Домой

От познавательного интереса к творчеству




Скачать 232.69 Kb.
НазваниеОт познавательного интереса к творчеству
Дата23.12.2012
Размер232.69 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Чем же мастерская отличается от обычного урока?
Структура мастерской.
В качестве примера предлагаю урок-мастерскую в 6 классе « Образ Музы в лирике русских поэтов».
Ход занятия. Индуктор. Звучит музыка Вивальди «Весна». Напишите слова, выражающие ваши чувства.
Мастерская реализует принципы
Приложение к уроку Приложение №1
Приложение №2
Пленный рыцарь.
Приложение №3. ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
О стихотворении «Пленный рыцарь».
О стихотворении «Завещание».
В.Г. Белинский о стихотворении «Завещание»
Мастерская «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя “Ревизор”»
Предварительное задание группам
Приложение к уроку Зрители «Ревизора»
Ход: 1.Вступительное слово учителя.
4. Работа с текстом.
Ю. Рюриков ЗАПОВЕДИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Подобные работы:

От познавательного интереса к творчеству

(Использование литературных мастерских для развития творческих способностей учащихся)

Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.

Э. Кант

У каждого ребенка есть свои способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно, для того чтобы они могли проявить свои дарования – это умное руководство со стороны взрослых. Ставя перед собой в начале трудовой деятельности цель: развитие познавательного интереса учащихся к урокам литературы, в дальнейшем пришла к выводу, что поддержание интереса к предмету неразрывно связано с использованием на уроках разнообразных творческих заданий. Любое, даже самое лёгонькое, эпизодическое творческое задание повышает интерес и активность учащихся на уроке. Это такие виды работ, как иллюстрирование, драматизация, лингвистические эстафеты, игры, оформление скучного теоретического материала или правила в виде сигнальной схемы или алгоритма. А самое главное, творческое задание – это возможность самовыражения каждого ребенка и формирование у него субъектного опыта, что делает его одним из важных приемов личностно – ориентированного обучения.

Так родилась новая тема по самообразованию, ставшая продолжением предыдущей, «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы». В начале работы над темой определила для себя следующие проблемы:

  • как повысить эффективность процесса обучения;

  • как активизировать учебный процесс;

  • как создать условия для успешности каждого ученика в обучении;

  • каким образом обеспечить приобретение каждым учащимся в ходе занятий социального опыта.

Работая над данной темой, поняла, что для развития творческих способностей учащихся, необходимо самой подходить к работе творчески. Уроки русского языка и литературы - это та благодатная площадка, на которой нельзя работать без творчества. От первой искорки самостоятельной мысли до потребности рассуждать дети проходят немалый путь. И скорость прохождения этого пути у каждого школьника разная. Поэтому самая главная задача педагога - не упустить этот момент. Необходимо создавать атмосферу, которая может вдохновлять детей, вселять уверенность в себе, развивать творческое начало.

Передовая педагогическая наука знает множество замечательных примеров творческого подхода к преподаванию школьных предметов. У каждого учителя есть свои творческие находки и секреты.


Такой находкой для меня оказались педагогические мастерские, с которыми я познакомилась на курсах «Интерактивные методы обучения».

На курсах мы были ознакомлены с теорией данной технологии, опытом работы Новиковой Ирины Владимировны, учителя лицея №9 г. Астаны, и участвовали в практических занятиях. Я заинтересовалась этой инновацией, мне удалось поработать со статьями по технологии мастерских А.К. Колеченко, Г.К. Селевко, В.В. Гузеева. На уроках-мастерских я не только использую опыт педагогов-новаторов И.А. Мухиной, В.А. Степановой, но уже разработала и провела свои мастерские на уроках литературы.

Использование литературных мастерских помогает решить задачу становления личности ребенка, выявления и развития его индивидуальных способностей, формирования желания и умения учиться. На моих уроках ученик выступает как субъект учебной деятельности, а не объект обучения. Ученик понимается как личность «самостоятельная, творческая, социально ответственная и конструктивно вооружённая».

Каждый ребёнок обладает способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями. Дело лишь в том, какие методы будут применяться в процессе его образования и развития. Учителю, создающему мастерские, теперь уже на правах талантливого мастера, необходимы интенсивные методы обучения и развития личности. Методы, основанные на отношении учителя к ученику как к себе равному, самостоятельном «строительстве» знаний учеников с помощью методов критического отношения к существующим сведениям, самостоятельном решении творческих заданий и уважительном отношении к мнению другого.

Ребята становятся исследователями, но в одиночку поиск правильного решения труден, необходим коллективный поиск, который сопровождается обменом мнений и приводит к результату индивидуальной и совместной деятельности.

^ Чем же мастерская отличается от обычного урока?

Мастерская получила свое название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения.

Цель этой педагогической технологии не прямая передача информации, а совместный поиск новых знаний. Знания на мастерских не даются, а выстраиваются. Ученик имеет право на ошибку, ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.

Учителю необходимо создать атмосферу открытости и доброжелательности, обратиться к чувствам ученика и даже вызвать на откровенность, работать вместе с учениками на равных. Мастерская - это всегда процесс исследования, добычи знаний, маленьких и больших открытий. В процессе мастерской не ставятся оценки, отсутствует критика.

И хотя мастерская напоминает проблемный урок в форме разнообразных игр, дискуссию, спектакль или конкурс рисунков, тем не менее, мастерская живёт и строится на чётко продуманной системе заданий, основой подготовки которых являются диагностика, прогнозирование, взаимодействие с наукой.

Закон мастерской: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, и корректируй себя сам. В этом её главное отличие от традиционного урока, лекции, семинара, так как основной принцип самой лучшей традиционной формы занятий: делай, как я; делай лучше меня.

^ Структура мастерской.

Мастерская состоит из ряда заданий, которые направляют ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз должны осуществлять свой выбор пути исследования, средств для достижения цели, выбора темпа работы. Мастерские имеют общий алгоритм построения:

1 «Индукция» («наведение») – создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Задание должно быть приближено к потребностям учащихся, опираться на их имеющийся опыт. Предлагаемый для постановки проблемы материал должен быть в зоне понимания ребят. Индуктор - слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок – всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

Предлагается задание неожиданное, в чём-то загадочное и обязательно личное.

2. Работа с материалом (текстом, словами, красками, звуками) – «деконструкция». Учащиеся индивидуально анализируют материал, выдвигают свои (иногда безумные) идеи. В мастерских не бывает плохих идей. Каждый работает на своем месте, мешать нельзя. Иногда можно начать с работы в группе.

«Реконструкция» - обсуждение в малой группе, создание промежуточного результата работы. На этом этапе может быть коррекция своей работы, дополнение, улучшение.

4. «Социализация» - представление всем промежуточного результата своего труда, соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных. Задача - не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию. Принцип общения - «нахождение успеха». Ребята находят интересный момент, сообщают автору. Отрицательное не высказывается. Социализация осуществляется по принципу добровольности.

Одна из основных частей социализации - «афиширование»: вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем) в классе и ознакомление с ними. Защита проекта, решения, вывода.

6. «Разрыв» - кульминация творческого процесса: озарение, новое видение, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающее к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке своего нового знания с литературным или научным источником. И появляется новый запрос, у каждого свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники. То, что обычно «спускается» ученику в традиционном преподавании, теперь он запрашивает сам, ищет самостоятельно или с помощью мастера.

Поэтому учителю необходимо не только подготовить различные творческие задания, надо предусмотреть множество заданий - информации, которая будет предложена учащимся, когда в ней возникает необходимость.

7 «Рефлексия» - отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в ходе мастерской. Не оценочные суждения, а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые у них возникли в ходе работы мастерской. Это богатый материал для рефлексии самого мастера, усовершенствования им мастерской, дальнейшей работы.
^

В качестве примера предлагаю урок-мастерскую в 6 классе

« Образ Музы в лирике русских поэтов».

Цель: углубить представление учащихся о Музах, помочь понять поэтичность образа Музы.


Оборудование: магнитофон, бумага, карандаши, краски.

Столы расставлены таким образом, чтобы ребята сидели тремя группами. Учащиеся сидят за столами так, как сидят обычно по рядам.
^

Ход занятия. Индуктор. Звучит музыка Вивальди «Весна». Напишите слова, выражающие ваши чувства.

Социализация. Записываю на доске. (Утро, радость, любовь, покой, грусть, красота, природа, хорошее настроение).


Деконструкция. Представьте, что вы поэты А. Фет, С.Надсон, Е. Баратынский. Вас посетила Муза, и вы хотите нарисовать ее образ в стихах. Какие из предложенных слов вы используете? Выберите поэта, от чьего имени вы решили написать стихотворение.

На доске написаны слова девушка, красота, свет, радость, богиня, любовь, образ, волосы, речь, слезы, смех, вдохновение, туман, солнце, грезы, мечты, душа. Социализация. Называют выбранные слова.

Реконструкция. Каждый из вас выступал от лица определенного поэта, займите места за первым столом «Феты», за вторым – «Надсоны», за третьим – «Баратынские». ( Ребята пересаживаются)

Откройте книги (называю страницы хрестоматии), прочитайте стихотворение выбранного вами поэта. Сравните ваш набор слов с оригиналом. Социализация. Ученики делятся своими впечатлениями.

Разрыв. Прочитайте стихотворения других поэтов.

  • К какому стихотворению больше подходят ваши слова? Социализация. Ребята делают открытия, восхищаются совпадениями.

  • Не хотите ли поменять фамилию? (Ребята пересаживаются, если считают, что им ближе Муза другого поэта.)

  • Докажите текстом, выводами правильность вашего выбора.

Работа в группах. Составление кластера.
















Задания группам.

  1. Найдите метафоры и эпитеты, помогающие автору создать неповторимый образ Музы.

  2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.

  3. Нарисуйте иллюстрацию к стихотворению и защитите свою работу.

Рефлексия. Закончите фразу. Сегодня я понял (а)…

Кто-то из ребят обязательно обратит внимание на слова, записанные в начале урока, заметит сходство чувств, возникших от музыки и чтения стихотворения, сравнит свои чувства и чувства поэта. Если этого не произойдет, надо обратить внимание ребят на эту запись, чтобы они восхитились, что умеют слышать и видеть так же, как поэты. Им захочется написать стихотворение и, хотя мастерская не предполагает домашнего задания, нужно пойти им навстречу.

^ Мастерская реализует принципы:

- Равенство всех участников, включая мастера. Все способны к творчеству, саморазвитию.

- Ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации. Отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Вместо этого в качестве стимулов - самооценка, самокоррекция, самовоспитание.

- Сочетание индивидуальной и коллективной работы, что создает атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры, даёт реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

- Важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики.

- Работа мастерской основывается на природном материале и результатах духовной деятельности человечестве, прежде всего языке. Поэтому язык - важнейший материал для работы мастерских, и не только литературных.

- Возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата.

- Нравственная ответственность каждого за свой выбор, деятельность и её результаты, так как иначе рождается своеволие.

Как видим, принципы мастерских отвечают задачам современного обучения и воспитания и требованиям Государственных Стандартов образования.

Ознакомившись с теорией личностно - ориентированного обучения, обратила внимание, что принципы мастерских реализуют задачи данного направления. Предлагаю схему, отражающую взаимосвязь принципов организации мастерских и задач личностно – ориентированного обучения.

В заключение хочется сказать, по каким бы программам мы ни работали, какую ни осваивали технологию, мы должны обеспечить наиболее полное развитие индивидуальности и способностей каждого ребенка. Должны помнить, что делаем это для того, чтобы помочь подрастающему человеку осознать свое место в многообразном и взаимозависимом мире, научить рационально мыслить, принимать оптимальные решения, руководствоваться в жизни общечеловеческими моральными и этическими ценностями.

ПРИЛОЖЕНИЕ




Мастерская погружения в мир лирического героя

(урок по лирике М.Ю. Лермонтова в 8 классе)


Цель: помочь учащимся понять глубину лирики М.Ю. Лермонтова, мысли и чувства лирического героя; научить вдумчиво читать лирические произведения; активизировать мыслительную деятельность; развивать творческие способности каждого ребенка, умение анализировать лирическое произведение на уровне личного восприятия.

Оборудование: портрет М.Ю. Лермонтова.

Ход занятия: 1Индуктор. Звучит музыка.

Напишите, какие чувства вызвала музыка? Социализация. Учитель записывает слова, называемые учащимися, на доске. (Горе, грусть, печаль, волнение, страх, смерть, отчаяние, одиночество, разлука, несчастье.)

2 Работа в группах. Кто хотел бы попробовать себя в роли узника, пленного рыцаря, раненого солдата?

(Занимают места за определённым столом).

Выберите из предложенных слов (напечатаны на карточках) те, которые вы бы отнесли к выбранной вами теме.

3. Работа с текстом.

  1. К какому стихотворению подходят выбранные вами слова?

  2. А теперь прочитайте стихотворения М.Ю. Лермонтова "Сосед", "Пленный рыцарь", "Завещание" и докажите правильность вашего выбора строками стихотворения, своими выводами. ( Приложение №1)

4.Работа над образом героя. Кто-то хочет поменять стихотворение? (Пересаживаются)

Ещё раз читают стихотворение.

Коллективное составление кластера.




Сопоставление кластера и слов, записанных на доске после прослушивания музыки.

5.Анализ стихотворения. Задания в группах:

1.Назвать художественные приемы и языковые средства.

2.Подготовить выразительное чтение своего стихотворения.

3.Нарисовать иллюстрацию.

6. Разрыв. Обращаются к литературоведческим комментариям. (Приложение №2)

7. Социализация. Афиширование. Представление результата работы.

(Рисунки вывешиваются на доске.)

8. Рефлексия. Закончите фразу " Я умею чувствовать… "

Примерные ответы:

- красоту поэзии Лермонтова.

  • состояние другого человека.

  • музыку.

  • то же, что чувствует лирический герой.

- радость от открытия мира другого человека.

^

Приложение к уроку

Приложение №1



Слова-карточки

ПЕЧАЛЬ ТОВАРИЩ СТЕНА ТЮРЬМА ЧАСОВОЙ ДРУГ ЛЮБОВЬ ТИШИНА МЕЧТА СЛЁЗЫ НАДЕЖДА КРОВЬ ПТИЦА РЕШЁТКА БИТВА СМЕРТЬ РОДИНА ВРАГ ОКОВЫ ПИСЬМО БОЛЬ ДОСПЕХИ ЖИЗНЬ РАБОТА ВЕРНОСТЬ ВРАГ ДОРОГА ПРИРОДА ДОМ СВОБОДА

^

Приложение №2

Стихотворения М.Ю. Лермонтова.


СОСЕД.

Кто б ни был ты, печальный мой сосед,

Люблю тебя, как друга юных лет,

Тебя, товарищ мой случайный,

Хотя судьбы коварною игрой

Навеки мы разлучены с тобой

Стеной теперь - а после тайной.

Когда зари румяный полусвет

В окно тюрьмы прощальный свой привет

Мне, умирая, посылает

И, опершись на звучное ружьё,

Наш часовой, про старое житьё

Мечтая, стоя засыпает, -

Тогда, чело склонив к сырой стене,

Я слушаю - и в мрачной тишине

Твои напевы раздаются.

О чём они – не знаю; но тоской

Исполнены, и звуки чередой,

Как слёзы, тихо льются, льются…

И лучших лет надежды и любовь –

В груди моей все оживают вновь,

И мысли далеко несутся,

И полон ум желаний и страстей,

И кровь кипит – и слёзы из очей,

Как звуки, друг за другом льются.


^ ПЛЕННЫЙ РЫЦАРЬ.

Молча сижу под окошком темницы;

Синее небо отсюда не видно:

В небе играют все вольные птицы;

Глядя на них, мне и больно и стыдно.

Нет на устах моих грешной молитвы,

Нету ни песни во славу любезной:

Помню я только старинные битвы,

Меч мой тяжёлый да панцирь железный.

В каменный панцирь я нынче закован.

Каменный шлем мою голову давит,

Щит мой от стрел и меча заколдован.

Конь мой бежит, и никто им не правит.

Быстрое время – мой конь неизменный.

Шлема забрало – решётка бойцы,

Каменный панцирь – высокие стены,

Щит мой – чугунные двери темницы.

Мчись же быстрее, летучее время!

Душно под новой бронёю мне стало!

Смерть, как придёт, подержит мне стремя;

Слезу и сдерну с лица я забрало.


ЗАВЕЩАНИЕ

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть;

На свете мало, говорят,

Мне остаётся жить!

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж… Да что? моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

А если спросит кто-нибудь…

Ну, кто бы ни спросил,

Скажи им, что навылет в грудь

Я пулей ранен был,

Что умер честно за царя,

Что плохи наши лекаря

И что родному краю

Поклон я посылаю.

Отца и мать мою едва ль

Застанешь ты в живых…

Признаться, право, было б жаль

Мне опечалить их;

Но если кто из них и жив,

Скажи, что я писать ленив,

Что полк в поход послали

И чтоб меня не ждали.

Соседка есть у них одна…

Как вспомнишь, как давно

Расстались… Обо мне она

Не спросит… всё равно,

Ты расскажи всю правду ей,

Пустого сердца не жалей;

Пускай она поплачет…

Ей ничего не значит!

^

Приложение №3.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

В. Г. Белинский о стихотворении «Сосед»

Прочтите «Соседа» Лермонтова – и хотя бы вы никогда не были в подобном обстоятельстве, но вам покажется, что вы когда-то были в заключении, любили незримого соседа, отделенного от вас стеною, прислушивались и к мерному звуку шагов его, и к унылой песне его, и говорили к нему про себя… Эта тихая грусть души сильной крепкой, эти унылые, мелодические звуки, льющиеся друг за другом, как слеза за слезою; эти слезы, льющиеся одна за другою, как звук за звуком,- сколько в них таинственного, невыговариваемого, но так ясно понятного сердцу! Здесь поэзия становится музыкой…

«Стихотворения М. Лермонтова»

^ О стихотворении «Пленный рыцарь».

Еще одно более позднее стихотворение Лермонтова на тему узничества, но написанное в форме своеобразного иносказания, - «Пленный рыцарь». Стихотворение трагично по своему содержанию: пленный рыцарь торопит время, приближающее смерть. Жизнь беспросветна, невыносима, и узник готов добровольно отдаться в руки смерти («…сдерну с лица я забрало»).

Беленький Г.И.

^ О стихотворении «Завещание».

Стихотворение позднего Лермонтова, один из наиболее совершеннейших образцов его лирики. Построено как предсмертный монолог героя, обращённый, по-видимому, к его боевому товарищу. В личности героя отчетливо различимы признаки народного характера. Герой «Завещания» верен своему патриотическому долгу; его любовь к родине сказывается и в приверженности к родному краю, которому раненый посылает свой предсмертный привет. Однако основной тон стихотворения составляют <…> гордость, неудовлетворённость. Эта горькая нота звучит в стихотворении с нарастающей силой; возникающий в конце образ женщины с «пустым сердцем» как бы концентрирует в себе всё то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий армеец. …. Простотой и обыденностью своих слов, за которыми стоит привычный уклад жизни …, умирающий как бы подавляет свои страдания, заклинает свою боль. Вместе с тем трагическое волнение, глубокая печаль, затаившиеся в речи героя, в его негромком и будто бы спокойном голосе, прорываются на поверхность в перебоях речи, многочисленных паузах в середине и в конце стиха «Поедешь скоро ты домой: / Смотри ж… Да что? моей судьбой, /Сказать по правде, очень/Никто не озабочен».

Лермонтовская энциклопедия

с. 173


^
В.Г. Белинский о стихотворении «Завещание»

…Это похоронная песнь жизни и всем её обольщениям, тем более ужасная, что её голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и худое и хорошее – всё равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идёт себе как оно хочет … Отца и мать жаль огорчить…Возле них есть соседка- она не спросит о нем, но нечего жалеть пустого сердца- пусть она поплачет: ведь ей это нипочем! Страшно!

Но поэзия есть сама действительность, и поэтому она должна быть неумолима и беспощадна, где дело идет о том, что есть или что бывает… Кто не печалился и не плакал, тот и не возрадуется, кто не болел, тот и не выздоровеет, кто не умирал заживо, тот и не восстанет…

«Стихотворения М. Лермонтова»


^ Мастерская «Комическое в пьесе Н.В. Гоголя “Ревизор”»

(урок литературы в 8 классе)


Цель: помочь учащимся увидеть и понять мастерство Гоголя в создании комических персонажей, ситуаций; научить смеяться над недостатками: лицемерием, глупостью, легкомыслием, ханжеством, а значит, вытеснять их из жизни и изживать их в себе.

^ Предварительное задание группам: Подготовьте инсценирование самой смешной сцены комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (по выбору учащихся).

Ход: 1.Индуктор. Звучит звукозапись смеха.

Вопрос: почему они смеются? (Им смешно.)

Подберите антоним к слову смешно. (Грустно.)

Запишите.

2. Деконструкция. За две минуты запишите, когда человеку смешно, а когда грустно.

Социализация. Слушая друг друга, дополняют свои записи.

А можно смеяться над человеком? А над пороками? (Учащиеся обмениваются своими мыслями).

3.Работа над образами героев.

На доске написаны персонажи и пороки.

Хлестаков самоуправство

городничий взяточничество

судья злословие

Добчинский и Бобчинский безделье

Земляника легкомыслие

почтмейстер трусость

Лука Лукич Хлопов чрезмерное любопытство

Задание: Выберите каждому персонажу порок, характерный для него. Социализация.

4. Реконструкция. Работа в парах. Вернитесь к своим первоначальным записям причин, вызывающих смех. Можно ли отнести какие-то из них к комедии Гоголя «Ревизор»?

Ответ обоснуйте. Социализация.

5. Закончите мысль.

В комедии «Ревизор» Гоголь смеется…

Варианты записаны на доске:

  • над недостатками городских чиновников.

  • над порядками в России.

  • над нелепой путаницей.

  • над всем человечеством.

  • над ошибками городничего.

Обсуждают в группах. Социализация.

6.Афиширование. Инсценирование. Работа в группах. После каждого представления «режиссер» комментирует замысел группы.

Дополните свои записи, ответив на вопрос: над чем смеется автор в этой сцене?

Вернитесь к своим первоначальным записям и подчеркните те, которые вы нашли в комедии.

7. Разрыв. Комедия высмеивает типичные пороки? Обращение к воспоминаниям зрителей – современников Гоголя. (Приложение)

Зачитайте строки, которые доказывают, что смех- это «честное благородное лицо» (Гоголь Н.В.) в пьесе.

8. Обсудите в группах и запишите, почему не все смеялись во время действия пьесы. Социализация.

9.Рефлексия. Комедия заканчивается немой сценой. Справедливость восторжествовала. Значит ли это, что жизнь остановилась? Мы то знаем, что через минуту герои оживут. Значит ли это, что жизнь пойдет своим чередом?

Обсудите и запишите, как бы вам хотелось, чтобы закончилась эта история. Социализация.
^

Приложение к уроку

Зрители «Ревизора»



Мне, свидетелю этого первого представления, позволено будет сказать – что изображала сама зала театра в продолжение четырёх часов замечательнейшего спектакля, когда-либо им виденного. Уже после первого акта недоумение было написано на лицах (публика была избранная в полном смысла), словно никто не знал, как должно думать о картине, только что представленной. Недоумение это возрастало потом с каждым актом. Как будто находя успокоение в одном предположении, что даёт фарс, - большинство зрителей, выбитое из всех театральных ожиданий и привычек, остановилось на этом предположении с непоколебимой решимостью. Однако же в этом фарсе были черты и явления, исполненные такой жизненной истины, что раза два, особенно в местах наименее противоречащих тому понятию о комедии вообще, которое сложилось в большинстве зрителей, раздавался общий смех. Совсем другое произошло в четвёртом акте: смех по временам ещё перелетал из конца залы в другой, но это был какой-то робкий смех, тотчас же пропадавший; аплодисментов почти совсем не было; зато напряжённое внимание, судорожное, усиленное следование за всеми оттенками пьесы, иногда мёртвая тишина показывали, что дело, происходившее на сцене, страстно захватывало сердца зрителей. По окончании акта прежнее недоумение уже переродилось почти во всеобщее негодование, которое довершено было пятым актом. Многие вызывали автора потом за то, что написал комедию, другие за то, что смеялись, но общий голос, слышавшийся по всем сторонам избранной публики, был: «Это – невозможность, клевета и фарс…»

П. В. Анненков.


В. И. Панаев приходил в ужас от того, что «Ревизора» дозволили играть на сцене. По его мнению, это была своеобразная карикатура на администрацию всей России, которая охраняет общественный порядок, трудится для пользы отечества, и вдруг какой – то коллежский регистраторишка дерзает осмеивать не только низший класс чиновников, но даже самих губернаторов.

А. Я. Панаева.

Некоторые из нас видели тогда тоже и «Ревизора» на сцене. Все были в восторге, как и вся вообще тогдашняя молодежь.

Мы наизусть повторяли потом друг другу, подправляя и пополняя один другого, целые сцены, длинные разговоры оттуда.

Из воспоминаний В. В. Стасова.

На это лето (в 1848 г.) труппу отправили в Ростов. На первых представлениях я по болезни не был. После мне рассказывали, какой скандал случился там при открытии театра. Давали «Ревизора». Кажется, пьеса эта шла здесь ещё в первый раз. Публики был полон театр. Городничий Ростова, как на грех, имел тоже двойную фамилию, вроде Сквозника – Дмухановского. При первых сценах его начало коробить: он стал озираться на публику, которая грохотала, взглядывая на своего городничего, их утеснителя. Едва кончился первый акт, как он взбежал на сцену и начал ругаться и кричать: «Как смели вы написать и представлять публично такой пасквиль на начальство…» На сцене все стояли в недоумении. Дорошенко – вежливо, но с лукавой улыбкой объяснил ему, что пьеса эта написана известным писателем Гоголем и что её представляют в столице. В доказательство показал ему печатную книгу.

  • Врете. Не может быть, чтобы дозволили такое неприличное глумление. Я запрещаю продолжать. Играйте что-нибудь другое…- кричал во все горло озлобленный начальник города.

  • Но это нельзя, полковник…- возразил Дорошенко.

  • Не дозволю, не дозволю… В тюрьму вас всех спрячу…- орал городничий.

И.И. Лавров.


Публика хохотала чрезвычайно много, но я ожидал гораздо большего приема. Это меня чрезвычайно изумило, но один знакомый забавно объяснил мне эту причину: помилуйте, говорит, как можно было ее (комедию) лучше принять, когда половина публики берущей, половина дающей. И последние разы это оправдали: принималась комедия чрезвычайно хорошо, принималась с громкими вызовами, и она теперь в публике общим разговором, и до кого она не коснулась - все в восхищении, а остальные морщатся. Вчера играл я в четвертый раз, и публика принимает ее теплее и теплее, театр всегда бывает полон.

М. С. Щепкин.


Мастерская по рассказу К.Г. Паустовского

«Телеграмма» (урок литературы в 8 классе)

Цель: высвободить внутренние творческие силы ребёнка, его интеллектуальный и эмоционально-эстетический потенциал.

Задачи:

- актуализировать знания каждого ребёнка;

  • дать учащимся возможность открыть себя в работе с текстом художественного произведения;

  • создать условия для формирования своего читательского мнения;

  • способствовать формированию высокой нравственной позиции.

Оборудование: иллюстрации к рассказу, бумага, краски, магнитофон, аудиокассета.

^ Ход: 1.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы подведем итог нашей работы над рассказом К.Г. Паустовского «Телеграмма». Работа в мастерской поможет вам проявить ваши знания и способности, выразить свое отношение к героям и проблемам, поставленным в произведении.

1.Индуктор. Запишите все ассоциации со словом телеграмма. Записываем на доске слова радость, новость, встреча, родные, дружба, любовь, горе, разлука, боль, приезд, немедленное сообщение, текст, смерть. Составление кластера.

2.Деконструкция. На доске записаны фразы:

  • очень много работы.

  • нет времени.

  • нет денег.

- далекое расстояние.

  • возникли личные проблемы.

Задание: выберите причины, по которым люди долгое время не могут приехать домой. Запишите. Социализация.

3.Реконструкция. Работа над композицией рассказа на основе домашнего задания.

Задание: обсудите в группе свои композиционные планы рассказа, составьте общий, подберите к каждой части эпиграф из текста.

1 часть «Мать». «Эх, горе, ее горькое, страдание неписаное?»

2 часть «Дочь». «Эх ты, сорока!»

3 часть «Телеграмма» «За добро плати добром, не будь пустельгой».

4 часть. Эпилог.

^ 4. Работа с текстом. К. Г. Паустовского считают мастером детали. Задание: Подумайте, какой многозначный смысл заключен в выделенных выражениях. Обсудите в парах. В группах. Ответ обоснуйте.

Текст 1 группы. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.

Примерный ответ: Ночник - «единственное живое существо», он вздрагивает, передавая тревогу хозяйки, её грусть, боль. Одновременно он будто сигнализирует о беде, просит помощи и участия.

Текст 2 группы: Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был клён. Его она посадила, уже девушкой-хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.

Примерный ответ: Дерево воспринимается Катериной Петровной как живое. Она отождествляет свое состояние слабости, одиночества, безысходности с его: «некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Кроме того, каждый предмет в доме, деревья в саду, с которыми связана вся жизнь Катерины Петровны, одухотворяются автором с целью подчеркнуть ужас одиночества старой женщины – глубину ее тоски по дочери

Текст 3 группы: Манюшка, шмыгая носом, отнесла это письмо на почту, долго засовывала его в почтовый ящик и заглядывала внутрь, - что там? Но внутри ничего не было видно – одна жестяная пустота.

Примерный ответ: Пустота – Настя не находит времени написать матери долгожданное письмо; жестяная пустота – бездушие, неоправданная жестокость дочери.

5. Живая картинка. А теперь обратимся к жизни Насти. Инсценирование эпизода «Настя у скульптора Тимофеева».

Задание группам: 1 группе: Поделитесь своим мнением о Насте на основе увиденного.

2 группе: Расскажите о жизни Насти от ее лица.

3 группе: Передайте состояние Насти после того, как она поняла смысл телеграммы.

Обсуждают в группе. Социализация.

6. Разрыв. Рассказ называется «Телеграмма». И обе телеграммы отправляет Тихон. Именно ему принадлежат слова, обращенные к Манюшке: «За добро плати добром, не будь пустельгой» Выясняем понимание слова пустельга. Подумайте и ответьте, почему эти слова обращены к Манюшке? Социализация. Вернитесь к записям причин, по которым человек долгое время не может приехать домой. Изменилось ваше мнение? Социализация. Ребята приходят к выводу, что человек всегда должен приезжать к родным. Нет ничего важнее благодарного чувства к отчему дому, близким.

7. На доске прикреплены три сердца: 1. Настя.

2. Катерина Петровна.

3. Другой герой.

Человек не может жить без сердца. Но порой в сердцах людей уживаются любовь и ненависть, дружба и предательство, добро и зло. Главным критерием человечности считается обладание такими качествами, как великодушие, сердечность, душевность. Литературный герой воспринимается нами как живой человек. Значит, и их сердца наполнены различными чувствами. Сейчас вам предстоит трудное задание, которое позволит мне узнать, насколько глубоко вы поняли героев рассказа К. Г. Паустовского. Прошу каждого из вас вырезать символический образ героя в виде геометрической фигуры, закрасить цветом, наиболее соответствующим его нравственным качествам. Ребята пересаживаются по группам в зависимости от выбранного сердца.

Афиширование. Ребята наклеивают фигуры на силуэт сердца и защищают свою композицию.

8. Обобщение. Рассказ о взаимоотношениях матери и дочери называется «Телеграмма». Напишите пятистишие на тему телеграмма.

9.Рефлексия. Выразите свое отношение к работе в мастерской и определите ее перспективы, свои мечты, продолжив фразу «Я сегодня понял(а)...»


Воспитание – это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна глубокая интуиция, и глубокие знания.
^

Ю. Рюриков

ЗАПОВЕДИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ





  1. Воспитание успешно, если оно системно.

  2. Не навреди.

  3. Создай условия для осознанной деятельности ребенка.

  4. Учитывай уровень развития ребенка.

  5. От сотрудничества к сотворчеству.

  6. Дойди до каждого.

  7. Не упусти момент первого успеха ребенка.

  8. Предоставь возможную самостоятельность ребенку.

  9. Оценивай поступок, а не личность.

Скачать 232.69 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты