Домой

Матвеева Галина Кронидовна Автор-составитель: ст преп каф зоологии пгпу, Мамаева Елена Юрьевна учебно-методический комплекс




НазваниеМатвеева Галина Кронидовна Автор-составитель: ст преп каф зоологии пгпу, Мамаева Елена Юрьевна учебно-методический комплекс
страница1/6
Дата23.12.2012
Размер1.11 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
Содержание
4. Объем дисциплины
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
8. Учебно-методическое, информационное и
9. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации
10. Глоссарий по курсу дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП
Профиль подготовки
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Специальная компетенция
Специальная компетенция
Обучающийся должен
3.2 Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций
Коды формируемых компетенций
4. Объем дисциплины
Вид учебной работы
Самостоятельная работа (СРС) (всего)
Другие виды самостоятельной работы
Входной контроль
4.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы
Всего час.
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5   6

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет»

(ПГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ


ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ


Направление подготовки: 050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки: БИОЛОГИЯ И ХИМИЯ

БИОЛОГИЯ

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр




ПГПУ

Пермь

2011

Рецензент:

К.Б.Н. ст. преп. каф. зоологии ПГПУ, Матвеева Галина Кронидовна


Автор-составитель:

ст. преп. каф. зоологии ПГПУ, Мамаева Елена Юрьевна


Учебно-методический комплекс по дисциплине Теория Эволюции составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование», профиль 050100.62 Биология и химия.


Дисциплина входит в профессиональный цикл, относится к вариативной части учебного плана ООП.


Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов и т.д.


Согласовано с деканом обучающего факультета:

Декан: Галина Ивановна Дубась



Согласовано:

Учебно-методическое управление:

«___» __________________2011 г.

______________________________





Рекомендовано кафедрой:

Протокол № _______

«___» ________________2011 г.

Зав. кафедрой _______________



Содержание


1. Цели и задачи изучения дисциплины 4

2. Место дисциплины в структуре ООП 4

3. Требования к результатам освоения дисциплины 5

3.1. Принятая структура компетенций 5

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и

формируемых компетенций 7

^ 4. Объем дисциплины 8

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 8

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 8

5. Содержание дисциплины 9

5.1. Программа дисциплины 9

5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины 13

5.3. Содержание семинарских и практических занятий 16

6. Образовательные технологии 38

6.1. Технологии аудиторной работы 38

6.2. Технологии внеаудиторной работы 39

^ 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов 40

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов 40

7.2. Содержание самостоятельной работы студентов 40

7.3. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению 41

^ 8. Учебно-методическое, информационное и

материально-техническое обеспечение дисциплины 41

8.1. Основная литература 41

8.2. Дополнительная литература 41

8.3. Учебно-методические материалы 42

8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 43

8.5. Материально-техническое обеспечение 43

^ 9. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации 44

9.1. Требования и форма проведения входного контроля 44

9.2. Формы и содержание текущего контроля знаний 52

9.2.1. Формы текущего контроля знаний 52

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций 52

9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов 57

9.3 Форма и содержание промежуточной аттестации 60

^ 10. Глоссарий по курсу дисциплины 65


1. Цели и задачи дисциплины:


Курс теории эволюции включён в учебный план всех факультетов педагогических вузов, включающих профиль «Биология». Особое место эволюционной теории в системе биологических наук, её обобщающий характер и методологическая направленность – определяют и особую важность изучения этой дисциплины в вузе. При изучении курса теории эволюции у студентов формируется научное диалектическое мировоззрение, вырабатывается биологическое мышление, формируется статистический подход к явлениям природы, осмысляются причинно-следственные связи природных явлений.

Целью курса теории эволюции является формирование целостного представления о материальной, структурной и энергетической основе живых систем, представления о живых организмах как о структурно оформленных, самовоспроизводящихся и эволюционирующих гомеостатических открытых системах, о единстве происхождения и организации всех живых существ, включая человека.

Наиболее полно представлен в программе изучения современный период – именуемый синтетической теорией эволюции (СТЭ).

Важнейшей задачей курса является развитие у студентов интереса к фундаментальным биологическим знаниям, формирование ясных представлений о наиболее общих аспектах биологических явлений и научного мировоззрения в целом, преодоление существующих в обществе многочисленных бытовых предрассудков по общебиологическим и медицинским вопросам. Теория эволюции имеет первостепенную важность для привития студентам элементарной естественнонаучной культуры. Курс является базисным для формирования целостного мировоззрения, учитывающего достижения современных естественных наук.

^ 2. Место дисциплины в структуре ООП:


Теория эволюции входит в профессиональный цикл, относится к вариативной части учебного плана ООП.

Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»

^ Профиль подготовки: Биология и химия.

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Нормативный срок обучения 5 лет

Дисциплина «Теория эволюции» завершает биологическое образование студентов, интегрируя полученные ранее биологические знания в целостную картину развития органического мира.

Курс Теории эволюции базируется на знаниях, приобретённых студентами в процессе изучения ботаники, зоологии, анатомии, генетики, экологии и других биологических дисциплин. Поскольку курс Теории эволюции является обобщающим, то в преподавании этого курса используются данные всех биологических дисциплин, привлекаются данные физики, химии, палеонтологии и других естественнонаучных дисциплин. При изучении этого предмета необходимо максимально использовать данные:

  1. генетики,

  2. экологии,

  3. цитологии,

  4. анатомии и физиологии животных и растений

  5. гистологии с эмбриологией.


Многие положения этих общебиологических наук приобретают при изучении данного курса эволюционный смысл, поскольку познание живой природы идёт на более высоком уровне, требующем глубокого теоретического осмысления и обобщения.


^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины


3.1 Принятая структура компетенций


В процессе освоения дисциплины формируются компетенции профиля «Биология» и компетенции: СК-1, СК-5.

Место дисциплины в учебном плане: цикл Б.3, вариативная часть, дисциплина изучается в 9-10 семестрах.

Содержание дисциплины: Основные теории эволюции; история становления эволюционных представлений; генетические основы эволюционного процесса; концепция видообразования. Семинарские занятия.


Дисциплина способствует формированию следующих основных компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО:



  1. ^ Специальная компетенция (СК – 1): «владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений, знаком с выдающимися биологическими открытиями, способен оценить роль биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира»

  2. ^ Специальная компетенция (СК - 5): «владеет знаниями о закономерностях развития органического мира и механизмах эволюционного процесса»


^ Обучающийся должен


Знать:

- этапы развития органического мира;

- фундаментальные законы эволюции;

- происхождение и становление функций организмов в процессе эволюции на основании данных сравнительной эмбриологии, палеонтологии;

- дискуссионные вопросы и новейшие достижения теории эволюции;

- биологические и социальные основы поведения человека.


Уметь:

- доказательно обсуждать теоретические и практические проблемы теории эволюции;

- объяснять эволюцию клетки с позиций эволюционной теории; объяснять свойства клетки как элементарной биологической системы с позиций системного подхода к изучению биологических объектов

- устанавливать связь между различными уровнями организации живой материи; раскрывать закономерности их развития с исторических позиций.

- использовать для сравнительно-физиологических обобщений достижения в области молекулярной биологии, биохимии, цитологии, зоологии

- анализировать значение отдельных представителей растительного и животного мира в природе и для человека; основные механизмы микро- и макроэволюции;

- использовать теоретические знания для практического решения профессиональных задач;


Владеть:

- системными представлениями об организации живой природы, о закономерностях развития органического мира, эволюции животных и растений;

- системными представлениями о методологии изучения живой природы;

- системными представлениями о принципах эволюционного становления физиологических процессов;

- информационными технологиями для решения различных теоретических проблем эволюционной биологии.


^ 3.2 Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций


п/п

Наименование раздела/темы дисциплины

Кол-во часов ЗО+СТ

^ Коды формируемых компетенций

СК-1

СК-5

1

История развития науки

2+6

+

+

2

СТЭ, Микроэволюция

16+14

+

+

3

СТЭ, Макроэволюция

18+16

+

+




Итого:

36+36









^ 4. Объем дисциплины


Общая трудоёмкость дисциплины: 3 зачётные единицы


4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


^ Вид учебной работы

Очная

Заочная (полная)

Номера семестров:

9-10

9

Аудиторные занятия (всего):

В том числе:

36

16




Лекции (Л)

14

8

Практические занятия (ПЗ)







Семинарские занятия (СЗ)

22

8

Лабораторные работы (ЛР)







^ Самостоятельная работа (СРС) (всего)

В том числе:

36

56




Реферат

8

18

Эссе

6

26

Конспект в рабочей тетради

10

4

Аналитическая таблица

12

8

^ Другие виды самостоятельной работы







Общая трудоемкость: часы/ зачетные единицы

108/3

108/3

^ Входной контроль (вид, № семестра)

9

9

Текущий контроль (вид, № семестра)

9

9

Форма промежуточной аттестации (экзамен, зачет) - № семестров

Экзам. 10

Экзамен 9



^ 4.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы




п/п

Раздел/ тема


Неделя сем-ра

^ Всего час.

Виды учебной работы студентов

и трудоемкость (в часах)

Аудиторная работа

Сам. Работа

Лек.

Сем.

Пр.

Лаб.

Обяз.

Доп.

Раздел 1. РАЗВИТИЕ НАУКИ

1.

Возникновение и развитие эволюционных представлений







0

1







3

2

2.

Формирование эволюционной теории







0

1







3

4

Раздел 2. СТЭ, МИКРОЭВОЛЮЦИЯ

3.

Материальные основы эволюции







2

2







4

2

4.

Движущие силы эволюции







2

2




2

2

2

5.

Вид и видообразование







2

2







4

2

6.

Адаптациогенез







0

2







4

4

Раздел 3. СТЭ, МАКРОЭВОЛЮЦИЯ

7.

Соотношение индивидуального и исторического развития







1

2







4

6

8.

Закономерности макроэволюции







3

2







4

4

9.

Основные этапы химической и биологической эволюции







2

2







4

6

10

Антропогенез







2

4







4

4

ИТОГО:




108ч. 3уч.ед

14

20




2

36

36


^ 5. Содержание дисциплины


5.1. Программа дисциплины


Раздел 1. История развития науки

Тема 1. Возникновение и развитие эволюционных представлений

1.1. Элементы эволюционизма в античной философии.

1.2. Метафизический период в развитии науки.

Накопление материалов для формирования эволюционной идеи. Борьба креационизма с материализмом. Концепции преформизма и эпигенеза. Возникновение трансформизма, первая эволюционистическая теория Ж.Б. Ламарка.

^ Тема 2. Формирование эволюционной теории.

Успехи систематики, селекции, цитологии, эмбриологии; накопление материала науками естественного цикла, формирование научных и общественно-экономических предпосылок для создания теории эволюции.

Эволюционное учение Ч. Дарвина.

Судьба дарвинизма. Неоламаркизм и генетический антидарвинизм и их причины.

Раздел 2. Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Микроэволюция.

Тема 3. Материальные основы эволюции:

3.1. Наследственность и изменчивость.

Основные уровни организации жизни. Организм как объект эволюционных преобразований; фенотип как основная единица отбора; популяция как элементарная единица эволюции.

^ 3.2. Генетические основы эволюционного процесса.

Гетерогенность генетической структуры популяции как предпосылка её эволюционных преобразований. Генофонд популяции и мобилизационный резерв изменчивости (МРИ). Закон Харди-Вайнберга.

^ 3.3. Генетико-автоматические процессы в популяциях.

Популяционные волны, дрейф генов, принцип основателя, эволюция через «бутылочное горлышко». Миграция и интрогрессия генов. Изоляции как терминирующий фактор видообразования.

^ Тема 4. Движущие силы эволюции.

Борьба за существование и естественный отбор. Эволюционные следствия различных форм борьбы за существование. Элиминация: формы элиминации, эволюционные следствия различных форм элиминации.

Естественный отбор и его формы. Количественные характеристики отбора.

^ Тема 5. Вид и видообразование.

История развития понятия вид и современная политипическая концепция вида. Критерии вида, характеристики вида.

Пути и способы видообразования. Сегрегациогенез и синтезгенез. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Клинальная изменчивость, постепенное и быстрое видообразование.

Структура вида. Популяционная дифференцировка вида как результат действия микроэволюционных процессов.

^ Тема 6. Адаптациогенез.

Адаптации: классификация, характеристики. Адаптациогенез как основной результат действия естественного отбора. Три фазы адаптациогенеза: инадаптивная (комбинативная), преадаптивная, постадаптивная. Формирование сложных адаптаций. Масштаб адаптаций, предел адаптаций, факторы, ограничивающие эволюцию адаптаций к предельным значениям. Относительность целесообразности адаптаций.

^ Раздел 3. СТЭ Макроэволюция

Тема 7. Соотношение индивидуального и исторического развития

Биогенетический закон в трактовках Ф. Мюллера и Э. Геккеля.

Теория филэмбриогенезов (А.Н. Северцов).

Основные направления эволюции онтогенеза: эмбрионизация и дезэмбрионизация. Автоматизация и автономизация онтогенеза.

Стадийность онтогенеза и эволюция стадий. Целостность онтогенеза. Корреляции. Эволюция полового процесса. Партеногенез.

Тема 8. Закономерности макроэволюции

8.1. Происхождение таксонов.

Принципы монофилии и полифилии: филетическая эволюция, сетчатая эволюция.

Пути макроэволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Формирование гомологичных и аналогичных органов.

Сопряжённая эволюция таксонов.

8.2. Способы филогенетического преобразования органов.

Функции и субституции; гетеробатмия.

    1. Прогресс и регресс в эволюции таксонов.

Биологический прогресс. Морфофизиологический прогресс (ароморфоз). Морфофизиологический регресс (катаморфоз). Идиоадаптации.

Биологический регресс. Теломорфоз, гиперморфоз и др. Вымирание и тупики эволюции.

8.4. Темпы протекания эволюции таксонов.

Неравномерность эволюции. Темпы эволюции. Ограничения эволюции.

    1. Общие закономерности макроэволюции.

Прогрессивная направленность, необратимость, закономерная смена фаз (закон Северцова), происхождение таксонов от неспециализированных предков и др.

^ Тема 9. Происхождение жизни на Земле. Основные этапы химической и биологической эволюции

Гипотезы происхождения жизни (А. Опарин, Дж. Холдейн, Д. Бернал). Основные этапы биогенеза и их экспериментальное моделирование (С.Миллер, С.Фокс, Д. Оро).

Современные гипотезы, рассматривающие поведение системы нуклеиновых кислот в рамках теории информации (биохимик Г. Кастлер, 1966,); концепция образования упорядоченных макромолекул из неупорядоченного вещества на основе матричной репродукции и естественного отбора (гиперциклы, М. Эйген, 1982).

Гипотеза мира РНК

Становление клеточной организации, проблема возникновения генетического кода. Симбиотическая гипотеза происхождения эукариотической клетки.

Эволюция энергетических процессов: хемосинтез, фотосинтез, брожение, дыхание.

Геохронология: крупнейшие ароморфозы архейской и протерозойской эр. Появление и эволюция высших растений. Становление типа беспозвоночные и типа хордовые. Смена флор и фаун. Эволюция биосферы.

^ Тема 10. Антропогенез.

Развитие представлений о происхождении человека.

Доказательства животного происхождения человека. Место человека в зоологической системе.

Происхождение приматов и основные этапы их филогенеза. Формирование преадаптаций к гоминизации.

Протоантропы: дриопитеки, австралопитеки – этап биологической эволюции.

Архантропы: человек умелый, человек прямоходящий – этап биосоциальной эволюции.

Палеоантропы: тупиковая ветвь классических европейских неандертальцев.

Неоантропы: кроманьонцы, люди современного типа (человек разумный).

Возникновение второй сигнальной системы и её роль в формировании человека разумного.

Вопрос о центрах происхождения человека. Расогенез. Половой отбор.

Особенности эволюции человека на современном этапе.

^ 5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины

Полный текст лекций приведён в Приложении 1, стр.2.


Лекция № 1.

Введение. Общая характеристика жизни как особой формы движения материи. Основные этапы возникновения жизни на Земле. (2 часа).

План:

1. Предмет и задачи эволюционной теории.

2. Методы исследования эволюционного процесса.

3. Основные уровни организации жизни.

4. Роль живого вещества в геохимических процессах в биосфере.

5. Организм как объект эволюционных преобразований.

6. Популяция – элементарная единица эволюции.

7. Эволюционные преобразования жизни на Земле

7.1. Образование планеты. Условия синтеза макромолекул.

7.2. Образование полимеров. Источники энергии. Концепция образования упорядоченных макромолекул из неупорядоченного вещества на основе матричной репродукции и естественного отбора. Гипотеза РНК-мира.

7.3. Компартментализация. Симбиотическое происхождение эукариотической клетки.

Литературные источники: 1, 2, 5, 6, 9, 10, 12; A, F, I.

Лекция № 2.

Генетические и онтогенетические закономерности эволюции (2 часа).

План:

1. Мутации как основной материал для эволюционного процесса. Генофонд. МРИ (мобилизационный резерв изменчивости). Изменение соотношения частот аллелей в популяциях – главный генетический механизм видообразования.

2. Генетико-автоматические процессы (дрейф генов) в популяциях. Влияние динамики численности популяций (волн жизни) на генотипический состав популяций. Миграции. Интрогрессии.

3. Закономерности индивидуального развития организмов. Закон зародышевого сходства. Закономерности индивидуального и исторического развития организмов (онтогенез и филогенез).

4. Эволюция онтогенеза. Рекапитуляции, ценогенезы. Филэмбриогенезы: архаллаксисы, девиации, анаболии. Гетерохронии и гетеротопии. Педоморфоз. Фетализация. Акселерация.

5. Автоматизация и автономизация онтогенеза. Эмбрионизация и дезэмбрионизация онтогенеза. Эволюция стадий онтогенеза. Метаморфоз. Диапауза.

6. Эволюция полового размножения. Гермафродитизм. Дигамия. Партеногенез.

Литературные источники: 1, 4, 5, 8, 13; И, F, G, H

Лекция № 3

Движущие силы эволюции (2 часа)

План:

  1. Борьба за существование: сущность понятия, классификация форм.

  2. Формирование адаптаций в результате действия различных форм Б. за С.

  3. Элиминация. Эволюционные следствия различных форм элиминации.

  4. Естественный отбор. Характеристики естественного отбора. Движущий и стабилизирующий отбор.

  5. Другие формы отбора: гаметный, семейный (групповой), дестабилизирующий, половой.

  6. Скорость и эффективность отбора.

Литературные источники: 1, 2, 5, 6, 7, 15; А, В, С

    Лекция № 4

Адаптациогенез (2 часа)

    План:



  1. Характеристика адаптаций

  2. Классификация адаптаций

  3. Адаптациогенез. Комбинативная, преадаптивная и постадаптивная фазы становления адаптаций.

  4. Масштаб адаптаций. Предел адаптаций. Факторы, ограничивающие эволюцию адаптаций к предельным значениям.

  5. Относительность целесообразности адаптаций.

Литературные источники: 1, 5, 7, 8. 15; А. В. Е. G, I



    Лекция № 5

Вид и видообразование (2 часа)

План:

  1. Понятие вида. Современная биологическая концепция политипического вида.

  2. Критерии вида. Общие признаки вида.

  3. Структура вида. Аллопатрические структуры вида: популяция, экотип, подвид. Симпатрические структуры вида: экоэлемент, изореагент, биотип.

  4. Видообразование. Сегрегациогенез и синтезгенез.

  5. Аллопатрическое видообразование.

  6. Симпатрическое видообразование.

  7. Изоляции. Классификация форм изоляции.

  8. Формирование экологической ниши нового вида.

  9. Видообразование и адаптациогенез.

Литературные источники: 3. 5. 6. 7. 8.13; A, D, G, H, I


    Лекция № 6

Макроэволюция и ее закономерности (2 часа).

План:

  1. Определение понятия «макроэволюция». Соотношение процессов макроэволюции и микроэволюции.

  2. Пути возникновения органического разнообразия. Монофилия и полифилия.

  3. Дивергенция, конвергенция, параллелизмы. Формирование гомологичных и аналогичных органов.

  4. Типы филогенетических координаций.

  5. Способы филогенетического преобразования органов. Функции и субституции.

  6. Принципы смены функций. Гетеробатмия.

  7. Общие закономерности эволюции.

  8. Темпы и скорость эволюции филогенетических групп.


Литературные источники: 1, 3, 5, 7, 8, 12; A. B. E. J


    Лекция № 7.

Биологический прогресс, биологический регресс (2 часа).

План:

  1. Биологический прогресс, критерии и способы его осуществления.

  2. Морфофизиологический прогресс (ароморфоз). Ключевые и сопутствующие ароморфозы. Идиоадаптации. Катаморфозы.

  3. Частные приспособления в эволюции.

  4. Биологический и морфофизиологический регресс. Теломорфоз. Гиперморфоз. Вымирание и тупики в эволюции.

  5. Закономерная смена направлений эволюции в ходе филогенеза групп.

  6. Экосистемная теория эволюции. Естественность и дискретность экосистем. Когерентная и некогерентная эволюция. Экосистемные кризисы различного уровня.

  7. Филогенетический цикл.

Литературные источники: 5. 6. 12. 15. 16, 17; A, B, G, H

    1. Содержание семинарских и практических занятий



  1   2   3   4   5   6

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты