Домой

Сценарий учeбного занятия на тему «Умозрение в красках»




Скачать 163.75 Kb.
НазваниеСценарий учeбного занятия на тему «Умозрение в красках»
Дата23.12.2012
Размер163.75 Kb.
ТипСценарий
Содержание
Связь с обязательным минимумом содержания образования
Задачи: Образовательные
Изограф, зограф
7. Тип урока
11. План проведения урока
Примерное содержание беседы
Дети зачитывают свои ответы (несколько человек, по желанию).
Дети говорят о православных храмах, иконах и фресках в них, а также об иконах в домах людей.
Индивидуальные рабочие листы.
Демонстрируя слайды
Демонстрируя иконы
2.Труд иконописца, особенности иконописи.
Переходя к работе с документом
Феофан Грек.
Андрей Рублев.
Сокрытого в небесной славе.
1. Впиши недостающее слово
Таблица для запоминания
4. Домашнее задание
Подобные работы:

Сценарий учeбного занятия на тему

«Умозрение в красках»

(русская живопись XIV - XVI вв.).


  1. Методическое обоснование темы урока

        1. Ступень общего образования: ступень основного общего образования.

          1. Курс истории: История России: с древнейших времен до конца XVI века.

      1. Уровень исторического образования: первый концентр.

            1. Класс: 6

Место в тематическом блоке: один из заключительных уроков в тематическом блоке «Русь Московская», второй из двух уроков по теме «Русская культура XIV - XVI вв.».

    1. ^ Связь с обязательным минимумом содержания образования: изучение истории России в 6 классе выстраивается на основе образовательной программы по истории Министерства образования и науки Российской Федерации.



  1. Развернутая целевая установка урока

    1. Обоснование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока

Цель:

  • познакомить обучающихся с русской живописью XIV - XVI вв. (иконами и фресками Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия), а также с особенностями русской иконописи XIV - XVI вв.;

  • способствовать формированию у обучающихся понимания влияния Православия на развитие отечественной культуры, а также понимания необходимости для каждого гражданина Российского государства знать традиции и ценности православной отечественной культуры.

^ Задачи:

Образовательные:

  • познакомить обучающихся с особенностями русской иконописи XIV - XVI вв.,

  • познакомить обучающихся с иконами и фресками Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия;

Развивающие:

  • развивать у обучающихся навыки работы с историческими источниками (документами), схемами, иллюстрациями;

  • развивать аналитические навыки (анализ фактов и информации, сравнение и обобщение);

  • развивать у обучающихся познавательную активность, зрительное и пространственное восприятие.

Воспитательные:

  • способствовать формированию у обучающихся таких ценностей и личностных качеств как любовь к Родине, чувство красоты и гармонии, эмоциональная отзывчивость.

  • воспитывать уважение к системе ценностей, к достижениям человеческого духа и православной культуры, сформировавшимся в ходе развития истории России;

  • воспитывать у обучающихся собственное отношение к жизни на основе духовности.




  1. Подготовка к уроку

  • Разработка компьютерных презентаций, тестов к уроку;

  • Подготовка индивидуальных рабочих листов;

  • Подготовка раздаточных материалов;

  • Подготовка отрывка из фильма А. Тарковского «Страсти по Андрею» для просмотра на уроке;

  • Подготовка ксерокопий прорисей для выполнения обучающимися домашнего задания.




  1. Ожидаемые результаты

  • Формирование представления об особенностях иконописи XIV - XVI вв.; о русских иконописцах данного периода и их творчестве.

  • Понимание роли Православия в истории России как культурообразующей религии.

  • Понимание необходимости для каждого гражданина Российского государства знать традиции и ценности православной отечественной культуры (в контексте урока – иконопись и роль православной иконы в жизни верующего).


5. Основные термины и понятия

  • «Образ», «Первообраз», канон, «прорись», «изограф», «поновление».

  • Православие как культурообразующая религия в России.

Примерное объяснение терминов и понятий:

Культурообразующая (образующая культуру) религия - религия, традиции которой сохранялись в течении столетий и оказали влияние на все сферы жизни определенного общества, включая мировоззрение, образ жизни, этические нормы, законодательство, творческую сферу. В России такой религией традиционно было Православие.

Понятие «образ» в иконографии относится к конкретному иконописному изображению, понятие «Первообраз» соотносится с тем, кто изображается.

Канон (греч. kanon – норма, образец, правило) – в византийском и древнерусском искусстве свод предписаний и правил изображения лиц, персонажей и событий Священной истории. Иконописный канон изложен в трудах Отцов Церкви, постановлениях церковных соборов. (5, стр.40),

Прорись (от слова «рисунок») - в древнерусском искусстве контурный рисунок на бумаге, образец иконографии. Такой же рисунок, процарапанный по грунту иконной доски («левкасу»), называют графьёй. (5, стр.19)

^ Изограф, зограф – (от греч. «grapho» - пишу и «isos» - равный, подобный) –живописец, иконописец или фрескист. Мастер высокого класса, выполнявший самую ответственную работу – графью или контурный рисунок. (5, стр.20)

Поновление – нанесение нового рисунка по прежнему, едва видимому, на старую, потемневшую от времени икону.


6. Оборудование

  • Учебник «История России: с древнейших времен до конца XVI века»

А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной;

  • Иллюстрации, представленные в компьютерной презентации;

  • Раздаточные материалы к уроку и для выполнения домашнего задания (индивидуальные рабочие листы, отрывки из документов, ксерокопии прорисей).

  • Фильм А. Тарковского «Страсти по Андрею».

^ 7. Тип урока: урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы.

8. Форма проведения урока: комбинированный (мини – лекция, фронтальная беседа, работа с историческими документами).

9. Методы: объяснительно – иллюстративный, эвристический, фронтальная беседа.

10. Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство.


^ 11. План проведения урока:

1. Организационный момент.

2. Совместное с обучающимися определение плана урока.

3. Знакомство с новым.

  • Иконы и фрески. Их роль в жизни православного человека.

  • Труд иконописца, особенности иконописи.

  • Знакомство с иконами и фресками Феофана Грека, Андрея Рублева,

Дионисия.

4. Формулирование выводов, рефлексия.

5. Объяснение домашнего задания

6. Окончание урока (при наличии времени – слайдовая презентация – обобщение; оргмомент).


Ход урока

1. Организационный момент.

Настрой учащихся на работу.

Инструкция по заполнению индивидуальных рабочих листов.

2. Совместное определение плана урока.

В самом начале урока методически целесообразным представляется организовать с обучающимися обсуждение темы урока. Необходимо добиться понимания ими того, о чем будет идти речь на уроке, для чего им будут нужны новые знания, в какой последовательности и каким образом будет организована работа на уроке. цели, задачи

В ходе беседы обучающиеся начинают вносить записи в индивидуальные рабочие листы.

^ Примерное содержание беседы:

Учитель проясняет содержание понятия «живопись» (если обучающиеся испытывают затруднения, к работе привлекается ученик - консультант, работавший со словарем по предварительному заданию учителя). Учитель напоминает, что живопись как вид искусства входит в понятие «культура», об особенностях развития которой на Руси XIV - XVI вв. говорилось на предыдущем уроке.

Так как на прошлом уроке говорилось о том, для чего современным людям необходимо изучать культуру прошлого, учитель организует проверку домашнего задания, в качестве одного из заданий которого детям было предложено закончить фразу:

«Нам важно изучать культуру прошлого, так как ….»

^ Дети зачитывают свои ответы (несколько человек, по желанию).

Далее учитель организует мини – беседу о Православии как культурообразующей религии в жизни российского общества. Совместно с обучающимися делается вывод, что русская живопись XIV - XVI вв. была религиозной. В контексте урока необходимо добиться понимания определения «религиозная живопись» не как «живопись, связанная с религией», «на религиозные темы», а как «живопись, служащая задачам религии» и, конкретно, Православия.

Учитель обращается к жизненному опыту обучающихся и спрашивает, где они могут видеть образцы православной религиозной живописи (изображения, служащие задачам Православия), а также просит назвать их.

^ Дети говорят о православных храмах, иконах и фресках в них, а также об иконах в домах людей.

Подводя детей к пониманию необходимости приобретения новых знаний, учитель задает обучающимся следующие вопросы:

  • Знаете ли вы, для чего создаются иконы и фрески? Какова их роль в жизни православного человека?

  • Знаете ли вы, как создаются иконы?

  • Как вы думаете, много или мало икон и фресок XIV - XVI вв. сохранилось?

  • Знаете ли вы имена древнерусских иконописцев? Почему история сохранила так мало их имен?

  • Знакомы ли вы с их творениями?

Подводя итог, учитель говорит о том, что на уроке дети познакомятся с информацией, которая позволит им ответить на данные вопросы.

На доску вывешивается План изучения нового материала.

Вариант: 1. Иконы и фрески. Их роль в жизни православного человека.

2.Труд иконописца, особенности иконописи.

3. Знакомство с иконами и фресками Феофана Грека, Андрея Рублева,

Дионисия;

3. Знакомство с новым.

Иллюстрации к рассказу учителя проецируются на слайдах.

Учащиеся заносят новую информацию в ^ Индивидуальные рабочие листы.

  1. Иконы и фрески. Их роль в жизни православного человека.

Фрески. Обучающиеся по просьбе учителя формулируют уже знакомое им понятие «фреска» (курс истории Средних веков, а также изучение культуры Древней Руси).

^ Демонстрируя слайды, учитель подчеркивает, что древнерусские храмовые росписи способствовали общению человека с Библией. Сами размеры фресок, их тона оказывали на людей поразительное воздействие – человек начинал чувствовать себя «внутри» изображенных евангельских событий. Благодаря такому эффекту фресковые росписи были одной из активных проповедей христианства.

Иконы. Учитывая то, что дети в основном недостаточно знакомы с православными ценностями и традициями, учителю необходимо сосредоточить особое внимание на роли иконы в жизни православного человека.

^ Демонстрируя иконы, учитель вводит понятия «образ» и «Первообраз».

В ходе беседы обучающиеся выполняют задания в индивидуальных рабочих листах.

В данном смысловом блоке урока учителю необходимо добиться понимания обучающимися главного смысла и назначения православной иконы. Следует подчеркнуть, что икона – это ни в коем случае не «шедевр древнерусского искусства». Ценность иконы – тот духовный мир, который через нее открывается верующим. Следует объяснить, почему икону часто называют «умозрением в красках» (видимым размышлением о небесном мире). Здесь же необходимо сказать о молитвенном назначении иконы – пробуждать у человека духовную потребность молиться, поддерживать предстоящего перед ней в молитве.

Для усиления эмоционального воздействия на детей и более четкого уяснения ими назначения иконы учитель зачитывает отрывок из воспоминаний И. В. Киреевского (6, стр.10):

«Я раз стоял в часовне, смотрел на чудотворную икону Богоматери и думал о детской вере народа, молящегося Ей; несколько женщин, больные, старики стояли на коленях и, крестясь, клали земные поклоны. С горячим упованием глядел я потом на святые черты, и мало – помалу тайна чудесной силы стала мне уясняться. Да, это не просто доска с изображением…века целые поглощала она эти потоки страстных возношений, молитв людей скорбящих, несчастных; она должна была наполниться силой, струящейся из нее, отражающейся от нее на верующих. Она сделалась живым органом, местом встречи между Творцом и людьми. Думая об этом, я еще раз посмотрел на старцев, на женщин с детьми, поверженных в прахе, и на святую икону – и тогда я сам увидел черты Богородицы одушевленными, Она с милосердием и любовью смотрела на этих простых людей… и я пал на колени и смиренно молился Ей».


^ 2.Труд иконописца, особенности иконописи.

Переходя к следующему пункту плана, учитель спрашивает обучающихся – каким, по их мнению, должен быть человек, чтобы написать такую, побуждающую к искренней молитве, икону?

Выслушав предположения детей, учитель подчеркивает, что чрезвычайно ответственное дело иконотворчества требовало от мастера соответствующей жизни - смиренной, праведной.

^ Переходя к работе с документом, учитель говорит, что строгие требования, предъявляемые к жизни мастеров – иконописцев, были закреплены в решении Собора Русской Церкви в 1551 году.

Дети читают документ 1, отвечают на вопросы – как в документе названа иконопись, какими должны быть иконописцы, как и что они должны писать на иконах.

Далее учитель говорит о том, что строгие требования предъявлялись не только к жизни, но и к творчеству иконописцев.

Необходимо подчеркнуть, что во – многом благодаря этим требованиям русская иконопись сохранилась по настоящее время в достаточно неизмененной форме и стала таким уникальным явлением мировой культуры.

Учитель рассказывает о таких особенностях русской иконописи как каноничность, соборность, безымянность (анонимность).

Каноничность. Учитель вводит понятие «канон», рассказывает об образцах и прорисях, применявшихся в иконописной практике.

Познакомив обучающихся с мнением искусствоведов о том, что канон ограничивал творческую свободу иконописца, учитель опровергает данное мнение. Для этого можно использовать рассуждения В. Солоухина из его книги «Черные доски» (6, стр.709)

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что именно каноничность сохраняла иконопись от уклонения в ересь и личные фантазии, способствовала написанию икон не для возбуждения воображения и мечтательности, а истинно духовного содержания.

Соборность. Учитель рассказывает о соборном творчестве иконописцев, кратко – о подготовке иконных досок, о работе доличников, личников, позолотчиков, олифщиков. Здесь же вводятся понятия «графья», «изограф (зограф)». Следует подчеркнуть, что главный мастер был обычно духовным наставником в творчестве для других иконописцев, так как именно от него зависело воплощение священного смысла изображаемого.

Безымянность. Учитель объясняет, почему иконописцы не подписывали свои творения.


Здесь следует упомянуть такие причины, как

  • понимание иконотворчества как выполнения воли Творца (иконописец - лишь «подмастерье» Святого Духа, поэтому забота не о сохранении имени, а о том, как лучше донести Его волю);

  • понимание написания иконы (вследствие соблюдения канонов) как соборного творчества многих поколений иконописцев, а не одного мастера;

  • отношение к иконе как, прежде всего, священному предмету, на котором будет написано имя Божие, поэтому в этом священном пространстве недопустимо помещать свое человеческое (ничтожное, недостойное) имя.

3. Знакомство с иконами и фресками Феофана Грека, Андрея Рублева,

Дионисии.

Переходя к следующему пункту плана, учитель говорит о том, что благодаря историческим документам до нас всё же дошли имена некоторых мастеров того времени.

Следует подчеркнуть, что иконописание было очень распространено на Руси, так как икон требовалось огромное количество. Поэтому, говоря о немногих известных нам мастерах, мы с уважением вспоминаем и других, оставшихся неизвестными.

^ Феофан Грек. Учитель сообщает краткие биографические сведения о мастере, подчеркивая их недостаточность и неполную достоверность.

Организуя работу с документом, учитель сообщает, что в то же время имеется свидетельство современника о том, каким был знаменитый мастер, и о том, какова была его манера работы.

Дети читают документ 2 (отрывок из письма Епифания Премудрого к игумену Кириллу Тверскому) и отвечают на вопросы – в каких городах работал Феофан Грек, был ли он известным мастером, хорошо ли знал мастера автор документа, какова была его манера работы и в чем еще, кроме росписи стен, был искусен мастер.

Затем учитель знакомит обучающихся с творениями Феофана Грека, сопровождая показ слайдов краткими комментариями (см. Презентация «Феофан Грек»).

^ Андрей Рублев. Учитель предлагает обучающимся прочитать документ 3 (отрывок из летописи) и назвать имена главного и младшего мастеров. Учитель спрашивает, что означает слово «чернец» и о чем говорит факт упоминания имени Андрея Рублева в летописи.

Далее учитель знакомит обучающихся с работами Андрея Рублева, сопровождая показ слайдов краткими комментариями, подробно остановившись на «Троице» (см. Презентация «Андрей Рублев»).

Следует отметить постановление Стоглавого Собора 1551 года, где иконотворчество Рублева указывается в качестве образца для последующих поколений иконописцев.

Далее учитель рассказывает о реставрации древнерусских икон и о первой выставке древнерусского искусства 1913 года, об интересе к жизни и творениям Рублева наших современников.

В заключение демонстрируется отрывок из фильма А. Тарковского «Страсти по Андрею» (финальный эпизод в цвете).

Дионисий. Учитель говорит, что и об этом мастере сохранилось мало биографических сведений, в то же время сведений о его работах имеется гораздо больше. Рассказывая о работах Дионисия с показом слайдов, учитель говорит о Ферапонтовом монастыре, где имеются самые ранние в России сохранившиеся без поновлений стеновые росписи. (см. Презентация «Дионисий»).


4. Формулирование выводов, рефлексия.

Переходя к обсуждению полученной информации, формулированию выводов, учитель рассказывает о борьбе с православной религией в годы советской власти (что происходило с храмами, иконоборчество). Для этого можно использовать материал из книги В. Солоухина «Черные доски».

Необходимо обсудить, как сейчас относятся люди к иконам, выяснить, что нового, полезного для себя узнали дети на уроке. При наличии времени можно организовать обсуждение стихотворения К. Д. Бальмонта «Икона» (проецируется на экран или раздается детям). При обсуждении учитель просит объяснить выделенные в стихотворении слова.

Икона темная Христа,

В старинной золотой оправе,

Ты та же сердцу и не та,

Икона темная Христа,

^ Сокрытого в небесной славе.

Ребенку ты была живой,

Весь мрак тобою был низринут,

Весь мир заполнен синевой,

Ребенку ты была живой,

Зачем же я тобой покинут?

Икона вечная Христа,

Твои черты безгласно строги,

Зажгись, бессмертная мечта,

Икона вечная Христа,

Веди по голубой дороге!

Если времени недостаточно, данное стихотворение предлагается для домашнего анализа.

5. Объяснение домашнего задания:

    • &27, ответить на вопросы к документам, стр. 244 - 245, новые термины.

    • Желающим получить дополнительную оценку – письменно продолжить фразы (см. рабочие листы).

    • Работа с прорисью «Троица Ветхозаветная» (необходимо объяснить, как обращаться с полученным рисунком).

Ученикам, желающим узнать о символике цвета в православной иконе, учитель предлагает дополнительный материал для чтения (ксерокопии статьи «Символика цвета и света» из книги Л. С. Ярославцевой «Русская иконография».


6. Окончание урока :

Учитель благодарит за работу, при наличии времени в качестве дополнительного эмоционального воздействия используется слайдовая презентация на песню Светланы Копыловой «Милостив Господь» с использованием фотографий икон и фресок Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия.


Документ 1. «Подобает быть живописцу смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, не могущими же – по закону жениться и браком сочетаться, и приходить к отцам духовным часто и во всём исповедоваться, и по их наставлению и учению жить в посте, и в молитве, и в воздержании со смиреннолюбием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам. Если же кто из самих тех мастеров живописцев или их учеников начнет жить не по правильному установлению в пьянстве и нечистоте и во всяком бесчинстве, то от дела иконного таких отлучать и не велеть того касаться, чтобы боялись сказанного: проклят творящий дело Божие с небрежением».

Документ 2. «Когда я жил в Москве, там проживал и преславный мудрец, философ зело хитрый, Феофан, родом грек, книги изограф нарочитый и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал много различных церквей каменных – более сорока, какие имеются по городам: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Каффе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем. Но в Москве им расписаны три церкви: Благовещения Святой Богородицы, св. Михаила и еще одна. …у князя Владимира Андреевича он изобразил на каменной стене также самую Москву; терем у великого князя расписан (им) невиданною (раньше) и необычайной росписью…

Когда он все это изображал или писал, никто не видел, чтобы он когда – либо взирал на образцы, как это делают некоторые наши иконописцы, которые в недоумении постоянно всматриваются, глядя туда и сюда, и не столько пишут красками, сколько смотрят на образцы. Он же, казалось, руками пишет роспись, а сам беспрестанно ходит, беседует с приходящими и умом обдумывает высокое и мудрое, чувственными же очами разумными разумную видит доброту.

Сей дивный и знаменитый муж питал любовь к моему ничтожеству; и я, ничтожный и неразумный, возымел большую смелость и часто ходил на беседу к нему, ибо любил с ним беседовать»

Документ 3. «В лето 6913 …тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю».

Индивидуальный рабочий лист к уроку ««Умозрение в красках»

(русская живопись XIV - XVI вв.).


^ 1. Впиши недостающее слово

Русская живопись XIV - XVI вв.








Связанная с религией,

на религиозные темы

Служащая задачам религии

(Православия)


2.

^ Таблица для запоминания

Конкретное иконописное изображение




Кто изображается на иконе




Свод предписаний и правил изображения лиц, персонажей и событий

Священной истории




Контурный рисунок на бумаге, образец иконографии.




Контурный рисунок, процарапанный по грунту иконной доски




Мастер высокого класса, выполнявший самую ответственную работу – графью или контурный рисунок





3. Закончи фразу:

1. Предназначение иконы, ее смысл в том, чтобы - ….

2. Мы знаем мало имен древнерусских иконописцев, потому что …

^ 4. Домашнее задание

    • &27, ответить на вопросы к документам, стр. 244 - 245, новые термины.

    • Желающим получить дополнительную оценку – письменно продолжить фразы.

    • Работа с прорисью «Троица Ветхозаветная» (помните, как обращаться с полученным рисунком!).

    • Анализ стихотворения «Икона» К. Д. Бальмонта (объяснить, как вы понимаете выделенные слова).


Список использованной литературы:


      1. Бородина А. В. Основы православной культуры. М.: Покров, 2003.

  1. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. История России: с древнейших времен до конца XVI века. М., 2008.

  2. Сахаров А. Н., Буганов В. И. История России. С древнейших времён до конца ХYII века. М., 2009.

  3. Шевченко Л. Л. Православная культура. 5 год обучения. Книга 1.- М., 2007.

  4. Ярославцева Л. С. Русская иконография. Томск, 2005.

  5. Лепахин В. В. Икона в русской художественной литературе. М., 2002.

  6. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. М., 2000.






Ушакова Томская обл.,

Елена Томский р-н,

Юрьевна МОУ «Поросинская СОШ»

Скачать 163.75 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты