Домой

Методические рекомендации по проведению всероссийской олимпиады школьников по литературе




Скачать 83.82 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по проведению всероссийской олимпиады школьников по литературе
Дата21.12.2012
Размер83.82 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Содержание
Сопоставительный анализ стихотворений
Общая сумма баллов – 50.
ТЕСТ Назовите автора и его произведение, ставшее объектом литературного пародирования поэтом 1860-х гг. Д. Минаевым
Творческая работа
А.А. Ахматова
Ответы 7-8 классы
Подобные работы:

Министерство образования Пермского края


Оргкомитет региональных предметных

олимпиад школьников


ГБОУ ДОД «Пермский центр «Муравейник»





Литература




Задания II (муниципального) этапа

региональной олимпиады школьников


г. Пермь

2011/2012 учебный год

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


В муниципальном этапе олимпиады принимают участие учащиеся 7-11 классов общеобразовательных учреждений (четыре группы: 7 – 8, 9, 10, 11 классы) – победители и призеры школьного этапа олимпиады текущего учебного года.

Муниципальный этап проводится в письменной форме.

Для учащихся 7 – 8 классов: тест и небольшая творческая работа. Для учащихся 9 – 11-х классов – сопоставительный анализ двух стихотворений.

Победители муниципального этапа (учащиеся 9 – 11 кл.) будут допущены до следующего тура (дистанционный формат) – выполнение тестовых заданий. Время проведения олимпиады – для 9 – 11 кл. – 240 минут, для 7 – 8 кл. –120 минут.


^ Сопоставительный анализ стихотворений

9 – 11 класс

При оценке работы учитываются:

- глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в сопоставительном задании – до 20 баллов;

- владение основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фоносемантическое своеобразие) – до 10 баллов;

- умение адекватно выражать свои мысли и чувства – 10 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

^ Общая сумма баллов – 50.

7- 8 классы


Муниципальный этап олимпиады по литературе включает задания по русской литературе в соответствии с базовыми компонентами литературного образования средней школы, состоящими из историко-культурного и теоретико-литературного компонентов и знания художественных произведений. Задания рассчитаны на учащихся, чье литературное развитие не ограничивается школьной программой; цель предложенных заданий – выявление филологически и творчески одаренных детей. В муниципальном этапе могут участвовать все желающие школьники. На выполнение заданий дается два часа (120 минут). Задания состоят из двух частей: проверочного теста и творческой работы.


^ ТЕСТ


  1. Назовите автора и его произведение, ставшее объектом литературного пародирования поэтом 1860-х гг. Д. Минаевым:

Какой вы будете женою?

Что вы за мать, скажите мне,

Умея только пред луною

Мечтать в полночной тишине?

Что для жены быть может хуже –

Искать опоры только в муже,

Его трудиться заставлять,

Самой же плакать и вздыхать,

Краснеть пред дочерью и сыном,

Своим невежеством казнясь,

И постепенно падать в грязь!...

Муж будет честным гражданином,

Жена же – куклою немой!..

Вот идеал, но он не мой…

(за правильный ответ – 1 балл).


  1. Определите, из каких произведений взяты эти «рыбы»:

А) Она приветливей других

Ко мне ласкалась, чешуей

Была покрыта золотой

Ее спина. – Она вилась

Над головой моей не раз….


Б) Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?»


В) Веселой толпою

С глубокого дна

Мы ночью всплываем,

Нас греет луна…


Г) Вот въезжает на поляну

Прямо к морю-окияну;

Поперек его лежит

Чудо-юдо, рыба-кит…


Д) «У молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда не обернется – везде ему мат».


(за каждый правильный ответ – 1 балл).


  1. Назовите произведение и его автора по фрагменту текста:

А) «Сначала он дал ей хлеба и зеленую корочку сыра, потом кусочек мяса, полпирожка и куриных костей, а она с голодухи все это съела так быстро, что не успела разобрать вкуса».


Б) «Принесли щей. Он накрошил туда хлеба, мелко изрубил мясо и поставил тарелку на пол.<…> принялась есть с обычной своей вежливостью, едва касаясь мордочкой до кушанья <…> долго глядел на нее, две тяжелые слезы выкатились вдруг из его глаз…»


В) «За час до обеда закушивал снова, выпивал старинную серебряную чарку водки, заедал грибками, разными сушеными рыбками и прочим…»


Г) «На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе».


Д) Служат ей бояре и дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным

(за каждый правильный ответ – 1 балл).

  1. Кого из русских писателей и поэтов 19 века в детстве называли:

А) Маёшка;

Б) смесь обезьяны с тигром;

В) таинственный Карла;

Г) Лева-рёва;

Д) Егоза.

(за каждый правильный ответ – 1 балл).


  1. Восстановите изначальный порядок рифм стихотворения. Как называется такая рифма? Определите стихотворный размер:

Руд, терпенье, труд, стремленье;

Сестра, подземелье, веселье, пора

(максимальное количество баллов – 5).


^ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

Сочините басню (в стихах или прозе) на тему «Дневник и электронный журнал» или «Двойка и пятерка» (по вашему выбору).


(максимальное количество баллов – 5).

9 класс

Сопоставительный анализ стихотворений.

А.С. Пушкин

ПОЭТ


Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен;

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы;

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы...

1827.


М.Ю. Лермонтов

Есть речи — значенье

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Внимать невозможно.


Как полны их звуки

Безумством желанья!

В них слезы разлуки,

В них трепет свиданья.


Не встретит ответа

Средь шума мирского

Из пламя и света

Рожденное слово;


Но в храме, средь боя

И где я ни буду,

Услышав его, я

Узнаю повсюду.


Не кончив молитвы,

На звук тот отвечу,

И брошусь из битвы

Ему я навстречу.

1840.

10 класс

Сопоставительный анализ стихотворений.


Ф.И. Тютчев

SILENTIUM!

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи,-

Любуйся ими - и молчи.


Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймёт ли он, чем ты живёшь?

Мысль изречённая есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи,-

Питайся ими - и молчи.


Лишь жить в себе самом умей -

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи,-

Внимай их пенью - и молчи!..

<1829>, начало 1830-х годов


А.А. Фет

Как беден наш язык! - Хочу и не могу.-

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

Напрасно вечное томление сердец,

И клонит голову маститую мудрец

Пред этой ложью роковою.


Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук

Хватает на лету и закрепляет вдруг

И темный бред души и трав неясный запах;

Так, для безбрежного покинув скудный дол,

Летит за облака Юпитера орел,

Сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.

11 июня 1887

11 класс

Сопоставительный анализ стихотворений.


В.В. Набоков

Молитва

Пыланье свеч то выявит морщины,

то по белку блестящему скользнет.

В звездах шумят древесные вершины,

и замирает крестный ход.

Со мною ждет ночь темно-голубая,

и вот, из мрака, церковь огибая,

пасхальный вопль опять растет.


Пылай, свеча, и трепетные пальцы

жемчужинами воска ороси.

О милых мертвых думают скитальцы,

о дальней молятся Руси.

А я молюсь о нашем дивьем диве,

о русской речи, плавной, как по ниве

движенье ветра... Воскреси!


О, воскреси душистую, родную,

косноязычный сон ее гнетет.

Искажена, искромсана, но чую

ее невидимый полет.

И ждет со мной ночь темно-голубая,

и вот, из мрака, церковь огибая,

пасхальный вопль опять растет.


Тебе, живой, тебе, моей прекрасной,

вся жизнь моя, огонь несметных свеч.

Ты станешь вновь, как воды, полногласной,

и чистой, как на солнце меч,

и величавой, как волненье нивы.

Так молится ремесленник ревнивый

и рыцарь твой, родная речь.

^ А.А. Ахматова

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.


Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.


Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

1942

^ Ответы

7-8 классы

  1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

  2. а – М.Ю. Лермонтов «Мцыри»; б – А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»; в – А.С. Пушкин «Русалка»; г – П.П. Ершов – «Конек-горбунок»; д – М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь».

  3. а – А.П. Чехов «Каштанка»; б – И.С. Тургенев «Муму»; в – Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»; г – Н.В. Гоголь «Ревизор»; д – А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке».

  4. а – М.Ю. Лермонтов; б – А.С. Пушкин; в – Н.В. Гоголь; г – Л.Н. Толстой; д – А.С. Пушкин.

  5. Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.


Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора:

Рифма – перекрестная и кольцевая, четырехстопный ямб.

Скачать 83.82 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты