Домой

Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования пословичная картина мира по научной специальности 10. 02. 19 Теория языка




Скачать 155.15 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования пословичная картина мира по научной специальности 10. 02. 19 Теория языка
Дата22.12.2012
Размер155.15 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
Рассмотрена и одобрена
Рабочая программа учебной дисциплины
Армавир 2012г.
Форма обучения
Форма обучения
Аудиторные занятия
Аудиторные занятия
Содержание учебной дисциплины
Форма текущего контроля
Форма текущего контроля
Подобные работы:

Министерство образования и науки Российской Федерации


федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования


«АРМАВИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»


Кафедра английской филологии и МПАЯ



УТВЕРЖДЕНА

Ученым советом АГПА

протокол № ___ от «___» _______20__ года

Ученый секретарь академии

___________ М.П. Евдокимова






^ РАССМОТРЕНА И ОДОБРЕНА

на заседании кафедры английской филологии и МПАЯ

« » ___________ 20___ _года

(протокол № ____)

Зав.кафедрой д.филол.наук проф.

_____________И.П.Черкасова





^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пословичная картина мира

по научной специальности 10.02.19 – Теория языка


Форма обучения очная/заочная


Составители:

к.филол.н., доц. Г.А.Форманюк


^ Армавир

2012г.


АННОТАЦИЯ

рабочей программы учебной дисциплины

Пословичная картина мира

Факультатив «Пословичная картина мира (на материале английского и русского языков)» имеет целью расширить представления аспирантов об увлекательном мире пословиц, реконструируемых на основе применения современной методики когнитивного анализа. Представленное в данном курсе описание сходства и различия в восприятии мира английским и русским народами через призму пословиц позволяет обучаемым увидеть закрепленное в языковой семантике своеобразие культуры этих народов.

Понятие «языковая картина мира» является чрезвычайно популярным в современной лингвистике, отдельные фрагменты языковой картины мира анализируются на различном языковом материале, пословичная картина мира -тоже отдельный фрагмент, часть языковой картины мира.

Реконструкция и исследование языковой картины мира представляет собой одно из направлений когнитивной лингвистики. Исходные принципы когнитивного подхода к языку, заложенные в работах Д. Герартса, Дж. Лакоффа и М. Джонсона, Р. Лангакера, И. Филмора и других теоретиков данного направления, разрабатываются в трудах многих зарубежных и отечественных ученых.

В отношении исследования языковой картины мира весьма показательный материал представляют собой фразеологические единицы и паремии, в частности. пословичный фонд языков. Когнитивный подход к пословице означает, что вся ее семантика рассматривается как отражение закрепленного в языке знания.

Аспиранта как лингвиста-когнитолога при реконструкции пословичной картины мира интересует не только значение, но и внутренняя форма пословицы, выделяемая при ее буквальном прочтении, и лексический состав, а также коннотация и ассоциативный комплекс, так как только в совокупном их наборе можно описать пословичное видение мира.

В первой лекционной части курса рассматривается языковой статус пословицы и его определение в зарубежной и отечественной паремиологпи. устанавливаются дифференцирующие характеристики пословицы. Описываются когнитивная модель пословицы, ее уровни и подуровни. Здесь также рассматриваются понятия языковой и пословичной картины мира, менталитета, формулируются основные принципы реконструкции пословичной картины мира. Вводятся понятия пословичного концепта и прототипа, когнитемы, определяется их отношение к понятию когнитивной структуры. Обосновывается методика. осуществления когнитивного анализа пословиц.

Во второй практической части курса излагаются принципы когнитивного сопоставительного анализа пословиц двух языков.

Цель учебной дисциплины - формирование знаний, касающихся важнейших проблем концептуализации мира в разных культурах.

Место учебной дисциплины в структуре ООП: дисциплина относится к факультативным дисциплинам цикла обязательных дисциплин образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

Знать:

  • языковой статус пословицы;

  • методику реконструкции пословичной картины мира;

  • маркеры единичного, общего и универсального менталитетов.

Уметь:

  • реконструировать пословичную картину мира;

  • осуществлять сопоставительный анализ фрагментов пословичных картин мира;

Владеть: методами и приемами анализа, позволяющими реконструировать пословичную картину мира.


Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Основные разделы учебной дисциплины:

  1. Методика реконструкции пословичной картины мира.

  2. Сопоставительный анализ фрагментов английской и русской пословичных картин мира.


Программа составлена: Форманюк Г.А., доцент


СТРУКТУРА

рабочей программы учебной дисциплины

  1. Цель освоения учебной дисциплины: формирование знаний, касающихся важнейших проблем концептуализации мира в разных культурах.

Задачи учебной дисциплины:

  • ознакомить аспирантов с языковым статусом пословицы;

  • ознакомить аспирантов с методикой реконструкции пословичной картины мира;

  • выявить маркеры единичного, общего и универсального менталитетов.

  1. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к факультативным дисциплинам цикла обязательных дисциплин образовательной составляющей учебного плана подготовки аспирантов.

  1. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины аспирант должен:

Знать:

  • языковой статус пословицы;

  • методику реконструкции пословичной картины мира;

  • маркеры единичного, общего и универсального менталитетов.

Уметь:

  • реконструировать пословичную картину мира;

  • осуществлять сопоставительный анализ фрагментов пословичных картин мира;

Владеть: методами и приемами анализа, позволяющими реконструировать пословичную картину мира.



  1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:


Общая трудоёмкость учебной дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа):


^ Форма обучения

Курс

Семестр

Трудоёмкость дисциплины в часах

Форма итогового контроля

всего часов

ауд.

часов

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

самост. работа

Очная

2




72

36

22

14

-

36

зач




^ Форма обучения

Курс

Семестр

Трудоёмкость дисциплины в часах

Форма итогового контроля

всего часов

ауд.

часов

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

самост. работа

Заочная

2




72

10

10




-

62

зач



5.Структура и содержание учебной дисциплины:


Очная форма обучения

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

^ Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Методика реконструкции пословичной картины мира.


20

10







10



зачет

2.

Сопоставительный анализ фрагментов английской и русской пословичных картин мира

52

12

14




26




Итого

72

22

14




36






Заочная форма обучения

п/п

Наименование разделов дисциплины

Всего часов

^ Аудиторные занятия

Самост. работа

Форма итогового контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

1.

Методика реконструкции пословичной картины мира.


28

4







24



зачет

2.

Сопоставительный анализ фрагментов английской и русской пословичных картин мира

44

6







38




Итого

72

10







62






^ Содержание учебной дисциплины

(Тематической планирование)


Очная форма обучения

п/п

Тема

Виды учебной работы

^ Форма текущего контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

Самост. работа

1.

Языковой статус пословицы.

2







2

собесед

2.

Пословичная картина мира -фрагмент языковой картины мира.

4







4

собесед

3.

Когнитивная модель пословичного знания.

2







2

собесед

4.

Пословица - фрейм и сценарий.

2







2

собесед

5.

Когнитивный анализ пословиц.

4







4

собесед

6.

Маркеры единичного, общего и универсального менталитетов.

4

4




8

собесед

7.

Сопоставительный анализ репрезентации пространства в пословичных картинах мира.

2

4




6

собесед

8.

Сопоставительный анализ пословиц о времени.

2

2




4

собесед

9.

Сопоставительный анализ пословиц о семье, и доме.




4




4

собесед




Итого

22

14




36




Заочная форма обучения

п/п

Тема

Виды учебной работы

^ Форма текущего контроля

лекции

семинар.

(практич.)

занятия

лаборат. занятия

Самост. работа

1.

Языковой статус пословицы.

2







12

собесед

2.

Пословичная картина мира -фрагмент языковой картины мира.

2







12

собесед

3.

Когнитивный анализ пословиц.

2







12

собесед

4.

Маркеры единичного, общего и универсального менталитетов.

2







12

собесед

5.

Сопоставительный анализ пословиц о времени, о семье, о доме

2







14

собесед




Итого

10







62






6.Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины:

Основная литература:

  1. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка: Попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. № 1. С. 37-66.

  2. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филол. науки. 2001. № 1.С.64-72.

  3. Иванова Е.В. Мир в английских и русских пословицах. –СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006

  4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.


Дополнительная литература:

  1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Школа "Яз. рус. культуры", 1998.

  2. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание/ Пер. с англ. М.: Рус. словари,

  3. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987.

  4. Кирилина А.В. МУЖЕСТВЕННОСТЬ и ЖЕНСТВЕННОСТЬ как культурные концепты// Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 2001. С. 141-148.

  5. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. М.: Гнозис, 2001.

  6. Кубрякова Е.С. Языковое сознание и языковая картина мира // Филология и культура. Материалы 2-й междунар. конф. Ч. 3. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 1999. - С.6-13.

  7. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.

  8. Маслова В.А. Введение в лингвокультурологию: Учебное пособие. М.: Наследие, 1997.

  9. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа "Языки русской культуры", 1997.

  10. Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. - С.40-52


Интернет ресурсы: http:www.biblioclub.ru/catalog/120/

  1. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины:

1. Компьютеры со следующими характеристиками (Сист.блок Action P4 (I3210): INTEL i3-2100/H61/500Gb/DDRIII 4Gb/Video/DVDRW)

2. Видеопроекторы (Epson EB-S02)

3. Интерактивные доски (SMART Board )

Скачать 155.15 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты