Домой

19. Эмоциональная сфера психики




Название19. Эмоциональная сфера психики
страница1/4
Дата23.12.2012
Размер0.63 Mb.
ТипДокументы
Содержание
19. Эмоциональная сфера психики
1. Мотивационно-регулирующая функция
2. Коммуникативная функция
3. Сигнальная функция.
4. Защитная функция
Теории эмоций
Теория когнитивного диссонанса
19.2. Положительные и отрицательные эмоциональные состояния
Д/з: Столяренко, стр. 243-247 и Радугин, стр. 110-127 (конспект).
Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасн
Основные психологические теории воли
Древние философы
Структура волевого действия
Воспитание, развитие воли
21. Понятие о деятельности и поведении
Д/з: Столяренко, стр. 37-44.
21.1. Определение потребности
21.2. Классификация потребностей
Критерии классификации
21.3. Иерархия потребностей
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4

План


19. Эмоциональная сфера психики

19.1. Эмоции и чувства

19.2. Положительные и отрицательные эмоциональные состояния


20. Воля

21. Понятие о деятельности и поведении

21.1. Определение потребности

21.2. Классификация потребностей

21.3. Иерархия потребностей

21.4. Понятие мотива

21.5. Структура деятельности (любой)

21.6. Поведение человека



22. Структура психического склада человека

23. Направленность личности

24. Мотивация деятельности

25. Способности

26. Знания, умения, навыки


=====================================================================


^ 19. Эмоциональная сфера психики


Эмоциональная сфера – сфера оценки информации.


19.1. Эмоции и чувства

Ни один человек не заслуживает твоих слез,

а те, кто заслуживают, не заставят тебя плакать.

Габриэль Гарсиа Маркес


Пока люди любят, они прощают.

Ларошфуко


Наш лучший друг тот, кто любит лучшее в нас и,

тем не менее, не требует от нас стать лучше, чем мы есть.


Любить всех - значит не любить никого.

Оскар Уайлд


Любовь взаимности не требует.

Пауло Коэльо


Нам легче полюбить тех, кто нас ненавидит,

нежели тех, кто любит сильнее, чем нам желательно.

Ларошфуко


Как мы знаем, более двух тысяч лет назад древние греки пытались понять душу человека, что она из себя представляет и какие душевные явления характерны для человека.

Вплоть до конца XIX в. ученые выделяли две группы душевных явлений:


мышление и аффекты (страсти).





Мышлением называли то, что в современной психологической науке обозначается как познавательные или психические процессы, а аф­фектами именовали те переживания, которые в современной психо­логии называют эмоциями. Мышление и аффекты не просто счита­лись разными, отдельно существующими свойствами человеческой души, но также рассматривались и как некоторого рода антагонисты. По мнению ученых прошлого, мышление и переживания (аффекты) представляют собой не совместимые друг с другом процессы. Здра­вомыслящий человек не должен переживать или испытывать аффекты; его мышление будет объективным и беспристрастным лишь тогда, когда он совершенно спокоен, бесстрастен (аффекты в старой науч­ной литературе также иногда называли страстями). И наоборот, че­ловек, находящийся во власти аффектов (страстей), не в состоянии правильно, объективно и беспристрастно мыслить. Так думал в свое время Р. Декарт, разделивший душу человека на соответствующие две части: мышление и аффекты (переживания). Так считали до него философы-богословы эпохи Средневековья, противопоставляя ра­зум аффектам и ратуя за то, чтобы человек всегда поступал только на основе разума.

Со времени появления теории эволюции Ч. Дарвина, т. е. с середи­ны XIX столетия, ситуация изменилась. Теперь мышление и аффек­ты стали рассматривать не как антагонисты, а как две способности души, взаимно дополняющие друг друга. Представление об аффек­тах (эмоциях), начиная с этого времени, расширилось и существенно изменилось понимание их роли в жизни человека. За эмоциями была признана важная положительная роль в жизни людей, и с ними стали связывать следующие положительные функции: мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

^ 1. Мотивационно-регулирующая функция заключается в том, что эмоции участвуют в мотивации поведения человека, могут его по­буждать, направлять и регулировать. Кроме того, иногда эмоции мо­гут заменять собой мышление в регуляции поведения. В критических ситуациях, при неспособности человека найти быстрый и разумный выход из сложившегося положения, эмоции подсказывают ему, как следует действовать, и, повинуясь им, т. е. своей интуиции, человек нередко находит правильный выход из сложившейся ситуации. Воз­никающий в такой ситуации аффект подсказывает человеку достаточ­но разумный способ действий. Одно из существенных проявлений аффекта, по Вилюнасу, состоит в том, что он, «навязывая субъекту сте­реотипные действия, представляет собой определенный, закрепив­шийся в эволюции способ "аварийного" разрешения ситуации: бег­ство, оцепенение, агрессию и т. п.»1

Мотивационно-регулирующая функция эмоций также проявляет­ся в том, что они могут активизировать или тормозить деятельность человека. Те эмоции, которые активизируют деятельность человека, называются стеническими, а те эмоции, которые ее тормозят, астени­ческими.

^ 2. Коммуникативная функция заключается в том, что эмоции, точнее, способы их внешнего выражения, несут в себе информацию о психическом и физическом состоянии человека, и, следовательно, с помощью эмоций люди могут обмениваться существенной инфор­мацией друг с другом. Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, только наблюдая за изменениями эмоциональных состояний друг друга, судить о том, что происхо­дит в психике. Примечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать многие выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоции, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение и удивление. Это относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в непосредственных контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный харак­тер основных эмоций и способов их внешнего выражения в мимике и жестах, но и наличие генотипически обусловленной способности к их

пониманию, причем не только у человека, но и у ряда высших живот­ных. Хорошо известно, например, что понимать друг друга по внешним выражениям эмоций могут человек, человекообразные обезьяны и собаки. Более того, проведенные экспериментальные исследования показали, что антропоиды так же, как и человек, способны не только «читать» по лицу эмоциональные состояния своих сородичей, но и сопереживать им, испытывая, вероятно, такие же эмоции, как и те жи­вотные, которым они сопереживают.2

У высших животных и у человека выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого можно обмениваться разнообразной и точной информацией о внутренних со­стояниях, отношениях, а если речь идет о человеке, то также о мыслях и об отношениях к происходящему.

^ 3. Сигнальная функция. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека — мимика, жесты, пантомимика — выполняют функцию сигналов о том, в каком состоянии находится система потребностей человека. Если с ней все в порядке, если процесс удовлетворения жизненно важных потребностей идет нормально, то человек переживает положительные эмоции; если же в этом процессе возникают сбои и какие-либо проблемы, то человек будет переживать отрицательные эмоции. Когда в нашем организме все в порядке, мы испытываем приятные эмоции, и это свидетельствует о том, что наши органические потребности или полностью удовлетворены, или удовлетворяются нормально. Если же в организме что-то не в порядке, то мы переживаем неприятные эмоции (их иногда называют неприятными ощущениями).

^ 4. Защитная функция проявляется в том, что эмоция, возникая как моментальная, быстрая реакция организма, может защитить человека от угрожающих ему опасностей. В свое время Ч. Дарвин, ана­лизируя жизненную роль таких эмоций, как страх и гнев, показал, что страх способствует избежанию вредных воздействий (психоло­гически и физиологически быстро подготавливает организм к бегству от того, что ему угрожает); гнев, со своей стороны, также выполняет за­щитную функцию, так как человек или животное в состоянии гнева могут найти в себе дополнительные силы для того, чтобы устранить или уничтожить тот объект, который им в данный момент времени угрожает.

На важную мобилизационную, интегративно-защитную роль эмоций указал П. К. Анохин. Он писал: «Производя почти моментальную ин­теграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмо­ции сами по себе в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и механизм ответной реак­ции организма»3.

Благодаря возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвы­чайно быстро и выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро, с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму и другие конкретные параметры.

Из приведенного перечня и определения жизненных функций эмо­ций следует:

• во-первых, они затрагивают все стороны жизни человека;

•во-вторых, они играют существенную роль во всех видах внут­ренней (умственной, психической) и внешней (практической) деятельности человека.

Его жизнь без эмоций была бы, наверное, так же невозможна, как без ощущений, несущих в себе важную информацию об окружающем мире и о состоянии внутренней среды организма.

Субъективно эмоции и ощущения слиты в сознании и переживани­ях человека. Хотя их практически отделить друг от друга действитель­но невозможно, между ними все же имеются существенные различия. Они заключаются в следующем:

• ощущения несут в себе объективную информацию об окружа­ющем человека мире, в то время как в эмоциях отражены его субъективные состояния (эмоции в отличие от ощущений не выполняют познавательной функции по отношению к окружающе­му человека миру);

• ощущения не имеют приятной или неприятной окраски; такую окраску могут иметь только эмоции4;

• эмоции, за исключением чувств, не имеют предметной отнесен­ности, они человеком переживаются как его субъективные состо­яния; почти все ощущения, которые мы получаем в результате восприятия конкретных предметов и явлений, имеют предмет­ную отнесенность, то есть субъективно связываются нами с обра­зами соответствующих предметов и явлений;

• ощущения не несут в себе многие из тех функций, которые по отношению к человеку выполняют эмоции. Например, ощуще­ниям как таковым не свойственны коммуникативная и защитная функции.


Дадим теперь рабочее определение эмоций и их классификацию.

Под эмоциями можно понимать специфические пережива­ния, окрашенные в приятные или неприятные тона и связан­ные с удовлетворением жизненно важных потребностей чело­века, выполняющие в его жизни указанные выше функции: мотивационно-регулирующую, коммуникативную, сигнальную и защитную.

Установлено, что чем сложнее организовано живое существо, чем более высокую ступень на эволюционной лестнице оно занимает, тем богаче и разнообразнее гамма эмоций, которую оно способно переживать. В этом отношении человек, безусловно, занимает самое высокое положение. У него можно обнаружить столько разных эмоций, сколько невозможно отыскать у всех остальных живых существ вместе взятых. Здесь можно выделить следующие основные виды эмоций: на­строение, простейшую или биологическую эмоцию, аффект, чувство, страсть и стресс.

Настроением называют относительно слабо выраженную, но длительное время существующую эмоцию. Его роль заключается в том, что оно отражает общее состояние дел человека в данный момент времени, его жизненный тонус или настрой (отсюда название «настроение»). В каждый момент времени человек находится во власти определенного настроения, и в этом плане оно представляет собой никогда не исчезающую эмоцию, за исключением моментов времен­ной утраты сознания (настроение — это осознаваемая по характеру связанного с ней переживания эмоция, хотя человек далеко не все­гда в состоянии сразу и точно определить, что конкретно вызвало у него то или иное настроение). На актуальное настроение человека может повлиять что угодно: его физическое состояние, какое-либо сообщение, неожиданная, пришедшая в голову мысль, случайно бро­шенное кем-то слово и т. д. Однако на такое состояние человека влия­ет не все подряд, а лишь то, что как-то связано с его актуальными интересами и потребностями.

Простейшие, или биологические, эмоции — это переживания, свя­занные с удовлетворением органических потребностей. Это, прежде всего, получаемое в процессе их удовлетворения удовольствие или неудовольствие, а также «ощущения», которые соответственно назы­вают приятными или неприятными. Простейшие эмоции являются врожденными и общими у человека и животных. Они возникают и изменяются автоматически под влиянием происходящих в организме процессов. Конечно, с помощью воли и сознания человек может как-то повлиять на свое поведение, связанное с биологическими эмоция­ми, но сами эти эмоции сознательно вызвать или изменить он не в со­стоянии, за исключением случаев целенаправленного использования воображения для решения этой задачи.

Аффектами называют сильные кратковременные бурные эмоции, которые имеют ярко выраженную экспрессию, т. е. отчетливо прояв­ляются в жестах, мимике, пантомимике человека, в его органических реакциях, включая изменения частоты и ритмики сердечных сокра­щений, частоты и ритмики дыхания и обменные процессы. К ним можно отнести такие эмоции, как радость, страх, гнев, печаль и неко­торые другие. Они всегда связаны с наиболее значимыми для чело­века потребностями и возникают тогда, когда человек неожиданно сталкивается с обстоятельствами, способствующими или препят­ствующими удовлетворению этих потребностей. Положительные аффекты, например, радость, возникают при столкновении с обстоя­тельствами, способствующими удовлетворению потребностей. Отри­цательные аффекты, например, гнев, появляются в случаях возникновения неожиданных препятствий на пути удовлетворения соответствующих потребностей5.

Эти эмоциональные состояния связаны с большими затратами энергии, поэтому после их переживания человеку требуется длитель­ный отдых для восстановления своих сил.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной (разумной) организации поведения. Они, кроме того, способны оставлять в памяти человека заметные и устойчивые следы и почти моментально, букваль­но «с одного предъявления», оказываются условнорефлекторно связанными с теми стимулами, которые их вызывают. Когда древние ученые говорили о том, что мышление и аффекты несовместимы, они имели в виду не эмоции вообще, а именно то, что и сейчас психологи называют аффектами.

Чувства представляют собой комплекс эмоциональных пережива­ний, связанных у человека с теми или иными конкретными объектами (предметами, людьми) или событиями. В этом плане они всегда имеют определенную предметную отнесенность и могут переживаться людь­ми только в отношении соответствующих предметов. Это основной вид эмоций, характерных для человека6.

Также в отличие от многих других эмоций они не являются врожденными, т. к. приобретаются человеком в результате обучения и воспитания. Кроме того, в процессе жизни они могут неоднократно ме­няться. Чувства в отличие от других эмоций выполняют выраженную мотивационную функцию: они могут побуждать человека к определенным действиям в отношении того объекта, которого они непосред­ственно касаются.

Множество чувств человека можно разделить на группы, выделив среди них моральные и эстетические, предметные и межличностные, гармоничные и противоречивые (амбивалентные), низменные и возвы­шенные.

Моральными называют чувства, связанные с соблюдением или на­рушением людьми норм морали (нравственности). К таким чувствам относятся, например, чувства совести или стыда.

Эстетическими называют чувства, которые у человека вызывает вос­приятие чего-либо красивого, совершенного, близкого к идеалу. Такие чувства у человека могут вызывать произведения искусства, литературы. К ним же можно отнести и чувства, переживаемые людьми в тех случаях, когда они видят перед собой удачно сделанную вещь, оригинальное, нео­жиданное и простое решение какой-либо проблемы (например,

матема­тики, физики, инженеры иногда называют «красивыми» решения соот­ветственно математических, физических или технических задач).

Предметные - это чувства, которые у человека вызывают неодушев­ленные предметы, а межличностные — чувства, вызываемые людьми.

Межличностные чувства по гамме связанных с ними эмоций гораз­до разнообразнее, чем предметные чувства. Кроме того, межличност­ные чувства чаще меняются, чем предметные, и это происходит под влиянием гораздо большего числа факторов, чем тех, которые оказы­вают воздействие на предметные чувства.

Гармоничными называют чувства, которые включают в себя эмо­ции одного знака: только положительные или только отрицательные.

Противоречивые (амбивалентные) — это чувства, включающие в себя эмоции разных знаков, как положительные, так и отрицательные, в отношении одних и тех же объектов. Гармоничные чувства гораздо устойчивее, чем противоречивые; последние часто и непредсказуемо могут меняться в любую сторону, положительную или отрицательную.

Возвышенными (положительными, благородными) называют такие чувства, в основе которых лежит стремление человека делать добро тому объекту, к которому они относятся. В качестве примеров возвы­шенных чувств может выступать любовь и эмпатия (сопереживание) человеку.

Низменными (отрицательными или неблагородными) называют чувства, которые связаны с желанием причинить зло, доставить неприятности соответствующему объекту. Примерами низменных чувств человека могут служить злость, зависть и ненависть.

Чувства от других эмоций отличаются также тем, что человек в большинстве случаев их осознает и может ими управлять. Поэтому большая часть чувств, переживаемых человеком, считается сознательно регулируемой7.

Страстями называются очень сильные, чрезмерно выраженные чувства, которыми человек не в состоянии управлять. Скорее, напротив, такие состояния сами управляют человеком, его психологией и поведением.

Стресс, как и страсть, представляет собой не чистую эмоцию, а со­единение эмоции с определенным физическим или физиологическим состоянием организма. Это особое психофизиологическое состояние, которое возникает у человека при чрезмерных психических или физи­ческих перегрузках, которые организм и психика человека уже не вы­держивают, и в них наблюдаются серьезные расстройства.


Эмоции входят в состав многих психологически сложных состоя­ний человека, выступая как их неотъемлемая часть. Такими комплек­сными состояниями являются, например, юмор, ирония, сатира и сар­казм, которые можно трактовать как своеобразные виды творчества, если они, конечно, приобретают художественную, устную или письменную, форму.

Юмор — это эмоциональное проявление такого отношения к чело­веку или к чему-либо, которое несет в себе сочетание смешного и доб­рого. Это смех над тем, что любишь сам, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения.

Ирония — это сочетание смеха и неуважительного отношения к человеку, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение, однако, нельзя назвать недобрым или злым.

Сатира представляет собой обличение, содержащее в себе прямое осуждение объекта. В сатире человек, как правило, представляется в неприглядном виде.

Недоброе (злое) отношение более всего проявляется в сарказме, который представляет собой прямую издевку, насмешку над человеком8.

Много интересных наблюдений, красочно и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческих отношениях, сделал в свое время голландский философ и психолог Б. Спиноза.

Вот что писал Спиноза еще в XVIII в. относительно противоречий и тон­костей личных человеческих взаимоотношений (приведем выдержки из его произведений, поскольку они как нельзя лучше выражают заложен­ную в них мысль и стиль эпохи):

«Природа людей по большей части такова, что к тем, кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и... относятся с тем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что вообра­жают во владении другого...»9.

«Если кто воображает, что любимый им предмет находится с кем-либо в такой же или еще более тесной связи дружбы, которой он владел им один, то им овладевает ненависть к любимому им предмету и зависть к этому другому...»

«Эта ненависть к любимому предмету будет тем больше, чем больше было удовольствие, которое ревнивец обыкновенно получал от взаим­ной любви любимого им предмета, а также чем сильнее был тот аффект, который он питал к тому, что по его воображению вступает в связь с лю­бимым предметом...»

«Если кто начал любимый им предмет ненавидеть, так что любовь совершенно уничтожается, то... он будет питать к нему большую нена­висть, чем если бы никогда не любил его, и тем большую, чем больше была его прежняя любовь...»

«Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает к нему нена­висть, тот будет в одно и то же время и ненавидеть, и любить его...»

«Если кто воображает, что его кто-то любит, и при этом не думает, что сам подал к этому какой-либо повод... то он со своей стороны будет любить его...»

«Ненависть увеличивается вследствие взаимной ненависти и, наобо­рот, может быть уничтожена любовью...»

«Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит в любовь, и эта любовь будет вследствие этого сильнее, чем если бы ненависть ей вовсе не предшествовала...»

Особое человеческое чувство, которое характеризует человека как личность — это любовь. О глубоком смысле этого чувства в его выс­шем, духовном понимании и проявлении, хорошо написал Э. Фромм10.

Настоящая любовь, по его мнению, представляет собой вступление во взаимоотношения с другим человеком как с духовным существом. Любовь является вхождением в непосредственные отношения с лич­ностью любимого, с его своеобразием и неповторимостью. Человек, который по-настоящему любит, меньше всего задумывается о каких-то психологических или физических характеристиках любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для любяще­го никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был. Настоящая любовь не сводится к физической близости, сексуальности или к психологической чувственности. Для того, кто по-настоящему любит, психоорганические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой проявления имен­но любви с присущим человеку человеческим достоинством.

Совершенствование высших эмоций и чувств человека означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в не­скольких направлениях.

Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей.

Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волево­го управления и контроля своих чувств.

В-третьих, в направлении постепенного включения в нравствен­ную регуляцию более высоких ценностей и чувств: совести, порядоч­ности, ответственности и долга.


^ Теории эмоций


Эволюционная теория (Ч. Дарвин) исходит из того, что эмоции появились в процессе эволюции живых существ как приспособи­тельные (адаптационные) механизмы к обстоятельствам жизни.

«Периферическая» теория эмоций. По концепции У. Джеймса — К. Ланге, развивающей эволюционную теорию, органические изменения являются первопричиной эмоций, а сами эмоции – вторичные явления: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим».

У человека в динамике эмоций не меньшую роль, чем органиче­ские и физические воздействия, играют когниции (знания). Исходя из этого были предложены новые концепции эмоций.

^ Теория когнитивного диссонанс (Л. Фестингер) исходит из то­го, что положительные эмоциональные переживания возникают тог­да, когда ожидания человека сбываются и когниции претворяются в жизнь, то есть когда реальные результаты поведения находятся в консонансе (соответствии) с намеченными. Отрицательные же эмоции возникают, функционируют и усиливаются тогда, когда между ожи­даемыми и наступившими результатами имеется диссонанс (несоот­ветствие, расхождение).

По существу, когнитивистской является и информационная концепция, предложенная отечественным физиологом академиком П. В. Симоновым, исходя из которой сила и качество возникшей у чело­века эмоции в конечном итоге определяются силой потребности и оцен­кой способности ее удовлетворения в данной ситуации.


Д/з: Столяренко, стр. 236-243 (конспект теорий эмоций).


^ 19.2. Положительные и отрицательные эмоциональные состояния


Не плачь потому что это закончилось,

улыбайся потому что это было.

Габриэль Гарсиа Маркес


Если ты на проблему жалуешься, одна удваивается,

а если смеешься над ней - она исчезает.


^ Д/з: Столяренко, стр. 243-247 и Радугин, стр. 110-127 (конспект).


Неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фун­даментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции.

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потреб­ность.

Удивление — не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о не­возможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как пра­вило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным воз­никновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исклю­чительно важной для субъекта потребности.

Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызывае­мое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), сопри­косновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное состояние, возникаю­щее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласо­ванием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизнен­ными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

^ Страх — отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании не­соответствия собственных помыслов, поступков и внешности не толь­ко ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о по­добающем поведении и внешнем облике.

Эмпатия — сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в эмоцио­нальный мир другого человека.

Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неодно­значный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласо­ванные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление по­лучило название амбивалентности (двойственности) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.

Перво­открыватель стресса и его исследователь канадский ученый Г. Селье подробно описал фазы его возникновения, обратив особое внимание на то, что на определенном этапе у человека появляются и затем за­метно усиливаются различные нервные (психические) и физиологи­ческие отклонения, связанные с ним. Крайнюю выраженность такого состояния Г. Селье назвал дистрессом. Это состояние характеризуется серьезным расстройством основных органических систем: сердечно-сосудистой, дыхательной, эндокрин­ной, желудочно-кишечной, а также нарушениями в работе практичес­ки всех психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи. Дистресс отрицательно влияет на деятель­ность человека, может вызвать серьезные органические заболевания и неврозы. В эмоциональном плане это состояние сопровождается тя­желыми неприятными переживаниями, депрессией, плохим самочув­ствием, минорным настроением, отсутствием интереса человека к себе, к людям, к тому, что происходит вокруг него. Находясь в таком состо­янии, человек утрачивает способность продуктивно работать, бездей­ствует, оказывается не в состоянии решать свои жизненные проблемы11.

Понятие стресса в современной психологии является много­значным. Им обозначается как ситуация этого состояния, так и оно само. Этим термином определяют как собственно стрессовые явле­ния, выражающиеся в дезорганизации проведения вплоть до появ­ления нервно-эмоционального срыва, так и некоторые промежуточные состояния, которые точнее было бы считать проявлением психи­ческой напряженности (а ее крайние формы — стрессом). Вот почему иногда описываются случаи, когда незначительный стресс вызывал прилив сил, активизацию деятельности, мобилизацию всех сил че­ловека. Ганс Селье в своих последних работах вообще подразделял стрессы на «хороших» (эустресс12) и «пло­хих» (дистресс).


Тревожность=тревога=беспокойство - состояние стресса у человека нередко может сопровождаться та­ким сложным психическим состоянием.

Фрустрация – (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) состояние психической напряженности при возникновении препятствия при удовлетворении какой-либо потребности, выполнении какой-либо деятельности. (Из словаря – «психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания»).

Агрессию при фрустрации понимают в широком значении, от­нося сюда не только прямое нападение, но и угрозу, враждебность, за­диристость, озлобленность и т. д.

«Автоагрессия» - перенос агрессии на самого себя.

Необходимо отметить, что, с одной стороны, не всякая агрессия как психическое состояние провоцируется фрустраторами, а с другой — фрустрация часто не сопровождается агрессией, а выливается в другие состояния и реакции.

Так, фрустрация выступает в форме де­прессии, когда человек ввиду блокирования его целенаправленного по­ведения как бы уходит в «себя» и становится безразличным к внешним раздражителям.

В форме фиксации фрустрация понимается в двух планах: как продолжение прежней деятельности по инерции, когда она, будучи блокированной, становится бесполезной или даже опасной (стереотипность деятельности и движений); и как своего рода прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание (стереотип­ность восприятия и мышления). Действие фрустраторов может приво­дить и к тому, что человек подменяет деятельность, оказавшуюся блокированной, другой, которая для него более доступна или представляется таковой.


20. Воля

Воля – это то, что заставляет тебя побеждать,

когда твой рассудок говорит, что ты повержен.

Карлос Кастанеда


Имей мужество пользоваться собственным умом.

И. Кант


Хочешь быть свободен – приучай себя

воздерживаться в своих желаниях.

Л.Н. Толстой


Воля — это сознательное регулирование человеком своего пове­дения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внут­ренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Проще говоря, это сознательное преодоление человеком трудностей на пути осуществления действия.

Главная функция воли заключается в сознательной регуляции ак­тивности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможе­ния нервной системы.

В качестве основных функций воли выделяют:

- выбор мотивов и целей;

- регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

- организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

- мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Произвольные или волевые действия развиваются на основе не­произвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные: сужение и расширение зрачка, мигание, глотание, чихание и т. п.

Волевые действия отличаются друг от друга прежде всего уровнем своей сложности. Существуют весьма сложные волевые действия, ко­торые включают целый ряд более простых. Основой усложнения дей­ствий является тот факт, что не всякая цель, которая ставится, может быть достигнута сразу. Чаще всего достижение поставленной цели требует выполнения ряда промежуточных действий, приближающих нас к поставленной цели.

Еще одним важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, ка­кого типа эти препятствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препятствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данного действия или на выполнение противоположных ему действий. Примером внешних препятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставленная цель была достигнута.

Однако не всякое действие, направленное на преодоление препят­ствия, является волевым. Важнейшей особенностью волевых дейст­вий, направленных на преодоление препятствий, является сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание не­обходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше препятствий он преодолевает. Следовательно, волевые дейст­вия могут различаться не только по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Бывают случаи, когда человек осознает то, что он делает, но не мо­жет объяснить, ради чего он это делает. Чаще всего это бывает тогда, когда человек охвачен какими-то сильными чувствами, испытывает эмоциональное возбуждение, — это так называемые импульсивные действия. Степень осознания таких действий сильно снижена. Однако воля как раз в том и заключается, что человек в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспыш­ках. Следовательно, воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Проявление мышления выражается в сознательном выборе цели и подборе средств для ее достижения. В свою очередь, связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, люди обращают внимание на предметы и явления, вызывающие у них определенные чувства. То, что является безразличным, не вызывающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий.


^ Основные психологические теории воли


Понимание воли как реального фактора поведения имеет свою исто­рию. При этом во взглядах на природу этого психического явления можно выделить два аспекта: философско-этический и естественно­научный.

^ Древние философы рассматривали целенаправленное или осознан­ное поведение человека с позиции его соответствия общепринятым нормам. В Античном мире прежде всего признавался идеал мудреца, поэтому античные философы полагали, что правила поведения чело­века должны соответствовать разумным началам природы и жизни, правилам логики. Так, по Аристотелю, природа воли выражается в формировании логического заключения.

Во времена Средневековья проблема воли фактически не сущест­вовала в качестве самостоятельной проблемы. Человек рассматривал­ся средневековыми философами как исключительно пассивное нача­ло, как «поле», на котором встречаются внешние силы. Понятие воли во времена Средневековья в большей степени связывалось с некими высшими силами.

Можно полагать, что проблема воли как самостоятельная научная проблема возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком стало признаваться право на творчество и даже на ошибку. Например, стало гос­подствовать мнение о том, что, только отклонившись от нормы, выде­лившись из общей массы людей, человек мог стать личностью. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли. В эпоху же Возрождения свобода воли вообще стала возводиться в ранг абсолюта.

В дальнейшем абсолютизация свободы воли привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма — «философии существова­ния». Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. П. Сартр, А. Ка­мю и др.) рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними социальными обстоятельствами. Исходный пункт этой концепции — абстрактный человек, взятый вне общественных связей и отношений, вне социально-культурной среды. Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма высту­пает для него как подавление его свободной воли.

Одна из первых естественно-научных трактовок воли принадлежит И. П. Павлову, который рассматривал ее как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с пре­пятствиями, ограничивающими эту активность. По мнению И. П. Пав­лова, воля как «инстинкт» (рефлекс) свободы выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода и опасности. Воля в трактовке И. П. Павлова рефлекторна по своей природе, т. е. она проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул. Данная трактовка нашла самое широкое распространение среди представителей бихе­виоризма и получила поддержку в реактологии (К. Н. Корнилов) и рефлексологии (В. М. Бехтерев).

Однако в последние десятилетия набирает силу и находит все боль­шее число сторонников другая концепция, согласно которой поведе­ние человека понимается как изначально активное, а сам человек рас­сматривается как наделенный способностью к сознательному выбору формы поведения. Эта точка зрения удачно подкрепляется исследова­ниями в области физиологии, проведенными Н. А. Бернштейном и П. К. Анохиным. Согласно сформировавшейся на основе этих исследований концепции, воля понимается как сознательное регулирование человеком своего поведения. Это регулирование выражено в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия.

Помимо указанных точек зрения существуют и другие концепции воли. Так, в рамках психоаналитической концепции на всех этапах ее эволюции от 3. Фрейда до Э. Фромма неоднократно предпринима­лись попытки конкретизировать представление о воле как своеобраз­ной энергии человеческих поступков. Для представителей данного направления источником поступков людей является некая превра­щенная в психическую форму биологическая энергия живого организ­ма. Сам Фрейд полагал, что это психосексуальная энергия полового влечения. А К. Лоренц (один из последователей 3. Фрейда) видит энергию воли в изначальной агрессивности человека. Если эта агрессивность не реализуется в разрешаемых и санкционируемых общест­вом формах активности, то становится социально опасной, поскольку может вылиться в немотивируемые преступные действия. А. Адлер, К. Г. Юнг, К. Хорни, Э. Фромм связывают проявление воли с социаль­ными факторами. Для Юнга это универсальные архетипы поведения и мышления, заложенные в каждой культуре, для Адлера — стремление к власти и социальному господству, а для Хорни и Фромма — стрем­ление личности к самореализации в культуре.


^ Структура волевого действия


Любое волевое действие начинается с осознания цели действия и свя­занного с ней мотива.

Волевое действие – это акт, направленный на достижение какой-либо конкретной цели. Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности, регулируемой опреде­ленной потребностью или мотивом, возникает какое-либо препятствие. Волевой акт как раз и связан с необходимостью его преодоления.

Включение воли в состав действия начинается с постановки чело­веком перед собой вопросов типа: «Что случилось? Почему мне не уда­ется продвинуться дальше? Что мне мешает это сделать? и т. д.» Уже само по себе содержание данных вопросов свидетельствует о том, что включение воли в регуляцию действия связано с его осознанием, а так­же с пониманием условий, ситуации, в которой оно выполняется. Та­ким образом, первичный шаг на пути включения воли в регуляцию поведения состоит в произвольном вовлечении разума и сознания в управление соответствующим поведением. Кроме того, волевое дей­ствие всегда связано с осознанием человеком его цели, его значения в де­ятельности и для удовлетворения актуальных потребностей человека.


При ясном осознании цели и мотива, вызываю­щего ее, стремление к цели принято называть желанием.




Но не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный харак­тер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания, и если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно. Поэтому влечение часто рассматривают как переход­ное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к дейст­вию. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. При этом, имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играют ее содержание, харак­тер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

Однако не всегда желание сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противо­речивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном поло­жении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или не­скольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов включает оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно дейст­вовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является приня­тие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. При­нимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

В психологической науке активно ведутся споры по проблеме при­нятия решения. С одной стороны, борьба мотивов и последующее принятие решения рассматриваются как основное звено, ядро волевого акта. С другой стороны, отмечается тенденция выключения из волево­го акта внутренней работы сознания, связанной с выбором, обдумыва­нием и оценкой.

Существует и другая точка зрения, характерная для тех психоло­гов, которые, не отвергая значимость борьбы мотивов и внутренней работы сознания, видят сущность воли в исполнении принятого ре­шения, поскольку борьба мотивов и следующее за этим принятие решения не идут дальше субъективных состояний. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека.

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структу­ру. Прежде всего исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т. е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято го­ворить о намерении исполнить принятое решение. Намерение, по сво­ей сути, является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели.

Заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внут­ренним волевым действием).

В различных конкретных условиях проявляемые волевые усилия будут различаться по интенсивности. Это связано с тем, что интенсив­ность волевых усилий прежде всего зависит как от внешних, так и от внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение во­левого действия. Однако помимо ситуативных факторов существуют и относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий. К их числу относятся: мировоззрение личности, мо­ральная устойчивость, определяющая способность следовать по наме­ченному пути; уровень самоуправления и самоорганизации личности и др. Все эти факторы формируются в процессе развития человека, его становления как личности и характеризуют уровень развития во­левой сферы.


^ Воспитание, развитие воли


Очевидно, что новорожденный ребенок и младенец (до одного года включительно) волей не обладают; не менее очевидным, хотя и не бес­спорным является тот факт что дети в возрасте 2-2,5 лет уже имеют нечто наподобие воли. Доказательством этого служит та настойчи­вость, с которой дети данного возраста многократно повторяют не­удачное действие в том случае, если поставленная цель не достигнута. Таким образом, воля у детей появляется и начинает участвовать в ре­гуляции их поведения, вероятно, в период от одного года до трех лет. То, что трехлетние дети имеют волю, сомнений уже не вызывает по ряду причин:

• во-первых, практически все нормально развивающиеся дети этого возраста проявляют настойчивость в достижении тех це­лей, которые они перед собой ставят;

• во-вторых, дети этого возраста открыто заявляют: «Я сам», если у них что-либо не получается, и отказываются от помощи со стороны других людей13.

Тем не менее ответ на интересующий нас вопрос: как и когда появ­ляется воля в онтогенезе у человека, до сих пор остается открытым. Опираясь на жизненные наблюдения и известные нам факты, мы можем лишь констатировать ее наличие или отсутствие у ребенка в определенный возрастной период, но не можем почти ничего сказать о том, чем характеризуется психика ребенка, у которого воля отсут­ствует, и что в ней происходит, когда воля у ребенка появляется. Еще раз отметим, что никакого представления о том, с какой конк­ретной перестройкой физиологических процессов, происходящих в мозге человека, связано наличие или отсутствие воли, у нас до сих пор нет.

Однако с момента появления у ребенка воли, который мы можем за­фиксировать, и далее мы в состоянии проследить ее развитие, ориенти­руясь на те признаки волевого поведения, которые были описаны в двух предыдущих параграфах главы. Развитие волевой регуляции поведения, начиная с того момента, как воля включилась в этот процесс, может идти в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные; с другой сто­роны - это приобретение человеком волевого контроля над своим по­ведением; с третьей стороны — это овладение волевой регуляцией соб­ственных психических состояний; наконец, с четвертой стороны — это выработка у человека волевых качеств личности (черт характера). Все эти процессы, вероятно, начинаются с того момента жизни, когда ребе­нок овладевает речью и научается пользоваться ею как средством пси­хической и поведенческой саморегуляции.

Внутри каждого из названных направлений развития воли по мере ее укрепления происходят специфические прогрессивные преобразо­вания, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регу­ляции на более высокий уровень. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешнеречевой регуляции и только затем — в плане внутриречевого процесса, осуществляемого на уровне внутренней речи. В поведенческом аспекте волевое управ­ление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а затем — планирования и управления сложными комплексами произвольных движений, включая активизацию одних и торможение других, синергически14 управляемых движений.

В сфере волевой регуляции психических и физических состояний можно наметить следующее направление развития: от регуляции соб­ственных состояний с помощью внешних практических действий — через внешнеречевую регуляцию — к регуляции этих состояний на уровне внутренней речи. Наконец, в области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных ко вторичным волевым качествам, например, от упрямства (бездумной настойчивости) ребенка к сознательной и разумной целе­устремленности взрослого человека.

Еще одно направление развития воли состоит в том, что человек начинает сознательно ставить перед собой все более трудные зада­чи и преследовать все более отдаленные цели, требующие прило­жения значительных усилий в течение достаточно длительного времени.

Например, еще в подростковом возрасте школьник может поставить пе­ред собой задачу развить у себя такие способности, к которым у него нет выраженных задатков. Одновременно с этим он может поставить перед собой цель заняться каким-либо сложным видом деятельности и до­биться в нем успехов. Если, в конечном счете, он решит поставленные перед собой задачи и добьется цели, то это будет означать не только то, что у него есть воля, но и развитие самой по себе воли. В жизни есть немало примеров того, когда люди, ставшие впоследствии известными учеными, писателями, художниками, актерами, военачальниками и т. п., с детства не имели особых задатков к развитию соответствующих способностей, но силой своей воли добились не только этого, но и выда­ющихся успехов в избранной сфере деятельности.

Развитие воли у детей соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступ­ков — все это важные моменты в развитии воли.

По мере развития воли мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок — произвольным. Такой поступок всегда совершается на базе самим человеком выстроенной иерархии мотивов, в которой верхнюю ступень занимают высоконравственные побуждения, дающие человеку моральное удов­летворение в случае достижения успеха.

Развитие воли у детей связано с ведущим для них видом деятельно­сти. Так, например, у дошкольников воля в основном развивается в играх; у младших школьников — в учебной деятельности; у подрост­ков и старших школьников — в различных видах деятельности, начи­ная с общения и заканчивая учением и трудом. У взрослых людей воля развивается в процессе преодоления ими различных препятствий, ко­торые возникают на их жизненном пути.


Д/з: Столяренко, стр. 247-251 и Радугин, стр. 95-99.


^ 21. Понятие о деятельности и поведении


Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть,

но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.

Сократ


По-видимому, на свете нет ничего, что не могло бы случиться.

Марк Твен


Всегда поступай правильно. Это доставит удовольствие

некоторым и удивит всех прочих.

Марк Твен


Хромой, идущий по верному пути,

обгонит сбившегося с дороги скорохода.

Ф. Бэкон


Какими бы не были слова и поступки человека –

главное, чтоб они были настоящими.

Ромен Роллан


Для нас нет непреодолимых трудностей,

есть только трудности, которые нам лень преодолевать.


Если вы хотите быстрее преуспеть, то должны

удвоить частоту неудач. Успех лежит по ту сторону неудачи.

Томас Дж. Уотсон


^ Д/з: Столяренко, стр. 37-44.


В отечественной психологии ведущим является деятельностный подход к пониманию психики. Основателями этого направления являются А.Н. Леонтьев (Алексей Николаевич (1903-1979 гг.), Л.С. Выготский (Лев Семенович (1896-1934 гг.), С.Л. Рубинштейн (Сергей Леонидович (1889-1960 гг.) и др. Мы будем придерживаться этой точки зрения.

Психика человека находится в постоянном развитии. И хотя видовые биологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики происходит в процессе совместной деятельности по освоению и приспособлению к окружающей среде. Ведущий вид деятельности в формировании человеческой психики – трудовая. Развитие психики человека происходило и происходит в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд запечатлевается в своем продукте, т.е. происходит опредмечивание в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей.

Итак, все существование человека – это активное взаимодействие со средой. Другими словами – деятельность. Общение, познание, труд – виды деятельности, в которых формируется психика. Деятельность необходима для жизни и развития человека как личности.

Любая деятельность имеет какой-то смысл, а именно – достижение сознательно поставленной цели (как мы уже говорили, сознательная деятельность – это то, что отличает человека от животного). Сама же цель формируется в результате наличия у человека определенной потребности, мотива.

Таким образом, структура деятельности (в общем) следующая:



Деятельность с психологической точки зрения – процесс активности человека, побуждаемый и направляемый мотивом на удовлетворение своей потребности.

Согласно теории Леонтьева, жизнь человека в целом представляет собой систему сменяющих друг друга деятельностей. Любой процесс активности есть не что иное как осуществление деятельности. Отдельные виды деятельности: села, пошла, говорю …

В 4 этапа:

  1. Появление (возникновение) потребности – 1-ый этап любой деятельности.

  2. Определение потребности – опредмечивание (опредмеченная потребность - мотив). Т.е определить предмет или условие, которое поможет мне удовлетворить потребность.

  3. Поглощение предмета потребности – села на стул.

  4. Удовлетворение и прекращение существующей (актуальной) потребности.


Потом появляется следующая потребность и т.д.

  1   2   3   4

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты