Домой

Пояснительная записка базовый уровень




Скачать 351.17 Kb.
НазваниеПояснительная записка базовый уровень
страница1/3
Дата23.12.2012
Размер351.17 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Совершенствование умений
Требования к уровню подготовки выпускников
Тематическое планирование
Развитие речи
Развитие речи.
Развитие речи
Развитие речи.
Развитие речи.
Развитие речи
Развитие речи
Развитие речи
Развитие речи
Урок внеклассного чтения
Развитие речи
Развитие речи
Развитие речи
Развитие речи
Развитие речи
Развитие речи
Развитие речи.
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3

Пояснительная записка

базовый уровень


Рабочая учебная программа по литературе составлена для МВ(с)ОУ Открытой (сменной) общеобразовательной школы на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Минобразования России, программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2006 г.) и учебников «Русская литература XIX века. 10 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учреждений (автор – В.И.Коровин, М. «Просвещение», 2006г.), «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2005г.).

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.

  • Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся.

  • Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе.

  • ^ Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

По типовой программе на изучение литературы в 10-11 классах отводится 204 часа.

В рабочую учебную программу включен региональный компонент, представленный произведениями коми писателей и поэтов. Задача – познакомить учащихся с лучшими произведениями коми литературы.

На изучение произведений коми поэтов и писателей в 10-11 классах очной формы обучения отводится 20 часов (10 часов в 10 классе, 10 часов в 11 классе).

. Цели изучения коми литературы:

  • приобщение к духовным ценностям народа коми;

  • развитие личности ученика как представителя и умелого хранителя социально-

культурных ценностей Коми края;

  • овладение знаниями о направлениях, художественных особенностях коми

литературы;

  • воспитание гуманного отношения к людям разных национальностей, пробуждение
    интереса к культуре малой Родины.

Основные содержательные линии:

  • знакомство с личностью писателя;

  • определение художественных особенностей произведений;

  • установление взаимосвязей теории коми литературы с теорией русской литературы.

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Программа предусматривает прочное усвоение материала.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.

Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.


^ Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен

Знать/ понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х – ХХ века;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.



^ Тематическое планирование

10 класс


Кол-во занятий

Название раздела. Тема урока. Его основное содержание

Примечание

1

Вводно-повторительный раздел.

Роль литературы в духовной жизни общества. Русская литература в ряду мировой литературы. Основные особенности литературы как вида искусства. Образность, художественная выразительность литературы.

^ Развитие речи. Практическая работа по теме повторения.




2

Произведение как художественное целое.

Основные понятия, используемые при анализе литературного произведения: тема, идея, сюжет, композиция, система образов, язык. Описание (портрет, пейзаж), повествование, диалог, авторские рассуждения как виды литературных текстов.

^ Развитие речи. Практическая работа с отрывками из произведений.




3

Литературные направления в русской литературе.

Классицизм (на примере од М. В. Ломоносова), романтизм

(на примере поэм А. С. Пушкина, В. А. Жуковского).







Контрольная работа 1

д/з

4

А.С.Пушкин.

Стихотворения «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания




5

Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Вновь я посетил…» - философская лирика А.С.Пушкина;

^ Развитие речи. Практика анализа: три стихотворения по выбору: «Сожженное письмо, «Мадонна», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».




6

Поэма «Медный всадник».

Образ Петербурга и прославление личности Петра 1-го., преобразователя России и выдающегося государственного деятеля. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник».




7

М.Ю. Лермонтов.

Своеобразие художественного мира поэта. Молитва как жанр в лирике Лермонтова. Стихотворения «Молитва» («Я, матерь Божия, ныне с молитвою…»).

Философская лирика. «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу» и три стихотворения по выбору.

^ Развитие речи. Практикум по анализу стихов




8

Н.В.Гоголь.

Одна из петербургских повестей по выбору. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях».

^ Развитие речи.

Письменная работа по изученному произведению.

Зачет 1




9

Введение

Россия 2-й половины 19 века. «Золотой век» русской литературы. Расцвет реализма в литературе, живописи, театре. Основные темы и проблемы русской литературы19 века. Выявление уровня литературного развития учащихся.




10

А. Н. Островский

Очерк жизни и творчества. Литературно-театральная деятельность. Островский – создатель реалистической драмы и русской драматургии. Островский и Малый театр.

Драма «Гроза».

^ Развитие речи.




11

Особенности драматургии как вида искусства:

подготовка справочно-информационного материала по теме «Драма как род литературы» с использованием различных пособий, словарей и учебников и составлением списка использованной литературы. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.




12


Вводные уроки по драме «Гроза».

Творческая история драмы «Гроза». Тема, идея, конфликт пьесы. Композиция пьесы, жанр. Два мира, представленные в пьесе. Начало работы над содержанием 1 действия.

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов»

«темного царства».

Душевная трагедия Катерины, ее протест против «темного царства» Нравственная проблематика пьесы.







^ Развитие речи.

Сочинение-миниатюра «Нравы города Калинова».

д/з

13


Работа над содержанием 3 – 4 действий.

Судьба человека в «темном царстве».

Работа над содержанием 5 действия.




14

Обобщающая беседа. Тест на выявление знания текста и навыков рассуждения




15

^ Развитие речи. Обучение работе с критической статьей.

Одновременное составление плана, тезисов, конспекта по статье Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Обучение конспектированию




16

^ Развитие речи. Подготовка к сочинению по драме «Гроза».

Обучение выбору темы, определению объема содержания и границ темы, отбору материала по теме.







Сочинение по драме «Гроза»

д/з

17

^ Урок внеклассного чтения.

Современная русская драматургия.

Пьесы В. Розова, А. Вампилова и др.

Урок внеклассного чтения.

В. П. Астафьев. «Людочка». Аналитическое чтение текста.




18

^ Развитие речи.

Урок-диспут по прочитанному произведению.

Развитие речи. Сочинение - отзыв на прочитанное произведение.

И. А. Гончаров.

Очерк жизни и творчества. Трилогия романов «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».




19

«Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика русской литературы. Выборочное чтение и пересказ-анализ содержания.








«Обломов». Выборочное чтение романа

Обломов, его сущность, характер, судьба.

^ Развитие речи.

Письменная работа по изученному произведению.

Оценка «обломовщины» в критике.

Н. А. Добролюбов. «Что такое обломовщина»?

Д. И. Писарев. «Обломов». Роман И. А. Гончарова».




20

И. С. Тургенев.

Очерк жизни и творчества.

Развитие понятия о романе.

Внеклассное чтение.

«Записки охотника». Чтение и обсуждение рассказов из цикла (по выбору учителя и учащихся ).




21

Роман «Отцы и дети».

Творческая история. Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа. Художественное своеобразие произведения.

Социально-исторический фон, на котором происходит действие романа, средства его изображения в романе (гл. 1-4, 22).







Работа с текстом. Биография и социально-психологический облик дворян Кирсановых.

д/з

22

Комментированное чтение и работа над содержанием по теме:

«Евгений Базаров – герой своего времени». Духовный конфликт героя.

^ Развитие речи.

Составление характеристик героев.




23


Взаимоотношения Базарова с Н. П. и П. П. Кирсановыми.

Чтение и анализ гл. 5 – 11. «Отцы» и «дети» в романе.

^ Развитие речи. Продолжение работы по сбору материала для характеристики героев

Базаров и Одинцова

История любви Базарова к Одинцовой. Работа с текстом романа. Особенности изображения любви в романе.

Базаров и его родители.

Работа с текстом романа ( гл. 3-5, 7, 10, 20-22, 25-28 ).

Сцены болезни и смерти Базарова – анализ эпизода.

Гл. 24 и эпилог.




24

Обобщающие уроки.

Базаров в системе действующих лиц романа. Причины конфликта с окружающими и его одиночество. Нравственный максимализм Базарова. Отношение автора к своему герою. Тест.

Зачет 2




25

Споры вокруг романа «Отцы и дети».

Выборочное чтение и анализ отрывков из критических статей Д. И. Писарева «Базаров», Н. Н. Стахова «Асмодей нашего времени».

Значение творчества И. С. Тургенева в русской и мировой литературе.








^ Развитие речи.

Повторение: типы и виды речи. Обучение стилистической правке текста. Подготовка учащихся к сочинению разных жанров: на сопоставление героев разных судеб, разных характеров, на литературно-публицистическую тему. Обсуждение возможных тем сочинений по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети.








Сочинение по роману «Отцы и дети».

д/з

26

Ф.И.Тютчев

Ф.И.Тютчев - певец русской природы, поэт-философ.

Любовная лирика, раскрытие в ней глубочайших драматических переживаний героя. Стихотворения по выбору учителя и учащихся:

«Полдень», «Весенние воды», «Осенний вечер», «О, как убийственно мы любим..», «Я очи знал -о, эти очи..», «Ты, волна моя морская..», «Весь день она лежала в забытьи..», «Я встретил вас..».




27

А. А. Фет.

Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике Фета, метафоричность его поэзии. Стихотворения по выбору учителя и учащихся:

«Осень», «Прости – и все забудь в безоблачный ты час..», «Одним толчком согнать ладью живую..», «Хоть счастие судьбой даровано не мне..», «На заре ты ее не буди..», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер..», «Шепот, робкое дыханье..», «Какие-то носятся звуки..», «Музе»(«Надолго ли опять мой угол посетила..»).







^ Развитие речи.

Литературно-творческие опыты учащихся.

Урок внеклассного чтения.

Современная русская поэзия.

д/з

28

Урок внеклассного чтения.

А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого.

Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слезы дрожат в твоем ревнивом взоре…», «Против течения…», «Государь ты наш батюшка…».




29

Н. А. Некрасов.

Очерк жизни и творчества.

Лирика Н. А. Некрасова. Основные темы и идеи лирики.

Тема роли поэта и назначении поэзии в жизни общества.

«Поэт и гражданин», «Муза», «Элегия».

Тема Родины и народа.

«Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога», «Школьник», «Несжатая полоса», «В полном разгаре..».




30

Идеал общественного деятеля.

«Памяти Добролюбова».

Любовная лирика поэта (стихотворения по выбору).

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

Замысел поэмы. Отражение в ней социальных противоречий эпохи.

Выразительное чтение поэмы.







Работа с текстом первой части – гл. «Сельская ярмонка», «Пьяная ночь». Изображение крестьянского мира на сельской ярмарке. Мастерство поэта в изображении народной жизни.




31

Многообразие крестьянских типов в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

- Яким Нагой – народный защитник.

- Работа с текстом 3 части. «Последыш».

Работа с текстом главы «Крестьянка» по темам:

«Савелий – богатырь святорусский», «Матрена Тимофеевна».

Краткий пересказ текста. Беседа по тексту.




32

Народ в споре о счастье.

Работа с текстом. Рассказ о Ермиле Гирине.

Сатирические портреты помещиков. Идейный смысл рассказов о грешниках.

Народ и Гриша Добросклонов.

Работа с текстом. Подготовка к сочинению. Проблемы счастья, долга, смысла жизни в поэме.







Контрольная работа 2

Контрольное сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо».

д/з

33


Н.С. Лесков.

Очерк жизни и творчества. Художественный мир писателя.

Повесть «Очарованный странник».

История создания. Смысл названия. Древнерусские традиции в повести.

Работа с текстом повести: пересказ-анализ, выборочное чтение по теме «Принципы жизненной философии главного героя Ивана Флягина.

^ Развитие речи.

Чтение и анализ эпизодов повести по теме «Воплощение в повести русского национального характера». Былинные мотивы в повести.

Тема пути в повести.







Чтение и анализ содержания. Нравственные заветы писателя.

Образ главного героя в повести. Можно ли назвать его праведником?

^ Развитие речи.

Сочинение по повести «Очарованный странник».

д/з

34

М. Е. Салтыков – Щедрин.

Очерк жизни и творчества. Художественный мир писателя.

Гипербола и гротеск в сатире писателя. «Эзопов язык» в произведениях Салтыкова-Щедрина.

Сказки М. Е. Салтыкова–Щедрина. Проблематика и поэтика сказок. Художественное своеобразие сказок.

Чтение и анализ сказки «Дикий помещик».

Чтение и анализ сказки «Премудрый пескарь».




35

Роман «История одного города» как сатирическое произведение. Общее представление о романе. Лекция с сообщениями учащихся.

Чтение и анализ текста романа. Правда о русской действительности. Трагическая судьба глуповцев. Образы градоначальников.







Художественное своеобразие романа. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Жанр памфлета (первоначальное представление).

^ Развитие речи.

Самостоятельная письменная работа по творчеству

М. Е. Салтыкова-Щедрина




36

Знакомство с произведениями современной русской литературы (по выбору)

Письменные работы учащихся – отзывы на прочитанные произведения.

Заключительный обобщающий урок.

Зачет 3



  1   2   3

Скачать 351.17 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты