Домой

Магистерские программы «русский язык», «литература» Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык как отражение менталитета народа»




НазваниеМагистерские программы «русский язык», «литература» Аннотация к рабочей программе дисциплины «Русский язык как отражение менталитета народа»
страница1/5
Дата23.12.2012
Размер0.68 Mb.
ТипЛитература
Содержание
Структура дисциплины
Основные образовательные технологии
Требования к результатам освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины
Структура дисциплины
4. Основные образовательные технологии
Требования к результатам освоения дисциплины
6. Общая трудоёмкость дисциплины
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП
Цель изучения дисциплины
Структура дисциплины
4. Основные образовательные технологии
Требования к результатам освоения дисциплины
6. Общая трудоёмкость дисциплины
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП
2. Цель изучения дисциплины
3. Структура дисциплины
4. Основные образовательные технологии
5. Требования к результатам освоения дисциплины
6. Общая трудоемкость дисциплины
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4   5

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 032700.68 ФИЛОЛОГИЯ

МАГИСТЕРСКИЕ ПРОГРАММЫ

«РУССКИЙ ЯЗЫК»,

«ЛИТЕРАТУРА»


Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Русский язык как отражение менталитета народа»


  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина входит в профессиональный цикл, региональный компонент (М.2. Р.2.).

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в период обучения в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет).

  1. Цель изучения дисциплины

Расширить и углубить знания в области антропоцентрического языкознания. Изучение русского языка как средства, репрезентирующего черты национального характера. Анализ языковых фактов как средства познания человека и культуры народа.

  1. ^ Структура дисциплины

Язык и культура. Язык и менталитет. Языковая картина мира. Культурно-национальная специфика единиц основных уровней языка. Слово как основной носитель национально-культурной информации. Возможности словообразования для концептуальной интерпретации действительности. Семантика фразеологизмов и языковая картина мира. Грамматические категории в свете антропоцентрического подхода к языку.Некоторые особенности семантики русского простого предложения и русская языковая картина мира. Художественный текст как система духовных национальных ценностей.

  1. ^ Основные образовательные технологии

Лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся, активные и интерактивные методы: использование компьютерных технологий, лингвистический семинар-диалог, коллоквиум, контрольная работа, научная дискуссия.

  1. ^ Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

– способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);

– способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

  • способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

– способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

– способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

– владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6).

  1. Общая трудоемкость дисциплины

3 зачетных единиц (108 академических часов).

  1. Форма контроля

Промежуточная аттестация – зачет.

  1. Составитель

Гришанова Валентина Никитична, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка ОГУ.


Аннотация к рабочей программе дисциплины «Проблемы семантики русского языка».


1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Учебный предмет «Проблемы семантики русского языка» включён в дисциплины по выбору общенаучного цикла (М.1.В.1).

Для изучения дисциплины необходимы знания, полученные обучающимися в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет) при изучении дисциплин «Современный русский язык», «Введение в языкознание», «Общее языкознание», «Стилистика и культура речи».


  1. ^ Цель изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины «Проблемы семантики русского языка» заключается в формировании системы теоретических и практических знаний о плане содержания языковых единиц русского языка.


  1. ^ Структура дисциплины

Лексическая семантика.

Форма и содержание в слове.

Значение слова.

Сема. Семная структура слова. Классификация сем.

Картина мира в языке. Языковая модель мира и концептуальная модель мира. Идеальное содержание.

Семантические классы слов. Семантическое поле. Функционально-семантическое поле.

Тематическая (денотативная) группа (поле).

Лексико-семантическая группа.

Парадигматические отношения в лексико-семантических группах. Типы парадигм.

Семантическая структура лексемы. Лексико-семантические варианты слова. Словозначение.

Лексическая однозначность и неоднозначность.

Лексическая семантика, семасиология и ономасиология.

Фразеологическая семантика.

Словообразовательная семантика.

Морфологическая семантика.

Синтаксическая семантика.


^ 4. Основные образовательные технологии

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа, активные и интерактивные методы, лексико-семантический анализ, анализ семантической структуры многозначного слова, анализ семной структуры лексического значения слова (компонентный анализ), анализ лексико-семантических групп, лингвистический семинар-дискуссия, учебный интернет-фильм.


  1. ^ Требования к результатам освоения дисциплины

Выпускник магистратуры должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра:

– способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (OK–1);

– способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК–2);

– способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики её развития, системы методологических принципов и методических приёмов филологического исследования (ПК–1);

– способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК–2);

– способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК–4);

– владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК–5);

– владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК–6);

– владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК–7).


^ 6. Общая трудоёмкость дисциплины

2 зачетные единицы трудоёмкости (72 академических часа).


7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – зачёт.


8. Составитель

Васильченко Светлана Матвеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ОГУ.


Аннотация к рабочей программе дисциплины «Форма и содержание в морфологии русского языка».


^ 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Учебный предмет «Форма и содержание в морфологии русского языка» включён в базовую часть профессионального цикла, региональный компонент (М.2.Р.6).

Для изучения дисциплины необходимы знания, полученные обучающимися в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет) при изучении учебных предметов: «Введение в языкознание», «Современный русский язык», «Общее языкознание», «Стилистика и культура речи».


  1. ^ Цель изучения дисциплины

Цель изучения дисциплины «Форма и содержание в морфологии русского языка» заключается в формировании системы теоретических и практических знаний о морфологии русского языка:

  • о структуре и системной организации морфологии, о связи морфологии с другими разделами языкознания;

  • о методологии и основных концепциях описания морфологии;

  • о формальных и семантических свойствах частей речи (в различных проявлениях);

  • о правилах и условиях функционирования слов различных частей речи во всех стилях русского языка и типах речи (устной и письменной);

  • о морфологическом анализе различных типов слов.




  1. ^ Структура дисциплины

Морфология как раздел грамматики, грамматическое учение о слове. Связь морфологии с лексикологией, словообразованием, синтаксисом, фонетикой, морфонологией.

Основные понятия морфологии: лексема, словоформа (форма слова), морфема.

Грамматическое (морфологическое) значение слова.

Средства выражения грамматических (морфологических) значений слова. Способы формообразования в русском языке.

Омонимия, синонимия, полисемия в морфологии.

Грамматическая (морфологическая) категория. Классифицирующие (лексико-грамматические) и словоизменительные грамматические категории.

Особенности одноимённых (нейтральных) морфологических категорий разных частей речи.

Морфологическая парадигма как система форм одного слова. Типы морфологических парадигм.

Отражение морфологических форм и значений в словарях разного типа. Грамматические словари.

Учение о частях речи в русской грамматической науке. Взаимодействие частей речи. Переход слов из одной части речи в другую.


^ 4. Основные образовательные технологии

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, активные и интерактивные методы, морфологический анализ, морфемный анализ, словообразовательный анализ, лингвистический семинар-дискуссия, учебный интернет-фильм.


  1. ^ Требования к результатам освоения дисциплины

Выпускник магистратуры должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра:

– способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (OK–1);

– способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК–2);

– способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики её развития, системы методологических принципов и методических приёмов филологического исследования (ПК–1);

– способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК–2);

– способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК–4);

– владение навыками самостоятельного исследования системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК–5);

– владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК–6);

– владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике, подготовки и редактирования научных публикаций (ПК–7).


^ 6. Общая трудоёмкость дисциплины

2 зачетные единицы трудоёмкости (72 академических часа).


7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – экзамен.


8. Составитель

Васильченко Светлана Матвеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка ОГУ.


Аннотация

к рабочей программе «Проблемы исторической лексикологии»


^ 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Изучаемая дисциплина включена в дисциплины по выбору (М.2.В.1) профессионального цикла.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет) при изучении курсов «Старославянский язык», «Историческая грамматика русского языка», «История русского литературного языка», «Русская диалектология».


^ 2. Цель изучения дисциплины

Цель освоения учебной дисциплины «Проблемы исторической лексикологии» заключается в формировании системы теоретических знаний по проблемам исторической лексикологии и практических умений и навыков историко-лингвистического комментирования лексики письменных памятников разных исторических периодов, текстов различных стилей и жанров, в систематицации знаний о тенденциях и закономерностях становления и исторического развития лексической системы русского языка, в формировании устойчивых навыков анализа лексических единиц с точки зрения их происхождения и этимологии.


^ 3. Структура дисциплины

Сравнительно-исторический метод — основной метод исторической лексикологии. Факты живой речи. Диалекты современного руского языка. Факты русского языка в сравнении с аналогичными фактами других славянских языков, с фактами индоевропейских неславянских языков, с фактами неиндоевропейских языков. Проблемы периодизации истории русского языка. Восточнославянская этноязыковая общность. Литературный язык Древней Руси. Древнерусская лексическая система. Древнерусская лексика по ее происхождению. Истоки генетической корреляции русизмов и старославянизмов (церковнославянизмов) в русском языке. Пути проникновения старославянизмов в русский язык. Древнерусские диалекты по данным памятников письменности. Древнейшие диалектные лексические элементы в современном русском литературном языке и в говорах. Исторические изменения в лексико-фразеологических, словообразовательных и грамматических средствах русского языка. Расширение словарного состава русского языка, роль заимствований. Иноземные элементы в древнерусском литературном языке, их фонетические признаки. Архаические слова и формы в современном русском языке. Крылатые слова и выражения в произведениях словесности разных исторических эпох, их источники. Крылатые слова и выражения как источник исторической лексикологии. Историческая лексикология и современные процессы в области лексики. Историческая лексикография: исторические словари, этимологические словари.


^ 4. Основные образовательные технологии

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа (в том числе домашняя контрольная работа), активные и интерактивные методы: историко-лексикологический анализ текста с элементами этимологического анализа, лингвистический семинар-дискуссия, учебный интернет-фильм.


^ 5. Требования к результатам освоения дисциплины

    Выпускник магистратуры должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра:

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способность к самостоятельному обучению новым методам исследования (ОК-2);

способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

-способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

-владение навыками самостоятельного исследования системы языка в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

-владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

-владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике (ПК-7).


^ 6. Общая трудоемкость дисциплины

2 зачетные единицы (72 часа).

7. Форма контроля

Промежуточная аттестация — экзамен.

8. Составитель

Меркулова Людмила Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Орловского государственного университета.


Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Филология в системе современного гуманитарного знания»


^ 1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина входит в общенаучный цикл, федеральный компонент (М.1. Ф.1).

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в период обучения в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет).


^ 2. Цель изучения дисциплины

На основе понимания связей современной филологии и гуманитарных наук получение знаний о современной научной парадигме филологии и методологических принципах и методических приемах филологического исследования в целом и в избранной конкретной области филологии; овладение основами методологии научного познания при изучении различного вида текстов и коммуникаций, русской литературы, методами и приемами речевого воздействия в различных сферах коммуникации; формирование умений совершенствовать и развивать свой интеллектуальный уровень и адаптивные способности в изменяющихся условиях профессиональной деятельности.


^ 3. Структура дисциплины

В учебную программу филологических факультетов университетов входит курс «История лингвистических учений», в котором студенты знакомятся с историей мировой науки о языке, с различными лингвистическими методами, школами и направлениями. Курса, который бы системно и хронологически изучал становление и развитие интегративной филологической мысли человечества, не существует.

Структура данного курса позволяет магистру под руководством профессора подробно и системно изучить основные научные филологические источники, поэтому на самостоятельную работу отводится максимальное количество времени.


^ 4. Основные образовательные технологии

Лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся, активные и интерактивные методы: использование компьютерных технологий, лингвистический семинар-диалог, коллоквиум, контрольная работа, научная дискуссия.


^ 5. Требования к результатам освоения дисциплины

    Выпускник магистратуры должен обладать следующими компетенциями, дополнительными к компетенциям бакалавра:

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

способность к самостоятельному обучению новым методам исследования (ОК-2);

способность демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ПК-1);

способность демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ПК-2);

-способность к самостоятельному пополнению, критическому анализу и применению теоретических и практических знаний в сфере гуманитарных наук для собственных научных исследований (ПК-4);

-владение навыками самостоятельного исследования системы языка в синхроническом и диахроническом аспектах; изучения устной и письменной коммуникации с изложением аргументированных выводов (ПК-5);

-владение навыками квалифицированного анализа, комментирования, реферирования и обобщения результатов научных исследований с использованием современных методик и методологий, передового отечественного и зарубежного опыта (ПК-6);

-владение навыками участия в работе научных коллективов, проводящих исследования по широкой филологической проблематике (ПК-7).


^ 6. Общая трудоемкость дисциплины

6 зачетных единиц (216 академических часа).


7. Форма контроля

Промежуточная аттестация – зачет, экзамен.


8. Составитель

Гришанова Валентина Никитична, кандидат филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка ОГУ.


Аннотация к рабочей программе

дисциплины «Основы подготовки магистерской диссертации»


^ 1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы, в модульной структуре ООП

Дисциплина входит в общенаучный цикл, региональный компонент, дисциплины по выбору (М.1. В.1).

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в период обучения в высшем учебном заведении (бакалавриат или специалитет).

  1   2   3   4   5

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты