Домой

15. 10. 1814–1841




Скачать 462.22 Kb.
Название15. 10. 1814–1841
страница1/3
Дата21.12.2012
Размер462.22 Kb.
ТипДокументы
Содержание
Катаев В. П. «Цветик-семицветик») Ключевое слово: бабушка.
Подобные работы:
  1   2   3

Ле́рмонтов Михаил Юрьевич

(15.10.1814–1841)


Он был источник дерзновенный…


Вереницей идут года,

И не видно их черты конечной.

Лермонтов… Он с нами, навсегда…

В строй живых записан он навечно!

А. Алдахин.


Когда мы произносим имя — Михаил Юрьевич Лермонтов, к глубокому восхищению, которое всегда вызывает его поэзия, примешиваются чувство горечи и сожаления от ранней утраты. Да, не было во всей мировой литературе столь великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано! Лермонтов погиб, не достигнув 27 лет. Но его имя стоит в ряду величайших русских поэтов, вслед за именем А. С. Пушкина.

Ни в одной литературе мира не бывало такого! Гибнет величайший поэт России. И в тот же час является не смену другой, который стал преемником гения в литературе.

Преемника Пушкина увидели в Лермонтове сразу. Это было в те дни, когда погиб Пушкин на дуэли, и тысячи людей приходили на Мойку (последнюю квартиру Пушкина), чтобы проститься с великим поэтом. И вот в эти дни по Петербургу стало расходиться в рукописи стихотворение «Смерть Поэта», под которым стояло неизвестное имя, — Михаил Юрьевич Лермонтов.

Стихи потрясали! Поэт разоблачал тайный заговор вокруг Пушкина! В каждой строчке он сообщал ту страшную правду о непокорном поэте и его гибели.

Погиб поэт! — невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой…

— повторяла вся мыслящая Россия. Стихотворение «Смерть Поэта» разошлось множеством рукописных списков. В Петербурге его читали всюду: в кондитерской Вольфа-Беранже, в домах образованных дворян и интеллигенции, в юнкерской школе, где ещё так недавно учился Лермонтов.

Гроб Пушкина в сопровождении жандарма уже увезли в псковскую глушь, и волнение в столице стало уже утихать, когда вдруг появилось прибавление к стихам Лермонтова; оно состояло всего из 16 строк, но в нём Лермонтов обличал царя и его приближение в убийстве Пушкина.

«Навряд ли когда-нибудь ещё в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление…» — писал критик В. Стасов. Ему вторит Г. Гулиа: «… Они написаны залпом, единым духом. Кажется, перо не отрывалось от бумаги…» Да и как могло быть иначе? Убийство Пушкина потрясло и взволновало всё русское общество. «Солнце русской поэзии закатилось…» — писали газеты. Но далеко не все понимали, что именно «большой» свет явился главным виновником гибели великого русского поэта. И вот двадцатитрёхлетний Лермонтов открыто назвал истинных убийц поэта. Пожалуй, в истории русской поэзии не было стихов столь обнажённой политической силы.

Кто-то услужливо направил один из списков стихотворения царю Николаю I, написав на нём: «Воззвание к революции».

Царь, узнав, что автором стихов является корнет императорской гвардии Михаил Лермонтов, возненавидел его больше, чем Пушкина, и приказал сослать молодого поэта на Кавказ, в армейский полк, в экспедицию против горцев.

Так началась всенародная слава Лермонтова! Как солдат в бою, он подхватил знамя русской поэзии, выпавшее из рук убитого Пушкина, и стал на его место. Ему было 23 года. Всего 4 года прожил Лермонтов после этого. Но сколько он создал за эти 4 года!

«… У нас все основания видеть в истории стихов на смерть Пушкина не только начало поэтической славы Лермонтова, но и начало его конца.

4 года шёл Лермонтов по пушкинскому пути, определяя направление русской поэзии. И 4 года готовилась расправа с новым великим поэтом и дискредитация его личности» (И. Андроников)

…В начале XIX столетия в Москве на перекрёстке дорог, идущих от Красных ворот к Сухаревке и от Каланчевки к Красным воротам, стоял каменный дом, принадлежавший генерал-майору Ф. Н. Толю. В 1814 г. в этом доме поселилась молодая чета Лермонтовых: Юрий Петрович — капитан в отставке, принадлежавший к старинной дворянской семье, и Мария Михайловна — единственная дочь Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, происходившей из знатного рода Столыпиных.

В ночь со 2-го на 3-е октября (по старому стилю) 1814 г. в семье Лермонтовых родился сын. Мальчика назвали Михаилом — в честь деда. Как радовалась бабушка Елизавета Алексеевна! Она подолгу простаивала над его колыбелькой, он так был похож на мать: те же, словно припухшие, губы, те же громадные тёмные глаза. Но радость её была омрачена страхом за жизнь единственной дочери – Мария Михайловна никак не могла оправиться после родов, тяжко болела. И через несколько месяцев, когда Мария Михайловна немного поправилась, Елизавета Алексеевна увезла их в своё имение Тарханы Пензенской губернии.

Жизнь супругов Лермонтовых не сложилась — частые ссоры, взаимные упрёки. Юрий Петрович редко бывал дома, всё в разъездах: то в Москве, то в своём имении Кропотово. Мария Михайловна болела и слабела с каждым днём — у неё началась чахотка. В редкие минуты, когда ей становилось лучше, она садилась за рояль, брала на колени сына и под звуки фортепьяно пела ему грустные песни. Слёзы катились по её бледному, исхудавшему лицу, и, словно понимая материнскую тоску, мальчик тоже тихо плакал, прильнув к её плечу.

Самое поэтическое воспоминание Лермонтова связано с матерью. Он, в сущности, почти не помнил её: Мария Михайловна умерла, когда сыну не было трёх лет. Но как сквозь сон из полумрака младенчества виделся ему нежный облик юной женщины. «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её пела мне покойная мать». Память об этой мелодии всю жизнь сопровождала его.

В 1831 году семнадцатилетний Лермонтов пишет одно из самых пленительных своих стихотворений — «Ангел». Смутное воспоминание о любимом лице, о печальном ласковом голосе преображается здесь в символ, в лирическое размышление о человеческой душе. Обречённая томиться в оковах земного существования, она хранит память о божественном своём происхождении, о небесной, ангельской музыке, слышанной в младенчестве.

На всю жизнь остались в памяти Лермонтова похороны матери и прощание с ней. Впоследствии в поэме «Сашка» он напишет:

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею чёрный поп

Читал большую книгу, что кадили,

И прочее… и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье.

И что когда последнее лобзанье

Ему велели матери отдать,

То стал он громко плакать и кричать…

Марию Михайловну похоронили рядом с отцом в семейном склепе в Тарханах, и на могильной плите был изображён сломанный якорь — символ разбитых надежд.

Убитая отчаяньем Елизавета Алексеевна осталась с крохотным внуком на руках. Теперь, кроме него, у неё не было никого на свете. Стоит ли удивляться, что главным соперником, врагом её становится Юрий Петрович. Больше всего Арсеньева боялась, что он, пользуясь правом отца, отнимет у неё внука. Как жить, если отнимут у неё последнюю радость, последнюю надежду — Мишу? Для чего, для кого тогда жить? Боязнь эта приняла болезненный, почти маниакальный характер. По воспоминаниям тарханских старожилов, когда отец приезжал в поместье, мальчика всячески прятали от него, увозили в соседнее имение. Юрий Петрович действительно несколько раз пытался требовать сына, но вскоре понял: мальчику будет гораздо лучше под заботливым присмотром бабушки в её богатой усадьбе, чем у него, бедного вдовца с неустроенным бытом.

И чтобы оградить ребёнка от отцовских посягательств, бабушка составила чрезвычайно дальновидное завещание в пользу внука, оставляя ему всё своё большое состояние, но с условием, что мальчик до 16 лет будет воспитываться у неё. Если же отец пожелает его взять, то всё состояние перейдёт к родственникам. И Юрий Петрович вынужден был оставить сына у Елизаветы Алексеевны.

Михаил Лермонтов запомнил своё детство прекрасным и чистым… Со дня рождения был он окружён заботой и любовью. Весь маленький мирок старой пензенской усадьбы Тарханы вращался вокруг этого живого тёмноглазого мальчишки. Властная Елизавета Алексеевна Арсеньева без памяти любила внука. Хотя она «была сурова и строга на вид», но эту суровость и строгость Е. А. Арсеньева никогда не переносила на внука, о котором она писала: «… он один свет очей моих, всё моё блаженство в нём». Хорошо знавший семью Лермонтова М. Н. Лонгинов писал: «Арсеньева так любила внука, что к ней можно применить выражение: «не могла им надышаться». Да, всю силу, всю страсть своей души эта Марфа-Посадница, так называла её молодёжь, отдала болезненному и порывистому мальчику, ненаглядному своему Мишеньке. Заботливость её о Мишеньке доходила до невероятия; каждое слово, каждое его желание было законом не только для окружающих или знакомых, но и для неё самой.

Можно предположить, что кропотливая опека бабушки раздражала молодого человека; но никогда Михаил Юрьевич ни словом не обидел старую женщину, на всю жизнь оставшуюся для него самым близким человеком. Он относился к ней с неизменной почтительностью, любовным вниманием и покорностью.

Лермонтов всю жизнь писал бабушке письма, полные благодарности и нежной любви. Почти всегда они начинались словами «милая бабушка» и заканчивались одинаково: «Прощайте, милая бабушка, целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный внук Михаил Лермонтов».

… Деревенская жизнь маленького Миши была наполнена весельем, играми, забавами. Бабушка окружила его дворовыми ребятами, нарядила их в специально сшитые военные костюмы. Получилось маленькое потешное войско при усадебном принце. Лихие военные набеги, игры в разбойников, ловкость, удальство — всё это было по душе мальчику. Очень нравилось ему и то, что он — глава этой буйной ватаги. Желание властвовать с младенчества было в нём развито в высшей степени. Чтобы Миша рос среди друзей, бабушка взяла в дом несколько дворянских мальчиков. Вместе с Лермонтовым воспитывались и обучались его кузены, дети из соседних поместий. В Тарханах было шумно, многолюдно, весело. «Уж так веселились, — рассказывают тархановские старушки, — так играли, что и передать нельзя. Как только она, царство ей небесное, Елизавета Алексеевна-то, шум такой выносила!»

Подрастая, Мишель, как называли его в семье, любил слушать рассказы крепостных слуг о старине: об Иване Грозном, о Разине, о Пугачёве, о пожаре Москвы в 1812 году, о волжских разбойниках; любил воображать себя то храбрым рыцарем, то разбойником где-нибудь в дремучих лесах. В детстве он часто болел, и бабушка возила его несколько раз на Кавказ лечиться. Ему нравились снежные вершины гор, бурные горные реки, тёмные ночи с яркими звёздами, песни, сказки, предания горцев — жителей Кавказа. Позднее много прекрасных произведений он посвятил Кавказу — «Мцыри», «Беглец», «Демон» и другие. И в преданиях Кавказа, и в русских народных песнях, сказках, былинах, которые Лермонтов с детства знал и любил, его привлекали герои — смелые, гордые, сильные.

Величайшим удовольствием мальчика было ползать по полу, покрытым сукном, и чертить мелом. Особенно увлекался он лепкой из красного воска; однажды вылепил сражение Александра Македонского с персами. Обитатели Тархан были восхищены тщательностью, с которой юный ваятель изобразил военные колесницы и боевых слонов, украшенных бусами, стеклярусом и фольгой.

Одно время мальчик увлекался театром марионеток, причём кукол лепил сам из воска. «Мишель, — писал Шан-Гирей (троюродный брат Лермонтова, воспитывавшийся в Тарханах), — был мастер делать из талого снегу человеческие фигуры в колоссальном виде». Талант к пластическим искусствам развился у Лермонтова очень рано.

Мишель Лермонтов вообще был редкостно способным мальчиком. Он прекрасно учился (хотя усидчивостью не отличался), умилял бабушку своими успехами. Арсеньева не щадила средств для его воспитания. Оно обходилось ей до десяти тысяч рублей ассигнациями. Миша отлично знал французский и немецкий языки, изучал латынь и греческий, очень много читал. Математика, музыка, уроки фехтования, верховой езды, танцев — всё это входило в обязательный круг его воспитания. С младенческого возраста к ребёнку была приставлена бонна-немка Христина Осиповна Ремер. Это была женщина строгих правил, религиозная. Она внушала своему питомцу чувство любви к ближним, даже и к тем, которые по положению находились от него в крепостной зависимости. Именно Христина Ремер внушила Мише любовь к немецкому языку (которым он «владел как собственным»).

Очень любил Миша своего гувернёра Капэ. Этот высоченный, худой горбоносый француз служил когда-то в наполеоновской армии, во время русского похода был ранен, попал в плен.

Военные рассказы пылкого француза будоражили воображение мальчика. Капэ заронил в душу своего воспитанника преклонение перед Наполеоном, сочувствие к мятежной, одинокой судьбе императора. Много лет спустя эти детские впечатления отозвались в рыдающей мелодии знаменитой баллады «Воздушный корабль».

Шли годы. Мальчик взрослел; борьба за него обострялась. Безрассудная любовь бабушки, самолюбивые притязания, грубые интриги и пересуды домашних, прислуги — всё это легло на плечи впечатлительного подростка. Он любил, почитал и жалел бабушку. Но он любил и жалел отца. О любви к отцу он неоднократно писал в своих произведениях:

Мы не нашли вражды один в другом,

Хоть оба стали жертвою страданья!

Атмосфера семейной вражды самым горестным образом отразилась на формировании молодой души. Образовался страшный надлом, родилось болезненное противоречие, всю жизнь мучившее Лермонтова: с одной стороны, страстный порыв к людям, к их сочувствию; с другой — мрачное недоверие и презрение к ним, чувство безотрадного одиночества.

Юрий Петрович прожил недолго. Он заболел чахоткой, чувствовал, что умирает. В завещании он обращается к сыну: «Хотя ты ещё и в юных летах, но я вижу, что ты одарён способностями ума, — не пренебрегай ими и всего более страшись употреблять оные на что-либо вредное или бесполезное… Благодарю тебя, бесценный друг мой, за любовь твою ко мне и нежное твоё ко мне внимание, которое я мог замечать, хотя и лишён был утешения жить вместе с тобою…»

Отцу посвящено юношеское стихотворение, начинающееся строками:

Ужасная судьба отца и сына

Жить розно и в разлуке умереть…

Среди патетических строк стихотворения пронзает душу одна — простая, детская:

Ужель теперь совсем меня не любишь ты?

В 1827 году Лермонтов с бабушкой переезжают в Москву, а в 1828 году он поступает на 4-ый курс Благородного пансиона при Московском университете. В пансионе были прекрасные преподаватели литературы, что благотворно влияло на развитие таланта молодого Лермонтова. Воспитанники пансиона много занимались литературой, вместе читали, обсуждали произведения разных писателей, спорили, пробовали писать сами. Именно в годы учения в пансионе Лермонтов, по его собственным словам, «начал марать стихи». В этих ранних стихах, поэмах, драмах было много наивного, подражательного, незрелого и всё же… «Всё это детски, но страшно сильно и взмашисто. Львиная натура! Страшный и могучий дух!» Так сказал о юношеских созданиях поэта проницательный Белинский. Скоро Лермонтов сделался признанным поэтом среди учащихся пансиона, стихи его расходились в списках, помещались в рукописных журналах, в альманахе «Цефей», составлявшихся из произведений учеников пансиона.

Уже в это же время пишет Лермонтов первый набросок поэмы «Демон». Автору всего лишь 15 лет, но как своеобразен замысел поэмы, как глубока мысль, как чеканны строки:

Боясь лучей, бежал он тьму,

Душой измученною болен.

Ничем не мог он быть доволен:

Всё горько сделалось ему,

И всё на свете презирая,

Он жил, не веря ничему

И ничего не принимая.

Тема одиночества, тема бунтарства уже звучит в этих полудетских стихах.

В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет, но не окончил его: начальству не нравился мятежный дух студента Лермонтова. Ему пришлось оставить университет. Он переехал в Петербург и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков.

Очень не хотелось Михаилу Лермонтову уезжать из Москвы. Он любил Москву, здесь оставались у него друзья. Лермонтов воистину понимал Москву, умел читать каменную её летопись, умел разглядеть в обыденности зримые картины богатой истории, быта, показать богатырские характеры москвичей и тогда, когда они защищают Отечество — в знаменитом «Бородино» и тогда, когда самой жизнью своей отстаивают честь, достоинство, любовь — в славной, так потрясшей Белинского и по сию пору волнующей читателей «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Лермонтов прямо признавался Москве в любви — открыто, горячо, страстно. Когда пришлось покинуть первопрестольную для продолжения образования в Петербурге, в одном из первых писем с берегов Невы доброму своему другу М. А. Лопухиной юноша-поэт в сентябре 1832 года писал: «… Москва есть и всегда будет моя родина. Я в ней родился, в ней много страдал, в ней был чрезмерно счастлив…»

И в более зрелую пору любовь к Москве не только не угасла в мятежной душе поэта, напротив, — разгорелась ярче. В поэме «Сашка» он так же горячо признаётся:

… покуда я живу,

Клянусь, друзья не разлюбить Москву.

А далее, в седьмой строфе поэмы, звучит знаменитое:

Москва! Москва!.. люблю тебя, как сын,

Как русский, — сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

Но настроение у М. Лермонтова было тревожное, ему хотелось воли, простора. Вскоре после переезда в Петербург он написал одно из лучших своих стихотворений — «Парус». Все, конечно, понимали, что это гениальное стихотворение — не о борении утлого судна с разбушевавшимся морем, а о мятежных порывах человеческой души, не гнущейся в буре житейских тревог.

Двадцать лет, окончив Школу, Лермонтов зачислен в гусарский полк, расположенный в Царском Селе. Молодой гусар большую часть времени проводит в столице, в светских развлечениях. Елизавета Алексеевна пишет в письме: «Гусар мой по городу рыщет, и я рада, что он любит по балам ездить: мальчик молоденький, в хорошей компании и научится хорошему, а ежели только будет знаться с молодыми офицерами, то толку не много будет».

Но надеждам бабушки сбыться было не суждено. Очень скоро Лермонтов охладел к светским развлечениям, к тем, кто задавал то в высшем обществе.

Поэту ненавистны были Николай I и его приближённые — палачи декабристов, душители свободы, усмирители крестьянских восстаний, — ненавистна была их

слава, купленная кровью…

Поэт ощущал свою кровную связь с народом. Он любил демократическую Россию. В это время появляется стихотворение «Родина», которое начинается такими словами: «Люблю отчизну я, но странною любовью!» Потому-то великий критик-демократ Добролюбов и писал, что в своём «удивительном» стихотворении «Родина» Лермонтов «понимает любовь к отчизне истинно, свято, разумно». Для Лермонтова, как и для Пушкина, понятие «родина» сливалось с понятием «народ».

За свою короткую жизнь Лермонтов создал множество гениальных творений. Но нет, пожалуй, среди них более популярного, чем стихотворение «Бородино».

В этом стихотворении Лермонтов обратился к тем страницам истории, которые навсегда остались памятными для русского человека: «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» А всё произведение воспринимается как вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага. В дни Великой Отечественной войны миллионы советских людей, как клятву, повторяли строки лермонтовского стихотворения:

Ребята! не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!

Это было первое стихотворение, которое Лермонтову хотелось показать Пушкину, хотелось напечатать в журнале «Современник», редактором которого был Пушкин. Но он не успел этого сделать: Пушкин погиб на дуэли.

Замечательны стихи М. Ю. Лермонтова о природе. Они представляют собой не только высокохудожественные описания природы. В них возникают образы сосны, тоскующей о пальме, — о несбыточном счастье; одинокого утёса, от которого утром умчалась «тучка золотая»; оторвавшегося дубового листка, гонимого бурей («На севере диком…», «Утёс», «Листок»). В образах сосны и пальмы, утёса и тучки, дубового листка и чинары угадываются человеческие встречи и расставанья, мечты и надежды — сложные человеческие судьбы. У Лермонтова есть произведения, в которых он размышляет о значении природы в духовной жизни человека («Когда волнуется желтеющая нива…», «Горные вершины»). Стихотворение «На севере диком…» — лирический шедевр и представляет собой вольный перевод стихотворения Г. Гейне «Сосна стоит одиноко». Замечательный русский пейзажист И. И. Шишкин создаёт иллюстрацию к стихотворению, а затем пишет маслом знаменитую картину «На севере диком». Но затаённая боль поэта чувствуется даже в пейзажных зарисовках.

Огромная, щемящая душу тоска заключена и в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» Она передана скупыми и точными словами; эпитетов в стихах мало, зато они ёмки и глубоки. Звуковые повторы создают внутреннюю мелодию строф:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чём?

Обращённый к самому себе тихий вопрос звучит с удесятерённой силой в благостной тишине ночи. Поэт — один во всём мире, наедине с мирозданьем; он смотрит на спящую землю с кремнистой пустынной дороги и одновременно словно бы сверху, с небывалых космических высот; и ответ: «Я ищу свободы и покоя…» — рождается из глубин души вариантом мудрой пушкинской формулы: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…»

Строчки этого стихотворения навсегда остаются в памяти из-за удивительной мелодии звуков, необычайной искренности, печальной доброты и проникновенной любви к природе.

Вот что о нём писал С. Я. Маршак: «… Лет в 12–13 я бесконечное количество раз повторял его и любил до слёз. Но, перечитывая эти стихи теперь, … я как будто заново открываю их для себя, и от этого они становятся ещё загадочнее и поэтичнее».

А в Пензенской области, где прошло детство поэта, до сих пор говорят о том, что мотив песни «Выхожу один я на дорогу…» сочинил сам Лермонтов и будто бы пел он эту песню в последнюю ночь своей жизни перед дуэлью. Это — прекрасная легенда.

Лермонтов — один из самых музыкально одарённых русских поэтов. «Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взором за потрясёнными струнами, с которых они сорваны рукой невидимой», — писал В. Г. Белинский.

Н. П. Огарёв о стихах Лермонтова писал: «Они так изящно выражены, что их можно петь да ещё на совсем своеобразный лад. Из них каждое, смотря по объёму, или песня, или симфония». На лермонтовские темы написано свыше 2,5 тысяч музыкальных произведений: 50 опер, 10 балетов, свыше 50 симфоний, поэм и контат, музыка к спектаклям и кинофильмам, песни и романсы. Среди композиторов, которые писали музыку на стихи Лермонтова, — такие имена, как Чайковский, Рахманинов, Лист, Глинка, Рубинштейн, Хачатурян, Варламов и многие другие.

Проводником лирики Лермонтова часто служили музыкальные инструменты, в первую очередь, — гитара. Он играл на скрипке, на фортепьяно, пел, сочинял музыку на собственные стихи. Музыка была спутницей Лермонтова от первых дней до конца его жизни.

Природа наделила Лермонтова не только высоким даром поэта и удивительной музыкальностью. Она одарила его ещё и подлинным талантом живописца. И если бы он занимался живописью и графикой не между делом, а профессионально, систематически, можно сказать с уверенностью, — стал бы большим художником. Его рисунки необычайно выразительны, динамичны, живописные полотна великолепны по колориту. Пусть рисунки и картины его — творения дилетанта, но от них веет духом лермонтовской поэзии. Нет сомнения, что Лермонтову-поэту и Лермонтову-прозаику часто помогал глаз художника. И немного рождалось писателей, которые бы не только так прекрасно «слышали» мир, но и «видели» его так объёмно, так красочно, так умели бы передать движение, игру света и тени.

Любимыми художниками Лермонтова были Рафаэль и П. Перуджино. Их творения оживают в памяти поэта, когда он говорит о чём-то прекрасном, идеальном:

Влюбился я. И точно хороша

Была не в шутку маленькая Нина.

Нет, никогда свинец карандаша

Рафаэля иль кисти Перуджина

Не начертали, пламенем дыша,

Подобный профиль…

(Это их поэмы «Сказка для детей».)

Но самый любимый художник Лермонтова с юных лет — Рембрандт. Одно из интереснейших его стихотворений озаглавлено «На картину Рембрандта». Не только Лермонтов, романтики вообще очень высоко ставили Рембрандта. И понятно, что таинственный портрет взволновал семнадцатилетнего поэта.

Лермонтов рисовал с детства. В число предметов, которые изучались в Московском университетском пансионе, входило и рисование. В пансионе он, как и полагалось, рисовал с гипсов, изучал перспективу, «снимал», как тогда говорили, с натуры ландшафты. Но, кроме того, естественно, много рисовал «для себя». Рисовал постоянно.

Сохранилась акварель в раннем альбоме. Она во многом наивна, но интересно, что Лермонтов изобразил море, волны и парус. Стихотворение «Парус» ещё не написано. А образ одинокого паруса уже зарождается. На протяжении всей жизни Лермонтов в своих стихах возвращается к одним и тем же темам, к собственным полюбившимся строчкам, к одним и тем же сравнениям. Его излюбленные образы — берёза в трещине развалин, метеор, слеза, оторванный грозою листок, разбитый челн, облака… Стихотворение «Родина» будет написано только через 10 лет, а чета белеющих берёз уже видна на полудетском рисунке.

За 12 лет Лермонтов написал 13 картин маслом, 44 акварели, около 300 рисунков. Рисунки и картины Лермонтова — не развлечение странствующего офицера. Их следует считать как бы записными книжками поэта, частью его вдохновенной, упорной работы. В них подлинный живописный дневник жизни и странствий. Многое среди этого богатства создано великим поэтом во время ссылки. Где бы он ни был, в какие обстоятельства ни ставила бы его судьба, он открывал миру красоты неведомые, всматриваясь в этот мир гениально зорким взглядом поэта и художника.

В начале 1838 г. Лермонтов был возвращён из ссылки (благодаря усердным хлопотам бабушки, заступничеству поэта В. Жуковского), в которую был сослан за стихи «Смерть Поэта». Всё чаще думал он теперь о том, чтобы оставить военную службу и посвятить себя целиком литературе: ему страстно хотелось издавать журнал, писать исторический роман-трилогию. Он полон творческих замыслов. «Уже затевал он в уме, утомлённом суетою жизни, создания зрелые», — писал Белинский вскоре после гибели Лермонтова.

К этому времени у него уже было написано больше трёхсот стихотворений, много поэм, несколько драм и он заканчивал свой большой роман в прозе — «Герой нашего времени».

Слава поэта росла, произведения его читались по всей России. Его смелые, обличительные стихи становились опасными для царского правительства, которое преследовало его так же, как Пушкина.

Снова царское правительство позаботилось о том, чтобы убрать неугодного поэта. Была подстроена ссора его с сыном французского посла Баранта. Тот вызвал Лермонтова на дуэль, и в апреле 1840 года он был вновь сослан на Кавказ.

В последний вечер перед отъездом друзья собрались, чтобы проститься с ним. Все были взволнованы и опечалены. Лермонтов стоял у окна, смотрел на весеннее петербургское небо и читал своё новое стихотворение «Тучи», — может быть, только что написанное:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную…

Когда он кончил читать, глаза его были влажными от слёз. Поэт прямо от дома двинулся в ссылку на Кавказ. Свои последние стихи Лермонтов написал в небольшой книжечке с кожаным переплётом. Заключительным в этой тетради оказалось стихотворение «Пророк» — о горестной судьбе поэта, непонятого и гонимого людьми.

Через год с небольшим Лермонтов был убит на дуэли, так же как и Пушкин. Его вызвал на дуэль бывший товарищ по юнкерской Школе Мартынов, человек пустой и ничтожный. Он знал, что смерть поэта Лермонтова пройдёт для него безнаказанно, потому что это было угодно царю.

Дуэль состоялась недалеко от Пятигорска, у подножия горы Машук. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты подали противникам знак сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов подошёл быстро к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. 15 июля 1841 г. трагическая дуэль оборвала жизнь поэта. Поэту было всего 27 лет. 17 июля Лермонтов был похоронен в Пятигорске.

«Не знают, что будет с бедною его бабушкой Арсеньевой, — писал один из современников Лермонтова. — Она взяла к себе Мишу ещё в колыбели, дала ему отличное воспитание, накопила ему прекрасное состояние, для него одного жила…»

Елизавета Алексеевна Арсеньева узнала о гибели обожаемого внука в Петербурге. Никто не ожидал, что она примет роковую весть с такой покорностью. Она не роптала, не кричала, только тихо плакала и молилась. И твердила об одном: что хочет скорее уехать в деревню, в Тарханы. Отъезд задерживался, потому что у неё от горя отнялись ноги и она не могла двигаться. Имени внука она вслух не произносила. Но думала только о нём и всё вспоминала и вспоминала до малейших подробностей его такую короткую жизнь.

И в Тарханах она продолжала неутешно плакать. Плакала так, что ослепла. Теперь она просила Бога и царя об одном: разрешить перевезти в Тарханы прах Мишеньки. Пусть покоится здесь, в родных Тарханах, где сделал свои первые шаги, сказал свои первые слова, впервые обрадовался красоте родимой земли, написал первые свои стихи… И «государь император снисходя на просьбу помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, урожденной Столыпиной, изъявил высочайшее соизволение на перевоз из Пятигорска тела умершего там в июле месяце прошедшего года внука её Михаила Лермонтова…»

23 апреля 1842 года гроб с телом Лермонтова был установлен в Тарханах, в фамильном склепе, рядом с могилами матери и деда. Теперь вниз под пол часовни ведёт узкая винтовая лестница с кирпичными ступенями. Полумрак, лишь мерцает несколько свечей, тишина. А наверху, на земле, весело бежит речка Милорайка, поют птицы, столетний дуб склоняется, над часовней, посаженный чьей-то доброй рукой, исполнившей желание поэта:

… Надо мной, чтоб вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

И без конца идут люди со всех концов необъятной земли, идут, чтобы принести свою любовь, свою благодарность великому поэту России.

Художник слова Е. Евтушенко писал:

Поэт в России — больше, чем поэт,

В ней суждено поэтами рождаться

Лишь тем, в ком бродит

Гордый дух гражданства,

Кому уюта нет, покоя нет…

Эти слова с полным основанием можно отнести и к Лермонтову Михаилу Юрьевичу.

  1   2   3

Скачать 462.22 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты