Домой

Рабочая программа для студентов Vкурса специальности




Скачать 249.02 Kb.
НазваниеРабочая программа для студентов Vкурса специальности
Дата22.12.2012
Размер249.02 Kb.
ТипРабочая программа
Содержание
В экономике) (эи)
I. цель и задачи дисциплины
1.2.1. Знать и уметь использовать
Ii. содержание дисциплины
2. Транспорт - сфера материального производства, ею значение и особенности
3. Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта и его место в единой транспортной системе страны
4. Организация и структура управления железнодорожным транспортом
5. Основные принципы, методы и организация планирования на железнодорожном транспорте
6. Основы методики определения эффективности и организационно-технических мероприятий
7. Грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки и их планирование
7.1. Грузовые перевозки и их планирование
7.2. Пассажирские перевозки и их планирование
8. Экономика и планирование эксплуатационной работы железных дорог
9. Экономическая эффективность развития материально-технической базы железнодорожного транспорта
9.1. Экономическая эффективность важнейших реконструктивных мероприятии и методы ее определения
9.2. Новое железнодорожное строительство и его экономическая эффективность
10. Планирование капитальных вложении и капитального ремонта на железнодорожном транспорте
10.2. Планирование капитального ремонта подвижного состава и постоянных устройств железных дорог
11. Организация и планирование труда на железнодорожном транспорте
11.2. Заработная плата
...
Полное содержание
Подобные работы:

МПС РОССИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СоОБЩЕНИЯ



Одобрено кафедрой «Экономика, финансы и управление на транспорте»


«___»____________200__ г.

УТВЕРЖДЕНО

Деканом Экономического факультета


«___»____________200__ г.



ЭКОНОМИКА

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА


Рабочая программа

для студентов V курса

специальности

351000. ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

^ (В ЭКОНОМИКЕ) (ЭИ)


Москва – 2007


Разработана на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки информатика-экономиста по специальности 351400.


Составители: к.э.н., доц. ШКУРИНА Л.В., к.э.н., доц. СЕСЛАВИНА Е.А.


Рецензент – к.э.н. ЕВДОКИМОВА Е.Н.


Курс – 5

Всего – 140 ч

Лекционные занятия – 8 ч

Практические занятия – 4 ч

Курсовая работа – 1

Самостоятельная работа – 98 ч

Экзамен – 5 курс


© Российский государственный открытый технический университет путей сообщения, 2007.

^ I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цель преподавания дисциплины - обучить студентов основам экономики и планирования работы и развития железнодорожного транспорта в соответствии с экономическими законами, действующими в рыночной экономике.

1.2. Задачи изучения дисциплины

Изучив дисциплину, студент должен:

^ 1.2.1. ЗНАТЬ И УМЕТЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ:

законы Российской Федерации, нормативные документы и решения Правительства РФ и МПС, определяющие работу и развитие железнодорожного транспорта, в условиях рыночной экономики;

экономическую характеристику единой транспортной системы (ЕТС) и место в ней железнодорожного транспорта;

основные принципы и структуру управления железнодорожным транспортом России;

особенности экономической деятельности предприятий железнодорожного транспорта, технико-экономические показатели их работы;

основные направления развития материально-технической базы, структуру и классификацию основных и оборотных фондов железных дорог;

методы экономической оценки инвестиций и их эффективности;

отраслевую методику оценки эффективности новой техники, технологии, совершенствования организации труда, изобретений и рационализаторских предложений;

основные принципы стратегического и текущего планирования работы и развития железнодорожного транспорта;

основные методы планирования грузовых и пассажирских перевозок, рационализации перевозок груза, основы маркетинга, транспортный маркетинг, методы изучения спроса на услуги транспортных предприятий;

экономику и планирование эксплуатационной работы, систему ее показателей и пути улучшения использования технических средств железных дорог, основы планирования капитальных вложений;

основы организации планирования и оплаты труда на железнодорожном транспорте в условиях рынка;

принципы формирования транспортных затрат и зависимость расходов от эксплуатационных и экономических показателей работы;

организационно-правовые формы предприятий железнодорожного транспорта (основной и подсобно-вспомогательной деятельности предприятий, технико-экономические показатели работы, основы организации хозяйственного расчета);

принципы построения и пути совершенствования грузовых и пассажирских тарифов, особенности договорных тарифов, принципы формирования доходов на всех уровнях управления железнодорожным транспортом;

систему экономического стимулирования работы и основные направления совершенствования хозяйственного механизма на железнодорожном транспорте;

методы анализа количественных и качественных показателей работы предприятий и подразделений железнодорожного транспорта, основные итоги работы железнодорожного транспорта за последние годы;

анализ технико-экономических показателей, резервов, основные направления развития на всех уровнях управления железнодорожным транспортом;

требования к эксплуатационно-экономическим параметрам перспективной транспортной техники;

оценку экономической эффективности инвестиций, новой техники т технологии, изобретений и рационализаторских предложений в отраслях железнодорожного хозяйства;

прогноз и планирование работы и развития предприятий железнодорожного транспорта, оптимальные размеры перевозок по отдельным видам транспорта;

стратегические и текущие планы работы железных дорог и их подразделений, планы капитальных вложений, системы экономического стимулирования;

потребность в трудовых ресурсах, оценку эффективности организации и оплаты труда;

экономико-математические методы и ЭВМ при планировании и организации работы предприятий;

экономический анализ работы предприятий железнодорожного транспорта и резервы, конкретные пути их реализации;

экономическую оценку качества перевозок и технических средств транспорта, а также эксплуатационной работы во всех звеньях железнодорожного транспорта;

транспортные затраты на перевозки для всех звеньев управления железнодорожным транспортом;

экономическую оценку конечных результатов производственно-финансовой деятельности всех звеньев железнодорожного транспорта, экономические рычаги для улучшения качества и повышения эффективности транспортного производства;

а также систематически повышать свою квалификацию, регулярно работать с научной и методической литературой в области экономической теории, экономики железнодорожного и других видов транспорта, как отечественного, так и зарубежного.

1.2.2. ВЛАДЕТЬ:

знаниями в области:

структуры отрасли и факторах, определяющих ее экономические границы;

экономики промышленного производства;

организации материально-технического снабжения в народном хозяйстве и на железнодорожном транспорте;

принципов создания, внедрения и эксплуатации электронно-вычислительной техники;

организации оперативного и статистического учета и отчетности;

технологии производства и охране труда;

экономики природопользования.


^ II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Предмет, содержание и задачи курса

Предмет и содержание экономики железнодорожного транспорта в целом и экономики железнодорожного транспорта в частности. Основные разделы курса экономики железнодорожного транспорта и последовательность их изучения.

Взаимосвязь экономики железнодорожного транспорта и других экономических и технических дисциплин. Задачи совершенствования профессионального обучения экономистов.

Л.:[10, гл. 1].

^ 2. Транспорт - сфера материального производства, ею значение и особенности

Народнохозяйственное значение транспорта. Особенности транспорта как сферы материального производства. Законы Российской Федерации "О федеральном железнодорожном транспорте" (1995 г.), "О естественных монополиях", другие законы, определяющие принципы организации и экономической деятельности железнодорожного транспорта. Продукция и работа транспорта. их измерение. Особенности структуры издержек транспорта, основных фондов и оборотных средств. Необходимость опережающего развития транспорта.

Л.:[10, гл. 2].

^ 3. Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта и его место в единой транспортной системе страны

Структура единой транспортной системы страны. Экономика размещения и размеры предприятий транспорта. Место железнодорожного транспорта в транспортной системе. Критерии и показатели эффективности использования отдельных видов транспорта.

Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта в разных условиях строительства и эксплуатации железных дорог в сравнении с другими видами транспорта. Провозная способность; себестоимость перевозок грузов и пассажиров; потребные (на 1 км линии) и удельные (на единицу перевозок) капитальные вложения; трудовые и материальные затраты на перевозки. Качественные показатели работы железных дорог: сроки доставки грузов и пассажиров, степень регулярности, равномерности и ритмичности, сохранности и удобства перевозок. Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду.

Л.:[10, гл. З].

^ 4. Организация и структура управления железнодорожным транспортом

Сущность и основные принципы организации управления железнодорожным транспортом России и Содружества независимых государств (СНГ). Преимущества производственно-территориальной системы управления железнодорожным транспортом, дорогой, отделением, линейным предприятием: их права и обязанности в области оперативного руководства предприятиями железнодорожного транспорта.

Создание автоматизированной системы управления (АСУЖТ) на железнодорожном транспорте. Совершенствование управления железнодорожным транспортом в современных условиях.

Л.:[10, гл. 4].

^ 5. Основные принципы, методы и организация планирования на железнодорожном транспорте

Основные принципы стратегического и текущего планирования на железнодорожном транспорте. Система плановых органов на железнодорожном транспорте. Методика разработки, учет новейших достижений науки, техники и организации производства. Основные методы планирования. Балансовый метод планирования Его значение для установки правильных пропорций между транспортом и другими отраслями народного хозяйства, видами транспорта, а также отдельными отраслями хозяйства и предприятиями железнодорожного транспорта. Сферы применения других методов планирования: технико-экономических расчетов, экономического анализа и синтеза. экономико-математического моделирования, сетевого планирования и управления.

Содержание и основные разделы планов железнодорожного транспорта по сети в целом, по дорогам, отделениям и линейным предприятиям. Общий порядок составления планов и последовательность разработки отдельных разделов.

Применение автоматизированной системы плановых расчетов (АСПР) на железнодорожном транспорте.

Л.:[4, 10, гл. 5].

^ 6. Основы методики определения эффективности и организационно-технических мероприятий

Методы экономической оценки инвестиций и их эффективности. Сущность, значение и принципы определения эффективности организационных и технических мероприятий. Общая и сравнительная экономическая эффективность. Методы определения общей экономической эффективности. Соизмерение капитальных вложений и связанных с ними эксплуатационных расходов. Расчет сроков окупаемости и коэффициентов эффективности капитальных вложений. Выбор наивыгоднейших вариантов мероприятий по приведенным затратам. Методы учета фактора времени при сравнении вариантов .мероприятий с поэтапными капиталовложениями и измеряемыми по годам эксплуатационными расходами.

Учет сопряженных и сопутствующих затрат и результатов при определении экономической эффективности отдельных организационно-технических мероприятий.

Методы экономической оценки качества перевозок при сравнении плановых мероприятий. Методы определения экономической эффективности новой техники, изобретений и рационализаторских предложений.

Применение электронных вычислительных машин и математических методов для решения сложных многовариантных задач. Возможности использования экономико-математических методов при планировании отдельных показателей работы транспорта. Обобщающие показатели эффективности производства на железнодорожном транспорте.

Л.:[10, гл. 6].

^ 7. Грузовые и пассажирские железнодорожные перевозки и их планирование

Необходимость полного и своевременного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышения эффективности и качества работы транспорта. План перевозок - основа всего транспортного плана. Удельный вес грузовых и пассажирских перевозок в приведенной работе железных дорог, в работе подвижного состава и финансовых результатах деятельности железных дорог.

^ 7.1. Грузовые перевозки и их планирование

Показатели грузовых перевозок. Факторы, определяющие объем перевозок и грузооборот железных дорог. Зависимость грузооборота железных дорог. Зависимость грузооборота железных дорог от объема и размещения производства, специализации и кооперирования предприятий и районов, степени развития транспортной сети, качества планирования снабжения, сбыта и перевозок, распределения перевозок между различными видами транспорта и других факторов.

Сравнение динамики объемов перевозок и грузооборотов железных дорог нашей страны и зарубежных стран. Факторы, влияющие на изменение средней дальности перевозок грузов на железных дорогах.

Структура грузооборота железных дорог. Неравномерность перевозок грузов во времени и в пространстве; пути ее снижения и их эффективность. Влияние объема, дальности перевозок и структуры грузооборота на экономические показатели работы железных дорог.

Виды нерациональных грузовых перевозок, причины их возникновения и основные методы борьбы с ними.

Методика определения экономической эффективности устранения разных видов нерациональных перевозок.

Планирование грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. Содержание и показатели перспективных и годовых планов грузовых перевозок по сети, дорогам и отделениям Отправление., прибытие, прием, сдача. Перевозки, в том числе по сообщениям: ввоз, вывоз, транзит, местное сообщение. Грузооборот, средняя дальность и средняя густота перевозок

Методы составления планов грузовых перевозок.

Местные и транзитные районы тяготения. Организация обследования районов тяготения. Плановые и отчетные данные об экономике районов тяготения и заявки грузоотправителей на перевозки как основа для разработки планов перевозок.

Организация обследования районов тяготения. Плановые и отчетные данные об экономике районов тяготения и заявки грузоотправителей на перевозки как основа для разработки планов перевозок.

Транспортно-экономические балансы по массовым видам продукции, их содержание и методика составления. Значение транспортно-экономических балансов для разработки планов грузовых перевозок.

Методика определения размеров перевозок важнейших массовых грузов. Способы определения планового объема перевозок так называемых прочих грузов. Принципы распределения перевозок между различными видами транспорта при составлении транспортно-экономических балансов. Определение размеров отправления, прибытия, ввоза, вывоза и перевозок в местном сообщении. Определение величины транзита приема и сдачи грузов. Расчет грузопотоков. Принцип кратчайшего расстояния перевозки как основа планирования грузопотоков по железным дорогам. Определение экономической эффективности использования окружных направлений перевозки. Расчет грузооборота, средней дальности и средней густоты перевозок. Особенности расчетов средней дальности перевозки грузов по сети в целом, дорогам и отделениям. Развязка грузопотоков в узлах. Составление сводных планов грузовых перевозок.

Методы прогнозирования объема грузовых перевозок на длительную перспективу.

Особенности составления оперативных (квартальных и месячных) планов грузовых перевозок. Связь оперативных планов с годовым планом перевозок и техническим планом работы сети и дорог.

Применение ЭВМ для разработки оптимальных планов грузовых перевозок Основные задачи дальнейшего повышения качества планирования грузовых перевозок.

^ 7.2. Пассажирские перевозки и их планирование

Экономическое и социальное значение пассажирских перевозок в народном хозяйстве. Динамика перевозок пассажиров, пассажирооборота. Структура пассажирооборота. Особенности пассажирских перевозок по видам сообщений. Средняя дальность перевозки пассажиров.

Неравномерность пассажирских перевозок и ее причины. Мероприятия по смягчению неравномерности перевозок и их эффективность. Влияние неравномерности пассажирских перевозок на экономические показатели работы железных дорог.

Факторы, влияющие на объем пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Показатели подвижности населения и факторы, от которых они зависят. Динамика подвижности населения, рост численности населения, изменение структуры населения и его подвижности, рост городов и городского населения., развитие экономики, рост санитарно-курортной сети и баз туризма. Развитие других видов транспорта. Перспективы увеличения пассажирских перевозок и намечаемое распределение их по видам транспорта.

Содержание и показатели плана пассажирских перевозок по сети, дорогам, отделениям и пассажирским станциям. Порядок разработки планов пассажирских перевозок. Статистические и расчетные методы определения объема пассажирских перевозок на длительную перспективу и на год, преимущества и недостатки этих методов. Основные методы планирования пассажирских перевозок по железным дорогам на длительную перспективу. Значение обследований пассажирских перевозок, метод их проведения. Изменение спроса на различные виды пассажирских перевозок.

Особенности оперативного планирования пассажирских перевозок. Международные пассажирские перевозки и их планирование. Возможности применения ЭВМ для планирования пассажирских перевозок.

Основные задачи дальнейшего улучшения качества пассажирских перевозок Перспективы развития скоростного пассажирского движения на железных дорогах и оценка его экономической эффективности.

Багажные перевозки и их планирование.

Л.:[10, гл. 7, 8].

^ 8. Экономика и планирование эксплуатационной работы железных дорог

Задачи и содержание эксплуатационной работы. Работа подвижного состава как важнейшая часть эксплуатационной работы железных дорог.

Показатели работы подвижного состава, их динамика, сравнение с аналогичными показателями зарубежных стран. Характер взаимодействия отдельных показателей использования подвижного состава.

Экономическая эффективность улучшения качественных показателей использования подвижного состава и методы ее определения. Взаимосвязь показателей качества использования подвижного состава, типов постоянных устройств и степени их использования. Экономическая оценка разнонаправлено меняющихся показателей качества эксплуатационной работы. Определение обобщающих (интегральных) показателей ее качества. Способы экономических расчетов для выбора рациональных технических и организационных мероприятий в области эксплуатации железных дорог. Экономически целесообразные пределы концентрации грузопотоков на однопутных и двухпутных линиях. Задачи дальнейшего повышения качества эксплуатационной работы железных дорог.

Планирование работы подвижного состава. Содержание плана работы подвижного состава, его разделы и показатели. План перевозок грузов и пассажиров – основа плана работы подвижного состава. Отчетные и плановые данные, необходимые для составления плана работы подвижного состава. Расчет плановых качественных показателей использования подвижного состава для заданных условий эксплуатации. Определение плановой нагрузки на грузовые вагоны. Расчет пробегов груженых вагонов. Баланс порожних вагонов и способы его расчета. Построение оптимального плана движения порожних вагонов. Расчет пробега порожних вагонов - транзитных, местных и суммарных вагонопотоков по участкам и направлениям. Расчет затрат вагоно-часов по отдельным элементам оборота вагона: в движении, в простоях на промежуточных станциях и под грузовыми операциями. Определение потребного рабочего парка вагонов и результативных качественных показателей их использования.

Расчет пробега поездов и пробега локомотивов. Выбор оптимальных норм массы грузовых поездов с учетом имеющихся ограничений по силе тяги локомотивов и длине станционных приемоотправочных путей. Основы теории выбора экономически целесообразных унифицированных норм массы поездов на отдельных направлениях. Расчет потребного эксплуатационного парка локомотивов и результативных качественных показателей их использования.

Планирование работы подвижного состава в пассажирском движении. График движения поездов - основа разработки плана. Содержание, основные разделы и показатели плана. Исходные данные для составления плана работы подвижного состава в пассажирском движении. Расчет плановой населенности пассажирского вагона. Методы определения потребного парка подвижного состава в пассажирском движении. Расчет других качественных показателей работы подвижного состава. Расчет потребных парков пассажирских вагонов и локомотивов при разработке перспективных планов железнодорожного транспорта.

Применение математических методов и ЭВМ для планирования работы подвижного состава.

Л.:[10, гл. 9].

^ 9. Экономическая эффективность развития материально-технической базы железнодорожного транспорта

Основные фонды железных дорог РФ, задачи улучшения их структуры и повышения качества использования Ускорение темпов технического перевооружения железных дорог как один из важнейших элементов повышения их пропускной и провозной способности.

Сопоставление технической вооруженности железных дорог нашей страны и наиболее развитых зарубежных стран. Показатели использования основных фондов железнодорожного транспорта.

Повышение эффективности капитальных вложений и использования основных фондов как одна из важнейших задач планирования капитальных вложений. Показатели эффективности использования производственных фондов Особенности определения эффективности при планировании капитальных вложений на железнодорожном транспорте. Экономическое обоснование рационального срока строительства отдельных объектов капитальных вложений Определение экономического эффекта от ускорения срока строительства объектов и от внедрения новой техники

Сравнение вариантов сооружений с разными сроками службы. Общие принципы сравнения. Методы определения рациональных сроков службы отдельных видов технических средств железных дорог. Влияние продолжительности строительства и сроков ввода в действие планируемых объектов на их экономическую эффективность.


^ 9.1. Экономическая эффективность важнейших реконструктивных мероприятии и методы ее определения

Экономическая эффективность реконструкции тяги Технико-экономические показатели разных видов тяги в сопоставимых условиях эксплуатации на однопутных и двухпутных линиях Экономические преимущества электрификации железных дорог на переменном токе. Сфера целесообразного применения электрической и тепловозной тяги.

Экономическая эффективность строительства вторых путей Эффективность сооружения двухпутных вставок, вторых и третьих путей и методы ее определения.

Экономическая эффективность развития вагонного хозяйства. Основные технико-экономические показатели вагонов разных типов. Эффективность применения большегрузных вагонов. Эффективность развития вагонного хозяйства. Основные технико-экономические показатели вагонов разных типов. Эффективность других мероприятий в области реконструкции вагонного парка Новые типы пассажирских вагонов и их эффективность Основные направления реконструкции постоянных устройств вагонного хозяйства.

Экономическая эффективность развития контейнерного хозяйства Эффективность применения контейнеров разных типов и грузоподъемности и подвижного состава для их перевозки Развитие парка контейнеров и размещение контейнерных пунктов. Методы определения эффективности контейнерных перевозок Эффективность пакетных перевозок Перспективы дальнейшего развития контейнерных и пакетных перевозок.

Экономическая эффективность реконструкции путевого хозяйства железных дорог. Экономическая эффективность использования тяжелых и длинномерных рельсов, железобетонных шпал, щебеночного и асбестового балласта, бесстыкового пути, укладки более пологих стрелочных переводов, механизации и автоматизации путевых работ.

Экономическая эффективность реконструкции станций. Экономическая эффективность усиления приемоотправочных путей, автоматизации сортировочных горок, механизации погрузочно-разгрузочных работ. Эффективность применения автоблокировки, диспетчерской централизации, электрической централизации стрелок, радиорелейной связи, каблирования линий связи и др.

Основные пути развития пассажирского хозяйства железных дорог и их экономическая эффективность. Эффективность реконструкции подвижного состава и постоянных устройств пассажирского хозяйства. Экономическая эффективность развития межотраслевого промышленного железнодорожного транспорта. Экономические проблемы развития метрополитенов.

^ 9.2. Новое железнодорожное строительство и его экономическая эффективность

Развитие сети железных дорог за послевоенные годы. Характеристика существующей сети железных дорог России и задачи ее развития на перспективу. Особенности методики определения эффективности строительства новых железных дорог разного назначения (пионерных, разгружающих и др.).

Основные условия, при которых рационально сооружение новых и усиление эксплуатации существующих магистральных железных дорог и подъездных железнодорожных путей.

Л.:[10, гл. 12].

^ 10. Планирование капитальных вложении и капитального ремонта на железнодорожном транспорте

10.1. Планирование капитальных вложений

Задача плана капитальных вложений, основные требования к повышению его качества. Основные разделы плана капитальных вложений и исходные данные для его составления Титульные списки и их значение. Стоимостные и натуральные показатели плана капитальных вложений. Определение стоимости строительства планируемых объектов и объемов строительно-монтажных работ Роль проектно-изыскательских работ в повышении качества планирования капитальных вложений и снижении себестоимости строительства. Стадии проектирования. Значение типового проектирования в условиях железнодорожного транспорта. Технико-экономическое обоснование объектов, включаемых в план капитальных вложений. Сметы, их содержание и методы расчета. Порядок утверждения проектно-сметной документации Пути снижения сметной стоимости строительства.

^ 10.2. Планирование капитального ремонта подвижного состава и постоянных устройств железных дорог

Значение капитальных ремонтов. Динамика затрат на капитальный ремонт, их удельный вес в расходах эксплуатации и по отношению к сумме капитальных вложений. Затраты на капитальный ремонт по отдельным видам основных фондов железных дорог в сравнении с их полной восстановительной стоимостью.

Изменение эффективности затрат на капитальный ремонт в зависимости от сроков службы основных фондов. Моральный износ, способы его учета. Пути повышения эффективности затрат на капитальный ремонт.

Капитальный ремонт и модернизация основных средств железных дорог. Порядок планирования затрат на капитальный ремонт. Определение потребности в капитальном ремонте. Периодичность производства капитального ремонта. Определение стоимости капитального ремонта. Порядок утверждения планов капитального ремонта. Организации, производящие капитальный ремонт, и источники финансирования затрат на него Порядок образования и использования ремонтного фонда на предприятиях железных дорог Задачи ускорения обновления основных производственных фондов.

Л.:[10, гл. 11].

^ 11. Организация и планирование труда на железнодорожном транспорте

11.1. Основные принципы организации труда

Контингент работников железнодорожного транспорта, его распределение по видам деятельности. Изменение численности и профессионального состава железнодорожников в связи с техническим прогрессом и рационализацией производства и управления.

Рабочее время на железнодорожном транспорте. Продолжительность рабочего дня. Особенности использования рабочего времени железнодорожников в связи с круглосуточной работой железных дорог Организация работ по сменам. Графики работ. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад и работников, связанных с движением поездов. Время отдыха. Особенности использования рабочего времени железнодорожников на малодеятельных линиях и станциях.

Нормирование труда, его значение для улучшения организации труда. Нормы выработки, нормы времени, нормы численности, нормы обслуживания, нормы управляемости. Научно обоснованные нормы затрат труда.

Производительность труда - важнейший показатель эффективности организации труда Показатели производительности труда по основной деятельности железных дорог, отделений и линейных предприятий, а также для отдельных категорий работников. Способы расчетов показателей производительности труда и пути их дальнейшего совершенствования. Коллективные формы организации и стимулирования труда.

^ 11.2. Заработная плата

Принцип распределения по труду. Основные системы оплаты труда: сдельная и повременная, их модификации: сдельная, сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная, аккордная, повременная и повременно-премиальная

Тарифная система оплаты труда на железнодорожном транспорте: тарифная сетка, тарифные ставки, тарифно-квалификационные справочники. Особенности оплаты труда работников отдельных массовых профессий. Порядок оплаты труда за работу в выходные дни. в ночное время и за сверхурочную работу.


^ 11.3. Планирование труда

Основные задачи и содержание плана по труду. Показатели плана и методы их определения. Способы расчета потребной рабочей силы для сети в целом, по дорогам и отделениям. Организация и оплата труда при работе железнодорожного транспорта в условиях рынка.

Л.:[10, гл. 14; 15; 6].

^ 12. Расходы, доходы, тарифы, прибыль и рентабельность на железнодорожном транспорте

12.1. Расходы на железных дорогах

Расходы, себестоимость перевозок, доходы, прибыль рентабельность, производственные фонды, фонды предприятия, их взаимосвязь Значение этих показателей для оценки результатов хозяйственной деятельности железных дорог.

Планирование эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок. Структура эксплуатационных расходов железных дорог по элементам затрат и по отраслям железнодорожного хозяйства Классификация и номенклатура расходов.

Планирование эксплуатационных расходов по основным элементам затрат: материальные затраты, на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация основных фондов, прочие затраты.

Показатели себестоимости перевозок, их динамика Принципы расчета себестоимости перевозок по сети, дорогам, отделениям дорог, линейным предприятиям, по видам перевозок (грузовые и пассажирские), видам сообщений и видам тяги. Характер зависимости себестоимости перевозок от народнохозяйственных, технических, эксплуатационных факторов. Различия себестоимости перевозок по отдельным дорогам и их причины Различия структуры себестоимости перевозок на железных дорогах и на других видах транспорта. Пути снижения себестоимости перевозок.

^ 12.2. Железнодорожные тарифы

Тарифы - цены на продукцию транспорта. Грузовые тарифы как разновидность оптовых цен, пассажирские тарифы как разновидность розничных цен. Значение железнодорожных тарифов.

Общие принципы ценообразования в условиях рынка и особенности ценообразования на транспорте. Основные принципы построения тарифов на железных дорогах. Характеристика действующих тарифов. Тарифы сложного дифференцирования ставок по расстояниям и двухставочные тарифы, преимущества двухставочных тарифов. Методы определения среднего уровня тарифов. Порядок расчета договорных тарифов и сфера их применения.

Пассажирские тарифы, основные принципы их построения. Характеристика действующих тарифов и пути их дальнейшего совершенствования.

^ 12.3. Доходы железных дорог и их структура

Доходы от перевозок грузов, пассажиров, почты и багажа. Дополнительные сборы, местные доходы железнодорожных станций и управлений дорог. Прочие доходы Планирование доходов. Доходные ставки за перевозки грузов и пассажиров, их динамика. Расчет плановых доходных ставок и общей суммы доходов по видам перевозок. Расчет плана прочих доходных поступлений. Особенности планирования доходов на дорогах, в отделениях дорог и линейных предприятиях. Использование доходов. Финансовый план железнодорожного транспорта (баланс доходов и расходов), его значение, содержание.

^ 12.4. Прибыль и рентабельность

Прибыль, ее источники и использование. Финансовые результаты работы железнодорожного транспорта. Рентабельность и ее расчет. Пути повышения рентабельности железнодорожного транспорта.

^ 12.5. Организация хозяйственного расчета на железнодорожном транспорте

Основные принципы организаций хозяйственного расчета на железнодорожном транспорте. Задачи дальнейшего укрепления хозрасчета. Система хозрасчетных взаимоотношений на железнодорожном транспорте. Действующий порядок распределения доходов. Хозрасчет отделения дороги и его предприятий. Хозрасчетные показатели, преимущества и недостатки отдельных показателей. Фонд потребления и фонд накопления, источники их образования и порядок использования.

^ 12.6. Основные направления перехода железнодорожного транспорта на работу в условиях рынка.

Снижение эксплуатационных расходов и увеличение доходов. Развитие внутриотраслевых экономических взаимоотношений. Развитие новых форм собственности. Порядок налогообложения.

Л.:[4; 5; 8; 10, гл. 16, 17, 18].


^ III. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИИ

  1. Экономика и планирование эксплуатационной работы железных дорог - 2 ч.

  2. Организация и планирование труда на железнодорожном транспорте - 2 ч.

  3. Расходы, доходы, тарифы, прибыль и рентабельность на железнодорожном транспорте - 4 ч.


^ IV. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И СЕМИНАРОВ

  1. Решение задач по определению показателей плана работы подвижного состава. - 2 ч.

  2. Решение задач по планированию труда на железнодорожном транспорте. - 2 ч.


^ V. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОРАБОТКИ

  1. Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта и его место в единой транспортной системе страны. – 25 ч.

  2. Организация и структура управления железнодорожным транспортом - 25 ч.

  3. Основные принципы, методы и организация планирования на железнодорожном транспорте. - 27 ч.

  4. Основы методики определения эффективности организационно-технических мероприятий. - 25 ч.

  5. Грузовые и пассажирские перевозки и их планирование. - 25 ч.

  6. Экономическая эффективность развития материально-технической базы железнодорожного транспорта - 30 ч.

  7. Планирование капитальных вложений и капитального ремонта на железнодорожном транспорте. - 33 ч


^ VI. КУРСОВАЯ РАБОТА

Студенты выполняют курсовую работу и после проверки преподавателем защищают ее.

По курсу «Экономика железнодорожного транспорта» студенты сдают экзамен.


VII. ЛИТЕРАТУРА

7.1. Основная литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации - М.: Юридическая литература, 2006 -Ч. 1,2.

  2. Федеральный Закон от 17.08.95 г. №147 "О естественных монополиях".

  3. Федеральный Закон от 25.08.95 г. № 153 "О железнодорожном транспорте" .


7.2. Дополнительная литература

  1. Экономика железнодорожного транспорта: Учебник/ Под. ред. Терешина Н.П. – М.: Транспорт, 2000.

  2. Приказы МПС РФ, материалы Коллегий МПС РФ, другие нормативные материалы МПС РФ.

Скачать 249.02 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты