Домой

Программа элективного предметно-ориентированного курса по литературе для обучающихся 9 класса (предпрофильная подготовка)




Скачать 88.73 Kb.
НазваниеПрограмма элективного предметно-ориентированного курса по литературе для обучающихся 9 класса (предпрофильная подготовка)
Дата23.12.2012
Размер88.73 Kb.
ТипПрограмма
Содержание
Пояснительная записка Курс предпрофильной подготовки, рассчитан на 17 часов
Евангельские притчи и их смысл и образы
Притчевое начало в произведениях литературы XVII- XVIII веков
Притчевое начало в произведениях литературы XIX века.
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева и их притчевое начало
Притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Милостыня"
Притчевое начало в рассказах В.Г.Короленко «Огоньки», «Парадокс»
Притча в литературе XX века
Легенды и притчи в ранних рассказах М.Горького. Их смысл.
Притчевое начало в рассказе Солженицына “Матренин двор”
Фильм-притча «Покаяние» или «Остров»
Подобные работы:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа г. Мичуринска»


Программа элективного

предметно-ориентированного курса

по литературе

для обучающихся 9 класса

(предпрофильная подготовка)


Притча в художественном произведении”


Разработана

учителем русского языка и литературы

муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1»

Воробьевой О.А.


Элективный курс сертифицирован ( июнь 2010)


Мичуринск - наукоград РФ

2010


Элективный курс по литературе

( 9 класс общеобразовательного уровня)

Притча в художественном произведении”
^

Пояснительная записка

Курс предпрофильной подготовки, рассчитан на 17 часов


Логика построения курса : анализ ветхозаветных, новозаветных притч, определение их места в русской культуре, анализ особенностей художественных произведений с учетом евангельских аллюзий.

Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день, они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения.

Очаровательные истории, которые, соединяя в себе мудрость и простоту, учат думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение. Одни из них приносят вдохновение, другие заставляют смеяться, третьи - задуматься. Эти рассказы открывают новые жизненные ориентиры, направляют и предлагают пути будущих изменений и личностного роста .
   

Красота притчи заключается в том, что она не делит человеческий ум на вопрос и ответ. Она просто дает людям намек на то, каким все должно быть. Притчи - это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам. В определенное время или сезон, они прорастут и дадут всходы.    

Поверхностного знакомства с притчей в изучении литературы явно недостаточно, ведь внимательный и литературно грамотный читатель обнаружит притчевые начала во многих произведениях русской литературы: в рассказе А.П.Чехова “Студент”, у В.А.Жуковского “Песнь араба над могилою коня”, у М.Ю.Лермонтова “Три пальмы”, в стихотворениях в прозе И.С.Тургенева, в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина “Богатырь” и других. Есть притчевое начало в отдельных эпизодах романа Л.Н.Толстого “Война и мир”, романах Ф.М.Достоевского, произведениях современных авторов. Притчи, включаемые в художественное повествование, во многом раскрывают суть самих произведений, отвечают на основные вопросы, задаваемые автором, разрешают или, наоборот, создают конфликты, расширяют рамки текста, выводя поставленные в нем проблемы на общечеловеческий план. Поэтому научить воспринимать и понимать произведения одного из самых древних жанров мировой литературы, жанра притчи, живого и по сей день, - значит научить увидеть литературу как многомерное пространство во всей её объёмности, научить видеть в традиционных трактовках программных литературных произведений другой контекст, дать возможность рассматривать их под другим углом зрения.

Актуальность курса: способствует осознанному выбору гуманитарного профиля обучения в старшей школе, расширяет кругозор обучающихся. Показывает специфику гуманитарного профиля через деятельность: работу с текстами, анализ источников, использование документов и т.п. Данный элективный курс не дублирует базовый курс, а раскрывает определенную область, которой в школьной программе уделено недостаточно внимания. Дает представление о жанровом своеобразии притчи и ее духовно-нравственной специфике. Жанр притчи имеет большой воспитывающий потенциал, так как носит не назидательный характер, а в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности.

Целесообразность курса обусловлена возможностью создания пространства интеллектуально-познавательного общения обучающихся, увлеченных изучением лингвистики.  


Проведение элективного курса позволяет сочетать различные виды деятельности: проведение занятий различных типов (в том числе и лекций); изучение элементов лингвистического анализа текстов художественного стиля; подготовка к участию в предметных олимпиадах разного уровня; встречи с учеными-лингвистами МГПИ и других вузов; написание рефератов, статей, докладов, создание пректа как результата изучения курса.


Тип курса: предметно-ориентированный.


Цель курса:

приобщение учащихся к ценностям духовной культуры, формирование нравственных ориентиров, развитие познавательной самостоятельности, развитие лингвистической и коммуникативной компетенций.


Задачи курса:

- способствовать развитию исследовательских навыков учащихся: формированию умения сопоставлять, делать выводы, обобщения;

-способствовать самоопределению ученика и выбору дальнейшей профессиональной ориентации;

-создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;

- подготовить ученика к поступлению в класс избранного профиля и помочь ему оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;

-познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

-активизировать познавательную деятельность школьников;

-повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

Формы занятий: лекции-беседы, беседа с элементами литературоведческого анализа текста, Интернет-экскурс, семинары, практические занятия, комментированное чтение текста, просмотр видеофильмов, создание презентаций к защите индивидуальных проектов.

Аттестационная работа обучающихся по итогам изучения элективного курса – коллективный проект.


Темы аудиторных занятий

Количество часов – 17 часов

№ занятия

Тема

Количество часов

Форма занятия

1.

История возникновения жанра притчи

1

Лекция-беседа


Начало работы над проектом

2.
^

Евангельские притчи и их смысл и образы




1

Комментированное чтение текста

3.
^

Притчевое начало в произведениях литературы XVII- XVIII веков



1


Лекция

Практическое занятие


4.
^

Притчевое начало в произведениях литературы XIX века.


( Анализ повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)


2


Лекция

Семинарское занятие


5.
^

Стихотворения в прозе И.С.Тургенева и их притчевое начало



1


Самостоятельное домашнее чтение и анализ.

Практическое занятие


6.
^

Притча о милостыне и стихотворение в прозе И.С. Тургенева "Милостыня"



1


Комментированное чтение.

7.
^

Притчевое начало в рассказах В.Г.Короленко «Огоньки», «Парадокс»



2


Семинарское занятие



8.
^

Притча в литературе XX века



1


Интернет-экскурс

Семинарское занятие


9.
^

Легенды и притчи в ранних рассказах М.Горького. Их смысл.



1

Беседа с элементами литературоведческого анализа текста


10.
^

Притчевое начало в рассказе Солженицына “Матренин двор”



1


Комментированное чтение текста

11.
^

Фильм-притча «Покаяние» или «Остров»



2


Просмотр и обсуждение

12

Современное состояние жанра притчи



1

Исследовательская работа


13

Повести-притчи Пауло Коэльо и Ричарда- Баха

1

Семинарское занятие



14

Защита проектов


1

Защита исследовательских работ обучающихся



Список литературы :

  1. Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
    Комментарий. — М., 1974

  2. Бабаян Э.И. Ранний Горький. У идейных истоков творчества. - М.,1973

  3. Белов С.В. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. – М, 1974

  4. Воронцов В.Д., Маслов А.П. Восприятие учащимися литературного произведения и методика школьного анализа (под редакцией А.И. Докусова.)  М.,1973

  5. Гудзий Н. К. Лев Толстой. Критико-биографические очерки. — М., 1960

  6. Закон Божий. Первая книга о православной вере. Издание второе,исправленное и дополненное.Copyright 1956 by YMCA-PRESS.Paris (репритное издание).М.-1990

  7. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии. Развитие художественного мышления и речи на уроках литературы. Дрофа, Москва, 2006

  8. Княжицкий А. Притчи..7-9 классы- М: Учебная книга, 1994.



  9. Кузнецов И.В. Коммуникативная стратегия притчи в русских повестях XVII-ХIХ веков. Новосибирск,2004

  10. Лакшин В. Я. Пять великих имен. — М., 1988

  11. Лотман Ю. М. Избранные статьи, том 3. — Таллинн, 1991.- Шаповалов С.А. Анализ художественного произведения “Русское энциклопедическое товарищество” Москва, -2004 г.

  12. Литература и культура Древней Руси.10-11 классы. Под ред. Обернихиной Г.А.

  13. Лихачев Д.С. Славянские литературы как система.: Москва, 1969.

  14. Прокофьев Н.И. Древнерусская притча .: Москва, 1991

  15. Радь Э.А. Трансформация сюжета о блудном «сыне в произведениях русской
    литературы. Самара-Стерлитамак, 2003

  16. Розанов В. В. Мысли о литературе. — М., 1989


  17. Шаповалов С.А. Анализ художественного произведения “Русское энциклопедическое товарищество” Москва, 2004 г.

  18. Шелковникова Л.Ф, Резяпкина Н.А и др. Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в средней школе в условиях обновления содержания образования. Барнаул, 2001 г.

  19. Энциклопедический словарь. Сост. Брокгауз Ф.А. и Эфрон И.А.

  20. Энциклопедический словарь юного литературоведа. Сост. Новиков В.И. и Шкловский Е.А. Москва, 1998.

  21. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе “Директор школы” Москва, 1996 г., выпуск № 2.

Скачать 88.73 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты