Домой

Менеджмента качества тпу




НазваниеМенеджмента качества тпу
страница1/4
Дата23.12.2012
Размер3.34 Mb.
ТипРеферат
Содержание
Квалификационные требования
Квалификационные требования
Квалификационные требования
Квалификационные требования
1. Общие положения
2. Форма итоговой аттестации
3. Структура государственной аттестационной комиссии
4. Порядок проведения итоговой государственной аттестации
1. Общие положения
2. Подготовка и проведение итогового междисциплинарного экзамена
Исходные данные к ВКР
1. Общие положения
2. Форма итоговой аттестации
3. Структура государственной аттестационной комиссии
4. Порядок проведения итоговой государственной аттестации
5. Права выпускников, получивших квалификацию “дипломированный специалист (инженер)"
1. Общие положения
2. Подготовка и проведение государственного экзамена
1. Общие положения
2. Структура выпускной квалификационной работы
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3   4



Министерство образования Российской Федерации


Томский политехнический университет

________________________________________________


сИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА тпу


ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ТПУ


ТОМСК 2002

Винокуров Б.Б., Караушев В.Ф., Лисицын В.М., Сергеев В.М., Цим­балист Э.И., Чудинов В.Н., Шмойлов А.В. Итоговая аттестация выпускников ТПУ. Сб. документов. Издание 3-е, перераб. и доп. - Томск: Изд.ТПУ, 2002г. - 74с.


Сборник содержит комплекс взаимосвязанных документов, регламентирующих состав и содержание мероприятий, связанных с организацией, методическим обеспечением и проведением итоговой аттестации выпускников ТПУ трех уровней, предусмотренных структурой профессиональных образовательных программ. Сборник предназначен для сотрудников ТПУ, участвующих в образовательном процессе подготовки специалистов различных уровней образования. Материалы сборника могут быть использованы преподавателями и сотрудниками других вузов.


Итоговая аттестация выпускников ТПУ Сб. документов.

Рассмотрен и одобрен научно-методическим советом ТПУ 22 ноября 2001 года.


Комплекс документов «Итоговая аттестация выпускников ТПУ» утвержден приказом ректора ТПУ от 18 декабря 2001 года № 221/од в качестве документов системы менеджмента качества ТПУ, соответствующих разделу 8.2.3 “Контроль образовательного процесса” действующего “Руководства по качеству ТПУ”.


 Томский политехнический университет, 2002.

 Винокуров Б.Б., Караушев В.Ф., Лисицин В.М., Сергеев В.М., Цимбалист Э.И., Чудинов В.Н., Шмойлов А.В., 2002.


ВВЕДЕНИЕ


Сборник содержит комплекс взаимосвязанных документов, регламентирующих состав и содержание мероприятий, связанных с организацией, методическим обеспечением и проведением итоговой аттестации выпускников ТПУ трех уровней, предусмотренных структурой профессиональных образовательных программ.

Представленные документы преследуют следующие цели:


  • обеспечить единую, общую методологическую основу объективной оценки качества профессиональной подготовки выпускников различных направлений и образовательных траекторий;

  • нормировать структуру и содержание основных средств выявления и объективной оценки уровня подготовки выпускников - междисцип­линарного экзамена, выпускных квалификационных работ;

  • определить общие требования к организационным мероприятиям и методической документации, обеспечивающим проведение государственной аттестации выпускников.


Документы базируются на принятой в ТПУ концепции, предусматривающей наличие в образовательном процессе нескольких траекторий профессионального образования (бакалавр - магистр; бакалавр - дипломированный специалист и др.), ориентированных на достижение общей конечной цели - подготовку специалистов высшей квалификации.

Представленные в сборнике документы следует рассматривать в их иерархической соподчиненности. Это означает, в частности, что профессиональные качества бакалавра как выпускника первого образовательного уровня - базового высшего образования - в полном объеме должны быть включены в состав профессиональных качеств выпускников последующих образовательных уровней - дипломированных специалистов и магистров.

Положения и рекомендации, образующие содержание сборника, распространяются на все подразделения Учебного управления ТПУ.

Документы, включенные в настоящий сборник, разработаны на основе Федеральных законов "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", других нормативно-правовых актов.

При разработке документов использован опыт подготовки выпускников разных образовательных ступеней на факультете автоматики и вычислительной техники ТПУ.

В содержание настоящей, третьей редакции сборника, внесены изменения и дополнения, обусловленные появлением Государственных образовательных стандартов нового поколения и других нормативных документов, а также опытом использования его предыдущих изданий на факультетах и кафедрах ТПУ.


^ Квалификационные требования

к качеству подготовки выпускников ТПУ различных ступеней высшего профессионального образования


Квалификационные требования (КТ) - документ, определяющий состав и содержание показателей качества подготовки в виде перечня знаний и умений, которыми каждый выпускник должен владеть после завершения той или иной профессиональной образовательной программы.

Основная функция КТ как составной части системы организационно-методического обеспечения образовательного процесса ТПУ - нормировать состав и содержание профессионально необходимых качеств, характеризующих квалификацию бакалавра, магистра, дипломированного специалиста и подлежащих экспертной оценке на заключительном этапе соответствующей ступени обучения.

Квалифицируемые качества, приводимые в нижеследующих разделах, с одной стороны, обобщают требования к уровням образованности бакалавров, магистров и дипломированных специалистов, указанные в соответствующих образовательных стандартах различных направлений ТПУ, а с другой, - конкретизируют эти требования в разнообразных видах и формах профессиональной деятельности, в ее компонентах (цели, средства и т.п.) и условиях реализации.

Содержание КТ приведено в соответствие с содержанием документов, регламентирующих организацию и проведение междисциплинарного экзамена, выполнение и защиту выпускных квалификационных работ и др.

Состав, структура и содержание квалификационных требований к выпускникам ТПУ различных образовательных ступеней отображаются следующими положениями.


^ Квалификационные требования

к профессиональным качествам бакалавра


Бакалавр должен быть профессионально подготовлен к деятельности, связанной с анализом и оценкой качества продукции определенного вида, типа и назначения (далее - объект анализа: технический объект, технологический процесс, информационный продукт) для получения объективной информации, обеспечивающей подготовку и принятие решений - технических, технологических, организационных, управленческих и других.

Специфика этой деятельности определяет следующий минимум требований к качеству подготовки бакалавра.

1. Выпускник ТПУ - бакалавр должен знать и понимать:

1.1. Строение и основные закономерности функционирования социальных, политических, экономических, правовых, производственных и других составляющих внешней и внутренней структуры государства как объективных факторов реализации и развития профессиональной деятельности.

1.2. Общее строение жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, предпосылки и условия ее осуществления в различных сферах -социальной, экономической, политической, производственной и др.

1.3. Систему социальных норм (этических, нравственных, правовых и др.), мировоззренческих и ценностных установок, регулирующих отношение личности к природе, обществу, самой себе.

1.4. Функции, структуру и закономерности становления и развития науки, техники и технологии. Принципы их взаимодействия как факторы общественного, технического и технологического прогресса.

1.5. Содержание, строение, функции и сферы применения естественных, математических, социальных, гуманитарных и профессионально - ориентированных дисциплин (наук) в их взаимосвязи и взаимодействии.

1.6. Научную и научно-техническую лексику (терминологию), ее коммуникативно-информационные и методологические функции, правила определения, анализа и применения в различных видах, формах и способах общения.

1.7. Общие методы и принципы применения как отдельных дисциплин, так и их совокупностей в решении профессиональных задач.

1.8. Общее строение и условия реализации профессиональной деятельности как результата общественного разделения труда, виды профессий, их взаимосвязи и т.п.

1.9. Состав, содержание и назначение нормативных документов, используемых в оценке качества профессиональной деятельности и ее результатов.

1.10. Структуру инновационного процесса, содержание его основных стадий (этапов) и их связь с различными профессиями, квалификациями, видами и формами профессиональной деятельности.

1.11. Состав, строение, функции и условия эффективного применения информационных средств интеллектуальной деятельности - пакетов прикладных программ, баз данных и др.

1.12. Способы поиска, получения, хранения и представления социальной, экономической, технической, технологической и т.п. информации в различных информационных средах (глобальные, локальные сети).

1.13. Общие (основные) закономерности формирования и развития духовной и материальной культуры как специфического способа жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом.

1.14. Общие условия и основные принципы формирования индивидуальной (личностной) культуры в разных сферах жизнедеятельности и профессионального труда.

2. Бакалавр должен уметь:

2.1. Применять принципы, законы, следствия и другие составляющие естественных, гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин для анализа конкретных объектов в сферах их разработки, производства, сбыта и применения.

2.2. Выполнять системное описание объекта анализа, его над- и подсистем, обеспечивающих получение полного объема исходной информации для постановки аналитической задачи, определения целей и способов ее разрешения.

2.3. Выбирать и системно описывать прототип - эталонный объект, обладающий высшим уровнем качества и/или реализующий новейшие достижения науки, техники и технологии.

2.4. Обоснованно выбирать критерий сравнения (оценки), соответствующие ограничения, квалиметрическую шкалу и метод сравнения (оценки).

2.5. Осуществлять анализ и оценку системных свойств заданного объекта методами, обеспечивающими получение его качественных и количественных характеристик как информационную базу данных планируемого инновационного процесса.

2.6. Выполнять необходимые расчеты, испытания и/или эксперименты с применением соответствующих методик, средств измерений и испытательного оборудования.

2.7. Применять методы поиска, обработки, анализа и оценки научной, технической, технологической, социальной и экономической информации, связанной с разработкой , производством, сбытом и применением анализируемого объекта и его прототипа.

2.8. Систематизировать, классифицировать и обобщать полученную информацию, оформлять и представлять ее в виде аналитических записок, обзоров, рефератов и т.п.

2.9. Осуществлять коммуникативное взаимодействие и деловое общение со специалистами различных уровней квалификации и сфер профессионального труда.

2.10. Эффективно и в соответствии с существующими нормами пользоваться профессиональным языком в его различных формах (математической, графической, знаковой и др.) при подготовке и осуществлении коммуникативной деятельности с использованием разнообразных средств и способов коммуникации - устная и письменная речь, чертежи, схемы и др.

2.11. Применять современные и осваивать перспективные информационные (компьютерные) технологии.

2.12. Выполнять точный перевод со словарем технической, технологической, социально-экономической и другой необходимой информации, публикуемой на иностранном языке и содержащейся в различных источниках - статьях, патентах, каталогах, проспектах, владеть иностранным языком для бытового и профессионального общения.

2.13. Анализировать профессиональную деятельность, объективные и субъективные условия ее реализации, получаемые результаты и последствия.

2.14. Оценивать соответствие данной профессии собственным жизненным интересам, потребностям, уровню квалификации и возможностям дальнейшего повышения профессионального мастерства.


^ Квалификационные требования

к профессиональным качествам дипломированного специалиста


Дипломированный специалист должен быть профессионально подготовлен к инновационной деятельности, содержанием которой является синтез инженерных решений, обеспечивающих создание товарной продукции - технических объектов, технологий, информационных продуктов, материалов, веществ и услуг ( далее -предмет деятельности) - на уровне мировых достижений и/или превышающем его.

Специфика этой деятельности определяет следующий минимум требований к качеству подготовки дипломированного специалиста.

1. Дипломированный специалист должен знать и понимать:

1.1. Цели, задачи и формы государственного управления развитием материального производства и его основных составляющих - техники, технологии, информатики; принципы государственной политики в области распределения и потребления соответствующих товаров и ресурсов на внутреннем и внешнем рынках.

1.2. Систему социальных норм, мировоззренческих и ценностных ориентиров, регулирующих, с одной стороны, взаимоотношения личности, техники, технологии, а с другой, - взаимодействие техники и технологии с окружающей их природной, социальной и культурной средой.

1.3. Особенности строения, функционирования и развития сфер применения техники, технологии и информатики: промышленность, транспорт, оборона, здравоохранение и т.п.

1.4. Социальные, экономические, производительные и другие функции техники, технологии и информатики; объективные и субъективные факторы их возникновения и развития как антропогенных (искусственных) систем.

1.5. Принципы и условия взаимодействия фундаментальных (естественных, точных, и др.), прикладных (общетехнических, технологических и т.л.) и специальных наук как предпосылки осуществления инновационного процесса.

1.6. Принципы организации и закономерности функционирования сфер разработки и производства товарной продукции как основных сред реализации своих профессиональных качеств.

1.7. Внешнюю и внутреннюю структуру инновационного процесса, его этапов и фаз в их взаимодействии с источниками материального, информационного, финансового и т.п. обеспечения.

1.8. Общую структуру, закономерности функционирования, объективные и субъективные факторы реализации, совершенствования, развития профессиональной (инженерной) деятельности, ее отдельных видов и форм - поисковой, проектной, производственной, организационно-управленческой и др.

1.9. Приемы, способы и средства системного описания предмета профессиональной деятельности, которое должно включать:

  • характеристику внешней среды, в условиях которой функционирует данный предмет;

  • структурные, функциональные и принципиальные схемы предмета;

  • концептуальные, математические, логические модели преобразовательного процесса, протекающего в данном предмете;

  • систему параметров и характеристик, определяющих потребительские свойства предмета и уровень его качества;

  • условия производства, сбыта и применения предмета в различных сферах жизнедеятельности общества.

1.10 Функции, строение и условия эффективного применения на этапах инновационного процесса методов анализа и синтеза инженерных решений, к которым относятся:

  • методы инженерного творчества;

  • методы теоретического и экспериментального анализа технических объектов, технологий, информационных продуктов и др.;

  • методы поиска, обработки и представления научно-технической информации;

  • методы оценки качества инженерных решений;

  • методы принятия решений;

  • методы прогнозирования последствий реализации инженерных решений.

1.11. Основные приемы и способы поиска и использования материально - вещественных, энергетических, финансовых и других ресурсов, обеспечивающих практическое осуществление инновационного процесса и/или его отдельных этапов.

1.12. Функции, устройство и условия рационального применения интеллектуальных и технических средств поддержки профессиональной (инженерной) деятельности.

1.13. Критерии и способы оценки качества профессиональной (инженерной) деятельности и ее результатов - технических и технологических идей, проектов, методов, технологий.


2. Дипломированный специалист должен уметь:

2.1. Выполнять анализ и оценку рыночной ситуации, возникшие и/или прогнозируемые потребности в технике, технологии, информационных продуктах.

2.2. Синтезировать результаты анализа рынка в виде технического задания на проведение поисковых, проектных и др. работ.

2.3. Синтезировать технические, технологические и др. идеи, потенциально удовлетворяющие выявленные потребности, запросы и требования.

2.4. Разрабатывать программу организации и проведения инновационного проекта в виде бизнес-плана.

2.5. Организовывать и осуществлять кооперативную (коллективную) деятельность специалистов различных профилей и уровней квалификации на этапах инновационного процесса.

2.6. Разрабатывать программу организации и осуществления отдельных видов инженерной деятельности - поисковой, проектной, инженерной, экспериментальной, квалиметрической и др.

2.7. Выбирать и эффективно применять существующие методы, способы и средства инженерной деятельности.

2.8. Применять современные и осваивать перспективные системы автоматизированного проектирования конструкций и технологий, испытаний, контроля и т.п.

2.9. Совершенствовать известные и разрабатывать новые методы, способы и средства осуществления отдельных видов инженерной деятельности на различных этапах инновационного процесса.

2.10. Синтезировать оптимальные инженерные решения в виде проектной документации, состав и качество которой отвечают требованиям государственных стандартов.

2.11. Разрабатывать всесторонне обоснованные способы внедрения результатов инженерной деятельности в сферах производства и потребления.

2.12. Оформлять, документировать, сертифицировать и рекламировать результаты инженерной деятельности.

2.13. Анализировать и оценивать инженерную деятельность (собственную, других), совершенствуя ее как в целом, так и в отдельных ее элементах.

2.14. Разрабатывать инструкции, методики, предписания и т.п. нормативную документацию.

2.15. Владеть иностранным языком на уровне, обеспечивающем перевод научно-технической литературы со словарем и деловую связь с международным сообществом инженеров посредством сети телекоммуникаций.


^ Квалификационные требования

к профессиональным качествам магистра


Магистр должен быть профессионально подготовлен к выполнению теоретических и экспериментальных исследований в данной предметной области для получения научных знаний, определяющих пути, способы и средства совершенствования существующих и создание новых технических объектов, технологий, информационных продуктов, материалов и услуг.


1. Магистр должен знать и понимать:

1.1. Общие предпосылки и условия осуществления научно-исследовательской деятельности, закономерности ее функционирования и взаимодействия с инженерной деятельностью.

1.2. Закономерности развития познавательной (теоретической) и практической (экспериментальной) деятельности.

1.3. Закономерности развития науки, техники и технологии.

1.4. Идеалы, эталоны, критерии научной теории и эксперимента.

1.5. Общую структуру процесса научного исследования.

1.6. Условия и предпосылки процесса научного творчества, его общую структуру.

1.7. Структуру и функции научной гипотезы, проблемы, задачи.

1.8. Структуру и динамику процесса формирования научной теории.

1.9. Основы методологии научного познания объективного мира.

1.10. Основные методы и способы эффективного использования материальных, информационных, финансовых и других ресурсов в индивидуальной и совместной научно-исследовательской деятельности.

1.11. Дидактические, педагогические и методологические принципы функционирования образовательного процесса.

1.12. Методы и способы выявления и оценки результатов образовательного процесса.

1.13. Методы анализа и оценки образовательной программы конкретной учебной дисциплины.


2. Магистр должен уметь:

2.1. Выявлять и формулировать научные проблемы в данной предметной области.

2.2. Формулировать и структурировать цели научных исследований - теоретических и экспериментальных.

2.3. Генерировать научные гипотезы, предположения, идеи и разрабатывать программы их экспериментальной проверки.

2.4. Обосновывать и разрабатывать модели исследуемых явлений и процессов как средства создания соответствующей теории.

2.5. Разрабатывать и обосновывать программы теоретического и/или экспериментального решения научной проблемы или задачи.

2.6. Объективно интерпретировать и оценивать результаты научных исследований.

2.7. Анализировать и оценивать существующие методы, способы и средства теоретического и экспериментального исследования объектов в данной предметной области.

2.8. Совершенствовать известные и разрабатывать новые методы, способы и средства теоретических и экспериментальных исследований.

2.9. Применять современные и осваивать перспективные информационные средства и технологии научных исследований.

2.10. Разрабатывать способы внедрения результатов исследований в сферу производства, потребления и услуг.

2.11. Излагать и документировать результаты выполненных исследований в соответствии с нормами научных коммуникаций.

2.12. Прогнозировать последствия реализации полученных результатов в социальной, экономической, производственной, потребительской и других сферах жизнедеятельности общества.

2.13. Применять дидактические, педагогические и методологические принципы для анализа образовательного процесса в целом и его элементов.

2.14. Разрабатывать и обосновывать программу изложения (изучения) конкретной учебной дисциплины.

2.15. Разрабатывать методику изложения лекции, проведения практического занятия, лабораторной работы, курсового проекта или выпускной квалификационной работы.

2.16. Владеть иностранным языком на уровне, обеспечивающем перевод научной литературы и деловое общение с международным научным сообществом.


ПОЛОЖЕНИЕ

об итоговой аттестации выпускников ТПУ,

претендующих на получение квалификации (степени) “бакалавр”


^ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целями итоговой аттестации являются определение уровня подготовки выпускника, претендующего на получение квалификации (степени) “бакалавр” и соответствия подготовки требованиям образовательного стандарта по конкретному направлению; решение вопроса о присвоении квалификации (степени) “бакалавр” и выдаче выпускнику диплома бакалавра; о целесообразности дальнейшего обучения выпускника в ТПУ; разработка рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки студентов в ТПУ.


^ 2. ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

2.1. Итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) и итогового междисциплинарного экзамена (МДЭ).

2.2. Защита выпускной квалификационной работы имеет целью оценку степени подготовленности выпускника к профессиональной деятельности.

2.2.1. Выпускная квалификационная работа выполняется в форме системного анализа известного технического изделия, технологического процесса или программного продукта, раскрывающего знания и умения выпускника, приобретенные им в процессе изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин. Отдельные фрагменты выпускной работы могут быть результатом выполнения курсовых проектов по названным группам дисциплин.

2.2.2. Тема выпускной квалификационной работы, ее руководитель и консультанты определяются не позднее, чем за 6 месяцев до ее защиты. Руководитель выпускной квалификационной работы должен иметь ученую степень (ученое звание) или квалификацию дипломированного специалиста.

2.3. Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению должен определять уровень усвоения студентом материала, охватывающего содержание основных дисциплин естественно - научного, гуманитарного и общепрофессионального циклов.

Программа итогового междисциплинарного экзамена разрабатывается группой экспертов, утверждается деканом факультета и доводится до сведения выпускников не позднее, чем за месяц до проведения экзамена. Форма экзамена (письменный, устный или др.) выбирается выпускающей кафедрой.

2.4. Для завершения подготовки выпускной квалификационной работы, ее защиты и сдачи итогового междисциплинарного экзамена в учебном графике выделяются 4 недели.


^ 3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

3.1. Итоговая аттестация осуществляется Государственной аттестационной комиссией (ГАК) по каждому направлению подготовки со сроком полномочий до конца текущего календарного года. Председатель ГАК утверждается Министерством образования РФ. Председатель ГАК не должен быть сотрудником ТПУ, должен иметь ученую степень доктора наук, ученое звание профессора или быть ведущим специалистом предприятия, организации.

3.2. Государственная аттестационная комиссия состоит из двух экзаменационных комиссий (ЭК): по приему итогового междисциплинарного экзамена и защите выпускных квалификационных работ, соответственно.

3.3. Состав ЭК (в количестве не менее 3-х человек - по приему итогового междисциплинарного экзамена и не менее 5-и человек - по защите выпускных квалификационных работ) утверждается приказом ректора (см. Приложение М).

3.4. В состав ГАК включаются преподаватели кафедр, осуществляющих подготовку по направлению, а также преподаватели общетехнических, естественно - научных кафедр и кафедр социально-экономического цикла.

3.5. Председателями ЭК назначаются ведущие специалисты научных центров, вузов или предприятий соответствующих сфер деятельности.

Председателем одной из ЭК может быть председатель ГАК.


^ 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

4.1. Время работы ГАК утверждается приказом по учебному управлению по представлению выпускающей кафедры не позднее, чем за один месяц до начала ее работы и доводится до сведения студентов.

4.2. Выпускающая кафедра не позднее, чем за два месяца до начала работы ГАК знакомит студентов с порядком проведения итоговой аттестации, объявляет график проведения консультаций по подготовке к итоговому междисциплинарному экзамену, защите выпускной квалификационной работы.

4.3. Итоговой аттестации подвергаются студенты, завершившие полный курс обучения по основной профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все предусмотренные учебным планом аттестационные испытания. Допуск студентов к итоговой аттестации производится в установленном порядке соответствующим распоряжением декана факультета.

4.4. Итоговый междисциплинарный экзамен должен предшествовать защите выпускной квалификационной работы. Результаты сдачи указанного экзамена служат основанием для решения вопроса о продолжении или прекращении процедуры итоговой аттестации относительно каждого из выпускников. К продолжению аттестации допускаются только студенты, сдавшие междисциплинарный экзамен с оценкой не ниже «удовлетворительно». Соответствующее решение принимает и документально оформляет деканат.

4.5. На каждого студента, допущенного к продолжению итоговой аттестации - защите выпускной квалификационной работы, деканат составляет и передает в ГАК документы, содержащие сведения о результатах изучения студентом всех дисциплин, предусмотренных данной профессиональной образовательной программой, об участии его в научных исследованиях, конференциях, конкурсах и т.д., а также результаты сдачи студентом междисциплинарного экзамена и отзыв руководителя с оценкой деятельности студента в процессе выполнения им выпускной квалификационной работы. Состав и форма документов, содержащих перечисленные выше сведения, устанавливаются Учебным управлением ТПУ.

4.6. Все решения ГАК о результатах сдачи итогового междисциплинарного экзамена, защиты выпускной квалификационной работы, о присвоении квалификации (степени) “бакалавр” и выдаче соответствующего диплома принимаются простым большинством голосов членов комиссии. В случае равенства голосов "за" и "против" председателю ГАК предоставляется право окончательного решения. Особые мнения членов комиссии фиксируются и отражаются в протоколе ГАК.

4.7. Оценка итоговой аттестации осуществляются по четырехбалльной системе: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". ЭК может принять решение о выдаче выпускнику диплома с отличием, достигшему особых успехов в освоении профессиональной образовательной программы и прошедшему все виды текущих аттестационных испытаний с оценкой "отлично" не менее 75%, остальные не ниже оценок "хорошо", а также итоговые аттестационные испытания с оценкой "отлично".

4.8. Результаты сдачи итогового междисциплинарного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы записываются в приложение к диплому раздельно и учитываются при установлении рейтинга студента.

4.9. Студентам, не защитившим выпускную квалифи­кационную работу или не сдавшим итоговый междисциплинарный экзамен , предоставляется право повторной защиты или сдачи экзаменов через один год, в процессе работы следующей ГАК. Студенту, не защитившему ВКР, может быть выдан по его просьбе диплом о неполном высшем профессиональном образовании с приложением перечня изученных дисциплин и полученных оценок.

4.10. В случае неявки студента на защиту выпускной квалификационной работы или для сдачи итогового междисциплинарного экзамена по заявлению студента ГАК рассматривает и решает вопрос о новых сроках проведения аттестации в период действия своих полномочий.

4.11. Все спорные вопросы, возникающие в ходе итоговой аттестации, разрешаются администрацией ТПУ в порядке, установленном действующим законодательством.


5. ПРАВА ВЫПУСКНИКОВ, ПОЛУЧИВШИХ КВАЛИФИКАЦИЮ (степень) "БАКАЛАВР"

5.1. Получение квалификации (степени) "бакалавр" дает выпускнику право на продолжение образования с целью получения квалификации “дипломированный специалист” или квалификации (степени) "магистр",

5.2. Получение квалификации (степени) "бакалавр" дает право выпускнику на занятие на предприятиях, в организациях и учреждениях должностей, требующих профессионального образования соответствующего уровня.

5.3. Лица, получившие квалификацию (степень) “бакалавр”, имеют право указывать ее в документах, статьях и т.п.


ПОЛОЖЕНИЕ

о структуре выпускной квалификационной работы

выпускников ТПУ, претендующих на получение

квалификации (степени) “бакалавр”


1. Общие положения

1.1. Выпускная квалификационная работа является обязательным компонентом итоговой аттестации выпускников высшего профессионального образования (бакалавров) и преследует цели сопоставления достигнутого выпускником уровня общетехнической и специальной подготовки с требованиями образовательного стандарта ТПУ по конкретному направлению подготовки. В соответствии с концептуальной моделью, принятой в Томском политехническом университете, бакалавр должен быть подготовлен к выполнению таких видов профессиональной деятельности, функции и содержание которых иерархически и/или субординационно подчинены функциям и содержанию деятельности профессионалов более высоких уровней квалификации, например, руководящего персонала среднего и высшего звена, инженеров, магистров и т.д.

1.2. Качество профессиональной подготовки бакалавра может быть объективно выявлено на основе результатов системного анализа известных технических устройств, технологических процессов, программных продуктов и т.п. объектов, выполненного выпускником самостоятельно с использованием знаний, усвоенных им в рамках дисциплин естественно - научного, общетехнического и специального циклов.

1.3. Содержательно и предметно выпускная квалификационная работа должна соответствовать образовательной программе данного направления профессиональной подготовки.

1.4. Выпускная квалификационная работа должна выполняться на основе индивидуального задания, содержащего необходимую исходную информацию в объеме, достаточном для проведения комплексного (системного) анализа определенного конкретного объекта (предмета) будущей профессиональной деятельности.

1.5. Выпускная квалификационная работа должна оформляться в виде пояснительной (аналитической) записки и чертежей, выполненных в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.


2. Структура выпускной квалификационной работы


Выпускная квалификационная работа должна отражать определенную совокупность аналитических действий выпускника, их логическую взаимосвязь и полученные результаты. Соответственно этому ее структурными элементами должны быть следующие разделы.

2.1. Системное описание объекта анализа.

Раздел должен содержать всестороннее, полное и глубокое описание свойств объекта, указанного в индивидуальном задании. Описание должно отображать: физические и логические принципы строения и функционирования объекта, его общие и специфические свойства (технические, эксплуатационные, потребительские и др.), условия использования в той или иной сфере жизнедеятельности общества, а также другие сведения, конкретизирующие содержание и смысл системных показателей "качество" и "технический уровень" объекта (процесса, изделия, продукта, товара).

2.2. Выбор прототипа.

Раздел должен содержать: обзор источников информации об объектах, функционально адекватных (аналогичных) анализируемому; выбор объекта, обладающего высшим уровнем качества или синтезирующего в себе передовые достижения науки, техники и технологии; описание свойств выбранного объекта, обосновывающих возможность и необходимость его использования в качестве эталона для последующего анализа.

2.3. Критический анализ объекта.

Раздел должен содержать: определение общей и частных целей анализа; выбор отвечающих целям средств, методов и способов анализа; логически упорядоченную последовательность аналитических действий, реализующих выбранные методы и способы; качественные и количественные результаты, полученные при их посредстве.

Структурными элементами данного раздела должны быть следующие подразделы.

2.3.1. Функциональный анализ объекта: качественное (математическое, логическое) и количественное (расчетное) определение параметров объекта, характеризующих его назначение и функционирование в составе той или иной внешней системы; сопоставление с аналогичными свойствами и параметрами прототипа.

2.3.2. Структурный анализ объекта: качественное и/или количественное определение параметров (надежность, стабильность, устойчивость, ресурс и т.п.), характеризующих инвариантность его функциональных свойств при изменении внешних и внутренних условий функционирования; сопоставление с аналогичными параметрами прототипа.

2.3.3. Технологический анализ объекта: качественное и/или количественное определение технологических параметров, характеризующих процесс создания и применения объекта соответственно его жизненному циклу; сопоставления с аналогичными показателями прототипа.

2.3.4. Экономический анализ объекта: качественное и/или количественное определение экономических параметров, характеризующих затраты на том или ином этапе жизненного цикла объекта, экономическая эффективность его применения и др.; сопоставление с соответствующими показателями прототипа.

2.3.5. Эргономический анализ системы "человек - объект -внешняя среда": выявление и определение факторов, характеризующих взаимодействие человека с объектом и окружающей его внешней средой; выявление и оценка возможных последствий такого взаимодействия; сопоставление эргономических параметров анализируемого объекта и прототипа.

2.4. Обобщение результатов анализа.

Раздел должен содержать информацию, обобщающую частные результаты, полученные ранее. Здесь должны быть систематизированы и оценены все существенные свойства объекта и прототипа, определяющие уровень их качества, а также указаны пути, средства и способы совершенствования объекта, их целесообразность, перспективность, прогрессивность и т.п.

  1. По рекомендации выпускающей кафедры и в соответствии с желанием выпускников в выпускную квалификационную работу могут быть включены в качестве дополнительного раздела материалы, отображающие результаты теоретических и/или экспериментальных исследований объекта, его моделирование (физическое, математическое), а также элементы проектирования объекта или его отдельных фрагментов.

2.6. Соотношение объемов каждого из разделов выпускной квалификационной работы, указанных в п.п.2.3 - 2.5 настоящего Положения, определяется в индивидуальном порядке руководителем работы, исходя из особенностей анализируемого объекта, требуемой глубины анализа и значимости последнего в решаемой задаче.

2.7. Вопросы конкретизации содержания разделов выпускной квалификационной работы, при возникновении такой необходимости, решаются руководителем работы совместно с консультантами - представителями кафедр, обеспечивающих теоретическую подготовку по дисциплинам данного образовательного направления.


ПОЛОЖЕНИЕ

об итоговом междисциплинарном экзамене

для выпускников ТПУ, претендующих на получение

квалификации (степени) “бакалавр”


^ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с "Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений РФ" итоговый междисциплинарный экзамен (МДЭ) является обязательным компонентом итоговой аттестации выпускников первой образовательной ступени - бакалавров наряду с выпускной квалификационной работой (ВКР).

1.2. Целью МДЭ является выявление и объективная (экспертная) оценка уровня теоретической подготовки выпускника относительно общих требований к уровню его образования, определяемых государственным образовательным стандартом данного направления.

1.3. Уровень теоретической подготовки выпускника определяется составом усвоенных им теоретических знаний и методов, а также умением осознанно, эффективно применять их при решении задач анализа объектов и процессов в различных предметных областях жизнедеятельности общества и человека.

1.4. МДЭ носит комплексный характер и ориентирован на выявление у каждого из экзаменующихся целостной системы базовых знаний и умений, образующих основу для последующего профессионального самоопределения выпускника и повышения его квалификации.

1.5. Конкретный состав учебных дисциплин, охватываемых МДЭ, определяется выпускающей кафедрой и утверждается Советом факультета, исходя из требований Государственного образовательного стандарта и стандарта ТПУ к уровню подготовки бакалавра данного образовательного направления.

1.6. МДЭ является заключительным этапом образовательного процесса, осуществляемым в форме самостоятельной познавательной деятельности выпускника.


^ 2. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА


2.1. МДЭ организуется и осуществляется в форме собеседования экзаменующегося с группой экспертов - членов Экзаменационной комиссии (ЭК), наделенной в установленном порядке соответствующими полномочиями

2.2. Средством, определяющим содержание собеседования выпускника с экспертами, являются экзаменационный билет и/или экзаменационная задача, своим содержанием и структурой отвечающие требованиям п.1.4. настоящего "Положения" и утвержденной "Программе МДЭ" данного образовательного направления.

2.3. Программа МДЭ является обязательным элементом организации итоговой аттестации бакалавра и должна отображать: состав учебных дисциплин, включаемых в экзамен; перечень теоретических разделов, тем и вопросов, охватывающих основное содержание каждой из таких дисциплин; рекомендуемые для подготовки к МДЭ источники учебной информации; образцы экзаменационных билетов (задач); критерии оценки качества устных и письменных ответов экзаменующихся.

2.4. Содержание экзаменационных билетов разрабатывается выпускающей кафедрой, утверждается ее заведующим и должно соответствовать одному из рекомендуемых ниже вариантов. Экзаменационный билет может включать в себя:

2.4.1. Перечень частных вопросов, относящихся к различным теоретическим разделам каждой из учебных дисциплин, включенных в программу МДЭ.

2.4.2. Перечень комплексных вопросов, каждый из которых объединяет теоретические разделы нескольких учебных дисциплин, включенных в программу МДЭ.

2.4.3. Перечень частных и комплексных вопросов, образующих сочетание вариантов, указанных в п.п. 2.4.1, 2.4.2.

2.4.4. Один (системный) вопрос, объединяющий и/или связывающий в одно целое конкретные теоретические разделы всех учебных дисциплин, включенных в программу МДЭ.

2.5. Экзаменационная задача по своему содержанию, строению и предметной определенности должна быть комплексной, системной. Объем информации, необходимой для ее решения, должен соответствовать отдельным теоретическим разделам всех учебных дисциплин, включенных в программу МДЭ.

2.5.1. Экзаменационная задача должна удовлетворять следующим требованиям:

-задача должна быть предметно определенной, конкретной;

-условие задачи должно ориентировать экзаменующегося на поиск ее решения в общем аналитическом виде, допускающем последующий качественный и количественный анализ полученного результата;

-условие задачи должно ориентировать экзаменующегося на поиск, выбор и обоснование метода (способа) ее решения.

2.5.2. Решение экзаменационной задачи предъявляется экспертам - членам ЭК в письменном виде, отражающем процесс решения задачи и включающем все необходимые математические соотношения, графические и словесные пояснения, обоснования, выводы.

2.6. Экспертной оценке на заключительной стадии МДЭ подвергаются:

2.6.1. Устные ответы экзаменующегося на вопросы экзаменационного билета и на вопросы членов ЭК.

2.6.2. Письменное решение экзаменационной задачи, представленное экзаменующимся в ЭК, и его устные ответы на вопросы членов ЭК.

2.7. Оценка результатов сдачи МДЭ осуществляется по четырехбалльной шкале оценок: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

Решение об оценке ЭК принимает коллегиально и утверждает путем голосования ее членов, простым большинством голосов.

2.8. Программа итогового междисциплинарного экзамена доводится до сведения выпускников не позднее, чем за 1 месяц до проведения экзамена.

РЕКОМЕНДАЦИИ

по составлению задания на выполнение

выпускной квалификационной работы бакалавра


1. Тема ВКР. Формулируется в виде наименования конкретного объекта анализа (технического объекта, технологического процесса, программного продукта) с указанием особенностей его назначения, применения, производства.

2. ^ Исходные данные к ВКР.. Указываются в виде перечня (списка) источников информации, содержащих необходимые теоретические и практические сведения о строении, функционировании, условиях применения объекта анализа и/или в виде перечня его основных технических, технологических, информационных характеристик (параметров) и требований к ним.

3. Содержание аналитической (расчетно - пояснительной) записки.

3.1. Формулировка (определение) цели работы. В разделе формулируется содержание (смысл) желаемых конечных результатов ВКР: для чего выполняется анализ данного объекта, в чем состоит теоретическая и/или практическая значимость, ценность результатов, в какой форме (количественной, качественной) они должны быть представлены.

3.2. Системное описание объекта анализа. В разделе раскрываются и указываются следующие особенности анализируемого объекта как целостной системы:

3.2.1. Входы и выходы объекта, их количество и вид (энергетические, информационные, материально-вещественные), другие особенности.

3.2.2. Характеристика источников энергии, информации и материалов(веществ), воздействующих на входы объекта анализа и обеспечивающих его функционирование в соответствии с назначением.

3.2.3. Характеристика потребителей энергии, информации и материалов (веществ), связанных с выходами объекта анализа.

3.2.4. Характеристика внешней среды, в условиях которой функционирует или должен функционировать объект анализа (состав, состояние, воздействие на объект анализа).

3.2.5. Общие (принципиальные) черты внешнего и внутреннего строения объекта анализа, определяемые его назначением и условиями взаимодействия с окружающей внешней средой.

3.2.6 Перечень параметров, количественно характеризующих достигнутый и требуемый (достижимый) уровень качества функционирования объекта анализа.

3.3. Функциональный анализ технического объекта (технологического процесса, программного продукта):

3.3.1. Выделение всех (основных) элементов, входящих в объект анализа и участвующих в процессе преобразования последним энергии, информации, материала, вещества.

3.3.2. Смысловое и параметрическое описание назначения каждого из выделенных элементов.

3.3.3. Установление математических (логических) зависимостей, соотношение между параметрами одного или нескольких функциональных элементов, с одной стороны, и входными - выходными параметрами, с другой.

3.3.4. Количественный (расчетный) анализ зависимостей выходных параметров (характеристик) объекта анализа от параметров функциональных элементов, с точки зрения влияния последних на качество работы объекта анализа в установившемся, статическом и переходном (динамическом) режимах.

3.3.5. Оценка полученных результатов, выводы.

3.4. Структурный анализ технического объекта (технологического процесса, программного продукта):

3.4.1. Выявление полного состава связей между элементами объекта анализа, определяемых физической природой процессов и протекающих в нем как целостной системе: электрических, тепловых, механических и т. п.

3.4.2. Выявление состава и природы связей между объектом анализа и окружающей его внешней средой.

3.4.3. Построение структурных схем, отвечающих характеру и природе выявленных связей.

3. 4. 4. Параметрическое описание установленных связей и оценка влияния этих связей на качество работы объекта анализа (входные - выходные свойства).

3.4.5. Преобразование полученных структурных схем с целью поиска альтер­нативных вариантов, обеспечивающих высшее качество работы объекта анализа,

3.4.6. Качественная и/или количественная оценка выбранного варианта.

3.4.7. Технологический анализ объекта: качественное и (или) количественное определение технологических параметров, характеризующих процесс создания и применения объекта соответственно его жизненному циклу, сопоставления с аналогичными показателями прототипа.

3.5. Экономический анализ объекта: качественное и/или количественное определение экономических параметров, характеризующих затраты на том или ином этапе жизненного цикла объекта, экономический эффект (эффективность) его применения и др.; сопоставление с соответствующими показателями прототипа.

3.6. Эргономический анализ системы "человек - объект - внешняя среда": выявление и определение факторов, характеризующих взаимодействие человека с объектом и окружающей его внешней средой; выявление и оценка возможных последствии такого взаимодействий; сопоставление эргономических параметров анализируемого объекта и прототипа.

3.7. Обобщение результатов анализа.

Раздел должен содержать информацию, обобщающую частные результаты, полученные ранее. Здесь должны быть систематизированы и оценены все существенные свойства объекта и прототипа, определяющие уровень их качества, а также указаны пути, средства и способы совершенствования объекта, их целесообразность, перспективность, прогрессивность и т.п.

4. По рекомендации выпускающей кафедры и в соответствии с желанием выпускника в выпускную квалификационную работу могут быть включены в качестве дополнительного раздела материалы, отображающие результаты теоретических и./или экспериментальных исследований объекта, его моделирование (физическое, математическое), а также элементы проектирования объекта или отдельных его фрагментов.

5. Соотношение объемов каждого из разделов выпускной квалификационной работы, указанных в п.п. 3.4 - 3.6 настоящих Рекомендаций, определяется в индивидуальном порядке руководителем работы, исходя из особенностей анализируемого объекта, требуемой глубины анализа и значимости последнего в решаемой задаче.

6. Вопросы конкретизации содержания разделов выпускной квалификационной работы, при возникновении такой необходимости, решаются руководителем работы совместно с консультантами - представителями кафедр, обеспечивающих теоретическую подготовку по дисциплинам данного образовательного направления

ПОЛОЖЕНИЕ

об итоговой аттестации выпускников ТПУ,

претендующих на получение квалификации “дипломированный специалист (инженер) ”


^ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целью итоговой аттестации является определение уровня подготовки выпускника, претендующего на получение квалификациидипломированный специалист (инженер)”, и соответствия требованиям образовательного стандарта по профессиональным образовательным программам конкретных специальностей. Решение вопроса о присвоении квалификациидипломированный специалист”, выдаче выпускнику диплома инженера, разработку рекомендаций по совершенствованию процесса подготовки студентов в ТПУ осуществляет государственная аттестационная комиссия (ГАК).


^ 2. ФОРМА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

2.1. Итоговая аттестация проводится в форме защиты выпускной квалификационной работы (ВКР) - в виде дипломного проекта (дипломной работы) и проведения государственного экзамена по соответствующей специальности или направлению подготовки дипломированных специалистов.

2.2. Защита выпускной квалификационной работы имеет целью оценку способности выпускника к профессиональной деятельности в современных условиях, т.е. оценку как узкопрофессиональных навыков и знаний, так и усвоения методологии инновационной деятельности.

2.2.1. Выпускная квалификационная работа выполняется в форме проекта новых или модернизируемых технического устройства (системы), технологического процесса или программного продукта, в котором отражено содержание совокупности целенаправленных действий выпускника, отвечающих логике развития инновационного процесса в последовательности: инновационный анализ, постановка проектной задачи, поиск инновационных вариантов, теоретический анализ, инженерные расчеты, разработка конструкций, схем и структур, решение вопросов технологического, организационного, эргономического, экономического обоснования, квалиметрической оценки, выявления последствий внедрения проекта.

2.2.2. Тема выпускной квалификационной работы, ее руководитель от кафедры и консультанты определяются не позднее, чем за 6 месяцев до ее защиты. Руководитель выпускной квалификационной работы должен иметь ученую степень, ученое звание или квалификацию дипломированного специалиста.

2.3. Государственный экзамен по специальности посвящается комплексу общекультурных, экологических, социально-экономических, естественно - научных, общепрофессиональных и специальных знаний.

Программа государственного экзамена по специальности разрабатывается группой экспертов, утверждается деканом факультета и доводится до сведения выпускников не позднее, чем за 3 месяца до проведения экзамена. Форма экзамена (письменный, устный или др.) выбирается выпускающей кафедрой.

2.4. Для подготовки выпускной квалификационной работы, ее защиты и сдачи государственного экзамена в учебном графике выделяются 15 недель.


^ 3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИОННОЙ КОМИССИИ

3.1. Итоговая аттестация осуществляется Государственной аттестационной комиссией (ГАК) по специальности или группе специальностей со сроком полномочий до конца текущего календарного года. Председатель ГАК утверждается Министерством образования РФ. Председатель ГАК не должен быть сотрудником ТПУ, должен иметь ученую степень доктора наук, ученое звание профессора или быть ведущим специалистом предприятия, организации.

3.2. Государственная аттестационная комиссия состоит из экзаменационных комиссий (ЭК) по защите выпускных квалификационных работ, по приему государственных экзаменов по специальности или отдельной дисциплине.

3.3. Состав ЭК (в количестве не менее 3-х человек - по приему итогового экзамена и не менее 5-ти человек - по защите выпускных квалификационных работ) утверждается приказом ректора по каждой специальности подготовки за два месяца до начала работы ГАК.

3.4. В состав ГАК включаются преподаватели выпускающей кафедры, общетехнических и естественно - научных кафедр и кафедр социально-экономического цикла, ведущие специалисты производства (не менее 50% от состава ГАК) по профилю специальности.

3.5. Председателями ЭК назначаются ведущие специалисты научно-исследовательских и проектно-конструкторских центров и организаций, предприятий, соответствующих направлений деятельности.

Председателем ЭК может быть председатель ГАК.


^ 4. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ

4.1. Сроки работы ГАК утверждаются приказом по учебному управлению не позднее, чем за один месяц до начала ее работы и доводятся до сведения студентов.

4.2. Выпускающая кафедра не позднее, чем за месяц до начала работы ГАК знакомит студентов с порядком проведения и объявляет график защиты выпускной квалификационной работы. Порядок проведения итогового экзамена по специальности или дисциплине, график проведения консультаций и заседаний ЭК объявляются за месяц до проведения экзамена.

4.3. Проведение государственного экзамена должно предшествовать проведению защиты выпускной квалификационной работы. Сроки проведения итогового экзамена и защиты ВКР должны быть разнесены на 1-3 месяца.

4.4. К итоговой аттестации допускаются студенты, завершившие полный курс обучения по профессиональной образовательной программе и успешно прошедшие все предусмотренные учебным планом аттестационные испытания. Допуск к итоговой аттестации в ГАК производится соответствующим распоряжением декана факультета .

4.5. На каждого студента, допущенного к защите выпускной квалификационной работы, руководство выпускающей кафедры представляет: сведения о результатах изучения всех циклов профессиональной образовательной программы, сертификат по дополнительным образовательным программам, включая участие в НИРС, сведения об участии в научных конференциях, конкурсах, о степени знания иностранного языка, отзывы руководителя и рецензента о выполненной ВКР и др., а также предложения по целесообразности обучения в аспирантуре.

4.6. К защите выпускной квалификационной работы допускаются студенты, успешно сдавшие государственный экзамен по специальности или отдельной дисциплине.

4.7. Все решения ГАК о результатах сдачи государственного экзамена, защиты выпускной квалификационной работы, о присвоении квалификации “дипломированный специалист (инженер)” и выдаче диплома дипломированного специалиста (инженера) принимаются простым большинством голосов членов комиссии. В случае равенства голосов "за" и "против" председателю ГАК предоставляется право окончательного решения. Особые мнения членов комиссии фиксируются в протоколе ГАК.

4.8. Оценка итоговой аттестации осуществляются по четырехбалльной системе: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно". ЭК может принять решение о выдаче диплома дипломированного специалиста (инженера) с отличием выпускнику, достигшему особых успехов в освоении профессиональной образовательной программы и прошедшему все виды текущих аттестационных испытаний с оценкой "отлично" не менее 75%, остальные не ниже оценок "хорошо", а также итоговые аттестационные испытания с оценкой "отлично".

4.9. Результаты сдачи государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы записываются в приложение к диплому раздельно и учитываются при установлении рейтинга студента.

4.10. Студентам, не защитившим выпускную квалифи­кационную работу или не сдавшим государственный экзамен, предоставляется право повторной защиты или сдачи экзамена через один год, в процессе работы следующей ГАК. Таким студентам может быть выдан по их просьбе диплом о неполном высшем профессиональном образовании с приложением перечня изученных дисциплин и полученных студентом оценок.

4.11. В случае неявки студента на защиту выпускной квалификационной работы или для сдачи государственного экзамена, по заявлению студента ГАК рассматривает и решает вопрос о новых сроках заседания для проведения аттестации в период действия своих полномочий.

4.12. Все спорные вопросы, возникшие в ходе проведения итоговой аттестации, разрешаются администрацией вуза в установленном законом порядке.


^ 5. ПРАВА ВЫПУСКНИКОВ, ПОЛУЧИВШИХ КВАЛИФИКАЦИЮ “ДИПЛОМИРОВАННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ (ИНЖЕНЕР)"

5.1. Получение квалификации “дипломированный специалист (инженер)” дает выпускнику право на продолжение обучения в аспирантуре.

5.2. Получение квалификации “дипломированный специалист (инженер)” дает право выпускнику на занятие на предприятиях, в организациях и т.д. должностей, требующих наличия у соискателя высшего образования.

5.3. Лица, получившие квалификацию “дипломированный специалист (инженер)”, имеют право указывать ее в документах, в статьях и т.п.


ПОЛОЖЕНИЕ

о ГОСУДАРСТВЕННОМ экзамене для выпускников ТПУ,

претендующих на получение квалификации

"дипломированный специалист (инженер)”


^ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. В соответствии с "Положением об итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений РФ" ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН (госэкзамен) является компонентом итоговой аттестации выпускников высшего профессионального образования выпускника - дипломированного специалиста, наряду с выпускной квалификационной работой (ВКР). Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, введенными в 2000-2001гг., по большинству специальностей и направлений подготовки дипломированных специалистов госэкзамен является, наряду с выпускной квалификационной работой (ВКР), обязательным компонентом итоговой аттестации выпускников - дипломированных специалистов.

    2. Целью госэкзамена является выявление и объективная (экспертная) оценка уровня теоретической и практической подготовки (степени подготовленности) выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности в данной объектной (предметной) области относительно общих квалификационных требований, установленных Государственным образовательным стандартом соответствующего направления.

    3. Уровень подготовки выпускника определяется:

  • Составом (целостной системой) усвоенных теоретических и эмпирических знаний о строении, функционировании, использовании объектов и средств профессиональной деятельности в различных сферах общественного разделения труда и жизни общества;

  • Составом (целостной системой) теоретических и практических знаний о методах и способах исследования, разработки, производства, сбыта и реализации продукции конкретного вида и назначения (техническое устройство, технология, программа, вещество, услуга и т.п.) как отражение этапов преобразования объекта деятельности (инновационного процесса);

  • Умением самостоятельно и эффективно использовать теоретические знания при решении проблем и задач, определяемых видом (видами) профессиональной деятельности, к выполнению которых выпускник должен быть подготовлен.

1.4. Госэкзамен носит комплексный, системный характер и ориентирован на выявление целостной системы общепрофессиональных и специально-профессиональных знаний в данной объектной (предметной) области.

    1. Конкретный состав общепрофессиональных и специальных учебных дисциплин, охватываемых госэкзаменом, определяется выпускающей кафедрой и утверждается Советом факультета, исходя из требований государственного образовательного стандарта и образовательного стандарта ТПУ к уровню подготовки выпускника.

    2. Госэкзамен является заключительным этапом образовательного процесса, осуществляемым в форме самостоятельной познавательной деятельности выпускника.



^ 2. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА


2.1. Госэкзамен организуется и осуществляется в форме собеседования экзаменующегося с группой экспертов, входящих в Экзаменационную комиссию (ЭК), наделенную необходимыми полномочиями.

2.2. Средством, определяющим взаимодействие (собеседование) выпускника с экспертами ЭК, является экзаменационный билет и/или экзаменационная задача, своим содержанием и структурой отвечающие требованиям п.1.4. настоящего "Положения" и утвержденной "Программе госэкзамена " данного образовательного направления.

2.3. Программа госэкзамена является обязательным элементом организации и проведения итоговой аттестации выпускника, которая должна содержать: состав общепрофессиональных и специальных дисциплин, включаемых в экзамен; перечень теоретических разделов, тем и вопросов, охватывающих основное содержание каждой из таких дисциплин; рекомендуемые для подготовки к госэкзамену источники учебной информации; образцы экзаменационных билетов и/или задач; критерии оценки качества письменных и устных ответов экзаменующихся.

2.4. Содержание экзаменационных билетов разрабатывается выпускающей кафедрой, утверждается ее заведующим и должно соответствовать одному из рекомендуемых ниже вариантов. Экзаменационный билет может включать в себя:

2.4.1. Перечень частных вопросов, относящихся к различным теоретическим разделам каждой из учебных дисциплин, включенных в программу госэкзамена.

2.4.2. Перечень комплексных вопросов, каждый из которых объединяет теоретические разделы нескольких учебных дисциплин, включенных в программу госэкзамена.

2.4.3. Перечень частных и комплексных вопросов, образующих сочетание вариантов, указанных в п.п. 2.4.1, 2.4.2.

2.4.4. Один (системный) вопрос, объединяющий и/или связывающий в одно целое конкретные теоретические разделы всех учебных дисциплин, включенных в программу госэкзамена.

2.5. Экзаменационная задача по своему содержанию и строению должна быть комплексной, системной. Объем информации, необходимой для ее решения, должен соответствовать отдельным теоретическим разделам всех учебных дисциплин, включенных в программу госэкзамена.

2.5.1. Экзаменационная задача должна удовлетворять следующим требованиям:

-задача должна быть предметно определенной, конкретной;

-условие задачи должно ориентировать экзаменующегося на поиск ее решения в общем (аналитическом) виде, допускающем последующий качественный и количественный анализ полученного результата;

-условие задачи должно ориентировать экзаменующегося на поиск, выбор и обоснование метода (способа) ее решения.

2.5.2. Решение экзаменационной задачи предъявляется членам ЭК в письменном виде, отражающем процесс (последовательность этапов) решения задачи и включающем все необходимые математические соотношения, графические и словесные пояснения, обоснования, выводы.

2.6. Экспертной оценке на завершающей стадии госэкзамена подвергаются:

2.6.1. Устные ответы экзаменующихся на вопросы экзаменационного билета и на вопросы членов ЭК.

2.6.2. Письменное решение экзаменационной задачи, представленное экзаменующимся в ЭК, и его устные ответы на вопросы членов ЭК.

2.7. Оценка результатов сдачи госэкзамена осуществляется по четырехбалльной шкале оценок: "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно".

Решение об оценке, выставляемой каждому экзаменующемуся в отдельности, ЭК принимает коллегиально и утверждает путем голосования ее членов, простым большинством голосов.

2.8. Программа госэкзамена доводится до сведения выпускников не позднее, чем за 1 месяц до проведения экзамена.

  1   2   3   4

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты