Домой

Пути повышения уровня жизни населения в условиях устойчивого развития экономики в Республике Казахстан реферат диссертации на соискание академической степени магистра экономики и бизнеса по




Скачать 372.8 Kb.
НазваниеПути повышения уровня жизни населения в условиях устойчивого развития экономики в Республике Казахстан реферат диссертации на соискание академической степени магистра экономики и бизнеса по
страница1/2
Дата23.12.2012
Размер372.8 Kb.
ТипРеферат
Содержание
Степень изученности проблемы.
Цель и задачи исследования.
Объектом исследования
Теоретической и методической основой исследования
Обоснованность и достоверность результатов
Научная новизна исследования
Основные научные положения, выносимые на защиту
Практическая значимость исследования
Апробация и реализация результатов исследования.
Публикации результатов исследования.
Основная часть
Список опубликованных работ по теме диссертации
Зерттеудің мақсаты
Зерттеу нысаны
Зерттеудің теориялық және әдістемелік негіздерін
Диссертациялық зерттеудің ғылыми жаңалығы
Зерттеудің теориялық - әдістемелік аспектілерінің тәжірибелік маңыздылығы
The aim and tasks of research.
Object of research
Scientific novelty of research
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2

УДК 316.477:33(574) На правах рукописи


ИГИЛИКОВА АЙЖАН КАЛДЫБЕКОВНА


Пути повышения уровня жизни населения в условиях устойчивого развития экономики в Республике Казахстан


РЕФЕРАТ


диссертации на соискание академической степени магистра

экономики и бизнеса по специальности

6М050600 – «Экономика»


Кызылорда, 2012

Работа выполнена в Кызылординском государственном университете им.Коркыт ата.


Научный руководитель: кандидат экономических наук

А.Б.Сайлыбаева


Официальный оппонент: кандидат экономических наук

Е.Г.Ержанова


Защита диссертации состоится ________ июня 2012 года в Кызылординском государственном университете им.Коркыт ата.

Адрес: город Кызылорда, ул.Айтеке би 29А (главный корпус, институт «Экономики и дистационного обучения», аудитория №308). Индекс 120014.


С содержанием магистерской диссертации можно ознакомиться в библиотеке Кызылординского государственного университета им.Коркыт ата (120014. г.Кызылорда, ул. Байсеитовой, 100).


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность темы. Конечная цель развития любого прогрессивного общества – создание благоприятных условий для долгой, здоровой и благополучной в материальном отношении жизни людей. Анализ тенденций в изменении уровня жизни населения позволяет судить, насколько эффективно общество справляется с этой задачей.

Понятие уровня жизни того или иного человека или группы людей может быть связано с целым рядом различных факторов, среди которых экономический рост на макро уровне, богатство, доходы, работа по найму, образование, общественное положение, медицинское обслуживание, культурная жизнь, свободное время и состояние окружающей среды. Некоторые из этих характеристик уровня жизни легко поддаются измерению, другие – весьма проблематично.

Как отмечено в «Стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира», одной из составляющих нового этапа развития Казахстана, является передовые социально-экономические стандарты жизни всех слоев населения». Экономический подъем последних лет позволил подняться Казахстану на новый виток развития. Но, дальнейший прогресс зависит не только от эффективности экономических рычагов, но и от перехода к социальной экономике.

Необходимость получения полной и достоверной информации об изменении уровня жизни населения как в целом по республике, так и по ее регионам не вызывает никакого сомнения, особенно когда сегодня происходят быстрые изменения в общественных и социальных отношениях. Неизбежно происходит ухудшение условий жизни, усиление расслоения населения по уровню доходов, когда привычные формы социальной защиты уже не действуют, а новые, адекватные изменившейся общественной среде, еще только формируются.

Устойчивыми темпами экономического роста характеризуется современный этап развития экономики Казахстана. Улучшение показателей, характеризующих уровень жизни населения в целом обусловлено ежегодным повышением объема валового внутреннего продукта. Например, в республике стабильно растут годами как номинальная, так и реальная заработная плата, снижается уровень безработицы, повышаются размеры пенсионных выплат и пособий. В то же время, рядом негативных тенденций характеризуется ситуация, сложившаяся в социальной сфере. У различных социальных групп до настоящего времени все же сохраняется высокий уровень дифференциации величины доходов, значительная часть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, нестабильной продолжает оставаться ситуация на рынке труда.

Борьба с бедностью и предотвращение социального расслоения является однойиз основных задач при вхождение Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Но, одной из первоочередных результатов

должно стать повышение уровня жизни до уровня наиболее конкурентоспособных и развитых стран мира.

Высокие стандарты для составляющих факторов уровню жизни населения должны создаваться при вхождении Казахстана в число эффективно развивающихся стран мира. Подход к изучению проблем повышения составляющих уровня жизни населения ставит новые задачи: отойти от традиционных подходов; принимать во внимание более широкий круг факторов экономического, экологического и социального развития, действующих в условиях формирования постиндустриального общества и всемерной глобализации мировых экономических процессов; учитывать возможность проявления объективных и субъективных ограничителей и естественных пределов роста. Социально-экономическая политики государства должна обеспечить устойчивое развитие, разрешение противоречий между ресурсоемким экономическим ростом, который сопровождается с деградацией окружающей среды и задачами повышения уровня жизни, а также выявление других экономических, социальных и экологических факторов, влияющих на уровень жизни.

Лишь при наличии адекватной системы экономических критериев, отражающих его уровень и отлаженных механизмов управления возможно решение задачи повышения уровня жизни населения.

Необходимо проводить государственную, региональную политику эффективного управления, сочетающий интересы территориальных образований и субъектов экономической, социальной и культурной деятельности, основой которой должен стать многомерный системный подход к оценке уровня жизни населения. Выполнение данных задач невозможно без серьезных исследований социально-экономического развития общества, который позволяет провести диагностику уровня жизни населения, выявить тенденцию развития составляющих данной категории и предложить экономически обоснованные варианты для решения проблем.

Следовательно, исследование составляющих фаткоров уровня жизни населения, а также путей повышения уровня жизни населения представляется весьма важной и актуальной задачей. В решении данной проблемы необходим комплексный подход. Решение этих и других вопросов затруднено из-за недостаточной их изученности как в Казахстане, так и в других странах СНГ.

Для обоснования и выработки основных мер социально-экономической политики, которые должны быть нацелены на повышение уровня жизни населения имеет принципиальное значение теоретическое осмысление составляющих аспектов уровня жизни населения.

^ Степень изученности проблемы. В экономической литературе по отдельным аспектам указанных проблем имеются теоретические, методические и прикладные разработки. Но все же, научная постановка проблемы управления уровнем жизни в условиях экономического роста требует комплексного, системного использования теорий и взглядов отечественных и зарубежных ученых. Теоретической основой исследования являются фундаментальные работы таких выдающихся экономистов, как А._Смит, Дж. Кейнс, Й. Шумпетер, К. Маркс, Дж. Гэлбрейт и др.

Среди зарубежных авторов вклад в разработку внесли: З. Бжезинский, К. Макконелл, У. Ростоу, А. Тоффлер, Д. Хорли и др.

В качестве источников, составивших научную базу исследования уровня жизни населения использованы научные труды российских ученых, как А. Булатов, И. Бестужев-Лада, В. Бобков, В._Колесов, Р. Коротков, Б. Корнейчук, Е. Луценко, Е. Плахова, А._Субетто, А. Соболевская, А. Ткачев.

Вопросы социально-экономической политики, человеческого развития, трудовых и распределительных отношений, уровня жизни населения, социально-экономический уровень жизни, бедность, образование, здравоохранение в условиях трансформации экономики рассмотрены казахстанскими учеными: К.А. Сагадиевым, У.Б. Баймуратовым, Г.Н.Гамарником, С.Х. Берешевым, Б.К. Есекиной, Е.К. Кадыржановым, К.Е.Кубаевым, А.К. Кошановым, Р. Нуртазиной, О.С. Сабденом, М.У._Спановым, Ж.Ж. Сулейменовым, Т.А. Есиркеповым, Т.М._Рогачевой, Р.А. Алшановым, М.Х. Тусеевой, С.Ы. Умирзаковым, М.К._Мельдахановой, Г.Н.Сансызбаевой, Ю.К. Шокамановым, О.А. Яновской и др.

Всестороннее изучение работ вышеуказанных ученых позволило сформировать комплексное и системное видение проблемы.

В отечественной экономической литературе вопрос управления составляющих факторов уровня жизни всех слоев населения в условиях устойчивого развития экономики, динамика социальных процессов на уровне регионов, методы государственного регулирования уровня жизни населения в качестве целостного предмета изучения не ставился. Сложность и недостаточная разработанность проблемы уровня жизни населения, а также необходимость дальнейшего углубления теории и практики его управления предопределили актуальность и выбор темы магистрской диссертации.

^ Цель и задачи исследования. Целью исследования является исследование теории и методологии управления уровнем жизни населения, комплексная оценка составляющих уровня жизни и разработка практических рекомендаций по его повышению.

Исходя из общей цели, в работе были поставлены и решены следующие задачи:

- изучить теоретические аспекты и основные научные подходы по управлению уровня жизни населения и основных его составляющих;

- раскрыть содержание категории «уровень жизни населения» и ее взаимосвязь с другими факторами;

- уточнить перечень показателей оценки уровня жизни населения с последующей их апробацией применительно к регионам;

- провести комплексный анализ уровня жизни населения республики, ее регионов;

- выявить причины сдерживающие развитие составляющих факторов уровня жизни населения;

- определить рейтинги регионов Республики Казахстан по результатам анализа показателей уровня жизни населения;

- провести сравнительный анализ зарубежных и казахстанских индикаторов уровня жизни населения;

- рекомендовать основные направления совершенствования составляющих факторов социально-экономического уровня жизни;

- разработать рекомендации по совершенствованию системы управления уровнем жизни населения.

^ Объектом исследования являются показатели уровня жизни населения Республики Казахстан, как основы характеризующий степень развития страны.

Предметом исследования является совокупность составляющих факторов связанных с уровнем жизни населения и методы их управления в условиях устойчивого экономического развития.

^ Теоретической и методической основой исследовани послужили научные труды ученых–экономистов по проблемам развития уровня жизни, его управления, человеческого и устойчивого развития, развития социальной сферы, идеи и выводы, заключенные в работах отечественных и зарубежных авторов. В работе применена методология комплексного анализа к изучению динамики, факторов и показателей уровня жизни населения.

Методы исследования включали абстрактно-логический, сравнительный, структурно–функциональный подходы, экономико-математические и графические методы. При проведении прикладных исследований применялись различные методы экономико-статистического анализа.

В качестве информационной базы исследования использовались:

  • нормативные и законодательные акты Республики Казахстан в области экономического и социального развития;

  • информационные и аналитические материалы Министерства образования и науки РК, Министерства труда и социальной защиты населения РК, Агентства РК по статистике, АО ЦМАИ, МВФ, ПРООН, МОТ;

  • фактологические и эмпирические материалы, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов, информационной сети INTERNET, в периодических изданиях и материалы конференций.

^ Обоснованность и достоверность результатов работы подтверждается проведенными теоретическими исследованиями и обобщениями, использованием официальных статистических данных, практическими расчетами, обоснованными рекомендациями по усовершенствованию.

^ Научная новизна исследования заключается в том, что она является одной из попыток комплексного и всестороннего исследования путей повышения уровня жизни населения в условиях устойчивого развития экономики и определяется следующими основными результатами:

- изучая и систематизируя взгляды отечественных и зарубежных ученых по проблеме управления составляющими уровня жизни населения разработана авторская трактовка категории «уровень жизни населения»;

- уточнен перечень составляющих показателей уровня жизни населения, методические подходы их оценки;

- на основе комплексного экономического анализа современного состояния составляющих уровня жизни населения Республики Казахстан аргументированы степень их влияния на жизненный уровень и выделены основные приоритеты уровня жизни населения республики;

- по результатам сравнительного анализа показателей уровня жизни населения регионов Казахстана определен их рейтинг по уровню жизни, а так же выявлены отличительные характеристики зарубежных и отечественных индикаторов уровня жизни населения;

- по результатам экономических анализов предложены рекомендации по совершенствованию составляющих уровня жизни населения Республики Казахстан и модель управления уровнем жизни населения.

^ Основные научные положения, выносимые на защиту:

- авторская трактовка категории «уровень жизни населения» и ее связь с близкими к нему по содержанию категориями;

- тенденции составляющих компонентов уровня жизни населения в макро, мезоуровневом аспектах;

- приоритеты зарубежных методов управления составляющими уровня жизни населения и применимость их в Республике Казахстан;

- модель системы управления уровнем жизни населения.

^ Практическая значимость исследования заключается в выработке научно-методических и практических рекомендаций по формированию путей повышения уровня жизни населения. Предложенные автором рекомендации могут быть использованы государственными органами различного уровня, экономическими институтами при составлении прогнозов и программ по развитию уровня жизни населения РК и его регионов, при выработке и реализации социальной политики.

Отдельные результаты исследований могут найти применение при чтении курсов: экономическая теории, экономики рынка труда, экономическая безопасность региона, региональная экономики, экономическая социология.

^ Апробация и реализация результатов исследования. Основные научные положения, выводы и рекомендации магистрской диссертации докладывались и обсуждались автором на научно-практических конференциях. Они нашли отражение в сборниках международных и республиканских научных конференций, в том числе: Атырауский государственный университет им. Х.Досмухамедова. Сборник трудов республиканской научно-практической конференции «Модернизированное Казахстанское государство: Социально-экономическое, политико-правовое становление и перспективы развития». – Атырау, 211.; Казахстанский филиал Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Международная научная конференция студентов, магистрантов и молодых ученых «Ломоносов – 2012». – Астана, 2012.; Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы обеспечения качества и конкурентоспособности товаров и услуг в условиях глобализации». – Караганда, 2012.

Отдельные практические рекомендации по совершенствованию составляющих уровня жизни населения, предложенные нами по итогам комплексного и рейтингового анализа, а также модель управления уровнем жизни населения будут использованы отделом экономики и бюджетного планирования при городском Акимате города Кызылорда в процессе разработки перспективной программы «Социально-экономическое развитие и повышение жизненного уровня населения г.Кызылорда», что подтверждается соответствующим актом.

^ Публикации результатов исследования. По теме диссертации опубликовано 3 научных статей общим объемом 0,7 печатных листа.

Структура и объем диссертации. Содержание работы изложено на 98 страницах текста, включая 12 таблицы, 4 рисунков. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


Уровень жизни населения является основным показателем устойчивого развития республики и должен стать стратегическим направлением государственной политики. Но, факт, что пока еще нет единства мнений в понимании этой категории и существует большое многообразие ее трактовок. Достижение единства в трактовке категории «уровень жизни населения» крайне важно, так как именно это и является началом в разработке методологии, теории и практики его управления. Поэтому, изначально нами рассмотрены существующие подходы к определению данной категории.

Изучив взгляды и концепции отечественных и зарубежных ученых относительно категории «уровень жизни населения» пришли к выводу, что предложенные ими определения в силу своей краткости и системности весьма позитивны и из данных определений не видно, что именно вкладываются в понятие «уровень жизни» и управления его составляющих нами сформулирована авторская трактовка по данной категории. В представленных определенниях свойства характеризуют систему, а не уровень жизни человека, находящегося в ней, а так же в них нет единства в понимании того, какие составляющие процессы и явления обозначаются этой категорией. В показатели уровня жизни включается только узкая часть процессов жизнеобеспечения людей. К тому же, существенным является и то, что разногласия затрагивают содержательный контекст уровня жизни.

В нашем понимании «уровень жизни населения» - это общая категория, которая охватывает основные формы жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни, определяющими ее. К тому же, «уровень жизни населения» - это категория, включающая в себя как экономические, организационные факторы, так и естественно-географическую, экологическую, демографическую среду, социально-политические, и идеологические условия, национальные отношения и т.д.

Наряду с распространенными научными методами оценки уровня жизни, мы предлагаем использование интегрального индекса составляющих уровня жизни. Расчет интегрального индекса следует производить по аналогии с методикой рейтингов. Суть его заключается в агрегировании (сверки) ряда частных показателей в общий показатель, характеризующий относительные позиции страны (региона) по данному показателю уровня жизни.

По аналогии с методикой рейтингов осуществляются расчеты индексов. Способом агрегирования (сверки) ряда частных показателей (критериев) в более общий показатель, характеризующий относительные позиции страны (региона) по данному показателю характеризуется методика основных рейтингов. Шкалирование показателей, суть которого заключается в приведении показателей, измеренных в разных еденицах (в процентах, денежных и др. еденицах) к безмерным величинам, как правило, на интервале от 0 до 1 (где 0 будет соответствовать наихудшему результату среди регионов, а 1 соответственно наилучшему) является отличительной чертой рейтингов.

2. Можно считать, что в последние годы в Казахстане стимулы для реализации стратегических задач заложены, которая подтверждается позитивной динамикой ВВП. В 2011г. уровень ВВП (18947,6 млрд.тенге) по отношению к уровню ВВП 2005г. (7590,6 млрд.тенге) возрос в 2 раза (224%).

За последние годы в Республике Казахстан наблюдается рост динамики номинальных доходов населения. В 2011г. величина среднедушевого (ежемесячного) номинального дохода составляла 42646 тенге населения (на 10,2% больше по сравнению с 2010г.), а так же выше показателя 2005г. в 2,7 раза.

Среднемесячная номинальная заработная плата в 2011г возросла по сравнению с 2005г. в 2,3 раза и составила 79673 тенге, что выше минимальной заработной платы на 37 тыс. тенге.

Номинальные и среднемесячные номинальные денежные доходы на душу населения, а также средний замер пенсии на одного пенсионера за 2005-2011г.г. возросли в 2 раза.

Доход от трудовой деятельности в общей массе денежных доходов населения Казахстана снизился с 77,0 % в 2005г. до 76,0 % в 2009г., а с 2010г. наблюдается тенденция его роста и составил 2011г. – 82,0 %.

Доходы от предпринимательской деятельнос­ти и собственности, доля которых составляла в отдельные годы до 10%, получает довольно ограниченный контингент населения, что способствовало увеличению дифференциации доходов отдельных групп населения, свидетельствующему о росте социального неравенства и расслоении общества.

При среднемесячной номинальной заработной плате работников по видам экономической деятельности, равной 74800 тыс. тенге в 2011г. (рост к 2010г. на 10,7 %), в ряде отраслей народного хозяйства: образование, здравоохранение составляет всего 51974 тенге - 69,4%, 57793 тенге -77,2%, а сельское хозяйство 43666 тенге - 58,3% от среднереспубликанской.

Доля населения, относящаяся к низкооплачиваемой категории работников, существенно возрастает, если учесть, что из числа всего наемных работников в 2011г. 2680,4 тыс. человек отнесены к категории самозанятых. К тому же растет и разрыв в заработной плате занятых в различных сферах наемных работников, а так же между государственными служащими и работниками финансовой сферы.

Разница между номинальным денежным доходом и величиной прожиточного минимума в 2005г. составляла 8169 тенге, а в 2011г. составляла 29394 тенге.

В целом по республике имеет место рост показателей дохода, используемых на потребление (за 2005-2011гг. – в 2,4 раза). А рост величины прожиточного минимума за этот же период составил 1,7. Если доход, используемый на потребление по отношению к величине прожиточного минимума возросла в 2005г. в 1,2 раза, то в 2011г. возросла в 1,8 раза, а отношение его к среднемесячной номинальной заработной плате показывает, что показатель отношения с 2005г – 2011г. возрос всего лишь на 1,4%. При обнаруженной относительно положительной тенденции всех трех анализируемых показателей, на наш взгляд, все еще низкие темпы роста величины прожиточного минимума (с 2005-2011г.г – 1,7 раза). Таким образом, можем констатировать, что сохранение не соответствующей «требованию» социально-ориентированного рыночного государства система оплаты труда приведет к воспроизводству бедности в крупных масштабах, а так же снижению уровня жизни населения. Следовательно, для приостановления дальнейшего социального расслоения требуются крупные изменения в политике доходов.

С 2005г. отмечается увеличение численности занятого населения и снижения уровня безработицы. Уровень безработицы сократился с 8,1% в 2005г. до 5,7 % в 2011г. Несмотря на снижение общего числа безработных доля молодежи (в возрасте 15-24 лет) среди них остается значительной. В 2011г. в структуре безработного населения молодые люди в возрасте 15-24 лет составили 20%.

По итогам 2011г. высшее образование имели 209,2 тыс. безработных (18,7% от их общего числа), среднее профессиональное (специальное) – 249 тыс. (25,5%), начальное профессиональное – 76,9 тыс. человек (11,5%), среднее общее – 324,2 тыс. (38,4%). Наблюдается смещение потенциала трудовых ресурсов в сторону формирования квалифицированной рабочей силы и приложения его в высокопроизводительную, высокооплачиваемую сферу труда.

Свою актуальность продолжает сохранять проблема занятости на селе и в малых городах с депрессивной экономикой. В 2011г. в целом по Республике созданы 259 тыс. рабочих мест, в т.ч. в сельской местности – 180,5 тыс.. Но, надо заметить, что темпы создания рабочих мест в Казахстане не сопровождается ростом занятости населения.

В 2011г. доля бедного населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась по сравнению с 2005г. более чем в 4 раза и составила 7,8%. Величина прожиточного минимума возросла с 7618 тенге в 2005г. до 13252 тенге в 2011г. или в 1,7 раза.

Каждый год государство принимает меры по стабилизации и улучшению положения в социальной сфере. По данным Агентства Статистики РК, доля государственных расходов на социальные услуги в ВВП возрос с 11,4% в 2005г. до 13,4% в 2011г., на здравоохранение с 2,5% до 3,3% соответственно. Но, низкие темпы финансирования не могут серьезно улучшить деятельность сфер образования и здравоохранения и это сказывается на уровне жизни населения.

С улучшением макроэкономических показателей в Казахстане возросли объемы государственных расходов по социальному обеспечению и социальной помощи населению. Численность людей получающих государственные социальные пособия увеличилось с 2009г. в 2011г. на 13,1 тыс. человек или на 1,7%. Увеличились размеры государственных социальных пособий по инвалидности, потере кормильца и по старости. Общий объем назначенного месячного государственного социального пособия с 2005г. в 2011г. возросло на 32305тыс.тенге или в 1,9 раз.

На первых этапах перехода к рыночной экономике, средняя продолжительность жизни начала медленно увеличиваться, составив в 2011г. 66,3 года. Разрыв в продолжительности жизни женщин и мужчин в 2011г. увеличился по сравнению с 2005г. до 11,9 лет.

В число предотвращения смертности относятся факторы, которых путем осуществления своевременных и действенных профилактических мероприятий можно предупредить, но которые, тем не менее, имеют определенное место.

В Казахстане на туберкулез органов дыхания в 2005 году приходится 21,1 тыс.человек, а в 2011г. данный показатель снизился до 12,8 тыс.человек. Соответственно смертность по причине болезней органов дыхания с 2005г. (8,9 тыс.человек) снизился до (7,7 тыс.человек) в 2011г. Высокие показатели из числа выявленных больных в 2011г. имеют виды заболеваний у людей, связанные с психическими и поведенческими расстройствами в результате употребления алкоголя – 60,2 тыс.человек; связанные с злокачественными новообразованиями – 32,5 тыс.человек; связанные с активным туберкулезом – 22,7 тыс.человек.

Длительное снижение рождаемости, уменьшение контингента детей привели к старению населения. Следовательно, требуется более эффективная работа по снижению материнской смертности, по увеличению деторождаемости и снижению смертности населения. Эта проблема решаема лишь при активном участии государства найдет свое решение.

Негативной ситуации со здоровьем казахстанцев вызваны, все же, по причине низкого уровня расходов на здравоохранение. В 2006 году при ожидаемой продолжительности жизни равной 66 лет расходы на здравоохранение составляли 223373 млн.тенге. В 2009 года данные показатели возрасли на 1 год и на 227520 млн.тенге, в 2011 году на 1 год и на 207320 млн.тенге. Удельный вес расходов на здравоохранение с годами увеличивается, но темпы роста все же низкие.

Наблюдается положительная динамика в росте численности врачей на 10 тысяч населения с 34,6 в 2005г. до 38,4 в 2011г. и среднего медицинского персонала с 73,8 до 84,0 соответственно. При этом качество услуг, предоставляемых уполномоченными учреждениями, практически не улучшилось, желает совершенствования.

Дефицит и недостаточная квалификация кадров, низкая заработная плата медицинских работников, слабая материально-техническая оснащенность, недостаточная активность и ответственность граждан за сохранение собственного здоровья являются одним из главных проблем области здравоохранения. Здравоохранение сегодня больше направлено на меры лечебного характера, нежели профилактику заболеваний, а само население в недостаточной степени ориентировано на охрану своего здоровья.

Значительно увеличить расходы государственного бюджета страны на образование позволила некоторая стабилизация экономического положения. В 2011г. по сравнению с 2007г. расходы государственного бюджета на образование увеличились почти в 4 раза, но темпы роста сравнительно невысокие. Выпускники казахстанских учебных заведений все еще не соответствуют потребностям современного рынка труда, требованиям инновационной экономики. На начало 2010-2011 учебного года в Республике Казахстан действовало 181 высшее учебное заведение с общей численностью студентов – 775,8 тыс. человек. Численность учащихся, получающих образование за счет государственных образовательных грантов, составляет 112,6 тыс. человек или 14,5%, за счет государственных образовательных заказов – 10,7 тыс. человек (1,4%), обучающихся на платной основе – 652,4 тыс. человек (84,1%).

Одним из трех аспектов качества жизни является экологический. Основными составляющими экологического аспекта являются вода, воздух и земля.

Нехватка пресной воды является наиболее трудноразрешимой экологической и экономической проблемой. Последнее место среди стран СНГ по водообеспеченности в расчете на душу населения занимает Казахстан. Из-за загрязнений при сбросах вод предприятий химической, нефтеперерабатывающей, машиностроительной промышленности и цветной металлургии, а так же из-за городских застроек, животноводческих ферм, различного рода отстойников, хранилищ отходов и нефтепродуктов неудовлетворительным остается качественное состояние большинства водных объектов республики.

Обеспеченность населения водопроводной водой ниже среднереспубликанского показателя в таких регионах, как Алматинская, Акмолинская, Кызылординская и Южно-Казахстанская. И в большинстве населенных пунктов этих регионов зарегистрированы вспышки заболеваний с водным фактором передачи. В каждом третьем населенном пункте, где была зарегистрирована вспышка заболеваний, 10,0% и более населения, например в Кызылординской и Атырауской областях для питьевых целей использует воду из открытых водоемов. В целом по республике число заболеваний острыми кишечными инфекциями (ОКИ) с каждым годом увеличивается примерно на 2,9%. Более 66% случаев заболевания ОКИ приходится на детей до 14 лет.

Большая часть населения употребляет воду из-под крана, содержащую микроорганизмы и вредные примеси, отрицательно сказывающиеся на здоровье населения.

Фактическая водообеспеченность населения в среднем по республике составляет (в % от нормативного) для городов – 85,0% (максимальное значение отмечено в Алматинской области – 92,0% и минимальная в Кызылординской – 62,0%); для сельских населенных пунктов 71,0% (от 84,0% в Алматинской области до 42,0% в Мангистауской области).

Недостаток воды, ее неравномерное распределение и ухудшение качества приводят к деградации земель, сокращению биологического разнообразия, разрушению генетического фонда живой природы и к миграции населения. Негативные процессы такого характера являются серьезной угрозой для развития экономики Казахстана.

Для населения Казахстана не меньшую опасность представляют и радиоактивные загрязнения различного характера. В Казахстане с выявленными радионуклидами различного происхождения относятся населенные пункты: Актау, Атырау, Актобе, Жанаузень, Жетыбай, Рудный, Петропавловск, Павлодар, Астана, Кокшетау, Щучинск, Балхаш, Жезгазган, Кызылорда, Шымкент, Тараз, Алматы, Талдыкорган, Усть-Каменогорск, Семипалатинск. Для жителей этих населенных пунктов данная ситуация крайне опасна для здоровья. В местах, где добыча и переработка урана проводится открытым способом серьезную опасность представляют промышленные хвосты и не рекультивируемые промплощадки.

Еще одним фактором, влияющим на состояние окружающей среды и здоровья населения, является ракетно-ядерные испытания. Данные испытания послужили причиной катастрофического положения в природной экосистеме Западно-Казахстанской области (в Ординском, Жаныбекском, Казталовском и Жангалинском районах). Состояния здоровья населения, проживающих на указанных территориях показал чрезвычайно низкое качество подземных и некоторых поверхностных вод хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения, а также избыточное количество тяжелых металлов.

В Казахстане наиболее обширным является аэрогенное загрязнение – след пролетевшей ракеты, содержащий топливо и его окислы. Деятельность международного космодрома Байконур вызывает особую тревогу. Ядовитый гептил, остатки которого отделяясь после запуска ракетоносителя, выпадают на землю, накапливаясь в организме человека, подрывают иммунную, эндокринную, репродуктивную систему и воздействует на генетическое развитие. Только в 2010г. в Кызылординской области и в близлежащих к нему регионах родилось 29 детей с различными аномалиями.

С химическим и радиационным загрязнением пищевых продуктов в Казахстане имеет место проблема продовольственной безопасности. Использование в сельском хозяйстве в виде удобрений или средств защиты растений химикатов, которые в дальнейшем будут иметься в содержании пищевых продуктов, наносит значительный вред здоровью населения.

Загрязнение воздуха также является существенной проблемой для здоровья населения республики. Сейчас, ежегодный выброс в атмосферу таких соединений, как диоксид серы, окись азота, углеводороды, летучие органические соединения и другие составляет в среднем до 250 кг на одного жителя республики. «Лидирующее» положение по выбросу вредных веществ в атмосферу от стационарных источников на душу населения занимают Карагандинская, Павлодарская и Актюбинская области. Вредные выбросы, аэрозоли рассеиваясь и оседая на землю и водоемы, негативно влияют на здоровье населения, на продуктивность полей и скота, на качество сельскохозяйственных продуктов и питьевой воды. Наиболее существенными по влиянию на здоровье населения Казахстана является загрязнение воздуха пылью, диоксидом серы, диоксидом азота, свинцом, фенолом, сероводородом, хлором, аммиаком, оксидом углерода и хлористым водородом.

По результатам проведенных расчетов интегральных индексов методом рейтинга привели в сравнение полученные показатели составляющих уровня жизни населения и определили рейтинги регионов по данной категории. Высокий рейтинг по уровню жизни населения имеют г. Алматы и г. Астана и самые низкие рейтинги в Жамбылской, Кызылординской, Южно-Казахстанской и Алматинской областях. На основе группировок регионов по уровню жизни населения нами получена сводная матрица (таблица 1).


Таблица 1 - Сводная матрица регионов Казахстана по индексу социально-экономического уровня жизни населения

Индекс

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Уровень жизни

Алматы

Атырауская

Алматинская

Астана

Акмолинская

Жамбылская




Актюбинская

Кызылординская




Восточно-Казахстанская

Южно-Казахстанская




Западно-Казахстанская







Карагандинская







Костанайская







Мангистауская







Павлодарская







Северо-Казахстанская




Примечание – составлено автором



3. Одной из важнейших мер по реализации социальной политики и перехода к новому стандарту уровня жизни в Республике Казахстан является обеспечение устойчивой занятости населения и снижения бедности. Не существует универсального рецепта для одновременного достижения и экономического роста, и расширения занятости в рамках ориентированной на обеспечение занятости и стратегии экономического роста. Вместе с тем, если присмотреться к опыту стран, преуспевших в этой области, то можно увидеть некоторые важные компоненты, которые могли бы быть включены в Казахстанскую стратегию: 1. Четкая политическая приверженность обеспечению полной занятости; 2. Ускоренный рост, ориентированный на обеспечение занятости; 3. Последовательное направление средств на обеспечение развития человека – путь к подъему уровня квалификации, производительности и заработной платы; 4. Стимулирование увеличения занятости и другие меры воздействия на рынок труда; 5. Равноправный доступ к производственным фондам; 6. Равный доступ к социальным услугам; 7; Расширение возможностей для неблагополучных групп населения.

Стратегия повышения уровня жизни через создание занятости должна включать в себя три основные составляющие: 1. Структура стимулов должна привести к эффективному использованию рабочей силы во всех секторах экономики, и в частности к модели инвестирования; 2. Необходимо создать специальную нормативную базу, которая будет обеспечивать быстрый рост малых и средних предприятий. 3. Организация общенациональной программы общественных работ. Задачи этой программы – обеспечить работой тех, кто обнищал в переходный период, и капитальное строительство проектов, которые будут содействовать ускорению экономического роста.

Управление потребностями человека, коллективов предприятий и населения региона и республики в целом, обеспечивая при этом системное развитие каждого человека через механизм, включающий в себя различные методы – это и есть система управления уровнем жизни населения.

Согласно теории управления уровнем жизни населения выделяются 3 основных направления по реализации работ связанных с управлением уровня жизни населения: разработка нормативов уровня жизни; создание системы показателей уровня жизни населения; создание системы управления уровнем жизни населения. Всесторонне изучая теорию управления уровнем жизни населения и опираясь на результаты проведенных анализов, мы приводим разработанную нами модель управления уровнем жизни населения

Разработанная нами модель показывает основные составляющие системы управления уровнем жизни (субъект и объект управления). Субъектами управления выступают руководители государственных органов управления, а объектами управления являются ресурсы и результаты.




Управление уровнем жизни населения

Оптимальная модель

уровня жизни

Разработка системы управления уровнем жизни


Разработка нормативов уровня жизни










Субъекты управления:

Республиканские, областные и районные органы управления, хозяйствующие субъекты, человек

Методы управления: экономические, финансовые, административные, социальные, психологические, правовые

Объект управления: ВРП на душу населения, денежные доходы населения, социальная защита населения, занятость, продолжительность жизни, естественный прирост населения, обеспеченность чисто экологическими продуктами питания и питьевой водой, обеспеченность жильем, численность врачей на 10000 человек населения, факторы экологии, факторы образования



Основные составляющие уровня жизни населения: человеческий капитал, здоровье населения, уровень образования, результаты человеческого труда, качество технологий, экологические факторы, предоставляемые населению услуги, культура, экологически чистые продукты питания и экологически чистая питьевая вода, качественные экономические системы








Повышение уровня жизни населения




Примечание – разработано автором


Рисунок 1. Модель управления уровнем жизни населения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


1. Пока еще нет целостного методологического учения об уровне жизни населения, общепризнанного учеными и практиками не смотря на определенный вклад ученых в данном научном направлении. Нет единства в понимании того, какие социально-экономические процессы и явления обозначаются этой категорией. На основе обобщения рассмотренных концепций нами разработано авторское определение данной категории. Уровень жизни населения – это взаимосвязанные между собой экономические, социальные, экологические и другие составляющие жизнедеятельности человека, которые отражают степень удовлетворения всего комплекса жизненных потребностей и реализацию интересов субъекта.

2. Для оценки уровня жизни населения и принятия органами власти определенных управленческих решений, направленных на повышение уровня жизни населения, необходимо методика, позволяющая определить изменения составляющих в уровне жизни населения во временном и пространственном аспектах посредством использования интегрального показателя. Мы предлагаем расчитывать интегральный индекс с применением методики рейтингов, суть которого заключается в сверке ряда частных показателей в общий показатель, который характеризует относительные позиции страны (региона) по данному показателю уровня жизни. Апробированная в работе методика комплексной оценки уровня жизни населения республики позволяет определить изменения в составляющих уровня жизни населения во времени и по территориальным аспектам.

5. Методики рейтингового анализа уровня жизни населения регионов, использованная в работе, позволила на основе частных индексов вычислить сводный индекс уровня жизни и оценить изменения в уровне жизни населения регионов. Составленные рейтинги позволили определить сильные и слабые стороны того или иного региона. Результаты рейтингового анализа могут быть использованы органами власти при разработке целенаправленных стратегических общенациональных и региональных социально-экономических программ повышения уровня жизни населения.

6. Сравнительный анализ отечественного и зарубежных опытов управления составляющими уровня жизни населения показывает эффективность международной системы по социальной защите населения, включающие в себя следующие элементы: государственные пособия; обязательное социальное страхование; накопительное пенсионное обеспечение и социальная помощь.

7. Выявление стратегических целей и приоритетов управления уровнем жизни, формирование политики региона в этой области, а также эффективного механизма ее реализации является важнейшими элементами управления уровнем жизни на региональном уровне.

8. В исследовании обоснованы основные приоритеты политики в области управления уровнем жизни, а также механизмы управления уровнем, который представляют собой гармоничное сочетание и взаимодействие организационных, экономических и социально-психологических методов воздействия на объекты управления обоснованы в нашем исследовании.

9. Значительным разрывом в доходах характеризуется сложившаяся в бюджетном секторе социально-экономическая ситуация. Кардинальное изменение политики доходов требуется для предотвращения дальнейшего социального расслоения и преодоления неравенства. Значительное повышение заработной платы работников бюджетной сферы, законодательное установление минимальной заработной платы на уровне, обеспечивающем расширенное воспроизводство рабочей силы должны стать первоочередными мерами.

10. В современных условиях снижение безработицы требует комплексного подхода. За каждое вновь открытое рабочее место предлагаем создать механизм поощрения, как в государственном, так и в частном секторе. Например, чтобы предприятиям было выгодно создавать новые рабочие места и официально выплачивать более высокую зарплату сотрудникам, предлагаем снижение налогового бремени за создание дополнительного рабочего места, уменьшение отчислений от фонда оплаты труда.

11. Требуется приведение структуры и качества профессионального образования и обучение в соответствие с требованиями работодателей через формирование развитой системы социального партнерства для дальнейшего разрешения проблем трудоустройства молодежи: наладить тесную взаимосвязь в самой системе (местные органы самоуправления-вузы-рынок труда); внедрять формы авторизованного обучения, когда конкретные фирмы заключают прямые договора с вузами о целевой подготовке специалистов и представляют свои обучающие программы.

12. Для достижения совершенствования системы образования в Казахстане необходимо: целенаправленное расширение равного доступа к качественному образованию, обеспечение равных возможностей для всех желающих учиться; значительное увеличение доли государственных расходов на образование; совершенствование и развитие системы дошкольного образования; усиление адаптации общего среднего образования к изменившимся социально-экономическим условиям, и укрепление материальной базы, особенно в сельской местности; становление и всемерное развитие системы многоуровнего непрерывного образования; повышение социального статуса учителя, преподавателя на основе разработки нормативно-правовой базы.

Диверсификация источников финансирования должна быть основным элементом модели финансирования. Увеличение прежде всего государственного финансирования сферы высшего образования требуется для успешного реформирования казахстанской системы высшего образования, интеграции его в европейское образовательное пространство. На основе долгосрочных нормативов должно осуществляться государственное финансирование вузов. Важным дополнением к бюджетным ресурсам не вытесняя их должны стать внебюджетные средства.

13. Государство должно активно вмешиваться и контролировать развитие сферы здравоохранения, взять на себя ответственность: за проведение минимально необходимых профилактических осмотров и оказание медицинских услуг; обеспечение доступности минимально гарантированного объема медицинских услуг и лекарственных средств всем гражданам, поддержка социально-незащищенных слоев населения, граждан с доходами ниже ПМ. Бюджетные средства должны распределяться между территориями страны и внутри регионов в зависимости от показателей потребностей медицинской помощи для реализации программы государственной гарантии, а не в зависимости от ресурсных показателей сети медицинских организаций.

14. Ныне действующая система социальной защиты в РК характеризуется преобладанием принципа полной солидарности, высоким уровнем государственного участия и низкими стимулами. В республике не работает система, основанная на принципе ограниченной солидарности, то есть не существует системы дополнительной защиты работающих граждан при наступлении социальных рисков с зависимостью выплат от размеров отчислений.

15. Наиболее трудноразрешимой экологической и экономической проблемой, препятствующей устойчивому развитию Казахстана является нехватка пресной воды. 80,0% заболеваний населения Казахстана, так или иначе, связано с низким качеством воды. Для охраны и рационального использования водных ресурсов предлагаем: использование передовых зарубежных и отечественных технологий и опыта по очистке загрязненных вод, предотвращению истощения, засорения и загрязнения вод; повсеместное внедрение водосберегающих технологий, оборотных и замкнутых систем водопользования. Строительство новых предприятий должно осуществляться с полным исключением сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.

16. С химическим и радиационным загрязнением пищевых продуктов, бесконтрольным применением в рационе животных, в погоне за их весом, добавок, гормональных препаратов, антибиотиков и др. связана проблема продовольственной безопасности. В этих условиях возрастает значимость мониторинга безопасности человека. Предлагаем в социальной статистике выделять группу показателей, которые составят основу системы предупреждения, в частности экологические параметры продовольствия.

17. Одним из основных направлений снижения влияния экологического фактора на качество жизни является экологизация производства.

18. Главным инструментом стимулирования природоохранной деятельности должны стать рычаги побудительного характера: субсидии, налоговые льготы. Самым результативным методом считаем установление более высокой цены на экологически чистую продукцию. Использование цены в качестве регулятора загрязнения позволяет обезопасить в экологическом смысле действующее производство, а, следовательно, и уменьшить риск заболеваний.

19. Предлагаем развивать экобизнес по опыту экономически развитых стран. Использование экобизнеса даст возможность значительно повысить уровень жизни населения, особенно в районах экологического бедствия.

20. Также необходимо внедрять в республике управленческую стратегию эко-эффективность. Один из перспективных инструментов, при помощи которого предприятие может уменьшить воздействие на окружающую среду, сократить затраты, осуществить экологические измерения и отчетность является эко-эффективность.

21. Внедрение экологического менеджмента на предприятиях является одним из основных рычагов механизма управления экологической составляющей уровня жизни. Внедрение экологического менеджмента позволит решить наряду с экономическими и экологические вопросы, что позволит сократить воздействие экологического фактора на уровень жизни.

22. Подготовка и обоснование комплексных управленческих решений с учетом всех взаимосвязей, отдельных структурных частей и их взаимовлияния является основным значением системного управления уровнем жизни. Главная функция разработанной нами модели управления уровнем жизни - обеспечение реализации потребностей населения, в формировании показателей их комплексного развития, выявление возникающих проблем, разработка и использование методов их решения в достижении намеченных уровней жизни.

  1   2

Скачать 372.8 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты