Домой

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины




Скачать 341.36 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс учебной дисциплины
Дата25.12.2012
Размер341.36 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
Содержание
г.Ростов-на-Дону 2008г.
Кузнецова Т.К.
Технология создания и применения статических экранных пособий  18
1.Пояснительная записка
Цель обучения
Цели обучения
Задачи курса
2. Учебно-тематический план
Самостоятельная работа
3.Учебные модули 3.1. Комплексная цель, объединяющая содержание модуля на основе компетентностной основе
3.2. Краткое проблемное изложение программного материала
Лекция 3.Основыне виды проекций.
Лекция 5. Экранно-звуковые средства обучения.
Лекция 7. Подготовка мультимедийных учебных материалов с помощью компьютера.
3.3. Проектное задание
3.4. Тесты, рубежного контроля
3.5. Рекомендуемая литература
4.1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов
4.1.2. Задания самостоятельной работы.
4.1.3. Перечень литературы, необходимой для подготовки студентам к самостоятельной работе по дисциплине
...
Полное содержание
Подобные работы:


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЮФНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Педагогический институт


Кафедра информатики




"Утверждаю"______________

Руководитель ПИ ЮФУ, д.п.н., профессор В.И. Мареев


Учебно-методический комплекс учебной дисциплины



«Технические и аудиовизульные средства обучения»


подготовки бакалавра

по направлению 050200 «Физико-математическое образование»


УМК принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ _____________________________________________200_ г.

^

г.Ростов-на-Дону

2008г.


Составитель:

Ассистент кафедры информатики Бордюгова Т.Н.


УМК утвержден на заседании кафедры информатики

протокол №9 от « 6 » __марта_200 8 г.


Заведующий кафедрой информатики:

кандидат физико-математических наук, доцент^ Кузнецова Т.К.


Утвержден ученым советом ФГОУ ВПО «ЮФУ» ПИ

Пр.№____ от "____" __________________2008г.


Председатель ученого совета ФГОУ ВПО ЮФУ ПИ,

профессор В.И. Мареев


Дисциплина: Технические и аудиовизуальные средства обучения

Направление подготовки :050200 физико-математическое образование

Образовательная программа: профиль подготовки Математика, профиль подготовки Информатика, профиль подготовки Физика


Форма обучения: очная

Курс: I

Семестр: 1

Количество часов на дисциплину: 72

Количество аудиторных часов на дисциплину: 36

из них: лекций – 18, лабораторных – 18, самостоятельной работы – 36.


Структура



Кафедра информатики 1

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины 1

УМК принят в фонд учебно-методического управления ПИ ЮФУ _____________________________________________200_ г. 1

г.Ростов-на-Дону 1

2008г. 1

1.Пояснительная записка 5

2. Учебно-тематический план 7

3.Учебные модули 7

3.1. Комплексная цель, объединяющая содержание модуля на основе компетентностной основе 7

3.2. Краткое проблемное изложение программного материала 8

3.3. Проектное задание 11

3.4. Тесты, рубежного контроля 11

3.5. Рекомендуемая литература 12

4.1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов 13

4.1.1.Контрольные вопросы к лекционному курсу 13

4.1.2. Задания самостоятельной работы. 15

4.1.3. Перечень литературы, необходимой для подготовки студентам к самостоятельной работе по дисциплине 16

4.1.4.1.Вопросы выносимые на зачет для аттестации знаний студентов 16

1.4.4.2.Итоговый тест 17

4.2.Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ 18

^ ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СТАТИЧЕСКИХ ЭКРАННЫХ ПОСОБИЙ  18

   Мультимедийная презентация 19

  Вопросы и задания 19

ЗВУКОТЕХНИЧЕСКАЯ АППАРАТУРА ДЛЯ ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗВУКА 19

  19

План 19

Вопросы и задания 19

Комбинированные технические средства 20

План: 20

Вопросы и задания 20

5.Глоссарий (основные понятия дисциплины) 21

Общие правила техники безопасности
при использовании ТСО 22



^

1.Пояснительная записка



Активное применение технических и аудио визуальных средств обучения стали неотъемлемой частью учебного процесса. Там где техническое средство используется грамотно и систематически повышается эффективность и качество обучения.

Самого пристального внимания требуют вопросы организации учебного процесса, его интенсикация, заключающаяся в том, чтобы при наименьших затратах времени давать необходимое количество информации, добиваться глубокого усвоения.

В улучшении организации учебной работы и повышение ее качества большую помощь играют такие аудиовизуальные и технические средства, как диапроекторы, графопроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы, магнитофоны ит.д., а так же специально созданные дидактические материалы и пособия: диафильмы, диапозитивные серии.

Применение ТиАСО будет эффективным при условии, что педагог свободно владеет техникой, хорошо подготовлен организационно, умеет четко определить их место в системе знаний и в учебно-воспитательном процессе в целом.

Курс «Технические и аудиовизуальные средства обучения» включен в федеральный компонент государственного образовательного стандарта 2005г. подготовки бакалавров по направлению «Физико-математическое образование», входит в блок ДПП дисциплин предметной подготовки.

Курс «Технические и аудиовизуальные средства обучения» рассчитан на 18 часов лекций, 18 лабораторных работ, и 36 отводиться на самостоятельную работу студентов. Форма отчетности: зачет.


При разработке данной программы учитывается стандарты и имеющиеся программы по информатики для различных типов педагогических образовательных учреждений, а так же последние публикации и соответствующая научная и учебно-методическая литература.

Данная программа представляет собой первую часть одноименного лекционного курса, который читается студентам факультета МИиФ бакалавров направления физики в 1 семестре.

^ Цель обучения – приобретение знаний о технических и аудиовизуальных средствах обучения и возможностях их применения в учебно-воспитательном процессе. Наряду с изучением особенностей традиционных технических средств, таких как диа- и кино-проекторы, проигрыватели, магнитофоны, видео- и телевизионная техника и пр., программа курса включает специфику использования в обучении информационных и коммуникационных компьютерных средств, технологию отбора и изготовления учебного наглядного содержательного наполнения подобных систем, порядок использования в учебном процессе информационных ресурсов сети Интернет. В учебном курсе затрагиваются аспекты проведения аудио- и видеоконференций с использованием сети Интернет, технологические особенности организации дистанционного обучения в рамках открытого образования.

^ Цели обучения:

-ознакомление студентов с положительными и отрицательными аспектами использования информационных и коммуникационных технологий в образовании;

- формирование представления о роли и месте информатизации в информационном обществе;

- формирование представления о видовом составе и областях эффективного применения технических средств информатизации образования;

- формирование представления о видовом составе и областях эффективного применения в сфере образования технологий создания, обработки, представления, хранения и передачи информации;

- ознакомление с общими методами информатизации, адекватными потребностями учебного процесса, контроля и измерения результатом обучения, внеучебной, научно-исследовательской деятельности учебных заведений.

^ Задачи курса заключаются в формировании у студентов

знаний:

-о современных аудиовизуальных средствах обучения и достижениях в области техники и информационных технологий;

-о психолого-педагогических особенностях и дидактических принципах применения аудиовизуальных средствах обучения;

-о месте аудиовизуальных средствах обучения в педагогическом процессе;

-об основных свойствах учебной информации, е восприятии и переработки человеком;

-об устройстве, назначении и принципе действия современных технических средств обучения;

-о правилах техники и пожарной безопасности при работе с техническими средствами обучения;

умений использовать:

методику применения аудиовизуальных средствах обучения в учебном процессе в школы;

навыков:

-изготовления дидактических материалов;

-применения аудиовизуальных и технических средствах обучения.


^

2. Учебно-тематический план



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

на основе модулей


п/п
Содержание модулей

Лекции

Лабораторные работы

^ Самостоятельная работа

Всего

1

2

3

4

5

6

1

Технические средства и аудиовизуальные средства: предмет и задачи курса.

2

-

6

8

2

Экранные средства обучения.

4

2

4

10

3

Современные экранно-звуковые средства

4

2


6

12

4

Компьютерные средства обучения.

4

12

8

24

5

Основы работы с Интернет

2

2

6

10

6

Техники и пожарной безопасности при работе с техническими средствами обучения

2

-


6

8




Итого:

18

18

36

72



^

3.Учебные модули

3.1. Комплексная цель, объединяющая содержание модуля на основе компетентностной основе



В соответствии с принципом модульности учебный курс дисциплины «Программирование» разделяется на шесть модулей. Каждый из них характеризуется однотипно: имеет содержание, цели обучения, обеспечивает дидактический процесс в соответствии с целями обучения, “обустроен” в технологическом отношении, а также организационно — “оснащен” необходимыми формами обучения. И завершается изучение каждого модуля проведением итогового (выходного) контроля, проектной работы и коррекцией учебно-познавательной деятельности студентов. Каждый модуль — это укрупненная, по сравнению с традиционной темой, единица содержания и процесса обучения, логически завершенный блок. Расчленение содержания учебного курса на такие блоки соответствует общей цели изучения этого курса и его логической структуре.

Определение дидактической цели модулей. Эта цель определяется как интегрирующая, объединяющая в себе требования к знаниям, умениям, навыкам и качествам выпускника применительно к модулю, взятому в целом, т.е. сформировать представление об: аудиовизуальных и технических средствах, их классификации, дидактических особенностях, методики использования и конструктивных компонентах.

Цели каждого модуля:

Модуль 1:

-ознакомление студентов с положительными и отрицательными аспектами использования информационных и коммуникационных технологий в образовании;

- формирование представления о роли и месте информатизации в информационном обществе;

- формирование представления о видовом составе и областях эффективного применения технических средств информатизации образования.

Модуль 2:

- формирование понятие проекции, видах проекций;

- формирование представления о проекционной техники, ее структуры и предназначении.

Модуль 3:

-формирование понятие звука, способах записи и воспроизведения

-формирование принципа цветного изображения, структуры кинопроекционной аппаратуры и техники киносъемки.

Модуль 4:

- использования компьютера в образовательных учреждениях;

- формирование умений использования современных средствами хранения, создания и воспроизведения информации с помощью компьютерной техники;

- разработка и демонстрации электронных дидактических средств обучения посредствам компьютерной техники;

Модуль 5:

- формирование навыков работы с Интернет ресурсами;

- формирование умений использования средств коммуникации для межличностного общения в процессе обучения.

Модуль 6:

- знакомство с техникой и пожарной безопасности при работе с техническими средствами обучении;

- знакомство с санитарно-гигиеническими нормами при использовании технических средств информации

^

3.2. Краткое проблемное изложение программного материала


Лекционный курс.

Модуль 1. Тема: «Технические средства и аудиовизуальные средства: предмет и задачи курса».

Лекция 1 . Технические средства и аудиовизуальные средства: предмет и задачи курса. Содержание и задачи курса. Требования государственного образовательного стандарта к знаниям и умениям студентов. Методическая система и место в ней средств обучения. Цели обучения. Информация как общечеловеческий процесс. Аудиовизуальная информация, ее природа и источник. Классификация ТиАСО. Дидактические возможности применения. Основные виды технических средств обучения и их характеристики. Роль и место ТиАСО в процессе обучения. Виды ТиАСО, их классификация и особенности использования. Этапы усвоения знаний. Информатизации образования. Психофизические особенности восприятия аудио и видио информации. Эргономические аспекты использования ТиАСО. Физиологические основы восприятия информации. Ключевые понятия визуального восприятия: цвет, линия, композиция. Модели цвета, используемые в электронных изображениях и в полиграфии. Основные направления реализации передовых технологий ТСО. Достоинства и недостатки использования ТиАСО в обучении.

Модуль 2. Тема: «Экранные средства обучения».

Лекция 2.Технические устройства экранной проекции. Экранные средства обучения и воспитания. Плоское изображения в тонких линзах. Основные объекты проекционной техники. Принципиальные схемы установок для проекций. Проекционная техника: диапроекторы, эпипроекторы, кинопроекторы. Носители визуальной информации для проекционной техники: слайды, диафильмы, кинофильмы. Принцип устрорйства и функционирования. Достоинства и недостатки.

^ Лекция 3.Основыне виды проекций. Понятие проекции. Виды проекций. Диаскопическая и эпископическая. Плоская, стереоскопическая и голографическая. Объекты проекции. Объекты плоской статической проекции: диапозитивы, кодопособия, эпиобъекты, транспоранты. Методика применения объектов статической проекции.

Модуль 3. Тема: «Современные экранно-звуковые средства обучения»

Лекция 4. Понятие о звуке и кино. Способы записи и воспроизведения звука: механический, магнитный, лазерный. Цифровая запись звука. Оцифровка. Принципиальная схема магнитофона. Виды и основные характеристики современных акустических систем. Кинопроекционная аппаратура и техника киносъемки. Некоторые исторические сведения появления кино. Виды кинопленок и основное строение кинопленки. Принцип формирования цветного изображения. Кинопроекционная аппаратура. Методика использования кинофрагментов.

^ Лекция 5. Экранно-звуковые средства обучения. Основные виды современных видеопроекторов. Различные технологии формирования изображения: LCD, микрозеркальная, лазерная. Основные характеристики и принципы работы современных мультимедиапроекторов. Видеопроекционная техника. Достоинства и недостатки. Методика использования. Телевизоры, мониторы, видеокамеры и цифровые фотоаппараты. Электронные доски. Принципиальная структура. Виды и назначение.

Модуль 4. Тема: «Компьютерные средства обучения».

Лекция 6. Компьютер как современное средство обучения. Базовая конфигурация компьютера. Назначение и основные характеристики монитора, системного блока, клавиатуры, мыши. Принцип открытой архитектуры. Архитектура фон Неймана. Назначение и основные характеристики процессора, материнской платы, оперативной памяти, видиоадаптора, звуковой кары. Классификация компьютеров. Общие основы использования компьютера в образовательных учреждениях. Использование компьютера в учебно-воспитательном процессе. Компьютерные коммуникации в системе школьного образования. Технические средства во внеурочной деятельности. возможности современных средств создания, хранения и воспроизведения информации. Преимущества использования компьютера в учебном процессе. Средства новых информационных технологий, их видовой состав и классификация.

^ Лекция 7. Подготовка мультимедийных учебных материалов с помощью компьютера. Мультимедиа: создание, технология применения в учебном процессе. ПО разработки и демонстрации электронных учебных материалов. Основные элементы построения современных учебных средств. Информационное содержание – гипертекст. Гипертекстовые технологии организации учебного материала. Средства гипермедиа. Образовательные и предметные области. Формирование системы понятий и иерархической структуры учебного материала. Разработка гипертекстовой презентации. Принцип корректного формирования содержания гипертекстовой статьи. Иллюстрации. Виды иллюстраций. Параметры и требования. Средства подготовки иллюстраций. Растровые и векторные графические редакторы. Средства разработки визуальной информации и методика их примеения.

Основы работы с Интернет

Модуль 5. Тема: «Основы работы с Интернет».

Лекция 8. Основы работы с Интернет. Линейные, нелинейные, интерактивные ресурсы Интернета. Поиск информации в сети. Образовательные ресурсы. Каталоги. Поисковые машины. Локальные и глобальные компьютерные сети. Основы устройства сети Интернет. Принцип работы в сети Интернет: способ навигации в сети, поисковые машины. Ресурсы компьютерных сетей как средства обучения. Работа с электронной почтой. Использование средств коммуникаций для межличностного общенья в процессе обучения. Электронная почта. Телеконференции. Глобальная сеть. Ресурсы и их целесообразность использования на уроках. Использование Интернет ресурсов. Дизайн-эргономические принципы разработки электронной презентации. Разработка и использование электронных мультимедийных учебников, их типы, особенности, требования. Понятие образовательных электронных изданий. Автоматизированные обучающие системы. Электронные базы данных. Электронные тренажеры. Электронные справочники и энциклопедии. Системы виртуальной реальности. Правовые вопросы создания и использования электронных учебников. Понятие информационно- образовательной среды.основные тенденции современного образования. Медиаобразование.

Модуль 6. Тема: «Техники и пожарной безопасности при работе с техническими средствами обучения»

Лекция 9. Техники и пожарной безопасности при работе с техническими средствами обучения. Общие правила безопасности при использовании ТСО. Оказание помощи при поражении электрическим током. Санитарно-гигиенические нормы при использовании ТСО.

Лабораторные работы

1. Работа с традиционными аналоговыми и цифровыми аудиовизуальными средствами обучения. (лабораторные работы 1, 2)

2. Сбор, анализ и систематизация информации о конкретном средстве обучения согласно заданного плана. (лабораторная работа 3)

3. Получение аудиовизуальной информации учебного назначения из сети Интернет по заданной тематике. (лабораторная работа 4)

4. Отбор содержательного материала, компоновка аудиовизуальной информации и разработка многостраничной презентации по заданной учебной тематике. Демонстрация и защита разработанной презентации. (лабораторная работа 5)

6. Разработка сценария учебного занятия, проводимого с использованием технических и аудиовизуальных средств. (лабораторная работа 6)

7. Исследование образовательного электронного издания или Интернет-ресурса с составлением описания согласно заданного плана. Проведение экспертизы качества образовательного электронного издания или ресурса с составлением рецензии. (лабораторная работа 7)
^

3.3. Проектное задание


По окончании курса студенты выполняют проект. Студенты должны проде­монстрировать:

  1. умение создавать мультимедия презентации.

  2. умение создавать буклеты.

  3. умение создавать электронные учебники.

  4. умение создавать фрагмент видиолекии.

  5. уметь создавать иллюстрации.

  6. уметь создавать электрону библиотеку электронных ресурсов.

Каждому студенту необходимо выбрать одну из предлагаемых тем проектного задания и создать по ней: презентацию, буклет, электронный учебник, электронную библиотеку ресурсов, фрагмент видиолекции и кадопленку, записать на СД –диск и продемонстрировать на заключительном занятии с помощью ТСО.

^

3.4. Тесты, рубежного контроля


1. по данным ЮНЕСКО человек, он запоминает

А) 15 % информации

В) 25 %информации

С)65 % информации

2. Технические средства – совокупность _______________________________, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации.

3. Эффективность использования ТиАСО определяется следующими связанными аспектами

А) техническим, методическим, организационным

В)дидактическими, пропедевтическим, эвристическим

С) цена-качество-внешний вид

4. основные классификации ТиАСО

А) диапроекторы, эпипроекторы, кодопроекторы, мультимедиапроекторы

В) технические средства передачи учебной информации, контроля знании, тренажеры, обучение и самообучение, вспомогательные

С) по функциональному назначению, по принципу устройства и работы, по роду обучения, по логике работы, по характеру воздействия на органы чувст, по характеру предъявляемой информации

5. основные педагогические функции ТиАСО

А) воспитательная, организационная, передаточная

В)коммуникативная, управленческая, кумулятивная, научно-исследовательская

С)мотивационная, обобщающая, проблемная

6. при диаскопической проекции изображение на экране создается световыми лучами, проходящими сквозь _________________________________________

7. при эпископической проекции изображение на экране создается световыми лучами, _______________________ и _____________________________ непрозрачными источниками информации.

8.конденсатор – это

А) оптическое устройство, образующее на экране увеличенное изображение различных объектов

В) оптическая система, которая собирает расходящийся луч, испускаемый проекционной лампой, и обеспечивающих равномерное освещение объекта проекции

С) оптическое устройство, обеспечивающее максимальное освещение объекта

9. способы записи звука

А)фонографический, рекодерный, катушечный

В) фотографический, резонансный, магнитный и цифровой

С) механический, оптический, магнитный, цифровой

^

3.5. Рекомендуемая литература


Основная литература:

1. Ю.А.Воронин. Технические и аудиовизуальные средства обучения. –

Воронеж, изд-во ВГПУ, 2001.

2. Ю.А.Воронин. Перспективные средства обучения. – Воронеж, изд-во

ВГПУ, 2000.

3. Л.П. Прессман. Аудиовизуальные средства обучения, изд-во РАО, 1993.

4. Л.П.Прессман, В.Л.Полевой, Л.С.Зазнобина. Видеозапись в школе. М,

1993.

5. В.Л.Полевой, С.В.Миляев. Методика использования видеоматериалов в

учебном процессе. – Воронеж, изд-во ИПКРО, 1999.

6. В.Л.Полевой, С.В.Миляев. Видеоматериалы в обучении. – Воронеж, изд-

во ИПКРО.

Дополнительная литература:

1. Ю.И.Усов. В мире экранных искусств. – М. 1995.

2. А.Магерет. Реальность мира на экране. – М. 1993.

3. Е.Л.Белкин, В.В.Карпов, П.И.Харнаш. Основы построения курса

«Технические средства обучения». – Ярославль, 1982.

4. Е.Л.Белкин, В.В.Карпов, П.И.Харнаш. Технические средства обучения.

– Ярославль, 1976.

5. Е.Л.Белкин. Дидактические основы управления познавательной

деятельностью в условиях применения технических средств обучения.

– Ярославль, 1982.

6. Быкадоров Ю.А. и др. Информатика: Учеб. пособие для 8-го кл.

общеобразоват. шк. Мн.: Нар. асвета, 1994. 191 с

7. Быкадоров Ю.А., Кузнецов А.Т. Информатика: Учеб. пособие

для 9-го кл. общеобразоват. шк. Мн.: Нар. асвета, 1995. 221 с.

8. Вадюшин В.А. и др. Технические средства обучения: Учеб. пособие

для вузов (пособие к лабор. работам). Мн.: Выш. шк., 1987. 246 с.

9. Дрига И.Н. Кабинетная система в общеобразовательной школе. М.:

Просвещение, 1986. 207 с.

10. Ефимов О.В. и др. Практикум по компьютерной технологии:

Упражнения, примеры и задачи. М.: АБФ, 1997. 560 с.

11. Прессман Л.П. Основы методики применения экранно-звуковых

средств в школе. М.: Просвещение, 1979. 176 с.

12. Технические средства обучения в общеобразовательной школе

13.Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. уч. /Г.И. Рах,

Э.И. Кузнецов, С.А. Жданов. М.: Просвещение, 1993. 287 с.
^

4.1. Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов

4.1.1.Контрольные вопросы к лекционному курсу


Лекционный курс знакомит с основными возможностями языка программирования, являясь подготовительным этапом к выполне­нию практических заданий, ориентируется на восприятие студентами основ данного предмета. Каждая лекция представлена в виде одной законченной темы, содержащей основные понятия, определения и примеры реализации типовых задач по теме с наглядно-иллюстративной демонстрацией (презентацией). Кроме того, из-за большого количество часов, отведенных студентам на самостоятельную работу в качестве дополнительного средства обучения предложен электронный учебник, в котором каждая лекция представлена в виде запускающегося файла, где содержаться теория, список контрольных вопросов и заданий для самоконтроля.


Контрольные вопросы.

  1. Назовите положительные последствия внедрения новых информационных технологий.

  2. Новые информационные технологии в обучении.

  3. Аудиовизуальная культура.

  4. Визуальное восприятие: его свойства и исторические особенности.

  5. Физиологические основы восприятия визуальной информации

  6. Цветовая модель RGB.

  7. Цветовая модель CMYK

  8. Основные принципы композиции.

  9. Дайте примеры зависимости визуального восприятия от исторических условий.

  10. В чем заключаются переход от изображения к зрительному восприятию.

  11. Различие между растровым и векторным графическими редакторами.

  12. Единицы измерения аудиовизуальной информации.

  13. Технические средства экранной статической проекции.

  14. Области применения технических средств экранной статической проекции.

  15. Области применения технических средств динамической экранной проекции.

  16. Применение различных видов съемки для создания учебных пособий.

  17. Каковы принципы действия диапроекторов, эпипроекторов и графопроекторов?

  18. Перечислите виды звуковых пособий.

  19. Какие открытия легли в основу изобретения кинематографа?

  20. Кабельное и спутниковое телевидение, каковы их достоинства и недостатки?

  21. Какие открытия легли в основу современного компьютера?

  22. Какие принципы лежат в основе записи на магнитный и лазерные диски?

  23. История методов образования.

  24. Принцип работы монитора.

  25. Принцип работы лазерного и струйного принтера.

  26. Принцип работы сканера.

  27. Аудиторные технические комплексы.

  28. Современные методы образования.

  29. Устройство и принцип действия компьютера.

  30. Место технических мультимедийных средств в учебном процессе.

  31. Необходимость использования технических средств обучения для реализации современных методов образования

  32. Применение электронных изданий в качестве учебных пособий – современное состояние и перспективы.

  33. Создание электронных изданий образования с использованием языка разметки гипертекста.

  34. Основные направления развития современного образования.

  35. Дистанционное образование.

  36. Электронные издания.

  37. Структура электронного учебника.

  38. Экспертиза электронного учебного издания.

  39. Структура HTML-страницы электронного издания.

  40. Опишите структуру документа в HTML.

  41. Укажите основные способы создания динамических элементов страниц.

  42. Чем вызвана концепция непрерывного обучения?
^

4.1.2. Задания самостоятельной работы.


Темы рефератов по курсу «Технические и аудиовизуальные средства обучения»

  1. Метод телекоммуникационных проектов в математическом и естественнонаучном воспитании.

  2. Научно-педагогические основы современных ТСО

  3. Психолого-педагогические аспекты применения ТСО в современном личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе.

  4. Технические средства в проблемном обучении.

  5. Компьютерная энциклопедия во внеклассной работе с детьми.

  6. Новые информационные технологии в обучении математике.

  7. Оверхед на уроках математики.

  8. Дистанционное обучение.

  9. Мультимедийная аппаратура в учебно-воспитательной работе с детьми.

  10. Новые информационные технологии в системе непрерывного образования.

  11. Педагогические основы использования компьютерных технологий для самообразования школьников.

  12. Компьютерные лабораторные работы в процессе изучения физики.

  13. Виртуальные конструкторы в учебной работе.

  14. Информационные технологии в воспитательном процессе.

  15. Выработка умений и навыков при обучении физике с помощью компьютерных программ- тренажеров.

  16. Комплексный подход к использованию технических средств обучения.

  17. Компьютерное обучение за рубежом.

  18. Технические средства и компьютер в обучении детей с проблемами развития.

  19. Медиатека в учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения.

Экранно-звуковые средства обучения на уроках математики и информатики.
^

4.1.3. Перечень литературы, необходимой для подготовки студентам к самостоятельной работе по дисциплине


1. Ю.А.Воронин. Технические и аудиовизуальные средства обучения. –

Воронеж, изд-во ВГПУ, 2001.

2. Ю.А.Воронин. Перспективные средства обучения. – Воронеж, изд-во

ВГПУ, 2000.

3. Л.П. Прессман. Аудиовизуальные средства обучения, изд-во РАО, 1993.

4. Л.П.Прессман, В.Л.Полевой, Л.С.Зазнобина. Видеозапись в школе. М,

1993.

5. В.Л.Полевой, С.В.Миляев. Методика использования видеоматериалов в

учебном процессе. – Воронеж, изд-во ИПКРО, 1999.

6. В.Л.Полевой, С.В.Миляев. Видеоматериалы в обучении. – Воронеж, изд-

во ИПКРО.

4.1.4.Итогова аттестация

Первая, основная форма проведения зачета - подготовка аудиовизуальных учебных материалов и их презентация в форме деловой игры, показывающей методические умения использования аудиовизуальных средств на различных этапах урока.

Вторая форма проведения зачета: в устной форме по вопросам к зачету, с проверкой умения создавать презентации в программе POWER POINT и элементарных навыков нелинейного видеомонтажа на компьютере, кроме того итоговое тестирование и защита реферата, вынесенного для самостоятельной работы студентов.
^
4.1.4.1.Вопросы выносимые на зачет для аттестации знаний студентов

1. Технические средства обучения, применяемые в общеобразовательной школе. Научно-педагогические основы применения современных технических средств обучения в общеобразовательной школе.

2. Классификация ТиАСО.

3. Учебная информация, ее особенности.

4. Методические основы применения современных технических средств обучения по профилю будущей специальности.

5. Основные дидактические принципы применения современных технических средств в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы. Способы активизация познавательной деятельности школьников средствами ТиАСО.

6. Приемы развития мышления учащихся средствами ТиАСО.

7. Целесообразность применения ТиАСО на различных этапах урока (на примере конкретного этапа).

8. Возможность применения ТиАСО при организации проблемного обучения.

9. Возможности ТиАСО в процессе усвоения учащимися содержания образования.

10. Варианты использования ТиАСО при овладении учащимися известными способами учебной деятельности.

11. Сравнение эффективности различных методов обучения с использованием ТиАСО:

12. Возможности ТиАСО при формировании навыков творческой деятельности.

13. Возможности ТиАСО для организации творческих домашних заданий.

15. Особенности воздействия учебных фильмов на процесс восприятия и усвоения информации. Роль учебного фильма в учебно-воспитательном процессе.

16. Видеомагнитофоны и методика их применения в учебно-воспитательном процессе.

17. Основные компоненты персонального компьютера. Основные технические характеристики центрального процессора ПК. Основные виды и технические характеристики памяти ПК. Периферийные устройства ПК, их краткая характеристика и основные правила эксплуатации.

18. Мультимедиа в учебном процессе.

19. Санитарно - гигиенические нормы применения аудиовизуальных  средств обучения.

20. Правила общей и электробезопасности при работе с ТиАСО в общеобразовательной школе.

21. Первая помощь учащемуся при поражении электротоком.

22. Первичные средства пожаротушения и область их применения.
^
1.4.4.2.Итоговый тест

1. по данным ЮНЕСКО человек, он запоминает

А) 15 % информации

В) 25 %информации

С)65 % информации

2. Технические средства – совокупность _______________________________, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации.

3. Эффективность использования ТиАСО определяется следующими связанными аспектами

А) техническим, методическим, организационным

В)дидактическими, пропедевтическим, эвристическим

С) цена-качество-внешний вид

4. основные классификации ТиАСО

А) диапроекторы, эпипроекторы, кодопроекторы, мультимедиапроекторы

В) технические средства передачи учебной информации, контроля знании, тренажеры, обучение и самообучение, вспомогательные

С) по функциональному назначению, по принципу устройства и работы, по роду обучения, по логике работы, по характеру воздействия на органы чувст, по характеру предъявляемой информации

5. основные педагогические функции ТиАСО

А) воспитательная, организационная, передаточная

В)коммуникативная, управленческая, кумулятивная, научно-исследовательская

С)мотивационная, обобщающая, проблемная

6. при диаскопической проекции изображение на экране создается световыми лучами, проходящими сквозь _________________________________________

7. при эпископической проекции изображение на экране создается световыми лучами, _______________________ и _____________________________ непрозрачными источниками информации.

8.конденсатор – это

А) оптическое устройство, образующее на экране увеличенное изображение различных объектов

В) оптическая система, которая собирает расходящийся луч, испускаемый проекционной лампой, и обеспечивающих равномерное освещение объекта проекции

С) оптическое устройство, обеспечивающее максимальное освещение объекта

9. способы записи звука

А)фонографический, рекодерный, катушечный

В) фотографический, резонансный, магнитный и цифровой

С) механический, оптический, магнитный, цифровой

^

4.2.Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ


Лабораторные работы, предусмотренные в рамках настоящего учебного курса, выполняются с использованием вычислительной техники и средств непосредственного доступа к ресурсам глобальной компьютерной сети Интернет. Тематика и задания лабораторных работ нацелены на решение различных задач, возникающих в процессе организации учебного процесса с использованием как традиционных, так и современных программных и технических мультимедийных и телекоммуникационных средств.

За время обучения каждый студент оформляет реферат и делает доклад о специфике применения в обучении одного из технических или аудиовизуальных средств.


Лабораторная работа №1
^

ТЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ СТАТИЧЕСКИХ ЭКРАННЫХ ПОСОБИЙ 


Цель:

        изучить устройство и технические данные аппаратов статической проекции;

        научиться работать с эпидиапроектором и графопроектором;

        способствовать формированию умений создания и применения статических экранных пособий.

План:

1.            История развития средств статической проекции.

2.            Способы получения неподвижного изображения.

3.            Виды статических экранных пособий.

4.            Виды аппаратов.

5.            Педагогические возможности средств статической проекции.

6.            Методика применения статических экранных пособий.
^

   Мультимедийная презентация

  Вопросы и задания


1. Подумайте, какие преимущества имеют статические экранные пособия перед кинофильмом. Какие особенности статических экранных пособий не позволяют превратить их в универсальные средства и требуют использования других технических (и не только) средств?

2. Разработайте урок (занятие) с использованием статических экранных средств, изготовьте экранное пособие к этому уроку (для диапроектора, кодопроектора или эпипроектора) соответственно Вашей специальности.

3. Ознакомьтесь с техническими даными, устройством, правилами эксплуатации и хранения графопроекторов и эпидиапроекторов. Подготовьте аппараты к работе и поработайте поочередно на каждом из них.

 

  Лабораторная работа № 2
^

ЗВУКОТЕХНИЧЕСКАЯ АППАРАТУРА ДЛЯ ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗВУКА

 


Цель: сформировать знания о принципах и способах записи и воспроизведения звука, методике применения звуковых технических средств

 

План


1.                 Историческая справка

2.                 Способы записи и воспроизведения звука.

3.                 Виды звуковых технических средств.

4.                 Методика применения звуковых технических средств.

Мультимедийная презентация
^

Вопросы и задания


1.                  Выполните сравнительную характеристику любых двух способов записи и воспроизведения звука, выделив их сходства и отличительные признаки.

2.                  Составьте примерный перечень тематических аудиозаписей (по дисциплине на выбор студента), имеющихся в фонотеке Вашего учебного заведения. Задание может быть представлено в следующем виде:

№ п/п

Название дисциплины

Название аудиозаписи

Класс

Краткое содержание

1.                        

 

 

 

 

2.                        

 

 

 

 

 

^ 4.                  Подготовьте пример учебной аудиозаписи. Составьте аннотацию к этой записи и рекомендации по ее применению в учебно-воспитательном процессе.

          Лабораторная работа № 3
^

Комбинированные технические средства



Цель: изучить устройство, принцип работы комбинированных ТСО, дидактические возможности и методику их примения.

План:


  1. Комбинированные технические средства: классификация, особенности.

  2. Экранно-звуковая аппаратура.

  3. Методы записи.

  4. Использование экранно-звуковых средств в учебно-воспитательном процессе.

Мультимедийная презентация
^

Вопросы и задания


1.               Перечислите дидактические функции учебного фильма на уроке?

2.               Просмотрите учебный фильм по Вашей специальности и дайте анализ его дидактических возможностей.

3.               Составьте сценарий учебного видеофрагмента (3-5 мин.) для дисциплины Вашей специальности, попробуйте снять этот видеофрагмент, смонтировать его с помощью программы Windows Movie Maker.

Режиссерский сценарий фильма

№ кадра

Время

Крупность плана

Содержание кадра

Звуковое сопровождение

Примечания

1.                  

 

 

 

 

 

2.                  

 

 

 

 

 

3.                  

 

 

 

 

 

 

^ 4.               Разработайте урок с использованием экранно-звуковых средств, проведите его, запишите на видеопленку и сделайте самоанализ.

 

            Лабораторная работа №4

Программа видеомонтажа. Знакомство, демонстрация. Техника видеозаписи. Составление педагогического сценария учебного видеофильма. Съемка,


^

5.Глоссарий (основные понятия дисциплины)


Акустическая система это устройство, предназначенное для преобразования электрических сигналов в акустические колебания, воспринимаемые слуховой системой человека. Основным устройством, на основе которого строится акустическая система, является звуковая колонка.

Видеопроектор (мультимедиа) – это электронно-оптическое устройство, предназначенное для проецирования на удаленный экран информации, поступающей в форме сигнала.

Графипроекторы (кодоскопы и оверхеды) представляют собой оптическое устройство, предназначенное для проецирования информации со специальной прозрачной пленки.

Голографическая проекция (от греч. holos - весь, полный и grapho - пишу) проекция обеспечивает получение объемного изображения объекта.

Громкость восприятия звука пропорциональна силе источника звука. При увеличении силы источника увеличивается и гром­кость. Возрастание громкости звука пропор­ционально логарифму возрастания силы звука.

Диапозитивный фильм, или сокращенно диафильм (от англ. film -пленка), - это серия черно-белых или цветных диапозитивов, объеднненных в единое произведение и отпечатанных на кинопленке в определенной последовательности.

Звуковая система ПК конструктивно представляет собой звуковые карты, либо устанавливаемые в слот материнской платы, либо интегрированные на материнскую плату или карту расширения другой подсистемы

Компьютерный учебник или электронный учебник (ЭУ) представляет собой программное средство, позволяющее представить для изучения теоретический материал, организовать апробирование, тренаж и самостоятельную творческую работу, помогающее учащимся и преподавателю оценить уровень знаний в определенной тематике, а также содержащее необходимую справочную информацию.

Модуль интерфейсов обеспечивает обмен данным между звуковой системой и другими внешними и внутренними устройствами.

Модуль микшера звуковой карты выполняет:

- коммутацию (подключение/отключение) источников и приемников звуковых сигналов, а также регулирование их уровня,

- микширование (смешивание) нескольких звуковых сигналов и регулирование уровня результирующего сигнала.

Плоская проекции обеспечивает получение двухмерного изобра­жения соответствующего объекта.

Стереоскопическая проекция (от греч. stereos - объемный, пространствен­ный) проекция обеспечивает получение изображения, создающего иллюзию объемности объекта, пространственности наблюдаемой картины.

Синтезирование представляет собой процесс воссоздания структуры музыкального тона.

Стереопары - совокупность двух изображений одного и того же объекта (как правило, на про­зрачной основе), полученных с двух ракурсов.

Слайд-проекторы рассчитаны на использование стандартных 2436 мм слайдов, применяются с прямоугольными магазинами емкостью 50-100 слайдов и карусельные емкостью 80-140 слайдов.

^ Сила звука определяется амплитудой колебаний источника и упругими свойствами среды.

Технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-вос­питательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

Транспаранты (кодопособия) - изображения на фолиях - прозрач­ной термоустойчивой пленке, выполняемые полиграфическим и фото­графическим способами или напечатанные на принтере, ксероксе

Эпиобъекты - изображения (тексты, фотографии, рисунки, реп­родукции и т.п.) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, выполненные в формате приемного окна эпископа, проеци­руемые на экран в отраженном свете.
^

Общие правила техники безопасности
при использовании ТСО



Все ТСО питаются электротоком напряжением 220 В, которое опасно для жизни человека. Поэтому все лица, допущенные к работе с ТСО, должны пройти инструктаж по технике безопасности и соблюдать следующие правила:

1.  Работать только на исправных ТСО

2. Все приборы должны быть заземлены.

3.  Запрещается разборка аппарата ТСО учащимися без преподавателя.

4. В   случае   замыкания   (появления   искр,   запаха  гари)        отключить электропитание.

5.  Замену   деталей   электроаппаратуры   и    ее   ремонт   проводить    при выключенных источниках питания.

6.   Запрещается   определять   наличие   напряжения   путем   прикосновения руками к токоведущим деталям аппаратуры.

7.   Запрещается использовать воду и пенные огнетушители для тушения загоревшейся аппаратуры, так как эти средства являются проводниками тока,  и,  следовательно,  могут  привести  к  короткому  замыканию   и поражению током человека, производящего тушение.

8. Во    избежание    ожогов    нельзя    прикасаться    к    проекционным    и радиолампам в течение 10 минут после их выключения.

9.  Нельзя пользоваться аппаратами, у которых не работаем вентилятор, ибо это может привести к перегоранию лампы или более серьезным неисправностям.

^ Оказание первой помощи при поражении электрическим током

Человека, попавшего под напряжение, надо немедленно освободить от действия электрического тока. Для этого отключают потребитель электрического тока с помощью ближайшего штепсельного разъема, выключателя (рубильника), или путем вывертывания пробок (плавких предохранителей) на щитке.

Пострадавший является проводником электрического тока, поэтому следует соблюдать меры предосторожности. После освобождения пострадавшего надо немедленно оказать первую медицинскую помощь.

^ Правила пожарной безопасности

1.  Помещение,    предназначенное    для    показа    кинофильмов,    должно располагаться  на первом  этаже.  Показывать  кинофильмы  на других этажах    разрешается    при    наличии    несгораемого    перекрытия    под зрительным залом и двух выходов с этажа на лестничные клетки.

2. Во время демонстрации кинофильма в учебном кабинете разрешается присутствие учащихся не более одной группы.

3.  Аппаратура   не   должна   устанавливаться   у   выхода   из   класса   или аудитории.

4.  К работе с ТСО допускаются лица, имеющие удостоверения.

5.  Провода от аппаратуры не должны пересекать пути эвакуации учащихся из аудитории.


Скачать 341.36 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты