Домой

Курсовая работа по информатике на тему: Эффективность поиска в Интернете сведений по тематике «Информация в неживой природе»




Скачать 405.01 Kb.
НазваниеКурсовая работа по информатике на тему: Эффективность поиска в Интернете сведений по тематике «Информация в неживой природе»
Дата22.12.2012
Размер405.01 Kb.
ТипКурсовая
Содержание
Информационно-поисковая система «Яндекс».
Информационно-поисковая система GOOGLE
Сравнительный анализ
Подобные работы:

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ


Курсовая работа

по информатике

на тему:

Эффективность поиска в Интернете сведений по тематике

«Информация в неживой природе».


Работу выполнила

студентка 1-го курса

факультета ИЭУП

группы №176 (А)

Бессмельцева Т.А.

Работу проверил
преподаватель
Белоозеров В. Н.

Москва 2010


Оглавление


Введение

Информационно-поисковая система «Яндекс»

Информационно-поисковая система Google

Сравнительный анализ

Заключение


Введение




Целью данной работы является оценка эффективности поисковых стратегий в информационно-поисковых системах (ИПС). Для того чтобы оценить эффективность поиска необходимой информации в Интернете, я выбрала для сравнения две распространенные информационно-поисковые системы:

1. Яндекс (http://yandex.ru/) (русская ИПС)

2. Рамблер (http://www.rambler.ru/) (зарубежная ИПС)


В каждой поисковой системе я сделала запрос: информация в неживой природе. И подряд просмотрела по 40 ссылок, попутно отмечая их полезность (повторные ссылки в одной системе расценивались как бесполезные). Затем, высчитала общий процент полезных ссылок по каждому поисковику, что позволило выявить наиболее эффективную информационно-поисковую систему.
^




Информационно-поисковая система «Яндекс».


Поисковая система «Яндекс» — российская ИТ- компания, владеющая одноимённой системой поиска в Сети и интернет-порталом. Поисковая система «Яндекс» является седьмой среди крупнейших поисковых сайтов мира по количеству обработанных поисковых запросов, является одной из популярных поисковых машин российского Интернета. «Яндекс» позволяет осуществлять полнотекстовый поиск документов. Поисковая система построена на основании новейших достижений в области информационного поиска и использует уникальные алгоритмы сортировки найденных результатов.

По моему запросу: информация в неживой природе – в этой системе всего был найден 522 тыс. ответов, по 10 ссылок на каждой странице. Я просмотрела первые 40 ссылок:

ССЫЛКИ

Полезность/Бесполезность (П/Б)

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e/82912/

б

2. http://user-master.ru/post_1270707157.html

п

3. http://sch630.edusite.ru/p72aa1.html

п

4. http://www.paleo.ru/forum/index.php?topic=194.0

б

5. http://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e/47843/

б

6. http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9Xtvtji5m7tUtZxr3mZbvb4yf70bL0iZlalqIMuU02MukqqPKYeccxvvptt2i6crS3_86VKjAg3ltwCIP5e2OoR7ie_q_Rc_MXCCTnRNHeEHl-66DP2Nttx5MxwOXmxvFAU?data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxcGdyN01qd2RVS2lMWmpXeThFYXFHWnhGMHJWSkwxQkJjYzFCQnhyc2F6QkdhVUVtZkk5dTkzRGcxOFMzcC1EaG83WGhIWWRndlp0eVlLNjVmMnNtR2FUUmllWnRURDBfeHRnZzRNc29zOVBaYk5rdFowVURvTVQ0U1VUaV9pMlpKVXNVaWQ5bFVNU0lxbXU4bDZuUHhTTFFSQUlVdDBZdlg4WS1fTDhXLVpidTM3R19XUU5zOGpZSWNtdEdhQUF0dw&b64e=2&sign=85736c3b9c932d06c4a672dced1beed4&keyno=0&mc=0

б

7. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0

б

8. http://www.itstar.co.uk/eugene/index.php/%D0%92%D1%81%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B9_%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD_%D0%A1%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F,_%D0%9D%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%A3%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8



б

9. http://www.kirsoft.com.ru/intell/KSNews_112.htm

б

10. http://www.bestreferat.ru/referat-97921.html

б

11http://school3.shush-edu.ru/students/tests/inf_ikt/infprocess.htm

б

12. http://wsyachina.com/chemistry/inanimate_nature.html

б

13. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/83784

б

14. http://www.i-u.ru/biblio/archive/abdeev_filosofija/04.aspx

б

15http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/infpro/1/infor/inf.html

б

16. http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5._%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%8B

п

17. http://clck.yandex.ru/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XuPCvo7s9JHSSFNLoPx70x8eiWh-8cMLOeGxBms3bOa1Yb0NITPLCB6ri3iV1Gg9EOY4QDN7hNILkqM1iEPQh7sX3GgF1gbvgGS_IIjM2j5EleBlVRaFekA93VyZz5_lrk?data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1Ldmtxc0k2alp0RWNkR0c5eWstMWhPLU9pNEhQWGdjWG80WEhMMjhINGhRSlJXS1dUUEJ5Vk12cDl6R19XVjlqc1VMdjZPVzVveURMSlJVZG1WZkRHbVU4OXQ0MXF2bXRDN1BrWUNHeHpROG1UVWszRXdpZmRBU29NcGpSOGdzcUpDV3VGeGJlcGxHVTUtSDlUa2NUVHFtWkcxVzlYOHVrc3lpSUE&b64e=2&sign=8e49cd1b8cbece85a77217a06ee84e7d&keyno=0&mc=0

б

18. http://www.nkj.ru/archive/articles/2960/

б

19. http://otherreferats.allbest.ru/biology/00061427_0.html

б

20. http://otvet.mail.ru/question/45025074/

б

21. http://mychildren.ucoz.ru/news/2010-09-07-766

б

22. http://forum.umnitsa.ru/viewtopic.php?t=1250

б

23. http://www.diabet.ru/IntellectXXX/Rasdel%2013.htm

б

24. http://www.bourabai.kz/forum/index.php?fid=5&id=054354

б

25. http://festival.1september.ru:8080/articles/570999/

б

26. http://www.ikt.oblcit.ru/168/Woloskova/p4aa1.html

б

27. http://schoolcollection.marsu.ru/catalog/rubr/9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e/82926/

б

28. http://marsmeta.narod.ru/life/matrix1.html

п

29. http://www.synergetic.ru/science/zhizn-nezhivogo-s-tochki-zrenia-sinergetiki.html

б

30. http://zercalo3.3bb.ru/viewtopic.php?id=703

б

31. http://www.helpschool.info/publ/265-1-0-8384

б

32. http://society.polbu.ru/abdeev_informphilo/ch39_all.html

б

33. http://www.openclass.ru/lessons/173986

б

34. http://2balla.ru/index.php?option=com_ewriting&Itemid=69&func=chapterinfo&chapter=39809&story=27160

б

35. http://www.sunhome.ru/foto/nezhivaya_priroda

б

36. http://kspu.ptz.ru/~kafinfor/infproz/toppage15.htm

п

37. http://www.e-college.ru/xbooks/xbook198/book/index/index.html?go=part-010*page.htm

б

38. http://www.pskovedu.ru/?project_id=2353&pagenum=4447

б

39. www.gubschool1.ru/uploads/all/inf.doc

б

40. http://holism.narod.ru/book1/4_2.htm

б



В результате исследования выяснилось, что всего 5 полезных ссылок, из которых на первую страницу приходится - 2, на вторую – 1, на третью – 1 и соответственно на четвёртую - 1.


^



Информационно-поисковая система GOOGLE



«Google» - самая популярная поисковая система в Интернете. Она обеспечивает поиск по гипертекстовым документам которые находятся в любых языковых зонах - английской, русской, украинской, немецкой и др. Поисковая система Google имеет собственные поддомены для большинства стран, например, для России - www.google.ru (им я и воспользовалась для своего исследования). Это одна из самых больших поисковых баз в мире.

Также как и в Яндексе, я послала запрос: информация в неживой природе. На первой странице мне выдали 10 ссылок из примерно 52 000, я просмотрела 40:



ССЫЛКИ

Полезность/Бесполезность (П/Б)

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e/82912/

б

2. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f04fd5d4-4fee-41e6-bcfc-c798c3b73ddb/?from=9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e&

б

3. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f1b1a825-7bcb-443f-adda-eb32764271dc/?from=9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e&sort=order&

б

4. http://www.sch630.edusite.ru/p72aa1.html

п

5. http://bourabai.kz/forum/index.php?fid=5&id=054354

б

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0

б

7. http://gubschool1.ru/uploads/all/inf.doc

б

1008. http://www.liveinternet.ru/users/exo/post45526071/

б

9. http://www.bioticregulation.ru/offprint/eo01.pdf

б

10. http://www.biotic-regulation.pl.ru/offprint/ec02.pdf

б

11. http://www.openclass.ru/dig-resource/154062

б

12. http://www.openclass.ru/weblinks/156458

б

13. http://www.intuit.ru/department/history/ithistory/10/

б

14. http://collection.edu.yar.ru/catalog/res/1a54c60a-66fa-4750-a47d-7c7b77868502/?from=9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e&interface=catalog

б

15. http://www.tgl.net.ru/wiki/images/1/12/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B8_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5.ppt

б

16. http://licey-reutov.ru/catalog/rubr/9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e/82912/?&class=51

б

17http://itc.tgl.ru/wiki/index.php/%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80_%D0%94%D0%9E%D0%9F%D0%98NG_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%22%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B2_%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%B8_%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B5%22

б

18. http://revolution.allbest.ru/biology/00222588_0.html

б

19http://edu-tsor.edu.cap.ru/catalog/res/3cf6b950-f5bd-4f76-a105-fd7bc526990a/?from=9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e&interface=pupil

б

20. http://www.kirsoft.com.ru/intell/KSNews_112.htm

б

21. http://cor.edu.27.ru/catalog/res/3cf6b950-f5bd-4f76-a105-fd7bc526990a/?from=9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e&interface=pupil

б

22. http://learning.9151394.ru/login/index.php

б

23http://edu.sar-roo.ru/catalog/res/f1b1a825-7bcb-443f-adda-eb32764271dc/?from=9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e&sort=order&

б

24. http://pedsovet.su/load/14-1-0-4521

б

25. http://sc.karelia.ru/catalog/res/3cf6b950-f5bd-4f76-a105-fd7bc526990a/?sort=order&from=8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66&&rubric_id%5B%5D=19135&rubric_id%5B%5D=19139&rubric_id%5B%5D=19220

б

26. http://festival.1september.ru/articles/507716/

б

27. http://www.kontrolnaja.ru/dir/concepts_modern_estestvoznaniya/62645

б

28. http://77.220.48.67/catalog/rubr/9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e/82911/?&sort=

б

29. http://www.fitim.ru/files/Informatics_1242976902.doc

б

30. http://nauka.relis.ru/30/0306/30306010.htm

б

31. http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2010/number_1/number_1_5/number_1_51394/

б

32. http://elibrary.ru/item.asp?id=13060519

б

33http://geum.ru/geum/doc897.htm

б

34. http://mmc.krsnet.ru/uchitelja/rmo/site/shporgalka/baza/inform/inf1.htm

б

35. http://forum.mamusik.ru/forum/38/forum_topic/5679

б

36. http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=11173&p_page=11

б

37. http://holism.narod.ru/book1/4_2.htm

б

38. http://www.pokom.info/?tag=%D0%BD%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B9

б

39 http://www.ido.rudn.ru/nfpk/inf/inf1.html

б

40. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/83784/2

б



В результате исследования выяснилось, что всего 1 полезная ссылка, из которых на первую страницу приходится - 1, на вторую –0 , на третью – 0 и соответственно на четвёртую - 0.


^

Сравнительный анализ


Для сравнения двух поисковиков переведём полученные данные в проценты и внесём их в единую таблицу:



 

№ десятка

Количество полезных ссылок

 

Яндекс

Google




Число полезных

Точность поиска

Достаточность поиска

Сумма Т +Д

Число полезных

Точность поиска

Достаточность поиска

Сумма Т +Д

 

1

2

20%

25%

45%

1

10%

35%

45%

 

2

1

15%

35%

50%

0

5%

35%

40%

 

3

1

13%

39%

52%

0

3%

35%

38%

 

4

1

12%

40%

52%

0

2,5%

35%

37,5%

 

5

-

-

-

-

-

-

-

-

Всего полез­ных ссылок



 1

Сколько по­лез­ных доку­ментов сов­па­да­ет в вы­да­чах





http://user-master.ru/post_1270707157.html

Ответ на вопрос: «есть ли информация в неживой природе?» оказывается не столь уже тривиальным, как это могут себе представить прямолинейные защитники той или иной точки зрения. За этим вопросом скрывается действительно важная гносеологическая проблема, которую необходимо решать, учитывая реальную тенденцию объективизации многих понятий.

Вопрос о том, существует ли информация в неживой природе, оказывается не только естественнонаучным, он не может быть решен или только методами естественных наук, или же только философскими средствами. Поэтому те философы, которые игнорируют данные естествознания, не замечая или же не желая их обсуждать при решении вопроса о природе информации, сами того не замечают и не осознают, что в действительности они себя изолируют от частных наук и занимаются умозрительными натурфилософскими построениями. Однако нельзя оправдать позицию тех авторов, которые считают, что примеры использования теоретико-информационных понятий в науках о неживой природе будто бы неопровержимо свидетельствуют в пользу информации в неживой природе и здесь философское осмысливание и тем более высказывание мнений, на первый взгляд, противоречащих естественнонаучным данным, недопустимо. Связь между философией и частными науками оказывается не прямолинейной, о чем уже говорит реальное существование двух точек зрения о природе информации.

Рассмотрение вопроса о существования информации в неживой природе с позиций философии диктуется наличием весьма сложных и опосредованных связей между философией и частными науками. Функция философии не сводится к простому обобщению данных естественных наук. Философия имеет свой специфический предмет и методы исследования, имеет свою аргументацию, которая может использовать данные частных наук, но эти данные не могут заменить собственно философских размышлений.

В самом деле, ранее информация характеризовала лишь человеческое сознание, точнее тот его аспект, который был связан с коммуникативными, интерсубъективными явлениями. С развитием кибернетики, использованием теоретико-информационных методов науками о неживой природе информация интерпретируется уже как сущность, не зависящая от сознания, и главным образом как некоторая, еще достаточно не исследованная характеристика бытия. В какой мере информация, присуща бытию, объекту и что нового вносит это в их отношение к сознанию, субъекту? – вот вопросы, философское звучание которых в проблеме природы информации не вызывает никаких сомнений. Как видим, суть вопроса вовсе не в том, какой класс объектов описывает понятие информации, не в ее объеме, а в содержании и отношении этого содержания к основному философскому вопросу.

Известно, что на основе одних и тех же фактов можно строить различные их интерпретации. В данном случае две теоретико-философские концепции информации видят факты в разном свете – одни считают, что информация присуща самим объектам неживой природы, другие применение теоретико-информационных методов объясняют иными причинами.

Необходимо находить нечто общее в различных явлениях природы, переносить знание об одних явлениях на знание о других объектах – без этого научный прогресс не мог бы осуществляться. И здесь, без сомнения, выявление одного тождества недостаточно, ибо, как и в случае абсолютизации различия явлений, не учитывается диалектика сходства и различия. Поэтому, если критики негэнтропийного принципа информации и вообще концепции связи информации и энтропии справедливо усматривают в отдельных попытках реализации их абсолютизацию тождества качественно различных явлений, то определенный разрыв тождества и различия присущ и их концепции. Но лишь в том случае, если за различием они не видят тождества.

Использование информационных представлений в науках о неживой природе как проявление тенденции объективизации понятия информации дало возможность проверить, насколько плодотворными оказываются эти представления. Вполне понятно, что некоторая часть содержания понятия информации, специфически связанная лишь с высшими формами движении, оказалась «неработоспособной» и бесполезной. Было бы наивно во второй половине XX в. идти по стопам гилозоистов, приписывая неживой природе то, что ей внутренне не присуще. Объективизация понятия информации не тождественна антропоморфизации, перенесению знаний о человеке в том же виде на знания о неживых объектах.

Использование модернизированных информационных представлений в науках о неживой природе повлекло за собой не только внедрение отдельных моментов содержания гуманитарно-технических концепций информации. Наряду с этим стали использоваться и такие математические средства, которые не сводились только к статистическим, в частности средства топологической теории информации, комбинаторного подхода и других. Это, в свою очередь, обогатило традиционные энтропийные представления в науках о неживой природе не только в количественном, но и в содержательном плане.

Интересно отметить, что утверждение о существовании информации в неживой природе было сделано именно в результате объективизации этого понятия – в неживой природе обнаружили то, что было свойственно лишь человеческому общению и сознанию. Это и вызывает споры: до каких границ должна быть проведена такая объективизация, не следует ли остановиться перед неживой природой и считать информацию атрибутом только самоуправляемых систем. Мы думаем, что если не приписывать информации тех свойств, которые присущи в полной мере информации, используемой самоуправляемыми системами, и считать информацию в неживой природе качественно отличным от высших её видов проявлением, то нет необходимости отрицать ее существование в объектах неживой природы. Имеет смысл назвать такие низшие виды информации каким-либо образом (где могло бы быть зафиксировано это отличие от высших видов), например элементарной информацией или некибернетической информацией.

С точки зрения информации как свойства всех материальных объектов, поскольку информация в неживой природе не обладает семантико-прагматическими свойствами, эти последние не обнаруживаются и во взаимодействии с субъектом. Но ведь известно, что неживые объекты для человека имеют определенную ценность, хотя ценность и не является природным свойством. Очевидно, если информация характеризует неживые объекты, то она также может иметь ценность для человека как свойство таких объектов. Возникает своего рода антиномия: с одной стороны, сама по себе информация в неживой природе ценностью не обладает, а с другой – это ее свойство обнаруживается во взаимодействии с человеком. Казалось бы, выход из этой антиномии скрывается в признании возникновения свойства ценности информации при взаимодействии с субъектом. Но такое решение противоречит приведенному выше положению К. Маркса.

Наличие новых свойств в различных системах свидетельствует о зависимости компонентов системы друг от друга (и наоборот, зависимость элементов совокупности говорит о появлении в ней новых свойств). Это находит свою количественную экспликацию в известном положении теории информации о том, что энтропия совокупности объединенных независимых объектов равна сумме энтропии их составляющих, тогда как энтропия объединенной системы, где компоненты уже зависимы, оказывается не равной сумме энтропии их компонентов. Сказанное, конечно, не может служить основанием для определения понятия системы, так как для того, чтобы определить энтропию совокупности, надо знать, зависимы или независимы ее компоненты (хотя, если нам известны заранее «информационная» энтропия совокупности и энтропий ее составляющих, можно сказать, является ли эта совокупность системой или нет).

Не следует думать, что концепция о возникновении информации на уровне жизни свободна от рассматриваемого системного парадокса. Он также появляется уже при объяснении того, как возникает информация, а затем и других свойств (которые не сводятся только к семантическим и прагматическим), например социальной информации, однако конкретное решение этих антиномий предоставим сторонникам этой точки зрения.

Итак, в зависимости от того, какой концепции придерживаться, возможны следующие утверждения. В концепции информации как свойства всех материальных систем информация действительно мыслится как свойство, совпадающее со своим синтаксическим отношением. Семантические и прагматические свойства в действительности являются уже не свойствами информации, а ее отношениями с субъектом в более широкой системе.

С точки зрения возникновения, информации на уровне жизни информация, в действительности, не является свойством этих систем, а лишь их отношения к объектам. Здесь информация не свойство, а отношение, именно функциональное отношение, которое обладает уже соответствующими семиотическими свойствами. Таким образом, спор о том, существует ли информация в неживой природе, как видим, оказывается вместе с тем дискуссией о том, чем является информация – свойством или отношением (то, что информация – не вещь, ясно, по-видимому, всем).

Представление о существовании информации в неживой природе вызывает еще один важный гносеологический вопрос. Если информация – свойство всех материальных объектов, а объекты обладают еще другими свойствами, то каким образом происходит отражение человеком информации в неживых объектах и других свойств, не являющихся информацией. Ясно, что в знании могут отражаться все свойства объекта, в том числе и неживого, которые в этом случае в определенном аспекте становятся информацией. Но, отображаясь в знании, информация в неживой природе также превращается в научную информацию, и эта последняя, очевидно, представляет собой для субъекта информацию об информации, т. е. метаинформацию. О том, каким образом происходит отражение информации и иных свойств объекта в знании, можно построить две гипотезы в зависимости от того, как понимается существование информации в неживой природе. Существование информации в неживой природе можно рассматривать, например, как некоторую обособленную «информационную» часть в самих объектах. Однако такое представление оказывается неверным, ибо в объектах неживой природы специальных информационных частей не существует. Если информация существует в неживой природе, то она как бы «разлита» по всему объекту, являясь стороной протекающих в нем процессов отражения, она выступает как свойство, взаимопроникающее во все другие свойства.

Такому представлению в значительной мере соответствует концепция разнообразия. То, что не является информацией, скажем, энергия, масса, пространство, время и т. д., всегда обладает какими-то неоднородностями, неравномерностями и другими различиями, которые могут быть воспроизведены субъектом познания. Информация как разнообразие не существует вне других свойств объекта, как сама информация не существует вне времени и пространства, вне энергии и других свойств материальных объектов. Это взаимопроникновение информации во все свойства объекта и служит, на наш взгляд, основой отображения, передачи информации от объекта познания к субъекту. Итак, объект отражается в субъекте именно потому, что ему самому присуща информация как разнообразие тех или иных процессов отражения, в которых участвует сам этот объект или его части.

Из сказанного можно сделать вывод, что концепция о наличии информации в неживой природе и следующее положение об информации как свойстве всех материальных систем позволяют объяснить появление научной информации как передачу информации, заключенной в объекте, к субъекту в результате отражения. Использование же теоретико-информационных методов в науках о неживой природе обусловлено с этих позиций объектом, а не субъектом.

В природе, по-видимому, нет резких граней между информационными и неинформационными свойствами, а также между различными видами самой информации. Высшие виды информации «незаметно» переходят в низшие, и связь с управлением отнюдь не служит той границей, за которой уже нет информации. Даже в социальной сфере существуют виды информации и информационные процессы, более или менее независимые от управления.

http://sch630.edusite.ru/p72aa1.html

Информация в неживой природе

В физике, которая изучает неживую природу, информация является мерой упорядоченности системы по шкале «хаос — порядок». Один из основных законов классической физики утверждает, что замкнутые системы, в которых отсутствует обмен веществом и энергией с окружающей средой, стремятся с течением времени перейти из менее вероятного упорядоченного состояния в наиболее вероятное хаотическое состояние.

Согласно теории Большого взрыва Вселенная образо­валась около 15 миллиардов лет назад в результате взрыва «первоматерии». В первые мгновения материя существовала фактически в форме энергии, а затем на протяжении долей секунды начало образовываться ве­щество в форме элементарных частиц (электронов, протонов, нейтронов и др.).

В следующий миллион лет основные события развива­лись в микромире. Из разлетающихся во все стороны элементарных частиц образовывались атомы, т. е. из хаоса возникали системы с более сложной структурой. Сначала возникли атомы самых легких химических элементов (водорода и гелия), а затем — и более тяже­лых элементов.

В мегамире в течение последующих миллиардов лет под действием сил гравитационного притяжения из ха­оса гигантских облаков пыли и газа формировались сложные структуры — галактики. Наша Солнечная си­стема, в которую входит планета Земля, образовалась около 5 миллиардов лет назад и вместе с сотнями мил­лионов других звезд образует нашу галактику Млеч­ный путь.

На поверхности планет стали происходить химические реакции, в результате которых из атомов образовыва­лись более сложные системы — молекулы веществ. В том числе молекула воды, которая состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода

http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%92%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5._%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D1%8

Информация в неживой природе. В физике, которая изучает неживую природу, информация является мерой упорядоченности системы по шкале «хаос порядок». Один из основных законов классической физики утверждает, что замкнутые системы, в которых отсутствует обмен веществом и энергией с окружающей средой, стремятся с течением времени перейти из менее вероятного упорядоченного состояния в наиболее вероятное хаотическое состояние. В соответствии с такой точкой зрения физики в конце XIX века предсказывали, что нашу Вселенную ждет «тепловая смерть», т. е. молекулы и атомы равномерно распределятся в пространстве и какие-либо изменения и развитие прекратятся. Однако современная наука установила, что некоторые законы классической физики, справедливые для макротел, нельзя применять для микро- и мегамира. Согласно современным научным представлениям, наша Вселенная является динамически развивающейся системой, в которой постоянно происходят процессы усложнения структуры. Таким образом, с одной стороны, в неживой природе в замкнутых системах идут процессы в направлении от порядка к хаосу (в них информация уменьшается). С другой стороны, в процессе эволюции Вселенной в микро- и мегамире возникают объекты со все более сложной структурой и, следовательно, информация, являющаяся мерой упорядоченности элементов системы, возрастает.

http://marsmeta.narod.ru/life/matrix1.html

Понятие информации лежит в основе столь удивительного упорядочения «мертвой» материи в живую материю. Все детали этого сложного процесса пока неизвестны. Поэтому сосредоточусь на обсуждении того, что такое информация и какую роль она могла сыграть в этих процессах. Физическое определение информации современной наукой еще в полной мере не сформулировано

Определение информации, которое дали Шеннон и др. было в первую очередь ориентировано на процессы передачи сигналов. В неживой природе можно вести понятие информации, однако, не определенность этого понятия до настоящего времени, и не определяющая роль информации в процессах упорядочения материи, отводит ей вспомогательную роль. Во многих случаях можно обойтись вообще без понятия информации. В физике и биофизике понятие информации тесно связано с понятием энтропии и, по сути, является как бы «лишним» понятием. Только относительно недавно в работах школы Пригожина появилось определенное физическое понимание роли информации в неживых системах находящихся вдали от равновесия [2].

Совсем другую, значительно более важную роль, играет информация в живой природе. Можно заметить, что в процессе эволюции материи возрастает роль информации. Начиная с простейших организмов, именно накопление, обработка и сохранение информация постепенно становится основой самого процесса эволюции. Здесь в отличие от неживой природы в полной мере появляется такая характеристика информации как качество, ценность информации [1].

.

Хотя информационный обмен существует и в неживой природе, однако здесь происходящее непрерывное создание новой информации, не запоминается с целью её использования. Поэтому информационный обмен носит формальный характер и в данном случае информационный обмен можно свести к процессу обмена энтропией.

http://kspu.ptz.ru/~kafinfor/infproz/toppage15.htm

Несмотря на то, что человеку постоянно приходится иметь дело с информацией (он получает ее с помощью органов чувств), строгого научного определения, что же такое информация, не существует. В тех случаях, когда наука не может дать четкого определения какому-то явлению, люди пользуются понятиями.

Понятия отличаются от определений тем, что разные люди при разных обстоятельствах могут вкладывать в них разный смысл. В бытовом смысле под информацией обычно понимают те сведения, которые человек получает от окружающей природы и общества с помощью органов чувств. Наблюдая за природой, общаясь с другими людьми, читая книги и газеты, просматривая телевизионные передачи, мы получаем информацию.

Математик рассматривает это понятие шире и включает в него те сведения, которые человек не получал, а создает сам с помощью умозаключений. Биолог относит к информации и те данные, которые человек не получал с помощью органов чувств и не создавал в своем уме, а хранит в себе с момента рождения и до смерти. Это генетический код, благодаря которому дети так похожи на родителей.

Таким образом, в зависимости от области знания существуют различные подходы к определению понятия информации. В неживой природе понятие информации связывают с понятием отражения, отображения. В быту под информацией понимают сведения, которые нас интересуют. В теории связи под информацией принято понимать любую последовательность символов, не учитывая их смысл. В кибернетике под информацией понимается только та часть сообщения. которая участвует в управлении.

Рассмотрим несколько примеров, иллюстрирующих понятие информации :

  • Жизнь впервые появилась в химически богатой воде около 3.5 миллиардов лет назад. Как свидетельствуют окаменелости, первыми живыми организмами были одноклеточные бактерии и водоросли.

  • Рисунки Тассили свидетельствуют, насколько недавно какое-то колебание мирового климата опустошило плодородные земли и создало Сахару.

  • Вы смотрите фильм . На экране мирный пейзаж. Вдруг за кадром зазвучала тревожная мелодия.»Что-то произойдет «,- заволновались вы. Каким образом  вы спрогнозировали события?

  • Любое существо, обитающее на бархане должно решать  немало сложных задач,так как удерживаться на горячей сыпучей поверхности, не проваливаясь, достаточно трудно.

  • Стук в дверь.»Так может стучаться только мой папа,» - догадался сын.

Эти примеры отражают то обстоятельство, что информация существует в неживой природе, может не всегда быть выражена словами, возникает в процессе общения, хранится, обрабатывается, передается и т.д.

В общем случае информация - это отражение внешнего мира с помощью знаков и сигналов.


Заключение.

Просмотрев результаты исследования можно утверждать, что информационно-поисковая система Яндекса эффективней и качественней Google, т.к. количество полезных ссылок в ней больше в 5 раз.

Скачать 405.01 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты