда

0.6%

Швейцария

7.1%

Боливия

1.0%







Ю.Корея

7.0%

Мексика

0.5%







Тунис

6.9%

Казахстан

0.5%







Ямайка

5.7%

Венгрия

0.4%







Коста-Рика

5.4%













США

5.0%













Примечание - Составлена автором



Наибольшее распространение получил смешанный тип, где наблюдается интегрированная связь как государственных, так и частных механизмов, содержащих и распределительный, и накопительный компоненты.

^ 2 Анализ современного состояния пенсионной системы Республики Казахстан. Отличительной особенностью казахстанской пенсионной системы является характерная структура, состоящая из трех уровней:

Первый уровень - государственный. В соответствии с Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», наряду с накопительной пенсионной системой, сохранилась и солидарная пенсионная система. Обязательные пенсионные взносы в солидарную пенсионную систему включены в единый социальный налог, удерживаемый у работодателей. Солидарная пенсионная система предусматривает пенсионное обеспечение состоявшихся пенсионеров и тех граждан, чей трудовой стаж на 1 января 1998 года составил не менее шести  месяцев.

Второй уровень - обязательно индивидуальный. В накопительной системе пенсионного обеспечения каждый гражданин формирует индивидуальные пенсионные накопления за счет перечисления пенсионных взносов, удерживаемых в обязательном порядке в размере 10 % от дохода, подлежащего выплате в виде оплаты труда. Соответственно, пенсионные выплаты граждан, достигших пенсионного возраста, будет формироваться за счет накопленных средств, которые являются собственностью вкладчиков.

Третий уровень - добровольно индивидуальный. В соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» введено понятие добровольных пенсионных взносов и добровольных профессиональных пенсионных взносов, за счет которых может формироваться дополнительная пенсия, складывающаяся из добровольных взносов работающих и работодателей.

В Послании Президента Республики Казахстан народу Казахстана "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации" было сказано: «С этого года мы начинаем реализацию трехлетней программы углубления социальных реформ, направленную на формирование трехуровневой системы социального обеспечения, идеология которой проста. Во-первых, это базовые социальные выплаты, гарантированные государством. Во-вторых, обязательное социальное страхование. И, наконец, добровольные накопления граждан, которые в будущем будут превращены в социальные платежи. Эти три источника создадут необходимые условия для достойного обеспечения старости наших граждан…» (2005 г.).

Трехуровневая структура системы пенсионного обеспечения является гарантией сохранности пенсионных накоплений.

В ходе проведения пенсионной реформы появились новые участники системы пенсионного обеспечения – это накопительные пенсионные фонды (НПФ); организации, осуществляющие инвестиционное управление пенсионными активами (ООИУПА) и банки-кастодианы.

Схема взаимодействия этих субъектов при обеспечении накопительной пенсией будущих пенсионеров представлена на рисунке 2.

Накопительные пенсионные фонды подразделяются на открытые и корпоративные. Отличительной особенностью первых является прием обязательных и добровольных пенсионных взносов от вкладчика независимо от места работы и жительства получателя. Согласно Закону «О пенсионном обеспечении в РК» учредителями и акционерами открытого накопительного пенсионного фонда могут быть юридические и физические лица – резиденты Республики Казахстан, нерезиденты, имеющие определенный рейтинг одного из рейтинговых агентств, прямо или косвенно владеющие не более чем 25 процентами акций. На 1 января 2010 года функционировало 14 накопительных пенсионных фондов, а на 1 ноября 2010 года их количество на пенсионном рынке уменьшилось до 13.

Ведение счетов

клиентов

Информирование

о состоянии пенсионного счета






Прием пенсионных взносов


Начисление инвестиционного дохода

Осуществление выплат и переводов




Заключение договоров



Размещение пенсионных активов




Накопительный пенсионный фонд






Организация, осуществляющая инвестиционное управление пенсионными активами


Банк-кастодиан







Хранение денежных средств

Размещение пенсионных активов






Контроль за размещением средств

активов



Учет пенсионных активов





Рисунок 2 - Взаимодействие участников накопительной пенсионной

системы Республики Казахстан

Примечание - Разработан автором


Участниками накопительной пенсионной системы на 1 января 2010 года являются более 7,8 млн. человек, а их пенсионные накопления составляют 1,9 трлн. тенге (12,7 млрд. долларов США), а на 1 ноября 2010 года наблюдается рост по обоим показателям соответственно – 7,9 млн. человек и 2,2 трлн. тенге (рисунок 3).





Рисунок 3 – Динамика роста участников накопительной пенсионной

системы и пенсионных накоплений за 1999 - 2009 годы


Примечание - Разработан автором


Развитие накопительных пенсионных фондов в Республике Казахстан стало возможным в результате реформирования системы пенсионного обеспечения. В

этой связи эволюционные процессы НПФ происходили на фоне развития самой накопительной пенсионной системы, которые условно можно разделить на 4 этапа.

Первый этап (1998-2001 годы) можно назвать периодом формирования накопительной пенсионной системы и ее институтов.

Второй этап (2002-2004 годы) - период становления и развития был нацелен на решение задач по сохранности пенсионных накоплений и развития добровольных пенсионных схем.

Третий этап (2005-2007 годы) можно назвать самым динамичным в развитии НПФ и НПС, поскольку к концу 2007 г. они достигли своего десятилетнего рубежа, итоги которого представлены в достаточно значимых цифровых показателях.

Четвертый этап (2008г. - настоящее время) - период дестабилизации экономической ситуации в стране в условиях негативного влияния мирового финансового кризиса.

В настоящее время пенсионные фонды являются одним из основных инвесторов на фондовом рынке, что подчеркивается среднемесячным увеличением пенсионных активов.

В макроэкономическом плане, исходя из постулата, что пенсионный сектор взаимосвязан с общим состоянием национальной экономики, представляется вполне логичным рассмотреть его показатели относительно ВВП страны (таблица 3).


Таблица 3 - Динамика относительных показателей, характеризующих роль пенсионного сектора в экономике


Показатели

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

ВВП млрд. тенге (по данным Агентства по статистике)


5870,1


7453,0


10139,5


12849,8


16052,9

Отношение пенсионных накоплений к ВВП (в %)


11,0


12,2


11,9


11,0


11,6

Отношение пенсионных взносов к ВВП (в %)


8,7


9,2


9,0


9,2


9,3

Отношение «чистого»

инвестиционного дохода к ВВП (в %)


2,6


3,4


3,3


2,3


3,0

Отношение совокупного капитала фондов к ВВП (в %)


0,2


0,3


0,3


0,4


0,5

Примечание - Составлена автором


Так, например, на 01.01.2010 года отношение пенсионных накоплений к ВВП составило 11,6 %, что больше на 0,6 % по сравнению с 1.01.2006 года.

Темпы роста количества вкладчиков по обязательным, добровольным и добровольным профессиональным пенсионным взносам в сравнении с соответствующим периодом прошлых лет представлены в таблице 4.


Таблица 4 - Показатели количества вкладчиков по обязательным, добровольным и добровольным профессиональным пенсионным взносам за 2004 - 2009 годы

на конец периода


Годы

Количество вкладчиков по обязательным пенсионным взносам

Количество вкладчиков по добровольным пенсионным взносам

Количество вкладчиков по добровольным профессиональным

пенсионным взносам

кол-во человек

темп прироста

(в %)

кол-во человек

темп прироста

(в %)

кол-во человек

темп прироста

(в %)

2004

6 974 437

13,1

30 157

10,2

2 764

19,2

2005

7 613 369

9,2

32 336

7,2

3 297

19,2

2006

8 537 712

12,1

32 978

2,0

3 752

13,8

2007

9 223 712

8,0

40 904

24,0

3 848

2,6

2008

9 613 112

4,2

41 499

1,5

4 030

4,7

2009

7 732 128

-19,6

41 682

0,4

4 076

1,1

Примечание – Составлена автором

Как видно из таблицы 4, максимальный рост количества вкладчиков по обязательным пенсионным взносам наблюдается в 2004 году (13,1 %), а наименьший – в 2009 году (-19,6 %).

В 2008 году в результате обесценения ряда финансовых инструментов уровень доходности пенсионных активов казахстанских НПФ существенно снизился. В условиях высокой напряженности на фондовых рынках особо обострилась проблема дефицита финансовых инструментов, что создает угрозу финансовой устойчивости НПФ.

По состоянию на 1 января 2010 года совокупный объем пенсионных активов, находящихся в инвестиционном управлении накопительных пенсионных фондов и ООИУПА составил 1860,5 млрд. тенге, увеличившись за 2009 год на 440,0 млрд. тенге или на 31,0 %.

Следует отметить, что в период с 2004 по 2009 годы наблюдается неравномерная динамика темпов роста пенсионных накоплений, о чем свидетельствует таблица 5.


Таблица 5 - Темпы роста пенсионных взносов и пенсионных накоплений вкладчиков накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан за 2004-2009 годы


Наименование показателя

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Сумма пенсионных взносов

(в млрд. тенге)


380,1


512,4


683,9


912,1


1 184,7


1488,8

- прирост (в млрд. тенге)

128,3

132,3

171,5

228,2

272,6

304,1

- темп прироста пенсионных взносов (в %)


50,9


34,8


33,4


33,3


29,9


25,7

Сумма пенсионных накоплений

(в млрд.тенге)

484,0

648,6

909,7

1208,1

1420,5

1860,5

- прирост (в млрд. тенге)

115,7

164,6

261,1

298,4

212,4

440,0

- темп прироста пенсионных накоплений (в %)


31,4


34,0


40,3


32,8


17,6


31,0

Примечание - Составлена автором по данным АФН





Впервые с начала функционирования НПС Казахстана в 2008 году зафиксировано самое резкое снижение темпов их роста (17,6 %), что вызвано существенным сокращением инвестиционного дохода НПФ, связанным с нестабильностью на мировых финансовых рынках. Среднемесячное увеличение пенсионных активов за период с 1 января 2009 года по 1 января 2010 года составило 36,7 млрд. тенге. Средневзвешенный коэффициент номинального дохода по пенсионным активам (К2) за последние 60 месяцев на 1 ноября 2010 года составил 41,67%, но накопленный уровень инфляции намного превышает значение К2 и за аналогичный период составил 61,31%. Таким образом, в реальном выражении, то есть за вычетом инфляции доходность по пенсионным накоплениям сложилась отрицательной.

Правительством Республики Казахстан определены основные задачи в системе пенсионного обеспечения, которые заключаются в реализации государственной политики в области накопительной пенсионной системы, обеспечении устойчивой деятельности накопительных пенсионных фондов в целях сохранности пенсионных накоплений населения, защите интересов вкладчиков (получателей) накопительных пенсионных фондов.

Казахстанским законодательством установлено, что государство гарантирует получателям сохранность обязательных пенсионных взносов в накопительных пенсионных фондах в размере фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции на момент приобретения получателем права на пенсионные выплаты.

Внесенные изменения и дополнения в казахстанское пенсионное законодательство были разработаны с учетом практических результатов пенсионной реформы и направлены на обеспечение гарантий финансовой устойчивости накопительных пенсионных фондов, сохранности пенсионных накоплений вкладчиков. В этих целях мерой государственного регулирования НПФ является лицензирование деятельности субъектов пенсионной системы (накопительные пенсионные фонды, ООИУПА, банки-кастодианы).

По состоянию на 1 января 2010 года лицензии на осуществление деятельности по привлечению пенсионных взносов и осуществление пенсионных выплат имеют 14 накопительных пенсионных фондов, которые имеют 75 филиалов и 48 представительств в регионах республики. Лицензии на инвестиционное управление пенсионными активами имеют 14 юридических лиц, из них 10 фондов имеют лицензии на самостоятельное управление пенсионными активами: АО «Накопительный пенсионный фонд «ГНПФ», АО «Накопительный пенсионный фонд Народного Банка Казахстана», АО «Накопительный пенсионный фонд «БТА Казахстан», АО «НПФ «Капитал», АО «Накопительный пенсионный фонд «Казахмыс», АО «Открытый накопительный пенсионный фонд «Отан», АО «Евразийский накопительный пенсионный фонд», АО «Открытый накопительный пенсионный фонд «АМАНАТ КАЗАХСТАН», АО «Накопительный пенсионный фонд «НефтеГаз-ДЕМ» и АО «Накопительный пенсионный фонд «РЕСПУБЛИКА».

Инвестиционная деятельность пенсионных фондов во всем мире рассматривается как обязательная, однако независимо от ее видов и направлений результаты должны обеспечивать сохранность пенсионных накоплений от инфляционного обесценения и финансовых катаклизмов.

В Республике Казахстан инвестирование пенсионных активов могут осуществлять накопительные пенсионные фонды самостоятельно (с 2003 года) или через ООИУПА. Необходимо также отметить, что доля ценных бумаг в иностранной валюте в инвестиционном портфеле фондов была увеличена с 2007 г. почти в 17 раз, что обусловлено ростом доходности некоторых финансовых инструментов на международных рынках, так и диверсификацией вложений пенсионных фондов. По состоянию на 1 января 2010 года наибольшую долю в инвестиционном портфеле накопительных пенсионных фондов составляют негосударственные ценные бумаги эмитентов Республики Казахстан (46,34 %) и государственные ценные бумаги (30,85 %), суммарная доля которых составляет 77,19 % (рисунок 4).




Рисунок 4 - Инвестиционный портфель накопительных пенсионных фондов на 01.01.2010 года


Примечание - Разработан автором


В условиях неопределенности и нестабильности на зарубежных рынках, учитывая падение мировых финансовых индексов, НПФ в настоящее время осуществляют реструктуризацию инвестиционного портфеля с целью его ориентации в большей степени на внутренний рынок. Основными рисками, присущими деятельности НПФ, являются кредитный, рыночный, операционный риски. При этом кредитный риск является наиболее распространенным видом финансового риска. На сегодняшний день важным аспектом является усиление системы риск-менеджмента в целях снижения и предотвращения рисков.

Большое значение в настоящее время играет решение проблемы обеспечения сохранности пенсионных накоплений. Законодательно государство Казахстана гарантирует сохранность пенсионных накоплений с учетом уровня инфляции, а с переходом на мультипортфели гарантия будет распространяться только на накопления, размещенные в консервативном портфеле, целесообразно было бы создание Фонда гарантирования пенсионных выплат в рамках агрессивного портфеля НПФ.

При разработке реальных механизмов защиты пенсионных накоплений и обеспечения тем самым финансовой устойчивости накопительных пенсионных фондов Правительству Республики Казахстан следует принять во внимание опыт зарубежных стран и использовать в отечественной практике.

Особое внимание хотелось уделить проблемам казахстанской накопительной пенсионной системы, которые в настоящее время ей свойственны. И, в частности:

- недостаточность пенсионных накоплений для достойного уровня пенсионных выплат при наступлении старости;

- недостаточный охват населения услугами накопительных пенсионных фондов, прежде всего речь идет о сельском и самозанятом населении;

- низкий уровень финансовой грамотности и инвестиционной культуры населения;

- недостаточная степень развития системы добровольных пенсионных накоплений;

- слабое развитие фондового рынка, проблемы эффективного инвестирования пенсионных накоплений, в условиях дефицита привлекательных, и  в  то  же время надежных и ликвидных ценных бумаг и др.;

- низкая доходность пенсионных фондов, не обеспечивающая сохранности пенсионных накоплений от инфляционного обесценения и финансовых катаклизмов;

- необходимость модернизации экономики, индустриально-инновационного развития реального сектора экономики на основе государственно-частного партнерства и осуществления инфраструктурных проектов;

- недостаточность выпуска муниципальных облигаций для реализации региональных проектов по строительству дорог, муниципального жилья и др.

  1   2

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты