Домой

Урока Дата Тема урока




НазваниеУрока Дата Тема урока
страница1/3
Дата21.12.2012
Размер0.79 Mb.
ТипУрок
Содержание
I полугодие.
Рабочая программа
Пояснительная записка.
Содержание программы (102 часа).
Мифы народов мира
Устное народное творчество
Из древнерусской литературы
Из литературы xviii века
И. И. Дмитриев
Из русской литературы xix века
Александр Сергеевич Пушкин
Михаил Юрьевич Лермонтов
Иван Сергеевич Тургенев
Федор Иванович Тютчев
Афанасий Афанасьевич Фет
Николай Алексеевич Некрасов
Николай Семенович Лесков
Антон Павлович Чехов
Родная природа в стихотворениях русских поэтов
Из русской литературы xx века
...
Полное содержание
Подобные работы:
  1   2   3



№ урока

Дата

Тема урока.

Тип урока.

Материал

учебника

Цель урока.

Теория литература

Задание на дом.





^ I полугодие.





1




Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Беседа. Тестирование.

Подготовить учащихся к восприятию нового курса литературы. В рассказах о прочитанном учить подростков выделять главное, формулировать мысли четко и ясно, обосновывать свое мнение достаточно убедительно.

Прототип

Стр.5, вопросы и задания.




2




Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

Рассказ учителя. Беседа.

Дать понятие о мифе.

Познакомить учащихся с «Подвигами Геракла».

Учить пересказывать, делая самостоятельные выводы.

Закрепить значение образных выражений, заимствованных из древнегреческой мифологии.


Мифы

Ответить на вопросы задания IV (1, 2, 3) учебника (с.11), нарисовать свои иллюстрации к мифам Древней Греции .




3




Устное народное творчество.

Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость.

Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

Рассказ учителя. Беседа.

Закрепить знания учащихся о пословицах и поговорках.

Учить раскрывать прямой и переносный смысл пословиц.


Пословицы и поговорки.

Загадки.

Задание 8 (с. 43): придумать небольшой рассказ по одной из пословиц.





4




Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Продолжить знакомство с летописными сказаниями.

Учить художественному пересказу произведения, умению оценивать ответы товарищей, участвовать в обсуждении.


Летописи

Подготовить художественный пересказ произведения.





5




И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна.

Рассказ учителя.

Беседа.

Развивать навыки выразительного чтения басни, умение находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.




Выучить наизусть понравившуюся басню.




6




А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Рассказать о детских и лицейских годах жизни поэта.

Стихотворение

Выразительное чтение стихотворения «Узник».





7




А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения.


Урок развития речи.

Рассказать о Пушкине-художнике, способном видеть красоту окружающей природы.

Познакомить учащихся со стихотворением «Зимнее утро»; работать над выразительным чтением.

Дать понятие о двусложных размерах стихотворения.

Композиция

1) Творческое сочинение о любимом уголке родной природы (самост. работа, с. 70), рисунок.

2) Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро».





8




А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». «Чувства добрые» в лирике А.С. Пушкина. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А.С. Пушкина.

Обучение чтению.

Практикум.

Познакомить учащихся с жизнью Пушкина в период учебы в Царскосельском лицее.

Учить самостоятельно подбирать материал, готовить сообщения, составлять устный портрет.

Жанр стихотворного послания.

Эпитет, метафора как средства создания художественных образов.

Стихотворение «И.И. Пущину» выучить наизусть.




9




А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова.


Обучение чтению.

Беседа.

Начать работу над романом, познакомить учащихся с его композицией.

Выяснить первые впечатления от прочитанного.

Раскрыть понятия «сюжет» и «композиция».

Учить составлять план событий, восстанавливать их истинный ход.

Конфликт в произведении.

Читать главы VIII – XIX.

Подготовиться к внеклассному чтению.




10




Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке». Роль эпизода в повести.

Беседа.

Практикум.

Продолжить работу над романом. Учить анализировать отдельные эпизоды произведения.




Начать подготовку к сочинению по одному из изученных произведений А.С. Пушкина.




11




Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Обучение устному рассказу. Развитие понятия о композиции художественного произведения.

Урок развития речи.

Раскрыть понятия «сюжет» и «композиция».

Учить составлять план событий, восстанавливать их истинный ход.

Композиция художественного произведения.

Подготовиться к контрольной работе.




12




Контрольная работа или тестирование по творчеству А.С. Пушкина.

Урок контроля.













13





М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций.

Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Практикум.

Познакомить учащихся со стихотворением «Тучи».

Продолжить знакомство со стихотворными размерами (изучить трехсложные размеры).

Продолжить чтение и обсуждение стихотворений М.Ю. Лермонтова.

Дать учащимся возможность почувствовать красоту лермонтовских стихов.

Работать над выразительным чтением.

Дать понятие «антитеза», «метафора».

Композиция стихотворения.

Антитеза как основной композиционный прием.

Одно стихотворение (по выбору учащихся) выучить наизусть.







14






М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.



Беседа.

Практикум.



Продолжить чтение и обсуждение стихотворений М.Ю. Лермонтова.

Дать учащимся возможность почувствовать красоту лермонтовских стихов.

Работать над выразительным чтением.




Двусложные и трехсложные размеры стиха. Поэтическая интонация.



Выразительное чтение стихотворения.




15




И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора.


Рассказ учителя. Беседа.

Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, в котором писатель сумел показать чудесную природу России, безрадостную тяжелую жизнь крепостных людей, духовный мир крестьянских детей.

Гуманистический пафос.

Выразительное чтение рассказа.




16




Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. «Листья». «Неохотно и несмело …». «С поляны коршун поднялся …». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

Рассказ учителя.

Практикум.


Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, показать чудесную природу России. Дать учащимся возможность почувствовать красоту тютчевских стихов.

Работать над выразительным чтением.

Показать роль антитезы в стихотворении.


Роль антитезы в стихотворении.

Выразительное чтение стихотворения.

Анализ стихотворения«С поляны коршун поднялся …».




17




А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила …». «Опять незримые усилья …». «Еще майская ночь».

«Учись у них – у дуба, у березы …». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Заинтересовать учащихся личностью известного русского писателя: познакомить с произведением, в котором писатель сумел показать чудесную природу России.

Дать учащимся возможность почувствовать красоту фетовских стихов.

Работать над выразительным чтением.





Выразительное чтение стихотворений.


























































































































18




Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя.



Рассказ учителя.



Познакомить учащихся с теми событиями и жизненными впечатлениями детства и юности Некрасова, которые повлияли на творчество поэта.

Познакомить со стихотворением «Железная дорога». Работать с «трудными» словами из стихотворения.










19





Своеобразие композиции стихотворения Н.А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.


Обучение чтению.


Подвести учащихся к главному выводу Некрасова – к мысли о величии русского народа, создателя духовных и материальных ценностей.

Эпиграф, диалог-спор, реальность и фантастика.

Отрывок из стихотворения (I главку) выучить наизусть; подобрать и подготовить выразительное чтение одного из стихотворений Некрасова (на выбор).




20




Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

Изображение представителей царской власти в сказке Н.С. Лескова «Левша». Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести.


Рассказ учителя.

Беседа.

Сообщить учащимся краткие биографические сведения о Лескове.

Познакомить с историей создания «Левши», начать работу над сказом.

Учить определять жанр сказа;

основную идею.

Понятие о сказе.

Читать главы 4-10.

Выделить ( и записать ) цитаты, характеризующие царя Николая Павловича, Платова, левшу.

Приготовить художественный пересказ одной из глав.

Читать вступительную статью учебника ( с. 231-232 ).




21




А.П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Практикум.

Продолжить знакомство с творчеством Чехова; работать над выразительным чтением учащихся.

Художественная деталь как источник юмора.

Придумать короткий рассказ, в котором было бы неожиданное и смешное; прочитать рассказ «Смерть чиновника».




22




Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века.

Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи …», «Посмотри – какая мгла …». Е.А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист …», «Чудный град …».

А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы …». Развитие понятия о лирике.

Урок-концерт.

Расширить знания учащихся о русской поэзии XIX – начала XX века.

Продолжить работу над выразительным чтением учащихся.

Развитие понятия о лирике.







23




А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Дать сведения из биографии А.П. Платонова.

Познакомить с повестью-былью «Неизвестный цветок», обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя, образную систему рассказа.










24




А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.

Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении.

Рассказ учителя.

Беседа.

Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Алые паруса»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора.

Продолжить словарную работу.

Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).










25





М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти.

Образ природы в сказе-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе».

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Беседа.

Практикум.

Познакомить учащихся с отдельными фактами биографии писателя, пробудить интерес к его творчеству.

Познакомить учащихся с идейно - художественными особенностями сказки-были, характерами главных героев.

Объяснить, почему «Кладовая солнца» называется «сказкой-былью».

Сказ-быль

Рассказ о писателе; выучить литературные понятия; читать сказку-быль до слов: «Деревья так жалобно стонали …»

( с. 42 ).




26




Особенности композиции и смысл названия сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».


Урок развития речи.

Знать жанровые особенности сказки-были; о метафорическом смысле заглавии сказки.

Уметь детально разбирать фрагмент текста; обмениваться мнениями о прочитанном; раскрыть замысел писателя – показать единство человека и природы.


Особенности композиции и сказе-были

сочинение «Человек и природа в сказе-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца».




27




Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках.

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины …»

Н.И. Рыленков. «Бой шел всю ночь …».

Д.С. Самойлов. «Сороковые» и др.


Урок развития речи.


Знать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны о жизни и творчестве К.Симонова, А.Суркова, Сергея Орлова, Давида Самойлова; о поэзии военных лет (общая характеристика);

понятия (эпитет, инверсия, метафора, баллада); конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.












28




В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа.


Рассказ учителя.

Обучение чтению.



Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказом «Конь с розовой гривой»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора.

Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).





Выделить и пересказать эпизоды рассказа, которые помогают понять, как герой был втянут в тяжкий обман.

Сравнить поведение Саньки и рассказчика в эпизоде с ягодами.




29




В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Познакомить учащихся с содержанием рассказа.

Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.




Дочитать рассказ; ответить на вопросы: как вел себя мальчик во время драки? Как это его характеризует?




30




Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова.

Рассказ учителя.

Беседа.

Дать учащимся представление об основных особенностях художественного мира Рубцова; отметить «песенность» его поэзии.





Выучить наизусть одно из стихотворений, работать над выразительностью чтения стихотворений.





31




Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла».

Рассказ учителя.

Беседа.

Познакомить учащихся с этим интересным писателем, с его произведениями, и пробудить к ним интерес.

Юмор

Вспомните смешной случай из вашей жизни. Расскажите о нем (задание на с. 174 учебника).

Составить кроссворд по рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла».





32




Родная природа в русской поэзии ХХ века.

А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…».

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали …», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине.

Рассказ учителя.

Обучение чтению.

Показать, как лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека ХХ века.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Есенина; показать народность его поэзии, чувство родства с окружающим миром.


Средства создания поэтических образов.


Выучить наизусть стихотворение Есенина ( по выбору ); сделать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению.




33




В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина.

Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

Рассказ учителя.

Беседа.

Познакомить учащихся с биографией писателя, его рассказами «Срезал» и «Критики»; постараться передать искреннюю и доверчивую интонацию автора.

Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).










34




Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести.

Рассказ учителя.

Беседа.

Знать о жизни и творчестве Ф.Шиллера, основных героев произведений и их характерные особенности; признаки баллады.


Баллада







35




Итоги года.

















  1   2   3

Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты