Домой

Планы семинарских занятий психология и педагогика в профессиональной деятельности для студентов общеюридического факультета Специальность 030501. 65 Юриспруденция




Скачать 343.03 Kb.
НазваниеПланы семинарских занятий психология и педагогика в профессиональной деятельности для студентов общеюридического факультета Специальность 030501. 65 Юриспруденция
Дата25.12.2012
Размер343.03 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
Содержание
Выписка из тематического плана по курсу
Пояснительная записка
Планы семинарских занятий по курсу
Семинарское занятие — 2 часа
Семинарское занятие — 2 часа
Семинарское занятие — 2 часа
Семинарское занятие — 2 часа
Семинарское занятие — 2 часа
Семинарское занятие — 2 часа
Семинарское занятие — 2 часа
Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
Семинарское занятие — 2 часа
Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
Примерный перечень вопросов для итогового контроля
Примерная тематика рефератов
Хорольская Татьяна Евгеньевна
Подобные работы:


Министерство внутренних дел Российской Федерации

Барнаульский юридический институт

Кафедра психологии И ПЕДАГОГИКИ В ОВД


планы СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИй


ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


для студентов общеюридического факультета

Специальность 030501.65 Юриспруденция


Барнаул 2009


ББК-74.5

Х 81


Психология и педагогика в профессиональной деятельности: Планы семинарских занятий.- Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2009. –21 c.


Планы семинарских занятий подготовлены кандидатом педагогических наук, старшим преподавателем кафедры психологии и педагогики в ОВД, майором милиции Хорольской Т.Е.


В настоящие материалы включены вопросы, рассматриваемые на семинарских занятиях. Имеется список литературы, задания и вопросы для самостоятельной работы к каждой теме, а также примерный список вопросов к экзамену и тематика рефератов.

Предназначены для студентов общеюридического факультета.


Рекомендовано к использованию в учебном процессе на заседании Методического совета Барнаульского юридического института МВД России от «___»__________ 2009 г. Протокол № ___


© Барнаульский юридический институт МВД России, 2009

^ Выписка из тематического плана по курсу

«Психология и педагогика в профессиональной деятельности»

для студентов общеюридического факультета

Специальность 030501.65 Юриспруденция




п/п

Наименование тем

Количество часов по видам занятий

Виды исп. ТСО, нагляд. пособий ТВ, кино и др.

Наимен. дисц. и номера тем,

которые должны быть изучены до данной темы

Всего

Л.

С/З

П/З

Д/р

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Предмет, задачи и система курса «Психология и педагогика в профессиональной деятельности»

2

2










ММП




2.

Психические процессы и состояния

6

4

2







ММП




3.

Психологические характеристики личности

4

2

2







ММП




4.

Психологические явления и процессы в различных социальных группах

2

2










ММП




5.

Психологические основы профессионального общения

2

2










ММП

Проф. этика

6.

Психологические основы и предотвращения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности

4

2

2







ММП




7.

Социально-психологическая характеристика личности с отклоняющимся поведением

4

2

2







ММП




8.

Профессиональные качества юриста

4

2

2










Проф. этика

9.

Психология лидерства и руководства в группе

2

2










ММП




10.

Общая характеристика основных педагогических явлений и процессов

6

4

2







ММП




11.

Специфика обучения, его методы и формы

2

2










ММП




12.

Специфика воспитания, его содержание и методы

2

2










ММП




13.

Педагогические основы управления в профессиональной деятельности юриста

4

2

2







ММП




14.

Педагогические основы самообразования и самовоспитания

4

2

2







ММП




15.

Профессиональная деятельность юриста в экстремальных условиях

2

2










ММП







Экзамен

























Самостоятельная работа













50










Всего

50

34

16















^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


С усложнением различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые не только к уровню профессиональной компетентности, но и к личности человека, который избрал профессию юриста в качестве жизненной цели. Все большее значение при этом приобретают психологические факторы: наличие у студентов личностных качеств и задатков, которые в ходе обучения должны быть приведены в системы умений, обеспечивающих успех будущей профессиональной деятельности.

Психологической основой формирования профессиональной пригодности к юридической деятельности является устойчивая положительная профессиональная мотивация, определяющая направление, в котором идет формирование профессиональных качеств личности, развивающая творческий подход к труду. Курс "Психология и педагогика профессиональной деятельности" предполагает обеспечение студентов базовыми и современными практическими знаниями в области психологии и педагогики, самопознания, саморазвития, самоуправления.

В профессиональной деятельности юриста важное место занимает его психолого-педагогическая подготовленность. Это связано, прежде всего, с тем, что при решении профессиональных задач, юрист вынужден:

- вступать в непосредственные контакты с людьми, которые выступают в качестве потерпевших, свидетелей, понятых, экспертов;

- выяснять сложные переплетения человеческих взаимоотношений, мотивы поступков, интересы и устремления людей;

- в процессе общения учитывать типичные и индивидуальные особенности людей, которые имеют различные характеры, свое отношение к миру, особые характеристики мышления, памяти, внимания, разный уровень культуры и воспитания;

- сталкиваться с проявлением таких негативных качеств людей, толкающих их к совершению противоправных действий, как корысть и месть, коварство и жестокость, жадность и амбиции, любовь и ревность, и т.д.

Эти задачи вызывают необходимость:

- овладения методами разъяснительной работы в вопросах правосознания, методами убеждения, внушения, принуждения;

- развития коммуникативных способностей и умений

правильно выстраивать собственную линию поведения в общении, избегая конфликтов при решении деловых вопросов;

- рационально распределять свои силы и способности, надолго сохранять работоспособность и, при наименьших затратах энергии, получать доказательные оптимальные результаты;

- осуществлять самодиагностику своих возможностей, развивать недостающие психологические качества, осваивать навыки саморегуляции, технологии саморазвития, способствующие личностному самоутверждению в профессии.

Знание психолого-педагогической науки помогает юридическому работнику решать вышеперечисленные задачи, используя это знание в процессе профессиональной деятельности.

Изучение курса предполагает, прежде всего, овладение основными категориями и понятиями психологической науки.

Психологическая наука - сложная область знаний о механизмах и закономерностях психики, о формировании психических особенностей личности, о психологических основах взаимодействия и общения людей. Психология интегрирует знания многих наук, изучающих человека и человеческое общество. Вооруженная экспериментальными, клиническими, математическими методами, психология выступает непременной участницей решения множества человеческих проблем.

Знание психических закономерностей, применение в процессе юридической деятельности определенных психологических методов облегчает труд, помогает регулировать и строить правильные взаимоотношения с заинтересованными лицами, глубже понимать мотивы поступков людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и использовать эти результаты в деятельности. Кроме того, знание психологии дает возможность контролировать собственные познавательные, волевые, эмоциональные процессы, проверять и направлять эти процессы у других лиц, правильно принимать решения в критических ситуациях.

В отличие от психологии, дающей знания о закономерностях, особенностях формирования, функционирования и проявления психики человека и психологии социальных групп, педагогика изучает закономерности организации, функционирования и взаимодействия социальной и экологической среды, воспитания, деятельности и общения, под воздействием которых осуществляется формирование и развитие человека.

Педагогика - область гуманитарного, антропологического, философского знания. В общей системе наук о человеке педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека, подготовку его к жизни и профессиональной деятельности.

Цель изучения педагогической науки состоит в овладении знаниями теоретических основ педагогики, знакомстве со сферой практической деятельности юриста в логике личностно-ориентированного педагогического процесса и гуманистической концепции воспитания. Изучение данного раздела курса предполагает формирование и развитие у студентов педагогического мышления, умения анализировать педагогические проблемы юридической практики и успешно решать их в своей деятельности. Знания социально-психологических закономерностей и особенностей воспитания - важнейшее условие эффективного правотворчества и право применения.

Основное содержание курса "Психология и педагогика профессиональной деятельности" соответственно направлено на формирование у студентов системы устойчивой мотивации учебной и профессиональной деятельности, самоопределение в профессии, развитие творческого мышления и умения с позиции данных наук подходить к решению профессиональных проблем, оценке общественных событий, фактов, явлений, деятельности и поведения других людей.

Основная задача изучения курса "Психология и педагогика профессиональной деятельности" состоит в освоении будущими юристами основ психолого-педагогической науки, закладке фундамента психолого-педагогической культуры, являющейся обязательным компонентом профессионального мастерства.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

  • знать:

- основные понятия, определения и категории психологии и педагогики;

- основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, знание воли и эмоций, потребностей и мотивов в поведении человека;

- условия формирования личности;

- социально-психологические закономерности развития групп и коллективов;

- принципы, методы и формы обучения и воспитания;

- цели, содержание и задачи обучения, воспитания, развития и психологической подготовки в профессиональной деятельности.

- психолого-педагогическую характеристику личности и коллектива;

  • уметь:

- осуществлять психологическое воздействие и строить общение с людьми в обычных и экстремальных ситуациях;

- использовать психолого-педагогические знания для адекватной самооценки личности, профессионального самосовершенствования и совершенствования профессиональной деятельности.

  • владеть:

- с учетом основных психологических механизмов поведения и деятельности людей технологией гибкого общения в ситуациях будущей деятельности;

Основными формами учебного процесса являются лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа с литературой, подготовка рефератов, докладов, научных сообщений.

Самоконтроль за процессом усвоения знаний обеспечивается системой контрольных заданий по изучаемым темам на семинарских занятиях, а также с помощью отдельных заданий для самостоятельной работы.

На изучение курса отводится 100 часов, в том числе на лекционные занятия – 34 часа, на семинарские занятия – 16 часов, на самостоятельную работу- 50 часов. Окончание обучения завершается экзаменом.


^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ


Семинарские занятия предоставляют большие возможности для полноценного решения задачи психологического образования студентов. Усвоение психологических знаний здесь стимулируется экспериментом, наблюдением, анализом собственного опыта студентов, подготовкой сообщений и докладов, дискуссиями, анализом конкретных ситуаций и др.

Каждому занятию должна предшествовать самостоятельная работа. Она заключается в систематическом изучении рекомендованной литературы. Перед изучением темы нужно ознакомиться с перечнем основных вопросов программы, затем прочитать конспект лекций и только после этого приступать к работе над первоисточниками. При чтении следует сосредоточить внимание на уяснении основных положений темы. При последующей работе с текстом целесообразно составить краткий конспект изученного материала. В нем рекомендуется записывать самое существенное, оформлять конспект следует в виде формально - логической модели темы, графов, таблиц и схем.

Для успешного самоанализа, составления психологической характеристики в целях личностного и профессионального роста рекомендуется в конце лекционного конспекта по курсу открыть самостоятельные страницы в форме "Дневника саморазвития" для самодиагностики, самопознания и самовоспитания. В "Дневнике" фиксируются результаты психологической диагностики, намечаются программы коррекции и развития качеств личности, отвечающих требованиям профессиональной деятельности, а также отбираются оперативные методики психологической диагностики, которые могут найти применение в учебной, научной работе, при написании курсовых и дипломных работ, в практике профессиональной деятельности.


Тема 2.


Психические процессы и состояния
^

Семинарское занятие — 2 часа


Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:


1.Общая характеристика сенсорно - перцептивных процессов:

а) сущность и особенности ощущений;

б) общая характеристика восприятий;

в) сущность воображения.

2.Внимание, память, мышление и речь:

а) общая характеристика внимания;

б) сущность и своеобразие памяти;

в) общая характеристика мышления;

д) понятие речи в психологии.

3. Эмоциональные процессы и образования в психике человека.

а) сущность и особенности эмоций и чувств;

б)общая характеристика психических состояний;

в) сущность воли. Физиологические основы воли.


Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Раскройте физиологические основы ощущений?

  2. Покажите различия между ощущениями и восприятиями?

  3. В чем суть представлений?

  4. Охарактеризуйте виды воображений?

  5. Какую роль играет внимание в деятельности человека?

  6. Опишите основные процессы памяти?

  7. Что является физиологической основой мышления?

  8. Дайте общую характеристику речи?

  9. Чем отличаются чувства от эмоций?

  10. Что такое волевой акт?


Задача. Было проведено анкетирование лиц, отбывающих наказание, с целью выяснить, что ярче всего запечатлелось у них в памяти от встреч со следователем: обстановка кабинета, черты внешности следователя, его одежда; слова, голос или манера поведения. Оказалось, что мужчины хорошо запомнили стол следователя и предметы, находящиеся на нем, женщины обратили внимание, и точнее запомнили внешний вид следователя, детали одежды, смысл его слов. По сравнению с другими моментами хорошо запомнились первый допрос и последняя встреча со следователем при ознакомлении обвиняемого с материалами дела.

Задание. Какой особенностью памяти можно объяснить воспроизводство деталей, событий в данном случае? Какая особенность процесса запоминания, проявленная в данной ситуации, объясняется действием закона края?

Задача. Свидетель видел разыскиваемого преступника во дворе своего дома, но не мог припомнить точную дату. Следователь начал выяснять, какие события последних недель свидетель запомнил, и тот уверенно назвал день и час, когда видел преступника.

Задание. Какой особенностью памяти объясняется восстановление даты события в данном случае?


Темы рефератов

  1. Память и ее значение для процесса формирования знания.

  2. Творческое мышление, его особенности и условия его развития.

  3. Воображение и творчество, условиях их развития и индивидуальные особенности проявления.

  4. Взаимосвязь эгоцентризма и его проявления в мышлении и речи.

Литература:

  1. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека».- М.: Педагогическое общество России, 2003. -276 с.

  2. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие/ Н. В. Бордовская , А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

  3. Зельдович, Б. З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие для студентов юридических вузов. / Б.З. Зельдович– М Экзамен, 2003. – 320 с.

  4. Казанцев, В. Н. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: курс лекций в 2-х ч./ В.Н.Казанцев- Барнаул: Изд. -БЮИ МВД России, 2004. – 423 с.

  5. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций./ В.Г.Крысько М.: Омега-Л, 2005.-336 с.

  6. Копылова Г. К. Психология в деятельности внутренних дел: курс лекций/ Г. А. Копылова, А. В. Прозоров; Департамент кадрового обеспечения МВД России. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 236 с.

  7. Психология. Педагогика. Этика: учебник для вузов/под ред. Ю. В. Наумкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.-551 с.


Тема 3.


Психологические характеристики личности
^

Семинарское занятие — 2 часа


Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:


  1. Понятия о личности в психологии.

  2. Психические свойства личности.

а) сущность направленности личности;

б) понятие темперамента в психологии;

в) общая характеристика характера;

г) сущность способностей;

  1. Особенности социализации личности.


Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Покажите различия между понятиями «индивид» и «личность»?

  2. Дайте определение личности?

  3. Что включает в себя психологическая структура личности?

  4. Что представляет собой направленность как психическое свойство личности?

  5. Какие особенности высшей нервной деятельности лежат в основе темперамента?

  6. Перечислите основные особенности акцентуации характера?

7. Что представляет собой процесс социализации личности?


Задание:

Определите: чему – гениальности, таланту или одаренности – соответствуют следующие положения:

а)совокупность нескольких особенностей, обусловливающих успешную активность человека в широких диапазонах деятельности и общения;

б) уникальные способности, наличие которых позволяет получить результаты, являющиеся достижением эпохи;

в) высокая способность к конкретным видам деятельности или общения в которых человек достигает значительных творческих результатов.


Литература:

  1. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека».- М.: Педагогическое общество России, 2003. -276 с.

  2. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие/ Н. В. Бордовская , А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

  3. Зельдович, Б. З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие для студентов юридических вузов. / Б.З. Зельдович– М Экзамен, 2003. – 320 с.

  4. Казанцев, В. Н. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: курс лекций в 2-х ч./ В.Н.Казанцев- Барнаул: Изд. -БЮИ МВД России, 2004. – 423 с.

  5. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций./ В.Г.Крысько М.: Омега-Л, 2005.-336 с.

  6. Копылова Г. К. Психология в деятельности внутренних дел: курс лекций/ Г. А. Копылова, А. В. Прозоров; Департамент кадрового обеспечения МВД России. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 236 с.


Тема 6.

Психологические основы и предотвращения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности

^

Семинарское занятие — 2 часа


Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:


1. Трудности и барьеры общения. Основы профессиональной конфликтологии.

2.Понятие конфликта. Виды конфликтов и их характеристика. Этапы формирования и развития конфликтов.

3. Способы выхода из конфликта. Правила поведения в конфликтной ситуации.

4. Технология профессионально-делового общения.


Деловая игра (по выбору)

  1. Тест - тренинг определения конфликтности: моделирование «С» -конфликта (см.: Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.- Минск, 2002. С. 329-334).

  2. Тест-тренинг «СПК» - конфликты (см.: Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.- Минск, 2002. С.334-341, 344-355).



Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Проанализируйте 2-3 реальных конфликта из собственного опыта, используя универсальную понятийную схему описания конфликта.

2. Что такое в вашем представлении конфликт и толерантность? Приведите пример из собственного опыта, иллюстрирующий эти явления.

3. Почему наиболее острые международные конфликты связаны с войнами?

4. В каких формах с древности и до нового времени шло в мире накопление знаний о конфликтах?

5. Что, по вашему мнению, было верным в марксистском учении о конфликтах и что неправильным? Аргументируйте свою точку зрения.

6. Какое утверждение вы считаете верным:

а) конфликт есть нормальное общественное явление;

б) конфликт – форма социальной патологии?

(Приведите доводы в пользу своего мнения.)

7. Попробуйте сформулировать определение конфликта. Чем конфликт отличается от противоречия?

8. Чем конфликт отличается от других видов социальных противоречий?

9. В чем специфика методов конфликтологии в отличие от социологической и психологической методологии, методики.

10. Как темперамент и характер человека влияют на его конфликтность?


Литература:

  1. . Конфликтология: учебник./ И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров– М.: ИНФРА – М, 2003. С.5-102.

  2. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учебное пособие./ А.В. Дмитриев – М.: Гардарики, 2003. С.7-42; 53-135.

  3. Мириманова, М.С. Конфликтология: учебник./ М.С. Мириманов - М.: Изд. центр «Академия», 2003. С.5-39.


Тема 7.


Социально-психологическая характеристика личности с отклоняющимся поведением
^

Семинарское занятие — 2 часа


Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Понятие и типы отклоняющего поведения. Характеристика делинквентного поведения.

2. Характеристика и виды аддитивного поведения. Бытовое пьянство и алкоголизм. Наркомания.

3. Характеристика патахарактерологического типа отклоняющегося поведения. Определение понятия «психопатия», классификация, критерии, связь психопатии с криминальным поведением.


Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений:

  1. Какие факторы способствуют началу курения табакокурению?

  2. Какие факторы предрасполагают к инициации употребления алкоголя?

  3. Какие факторы способствуют началу употребления наркотиков?

  4. Сегодня едва ли можно найти человека, который не знал бы о трагических, порой даже смертельных последствиях табакокурения, алкоголизма, наркомании. Нельзя ли сделать вывод, что за аддиктивным поведением такого рода стоит неосознанная тяга к саморазрушения и даже к суициду?


Литература:


  1. Атлас по психологии: информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека».- М.: Педагогическое общество России, 2003. -276 с.

  2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учеб.пособие для студентов юридических вузов./ В.Л. Васильев- СПб: Издательство "Питер", 2005.- 656 с.

  3. Мариновская, И. Д., Тихомиров, С. Н. Юридическая психология: учеб. пособие./ И.Д. Мариновская, С.Н. Тихомиров – М.: Дело, 2005. -384 с.

  4. Психология: учеб./ отв. ред. А. А. Крылов. - Изд. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 752 с


Тема 8.

Профессиональные качества юриста
^

Семинарское занятие — 2 часа



Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

    1. Модель личности юриста.

    2. Психологические основы профессиональной подготовки юристов.

    3. Юридические профессиограммы (судья, прокурор и его помощник, адвокат, судья арбитражного суда, юрисконсульт, нотариус).


Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений:

1. Чем, по вашему мнению, определяется большое число желающих получить юридическое образование; какие мотивы доминируют при выборе этого образования молодыми людьми; насколько эти мотивы соответствуют их становлению как юристов, которым принадлежит особая роль в цивилизованном развитии нашего общества?

2. Выберите одну из гуманитарных дисциплин и одну из общепрофессиональных или специальных, которые вам нравятся больше всего. Оцените, сравнивая ту и другую, что и в какой степени каждая из них вносит в

ваше становление как юриста-личности. Последовательно, сравнивая, оценивайте по критериям:

а)повышение общей и профессиональной образованности;

б)повышение профессиональной обученности;

в) повышение общей и профессиональной воспитанности;

г) повышение общей и профессиональной развитости.

Литература:

  1. Аминов, И. И. Юридическая психология: учеб. пособие/ И. И. Аминов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2008. - 415 с.

  1. Васильев, В. Л. Юридическая психология. - СПб: Питер, 2005.- 656 с.

  2. Мариновская, И. Д., Юридическая психология: учеб. пособие. / И. Д. Мариновская, С. Н.Тихомиров – М.: Дело, 2005. -384 с.

  3. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник/ под ред. : В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2008. - 512 с.


Тема 10.

Общая характеристика основных педагогических явлений и процессов
^

Семинарское занятие — 2 часа



Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Предмет педагогики. История развития педагогической мысли.

2. Структура педагогического процесса. Дидактика.

3. Основные функции процесса обучения. Закономерности и принципы процесса обучения и их соотношения.

4. Основные концепции обучения.


Вопросы и задания для самопроверки:


Задания не переписываются. Обозначаются только № вопроса и соответствующая буква правильного, на ваш взгляд, ответа: а, б, в или г.

1.В процессе педагогического взаимодействия между учителем и учеником складываются отношения:

а) объект-объектные

б) субъект-субъектные

в) объект-субъектные

г) субъект-объектные

2. Какой компонент образовательного процесса является системообразующим?

а) целеполагание

б) внеклассное мероприятие

в) контрольная работа

г) домашнее задание

3. Как в педагогике называется деятельность, когда взрослый передаёт, а ребёнок приобретает поведенческий, нравственный и т. д. опыт в естественном процессе взаимодействия поколений?

а) воспитание

б) мотивация

в) развитие

г) переживание

4. Какая личностная функция в концепции личностно ориентированного образования определяет способность ученика сомневаться, выбирать, не соглашаться?

а) гуманитарная

б) критическая

в) самореализации

г) коллизийная

5. Какое из понятий самое «широкое», вбирающее в себя все остальные?

а) воспитание

б) образование

в) обучение

г) самообразование.

6. Процесс усвоения социальных норм, ценностей, типичных форм поведения называется

а) цивилизация

б) развитие

в) социализация

г) активность

7. Социальные институты, обеспечивающие обучение и воспитание человека – это…

а) педагогика

б) образовательная система

в) структура Министерства образования

г) педагогический процесс

8. Что является предметом педагогики?

а) образование как педагогический процесс

б) обучение

а) воспитание

г) развитие

9.Какой из подходов в педагогике называется аксиологическим ?

а) ориентация на личность

б) организация образовательного процесса в режиме диалога

а) ориентация на деятельность

г) ориентация на представление о ценностях

10. Цель личностно ориентированного образования

а) создание условий для развития (саморазвития) личности

б) всестороннее развитие человека

в) нравственное совершенство

г) умение ладить с другими людьми

11.Социализация – это…

а) процесс усвоения человеком социальных норм, ценностей и типичных форм поведения

б) оказание обществом помощи нуждающимся людям

в) активное участие в жизни общества

г) борьба против общественного неравенства

12.Каким процессом является воспитание?

а) стихийным

б) целенаправленным

в) внешним

г) государственным

13.Образовательная система – это…

а) социальные институты, обеспечивающие обучение и воспитание человека

б) инспекция по делам несовершеннолетних и школа

в) педсовет и методическое обучение учителей

г) Министерство образования и областное управление образованием

14.В перцептивные умения юриста входит умение

а) организовывать

б) понимать

в) двигаться

г) работать с печатными источниками

15.В какую группу включены основные категории педагогики

а) среда, наследственность, воспитание

б) знания, умения, навыки

в) воспитание, обучение, образование


г) система, социализация, педагогическое взаимодействие

16.Общая педагогика изучает и исследует

а) развитие педагогических идей и практики воспитания в различные исторические эпохи

б) основные закономерности образования

в) особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития

г) особенности психологических процессов

17. Систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об основах познания и преобразования педагогической действительности называют

а) дидактикой

б) методологией

в) педагогической технологией

г) феноменология

18. Механизм сопереживания эмоциональному состоянию другого

а) сублимация

б) эмпатия

в) интеллектуализация

г) подавление


Литература:

  1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие/ Н. В. Бордовская , А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

  2. Зельдович, Б. З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие для студентов юридических вузов. / Б.З. Зельдович– М Экзамен, 2003. – 320 с.

  3. Казанцев, В. Н. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: курс лекций в 2-х ч./ В.Н.Казанцев- Барнаул: Изд. -БЮИ МВД России, 2004. – 423 с.

  4. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций./ В.Г.Крысько М.: Омега-Л, 2005.-336 с.


Тема 13.

Педагогические основы управления в профессиональной деятельности юриста
^

Семинарское занятие — 2 часа



Вопросы для обсуждения на семинарском занятии:

1. Педагогическая концепция управления в профессиональной деятельности юриста. Педагогическая подсистема управления.

2. Педагогическая цель и задачи управления. Управленческо-педагогические принципы.

3. Педагогическая сущность организации. Педагогические факторы и управленческо-педагогические технологии организации управления.

4. Система требований к современному руководителю. Структура педагогических отношений руководителя.


^ Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений:

1. Что, по Вашему мнению, определяет педагогическую культуру руководителя

( ответ обоснуйте):

- высокий интеллект,

- интеллигентность

- нравственная чистота

- другое;


2. Назовите пути формирования педагогической культуры для руководителя.

3. Как должен поступать руководитель, чтобы повысить педагогическое влияние своего личного примера?

4. Что понимается под организационной обученностью и воспитанностью сотрудников, из каких элементов каждая из них складывается?

Литература:

  1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие/ Н. В. Бордовская , А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

  2. Зельдович, Б. З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие для студентов юридических вузов. / Б.З. Зельдович– М Экзамен, 2003. – 320 с.

  3. Казанцев, В. Н. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: курс лекций в 2-х ч./ В.Н.Казанцев- Барнаул: Изд. -БЮИ МВД России, 2004. – 423 с.

  4. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций./ В.Г.Крысько М.: Омега-Л, 2005.-336 с.


Тема 14.

Педагогические основы самообразования и самовоспитания
^

Семинарское занятие — 2 часа



Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1.Сущность и функции самообразования, самовоспитания, перевоспитания и место этих процессов в формировании личности.

2. Значение ценностных ориентаций личности, общей культуры, идеала для самовоспитания и саморазвития.

3. Принципы профессионального и личностного саморазвития. Овладение методами саморазвития.

4. Технология успеха в профессиональной деятельности. Успешные стратегии построения профессиональной карьеры. Психолого-педагогические условия реализации личности в профессии.


^ Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений:

1. Составьте индивидуальную программу для самообразования с учетом своих интересов, потребностей и возможностей для достижения цели в жизни.

2.Составьте индивидуальную программу для самовоспитания ( перевоспитания) с учетом своих негативных и вредных привычек для самосовершенствования.

3. Попробуйте опробовать методику «Я сам – сверка» (ее небольшую часть и в самостоятельном исполнении) и убедитесь в ее полезности для себя. Поступите так:

- выберете любое качество юриста, которым бы вы хотели обладать в совершенстве;

- на чистом листе бумаги, в левой ее половине, по вертикали напишите, подумав, перечень должных проявлений этого качества в поведении (которые должны проявиться и у вас, если оно как-то уже развито);

- правую сторону половину листа разделите вертикальными линиями на 10-15 граф, а вверху в каждой проставьте даты, начиная с завтрашнего дня;

- ежедневно в конце дня доставайте свою методику и, последовательно прочитывая написанные вами проявления качества, оценивайте ( например, по пятибалльной системе), насколько совершенно они обнаруживались в вашем поведении в течение дня. Оценки выставляйте в графе соответствующей даты, напротив оцениваемого проявления;

- когда пройдет намеченный для самооценок отрезок времени и все графы будут заполнены, определите среднеарифметические оценки по вертикали и горизонтали и продумайте, о чем это говорит, в какой степени качество развито, в каких проявлениях есть слабости. Сделайте вывод: надо ли совершенствовать качество и в каких проявлениях есть слабости. Сделайте вывод: надо ли совершенствоваться


Литература:

  1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие/ Н. В. Бордовская , А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

  2. Зельдович, Б. З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие для студентов юридических вузов. / Б.З. Зельдович– М Экзамен, 2003. – 320 с.

  3. Казанцев, В. Н. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: курс лекций в 2-х ч./ В.Н.Казанцев- Барнаул: Изд. -БЮИ МВД России, 2004. – 423 с.

  4. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций./ В.Г.Крысько М.: Омега-Л, 2005.-336 с.


^ ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ:


  1. Понятие и предмет психологии. История развития.

  2. Отрасли современной психологии, методы исследования и значение психологии в юридической деятельности.

  3. Понятие и предмет педагогики. Основные методы воспитания и значение в юридической деятельности.

  4. Строение и функции нервной системы человека.

  5. Психические процессы.

  6. Психические состояния.

  7. Понятие личности, ее развитие и формирование.

  8. Структура личности и ее основные признаки.

  9. Темперамент.

  10. Характер.

  11. Понятие общения, его виды и формы.

  12. Функции и трудности общения.

  13. Понятие малых социальных групп и их виды.

  14. Взаимоотношение в малых группах диадах.

  15. Взаимоотношение в малых группах триадах.

  16. Коллектив, его основные признаки и стадии развития.

  17. Понятие и виды психической деятельности.

  18. Психологическая характеристика условий деятельности юриста.

  19. Профессиограмма юриста.

  20. Профессиональная деформация и ее нравственно-психологическое содержание.

  21. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор.

  22. Конфликт, его виды и характеристика.

  23. Этапы развития конфликта и основные виды исхода.

  24. Способы и методы разрешения конфликтов.

  25. Понятие экстремальных условий и их типы.

  26. Психологический анализ действий в экстремальных условиях.

  27. Психологическая подготовка к действиям в экстремальных условиях.

  28. Статико-динамические психические явления и их учет в деятельности правоохранительных органов.

  29. Статичные психические явления их учет в деятельности правоохранительных органов.

  30. Психологические особенности толпы.

  31. Слухи и их психологическая сущность.

  32. Педагогика в системе наук о человеке.

  33. Соотношение предметов педагогики и психологии.

  34. Социокультурная обусловленность педагогических задач.

^ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Феномен человека: проблема соотношения биологического, социального и духовного в человеке.

  2. Проблема человека в основных психологических школах XX века.

  3. Психические свойства и интегральные характеристики человека.

  4. Свобода воли и личная ответственность.

  5. Мышление как психологический феномен

  6. Человек как субъект, индивидуальность, личность.

  7. Уникальность жизненного пути человека.

  8. Основы профессионального общения. Социально-ролевое общение.

  9. Эмпирическое и теоретическое мышление.

  10. Анализ профессиональной деятельности специалиста и место в ней психологических и педагогических знаний.

  11. Содержание и эффекты межличностного восприятия человека человеком.

  12. Субъективный мир человека как объективная реальность.

  13. Средства коммуникации: невербальные средства общения.

  14. Самосознание и самооценка.

  15. Механизмы и формы психологической защиты.

  16. Психологические механизмы воображения.

  17. Цели и ценностные ориентации личности.

  18. Педагогика как наука и ее связь с другими науками о человеке.

  19. Сущность и уровни проблемного обучения в вузе.

  20. Ценности и цели современного образования

  21. Педагогическая инноватика в системе общего и профессионального образования.

  22. Принцип природосообразности образования.

  23. Пути индивидуализации обучения

  24. Моделирование предметного и социального контекстов усваиваемой профессиональной деятельности специалистов в формах учебной деятельности студентов

  25. Обучение и воспитание как условие и источники психического развития

  26. Диагностика успешности обучения и диагностика интеллектуального развития.

  27. Пути целенаправленного педагогического воздействия на социальные установки

  28. Психологические факторы внутрисемейного воспитания

  29. Основные направления реформирования российского образования на современном этапе.

Основная литература:


Учебники и учебные пособия:


        1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие/ Н. В. Бордовская , А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.

        2. Зельдович, Б. З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста: учеб. пособие для студентов юридических вузов. / Б.З. Зельдович– М Экзамен, 2003. – 320 с.

        3. Казанцев, В. Н. Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: курс лекций в 2-х ч./ В.Н.Казанцев- Барнаул: Изд. -БЮИ МВД России, 2004. – 423 с.

        4. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: курс лекций./ В.Г.Крысько М.: Омега-Л, 2005.-336 с.

        5. Копылова Г. К. Психология в деятельности внутренних дел: курс лекций/ Г. А. Копылова, А. В. Прозоров; Департамент кадрового обеспечения МВД России. - М.: ЦОКР МВД России, 2006. - 236 с.

        6. Психология. Педагогика. Этика: учебник для вузов/под ред. Ю. В. Наумкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.-551 с.


Дополнительная литература:


Справочно-энциклопедические издания:

1.Юридическая энциклопедия/ под ред.: М. Ю. Тихомирова, Л. В. Тихомирова. - 6-е изд., доп. и перераб.. - М.: Изд. Тихомирова М. Ю., 2008. - 1088 с.


Учебники и учебные пособия:

1. Аврамцев, В. В. Психологическая подготовка сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел: практ. пособие/ В. В. Аврамцев, Г. Л. Воронин, Л. Н. Иванова; Департамент кадрового обеспечения МВД России. - М.: ЦОКР МВД России, 2008. - 144 с.

  1. Аминов, И. И. Юридическая психология: учеб. пособие/ И. И. Аминов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2008. - 415 с.

  2. Васильев, В. Л. Юридическая психология. - СПб: Питер, 2005.- 656 с.

  3. Мариновская, И. Д., Юридическая психология: учеб. пособие. / И. Д. Мариновская, С. Н.Тихомиров – М.: Дело, 2005. -384 с.

  4. Никандров, В. В. Психология: учеб./ В. В. Никандров. - М.: Проспект, 2008. - 912 с.

  5. Педагогика. учебное пособие./ под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, - М.: Школьная пресса, 2004 – 512 с.

  6. Педагогика: учебник для вузов/ Н. Бордовская, А. Реан. – СПб: Питер, 2003. – 304с.

  7. Психология: учеб./ отв. ред. А. А. Крылов. - Изд. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 752 с.

  8. Прикладная юридическая педагогика в органах внутренних дел: учебник/ под ред. : В. Я. Кикотя, А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА , 2008. - 512 с.

  9. Столяренко, Л.Д. Психология и этика деловых отношений/ Ростов н/Д. Феникс, 2003. - 512 с.

  10. Титова, Л. Г. Технологии делового общения: учеб. пособие/ Л. Г. Титова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 239 с.

  11. Фокин, Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: учеб. пособие/ Ю. Г. Фокин - М.: Академия, 2002. - 224 с.

  12. Чуфаровский Ю.В. Психология оперативно-розыскной и следственной деятельности: учебное пособие/ Ю. В. Чуфаровский – М.: Проспект, 2009. – 208 с.


Материально-техническое обеспечение, необходимое для преподавания дисциплины:

1. Мультимедийные презентации по всем темам дисциплины.


Планы семинарских занятий подготовлены кандидатом педагогических наук, старшим преподавателем кафедры психологии и педагогики в ОВД, майором милиции Хорольской Т.Е.


Обсуждены и одобрены на заседании кафедры «___»________ 2009 г. Протокол № ______


Учебное издание


^

Хорольская Татьяна Евгеньевна


Психология и педагогика в профессиональной деятельности


Планы семинарских занятий


Работа публикуется в авторской редакции


________________________________________________________


Лицензия ЛР № 0221352 от 14.07.1999 г.

Лицензия Плр № 020109 от 15.07.1999 г.


Подписано в печать ____________ г. Формат 60х84/16. Отпечатано на RISO-4300. Усл.п.л. ________ . Тираж ________ экз. Заказ ________ . Барнаульский юридический институт МВД России. Организационно-научный и редакционно-издательский отдел. 656099, Барнаул, ул. Чкалова, 49.



Скачать 343.03 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты