Домой

Совершенствование обязательного пенсионного страхования в российской федерации 08. 00. 10 Финансы, денежное обращение и кредит




Скачать 290.94 Kb.
НазваниеСовершенствование обязательного пенсионного страхования в российской федерации 08. 00. 10 Финансы, денежное обращение и кредит
Дата23.12.2012
Размер290.94 Kb.
ТипАвтореферат диссертации
Содержание
Степень разработанности проблемы.
Цель диссертационного исследования
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач
Объектом исследования
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования
Информационную и эмпирическую базу исследования
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту
Научная новизна
Теоретическая и практическая значимость работы.
Апробация результатов диссертационного исследования.
Структура диссертационной работы.
Основные идеи и выводы диссертации
Особенности развития и функционирования обязательного пенсионного страхования РФ и его государственного финансового регулировани
Анализ элементов трудовой пенсии по старости в РФ и специфика ее формирования как объекта финансового регулирования.
Оценка результативности обязательного пенсионного страхования в России.
Таблица 1 Показатели финансовой и социальной результативности
Таблица 2 Динамика показателей финансовой результативности
Рекомендации по повышению финансовой результативности обязательного пенсионного страхования в РФ.
Совершенствование методики расчета и индексации трудовой пенсии по старости.
Таблица 3 Размер трудовой пенсии по существующей и предлагаемой формулах при 30-летнем стаже
...
Полное содержание
Подобные работы:


На правах рукописи


Биткина Ирина Константиновна


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Волгоград 2011

Работа выполнена в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградская академия государственной службы».


Научный руководитель – доктор экономических наук, профессор

Иванова Татьяна Борисовна.


Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Ломакина Татьяна Павловна;

кандидат экономических наук, доцент

Стоноженко Инна Валерьевна.


Ведущая организация – ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет».


Защита состоится «24» марта 2011 года в 10:00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.029.04 при ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» по адресу: 400062, г. Волгоград, просп. Университетский, 100, аудитория 4-01 «А»

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет».

Автореферат диссертации размещён на официальном сайте ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» – http://www.volsu.ru.


Автореферат разослан «18»  февраля 2011 г.


Учёный секретарь диссертационного совета

кандидат экономических наук, доцент И. Д. Аникина

общая характеристика работы

Актуальность темы исследования обусловлена значимостью обязательного пенсионного страхования по нескольким основаниям. Во-первых, его значением как ключевого элемента системы социальной защиты населения. Во-вторых, тем, что финансовые средства обязательного пенсионного страхования выступают потенциальным ресурсом инвестиций и являются одним из источников формирования «длинных» денег в экономике. В-третьих, сфера обязательного пенсионного страхования включается в государственную финансовую систему, результативность которой определяет эффективность социально-экономической политики страны. Поэтому теоретические исследования обязательного пенсионного страхования, его возможных моделей, концептуальных основ, финансовых структурных элементов, обоснований и уточнений, применяющихся в нем методик для вычисления основополагающих показателей и критериев прямо сказываются на развитии теории и практики социального страхования.

В настоящее время в обязательном пенсионном страховании существует множество проблем, источником которых является недостаточная научная проработанность таких аспектов, как финансовая устойчивость и независимость Пенсионного фонда от бюджетных ресурсов, структурообразующая модель пенсионного обеспечения в стране, способы оценки ее финансовой и социальной результативности. Низкий уровень трудовых пенсий по старости, постоянно снижающееся отношение средней пенсии к средней заработной плате, ограниченность ресурсов для финансирования социальных гарантий пенсионного характера требуют дополнительных научных исследований. Остается актуальным поиск необходимых изменений в пенсионном законодательстве и разработка направлений его совершенствования, адекватных современным экономическим, социальным и демографическим условиям.

^ Степень разработанности проблемы. Теоретические и практические вопросы социального и пенсионного страхования, развития пенсионной системы государства и ее реформирования, актуарных моделей и прогнозов исследованы в трудах ведущих отечественных ученых: Д. В. Алексеева, В. В. Антропова, И. В. Игнатенковой, С. С. Кабалкина, А. А. Лазаревского, Т. П. Ломакиной, С. О. Морозовой, В. Д. Роика, Т. Ю. Сергеевой, О. В. Синявской, И. В. Стоноженко, Т. А. Федоровой, Е. М. Четыркина, а также зарубежных специалистов: Л. Виллмора, К. Мартино, М. Рашида и др. Исследованию пенсионных моделей посвящены работы Н. Ю. Борисенко, А. К. Соловьева, Д. Ю. Федотова, С. Ю. Яновой. Анализ текущего финансового состояния пенсионного страхования приведен в трудах В. Я. Волкова, Г. П. Дегтярева, В. В. Шушкова. Прогнозы развития и направления совершенствования обязательного пенсионного страхования в РФ сделаны В. И. Баскаковым, М. Э. Дмитриевым, Д. С. Львовым, А. К. Соловьевым, специалистами Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), Совета Федерации РФ, Всемирного Банка, ТАСИС. Помимо них, существуют актуарные модели развития обязательного пенсионного страхования в РФ, разработанные и предложенные А. Л. Лельчуком, Д. В. Помазкиным, Е. А. Яненко.

В то же время некоторые вопросы, связанные с функционированием обязательного пенсионного страхования, остаются дискуссионными. Например, не в полной мере исследована концепция обязательного пенсионного страхования, обоснованы различия между такими экономическими категориями, как «государственное пенсионное страхование», «обязательное пенсионное страхование», «пенсионное страхование в целом». Требуют дополнительного развития вопросы, связанные с поиском путей совершенствования и разработки концептуальных основ реформирования пенсионной системы в РФ, отсутствует единый взгляд на применение различных источников достижения сбалансированности и финансовой автономии Пенсионного фонда РФ (ПФР). Остаются дискуссионными и вопросы, связанные с поиском и применением вариантов доведения пенсионного обеспечения до уровня мировых стандартов. Таким образом, сложность и многогранность проблем проведения пенсионной реформы, актуальность изучения особенностей развития и функционирования обязательного пенсионного страхования в РФ и поиска новых направлений его совершенствования обусловили выбор темы, а также цель и задачи настоящей работы.

^ Цель диссертационного исследования состоит в развитии теоретических положений и разработке практических рекомендаций, направленных на совершенствование обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

^ Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

– охарактеризовать основания классификации, присущие моделям разных пенсионных систем и выделить особенности российской пенсионной модели;

– выявить особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и обосновать специфические признаки, присущие его государственному финансовому регулированию;

– провести анализ соотношения страховых и нестраховых элементов трудовой пенсии по старости и охарактеризовать ее структуру;

– обосновать возможность применения оценки финансовой и социальной результативности обязательного пенсионного страхования и представить для нее комплекс показателей;

– разработать методические рекомендации по повышению финансовой результативности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

– исследовать существующие методики расчета базовой и дореформенной частей трудовой пенсии по старости с целью их совершенствования и повышения социальной результативности российского обязательного пенсионного страхования.

^ Объектом исследования является система обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Предмет диссертационного исследования – финансовые отношения, складывающиеся в ходе функционирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации между всеми его участниками.

^ Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили фундаментальные положения экономической науки, раскрывающие общие закономерности и особенности функционирования пенсионного страхования, теоретические и прикладные исследования отечественных и зарубежных ученых по проблемам социального и обязательного пенсионного страхования, формирования и использования социальных внебюджетных фондов, оценки результативности и эффективности общественных финансов, государственного финансового регулирования экономики.

При проведении исследования применялись общенаучные и частнонаучные методы исследования: диалектический, компаративный, научной абстракции, анализа и синтеза, структурно-функциональный и историко-логический приемы, способы логического обобщения, группировки, сравнения, функционального и статистического анализа, графические методы представления информации.

^ Информационную и эмпирическую базу исследования составили федеральные законы в области пенсионного обеспечения, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты, регулирующие вопросы обязательного пенсионного страхования граждан в РФ, документы Международной организации труда, Всемирного Банка, Организации экономического сотрудничества и развития и прочих международных организаций, материалы Федеральной службы государственной статистики и Счетной Палаты Российской Федерации, прогнозные разработки Правительства РФ, актуарные прогнозы в области пенсионного обеспечения, плановые и отчетные данные Пенсионного Фонда Российской Федерации, публикации в периодических изданиях, ресурсы сети Интернет по соответствующей тематике, авторские модели и расчеты, полученные в ходе проведения исследования.

^ Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. Классификационными основаниями пенсионных моделей являются: количество уровней пенсионной системы (одноуровневая; многоуровневая), метод финансирования пенсий (распределительный; накопительный), способы начисления страховых взносов и формирования пенсионных выплат (с установленными взносами; с установленными выплатами), срок назначения пенсий (срочные; отсроченные; пожизненные). Современная пенсионная модель РФ, включающая в себя совокупность страховых и социальных элементов, представляет собой многоуровневую систему с распределительно-накопительным (смешанным) типом финансирования, с установленными взносами и пожизненными пенсиями.

2. Специфика российского обязательного пенсионного страхования, являющегося одним из элементов пенсионной модели, заключается в доминировании распределительных элементов над страховыми и накопительными (льготное пенсионное обеспечение, характер финансовых источников, специфика учета пенсионных прав). Это обусловлено недостаточной проработанностью государственного финансового регулирования в таких сферах, как профессиональные пенсионные системы (для досрочных и льготных пенсий), инвестирование пенсионных накоплений в добровольных и дополнительных пенсионных программах, учет стажевых требований при формировании пенсионного капитала.

3. К специфике структуры трудовой пенсии по старости относятся нарушение функционального назначения отдельных ее частей, сочетание страховых и социальных (нестраховых) элементов, проведение индексации пенсии только по одному критерию (темпу инфляции), отсутствие раздельного учета и оценки пенсионных прав, приобретенных застрахованными лицами в разное время и при разных пенсионных моделях; указанные особенности негативно влияют на конечный размер трудовой пенсии по старости.

4. Оценка финансовой и социальной результативности обязательного пенсионного страхования осуществляется с помощью финансовых (абсолютный размер дефицита/ профицита бюджета ПФР, его сбалансированность, финансовая обеспеченность и устойчивость, индекс автономии ПФР) и социальных (коэффициент замещения, соотношение средней пенсии к ее базовой части и прожиточному минимуму) показателей. Отечественная система пенсионного страхования обладает низкой степенью финансовой и социальной результативности, что обусловлено недостатками в государственном финансовом регулировании.

5. Для совершенствования обязательного пенсионного страхования необходимо скорректировать способы определения величины страхового тарифа и стажевые требования при формировании пенсионного капитала. Кроме этой коррекции требуется использовать дополнительные страховые взносы со стороны работодателей для финансирования льготных и досрочных пенсий, уточнить региональные социальные пенсионные доплаты. В комплексе эти меры позволят влиять на величину дефицита ПФР в сторону его уменьшения и смогут обеспечить сбалансированность ПФР без существенного дополнительного финансирования, что может положительно сказаться на показателях финансовой результативности обязательного пенсионного страхования в стране.

6. Существующие методики расчета базовой и дореформенной частей трудовой пенсии по старости должны быть дополнены показателями, учитывающими дополнительные характеристики: трудовой вклад работника (базовая часть), коэффициент выравнивания и постоянную пенсионную величину (дореформенная часть пенсии). Уточненные способы вычисления данных показателей могут обеспечить повышение социальной результативности обязательного пенсионного страхования и приблизить уровень пенсионного обеспечения в стране к величине, рекомендуемой международными стандартами.

^ Научная новизна полученных результатов заключаются в следующем:

– обоснованы классификационные признаки пенсионных моделей (по количеству уровней, методу финансирования, способам начисления страховых взносов и формированию пенсионных выплат, сроку назначения пенсий) и доказано, что отечественная пенсионная модель является многоуровневой, распределительно-накопительной, с установленными взносами и пожизненными пенсиями;

– доказано, что доминирование распределительных элементов в обязательном пенсионном страховании обусловлено недостатками финансового регулирования в таких сферах, как профессиональные пенсионные системы, инвестирование пенсионных накоплений, учет стажевых характеристик застрахованных лиц;

– проведен анализ соотношения структурных элементов (частей) трудовой пенсии по старости и выявлено одновременное наличие в структуре страховых и нестраховых элементов, несовпадение функциональных значений ее компонентов (фиксированного базового размера и страховой части пенсии);

– разработан комплекс показателей для оценки финансовой и социальной результативности обязательного пенсионного страхования (абсолютный размер дефицита/ профицита бюджета ПФР, показатели сбалансированности пенсионного страхования, финансовой обеспеченности и устойчивости, коэффициенты автономии, замещения, показатель соотношения средней пенсии к ее базовой части и прожиточному минимуму);

– обоснованы направления корректировки способов определения величины страховых взносов, дополнительных источников финансирования пенсионных взносов досрочных и льготных пенсий (профессиональных пенсионных систем), стажевых требований, социальных доплат к трудовой пенсии по старости с целью повышения финансовой результативности обязательного пенсионного страхования;

– дополнена необходимыми показателями существующая методика расчета базовой и дореформенной частей пенсии (учет трудового вклада, коэффициент выравнивания, постоянные пенсионные величины), с целью повышения социальной результативности обязательного пенсионного страхования.

^ Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они развивают экономическую науку, относящуюся к развитию теории социального страхования, в части уточнения понятийного аппарата («модель, результативность, финансовое регулирование пенсионного страхования»), в обосновании методических особенностей исследования финансовых аспектов функционирования обязательного пенсионного страхования, дополнительной классификации существующих пенсионных моделей.

Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по повышению финансовой результативности и финансового регулирования обязательного пенсионного страхования, методики определения размера регионального прожиточного минимума с применением пенсионного коэффициента, дополнении существующих способов расчета трудовой пенсии по старости. Полученные результаты могут использоваться в процессе преподавания экономических дисциплин: «Пенсионное страхование», «Государственные и муниципальные финансы», «Бюджетная система РФ», «Страхование», «Финансы».

^ Апробация результатов диссертационного исследования. Основные авторские теоретические положения и практические рекомендации докладывались и обсуждались на международных (Санкт-Петербург, 2008, Новосибирск, 2008), всероссийских (Москва, 2008, Волгоград, 2007–2008), региональных (Волгоград, 2008) научно-практических конференциях, олимпиадах, круглых столах, конгрессах. Доклад с изложением направлений совершенствования обязательного пенсионного страхования, предлагаемых автором, был удостоен первого места на Всероссийской олимпиаде развития народного хозяйства Российской Федерации (г. Москва, 2008) в номинации «Развитие пенсионной системы России».

Материалы диссертационного исследования используются в учебном процессе Волгоградской академии государственной службы при преподавании дисциплин «Финансы», «Страхование», «Бюджетная система РФ», «Государственные и муниципальные финансы», «Основы социального страхования», «Целевые бюджетные и внебюджетные фонды», а также в аналитической работе Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Центральному району г. Волгограда.


Публикации. По теме диссертационной работы опубликовано 15 печатных работ общим объемом 5,2 п. л., в том числе 4 – в изданиях, рекомендованных ВАК, общим объемом 2 п. л.

^ Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Работа изложена на 168 страницах, содержит 26 таблиц, 7 рисунков, 10 формул, 5 приложений и 180 библиографических источников.

Во введении доказана актуальность темы, дана характеристика степени разработанности проблемы, определены цель, основные задачи, объект и предмет исследования, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, отражена апробация полученных результатов исследования.

В первой главе «Теоретические основы обязательного пенсионного страхования» определяется теоретико-методологическая основа исследования, раскрывается содержание понятия «обязательное пенсионное страхование», показано его соотношение с пенсионным обеспечением и пенсионным страхованием в целом, определены базовые принципы и специфические признаки, рассмотрены модели его построения и исследована их классификация, показана современная структура российской пенсионной модели.

Во второй главе «Современное состояние и перспективы развития обязательного пенсионного страхования в РФ» рассмотрены особенности государственного финансового регулирования, проанализировано финансовое состояние обязательного пенсионного страхования в РФ, произведена оценка его финансовой и социальной результативности, раскрыты принципы, особенности и проблемы формирования трудовой пенсии по старости как объекта финансового регулирования.

В третьей главе «Направления совершенствования обязательного пенсионного страхования в РФ» обосновываются направления по обеспеченности его финансовыми ресурсами, повышению его финансовой и социальной результативности, приведены рекомендации по изменению порядка формирования трудовой пенсии по старости в РФ.

В заключении подведены итоги и обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и рекомендации теоретической и практической направленности.


^ ОСНОВНЫЕ ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ,

ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ


Классификация пенсионных моделей. В результате обобщения существующих теоретических концепций и моделей пенсионного страхования выделены следующие основания для классификации базовых пенсионных моделей (рис. 1).



Рис. 1. Классификационные основания для группировки моделей пенсионного обеспечения


Комбинация элементов исследованных в работе пенсионных моделей позволяет получать различные типы национальных пенсионных систем, характеризующихся совокупностью определенных признаков. Например, для современной российской пенсионной модели выделены следующие характерные признаки:

– одновременное применение распределительного и накопительного методов финансирования;

– использование способа «с установленными взносами» при начислении взносов и формировании пенсионных выплат;

– доминирование пожизненных пенсий по сроку их назначения;

– многоуровневый характер (присутствие трех «уровней» в пенсионном страховании).

Таким образом, современная российская пенсионная система представляет собой многоуровневую систему со смешанным (распределительно-накопительным) типом финансирования, изменения которой определяются спецификой развития и финансового регулирования обязательного пенсионного страхования.

^ Особенности развития и функционирования обязательного пенсионного страхования РФ и его государственного финансового регулирования. Несмотря на единые основания классификации современных пенсионных моделей, обязательное пенсионное страхование в каждой стране имеет собственные особенности развития и построения. Становление института обязательного пенсионного страхования современной России началось в 1990 году и включает два этапа: с 1990 по 2001 гг. и с 2001 года по настоящее время. Автор считает, что критерием выделения данных периодов является сочетание различных элементов обязательного пенсионного страхования, их взаимосвязь и взаимовлияние на каждом из этапов. Несмотря на проводимые реформы, направленные на усиление страховой и накопительной составляющих, в структуре обязательного пенсионного страхования РФ доминирующую роль по-прежнему играют элементы распределительного характера. Данная особенность оказывает влияние на специфику государственного финансового регулирования пенсионного страхования в РФ.

В отечественной финансовой науке не существует единого подхода к определению ключевых признаков и направлений финансового регулирования обязательного пенсионного страхования. Авторская позиция по этому поводу выражается в том, что оно представляет собой совокупность мер, направленных на упорядочение функционирования элементов обязательного пенсионного страхования в стране, то есть приведение их в соответствие с необходимой структурой пенсионной модели. В настоящее время данные меры нашли отражение в законах и иных нормативно-правовых актах исследуемой области регулирования. Совокупность данных документов, в зависимости от области распространения мер регулирования, подразделяются на группы (рис. 2):



Рис. 2. Классификация законодательных и нормативных основ финансового регулирования пенсионного страхования


В существующей законодательно-нормативной базе не в полной мере отражено упорядочение так называемых «дополнительных элементов» структуры российской пенсионной модели (профессиональные пенсионные системы для льготных и досрочных категорий застрахованных лиц, инвестирование пенсионных накоплений), что затрудняет процесс их функционирования.

Автор доказывает, что ряд положений действующего финансового законодательства и совокупность мер в области пенсионного страхования приводит к нарушению страховых принципов пенсионной системы РФ, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на результативность функционирования обязательного пенсионного страхования.

^ Анализ элементов трудовой пенсии по старости в РФ и специфика ее формирования как объекта финансового регулирования. Под формированием страховой (трудовой) пенсии как объекта финансового регулирования понимается совокупность финансовых отношений, возникающих в ходе образования, назначения и переоценки стоимостной величины пенсионного капитала. В настоящее время процесс формирования трудовой пенсии по старости в РФ характеризуется следующими особенностями:

– в структуре трудовой пенсии по старости присутствуют элементы как страхового, так и распределительно-солидарного характера;

– действующим пенсионным законодательством не выделена в отдельную часть страховая пенсия, заработанная застрахованным лицом до начала пенсионной реформы 2002 года (дореформенная пенсия); между тем, процесс ее формирования несколько отличается от страховой части пенсии, заработанной после реформы 2002 года;

– не совпадает функциональное значение фиксированного базового размера, носящего социальный характер, и страховой пенсии в целом;

– в действующей методике оценки дореформенных пенсионных прав выделен ряд недостатков, связанных с некорректным учетом величины стажа и заработка различных категорий пенсионеров, недостаточно точным способом индексации пенсии и применением ряда относительных и абсолютных величин (базовая часть пенсии на начало пенсионной реформы, зарплатный коэффициент), используемых в методике расчета данной части пенсии.

^ Оценка результативности обязательного пенсионного страхования в России. По мнению автора, применительно к пенсионному страхованию под «результативностью» следует понимать степень достижения целей пенсионного страхования, определяемых либо в ходе реализации пенсионной реформы, либо устанавливаемых законодательно в качестве базы финансового регулирования. Следовательно, базовые критерии и показатели оценки результативности должны отражать степень достижения той или иной цели пенсионного страхования. В ходе проведения исследования автор уточнил и дополнил перечень показателей финансовой и социальной результативности (табл. 1). Основным критерием достижения финансовой результативности обязательного пенсионного страхования является сбалансированность его доходной и расходной частей. Социальная результативность пенсионного страхования характеризуется степенью достижения требуемого уровня пенсионного обеспечения граждан. Анализ ее показателей позволяет оценить, какую долю от предыдущего заработка составляет размер пенсионных выплат и будет ли она достигнута при данной величине «защиты от бедности».

^ Таблица 1

Показатели финансовой и социальной результативности

обязательного пенсионного страхования



Наименование показателя

Характер показателя, единица измерения

Обозначение

Показатели финансовой результативности


Размер дефицита/профицита бюджета ПФР

Абсолютный, руб.




Сбалансированность пенсионного страхования

Абсолютный, руб.




Коэффициент финансовой обеспеченности обязательного пенсионного страхования

Относительный, %




Коэффициент финансовой устойчивости обязательного пенсионного страхования

Относительный, %




Индекс автономии Пенсионного фонда

Относительный, %



Показатели социальной результативности

Коэффициент замещения

Относительный, %



Динамика номинального размера пенсии

Относительный, %



Динамика реального (с учетом уровня инфляции) размера пенсии

Относительный, %



Соотношение среднего размера пенсии с ее базовой величиной

Относительный, %



Соотношение среднего размера пенсии с прожиточным минимумом пенсионера

Относительный, %




Оценка степени финансовой результативности пенсионного страхования проведена в работе при помощи совокупности представленных выше показателей, в том числе предлагаемого индекса автономии пенсионного страхования и коэффициента финансовой обеспеченности обязательного пенсионного страхования (табл. 2). Индекс автономии определяется как соотношение собственных доходных источников Пенсионного фонда к их общей величине и характеризует финансовую независимость пенсионного страхования от внешних финансовых источников.

^ Таблица 2

Динамика показателей финансовой результативности

обязательного пенсионного страхования в РФ

Показатели

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Индекс автономии, %

78

90

91

80

76

58

46

29

Коэффициент финансовой обеспеченности обязательного пенсионного страхования , %

124

98

97

96

94

83

76

74


Среднее значение индекса автономии за 2002–2009 гг. составляет 69 % – то есть, на данном этапе развития пенсионное страхование в РФ обеспечено собственными средствами менее чем на 70 %. Начиная с 2005 года наблюдается постоянная тенденция к его снижению. Обязательное пенсионное страхование становится все более зависимым от внешних источников финансирования, что указывает на сокращение уровня финансовой результативности. Подтверждают данный вывод и относительные коэффициенты финансовой обеспеченности: за указанный период произошло снижение коэффициента финансовой обеспеченности выплаты трудовой пенсии со 124,02 % до 74,10 %. Наблюдается сокращение коэффициента финансовой обеспеченности выплаты базовой части трудовых пенсий в 2,8 раза. Отсюда следует вывод о наличии негативных тенденций в достижении финансовой устойчивости Пенсионного фонда.

Анализ социальной результативности обязательного пенсионного страхования в России показал:

– реальный размер пенсии за 2002–2010 гг. оказывается ниже ее номинальной величины, несмотря на совокупность проводимых индексаций;

– наблюдается динамика сокращения коэффициента замещения – с 30 % до 22 % за 2002–2010 гг. Автор объясняет низкий уровень коэффициента замещения более высокими темпами роста заработной платы по сравнению с темпами индексации пенсии.

^ Рекомендации по повышению финансовой результативности обязательного пенсионного страхования в РФ. Автор предлагает следующие направления повышения финансовой результативности обязательного пенсионного страхования:

1. Разработка мероприятий по корректировке величины страховых тарифов. В рамках данного направления предусматриваются: изменение величины тарифной ставки (увеличение до 25 %); перераспределение нагрузки по уплате страховых взносов между работодателем и работником; поиск новых соотношений между величиной взносов, идущих на финансирование различных уровней пенсионного страхования; преобразования в методике определения величины страховых взносов для такой категории страхователей, как индивидуальные предприниматели.

2. Повышение стажевых требований при формировании пенсионных прав. В рамках данного направления предусматривается повышение минимального страхового стажа, необходимого для назначения трудовой пенсии. Количественное значение минимального страхового стажа представляется целесообразным определять как минимальную продолжительность уплаты страховых взносов в размере, необходимом для формирования расчетного пенсионного капитала (РПК) в объеме, равном прожиточному минимуму пенсионера (ПМП). Исходя из данного требования в работе обосновывается необходимость увеличения минимального страхового стажа с нынешних 5 до 15 лет.

3. Создание системы профессиональных пенсий для отраслей, в которых предусматривается льготное и досрочное пенсионное обеспечение, и введение дополнительных источников финансирования дополнительных и льготных пенсий.

4. Усиление контроля за собираемостью страховых взносов на пенсионное страхование. В рамках данного направления аргументирована целесообразность создания при каждом территориальном отделении ПФР Комиссии по мобилизации просроченной задолженности плательщиков перед ПФР. Данные Комиссии, по мнению автора, должны быть наделены полномочиями по оценке соответствия величины реальной заработной платы, с которой начислен страховой взнос, среднемесячной заработной плате по данному виду экономической деятельности в каждом регионе. Кроме того, предлагается оценивать среднюю заработную плату не только по виду деятельности, но также и в разрезе занимаемых должностей застрахованных лиц на конкретном предприятии.

5. Изменение порядка назначения социальных доплат с целью доведения уровня пенсионного обеспечения до величины прожиточного минимума (ПМП). В рамках данного направления разработана методика определения величины регионального прожиточного минимума пенсионера с использованием регионального пенсионного коэффициента. В этом случае региональный ПМП предлагается рассчитывать следующим образом:

, (1)

где – прожиточный минимум пенсионера на уровне региона, руб.; ПМП – прожиточный минимум пенсионера в РФ, руб.; – региональный пенсионный коэффициент, определяемый по формуле:

, (2)

где – средний размер пенсии по региону, руб.; – средний размер пенсии по стране, руб.

В результате внедрения предлагаемых мероприятий произойдет сокращение величины дефицита бюджета ПФР на 1,1 трлн. руб., что, в конечном итоге, приведет к повышению сбалансированности пенсионного страхования и его финансовой результативности.

^ Совершенствование методики расчета и индексации трудовой пенсии по старости. В качестве направлений повышения социальной результативности обязательного пенсионного страхования в работе предложены и обоснованы следующие.

1. Изменение структуры трудовой пенсии по старости с целью отделения социальных компонентов от страховых. В этом случае трудовая пенсия по старости будет включать в себя базовую часть (БЧ), дореформенную страховую часть (ДЧ), послереформенную страховую часть (ПЧ) и накопительную часть (НЧ). Указанные элементы будут различаться по своему функциональному назначению, источникам финансирования, способам расчета и индексации.

2. Учет трудового вклада при определении величины базовой части трудовой пенсии по старости. С этой целью в существующую формулу расчета автором вводятся нижний и верхний пределы. Нижний предел устанавливается в размере 14 % от средней заработной платы, но не менее 55 % от ПМП при минимальном страховом стаже 15 лет. За каждый страховой год, начиная с 15 лет страхового стажа, размер базовой части трудовой пенсии будет увеличиваться на 1 % от прожиточного минимума. Верхний предел размера базовой части трудовой пенсии по старости будет соответствовать 80 % от прожиточного минимума пенсионера и назначаться при 40-летнем стаже. Промежуточные значения между предлагаемым нижним и верхним пределом предлагается рассчитывать в рамках стажевого корректора, определяемого по предлагаемой автором формуле:

, (3)

где – стажевый корректор; n – фактический страховой стаж застрахованного лица.

В этом случае размер базовой части пенсии будет определяться по следующей формуле:

, (4)

где БЧ – базовая часть пенсии, руб.; – средний размер заработной платы по стране, руб.; – стажевый корректор.

3. Корректировка существующей методики расчета дореформенной части пенсии. С учетом необходимости устранения недостатков существующей методики конвертации дореформенных пенсионных прав, автором предлагается рассчитывать величину дореформенной части пенсии следующим образом:

, (5)

где ДЧ – дореформенная часть трудовой пенсии по старости, руб.; – коэффициент выравнивания (в размере 1,15); – стажевый коэффициент; – зарплатный коэффициент; – постоянная пенсионная величина, равная среднему размеру назначенной пенсии в РФ за 2001 год по данным Росстата (1023,50 руб.); – коэффициент инфляции. По сравнению с существующей, в предлагаемую автором формулу вводятся такие константы, как коэффициент выравнивания и постоянная пенсионная величина.

4. Введение коэффициента выравнивания в формулу расчета и индексации дореформенной части пенсии. В ходе исследования было установлено, что в результате роста заработной платы дореформенная часть пенсии будет значительно ниже ее страховой части, заработанной после начала пенсионной реформы. Поэтому в формулу расчета дореформенной части пенсии автор предлагает ввести коэффициент выравнивания для дополнительной индексации дореформенной части пенсии. В работе расчетным путем определено, что значение коэффициента выравнивания необходимо установить в размере 1,15.

В таблице 3 приведены результаты расчетов по Закону № 173-ФЗ и по предлагаемой формуле.

^ Таблица 3

Размер трудовой пенсии по существующей и предлагаемой формулах

при 30-летнем стаже

Сравнительная база

Трудовая пенсия по старости

по существующей методике

по предлагаемой методике

Формула

П=СЧ+НЧ

П=БЧ+ДЧ+СЧ+НЧ

Базовая часть пенсии (БЧ), руб.

2562,00

3346,00

Дореформенная часть пенсии на 01.01.02 г. при среднем ИКП(0,6Í1,0) =0,6 (ДЧ), руб.

2637,56

3993,23

Страховая часть трудовой пенсии после 01.01.02. при средней з/п по стране (СЧ), руб.

1350,00

1350,00

Общий размер трудовой пенсии по старости (П), руб.

6549,56

8689,23

Коэффициент замещения (), %

34,87

46,26

Разница между полученным коэффициентом замещения и минимальным размером по стандартам МОТ, %

– 5,13

6,26



Из таблицы 3 видно, что при 30-летнем стаже средний размер трудовой пенсии по старости, рассчитанный по Закону № 173-ФЗ составит 34,87 % от средней заработной платы в стране, а по предлагаемой формуле этот показатель будет составлять 46,26 %. Это свидетельствует о том, что уровень пенсионного обеспечения будет соответствовать величине, рекомендуемой стандартами МОТ (40 %). Источником финансирования данных пенсионных выплат будут являться средства, полученные от применения направлений по повышению финансовой результативности обязательного пенсионного страхования. Уровень социальной результативности обязательного пенсионного страхования в РФ на текущем этапе возрастет, так как будет достигнут требуемый минимальный уровень пенсионного обеспечения.


^ СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ


Статьи в журналах, рекомендованных ВАК:

1. Биткина, И. К. Экономический анализ финансового механизма конвертации дореформенных пенсионных прав / И. К. Биткина // Финансы и кредит. – 2009. – № 7. – С. 62–67 (0,4 п.л.).

2. Биткина, И. К. Анализ дореформенный пенсионных прав / И. К. Биткина // Вестник ИНЖЭКОНа. – 2009. – № 2. – С. 342–344 (0,5 п.л.).

3. Биткина, И. К. Пути повышения страховых принципов пенсионной системы РФ / И. К. Биткина // Финансы. – 2009. – № 2. – С. 75–77 (0,4 п.л.).

4. Биткина, И. К. Формирование и финансирование базовой части пенсии: направления и возможности совершенствования / И. К. Биткина // Финансы и кредит. – 2008. – № 46. – С. 55–62 (0,7 п.л.).


Статьи и тезисы, опубликованные в других изданиях:

5. Биткина, И. К. Финансовая и социальная результативности обязательного пенсионного страхования: теоретический подход и практическая оценка / И. К. Биткина // Научный Вестник ВАГС. Серия «Экономика». – 2010. – № 2 (4). – С. 79–84 (0,4 п.л.).

6. Биткина, И. К. Финансовый механизм пенсионного страхования: сущность и структура построения / И. К. Биткина // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Изд-во «Грамота». – 2010. – № 9. – С. 151–153 (0,5 п.л.).

7. Биткина, И. К. Обоснование необходимости повышения минимального страхового стажа при формировании пенсионных интересов / И. К. Биткина // Бюджет и финансы. – 2010. – № 1 (7). – С. 32–35 (0,4 п.л.).

8. Биткина, И. К. Анализ направлений повышения уровня жизни пенсионеров в РФ: проблемы и пути совершенствования / И. К. Биткина // Научный Вестник ВАГС. Серия «Экономика». – 2010. – № 1 (3). – С. 74–77 (0,3 п.л.).

9. Биткина, И. К. Российская пенсионная модель: проблемы и пути решения / И. К. Биткина // Бюджет и финансы. – 2009. – № 4. – С. 29–33 (0,5 п.л.).

10. Биткина, И. К. Усиление страховых принципов в пенсионной системе РФ / И. К. Биткина // Актуальные проблемы современного менеджмента: Сборник VIII Международной студенческой научной конференции, 25–26 апреля 2008 г. Вып. 4. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2008. – С. 8–11 (0,2 п.л.).

11. Биткина, И. К. Анализ и основные направления совершенствования российской пенсионной модели / И. К. Биткина // Сборник материалов Всероссийского открытого конкурса научных работ в области экономики и управления «Зеленый росток – 2008», 1–2 апреля 2008 года. – Волгоград: РПК «Политехник», 2008 . – С. 29–30 (0,15 п.л.).

12. Биткина, И. К. Основные пути повышения дореформенной части трудовой пенсии по старости / И. К. Биткина // Материалы XLVI Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс»: Экономика / Новосибирский государственный университет. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного университета, 2008. – С. 195–197 (0,15 п.л.).

13. Биткина, И. К. Проблемы дореформенной части трудовой пенсии по старости / И. К. Биткина // Сборник трудов молодых ученых и студентов по итогам 61-й студенческой научной конференции ВГПУ «Современный студент: научные и творческие ориентиры. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. – С. 3–6 (0,2 п.л.).

14. Биткина, И. К. Учет трудового вклада при определении размера базовой части трудовой пенсии по старости / И. К. Биткина // VIII Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Молодежь и экономика: новые взгляды и решения»: Межвузовский сборник научных трудов молодых ученых. – Волгоград: РПК «Политехник», 2008. – С. 268–270 (0,2 п.л.).

15. Биткина, И. К. Формула расчета трудовой пенсии по старости / И. К. Биткина // VII Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых «Молодежь и экономика: новые взгляды и решения»: Межвузовский сборник научных трудов молодых ученых. – Волгоград: РПК «Политехник», 2007. – С. 355–357 (0,2 п.л.).


Скачать 290.94 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты