Домой

«Сергей Есенин – то не просто имя, России стихотворная душа»




Скачать 88.16 Kb.
Название«Сергей Есенин – то не просто имя, России стихотворная душа»
Дата21.12.2012
Размер88.16 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Ход урока
Вслушайтесь: Родина, род, рождение
Звучат колокольные звоны http://audiovkontakte.ru/search.php
В центре села
А это земская школа
Село Спас-Клепики
Именно русская деревня
В первых же стихах С. Есенина мы находим отголоски самых популярных фольклорных
Хорошие стихи, образы чистые, ясные, живые встают перед глазами)
Запели тесаные дроги, звенят родные степи
Можно сказать, Русь звенящая, ясная, поэт любит до радости и боли свою Родину)
Можно ли сказать, что третий источник творчества – философские размышления о судьбе.
Подобные работы:

«Сергей Есенин – то не просто имя, - России стихотворная душа»

(Тема Родины в лирике С.Есенина)


Цели:

Образовательные: рассмотреть, как раскрывается тема Родины в лирике Есенина, проследить эволюцию темы в творчестве Есенина, организовать поисково-исследовательскую деятельность в работе с различными источниками.


Развивающие: развивать навыки анализа лирического произведения, критическое мышление, коммуникативные, исследовательские способности, выработка навыка выразительного чтения поэтического текста.


Воспитательные: воспитание эстетического вкуса, неравнодушного отношения к поэтическому слову, любви к Родине.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентации, медиа-ресурсы сайтов

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

С.Есенин


^ Ход урока:

(Звучит песня «Березы» в исполнении группы «Любэ»)

(на фоне музыки)

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком…

(проецируется репродукция картины И. Левитана “Золотая осень”)


И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.

(проецируется репродукция картины А. Рылова “В голубом просторе”)


Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.


(проецируется репродукция картины А. Куинджи “Березовая роща”)


Несказанное, синее нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.

(проецируется репродукция картины Ф. Васильева “Мокрый луг”)


Вопрос: что объединяет автора этих стихотворных строк с художниками картин “Золотая осень”, “В голубом просторе”, “Березовая роща”, “Мокрый луг” и исполнителем песни «Березы»? (ответы учащихся)


Вывод учителя: тема родной природы – это вечная тема. Красоту родной природы воспевали художники, поэты, композиторы.

^ Вслушайтесь: Родина, род, рождение. Эти слова всегда с нами. Для каждого человека это самые заветные слова, начало всех начал. Какие у вас ассоциации возникают с этим словом?

Вот и для Сергея Есенина слово Родина было самым заветным, самым замечательным. Даже имя ее он произносил с восхищением: «Россия…Какое хорошее слово…и «роса», и «сила», и «синее что-то…». Это им сказано: «Нет поэта без Родины». Для нее он берег самые заветные эпитеты, самые неожиданные метафоры, самые смелые олицетворения.

Сегодня на занятии мы рассмотрим «Тему Родины в лирике С.Есенина», исследуем творчество С.Есенина, выясним, какое место тема Родины занимает в лирике поэта, отметим особенности изображения природы в стихотворениях, выявим, что являлось источником вдохновения поэта.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова самого Есенина: «О Русь малиновое поле и синь, упавшая в реку, - люблю до радости и боли твою озерную тоску» В дальнейшем мы еще обратимся к эпиграфу.

А начнем мы с самых истоков.

^ Звучат колокольные звоны http://audiovkontakte.ru/search.php

Вот оно, рязанское село Константиново, родина русского поэта С.А.Есенина. Самое сердце России.

^ В центре села, напротив церкви Казанской иконы Божией Матери, стоит бревенчатый, выходящий тремя окнами на широкую улицу «низкий дом». Он хранит память о великом русском поэте Сергее Александровиче Есенине. Первый дом Есениных, построенный дедом поэта, поражал своей необычностью. Два окна горницы выходят на сельскую площадь. Прямо пред глазами заливные луга, без конца и края до самого леса. По лугу широкой лентой раскинулась Ока. Синее небо чашей опрокинулось над нами. Тишина, простор.

^ А это земская школа, в которой учился Есенин. В земских школах тогда преподавали чтение русское, чтение церковнославянское, письмо русское, письмо церковнославянское, грамматику, арифметику, Закон Божий, географию, историю.

^ Село Спас-Клепики стало второй духовной родиной С. Есенина после Константинова. Здесь в Спас-Клепивской второклассной учительской школе продолжил свое образование будущий поэт.

^ Именно русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве»,- писал С. Есенин. Заметьте, не «тема», а «чувство».

-Почему чувство?

(Все написанное им проникнуто чувством родины, это признание поэта любви к родине)

- Откуда же Есенин черпал вдохновения для своего творчества?

«Я рос в атмосфере народной поэзии»,- вспоминает он. Поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций.

^ В первых же стихах С. Есенина мы находим отголоски самых популярных фольклорных жанров песен и частушек, бытовавших в рязанской деревне. По словам самого поэта, он начал писать, «подражая частушкам». На протяжении всей жизни он собирал частушки, их у него было около четырех тысяч

С. Есенин хорошо знал обрядовую поэзию. В его творчестве нашли отражение как календарные, так и семейные обряды. Масленичные обряды, Фомина неделя, магия Ивана Купалы прочно вошли в поэтический мир С. Есенина.

-Недавно по телевидению шел фильм «Есенин».Кто-нибудь смотрел этот фильм?

Роль Есенина играет Сергей Безруков.

-Посмотрите фрагмент из кинофильма «Есенин», где с застенчивой улыбкой, не сходящей с лица, со звонким озорным голосом поэт впервые читает стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная...» самому Александру Блоку.

-Просматривая фильм, подумайте, о каком календарном празднике идет речь?

(просмотр фильма)

-Так о каком празднике идет речь? (Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом на лугах веселый пляс. На яблочный Спас существовал обычай приносить плоды в храмы. Кроме того, была традиция в этот день наделять всех бедных яблоками, а больным людям посылали их домой с пожеланиями скорейшего выздоровления)

-Как оценил стихи поэта Александр Блок? ( ^ Хорошие стихи, образы чистые, ясные, живые встают перед глазами)

-Какое впечатление произвело на вас чтение стихотворения артистом?

-Итак, мы видим, что к вершинам поэзии Есенин поднялся из глубин народной жизни, каков первый источник творчества поэта? (Народный: фольклор) Откройте тетради, заполните графу в первой таблице.

-Прочитайте стихотворение, строки из которого стали эпиграфом к уроку: «Запели тесаные дроги...»

- Какую пейзажную зарисовку создает поэт в этом стихотворении?

(Пейзажную зарисовку: часовенки, кусты на кладбище, придорожные кусты, равнины, подле)

-Какие звуковые образы мы можем найти в этом стихотворении?

(Запели тесаные дроги, звенят родные степи)

-Что такое дроги? (Продольный деревянный брус в повозках, соединяющий переднюю ось с задней. Этот скрип автор называет пением)

-Создавая звуковые образы Есенин использовал прием звукописи в самых распространенных формах: аллитерации и ассонанса. Напомню, Аллитерация - повторение в стихах одинаковых, созвучных согласных звуков, а ассонанс - повторение гласных

_ Прочитаем еще раз первую строфу, найдите в ней пример аллитерации. Какие звуки чаще повторяются?

- Вы называли звуковые образы:^ Запели тесаные дроги, звенят родные степи, а я думаю, здесь еще есть звуковой образ. Обратимся к эпиграфу.

- Что значит выражение «малиновое поле»? ( ответы детей)

-Слышали ли вы выражение «малиновый звон». Что означает это выражение?

(Малиновый звон – приятный, мягкий по тембру звон (о звоне колоколов))

-Так можно ли сочетание «малиновое поле» рассматривать как звуковой образ в данном стихотворении? Если да, то какой предстает Русь?

(^ Можно сказать, Русь звенящая, ясная, поэт любит до радости и боли свою Родину)

- Еще большую роль в поэтике играет цвет. Поэт активно использует и цветопись в стихах. Приведите примеры из стихотворения.

- В тетрадях помещены отрывки из известных стихотворений Есенина.

1 вариант выпишет в тетрадь примеры звукописи, а 2 вариант – цветописи.


- Какие краски Есенин использовал?

( Поэт запечатлевал все, что есть в природе, находя необыкновенные слова для выражения красоты мира.)

-Литературовед Кедров отмечал три основные цвета в лирике С.Есенина: синий, алый, золотой. Как вы думаете какое значение играют данные цвета?

(Синий цвет всегда был цветом духовности, символом созерцания, молитвы, небес, что-то нежное, несказанное, цвет мечты, покоя, детских снов. Цвет родной Оки, неба, Родины.

Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье.

Значение золотого цвета - роскошь, излишество, яркость, традиции.

Значение желтого цвета - эйфория, радость, оптимизм, память.)

Удивительно яркие, точные, прекрасные слова. Все это описание пейзажа, природы. Мы с уверенностью можем сказать, что второй источник творчества поэта ______________ (пейзаж, красота родной природы...)


Время шло. В последние годы жизни стихи отличаются печальным настроением лирического героя, исповедальностью, глубоким смыслом.

1924-1925 годы отмечены удивительной творческой активностью С. Есенина, которая подтверждала готовность жить и творить, хотя жизнь порой ставила почти в безвыходное положение. Поэт остро чувствует и переживает тяжёлое для народа и Родины время – голод 1921 года, народные восстания против диктатуры большевиков, поэтому стихи, написанные в этот период, отличаются глубоким философским смыслом

С. Есенин с ужасом увидел, что Родина, которой он посвятил свое творчество, в нем теперь не нуждается, что он остался в стороне от жизни народа, сам от него отгородился, стал ему «чужим».

-Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924 г.), где пронзительно

звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле…

(Чтение и анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…»)

- О чем это стихотворение? (Изображая природу, Есенин говорит о себе, о своем мироощущении.)

- Это лирическое стихотворение имеет философский план. Его содержание составляет раздумья поэта о жизни. Автор говорит: «Но ничего в прошедшем мне не жаль». Почему именно не жаль? Может быть, потому, что не все, что было в юности, теперь приятно вспомнить? Что поэт говорит о прошедших годах? ( Что они «растрачены напрасно»)

Типичные для поэзии Есенина образы предстают здесь обновленными. Здесь одновременно и многообразие цветовой гаммы – золотая роща, голубой пруд, красная рябина.

Какие чувства поэта переданы в стихотворении. ( Он неотъемлем от природы, он одинок, ему грустно, вспоминает юность веселую и «сиреневую души цветь», ему не жаль ничего, понимает, что все проходит, нет ничего вечного

Посмотрите, не только звукописью и цветописью богата поэзия Есенина. Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэт использует различные художественные средства.

-Какие наиболее распространенные изобразительно-звуковые средства вы знаете?

-Например, Есенин часто употребляет олицетворение, найдите в тексте:
«журавли не жалеют», «грезит конопляник». “отговорила роща”, “березовым веселым языком”,

Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым.

-Задание №2 в тетрадях. Выпишите из стихотворения 1 ряд – выпишите эпитеты, 2 ряд - метафору, 3 ряд – сравнение

- Здесь Родина Есенины другая. Какая? (Как душа человеческая. Изображая природу, Есенин говорит о себе, о своем мироощущении. Поэт убежден, что весной обновленная роща оживет, заговорит веселым языком. И в жизни человека на смену подавленному настроению придет бодрость, прилив сил,, вдохновение и стремление творить, созидать.)

^ Можно ли сказать, что третий источник творчества – философские размышления о судьбе.

Вывод: - Откуда черпал вдохновение поэт при создании образа Родины?

-Что объединяет в понятие Родины Есенин?

-Чем близка она нам, сегодняшним читателям?


Недолгим, но сложным был жизненный путь С.Есенина. Ему пришлось пережить немало огорчений, испытать радость творческих взлетов и боль падений.

Так мало пройдено дорог,

Так много сделано ошибок,-

с грустью сознавался поэт. Уйдя из жизни в 30 лет, он оставил огромное поэтическое наследство. Любовь к Родине, заполнявшая все его существо, была источником его вдохновения. Поэму «Русь советская» Есенин закончил строками, исполненными щемящей сыновней любви:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Домашнее задание:

Творческая мастерская.

— Представить, как работал поэт над словом, попытаться по­нять, как ему удавалось так точно передать свои чувства и мысли.

У вас в тетрадях текст стихотворения С.Есенина «Звезды» (1911) с пропущенными тропами. Задание: самостоятельно - «вместо поэ­та» — подобрать наиболее соответствующие слова из предложенных, найти синонимы, затем сравнить «свой» вариант со стихотворением «Звезды».

Скачать 88.16 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2019
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты