Домой

Учитель: Винера Асымовна




Скачать 141.64 Kb.
НазваниеУчитель: Винера Асымовна
Дата21.12.2012
Размер141.64 Kb.
ТипУрок
Содержание
Он слетает белой стаей
Кто поляны белит белым
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Какая чистая, какая смелая!
Идет волшебница-зима.
И деревья, и дома.
В лесную чащу тихо
Я сегодня днем была
Ветры, бури, ураганы
А) Работа над новыми словами и словосочетаниями.
Печальная - грустная, человек без настроения
Самостоятельное чтение стихотворения «Зимнее утро» детьми.
Чтение стихотворения учащимися.
Повторное чтение отрывка.
Подобные работы:


МОУ «Черемишевская ООШ»


Открытый урок чтения в III классе





Учитель: Винера Асымовна

Карабанова


Черемишево – 2009

Тема: «Идет волшебницазима»


А. С. Пушкин «Зимнее утро».

Н. Сладков «Январь»


Цели: познакомиться с биографией А. С. Пушкина, отработать навыки выразительного чтения, развивать речь учащихся, прививать интерес к детской художественной литературе, воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту в окружающей нас природе.


Оборудование: картины зимы, портрет Пушкина, магнитофон с записью песни «Здравствуй, гостья – зима!», картинный словарь новых слов, плакаты с кроссвордами и пословицами.


Ход урока.

  • Организационный момент.



  • Вступительная беседа о зиме. Новая тема.


- Ребята, послушайте загадку о зиме и постарайтесь отгадать ее:


^ Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Он на солнышке румяный,

Под луной – голубой.

Он за ворот и в карманы

Залетает нам с тобой.

(Снег)

- Правильно ребята.


Снег на полях,

Лед на реках, вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зимой)


- Верно.

Сегодня мы с вами начинаем изучение нового раздела «Идет волшебница-зима». Отгадайте-ка такую загадку:


^ Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(Зима)


- Какие месяцы считаются зимними?

(Декабрь, январь, февраль)


- Как объяснить пословицы:


^ Декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь – году начало, зиме середина.

Вьюги да метели под февраль налетели.


- А это кто спешит к нам в гости?

(Ученица читает стихотворение о снежинках)

Светло-пушистая снежинка белая.

^ Какая чистая, какая смелая!

Дорогой бурною легко проносится,

Не в высь лазурную – на землю просится.

Лежит пушистая, снежинка смелая,

Какая чистая, какая смелая!


- Любит русский народ зиму-зимушку. И на санках покататься можно, и в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завывание метели можно и сказки послушать, и стихи почитать, и песни спеть! А сколько о зиме придумано загадок! Их у зимы множество. Сейчас попробуем их разгадать. (В каждую клетку кроссворда нужно поместить одну букву отгадки.)


- Все вы знаете, что бывает четыре времени года – помогите мне их назвать. Правильно – весна, лето, осень, зима.

И каждое время года в природе проходит по-разному.

Зимой кругом белым-бело. А как красиво!вот что сказал об этом А. С. Пушкин:

^ Идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз, и рады мы

Проказам матушки-зимы!


- Зиму любят все, поэтому и называют ее ласково – зимушкой. И хотя зима только началась, сегодня мы встретимся со всеми зимними месяцами. Декабрь не похож на январь, январь – на февраль. Знаете ли вы, какая зима в декабре?

(Ученик читает стихотворение Г. Ладонщиковой «Здравствуй, зимушка-зима!»)


Белым снегом все покрыло –

^ И деревья, и дома.

Свищет ветер легкокрылый:

- Здравствуй, зимушка-зима!


Вьется след замысловатый

От полянки до холма.

Это заяц напечатал:

- Здравствуй, зимушка-зима!


Мы для птиц кормушки ставим,

Насыпаем в них корма.

И поют пичуги в стаях:

- Здравствуй, зимушка-зима!


- А какая зима в январе?

(Ученик читает стихотворение Ю. Островского «Зима-портниха».)


^ В лесную чащу тихо

Вошла зима-портниха.

Березки очень рады:

- Спасибо за наряды!


Пушистые и белые

Зима наряды сделала.

И для лесов и для полей.

Пускай им будет потеплей!


Деревьям всем в лесочке

Зима дала платочки,

А в шубки их одела –

Сама повеселела.


- Послушайте, какое стихотворение написал поэт Сергей Есенин о заснеженной березе.

(Звучит стихотворение «Белая береза».)

Затем девочка читает стихотворение Т Башмаковой «Зимняя картинка».)


^ Я сегодня днем была

На лесной поляне.

То, что видела вокруг,

Расскажу я маме.

Тихо падал там снежок,

Легкий и пушистый,

Укрывая зимний лес

Мехом серебристым.


Там лосенок пробегал,

Словно резвый ветер,

И созвездие снегов

Осыпал он с веток.

По колени в мягкий снег

Клены провалились,

А береза и ольха

В кружево рядились.

Краски я сейчас возьму:

Белую, цветную,

И в альбоме голубом зиму нарисую.


- Последний месяц зимы – февраль. В феврале часто бывают метели, вьюги, бураны. Помните, как в новогодней сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев» братец-февраль сказал.


^ Ветры, бури, ураганы,

Дуйте, что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!


В облаках трубите громко,

Вейтесь над землею!

Пусть бежитв полях поземка

Белою змеею!


- Много песен написано о зиме. Какой праздник и взрослые и дети любят больше всего?

А что это за праздник, если песен нет?! Давайте споем!

(Класс поет песню «Зимние забавы».)


Физкультминутка.


- Зима только начинается. Нас ждут санки, лыжи, коньки, ледяные горки, много зимних забав. (Учитель показывает картинки зимы и зимних забав.)


  • Работа над новой темой урока.


- Итак, ребята сегодня мы услышали стихотворение А. С. Пушкина. Какие еще стихи и сказки его вы знаете? (Показываются и называются картины на доске.)


- Сегодня мы посвятим наш урок чтению, анализу и заучиванию наизусть стихотворного отрывка А. С Пушкина

«Зимнее утро».

Беседа об А. С. Пушкине.


- Послушайте, ребята, краткую биографию Александра Сергеевича Пушкина. (Учитель показывает портрет поэта.)


  • Работа по учебнику.


- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на внимательно на картинку на странице 208 и расскажите о своих впечатлениях о запомнившихся вам зимних днях.


- Ответьте на вопросы.


  1. Какие времена года вы особенно любите?

  2. Нравится ли вам зима? Почему? Как выглядит лес зимой?

  3. Какой вам запомнилась речка в морозные зимние дни?

  4. Какое настроение посещает вас ненастным зимним вечером?


-Итак, ребята, давайте же , наконец, прочитаем одно из лучших стихотворений А. С. Пушкина «Зимнее утро».

Послушайте его в исполнении артиста, мастера художественного слова.

(Звучит голос с пластинки.)


  • Работа над стихотворением.


Сосредоточить внимание учащихся на средствах выразительности при создании картины вьюги – эпитетах («на мутном небе», «тучи мрачные», сравнениях («луна, как бледное пятно»)


Впечатление о мрачной вьюге усиливается тем, что о зимней вьюге поэт говорит как о недобром существе («вьюга злилась», «мгла носилась»).


^ А) Работа над новыми словами и словосочетаниями.


Вечор – вечером, вечер;

Вьюга – очень пасмурная погода, глаза слепит снег, ветер поднимает снег с земли;

Тучи мрачные – серые, тяжелые, темные тучи;

^ Печальная - грустная, человек без настроения;

Нынче – теперь;

Под небесами - под небом;

Лес чернеет – лес становится темным. (Из-за вьюги лес кажется темным.)


Б) ^ Самостоятельное чтение стихотворения «Зимнее утро» детьми.


В) Беседа.

Давайте уясним чувства и переживания человека.

Мрачная картина вчерашней вьюги вызывает у его друга чувство печали и грусти. – «И ты печальная сидела».


Г) ^ Чтение стихотворения учащимися.


- выразительное чтение у доски,

- выборочное чтение учащимися,

- чтение по цепочке.


Д) Работа над словесной картиной зимней природы.


- Найдите и прочитайте мне те места, где описывается яркое солнечное утро.

(«Под голубыми небесами», «великолепными коврами», «прозрачный лес».)

(Обратить внимание учащихся на полную противоположность эпитетов тем, которые рисуют вьюжный вечер.)


Г) ^ Повторное чтение отрывка.


- Какое время года наступило?

- По каким признакам вы узнали, что наступила именно зима?

- Как вы думаете, какие чувства выражаются в нем? Какое настроение передает поэт?

(Поэт выразил свое восхищение яркой красотой зимнего солнечного дня. Выразил восхищение красотой природы, вызывающей чувства жизнерадостности, бодрости, счастья. А мы вместе с поэтом радуемся чудесному, волшебно красивому зимнему дню.)


- Найдите в стихотворении слова, отвечающие на вопросы: что делает? Что делают? Что сделают?

(Злилась, носилась, желтела, сидела, погляди, лежит, чернеет, зеленеет, блестит.)

- Какой частью речи они являются? (Глаголами.)


(Если останется время, познакомимся с рассказом «Январь» - стр. 209.)



  • Самостоятельная работа детей над материалами на стр.208 – 210.




  • Итог урока.


- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Что больше всего запомнилось из прочитанного и из беседы?

- Понравилось ли вам стихотворение и почему?



  • Задание на дом.

Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Зимнее утро». Прочитать рассказ Н. Сладкова «Январь» и уметь его пересказывать.


(Оценки за урок, поощрения.)


Скачать 141.64 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты