Домой

Программа элективного курса стилистика




Скачать 300.99 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса стилистика
Дата23.12.2012
Размер300.99 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Программа эективного курса
Учебно-тематический план.
Модуль 1. «научный стиль речи».
Модуль 2. «официально-деловой стиль».
Модуль 3. «публицистический стиль».
Модуль 4 «разговорный стиль».
Модуль 5 «стиль художественной литературы».
Содержание программы.
Модуль 1. научный стиль речи.
Использование описания и повествования как способов аргументации и рассуждения.
Модуль 2. официально-деловой стиль.
Тема 9-10. Жанры официально-делового стиля. (2ч.)
Тема 11-12. Особенности официально-делового стиля. (2ч.)
Тема 13-14. Языковые средства официально-делового стиля. (2ч.)
Модуль 3. публицистический стиль речи.
Тема 17-18. Жанры публицистического стиля речи. (2ч.)
Тема 21-22. Общение как основная функция разговорно-обиходной речи. (2ч.)
Тема 25-27. Особенности разговорного стиля речь. (3ч.)
Модуль 5. стиль художественной литературы.
Тема 30-32. Особенности стиля художественной литературы. (3ч.)
...
Полное содержание
Подобные работы:





Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»


Программа элективного курса



СТИЛИСТИКА


Выполнила: Гусельникова Л.И., учитель

средней общеобразовательной

школы № 1 г. Петухова.


Рецензент: Сечина Л.В., учитель средней

Общеобразовательной школы №1 г. Петухова.


Петухово

200

Утверждено на методическом совете школы от 5 сентября 2006 года


Выполнила: Гусельникова Л.И., учитель русского языка и литературы МОУ «ПСОШ №1»

Рецензент: Сечина Л.В., учитель русского языка и литературы МОУ «ПСОШ №1»


^ ПРОГРАММА ЭЕКТИВНОГО КУРСА

СТИЛИСТИКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа курса «Стилистика» предназначена как для профильных классов с гуманитарным направлением, так и для общеобразовательных классов.

Проблема снижения грамотности стала настолько острой, что в Федеральной целевой программе «Русский язык» (1996г.) названа общегосударственной. Значителен разрыв между уровнем знаний, практических умений и навыков обучающихся и требованиями вступительных экзаменов в вузы. Причинами являются нетвердые знания правил, неумение применять их, но главное – отсутствие системы знаний, эффективной в практическом применении. Вопросы развития речи на уроках русского языка в настоящее время стали наиболее значимыми, так как коммуникативная компетенция является приоритетной в образовании.

Программа «Стилистика» составлена в соответствии с концепцией профильной подготовки и способствует углубленному восприятию и закреплению сложных тем стилистики. Чтобы свободно владеть речью, необходимо постичь ее существо, ее принципы, усвоить ее системность.

Цель элективного курса: систематизировать, обобщить, углубить знания учащихся по стилистике. Развить навыки самоорганизации и совершенствования, креативность обучающихся. Готовить к осознанному выбору профессии.

Задачи элективного курса:

  • освоение учащимися современной стилистики как системы,

  • формирование прочных стилистических знаний и умений,

  • развитие коммуникативной компетентности учащихся через использование групповых и коллективных форм обучения,

  • формирование навыков исследовательской работы.

Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся:

Должны знать:

  • основные сведения о стилистике как науке,

  • типы и стили речи,

  • алгоритм написания рецензии и эссе.

Должны уметь:

  • производить стилистический анализ текста,

  • научиться составлять конспекты, доклады, рефераты,

  • готовить яркие, запоминающиеся устные выступления,

  • писать на «отлично» сочинения разных жанров.

Элективный курс состоит из пяти модулей: научный стиль речи, официально-деловой стиль, публицистический стиль, разговорный стиль, стиль художественной литературы: рассчитан на 34 часа и предполагает различные виды уроков: урок-лекция, урок-практикум, урок-консультация, урок-лабораторная работа, урок-исследование, урок-зачет, комбинированный урок, групповой практикум.

Курс носит практико-ориентированный характер, так как именно эта форма организации учебного процесса помогает применить личностно-ориентированный подход, который необходим для индивидуализации обучения. Центральное место в программе занимают коммуникативные умения.

Изучение курса поможет учителю подготовить обучающихся к выполнению заданий единого государственного экзамена, связанного с анализом текста и написанием рецензии и эссе.


Данный курс связан с разделами языкознания («Лексика», «Морфология». «Синтаксис», «Стилистика русского языка» и др.)

^ Учебно-тематический план.




Название темы

Всего часов

Лекции

Практика

Форма проведения

Образовательный продукт

1.

Введение. Функциональные стили речи.

2

1

1

Лекция с элементами беседы

Тезисы лекции.




^ МОДУЛЬ 1. «НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ».

2-3

Особенности научного стиля.

2

1

1

Практи

кум.

Опорный конспект

4-5

Рассуждение как основной функционально-смысловой тип речи.

2

1

1

Практи

кум, семинар, работа с текстом.

Составле

ние алго

ритмов, сообщения

6-7

Языковые средства научного стиля.

2

1

1

Исследо

вание, урок-зачет.

Составле

ние таблиц и схем.




^ МОДУЛЬ 2. «ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ».

8

Официально-деловая сфера общения.

1

1




Лекция

Работа с таблицей.

9-10

Жанры официально-делового стиля.

2

1

1

Работа в группах.

Конспект, взаимооб-мен информа-цией,

Тексты

11-12

Особенности официально-делового стиля

2

1

1

Практи

кум.

Составление таблицы.

13-14

Языковые средства официально-делового стиля речи.

2




2

Практи

кум.

Составле

ние таблицы, тексты.




^ МОДУЛЬ 3. «ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ».

15-16

Особенности публицистики.

2

1

1

Самостоятельная работа в группах.

Составле

ние вопросов и взаимооб-мен информа-цией.

17-18

Жанры публицистического стиля

2

1

1

Практи

кум

Составле

ние таблицы.

19-20

Языковые средства публицистического стиля.

2

1

1

Работа с текстом.

Тексты




^ МОДУЛЬ 4 «РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ».

21-22

Общение как основная функция разговорно-обиходной речи.

2

1

1

Лекция

Составле

ние таблицы.

23-24


Жанры разговорного стиля.

2




2

Практи

кум.

Работа с текстом.

25-27

Особенности разговорного стиля.

3

1

2

Практи

кум, работа с текстом.

Составле

ние таблицы,




^ МОДУЛЬ 5 «СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ».

28-29

Основные функции стиля.

2

1

1

Лекция

Составле

ние таблицы

30-32

Особенности стиля художественной литературы.

3

1

2

Практи

кум

Работа с текстом

33

Изобразительно-выразительные средства.

1




1

Практи

кум

Работа с текстом

34

Итоговое занятие

1




1

Тестирование

Работа с таблицей.

^ Содержание программы.


Тема 1. Введение. Функциональные стили речи. (2 ч.).

Понятие о стилистике русского языка, Связь стилистики с другими разделами науки о языке. Роль стилистики в воспитании речевой культуры. Понятие о функциональном стиле речи.


^ МОДУЛЬ 1. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ.


Тема 2-3. Особенности научного стиля. (2ч).

Научная сфера общения. Научное информационное сообщение как основная функция стиля речи. Современные жанры научных текстов. Тенденция к стандартизации структуры научного стиля. Требования к структуре разных жанров научных текстов.


Тема 4-5. Рассуждение как основное функционально-смысловой тип речи. (2 ч.)
^

Использование описания и повествования как способов аргументации и рассуждения.



Тема 6-7. Языковые средства научного стиля. (2ч.)

Использование терминов, заимствованных слов, слов с иноязычной морфемой. Употребление слов в прямом значении. Антонимия терминов. Широкое использование слов с отвлеченным значением.


^ МОДУЛЬ 2. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ.


Тема 8. Официально-деловая сфера общения. (1ч.)

Деловое сообщение как основная функция официально-делового стиля речи.

Законодательные, дипломатические документы и административно-канцелярские бумаги как разновидность официально-делового стиля.


^ Тема 9-10. Жанры официально-делового стиля. (2ч.)

Нота, меморандум, коммюнике, договор, закон, указ; инструкция, справка, приказ, протокол, акт, характеристика, биография, расписка и др.


^ Тема 11-12. Особенности официально-делового стиля. (2ч.)

Содержательная полнота, объективность, точность, однозначность, лаконичность всех жанров. Стандартизация формы. Обусловленность речевых штампов в деловых бумагах, повторение слов.


^ Тема 13-14. Языковые средства официально-делового стиля. (2ч.)

Использование слов – наименование лиц, названий документов, концеляризмы и т.д. Употребление сложных синтаксических конструкций, простых предложений с однородными членами, вводными и вставными конструкциями.


^ МОДУЛЬ 3. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ.


Тема 15-16. Особенности публицистики. (2ч.)

Сообщение информации и ее осмысление, откровенно высказанная оценка, проявление авторской индивидуальности; эмоциональность, экспрессивность публичного выступления.


^ Тема 17-18. Жанры публицистического стиля речи. (2ч.)

Выступления на съездах, митингах; публичные лекции; газетные жанры; радио- и телерепортажи.


Тема 19-20. Языковые средства публицистического стиля речи. (2ч.)

Разнообразие общественно-политической, производственной, спортивной лексики. Использование стилистических фигур (анафора, параллелизм, антитеза, инверсия, градация).


^ Тема 21-22. Общение как основная функция разговорно-обиходной речи. (2ч.)

Речевой этикет в устной и письменной форме бытового общения.

Тема 23-24. Жанры разговорного стиля. (2ч.)

Беседа, разговоры, по телефону, личные письма, телеграммы.


^ Тема 25-27. Особенности разговорного стиля речь. (3ч.)

Неподготовленность речи, стремление к экономии речевых средств в передаче информации. Речевые формы приветствия, прощания, просьбы, отказа и т.п.


^ МОДУЛЬ 5. СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.


Тема 28-29. Основные функции стиля. (2ч.)

Основная функция – воздействие через художественный образ. Литературный язык и язык художественной литературы. Эстетическая функция языка в художественном произведении.


^ Тема 30-32. Особенности стиля художественной литературы. (3ч.)

Использование различных функциональных стилей в художественном произведении. Зависимость используемых средств от темы, основной мысли, жанра, текста, индивидуального стиля автора.


^ Тема 33. Изобразительно-выразительные средства. (1ч.)

Эпитеты, метафоры, сравнения, аллегория, олицетворения, параллелизм, антитеза, градация, риторические обращения, риторический вопрос.


Тема 34. Итоговое занятие. (1ч.)


^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.


  1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. ТекстЮ Стили речи: Учебник для 10-11 кл общеобразоватю учреждений / А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. 10-е изд. – М.: Просвещение, 20004.

  2. Голуб И.Б. Розенталь Д.Э. Занимательная стилистика, - М., Просвещение., 1988.

  3. Коляденко Г.С. Развитие речи с элементами стилистики. – Ленинград, Русское слово, 1987.

  4. Кузьмин А.Я. Русский язык. Комплексная подготовка к Единому государственному экзамену. – М.: Айрис-пресс, 2005.

  5. Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М., Просвещение, 1996.

  6. РахимкуловаГ.Ф., Черкасова М.Н. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку: лексика, грамматика, стилистика, культура речи. 5-е изд., испр. И доп. – Ростов на Дону: изд-во «Феникс», 2004.

  7. Розенталь Д.Э. А как сказать лучше? – М, Просвещение, 1979.

  8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка, - М., Просвещение. 1990.

  9. Статьи в журнале «Русский язык в школе» в рубрике «Язык художественных произведений»

  10. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка. (В 3 ч.). – Изд. 5-е, - М.: Айрис-пресс, 2005.



^ СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ.



  1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М., Просвещение, 1999.

  2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., Просвещение, 1998

  3. Баранов М.Т. Русский язык. Справочные материалы, - М., Просвещение, 1989

  4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка, - М., Просвещение, 1089.

  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка, - М., Просвещение, 2000.

  6. Розенталь Д.Э. Словарь трудностей русского языка, - М., Просвещение, 2003.

  7. Русский язык: Энциклопедия, - М., Просвещение, 1979.

  8. Энциклопедический словарь юного филолога, - М., Просвещение, 1984.



Приложение 1

^ СТИЛИ РЕЧИ.

Стили

речи

Основные функции. Общие особенности.

Сфера применения.

Языковые средства.Лексические

Языковые средства. Грамматические.

1.Разговорный

Общение.

Непринужден-

ность, эмоцио-

нальность, экспрессивность

Беседы, диалоги, записки, письма.

Наличие нейтральной лексики, эмоциональной, разговорной лексики, фразеологизмы (бить баклуши и др.)

Наличие двусоставных предложений, простые глагольные сказуемые обращения, инверсии, диалоги, неполные предложения.

2Науч

ный

Сообщения.

Точность, ясность, объективность.

Научные труды, учебники, лекции.

Нейтральная лексика,Научная терминология (историческая, математическая)

Двусоставные предложения, простые глагольные сказуемые Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными, использование обособленных членов, вводных слов.

3.Деловой

------

Протокол заявление,деловые бумаги.

Нейтральная лексика, эмоциональной лексики НЕТ. профессионализмы (юридическая)

Двусоставные предложения, сокращенные слова, преобладание повествовательных предложений, страдательных оборотов.



4Публицистический

Эмоциональ

ность, субъективность, непринужден

ность, доходчивость, убедительность.

статьи в газетах, журналах.

Нейтральная лексика, слова, выражающик эмоции торжественностисочувствия, иронии. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Побудительные предложения, обращения, риторические вопросы, повторы. Средства разговор. речи и стиля художес. литературы.

5. Художественный.

Эстетичность воспитания при помощи худож. образа.

Художественная образность.

Поэмы, басни, романы, пьесы, трагедии, комедии и др.

Широко употребляются слова в переносном значении, устаревшие слова, диалектизмы, просторечия. Использование лексики различных стилей.

Весь арсенал имеющихся в языке грамматических средств.



Приложение 2

Сочинение. Подготовка к ЕГЭ.

В этой части экзаменационной работы (С 1) вы должны написать сочинение-рассуждение (отзыв, рецензию, эссе). В работе надо показать умение:

  • воспринимать и интерпретировать содержание исходного текста,

  • анализировать форму исходного текста,

  • создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного,

  • стройно, последовательно излагать собственные мысли,

  • использовать в собственной речи разнообразные грамматические и лексические средства языка,

  • оформить речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка,

  • выразить в нем свое отношение к теме, затронутой автором или свое отношение к позиции автора.

Для тех, кто претендует на высший бал, выполнение этой части работы обязательно.


Текст 1.

Научный труд требует общей интеллигентности человека. И эта общая интеллигентность человека дается главным образом гуманитарными науками. Почему? Потому что искусство, искусство слова, живопись, какое угодно искусство,. основано на интуиции и воспитывает интуицию, а без интуиции не могут обойтись и естественные науки, и математики. Интуиция – в основе всего, это то, что не может быть заменено никакой кампьютерной машиной, а художественное творчество больше всего воспитывает интуицию.

Ведь недаром, скажем, Эйнштейн вдохновлялся творчеством Достоевского. Мне приходилось разговаривать с Романом Осиповичем Якобсоном. Он говорил, что перед написанием какой-либо филологической работы он любил рассматривать живопись Ларионова или Гончаровой. У него были определенные интересы к живописи. К «своим» художникам он относился, как к вдохновляющему началу, хотя работал совсем в другой области.

Математики не случайно занимаются музыкой, любят музыку . Даже возьмем такой пример: талант человека в одной области сказывается и в другой. Скажем, Пушкин – великолепный художник. Лермонтов – тоже художник. Достоевский, как сейчас выясняется, был знаменитым портретистом. Таким образом, гуманитарные науки важны. То, что в школе на них уменьшают часы, это плохо. Гуманитарные науки должны прежде всего воспитывать понимание искусства, понимание истории и учить нравственности.

(Д.С.Лихачев)


Напишите сочинение-рецензию по данному тексту.

Выразите в нем свое отношение к теме, затронутой автором. Согласны ли вы с позицией Д.С.Лихачева?

Оцените речевое оформление текста: отметьте 2-3 наиболее характерных языковых средства, позволивших автору точно и выразительно передать свои мысли. Приведите примеры из текста.


РЕКОМЕНДАЦИИ.

Желательно, чтобы в работе прозвучали следующие мысли.

  • гуманитарные науки, особенно литература и история, воспитывают людей, формируют их вкусы, нравственные и эстетические предпочтения, национальное самосознание.

  • по-настоящему талантливые люди никогда не бывают «узкими специалистами»,

  • необходимо уделять больше времени гуманитарным дисциплинам в школе, так как они играют важную роль в формировании системы нравственных ценностей у подросков.

Желательно отметить 2-3 характерные для этого текста средства языковой выразительности и эмоционального воздействия на читателя (синтаксический параллелизм, лексические повторы, вопросно-ответная форма изложения, синонимы, вводные слова) и привести примеры.


Текст 1.

Образец сочинения.

Каждый человек заключает в себе рациональное и чувственное начало, двойственность эта проявляется во всем, что делают люди. Поэтому и науки делятся на два «лагеря»: естественные и гуманитарные. Извечен вопрос, что же для человека важнее. Конечно, без точных наук не было бы никакого прогресса, но ведь все идеи рождает искусство. Вспомним знаменитые книги наших фантастов – такие слова как»лазер», «робот»... появились значительно раньше, чем их материальное воплощение. Сыграла роль именно интуиция автора, он задумался над тем, что будет нужно человеку будущего, поставил цели.

Поэтому высказывание Д.С.Лихачева показалось мне метким и глубоким. Он удачно выстроил цепь примеров, показав взаимодействие двух неделимых человеческих начал: чувства и разума. Именно поэтому физик черпает вдохновение в литературе, филолог в живописи, математик в музыке... Д.С.Лихачев затронул две составляющие проблемы, во-первых, показал зависимость двух начал – рационального и интуитивного друг от друга, а во-вторых, поднял вопрос о необходимости гуманитарного знания в развитии каждого человека, вне зависимости от его увлечений. Здесь с автором высказывания трудно не согласиться. Действительно, в биографии любого известного человека можно подчеркнуть разностороннею увлеченность, знание своей и мировой истории, культуры, литературы. Талантливый человек не может быть ограниченным, это два взаимоисключающих понятия.

Остается добавить, что автор текста сам, как известно, талантливый публицист. Для того чтобы убедить читателя в своей правоте, он использует различные языковые приемы. Например, вопросно-ответную форму изложения, вводные слова, привлекающие внимание собеседника (скажем, таким образом), и элементы доверительной беседы (мне приходилось разговаривать..., возьмем такой пример). В тексте прослеживается логическая последовательность, каждая мысль подтверждается примером, конец перекликается с началом. Завершая свою мысль, Д.С.Лихачев поднимает очень актуальную, на мой взгляд, проблему - сокращения гуманитарных предметов в школе. Мне понятна тревога автора, так как именно гуманитарные дисциплины играют главную роль в формировании нравственных качеств личности.


ТЕКСТ 2.


Когда-то, примерно десятка два лет назад, мне пришел к голову такой образ: Земля – наш крошечный дом, летящий в безмерно большом пространстве. Потом я обнаружил, что этот образ одновременно со мной пришел самостоятельно в голову десяткам публицистов. Он настолько очевиден, что уже рождается избитым, шаблонным, хотя от этого и не теряет своей силы и уверенности.

Дом наш! Но ведь Земля – дом миллиардов и миллиардов людей, живших до нас! Это беззащитно летящий в колоссальном пространстве музей, собрание сотен тысяч музеев, тесное скопище произведений сотни тысяч гениев (ах, если бы примерно сосчитать, сколько было на земле только одних всеми признанных гениев!). И не только произведений гениев! Сколько обычаев, милых традиций. Сколько всего накоплено, сохранено. Сколько возможностей. Земля вся засыпана бриллиантами, а под ними сколько алмазов, которые еще ждут, что их огранят, сделают бриллиантами. Это нечто невообразимое по ценности.

И самое главное: второй другой жизни во Вселенной нет! Это можно легко доказать математически. Нужно было сойтись миллионам условий, чтобы создать человеческую культуру.

И что там перед этой невероятной ценностью все наши национальные амбиции, ссоры, мести личные и государственные («ответные акции»)!

Эрмитаж, несущийся в космическом пространстве!

(Д.С.Лихачев)


Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Сформулируйте основную мысль. Выразите свое отношение к позиции автора.

Оцените речевое оформление текста: укажите, какие средства помогают автору изложить позицию ярко, эмоционально, убедительно. Приведите 2-3 примера из текста.


РЕКОМЕНДАЦИИ.

Желательно, чтобы в работе вы обратили внимание на языковой анализ текста, отметили такие средства языковой выразительности, как:

  • яркие метафорические выражения,

  • эпитеты,

  • противопоставления,

  • синонимические ряды,

  • гипербола,

  • синтаксический параллелизм,

  • восклицательные предложения.

А также выскажите мнение по поводу того, что:

  • земная культура уникальна и обладает огромным потенциалом,

  • необходим приоритет общечеловеческого перед частным, государственным,

  • «утилитарное», «потребительское» отношение к планете может иметь катастрофические последствия, тогда как осознание ее культурной и духовной ценности – залог выживания и развития земной цивилизации.

Желательный объем сочинения – не менее 150 слов.


ТЕКСТ 3.

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми людьми, но общение с полями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

Должно быть у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.

Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечеряющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до этой поры хотя и известными, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами – полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело – знать умозрительно, а другое дело – испытывать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже старые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.

(К.Г.Паустовский)

Напишите сочинение-рецензию по данному тексту. Выразите в нем свое отношение к теме, затронутой автором. Согласны ли вы с позицией К.Г.Паустовского? оцените речевое оформление текста: отметьте 2-3 наиболее ярких языковых средства, позволяющих автору точно и выразительно передать свои мысли. Приведите примеры из текста.


РЕКОМЕНДАЦИИ.

Желательно, чтобы в работе вы высказали мнение по поводу того, что литературное творчество требует от пишущего ясного представления об изображаемом предмете и серьезной работы над лексическим материалом, а также отметили в сочинении следующие средства выразительности:

  • противопоставление,

  • ряды однородных членов,

  • вводные слова, метафоры

  • эпитеты,

  • лексические повторы и привели примеры из текста.

ТЕКСТ 4.


Выросла рябинка при дороге.

Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

Наступил август. Тонкие ветви рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. Деревце запылало, как костер на юру. Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветви застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия.

Шла мимо девочка.

Увидела рябинку, поахала.

  • Возьму-ка я одну веточку. Одна веточка – это ведь так мало, ничто с деревцем не случится.

И она была по-своему права.

Ехал на машине усатый дядька.

  • Ух ты... Прямо картинка... Шикарно!

Он остановил машину, вылез из-за руля. Ветви рябины так и затрещали под его сильной рукой.

  • Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для своей жинки две-три ветки.

Что ж, он был тоже по-своему прав.

Под вечер шли туристы.

  • Хорошая рябинка, правда, ломаная. Ну, Зинка, чур, всем по одной! Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! Мы народ организованный, должны подавать пример...

Шел в сумерках влюбленный.

  • Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. Бездушные люди, не умеют хранить красоту!

На рябине горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. Все равно последняя кисть, она уже деревцу не поможет... А Люсенька обрадуется.

На другой день приехал хозяйственник.

  • Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

  • Убрать. Срубить. А то весь вид портит.

И он был по-своему прав.

В этой истории все правы. Виноватых нет. Но и рябинки тоже нет.

(По Н. Соколовой)


Приложение 3

Дидактический материал для занятий

^ Тексты для анализа.


  1. Определите стиль текста, найдите его признаки.


А) Культура российская не оскудевает на события, но судьбу культуры давно не решают события, происходящие в ее же масштабах. Скажем, назову я не один роман, украсивший современную словесность, но что делать, если теперь нещадно опустошается сам русский язык? Что делать, если год от года у нас все неотвратимей отчуждаются люди и от родного своего языка? Если самое что ни есть нашенское Министерство образования на исходе века ставит под вопрос необходимость преподавания в русских школах русской литературы?!

Судьба русского языка за пределами России – это вопрос, оказавшийся, к сожалению, политическим. Только в одном новообразованном государстве, в Киргизии, он поставлен в равные условия с национальным языком. Эта трагедия для русских, ставших в чужих государствах изгоями, но и огромная утрата для соседних с нами народов, для которых русский язык был-то «окном в Европу».

(О.Павлов)


Б) Гуманный смысл повести создается не только выбором персонажей и окружающих его обстоятельств, но и самой манерой повествования. Это общее правило: в художественном произведении важно не только то, что рассказывается, но и как рассказывается – каким образом, каким тоном.

Вспомните то место, где говорится «об одном молодом человеке», которого потрясли издевательства чиновников над Акакием Акакиевичем. «И долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысиною на лбу… И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утонченной, образованной светскости, и, боже! Даже в том человеке, которого свет признает благородным и честным». Это уже другой тон, другая речь. Ни капли насмешки. Стиль печальный, торжественный, возвышенный. Фраза ритмически организованная, с так называемой анафорой – нарочитым единоначатием («и долго…, и закрывал…, и много раз…») Мы слышим необычное, сокровенное слово, имеющее высокий философский смысл.

(Ю.Манн о повести Н.В.Гоголя «Шинель»)


В) Из рейса, бывало, вернешься в город, понятно, первым делом в чайную перехватить что-нибудь, ну, и сто грамм выпить с устатка. К этому вредному делу , надо сказать, я уже пристрастился как следует… И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день – опять вижу. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку , покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки – как звездочки ночью, после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нем, спешу из рейса поскорее его увидеть. Около чайной он и кормился, - кто что даст.

(М.Шолохов «Судьба человека»)


Жанры публицистического стиля: Эссе.


  1. Тренировочное упражнение. Прочтите текст, определите стиль и жанр его. Обоснуйте свой ответ. Найдите и отметьте в нем языковые средства, характерные для жанра эссе.


^ ПОТЕРЯННАЯ ГРУСТЬ.


Мне вспоминается сентябрь далекого года. Какие глубины синевы открывались тогда над лесами! Сколько шороха мимолетного, чуткого, ожидало ветер под каждым кустом! Какие осторожные листья сыпались в жесткие травы!

Ветер делал с листвою что хотел, и с каждой минутой из лесов уходил полумрак. На смену зелени, птичьему говору незаметно приходил тихий пронзительный свет. То ли это светили сугробы листвы, то ли солнце свободней сияло сквозь поредевшие ветви.

Люди с утра уходили из деревни в поля и возвращались уже на ощупь, в темноте. Вскоре стало казаться, будто леса не опадают в пустые равнины, а словно облака поднимаются в небо.

Каждый чувствовал, ч то отсветит еще несколько дней, и леса придут к чему-то не наглядному, но точно ощутимому, как отдаленное пение ветра.

И тут пришло письмо, я должен уезжать.

И я уехал.

С тех пор уже третья осень. И всякий раз я прихожу в эти леса. Но сентябрь как будто не тот. Не вижу я больше той несостоявшейся счастливой грусти. И каждую осень ищу я за деревней это потерянное ощущение, словно оно где-то стоит на пригорке. Молчит под рябиной и вот-вот аукнется издали.

(Ю. Куранов)

Попытайтесь в жанре эссе ответить на вопрос: Какие мысли и чувства возникли у вас при чтении текста Ю. Куранова?


Проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера.



  1. Анализ текста. Укажите, к какому стилю и типу речи принадлежит этот текст. Укажите в тексте тезис, аргументы, контраргументы, вывод.


Умение общаться становится искусством общения тогда, когда мы так ясно осознаем происходящее между нами и другими в процессе коммуникации, что это не влечет за собой искусственности и затруднений во взаимопонимании. Лишь тогда мы можем по горячим следам воспользоваться тем, что мы осознали для улучшения контакта. Говорят, что этому можно научиться. Я думаю, что каждый может проявить максимум старания, чтобы с достаточной степенью точности понимать, что хотят сообщить другие.

(Журнал «Наука и жизнь»)

  1. научно-популярный стиль, повествование,

  2. публицистический стиль, рассуждение,

  3. публицистический стиль, повествование,

  4. научный стиль, описание.




  1. Анализ текста. Прочитайте текст. Считаете ли вы актуальной, важной тему, поднятую автором? Выскажите свое мнение о содержании текста и аргументируйте свою позицию.

Святые места.

Любовь к Родине. Что означают эти слова? Я вспоминаю свой первый приезд в Москву. Сойдя утром с поезда, я отправился на Красную площадь. Мимо, торопливо рассуждая о пустяках, шли люди. Меня удивляло, что никто из них не испытывает трепета к этому священному месту. Я дождался открытия собора Василия Блаженного. Запомнились камни на лестнице, по которым прошло столько людей. А ведь перед войной появилась идея снести собор и расширить Красную площадь. К счастью, храм не сломали. Сегодня и Красная площадь, и храм Василия Блаженного – священные для россиян места. Поскольку древние мастера свой талант могли выразить лишь строя храмы, соборы, монастыри, то, сохраняя их, мы сохраняем и помять об этих мастерах. В суете ежедневных дел мы обязательно должны помнить свои истоки, ибо наше прошлое и окружающий нас мир мы называем одним словом – отечество, любовь к которому нужно обязательно воспитывать.

(По В. Пескову)

^ Какие средства выразительности характерны для этого текста? Какова их роль в тексте?

Публицистический стиль, его особенности, средства эмоциональной выразительности в публицистической речи.

  1. Закончите фразу деловых писем:

  • В ответ на Вашу просьбу...

  • Считаем необходимым еще раз напомнить вам...

  • Ставим вас в известность о ...

  • Мы будем весьма признательны Вам за участие в ...

  • Убедительно просим Вас...



  1. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?

Небо и дорога.

Прошла по листве мокрая гулкая буря, над лесной дорогой нашей разомкнулись деревья. В осиннике стало светло, и в лужах теперь стоит небо.

Замрешь на берегу лужи, словно скала в небесах тебя держит, в низу – сине. Глянешь – и гуси плывут в небесах под ногами. Голова даже кружится. И кажется, летишь.

На что конь, и тот порой забудется и упрется перед лужей, глядит под ноги в небо бешеными глазами, словно в пропасть.


  1. метафора

  2. риторический вопрос

  3. сравнение, олицетворение

  4. инверсия.




  1. Анализ текста.


Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того широкого гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции? Ведь ни для кого не секрет, что наша система образования при всех пороках одна из лучших, если не лучшая в мире.

Я все время повторяю, что феномен «русских мозгов» не этнобиологический, что своим существованием он обязан еще и вот этой широкой гуманитарной основе нашего образования, повторяю знаменитые слова Эйнштейна о том, что Достоевский дает ему больше, чем математика. Недавно кто-то – не помню кто – сказал: не будь у нас преподавания литературы, не было бы ни ракет, ни Королева, ни многого другого.

Я убежден, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»... А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду!

(В. Непомнящий)


  • Подчеркните слова и словосочетания, относящиеся к публицистическому стилю.

  • Определите вид использованных в тексте предложений: простые или сложные?

  • Охарактеризуйте их по цели высказывания, по эмоциональной нагрузке.

  • Укажите осложненные предложения. Чем они осложнены?

  • Сделайте вывод об особенностях синтаксического строя текста.

  • Укажите, какие средства выразительности используются в тексте.

Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста.


  1. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?


А) 1) г...рмония, н...стальгический, разоч...рованный,

  1. Чес...ный, свис...нуть, прелес...ный,

  2. патри...тический, ж...ланный, оск...рбленный,

  3. расст...лить, изм...нить, соб...рать.


Б) 1) г...лерея, выр...зительность, пл...вец,

2) зар...стет, тр...па, круг...зор,

3) просв...щение, пол...мизировать, р....ализм,

  1. мировоз...рение, изморо...ь(мелкий снег), сума...шедший.


В) 1) см...щение, обм...рать, бл...стящий,

2) прик...сновение, приск...кать,г...рмония,

3) прин...мать, разд....рать, бл...снуть,

  1. подобострас...ный, извес...ный, ярос...ный.


Г) 1) бл...стать, пр...лестный, оз...раться,

2) оз...рен, ср...таться, насл...ждение,

3) н...стальгический, разоч...рование, скл...нение,

  1. бе...смертный, ра...сада, и...вестняк.


2^ . Тренировочные упражнения.

  1. Спишите слова, вставьте пропущенные буквы. Запишите лексическое значение этих слов.


К...нтракт, кр...дитор, товарооб...рот, м...клер, н...минал, с...тификат, ответч...к, оп..кун.


2) К толкованиям, данным ниже, подберите соответствующие термины из списка: бартер, концессионер, спонсор.

  • Поручитель, гарант, финансирующее лицо,

  • Торговая сделка на основе натурального обмена,

  • Владелец или совладелец договора с государством на эксплуатацию промышленных предприятий, природных богатств.


3)^ В тексте найдите речевые штампы. Запишите, исправляя ошибки там, где это возможно.

В одно прекрасное утро на лужайке недалеко от окраины, которая за сравнительно небольшой отрывок времени до неузнаваемости преобразилась, широко развернулись прения, и целый ряд ораторов выступил с взволнованными речами, где были приведены яркие факты упорной борьбы имен существительных против шаблона

Получилась любопытная картина, которая не могла оставить неизгладимое впечатление, Собравшиеся разошлись только тогда, когда наступил ясный полдень. Будем надеяться, что эта мощная волна протеста против однообразия прилагательных дойдет до литераторов, и они твердой поступью пойдут по пути улучшения своего языка.

Скачать 300.99 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты