Домой

Сторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы моу сош №8 г. Петровска Саратовской области пояснительная записка




Скачать 176.8 Kb.
НазваниеСторожева Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы моу сош №8 г. Петровска Саратовской области пояснительная записка
Дата20.12.2012
Размер176.8 Kb.
ТипПояснительная записка
Содержание
Литературные произведения Г.Р. Державин «Ключ», «Река времён в своём стремленьи…» В.А. Жуковский «Рыбак», «Лесной царь»
Примерное планирование элективного курса
Модуль I. Писатели-классики и Саратовский край
Модуль II. Тема детства и юности в произведениях саратовских писателей.
Модуль III. Литература и другие виды искусства в Саратовском крае
Модуль IV. Поэзия родного края
Создание тематического сборника с аннотацией и вступительной статьёй
Модуль V. Литература родного края
Содержание программы
Модуль I. Писатели-классики и Саратовский край
В.А. Жуковский в Саратове.
Н.П. Огарёв в Саратове
Н. Г. Чернышевский в Саратове
Федин К.А.
Модуль II. Тема детства и юности в произведениях саратовских писателей.
Кассиль Л.А
Мухина-Петринская В.М.
Ширяева Г.Д
Модуль III. Литература и другие виды искусства в Саратовском крае
Устинов Л.Е., Табаков О.П.
...
Полное содержание
Подобные работы:



Программа элективного курса

«Литературное краеведение Саратовского края»

Сторожева Татьяна Юрьевна,

учитель русского языка и

литературы МОУ – СОШ №8

г. Петровска Саратовской области

Пояснительная записка



Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании.

Изучение литературных традиций родного края сегодня очень актуально и невозможно без систематического чтения художественных произведений. Данный элективный курс рассчитан, прежде всего, на тех учащихся, которые планируют поступать в гуманитарные вузы. Благодаря занятиям, учащиеся могут углубить свои знания по теории литературы, стилистике. Курс ставит своей задачей привить навыки наиболее рациональной работы с текстом. Старшеклассники зачастую плохо владеют навыками серьезного, вдумчивого чтения, логического и литературного анализа текста. Курс способствует развитию эстетического вкуса, формирует их духовную культуру, гражданскую позицию, развивает творческие способности и склонности учащихся, их фантазию, образное мышление, творческую инициативу.

При реализации программы возможны некоторые затруднения: нет соответствующего учебника, методических разработок, поэтому рекомендуется использование «Хрестоматии для начальной и средней школ: саратовские писатели – детям», - Саратов, 2007. Эта книга достаточно полно отражает поэтическое и прозаическое наследие Саратовской области. Курс дает возможность тематического объединения материала, способствует укреплению межпредметных связей (история – краеведение – литература – живопись – информатика), что заметно облегчает освоение материала, способствует формированию гражданской позиции.

Работая по этой программе, учитель может по своему усмотрению изменить количество часов на изучение той или иной темы, частично изменить список произведений, выбрать свои формы работы.

Элективный курс литературного краеведения в школе основывается на образовательно-воспитательных и познавательных принципах.

Объектом изучения этого курса служат произведения, созданные писателями и поэтами, которые своим творчеством тесно связаны с нашей Саратовской землей.

В содержание курса входят значимые по содержанию и доступные для изучения произведения русской литературы XIX и XX веков.

Наряду с этими произведениями в курс включены произведения местных писателей, известных на областном уровне.

   Программа курса «Литературное краеведение Саратовского края»

  • включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах, тем самым расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов;

  • способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения;

  • формирует у учащихся высокую гражданскую позицию;

  • способствует воспитанию речевой культуры школьников.

Главная цель вводимого курса – пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства гордости за свой край.

Для достижения этой цели выдвигаются конкретные задачи:

  • Просветительская (приобщение к литературному творчеству)

  • Агитационная (увлечь школьников пафосом литературно-краеведческого поиска)

  • Эстетическая (раскрыть школьникам богатство мира идей и образов литературы)

  • Лингво-коммуникативная (обогатить устную и письменную речь школьников)

  • Обучающая (овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов)

Автор программы предполагает, что курс поможет достичь более высоких знаний по предмету, будет способствовать развитию творческих способностей ребёнка, позволит более полно подготовить учащихся для поступления в вузы.

В процессе освоения курса предполагается

  • знакомство с историко-литературными источниками, чтение и обсуждение художественных произведений, их критическая оценка;

  • освоение элементарных знаний по истории и теории литературы;

  • знакомство с биографическими данными о писателях-классиках  XIX и XX веков, побывавших в Саратовской губернии;

  • анализ содержания и структуры литературного произведения (тема, идея, сюжет, композиция, основные образы);

  • изучение нравственной и историко-культурной проблематики произведения.

 

Курс литературного краеведения вводит учащихся в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет их сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала.

Целесообразно применять разнообразные формы занятий (выразительное чтение, собеседование, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-дискуссии, конференции, инсценировки, интегрированные и интегральные уроки, уроки-концерты, экскурсии, встречи и другие формы), направленные на создание атмосферы совместной деятельности учителя и учащихся, на активизацию творческих возможностей каждого ученика.

Программа продолжает формировать у учащихся умения и навыки, сформулированные в общегосударственной программе по литературе:

  • правильное и выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов;

  • умение определять тему, главную мысль, основные проблемы художественного произведения, его род, жанр, сюжет, фабулу, композицию и архитектонику, характеризовать героя, выделять эпизоды, то есть анализировать это произведение;

  • находить в произведении различные тропы;

  • составлять простой и сложный план, тезисы, конспекты, писать доклады, рефераты, рецензии, давать устные отзывы;

  • аргументированно оценивать ответ одноклассника, давать самооценку себе;

  • вырабатывать навык саморедактирования и взаиморедактирования письменных работ;

  • определять авторскую позицию, уметь формулировать свою;

  • формировать навыки активного слушания, основные навыки ведения беседы, дискуссии.


Программа опирается на межпредметные связи. К ней прилагается список рекомендуемой литературы для учителя.

^

Литературные произведения

    1. Г.Р. Державин «Ключ», «Река времён в своём стремленьи…»

    2. В.А. Жуковский «Рыбак», «Лесной царь»

    3. Д. В. Давыдов «Душечка», «Бородинское поле»

    4. П.А. Вяземский «Русский бог», «Тройка», «Я пережил»


    5. А.С.Пушкин. «Моя родословная», «В поле чистом серебрится», «Когда б не смутное влеченье», «Медный всадник» (Вступление), «К моей чернильнице», Саратовские страницы «Истории Пугачёва». Саратовские и петровские поэты и писатели об А.С. Пушкине.

    6. Н.П. Огарёв «Деревенский сторож», «Дорога», «Арестант»

    7. М.Ю.Лермонтов. «Тростник», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Выхожу один я на дорогу…», «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива…»

    8. А. Н. Будищев «Росой горит слеза…», «Калитка», «В тихий сад, к цветущим сиреням», «Весна», «На родине», «Только вечер затеплится синий…».

    9. Н. Г. Чернышевский главы из романа «Что делать»

    10. А.Н. Толстой «Гадюка»

    11. Федин К.А. «Первые радости» (главы из романа), «Необыкновенное лето» (глава из романа)

    12. Кассиль Л.А. «Кондуит и швамбрания» (главы из повести), «Дорогие мои мальчишки»

    13. Алексеев ММ. «Вишнёвый омут» (глава из романа)

    14. Розанов С.К. «Внук Бояна» (главы из повести)

    15. Мухина-Петринская В.М. «Океан и кораблик» (глава из повести), «Корабли Санди»

    16. Симонов К.М. Стихотворения

    17. Передреев А.К. Стихотворения

    18. Петров-Водкин К.С. « Хлыновск» (главы из повести)

    19. Ширяева Г.Д. «Гюрги-Дюрги-Дюк», «Утренний иней» (главы из романа)

    20. Устинов Л.Е., Табаков О.П. «Белоснежка и семь гномов»

(сказка в двух действиях)

    1. Е.М. Рязанова «На пороге юности»

    2. Н.Е. Палькин Главы из книги «Окрасился месяц багрянцем» ( «Третье чудо», «В гостях у Василия Васильевича»), стихотворения «Спасибо, Волга», «Зацвели саратовские вишни», «Глянь с горы Соколовой…», «Слава Богу»

    3. . Г. Тобольский Стихи и рассказы из сборника «Высокий час»

    4. И. И. Малохаткин «О, луговая, полевая…», «Вдовы», «Письма», «Русь»

    5. КековаС.В. Стихотворения по выбору учителя

    6. А.К. Мартынов «Я – Россиянин», «Речка детства», «Осенний лист»

    7. Литература родного края

Система творческих заданий.

  • Выразительное чтение художественного произведения.

  • Сопоставительный анализ художественного произведения.

  • Защита исследовательского проекта.

  • Отзыв и рецензия.

  • Иллюстрация к произведению и т.д.

Элективный курс «Литературное краеведение Саратовского края» рассчитан на 72 часа (учитель самостоятельно распределяет уроки в зависимости от тематического планирования и других условий работы).   

 

Умения  и навыки учащихся:

 

  • школьники должны знать содержание изученных произведений писателей;

  • уметь давать самостоятельную оценку изученным произведениям;

  • освоить необходимый уровень сведений по теории и истории литературы: сведения о жизни и творчестве писателей, особенности построения художественных произведений;

  • уметь грамотно высказать и обосновать в устной и письменной форме свое отношение к прочитанному; выступать с докладами и сообщениями; писать отзывы, рефераты;

  • уметь выразительно читать изученные произведения в соответствии с авторским замыслом.


^ Примерное планирование элективного курса

«Литературное краеведение Саратовского края»



№ п/п

Тема

Коли-

чество часов

Виды деятельности

1.

Введение

2 ч.

Лекция-беседа.

^ Модуль I. Писатели-классики и Саратовский край

2.

Г. Р. Державин в Саратове

2ч.

Работа над выразительным чтением. Литературоведческий анализ стихотворений

3.

В.А. Жуковский в Саратове

2 ч.

Практическое занятие.

4

Д. В. Давыдов в Саратове

2 ч.

Анализ стихотворений, связанных с Саратовским краем

5.

П.А. Вяземский в Саратове

2 ч.

Лингвистический анализ текста.

Создание буклета

«Поэты Пушкинской поры в Саратовском крае»

6

Был ли Пушкин в Саратове

Саратовские поэты и писатели о Пушкине

2

Творческая работа «Мой Пушкин»

В художественном жанре

7.

Н.П. Огарёв в Саратове

2 ч.

Комментированное чтение фрагментов.

Создание буклета

«Поэты Пушкинской поры в Саратовском крае»

8.

М.Ю.Лермонтов. в Саратове

2 ч.

Экскурсия в музей «Тарханы» (или создание презентаций «Заочная экскурсия на родину М.Ю. Лермонтова»

9.

А. Н. Будищев в Саратове

2 ч.

Написание сценария

литературно-музыкальной гостиной «Отвори потихоньку калитку…»

10.

Н. Г. Чернышевский в Саратове

2ч.

Создание и защита проекта ««Будущее» Чернышевского в истории России»

11.

А.Н. Толстой в Саратове

2 ч.

Анализ текста и выявление роли эпизода в раскрытии идеи всего рассказа.

12.

Федин К.А. «Первые радости» (главы из романа), «Необыкновенное лето» (глава из романа)

2

Создание проекта

«Написание сценария и инсценировка отдельной главы романов»

13

Алексеев ММ. «Вишнёвый омут» (глава из романа)

2

Общечеловеческие ценности в романе. Природа родного края в романе.

Создание рекламного плаката

14

Создание и защита проекта

«Буклет о писателе и его творчестве в Саратовском крае»

2

Защита проекта

^ Модуль II. Тема детства и юности в произведениях саратовских писателей.

15

Розанов С.К. «Внук Бояна» (главы из повести)

1

Литературные традиции

Написание рецензии

16

Кассиль Л.А. «Кондуит и швамбрания» (главы из повести), «Дорогие мои мальчишки»

2

Мир детства в произведениях Л. Кассиля

Написание отзыва на произведение

17

Мухина-Петринская В.М. «Океан и кораблик» (глава из повести), «Корабли Санди»

2

Мечты и реальность в повестях.

Написание сценария на любой эпизод (по выбору учащегося)

18

Ширяева Г.Д. «Гюрги-Дюрги-Дюк», «Утренний иней» (главы из романа)

2

Филологический анализ текста

Написание вступительной статьи к изданию книги

19

Е.М. Рязанова «На пороге юности»

2

Композиция произведения







1




20

Написание критической статьи

«Тема детства и юности в произведениях Саратовских писателей»

Выпуск критического журнала

2

Защита работ, творческая беседа, встреча с журналистами

^ Модуль III. Литература и другие виды искусства в Саратовском крае

21

Петров-Водкин К.С. « Хлыновск» (главы из повести)

2

Живопись и литературы

Посещение музея Петрова-Водкина К.С. в Хвалынске

22

Устинов Л.Е., Табаков О.П. «Белоснежка и семь гномов» (сказка в двух действиях)

4

Театр и литература.

Инсценирование сказки

Посещение театра, встреча с актёрами

^ Модуль IV. Поэзия родного края

23

Симонов К.М. Стихотворения


2

Родина в стихотворениях К. Симонова

Анализ стихотворения

Создание своего стихотворения о войне

24

Передреев А.К. Стихотворения


2

Саратовские просторы в лирике Передреева.

Написание стихотворения о родном крае

25

Н.Е. Палькин Главы из книги «Окрасился месяц багрянцем» ( «Третье чудо», «В гостях у Василия Васильевича»), стихотворения «Спасибо, Волга», «Зацвели саратовские вишни», «Глянь с горы Соколовой…», «Слава Богу»

2

Работа с текстами. Составление «словаря» метафор


26

Г. Тобольский Стихи и рассказы из сборника «Высокий час»

2

Сравнительный анализ стихотворения и прозаического текста

27

И. И. Малохаткин «О, луговая, полевая…», «Вдовы», «Письма», «Русь»

2

Работа с текстами. Составление «словаря» метафор


28

КековаС.В. Стихотворения по выбору учителя

2

Основные мотивы лирика

Исследование сборников разных лет

29

А.К. Мартынов «Я – Россиянин», «Речка детства», «Осенний лист»

2

Мордовский поэт.

Единые ценности

30

^ Создание тематического сборника с аннотацией и вступительной статьёй

2 ч.

Защита творческих проектов Выступления учащихся. Творческая беседа

^ Модуль V. Литература родного края


31

Литература родного края


7

Поэзия, проза района.

Встреча с поэтами, писателями, журналистами

32

Создание литературно-художественного альманаха «Мой край»


2 ч.

Доклады учащихся. Творческая беседа. Защита творческих проектов. Встреча с авторами.

33.

Работа творческой мастерской (Стихи, написанные мною). Подведение итогов года.

2 ч.

Рецензирование и взаимное рецензирование творческих работ.



^ Содержание программы


 

1. Введение


Цели и задачи занятий по литературному краеведению.

Известные саратовские краеведы прошлого.

Современное состояние краеведения в Саратове

Различные виды искусства в Саратове. Литературный процесс в Саратове.


^ Модуль I. Писатели-классики и Саратовский край

Г. Р. Державин в Саратове. Работа над выразительным чтением. Литературоведческий анализ стихотворений

^ В.А. Жуковский в Саратове. Практическое занятие

Д. В. Давыдов в Саратове. Анализ стихотворений, связанных с Саратовским краем

П.А. Вяземский в Саратове. Лингвистический анализ текста.

Был ли Пушкин в Саратове?

Саратовские поэты и писатели о Пушкине. Творческая работа «Мой Пушкин»

В художественном жанре

^ Н.П. Огарёв в Саратове. Комментированное чтение фрагментов.

Создание буклета

«Поэты Пушкинской поры в Саратовском крае»

М.Ю.Лермонтов в Саратове. Экскурсия в музей «Тарханы» (или создание презентаций «Заочная экскурсия на родину М.Ю. Лермонтова»

А. Н. Будищев в Саратове. Написание сценария

литературно-музыкальной гостиной «Отвори потихоньку калитку…»

^ Н. Г. Чернышевский в Саратове. Посещение музея. Создание и защита проекта ««Будущее» Чернышевского в истории России»

А.Н. Толстой в Саратове. Анализ текста и выявление роли эпизода в раскрытии идеи всего рассказа.

^ Федин К.А. «Первые радости» (главы из романа), «Необыкновенное лето» (глава из романа). Создание проекта

«Написание сценария и инсценировка отдельной главы романов»

Алексеев М. М. «Вишнёвый омут» (глава из романа). Общечеловеческие ценности в романе. Природа родного края в романе.

Создание рекламного плаката

Создание и защита проекта «Буклет о писателе и его творчестве в Саратовском крае»

Литература


Е.И. Покусаев «Русские писатели в Саратовском Поволжье», Приволжское книжное издательство, Саратов, 1964,

Геннадий Митин «Деятели Культуры в Саратовской губернии», Саратов, 2002

"Литература. Справочник школьника", М.: "Слово", 1997

Энциклопедия Саратовского края. С. Приволж. Кн. Изд-во. 2002

Я. Грот «Жизнь Державина». Изд. «Алгоритм», Москва 1997 год.

История русской литературы в 4-х томах. Л., 1981.

История Саратовского края: С древнейших времен до 1917 года. Саратов: Регион. Приволж. изд-во "Детская книга", 2000

Очерки истории Саратовского Поволжья. Т.1: С древнейших времен до отмены крепостного права. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993

Семенко И.М. Поэты пушкинского поры. – М., 1970.

Давыдов Д. Сочинения / Подг. Вл. Орлов. – М., 1962.

Сахаров В. Стихов гармония и сила // Сахаров В. Под сенью дружных муз. – М., 1984.

Кожинов В. Стихи и поэзия.

Андреев-Кривич С.А. Тарханская пора. - Саратов. – 1976

Арзамасцев В.П. Места, воспетые поэтом. - Саратов. - 1991.

Прокопенко Л. Саратовская тетрадь. - В кн.: Годы и люди. - Саратов: Приволжское книжное издательство, 1983.


^ Модуль II. Тема детства и юности в произведениях саратовских писателей.

Розанов С.К. «Внук Бояна» (главы из повести). Литературные традиции. Написание рецензии.

^ Кассиль Л.А. «Кондуит и швамбрания» (главы из повести), «Дорогие мои мальчишки»

Мир детства в произведениях Л. Кассиля

Написание отзыва на произведение

^ Мухина-Петринская В.М. «Океан и кораблик» (глава из повести), «Корабли Санди»

Мечты и реальность в повестях.

Написание сценария на любой эпизод (по выбору учащегося)

^ Ширяева Г.Д. «Утренний иней» (главы из романа) Филологический анализ текста

Е.М. Рязанова «На пороге юности» Композиция произведения

Г. Д. Ширяева «Гюрги-Дюрги-Дюк» Написание вступительной статьи к изданию книги

Написание критической статьи «Тема детства и юности в произведениях Саратовских писателей» Выпуск критического журнала. Защита работ, творческая беседа, встреча с журналистами

Литература

Е.И. Покусаев «Русские писатели в Саратовском Поволжье», Приволжское книжное издательство, Саратов, 1964,

Геннадий Митин «Деятели Культуры в Саратовской губернии», Саратов, 2002

"Литература. Справочник школьника", М.: "Слово", 1997

Энциклопедия Саратовского края. С. Приволж. Кн. Изд-во. 2002


^ Модуль III. Литература и другие виды искусства в Саратовском крае

Петров-Водкин К.С. « Хлыновск» (главы из повести) Живопись и литературы

Посещение музея Петрова-Водкина К.С. в Хвалынске

^ Устинов Л.Е., Табаков О.П. «Белоснежка и семь гномов» (сказка в двух действиях)

Театр и литература.

Инсценирование сказки

Посещение театра, встреча с актёрами

^ Модуль IV. Поэзия родного края

Симонов К.М. Стихотворения Родина в стихотворениях К. Симонова

Анализ стихотворения

Создание своего стихотворения о войне

^ Передреев А.К. Стихотворения

Саратовские просторы в лирике Передреева.

Написание стихотворения о родном крае

Н.Е. Палькин Главы из книги «Окрасился месяц багрянцем» ( «Третье чудо», «В гостях у Василия Васильевича»), стихотворения «Спасибо, Волга», «Зацвели саратовские вишни», «Глянь с горы Соколовой…», «Слава Богу» Работа с текстами. Составление «словаря» метафор

^ Г. Тобольский Стихи и рассказы из сборника «Высокий час» Сравнительный анализ стихотворения и прозаического текста

И. И. Малохаткин «О, луговая, полевая…», «Вдовы», «Письма», «Русь» Работа с текстами. Составление «словаря» метафор

^ Кекова С.В. Стихотворения по выбору учителя Основные мотивы лирика

Исследование сборников разных лет

А.К. Мартынов «Я – Россиянин», «Речка детства», «Осенний лист» Мордовский поэт.

Единые ценности

^ Создание тематического сборника с аннотацией и вступительной статьёй

Защита творческих проектов Выступления учащихся. Творческая беседа

Литература

Е.И. Покусаев «Русские писатели в Саратовском Поволжье», Приволжское книжное издательство, Саратов, 1964,

Геннадий Митин «Деятели Культуры в Саратовской губернии», Саратов, 2002

"Литература. Справочник школьника", М.: "Слово", 1997

Энциклопедия Саратовского края. С. Приволж. Кн. Изд-во. 2002

Енакиев Р «Когда чувства искренние…» «Петровские вести» 1993

Мордовская литература, Учеб хрестоматия для 9 – 11 кл., Саранск,1990

«С годами нестареющие строки». Составитель Ю.Г. Сумбаев, В.С. Савин – Петровск, 2005.


^ Модуль V. Литература родного края

Поэзия, проза района.

Встреча с поэтами, писателями, журналистами

Создание литературно-художественного альманаха «Мой край»

Защита творческих проектов. Встреча с автором. Работа творческой мастерской (Стихи, написанные мною). Подведение итогов года


Ресурсы Интернет

  1. www.yazikov.org

  2. www.zhurnal.lib.ru/

  3. http://saratoff.ru/?chap=spirit&com=news&act=show&id=6692

  4. http://recensiya.ru/09.html

Скачать 176.8 Kb.
Поиск по сайту:



База данных защищена авторским правом ©dogend.ru 2014
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Уроки, справочники, рефераты