Домой

Заиченко Галина Николаевна учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Структура документа рабочая программа




НазваниеЗаиченко Галина Николаевна учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории Структура документа рабочая программа
страница1/3
Дата25.12.2012
Размер0.65 Mb.
ТипРабочая программа
Содержание
Рабочая программа
Дополнительная литература
Основное содержание
Тема 3. Адыги в древности.
Тема 5. Адыги в древности и средневековье.
Тема 5. Племена центрального Кавказа в IX-ХII вв
Тема 6. Ранняя этническая история балкарцев
Раздел П. Наш край в ХIII-ХV вв.
Тема 8. Нашествие Тимура (1395г.)
Тема 9. Черкесские мамлюки и их роль в общественно- политической жизни Египта и Ближнего Востока.
Тема 11. Социальное и политическое устройство Кабарды и Балкарии.
Тема 13. Общественно- политический строй у кабардинцев и балкарцев. Антифеодальные выступления крестьян.
Раздел IV. Политическое положение Кабарды и Балкарии в ХVI - ХVIIIвв.
Тема 16. Кабарда в системе международных отношений XVIII в.
Тема 17. Кабарда и русско-турецкая война в XVIII веке.
Тема 18. Начало колониальной политики царизма во второй половине XVIII века.
Тема 19. Русско-балкарские отношения.
Тема 20. Взаимоотношения кабардинцев и балкарцев с соседними народами.
Раздел V. Кабарда и Балкария в первой половине XIX века.
Тема 22. Социальная структура и политическое устройство. Положение возможных социальных групп.
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа № 23» г.Нальчика


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО

протокол № 1

«27» августа 2011г.

Руков-ль МО Заиченко Г.Н.

зам.директора по УВР

………… .

«30» августа 2011г.

Директор МОУ «СОШ №23»

………………….. .

«31» августа 2011г.

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ


8 класс





Составитель:

Заиченко Галина Николаевна

учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории


Структура документа


Рабочая программа включает разделы:

  • пояснительная записка;

  • основное содержание по разделам курса;

  • критерии оценки знаний учащихся;

  • формируемые знания и умения ученика.

  • календарно-тематическое планирование


Пояснительная записка


Рабочая программа курса истории КБР для 8-х классов составлена в соответствии с Региональным компонентом государственного стандарта общего образования по истории (истории КБР) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральный базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждении Российской Федерации , реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004), Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004), Законом КБР «Об образовании», учебным планом для национальных образовательных учреждении, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Министерством образования и науки ), приказом Министерства общего и профессионального образования.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета 1 учебный час в неделю и предназначена для учащихся 8-х классов на 2011-2012 учебный год.

Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта:

  • Базисный учебный план для основной школы.

  • Образовательный стандарт по региональной истории (История КБР).

  • Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.


Учебно-методический комплект:

Учебник: М.Д.Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9» Нальчик: Эльбрус, 2005г.

^ Дополнительная литература:

1)Карданова М.М., Зведре В.А., Маргушева А.А., Закуреев А.Р. «Контрольно-проверочные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР», Нальчик, 2004г.

2)В.М.Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004г.

3)М.Д.Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик,2001г.


Целями реализации регионального компонента по истории КБР являются:

- воспитание разносторонне развитой личности гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни;

- формирование способности учащихся к самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию в условиях многонационального и поликонфессионального своеобразия.


Задачи реализации регионального компонента по истории КБР:


- дать учащимся целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и нравственной жизни, социальном опыте народа;

-сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих КБР, для применения полученных знании и умении на практике, планирования своей жизнедеятельности,

участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;

-обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиции духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыки бесконфликтного поведения;

-способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения;

-помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней, способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;

-пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;

-развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком ярком материале;

-развивать творческие способности обучающихся на основе, поисковой, исследовательской деятельности, изучение многообразных источников по истории края;

-создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков – известных деятелей культуры;

-формировать у учащихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.


Таким образом, в результате изучения истории Кабардино-Балкарии формируется целостный и своеобразный исторический образ родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Раздел I. Наш край в древности


Тема 1, 2. Первобытнообщинный строй на территории Северного Кавказа и Кабардино-Балкарии.

Возникновение и развитие первобытного общества. Каменный век. Палеолитические охотники и собиратели. Люди эпохи мезолита. Древнейшие земледельцы и скотоводы эпохи неолита и энеолита.

Разложение первобытно - общинного строя и развитие патриархального общества. Эпоха бронзы. Майкопская культура. Высокий экономический и культурный уровень местных племен. Дольменная культура. «Северокавказская» культура. Находки Майкопской культуры.

^ Тема 3. Адыги в древности.

Этногенез адыгов. Образование древнеадыгского государства. Синдика. Связь адыгов с греческими колониями.

Тема 4. Дальнейшее разложение первобытнообщинного строя и возникновение эпохи военной демократии.

Кобанская культура и ее носители . Древние кобанские племена и особенности их хозяйственной жизни. Прикубанская культура и ее носители. Наш край в период освоения железа (VIII век до н.э.). Кочевые племена эпохи железа и военной демократии. Киммерийцы, Скифы, Савраматы и сарматы. Ранние аланы.

^ Тема 5. Адыги в древности и средневековье.

Современные представления об этногенезе адыгов. Хатты. Каски. Меоты. Памятники меотов. Поселения меотов. Хозяйства меотов. Греческие города-колонии и их связи с местами. Меоты и Боспорское царство. Формирование адыгской народности. Зихский союз племен. Расселения. Касожский союз племен.Социально-экономическое и политическое развитие адыгов в 1У-ХПвв.

Хозяйство. Торговые связи с генуэзскими колониями. Черкесская династия мамлюков в Египте. Взаимоотношения адыгов с другими народами. Адыги и Аланское государство. Этокский памятник 1130г.

^ Тема 5. Племена центрального Кавказа в IX-ХII вв

Вторжение гуннов и изменение этнической карты. Хазары. Булгары. Половцы. Аланы (Асы). Средневековые автохтонные племена Северного Кавказа. Социально-экономическое и культурное развитие.

^ Тема 6. Ранняя этническая история балкарцев

Роль алан в формировании балкарского этноса. Болгары, кипчаки и их влияние на формирование балкарского этноса. Места расселения балкарцев в 1У-ХПвв. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие.


^ Раздел П. Наш край в ХIII-ХV вв.

Тема 7.Походы монголо-татар на Северный Кавказ

Походы монголо-татар на Северный Кавказ. Начальный этап завоевания нардов Северного Кавказа под властью Золотой Орды

Вытеснение предков балкарцев из равнины и предгорья в горные ущелья.

^ Тема 8. Нашествие Тимура (1395г.)

Разгром Тохтамыша. Поход Тимура против Северокавказских народов. Карательные отряды Тимура. Разрушение крепости, церкви, города Нижний Джулат. Распад Золотой Орды. Появление Ногайской Орды, Казанского, Астраханского и Крымского ханств.

^ Тема 9. Черкесские мамлюки и их роль в общественно- политической жизни Египта и Ближнего Востока.

Черкесские мамлюки на военной и государственной службе в Арабских странах.

Тема 10. Хозяйство местных жителей.

Земледелие и скотоводство. Ремесло и торговля.

^ Тема 11. Социальное и политическое устройство Кабарды и Балкарии.

Появления названия «Кабарда». Феодально-родовая знать. Особенности развития культурных традиции кабардинцев и балкарцев.


Раздел III. Кабарда и Балкария в ХVI – ХVIII вв.

Тема 12. Социально-экономическое развитие.

Территория и население. Хозяйство (скотоводство, земля).

^ Тема 13. Общественно- политический строй у кабардинцев и балкарцев. Антифеодальные выступления крестьян.

Социальная структура. Антифеодальное движение кабардинских балкарских крестьян в XVI-XVIII вв. Культура и быт кабардинцев и балкарцев.


^ Раздел IV. Политическое положение Кабарды и Балкарии в ХVI - ХVIIIвв.


Тема 14. Русско-кабардинские отношения в XVII веке.

Политическое положение Кабарды в первой трети XVII в. Князья Черкасские на русской службе. Участие кабардинцев в воинах России в 30 - 80-гг. XVII в. Политика Турции и Крымского хана.

^ Тема 16. Кабарда в системе международных отношений XVIII в.

Внутренняя и внешняя обстановка. Борьба с крымско-турецкой агрессией в первой трети XVIII в. Александр Бекович Черкасский и его миссия на Северном Кавказе. Прикаспийский поход Петра I.

^ Тема 17. Кабарда и русско-турецкая война в XVIII веке.

Белградский мир и его значение в истории Кабарды. Общественно-политическая деятельность Д. Казаноко. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. Кючук Кайнарджийский мир и признание Кабарды составной частью России. Его значение для Осетии и Балкарии.

^ Тема 18. Начало колониальной политики царизма во второй половине XVIII века.

Строительство кавказской военной линии. Бегство кабардинских крестьян в Моздок и принятие ими христианства. Начало Кавказской войны, ее причины, характер и этапы.

^ Тема 19. Русско-балкарские отношения.

Постепенное вовлечение Балкарии во взаимоотношения Кабарды с Россией. Обращения балкарских таубиев с просьбой о принятии их в подданство. Присоединение Балкарии к России.

^ Тема 20. Взаимоотношения кабардинцев и балкарцев с соседними народами.

Связи с осетинами, чеченцами, ингушами и народами Дагестана и Грузии. Торгово-экономические связи с русскоязычным населением края. Связи между кабардинцами, балкарцами.

^ Раздел V. Кабарда и Балкария в первой половине XIX века.


Тема 21. Экономическое развитие Кабарды и Балкарии в первой половине XIX века.

Экономическое развитие. Территория и численность населения в Кабарде и Балкарии. Земледелие, скотоводство, ремесло, торговля, меновые дворы. Вывоз и ввоз товаров.

^ Тема 22. Социальная структура и политическое устройство. Положение возможных социальных групп.

Политическое устройство кабардинского и балкарского общества.

^ Тема 23. Создание системы административно-колониального управления.

Учреждение в Кабарде родовых судов и расправ в 1793 году. Расширение Кавказской войны и усиление борьбы против горцев, усиление репрессий. Создание Кабардинского временного суда (1822 г.). Образование Кабардинского округа (1858 г.); Терской области (1860 г.)

^ Тема 24. Борьба против колониального гнета.

Усиление колониального режима и феодальной эксплуатации. Восстание. Карательные экспедиции. Строительство Кабардинской военной линии. Экспедиция на Эльбрус.

^ Тема 25. Усиление народно-освободительной борьбы горцев Северного Кавказа.

Связи Шамиля с представителями Кабарды. Поход Шамиля в Кабарду в апреле 1846 г. Балкарцы и карачаевцы в Кавказской войне. Окончание Кавказской войны, последствия.

^ Тема 26. Деятели русской культуры о нашем крае.

Русские представители, композиторы и художники о Кабарде и Балкарии. (А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов, Г.Г.Гагарин, Алябьев).

Декабристы на Северном Кавказе и их взгляды о судьбах горцев. Чернышевский и Добролюбов о борьбе горцев.

^ Тема 27. Развитие исторической науки и литературы в Кабарде и Балкарии в первой половине XIX века.

Измаил-бей, Хан-Гирей, Ш.Б. Ногмов, Казы-Гирей. Зарождение адыгской литературы. Зачатки школьного образования. Каспот Кочкаров.


^ РАЗДЕЛ VI. Кабарда и Балкария в пореформенный период.


Тема 28.Аграрная и административно-судебная реформы в Кабарде и Балкарии в 60-70-х годах XIX века.

Земельная реформа. Образование сословно-поземельной комиссии (1863г.) под председательством-Д.С. Кодзокова. Наделение крестьян, князей и дворян землей. Установление территории и землепользование Балкарии.

Отмена крепостного права. Условия освобождения крестьян у кабардинцев и балкарцев.

Административные и судебные преобразования. Значение реформ.

^ Тема 29. Развитие хозяйства Кабарды и Балкарии в пореформенное время.

Характер изменения и особенности развития сельскохозяйственного, ремесленного производства и торговли. Рост значения кукурузы и пшеницы в Кабарде. Усовершенствование сельскохозяйственных орудий и транспортных средств. Расширение связи земледелие и скотоводства с рынком. Развитие коневодства и рост его товарности. Террасное земледелие, система орошения. Ремесленное производство. Войлочное производство. Сукноделие, седельное, кузнечное и ювелирное ремесло. Обработка дерева. Рост количества торговцев и ростовщиков. Перекупщики, лавочники и кузнецы.

^ Тема 30. Расслоение деревни.

Изменение в землевладении и землепользовании Кабарды. Распродажа князьями и дворянами своих земель. Рост пришлого земледельческого населения. Различные формы аренды у балкарцев. Расслоение деревни на бедных и богатых. Охотничество. Формирование сельской буржуазии.

Крестьянские выступления. Недовольство временно-обязанных крестьян. Уклонение от уплаты повинности, неповиновение, крестьянские бунты и волнения. Волнения в Урусбиевском и Балкарском обществах.

^ Тема 31. Русско-турецкая война в 1877-1878 гг.

Русское население. Участие горцев в войне. Колонизация края. Казачество и иногородние. Их хозяйственное развитие. Экономические, культурные и политические связи между новыми поселенцами и местным населением.

Кабардино-кумыкский полк (поручик Казы Ахлов, Карашай Салаков, прапорщик Жантимир Куденетов, корнеты Мисост Абаев, Таукн Шакманов и др.). В.А. Черкасский - заведующий гражданской частью освобожденных городов Болгарии.

^ Тема 32. Развитие культуры Кабарды и Балкарии в пореформенный период.

Народное образование. Нальчикская горская школа. К. Атажукин. Первый сельские начальные школы. Мусульманские школы. Развитие школьного образование в русских населенных пунктах. Роль ставропольской гимназии в развитии культуры Кабарды и Балкарии (Я. М. Неверов)Просветители Кабарды и Балкарии: Султан -бек Абаев, Измаил, Сафар-Али и Науруз • Урусбиевы, Л.М. Кодзоков, А.Г. Кешев, К. Атажукин.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ


В результате изучение истории Кабардино-Балкарии ученик должен:

По древнейшей и древней истории Кабардино-Балкарии:

-показывать на карте стоянки первобытных людей каменного века, места их расселения;

-описывать природные условия Центрального Кавказа, образ жизни первобытных людей, их орудия труда и занятия;

-описывать памятники первобытной религии и искусства нашего региона , рассказывать о религиозных воззрениях предков кабардинцев (адыгов) и балкарцев;

-называть хронологические рамки основных периодов, даты важных событии древнейшей и древней истории Кабардино-Балкарии;

-показывать на карте, описывать основные археологические культуры нашего региона, сравнивать их;

-характеризовать основные этнические и миграционные процессы, протекавшие в данную эпоху на территории Центрального Кавказа;

-рассказывать о взаимоотношениях народов, населявший данный регион в рассматриваемую эпоху (торговые, хозяйственные и культурные связи, войн, нашествия, переселения народов);

-показывать на карте древнегреческие колонии, Синдику и Боспорское царство, расселения и направления миграции народов Центрального Кавказа.

^ По истории Кабарды и Балкарии в IXVв.в.:

-называть хронологические рамки истории средневековой Кабарды и Балкарии;

-показывать на карте расселение средневековых адыгов и балкарцев миграции других народов, Тмутараканско княжества, генуэзские колонии;

-представлять жизнь и деятельность человека в средневековом адыгском и балкарском обществах;

-знать о развитии хозяйственной жизни в регионе и его особенностях в этот период, иметь представление об аграрном производстве, формах землевладения у кабардинцев и балкарцев, • натуральном хозяйстве, развитии ремесла и торговли;

-знать о своеобразии социально-экономического развития Кабарды и Балкарии в эпоху средневековья;

-характеризовать положение, развитие, быт различных социальных групп кабардинского и балкарского обществ;

-иметь представление о религии средневековых кабардинцев и балкарцев;

-характеризовать развитие материальной и духовной культуры кабардинцев и балкарцев в эпоху средневековья;

-иметь представление о взаимоотношениях народов, населявших Центральный Кавказ в эту эпоху, о политике соседних держав в этом регионе

-знать основные события политической истории средневековой Кабарды и Балкарии.

^ По истории Кабарды и Балкарии в ХVIIVIII вв..

-показывать на карте расселение адыгских субэтносов, этапы включения Кабарды и Балкарии в состав России;

-представлять изменение жизни людей, населявших регион в новое время; -представлять положение основных социальных групп местного населения в новое время; -знать и характеризовать основные события политической истории, называть основные даты;

-характеризовать основные причины, ход, итоги и последствия вхождения Кабарды и Балкарии в состав России;

-понимать значение изменении в материальной и духовной культуре народов, населявших регион в новое время, знать выдающихся представителей культуры Кабарды и Балкарии того периода;

-знать основные причины, ход и результаты социальных выступлении в Кабарде и Балкарии в новое время;

-уметь давать собственную интеграцию основным событиям эпохи.

^ По истории Кабарды и Балкарии ХIХ веке:

_ -уметь характеризовать основные события политической истории региона в данное время, роль в них отдельных личностей;

-понимать значение изменении в материальной и духовной культуры народов Кавказа в пореформенное время;

-представлять положение основных социальных групп Кабарды и Балкарии в рассматриваемую эпоху;

-знать события Кавказской войны, уметь прослеживать причинно-следственную связь, давать собственную оценку;

-формировать чувства патриотизма, уважения к прошлому своего народа.


^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-для соотнесения динамики региональных исторических процессов с общероссийскими;

-выбора моделей поведения в конкретных жизненных ситуациях на основе позитивных ценностей, с осознанием своей этнонациональной, региональной и государственно-политической идентичности;

-вступления в диалог культур, проявление толерантности к представителям различных этнических, конфессиональных, социальных групп населения края;

-самостоятельной работы со справочной и краеведческой литературой, письменности .историческими источниками и устными свидетелями как формы самообразования;

самостоятельной интерпретации информации;

- объяснение уклада жизни своего города, поселка местности, участие в решении проблем местного сообщества;

-анализа текущих событии, высказывания и аргументирования своей оценки важнейших событии и личностей;

-самоопределение, выбора профиля образования и профессиональной ориентации.


Литература

1.Образовательный стандарт по региональной истории (История КБР).

  1. Программа курса «История Кабардино-Балкарии 8-9» Нальчик: Эльбрус, 2005г.

  2. М.Д.Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9» Нальчик: Эльбрус, 2005г. ,

4. Карданова М.М., Зведре В.А., Маргушева А.А., Закуреев А.Р. «Контрольно-проверочные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР», Нальчик, 2004г.

  1. В.М.Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004г.

  2. М.Д.Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик,2001г.


^ Календарно-тематическое планирование по Истории Кабардино-Балкарии, 8 класс


Учитель – Заиченко Галина Николаевна

Количество часов:

Всего – 34 часа, в неделю – 1 час

Плановых контрольных уроков – 2;

Планирование составлено в соответствии с Региональным компонентом государственного стандарта общего образования по истории (истории КБР) на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2011 года по предмету «История» (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897), а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ (Стандарты 2 поколения. Примерные программы основного общего образования. История. 5-9 классы. М.. Просвещение. 2011г.) Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации и Законом КБР «Об образовании», Федеральный базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждении Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «30» августа 2010 г. № 889).


Реализуется программа с помощью учебно-методического комплекта:

  • Базисный учебный план для основной школы.

  • Образовательный стандарт по региональной истории (История КБР).

  • Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.


Учебник

М.Д.Бекалдиев «История Кабардино-Балкарии 8-9» Нальчик: Эльбрус, 2005г


Дополнительная литература


  1. М.М.Карданова «Система поурочного планирования по истории КБР для 8 класса», Нальчик 2007г.

  2. М.М.Карданова, Зведре В.А., Маргушева А.А., Закуреев АР. «Контрольно-проверочные и тестовые задания по истории и культуре народов КБР», Нальчик, 2004г.

  3. М.Д.Бекалдиев «Хрестоматия по истории Кабардино-Балкарии», Нальчик,2001г.

  4. В.М. Аталиков «Детские игры в Кабардино-Балкарии», Нальчик, 2004г.

  5. А.Н.Шарданов история Кабардино-Балкарии Тесты в 2-х частях, Нальчик 2004г.



  1   2   3

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты