Домой

Программа дисциплины Для специальности №031001 «Филология», 030601 «Журналистика» Дневной формы обучения




Скачать 340.75 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Для специальности №031001 «Филология», 030601 «Журналистика» Дневной формы обучения
Дата23.12.2012
Размер340.75 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
История русской литературы ХХ века
Пояснительная записка
I. тематика лекционных занятий
Литературный процесс 1946-1953 годов
3. Творчество А. Ахматовой (1946-1966 годы)
Творчество Б.Л. Пастернака (1946-1960 годы)
Общественно-литературный процесс 1960-х годов
Феномен «лагерной прозы»
Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба»
Военная проза 1960–1980-х годов (В. Быков, Ю. Бондарев, К. Воробьев, В. Астафьев)
10. «Городская проза» Ю. Трифонова
12. Традиционалистская проза (Ф. Абрамов, В. Шукшин, В. Белов, В. Астафьев, В. Распутин)
14. Литература третьей волны эмиграции
15. Литературный процесс 1985-начала 2000-х годов
16. Постмодернизм в отечественной литературе
17. Постреализм в отечественной литературе
II. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (2-я часть)»
Литература Воробьева В. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» / В. Воробьева // Литература в школе. 1995. № 2.
Занятие 6. Отечественная драматургия 1960-1970-х годов. Драма А. Вампилова «Утиная охота»
Подобные работы:


Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»


ИCТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ В.

ЧАСТЬ 2.


Учебная программа дисциплины


Для специальности № 031001 «Филология», 030601 «Журналистика»

Дневной формы обучения


Красноярск 2009



Одобрено на заседании кафедры русской и зарубежной литературы.


Зав. кафедрой русской и зарубежной литературы

Н.В. Ковтун______________

«3» ноября 2009 г.

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «Филология» и «Журналистика»


Автор-составитель А.И. Разувалова


История русской литературы ХХ века (2-я часть): Рабочая программа дисциплины. Красноярск: CФУ, 2009.

Предназначена для специальностей № 031001 «Филология», 030601 «Журналистика» дневной формы обучения.


^ История русской литературы ХХ века

(2-я часть)

1945-2000-е годы


Курс 5-й


Семестр 9-й

Лекции – 48 часов.

Практические занятия – 36 часов.

Экзамен – 9-й семестр
^

Пояснительная записка


Курс «История русской литературы ХХ века (2-я часть)» является завершающей частью основной историко-литературной дисциплины, изучаемой филологами-русистами на протяжении практически всего их пребывания в университете.

Цель курса – изучение литературно-художественного процесса с 1945 года по 2000-е годы ХХ века – предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

  • осмысление специфики художественного мира, особенностей поэтики важнейших произведений ведущих представителей данного периода;

  • понимание ключевых идейно-художественных тенденций эпохи и их культурного, идеологического, социально-политического контекста;

  • овладение четкими представлениями об основных тематических направлениях и литературно-общественной борьбе данного периода.

В первом разделе программы (I) отражены основные вопросы курса, рассматриваемые в рамках лекционных занятий.

Во втором разделе (II) даны темы практических занятий по курсу с указанием необходимой студенту для подготовки учебной и научно-критической литературы.

В третьем разделе (III) приведен перечень художественных текстов, изучение которых предполагается в рамках данной дисциплины, указаны учебники, учебные пособия и научно-критическая литература. В четвертом разделе (IY) содержится список основных вопросов, выносимых на экзамен.


^

I. ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ




1. Общая характеристика литературного процесса 1945-2000-х годов

2 часа


Предмет и задачи курса «История русской литературы ХХ века (2-я часть)». Социально-историческая специфика изучаемого периода (ключевые исторические события и их воздействие на культуру 2-й половины ХХ века). Периодизация; основные идейные и эстетические тенденции в рамках каждого из периодов.



  1. ^ Литературный процесс 1946-1953 годов

2 часа


Литература зрелого соцреализма как эстетический феномен. Господство принципов нормативизма и лакировочное отношение к действительности; образы «положительных героев»; трафаретность сюжетных и стилевых решений; доминирование романа в жанровой системе соцреализма. Роман Л. Леонова «Русский лес» как произведение зрелого сталинизма.

Культурогенная роль критики в литературном процессе данного периода. Роль партийных директив: Постановление ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 года о журналах «Звезда» и «Ленинград» и его влияние на творческие судьбы А. Ахматовой и М. Зощенко.

Рассказ А. Платонова «Возвращение» как переосмысление советского героического мифа и симптом обращения литературы к постижению душевно-эмоционального мира личности. Место рассказа в художественной эволюции писателя. Ключевая роль образов-символов дома, дороги, сердца. Критика 1946-1947 годов о рассказе «Возвращение» (В. Ермилов, Л. Субоцкий, Е. Книпович).

Попытка осмыслить кризисные явления в лирической поэзии и отстоять право художника на самораскрытие в ходе «дискуссии о самовыражении» 1953 года (выступления О. Берггольц, К. Симонова, А. Межирова, В. Луговского и др.).


^ 3. Творчество А. Ахматовой (1946-1966 годы)

4 часа

Новое качество поэтической манеры А. Ахматовой: окрепшее чувство историзма, тяготение к эпике, стремление передать «бег времени» (В.М. Жирмунский). Жанровая палитра позднего творчества А. Ахматовой.

Темы и мотивы поэзии А. Ахматовой 1940-1960-х годов. Тема любви и особенности ее интерпретации в этот период («Чинкве», «Шиповник цветет»). Сюжетообразующая роль мотива невстречи. Образ лирической героини. Функции культурно-мифологических ассоциаций и реминисценций.

Циклы «Тайны ремесла», «Черепки»: ведущие мотивы и особенности поэтики.

«Северные элегии» как квинтэссенция творческой манеры поздней А. Ахматовой. Попытка осмыслить собственную судьбу в контексте общеисторических эпохальных сдвигов. Мотив памяти и его структурообразующая роль.

История создания «Поэмы без героя». А. Ахматова о поэме. Особенности сюжетно-композиционного строения. Решение темы «Поэт и Эпоха». Принцип зеркальности. Жанровое своеобразие поэмы (драматические и трагедийные элементы). Поэтика.



  1. ^ Творчество Б.Л. Пастернака (1946-1960 годы)

4 часа

Место лирики Б. Пастернака в контексте русской поэзии ХХ века.

Провозглашение нового этико-эстетического идеала («неслыханной простоты») и попытка его обретения в лирике конца 1940-1950-х годов («На ранних поездах») и в романе «Доктор Живаго».

Роман «Доктор Живаго». Творческая история: замысел, воплощение. Полемика вокруг романа. Жанровое своеобразие произведения. Религиозно-философское и социально-историческое содержание. Комплекс ведущих мотивов (мотивы дома и бездомья, творчества, избранничества, смерти и бессмертия и др.). Образ главного героя. Роль цикла «Стихи Юрия Андреевича Живаго» в раскрытии художественного замысла произведения: структура цикла, мотивы призвания и жертвы; характер трактовки евангельских мотивов; роль пейзажа.

Цикл «Когда разгуляется». Смысл заглавия. Обращение к «поэзии жизненной прозы» (А. Синявский), к быту. Мотив благодарения в цикле. Освобождение от усложненной метафоричности, конкретность образного рисунка. ­­



  1. ^ Общественно-литературный процесс 1960-х годов

4 часа

ХХ съезд партии и его влияние на общественную и культурную жизнь 1960-х годов. Смягчение цензуры, частичная ликвидация «белых пятен» в советской истории и литературе, атмосфера дискуссий и полемики, возникновение новых изданий.

Выдвижение в литературе 1960-х годов на первый план проблемы гуманизма. «Судьба человека» – главная тема литературы этого десятилетия. Поиск «формулы гуманизма» в поэзии и прозе тех лет. Влияние гуманистического поиска на решение проблемы героя и на характер конфликта в произведениях разной тематической направленности (историко-революционная, военная, лирическая, городская, деревенская проза). Связь жанрово-стилевых решений с проблемой гуманизма.

«Шестидесятничество» как социокультурный феномен и полемика о нем в современной критической мысли.

Деятельность А. Твардовского на посту главного редактора журнала «Новый мир». Место и роль «Нового мира» в общественно-литературной жизни тех лет. Своеобразие «новомировской» эстетики.

Попытка преодоления А.Т. Твардовским творческого кризиса в поэме «За далью – даль». Изменения в концепции поэмы под воздействием смерти Сталина и начавшегося процесса реабилитации.. История работы над «сталинской главой». Стремление к внутреннему освобождению и его реализация в поэме «По праву памяти». Образы отца и «отца народов», их концептуальная значимость.

Расцвет лирической поэзии, обусловленный событиями середины 1950-х годов. Карта поэзии тех лет и место на ней «шестидесятников» (Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского). Утопичность «шестидесятнического» миропонимания. Поиск нового («идеального») содержания отношений между «я» и «мы». Критицизм по отношению к недавнему прошлому, романтизация революции и гражданской войны, социальность и исповедальность, интимность и публицистичность. «Эстрадность» поэзии 1960-х годов. Полемика «шестидесятников» с представителями «тихой лирики».

Поэзия Е. Евтушенко. Отражение в ней противоречий становящейся личности. Ситуация нравственного самоопределения (Е. Сидоров) как ключевая в лирике поэта. Публицистическое и исповедальное начала в его творчестве. Роль сюжетных элементов.



  1. ^ Феномен «лагерной прозы»

4 часа

Первые попытки осмысления тоталитаризма в литературе конца 1950-1960-х годов. Документальность и исповедальность лагерной прозы. «Палач и жертва» как ее сквозная проблема. Значимость в ней «сюжета прозрения».

Начало «лагерной прозы» – «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. История написания и публикации. «Лагерь глазами мужика». Образ главного героя, тенденция к поэтизации «мужества непротивления» (Д.С. Лихачев). Поэтика повести.

Творчество А.И. Солженицына. Основные вехи жизненного и творческого пути писателя. Роль А.И.Солженицына в процессе демифологизации советской истории. «Опыт художественного исследования» истоков сталинизма в «Архипелаге ГУЛАГ». Специфика сюжетно-композиционной структуры. Образ автора-повествователя. Жанровая природа произведения. Поэтика.

Философия истории и взгляд на русскую революцию в эпопее «Красное колесо». Синтез реалистической и модернистской традиции. Своеобразие символики.

Круг основных проблем в публицистике А.И. Солженицына.

В. Шаламов о «новой прозе». Воплощение ее принципов в «Колымских рассказах». Лагерь как антимир. Сюжеты. Герои. Повествование в «Колымских рассказах» о «мучениках, не бывших, не умевших и не ставших героями». Роль иронии и парадокса.

Полемика В. Шаламова и А. Солженицына о роли лагерного опыта в жизни личности и общества.



  1. ^ Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба»

2 часа

История написания и публикации романа «Жизнь и судьба». Символика заглавия, структурообразующая роль образов–понятий «жизнь» и «судьба» в художественном мире романа. Следование толстовской эпической традиции в изображении «войны» и «мира». Новизна предложенной писателем концепции войны. Своеобразие гроссмановской философии истории, основанной на категориях «свобода» и «личность».

Динамика оценки В. Гроссманом Сталинградской битвы от романа «За правое дело» к роману «Жизнь и судьба». Художественные открытия писателя – типы «героев времени» (Греков, Гетманов, Штрум). Еврейская тема. Мотив семьи в романе. Специфика психологизма в прозе В. Гроссмана.



  1. ^ Военная проза 1960–1980-х годов (В. Быков, Ю. Бондарев, К. Воробьев, В. Астафьев)

4 часа

Писатели-фронтовики как литературное поколение. Новое в осмыслении ими войны: значимость произведений К. Симонова и В. Некрасова для преодоления идеологических и риторических моделей советской культуры, обращение «лейтенантской прозы» к «белым пятнам» военной истории, протест против пропагандистских стереотипов и внимание к «неканоническому подвигу», экзистенциальный аспект ситуации «человек на войне», усложнение образа врага («Горячий снег» и «Берег» Ю. Бондарева, «Убиты под Москвой» К. Воробьева). Трансформация конфликта: от противостояния «свой – чужой» к постижению внутренней нравственно-психологической конфликтности. Поэтика «военной прозы»: специфика хронотопа, роль деталей, лирических отступлений, вводных эпизодов и подтекста.

Проблема выбора в произведениях В. Быкова: особенности ее постановки и решения. Жанр военной повести в прозе писателя: характер конфликта, роль категорий «судьба» и «случай». Типология героев в повестях Быкова (идеалисты и прагматики), роль «микросюжетов», раскрывающих авторский замысел, притчеобразное начало.

Военная тема в прозе В. Астафьева. Специфика изображения войны в повести «Звездопад». Война как апокалипсис в «Пастухе и пастушке». Особенности сюжетно-композиционной структуры произведения. Многозначность заглавия и жанрового подзаголовка («современная пастораль»). Поэтика повести.

Новое в трактовке военной темы в прозе 1990-х гг. (В. Кондратьев, В. Астафьев, Г. Владимов, А. Солженицын). Военная проза В. Астафьева (роман «Прокляты и убиты», повести), полярность ее оценок в критике.


^ 10. «Городская проза» Ю. Трифонова

2 часа


Проза Ю. Трифонова в контексте отечественной литературы 1960-1980-х годов. Критика писателем основных «шестидесятнических» догматов (революционного сознания, «нетерпимости» как основы насильственного улучшения общества).

Творческая эволюция писателя: от «Студентов» к «Дому на набережной».

«Городские повести»: «быт» и «бытие», внутренние и внешние конфликты; позиция автора и его героев; особенности сюжетно-композиционной структуры повестей («жизнь сознания») и их языка (роль и специфика несобственно-прямой речи).

«Роман с историей» в прозе Ю. Трифонова. Взгляд на человека как на «многожильную нить, протянувшуюся сквозь время». Человек и история в повести «Дом на набережной». Глебов и «глебовщина». Место и роль мотива памяти в повести. Особенности субъектной организации повествования. Поэтика.


^ 12. Традиционалистская проза (Ф. Абрамов, В. Шукшин, В. Белов, В. Астафьев, В. Распутин)

10 часов


Хронологические границы явления; его литературоведческие дефиниции («деревенская проза», «экологическая проза», «традиционалистская проза», «почвенническая проза»).

Становление традиционалистской прозы, ее место в литературном процессе 1960-1980-х годов. Идеологические контексты прозы писателей-традиционалистов. Обретение утраченной идентичности – национальной, культурной – как философско-духовная доминанта традиционалистской прозы, деконструкция «советской» утопии, создание утопии патриархальной и ее последующая трактовка (апокалиптические мотивы в зрелом творчестве В. Астафьева и В. Распутина).

Динамика критических оценок традиционалистской прозы (от 1960-х к 1990-м годам).

Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» как квинтэссенция традиционалистской прозы. Образ главной героини. Мотив дома в рассказе, его символический потенциал.

Тетралогия Ф. Абрамова «Братья и сестры» как «деревенский эпос». Эволюция в осмыслении писателем взаимоотношений индивида и деревенского «мира». Семантика и функции мотива дома в тетралогии.

Проза В.Г. Распутина. Своеобразие творческой индивидуальности писателя. Жанровая палитра его прозы. Коллизия предательства как центральная в повестях писателя. Двуплановость художественного мира распутинской прозы, ее мифопоэтика. Сплав символического, притчевого, публицистического начал. Образы стариков и детей.

Творчество В.П. Астафьева. Своеобразие астафьевского автобиографизма. Проблема творческого метода В. Астафьева: взаимодействие элементов натурализма и сентиментализма. Становление творческой индивидуальности В. Астафьева в рассказах и повестях 1950-1960-х годов. Творческая история и жанр «Последнего поклона». Символика заглавия. Изменение концепции книги от 1-й к 3-й редакции. Специфика субъектной организации повествования. Образ народа. Своеобразие хронотопа в «Последнем поклоне» и «Оде русскому огороду». «Повествование в рассказах» «Царь-рыба». Особенности структуры, наличие «повествовательных скреп» (мотивы реки и тайги, авторское сознание). Темы браконьерства и экологии. Главы «Уха на Боганиде» и «Сон о белых горах», их место в сюжетно-композиционной структуре произведения. Сатира и дидактика в «Царь-рыбе».

В. Шукшин и его место в литературном процессе 1960-1970 годов. Типология героев, специфика женских образов. Жанр рассказа в творчестве Шукшина.


^ 14. Литература третьей волны эмиграции

4 часа

Третья волна эмиграции: причины, хронология, география и состав. Общественно-культурная жизнь эмиграции, своеобразие литературного процесса. Столкновение разных политических и эстетических платформ. Основные периодические издания; противоречивость отношения к традициям русской и советской культуры.

Основные идейно-эстетические направления в литературе третьей волны эмиграции (фантасты и юмористы; эстеты; моралисты; реалисты – по определению Дж. Глэда).

Проза С. Довлатова. Ситуации, герои, конфликты. Синтез русской и американской повествовательных традиций. «Театрализованный реализм» С. Довлатова (А. Арьев).

Поэзия И. Бродского. Ее философская основа; формирование комплекса основных ситуаций и мотивов под воздействием экзистенциалистских идей. Творческий контакт с русской, западноевропейской и американской поэтическими школами. Обоснование И. Бродским своего эстетического кредо в Нобелевской лекции. Поэтика И. Бродского: доминирование эпически-отстраненного взгляда на мир; слабость собственно лирической стихии; преобладание визуальных образов; роль и функции иронии; лексическая эклектика (смешение архаизмов и жаргонизмов); особенности интонации, метрики, ритмики. Влияние И. Бродского на отечественную поэзию 1980-1990-х годов.


^ 15. Литературный процесс 1985-начала 2000-х годов

2 часа


Процессы развития отечественной культуры и литературы в посттоталитарный период. Оживление литературной жизни после 1985 года под воздействием идей «перестройки» и «гласности». Поляризация идеологических и эстетических позиций в литературной жизни. Переоценка исторического прошлого, критический анализ современного духовного и социального состояния общества в публицистике В. Распутина, В. Астафьева, С. Залыгина, Е. Евтушенко и др. «Просветительская» функция антисталинской литературы (А. Рыбаков, А. Бек, В. Гроссман, В. Дудинцев и др.). Воздействие на современную культурную ситуацию «возвращенной литературы». Терминологическая «пестрота» в определении новых явлений в литературной жизни («новая волна», ироническая проза, андеграунд и т.п.). Споры о литературе «новой волны» и «сценарии» будущего литературного развития в критике (С. Чупринин, Д. Урнов, В. Ерофеев, М. Липовецкий).

Проблема перераспределения культурных полей в 1990-2000-е гг. «Постсоветское» и выход за его пределы в литературе данного периода. Кризис литературоцентризма и его последствия (перестройка системы «автор» - «читатель» - «критик», изменение культурного статуса чтения и способов продвижения книги на рынок, роль PR-стратегий, литературные премии и их функции в современных условиях).

Развитие массовой литературы в 1990-2000-е гг.


^ 16. Постмодернизм в отечественной литературе

4 часа


Генезис постмодернизма в отечественной литературе второй половины ХХ в. «Латентный постмодернизм» в произведениях А. Битова («Пушкинский дом»), В. Ерофеева («Москва – Петушки»), С. Соколова («Школа для дураков»). Специфика отечественного постмодернизма (высокая степень политизации, игра с кодами русской классической литературы и социалистического реализма).

Художественная идеология соц-арта/концептуализма в отечественной литературе 1970-1980-х годов. Особенности формирования (влияние живописи), перформативность, роль авторской маски, рефлексия невозможности личностного высказывания (Д.А. Пригов, Т. Кибиров).

Эстетика необарокко, типологические характеристики явления (проза Т. Толстой).

Дискуссии о постмодернизме в современной критике и литературоведении (1990-2000-е гг.), полярность оценок этого явления.

Постпостмодернизм и пост-соц в прозе 2000-х гг.


^ 17. Постреализм в отечественной литературе

2 часа


«Инволюция» постмодернизма и развитие новых творческих стратегий в литературе конца 1990-2000-х гг. «Гипотеза о постреализме» (М. Липовецкий). Типологические характеристики постреализма.

Творчество В. Маканина: от социологического к экзистенциальному, от «критического» реализма к игре концептами, притчеобразности и условности. «Барак» как образ мира. Внимание Маканина к «срединному человеку» и взаимоотношениям индивида и «роя». Попытка осмысления «перестроечного» и «постпрестроечного» периодов в метафорике повести «Лаз» и романе «Андеграунд, или Герой нашего времени».

Проза Л. Петрушевской. Жанр рассказа в творчестве писательницы. Особенности художественной манеры: соединение бытописательства и метафизичности, типического и архетипического. «Магнитофонный реализм» Л. Петрушевской. Проблематика и поэтика повестей «Свой круг» и «Время – ночь».


^ II. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (2-я часть)»


Занятие 1.

Авторская песня. Феномен В. Высоцкого

2 часа



  1. Авторская песня как «новый духовно-практический тип выявления личности» (Л. Аннинский). Эстетические истоки явления. Его литературное и общественное значение.

  2. Место творчества В. Высоцкого в контексте авторской песни 1960-1980-х годов. Песенная лирика В. Высоцкого как реакция на социально-культурные процессы эпохи «застоя».

  3. Круг тем и мотивов песенной лирики В. Высоцкого, их эволюция от 1960-х к 1980-м годам. Концептуальная значимость мотивов борьбы и границы.

  4. Автор и его герои. Значение и функции ролевого элемента. Своеобразие воплощения сатирического и иронического начал. Элементы пародии и травестирование «высоких» тем и ситуаций, взаимодействие с «низовой» культурой.

  5. В. Высоцкий как знаковая фигура в советской культуре 1970-1980-х годов.



Литература



  1. Аннинский Л. Барды. Иркутск, 2005.

  2. Аннинский Л.А. Шепот и крик / Л.А. Аннинский // Музыкальная жизнь. 1988. № 12.

  3. Богомолов Н. Бардовская песня глазами литературоведа.// Богомолов Н. От Пушкина до Кибирова. Статьи о русской поэзии. М., 2004. С. 347-423.

  4. Бройтман С.Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М., 2008. С. 369-389.

  5. В. Высоцкий в контексте русской культуры. М., 1990.

  6. В. Высоцкий. Человек. Поэт. Актер. М., 1989.

  7. Долгополов Л. Стих – Песня – Судьба / Л. Долгополов // В. Высоцкий: исследования и материалы. Воронеж, 1990.

  8. Канчуков Е. О раннем творчестве В. Высоцкого / Е. Канчуков // Литературное обозрение. 1990. № 7.

  9. Мир В. Высоцкого: исследования и материалы. М., 1998. Вып. 2.

  10. Обсуждаем наследие В. Высоцкого // Вопросы литературы. 1987. № 4.

  11. Рудницкий К.Л. Песни Б. Окуджавы и В. Высоцкого / К.Л. Рудницкий // Рудницкий К.Л. Театральные сюжеты. М., 1990.

  12. Скобелев А.В. Концепция человека и мира (этика и эстетика В. Высоцкого) / А.В. Скобелев, С.М. Шаулов // В. Высоцкий: исследования и материалы. Воронеж, 1990.



Занятие 2.

Проблематика и поэтика прозы Ю. Казакова

2 часа

  1. Место прозы Ю. Казакова в контексте литературы 1960-начала 1980-х годов.

  2. Становление творческой индивидуальности писателя: от первых литературных опытов («Ночь», «На полустанке») через творческое усвоение традиций русской классики XIX века к обретению собственной художественной манеры.

  3. Темы и мотивы прозы Ю. Казакова 1960-1970-х годов. Стремление писателя исследовать глубинные основы человеческого бытия и души. Характер казаковского психологизма («Странник», «Некрасивая», «Трали-вали», «Нестор и Кир»).

  4. Своеобразие трактовки писателем темы любви («Голубое и зеленое», «Адам и Ева», «Двое в декабре», «Осень в дубовых лесах»).

  5. Лиризм и исповедальность творческой манеры писателя. Роль подтекста. Функции пейзажа.

  6. Рассказ «Во сне ты горько плакал» как квинтэссенция творческой манеры Ю. Казакова.



Литература



  1. Аннинский Л.А. Казаковский зов / Л.А. Аннинский // Согласие. 1993. № 5.

  2. Горышин Г. В начале было слово… Ю. Казаков / Г. Горышин // Горышин Г. Жребий. Л., 1985.

  3. Кузьмичев И. Ю. Казаков / И. Кузьмичев. Л., 1986.

  4. Садыков Х. «Плачу и рыдаю…»: Заметки о творчестве Ю. Казакова /

Х. Садыков // Простор. 1994. № 6.

Примечание: рассказ «Нестор и Кир» читать в последней редакции – в журнале «Новый мир» (1990. № 7).


Занятие 3.

Роман Ю.О. Домбровского «Факультет ненужных вещей»

2 часа



  1. Время и обстоятельства создания алма-атинской дилогии Ю. Домбровского. Романы «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей» в контексте прозы антисталинской направленности.

  2. «Космологический взгляд» (С. и В. Пискуновы) писателя на события 1930-х годов. Осмысление Ю. Домбровским проблем «палач и жертва», «свобода и рабство».

  3. Зыбин как источник нравственного сопротивления режиму. Система персонажей-«двойников» в романе. Роль женских образов.

  4. Культурно-мифологический пласт романа. Трансформация писателем евангельского сюжета, его роль в сюжетно-композиционной структуре произведения. Мотив «второго предателя».

  5. Особенности художественной манеры Ю. Домбровского: синтез романтической, рационалистической и реалистической традиций; символико-аллегорический ряд в романе; элементы поэтики условного (прием сна); роль эпиграфов.


Литература




  1. Красикова Е.В. Крабий монарх и его империя: о символах в романе Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» / Е. Красикова // Русская речь. 1999. № 6.

  2. Пискунова С. Эстетика свободы / С. Пискунова, В. Пискунов // Звезда. 1992. № 1.

  3. Семенова С. «Всю ночь читал я Твой завет…» Образ Христа в современном романе / С. Семенова // Новый мир. 1989. № 11.

  4. Сотникова Т. О Ю. Домбровском / Т. Сотникова // Вопросы литературы. 1996. № 5.

  5. Штокман И. Уроки биографии Ю. Домбровского / И. Штокман // Вопросы литературы. 1989. № 3.



Занятие 4.

Военные повести К. Воробьева

2 часа

  1. Основные этапы творческой биографии К. Воробьева. Роль военного опыта в становлении художественной индивидуальности писателя.

  2. Освоение писателем в военной прозе табуированных советской идеологией тем. Усложнение нравственно-философской проблематики. Специфика художественного конфликта (наличие трагедийного элемента).

  3. Автобиографический герой военных повестей К. Воробьева. Его характер и внутренняя эволюция («Убиты под Москвой»).

  4. Тема «любовь и война» и особенности ее интерпретации в повести «Крик».

  5. Своеобразие творческой манеры К. Воробьева: сплав документальной точности, предельной достоверности в изображении войны с лирико-исповедальным началом; глубина психологического анализа; подтекст; функции натуралистических деталей; реалистическая символика.
^

Литература



  1. Воробьева В. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» / В. Воробьева // Литература в школе. 1995. № 2.


  2. Воробьева В. Неистовая раскаленность слова: воспоминания о

К. Воробьеве / В. Воробьева // Русская речь. 1987. № 6.

  1. Журавлев С. Выстраданное слово. Военная проза К. Воробьева / С. Журавлев // Литературная учеба. 1984. № 4.

  2. Лавлинский Л. Биография подвига (о книгах К. Воробьева) / Л. Лавлинский // Литература и современность. М., 1981. Вып. 18.

  3. Слабковская Е. Поэтика военных повестей К. Воробьева / Е. Слабковская. Иркутск, 1988.

  4. Томашевский Ю. Право на возвращение / Ю. Томашевский // Томашевский Ю. Вчера и сегодня. М., 1986.

  5. Чалмаев В. «Слово, не сорвись на стон»: К. Воробьев. У истоков народной войны / В. Чалмаев // Литература в школе. 1998. № 4.



Занятие 5.

Рассказы В. Шукшина

2 часа

  1. Творчество В. Шукшина и традиционалистская («деревенская») проза. Своеобразие творческой манеры В. Шукшина: драматургичность поэтики его рассказов, роль иронии, взаимодействие комического, трагического и сатирического начал.

  2. Проблема народа (крестьянства) как центральная в прозе и кинодраматургии писателя.

  3. «Город» и «деревня» как особые культурные пространства в прозе Шукшина. «Сельские жители» и варианты их судеб в ситуации перехода от традиционного общества в общество модернизированное.

  4. Типология шукшинских героев: чудик, демагог, непутевый, «крепкий мужик». Проблематика, ситуации и конфликты. Специфика шукшинского психологизма.

  5. Преобразование жанрово-стилевых форм («рассказ-судьба», «рассказ-характер», «рассказ-исповедь» – по авторской терминологии) в шукшинской прозе. Герои В. Шукшина. «Чудики» и «чудовища» (другие возможные варианты типологии героев).



Литература

  1. Апухтина В.А. Проза В. Шукшина / В.А. Апухтина. М., 1986.

  2. Горн В.Ф. Характеры В. Шукшина / В.Ф. Горн. Барнаул, 1981.

  3. Коробов В.И. В. Шукшин / В.И. Коробов. М., 1988.

  4. Творчество В. Шукшина в современном мире. Барнаул, 1999.
^
Занятие 6.

Отечественная драматургия 1960-1970-х годов.
Драма А. Вампилова «Утиная охота»

2 часа

  1. Ведущие идейно-эстетические тенденции в драматургии 1960-1970-х годов. Выдвижение на первый план социально-психологической драмы (А. Арбузов, В. Розов, А. Володин). Преодоление штампов, обновление художественного языка. Жанр производственной и исторической драмы (М. Шатров, И. Дворецкий, А. Гельман, Э. Радзинский).

  2. Театр А. Вампилова как высшее достижение социально-психологической драматургии. Философичность мысли, острота социальной и нравственной проблематики. Специфика творческих контактов с классической традицией.Поэтика вампиловских драм: сплав реалистически-бытового и символического; роль ретроспекций, подтекста; характер ремарок; значение музыкального фона. Синтетичность жанровой природы пьес А. Вампилова (тенденция к сопряжению водевиля, мелодрамы, комедии и «высокой» драмы).

  3. «Утиная охота» как вершина драматургии А. Вампилова. Природа конфликта. Концептуальная значимость мотивов игры и «утиной охоты», «несостоявшейся» и «другой» жизни.. Их роль в раскрытии авторского замысла.

  4. Образ Зилова в ряду вампиловских героев (Колесов – Бусыгин – Зилов – Шаманов). Зилов в системе персонажей пьесы.

  5. Поэтика пьесы: роль трагифарсового начала, синтез бытового и символического, роль ремарок и музыкального фона.


Литература




  1. Бугров Б. Русская советская драматургия / Б.С. Бугров. М., 1981.

  2. Гушанская Е. Александр Вампилов: очерк творчества / Е. Гушанская. Л., 1990.

  3. Зборовец И. Дом для человека: многомерное слово А. Вампилова / И. Зборовец // Литературная учеба. 1984. № 1.

  4. Киселев Н. Комическое и трагическое в драматургии А. Вампилова / Н. Киселев // Художественное творчество и литературный процес. Томск, 1988. Вып. 9.

  5. Смелков Ю. Театр А. Вампилова / Ю. Смелков // Литературное обозрение. 1975. № 3.

  6. Стрельцова Е. Плен утиной охоты / Е. Стрельцова. Иркутск, 1998.

  7. Сушков Б.Ф. А. Вампилов / Б.Ф. Сушков. М., 1989.

  8. Тендитник Н. С. А. Вампилов / Н.С. Тендитник. Иркутск, 1979.

  9. Цымбалистенко Н. Символы-лейтмотивы драматургии Горького и Вампилова / Н. Цымбалистенко // Революция. Жизнь. Писатель. Воронеж, 1980.



Занятие 7.

Военная проза В.П. Астафьева 1990-х гг.

(«Так хочется жить», «Обертон», «Веселый солдат»)

2 часа

  1. Тема войны в творческом наследии В. П. Астафьева. Характер ее трактовки в «Звездопаде» и «Пастухе и пастушке».

  2. В. Астафьев о необходимости деконструкции советского мифа о войне. Замысел писателя создать книгу о «быте войны» и попытка его воплощения в прозе 1990-х годов.

  3. Повести «Так хочется жить», «Обертон», «Веселый солдат» как трилогия. Сквозные темы и образы. Образ «веселого солдата» в повестях В. Астафьева. Осмысление писателем судьбы фронтового поколения в контексте послевоенной российской истории.

  4. Рассказ «Пролетный гусь» - итог астафьевских размышлений о войне. Символика заглавия. Изображение В. Астафьевым «судьбы человека». Мотив сиротства в рассказе.


Литература


  1. Басинский П. …И его армия / П. Басинский // Новый мир. 1996. № 1.

  2. Басинский П. Где твоя любимая, товарищ? / П. Басинский // Литературная газета. 1996. 25 сент.

  3. Басинский П. Виктор и Петрович / П. Басинский // Литературная газета. 1998. № 26.

  4. Данилкин Л. Лицо русской литературы минувшего года в свете «Букера-96» / Л. Данилкин // Книжное обозрение. 1996. № 49.

  5. Евсеев Б. Смех слышим – слезы на глазах / Б. Евсеев // Книжное обозрение. 1999. № 49.

  6. Немзер А. Томительная ночи повесть / А. Немзер // Сегодня. 1995. 7 мая.

  7. Щеглова Е. Два бойца – две правды / Е. Щеглова // Нева. 1996. № 1.

  8. Фокин П. «И с отвращением читая жизнь мою» / П. Фокин // Знамя. 1998. № 10.



Занятие 8.

Роман Т. Толстой «Кысь»

2 часа

  1. Время создания романа «Кысь». Место произведения в современном литературном процессе. Своеобразие жанровой структуры.

  2. Проблематика романа. Концепты «природы» и «культуры», их роль в историософской концепции произведения. Деконструкция мифа о Книге в романе.

  3. Система персонажей произведения. «Прежние» и «перерожденцы», правители Федор-Кузмичска и народ.

  4. Образ главного героя, его эволюция. Бенедикт и книга.

  5. Поэтика романа: интертекстуальное начало, пародия, цитата, стилизация и т.п.


Литература


  1. Беньяш Е. Дунин сарафан / Е. Беньяш // Дружба народов. 2001. № 2.

  2. Давыдова Т. Роман Т. Толстой «Кысь»: проблемы, образы героев, жанр, повествование / Т. Давыдова // Русская словесность. 2002. № 6.

  3. Иванова Н. И птицу паулин изрубить на каклеты / Н. Иванова // Знамя. 2001. № 3.

  4. Латынина А. «А вот вам ваш духовный ренессанс» / А. Латынина // Литературная газета. 2000. № 47.

  5. Липовецкий М. Паралогии. Трансформации (пост)модернистского дискурса в русской культуре 1920-2000-х годов. М., 2008. С. 380-406.

  6. Пронина А. Наследство цивилизации. О романе Т. Толстой “Кысь” / А. Пронина // Русская словесность. 2002. № 6.

  7. Славникова О. Пушкин с маленькой буквы / О. Славникова // Новый мир. 2001. № 3.

  8. Шафранская Э. Роман Т. Толстой “Кысь” глазами учителя и ученика / Э. Шафранская // Русская словесность. 2002. № 1.



III. СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕК (2-я часть)»



  1. Платонов А. Возвращение (Семья Иванова).

  2. Ахматова А. Лирика. Северные элегии. Поэма без героя.

  3. Пастернак Б. Лирика. Доктор Живаго.

  4. Гроссман В. Жизнь и судьба.

  5. Твардовский А. За далью – даль. По праву памяти. Лирика 1950-1960-х годов.

  6. Шолохов М. Судьба человека.

  7. Солженицын А. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Случай на станции Кочетовка. Архипелаг ГУЛАГ (1 и 4 книги). Жить не по лжи. Нобелевская лекция. Образованщина.

  8. Шаламов В. Колымские рассказы.

  9. Домбровский Ю. Факультет ненужных вещей.

  10. Трифонов Ю. Обмен. Предварительные итоги. Долгое прощание. Другая жизнь. Дом на набережной.

  11. Казаков Ю. Рассказы.

  12. Евтушенко Е. Лирика. Поэмы.

  13. Вознесенский А. Лирика. Поэмы.

  14. Окуджава Б. Песенная лирика.

  15. Высоцкий В. Песенная лирика.

  16. Вампилов А. Прощание в июне. Старший сын. Утиная охота. Прошлым летом в Чулимске. Провинциальные анекдоты.

  17. Воробьев К. Убиты под Москвой. Крик.

  18. Бондарев Ю. Тишина. Берег.

  19. Быков В. Круглянский мост. Сотников. Обелиск. Знак беды.

  20. Абрамов Ф. Тетралогия «Братья и сестры» (один роман по выбору).

  21. Белов В. Привычное дело. Плотницкие рассказы.

  22. Шукшин В. Рассказы. Калина красная.

  23. Распутин В. Деньги для Марии. Последний срок. Живи и помни. Прощание с Матерой. Пожар.

  24. Астафьев В. Последний поклон. Пастух и пастушка. Ода русскому огороду. Царь-рыба. Затеси. Веселый солдат (либо другие «военные» повести 90-х гг. по выбору). Пролетный гусь.

  25. Бродский И. Лирика. Нобелевская лекция.

  26. Довлатов С. Рассказы.

  27. Маканин В. Андеграунд, или Герой нашего времени. Повести (2-3 по выбору).

  28. Петрушевская Л. Рассказы.

  29. Ерофеев Вен. Москва – Петушки.

  30. Толстая Т. Кысь.

  31. Поэзия соц-арта (Т. Кибиров, Д. Пригов, Л. Рубинштейн).

  32. Проза отечественного постмодернизма (В. Сорокин, В. Ерофеев, Е. Попов, В. Пелевин, Н. Садур и др.)



УЧЕБНАЯ И НАУЧНО-КРИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (2-я часть)»


***

  1. История русской литературы ХХ века (20-90-е годы): основные имена: Учеб. пособие для филол. фак-тов ун-тов / Под ред. С. И. Кормилова. М., 1998.

  2. Лейдерман Н. Современная русская литература: В 3 кн. / Н. Лейдерман, М. Липовецкий. М., 2000.


***

  1. Альфонсов В.Н. Поэзия Б. Пастернака / В.Н. Альфонсов. Л., 1991.

  2. Апухтина В.А. Проза В. Шукшина / В.А. Апухтина. М., 1986.

  3. Архангельский А. Малая проза А. Солженицына / А. Архангельский // Литературное обозрение. 1990. № 9.

  4. А. Ахматова и русская культура начала ХХ в. М., 1989.

  5. Бальбуров Э.А. Поэтика лирической прозы / Э.А. Бальбуров. Новосибирск, 1985.

  6. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы / Г. А. Белая. М., 1981.

  7. Большакова А.Ю. Деревня как архетип: от Пушкина до Солженицына / А.Ю. Большакова. М., 1998.

  8. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска: художественные поиски современной советской прозы / А.Г. Бочаров. М., 1982.

  9. Бочаров А. Г. Человек и война / А.Г. Бочаров. М., 1978.

  10. И. Бродский: творчество, личность, судьба. СПб., 1998.

  11. Бугров Б.С. Герой принимает решение. Движение драмы от 50-х годов / Б.С. Бугров. М., 1987.

  12. Волкова Е.В. Шаламов: поединок слова с абсурдом / Е. Волкова // Вопросы литературы.1997. № 6.

  13. Гаспаров Б.М. Временной контрапункт как формообразующий принцип романа «Доктор Живаго» // Дружба народов. 1990. № 3. С. 223-242.

  14. Глэд Д. Беседы в изгнании / Д. Глэд. М., 1991.

  15. Гордин Я.А. Величие замысла. Заметки об Иосифе Бродском // Гордин Я.А. В сторону Стикса. Большой некролог. М., 2005. С. 9-78.

  16. Громова М. Русская современная драматургия / М. Громова. М., 1996.

  17. Дедков И.А. Василь Быков. Очерк творчества / И.А. Дедков. М., 1980.

  18. «Доктор Живаго» с разных точек зрения. М. 1991.

  19. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. – М., 1998.

  20. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

  21. Иосиф Бродский: Творчество, личность, судьба. СПб., 1998.

  22. Исупов К.Г. «Доктор Живаго» как риторическая эпопея (об эстетической философии Б.Л. Пастернака) // Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992.

  23. «Жизнь и судьба» с разных точек зрения. М., 1989.

  24. Жирмунский В.М. Творчество А. Ахматовой / В.М. Жирмунский. Л., 1973.

  25. Зайцев В.А. Советская поэзия: 1960-1970 годов / В.А. Зайцев. М., 1984.

  26. Зайцев В.А. Современная русская советская поэзия (1970-начало 1980-х годов) / В.А. Зайцев. М., 1986.

  27. Зайцев В.А. Традиция и эксперимент: о путях русской поэзии на рубеже ХХ-ХХI веков / В.А. Зайцев // Филологические науки. 2001. № 2.

  28. Золотусский И. Федор Абрамов. Личность. Книги. Судьба / И. Золотусский. М., 1986.

  29. Иванова Н.Б. Проза Ю. Трифонова / Н.Б. Иванова. М., 1984.

  30. Ковтун Н.В. Утопия в прозе второй половины ХХ века. Томск, 2005.

  31. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе / В.В. Кожинов. М., 1982.

  32. Коробов В.И. В. Шукшин / В.И. Коробов. М., 1989.

  33. Крупчанов А. Возвращенные поэмы (Ахматова, Твардовский, Исаковский) / А. Крупчанов // Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1990. № 4.

  34. Кукулин И. Регулирование боли (Предварительные заметки о трансформации травматического опыта Великой Отечественной /Второй мировой войны в русской литературе 1940-1970-х годов) / И. Кукулин // Память о войне 60 лет спустя. Россия, Германия, Европа. М., 2005.

  35. Курбатов В.Я. Миг и вечность: размышления о творчестве В. Астафьева / В.Я. Курбатов. Красноярск, 1983.

  36. Левина М. Апофеоз беспочвенности / М. Левина // Вопросы литературы. 1991. Вып. 5.

  37. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Екатеринбург, 1997.

  38. Липовецкий М. Паралогии. Трансформации (пост)модернистского дискурса в культуре 1920-2000-х годов. М., 2008.

  39. Лотман М.Ю., Лотман Ю.М. Между вещью и пустотой: Из наблюдений над поэтикой сборника Иосифа Бродского «Урания» // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб., 1996.

  40. Македонов А. Н. Заболоцкий: жизнь, творчество, метаморфозы / А.В. Македонов. М., 1986.

  41. Михайлов А.А. Андрей Вознесенский / А.А. Михайлов. М., 1970.

  42. Найман А.Г. Рассказы об Ахматовой / А.Г. Найман. М., 1999.

  43. Немзер А. Литература сегодня. О русской прозе. 90-е годы / А. Немзер. М., 1998.

  44. Нива Ж. А. Солженицын / Ж. Нива. М., 1992.

  45. Павловский А. Анна Ахматова / А.И. Павловский. М., 1991.

  46. Партэ К. Деревенская проза: «Светлое прошлое». Томск, 2007.

  47. Партэ К. Опасные тексты России. Политика между строк. СПб., 2007.

  48. Ранчин А.М. «Архипелаг ГУЛаг» как художественный текст // Известия РАН. Серия литературы и языка. 1999. Т. 58. № 5-6. С. 26-33.

  49. Русская советская поэзия: Традиции и новаторство. 1946-1975. М., 1986.

  50. Селезнев Ю. Василий Белов. Раздумья о творческой судьбе писателя / Ю. Селезнев. М., 1983.

  51. Семенова С. В. Распутин / С. Семенова. М., 1987.

  52. Сидоров Е. Евгений Евтушенко / Е. Сидоров. М., 1986.

  53. Синявский А. Поэзия Пастернака: Вступ. статья / А. Синявский // Пастернак Б. Стихотворения. Л., 1965.

  54. Скоропанова И. Русская постмодернистская литература / И. Скоропанова. М., 1999.

  55. Спиваковский П. Феномен А. Солженицына: новый взгляд / П. Спиваковский. М., 1999.

  56. Солженицын А. Бодался теленок с дубом / А.И. Солженицын. М., 1991

  57. Сурганов В. Человек на земле / В. Сурганов. М., 1981.

  58. Сухих И.Н. Сказание о Тритоне (1958-1968 г. «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына) // Сухих И.Н. Двадцать книг ХХ века. СПб., 2004.

  59. Сухих И.Н. Жизнь после Колымы (1954-1973 гг. «Колымские рассказы» В. Шаламова) // Сухих И.Н. Двадцать книг ХХ века. СПб., 2004.

  60. Сухих И. Живаго Жизнь: стихи и стихии // Пастернак Б. Доктор Живаго. СПб., 2004. С. 5-46.

  61. Сухих И. Сергей Довлатов. Время, место, судьба / И. Сухих. СПб., 2006.

  62. Темпест Р. Геометрия ада: поэтика пространства и времени в повести «Один день Ивана Денисовича» / Р. Темпест // Звезда. 1998. № 12.

  63. Тендитник Н.С. А. Вампилов / Н.С. Тендитник. Иркутск, 1979.

  64. Тендитник Н.С. В. Распутин / Н.С. Тендитник. Иркутск, 1987.

  65. Тюрин Ю. Кинематограф В. Шукшина / Ю. Тюрин. М., 1984.

  66. Урбан А. Возвышение человека / А. Урбан. М., 1968.

  67. Харрис Дж.Г. «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына и «литература достоверности» // Русская литература XX века. Исследования американских учёных. СПб., 1993.

  68. Чалмаев В. Уроки «деревенской прозы» / В. Чалмаев // История советской литературы: новый взгляд. М., 1990. Ч. II.

  69. Чуковская Л.К. Записки об Ахматовой / Л.К. Чуковская. М., 1996.

  70. Чупринин С. Другая проза. – Д. Урнов. Плохая проза / С. Чупринин. Д. Урнов // Литературная газета. 1989. 8 февр.

  71. Шитов А. Ю. Трифонов. Хроника жизни и творчества. 1925-1981 / А. Шитов. Екатеринбург, 1997.

  72. Шкловский Е. Варлам Шаламов / Е. Шкловский. М., 1991.

  73. Штокман И. Жизнь на миру / И. Штокман. М., 1996.

  74. Эпштейн М. Постмодернизм в России / М. Эпштейн. М., 2000.

  75. Яновский Н.Н. Виктор Астафьев: Очерк творчества / Н.Н. Яновский. М., 1982.



IY. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ КУРСА «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (2-я часть)»


  1. Структура и периодизация курса «История отечественной литературы ХХ века (2-я половина)».

  2. Своеобразие художественного мышления поздней А. Ахматовой (историзм, мифологизм, философичность, контакты с символистской поэтикой). Основные темы и мотивы ахматовской лирики (1946-1966 гг.).

  3. «Поэма без героя» А. Ахматовой: творческая история произведения, тема «Поэт и Время», смыслообразующая роль приема «зеркальности», поэтика.

  4. Творческая история романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»: замысел, воплощение, обстоятельства, связанные с публикацией. Полемика вокруг романа. Религиозно-философское и социально-историческое содержание.

  5. Комплекс основных мотивов романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Структура образа главного героя.

  6. Роль цикла «Стихи Юрия Андреевича Живаго» в раскрытии художественного замысла романа Б. Пастернака, характер трактовки евангельских мотивов.

  7. Осмысление природы тоталитаризма и сформированного им сознания в «лагерной прозе». «Палач и жертва» как ее сквозная проблема. Поэтика «лагерной прозы»: документальность, исповедальность, сплав социального критицизма и метафизики, «очерковости» и символизации. Полемика В. Шаламова и А. Солженицына о роли лагерного опыта в жизни личности.

  8. «Колымские рассказы» В. Шаламова: проблематика, конфликты, герои, поэтика.

  9. Начало «лагерной прозы» – «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына. История написания и публикации. «Лагерь глазами мужика». Образ главного героя, тенденция к поэтизации «мужества непротивления» (Д.С. Лихачев). Поэтика повести.

  10. «Опыт художественного исследования» истоков сталинизма в «Архипелаге ГУЛАГ» А. Солженицына. Специфика сюжетно-композиционной структуры. Образ автора-повествователя. Жанровая природа произведения.

  11. Круг проблем в публицистике А. Солженицына и своеобразие подхода писателя к их решению.

  12. Общая характеристика общественно–литературной ситуации 1960-х годов (либерализация общественной и культурной жизни, ослабление цензурных ограничений, дискуссии как важный фактор литературного процесса, формирование основных тематических направлений). Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» - знаковое произведение «оттепели».

  13. Деятельность А.Т.Твардовского на посту главного редактора журнала «Новый мир». Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти» в творческой эволюции А. Твардовского.

  14. «Шестидесятничество» как социокультурное явление и квинтэссенция «оттепели». Художественная идеология «шестидесятнической поэзии» (А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский). Анализ творчества одного из поэтов.

  15. Феномен «авторской песни» в культурном контексте 1960-х годов. Художественный мир Б. Окуджавы (или В. Высоцкого).

  16. Театр А. Вампилова как высшее достижение социально-психологической драматургии. Проблематика и поэтика вампиловских пьес, их жанровое своеобразие.

  17. «Утиная охота» А. Вампилова в контексте размышлений о «герое времени». Образ Зилова. Критическая полемика о герое Вампилова.

  18. Военная проза (конфликт, герой, поэтика) и ее демифологизирующая роль в осмыслении событий Отечественной войны 1941-1945 гг. (на материале повестей К. Воробьева или Ю. Бондарева).

  19. Трактовка темы «человек на войне» в повестях В. Быкова. Осмысление писателем «неканонического подвига». Поэтика (анализ 2 повестей).

  20. Творческая эволюция Ю. Трифонова: от «Студентов» к «Дому на набережной».

  21. «Городские повести» Ю. Трифонова: анализ художником природы сознания современного человека, концепты «быт» и «бытие», поэтика (на материале 3-4 повестей).

  22. Жизнь и судьба в романе В. Гроссмана. Специфика сюжетно-композиционной структуры романа.

  23. Традиционалистская проза второй половины XX века: идеология, философия, поэтика (В. Шукшин, В. Белов, В. Распутин, В. Астафьев). Двуплановость художественного мира традиционалистской прозы, ее мифопоэтика. Сплав символического, притчевого, публицистического начал. Динамика критических оценок традиционалистской прозы (от 1960-х к 1990-м годам).

  24. В. Шукшин и его место в литературном процессе 1960-1970 годов. Типология героев, специфика женских образов. Жанр рассказа в творчестве Шукшина.

  25. Нравственно-психологическая и социальная проблематика прозы В. Распутина. Герои, конфликты, поэтика (на материале 3-4 повестей).

  26. Проза В. Астафьева: проблематика, конфликты, герой.

  27. «Последний поклон»: структура сюжета, образы героя и автора-повествователя.

  28. «Царь-рыба» В.П. Астафьева: проблема жанровой структуры произведения, мифопоэтика образа Сибири, система персонажей.

  29. Тема войны в творчестве В. Астафьева («Пастух и пастушка», повести 1990-х годов, «Прокляты и убиты»). Полярность оценок «военной прозы» писателя 1990-х годов в критике.

  30. Литература третьей волны эмиграции (причины, география, хронология, основные представители). Проза С. Довлатова.

  31. Поэзия И. Бродского: ее философская основа; формирование комплекса основных ситуаций и мотивов под воздействием экзистенциалистских идей. Образ лирического героя, поэтика.

  32. Литературный процесс 1985 - начала 2000-х годов: основные тенденции (снятие цензурных ограничений, публикация произведений из писательских архивов, кризис идеи литературоцентризма и ее последствия, развитие массовой литературы, «традиционного» реализма и неореалистических течений).

  33. Постмодернизм: философия и эстетика.

  34. Генезис постмодернизма в отечественной литературе второй половины ХХ в., периодизация. Специфика отечественного постмодернизма (политизированность, игра с кодами русской классической литературы и социалистического реализма).

  35. Основные направления и представители отечественного постмодернизма (соц-арт / концептуализм, необарокко).

  36. «Москва – Петушки» Вен. Ерофеева: жанр, герой, поэтика.

  37. Художественная практика отечественного постмодернизма (анализ 3 произведений по выбору студента).

  38. Развитие новых творческих стратегий в литературе конца 1990-х-2000-х гг. Постреализм (В. Маканин, Л. Петрушевская и др.), неосентиментализм (Л. Улицкая, Е. Гришковец).

  39. Художественная практика отечественного постреализма. Творчество В. Маканина.

  40. Проза Л. Петрушевской: сюжеты, герои, поэтика.

  41. Роман Т. Толстой «Кысь»: сюжет, образ Бенедикта, пародийно-игровая природа текста, жанр.

  42. «Онтологическая поэтика» Ю. Казакова. Основные мотивы прозы писателя, своеобразие поэтики.

  43. Роман Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей»: своеобразие авторской интерпретации проблемы «личность и власть», система персонажей, место и функции евангельского сюжета в структуре произведения.



Скачать 340.75 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты